Освобождение от уплаты ндс бюджетной организации на 2019

НК РФ Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

1. Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Лица, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные документы и (или) уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), воспользовавшиеся правом на освобождение, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

  • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллиона рублей;
  • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.

Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются:

  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган документы и (или) уведомление по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Освобождение от уплаты ндс бюджетной организации на 2019

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетная организация с 4 квартала 2020 года решила воспользоваться своим правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ).
Какие документы необходимо представить для этого в налоговый орган? Должен ли будет налоговый орган выдать организации документ, подтверждающий правомерность применения ею указанного освобождения? Какие документы представляются в налоговый орган по окончании срока освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС? Нужно ли будет организации с 4 квартала 2020 года представлять в налоговый орган декларацию по НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для реализации права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, с 4 квартала 2020 года бюджетная организация должна представить в налоговый орган:
— уведомление об использовании права на освобождение;
— выписку из бухгалтерского баланса (регистров бухгалтерского учета) о сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за 3 квартал 2020 года без НДС;
— выписку из книги продаж за 3 квартал 2020 года.
Налоговый орган не должен выдавать налогоплательщикам документ, подтверждающий правомерность применения ими указанного освобождения.
По окончании периода освобождения (12 календарных месяцев) бюджетная организация должна будет представить в налоговый орган:
— документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллионов рублей. К таким документам относятся выписки из бухгалтерского баланса (регистров бухгалтерского учета) и книг продаж за период с октября 2020 года по сентябрь 2021 года включительно с информацией о совокупной выручке организации без НДС за каждые три последовательных календарных месяца этого двенадцатимесячного периода (то есть октябрь-декабрь 2020 года, ноябрь 2020 года — январь 2021 года и т.д.);
— уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Согласно официальным разъяснениям организации, применяющие в соответствии со ст. 145 НК РФ освобождение и в период данного освобождения не выставлявшие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС, а также не исполнявшие обязанности налогового агента по НДС, налоговую декларацию по НДС в налоговый орган по месту своего учета не представляют.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ организации, за исключением применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (далее — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС (далее также — налог) не превысила в совокупности два миллиона рублей (смотрите также п. 2 ст. 145 НК РФ).
На основании п. 3 ст. 145 НК РФ организации, использующие право на освобождение, не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется данное право, должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление (форма утверждена приказом Минфина России от 26.12.2018 N 286н) и документы, указанные в п. 6 той же статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, а именно (с учетом особенностей, не актуальных в рассматриваемой ситуации):
— выписку из бухгалтерского баланса;
— выписку из книги продаж.
Поскольку законом не установлено иное, это справедливо и в отношении бюджетных организаций.
Пункт 6 ст. 145 НК РФ не содержит указания на то, за какой период должны формироваться предусмотренные им выписки. Данные выписки должны подтверждать право организации на освобождение, то есть то, что размер ее выручки от реализации за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета налога не превысил в совокупности два миллиона рублей. Поэтому считаем, что указанные выписки должны составляться именно за три предшествующих месяцу начала применения освобождения последовательных календарных месяца.
Под выпиской из бухгалтерского баланса, который не формируется бюджетной организацией за каждые три месяца календарного года, по нашему мнению, следует понимать выписку из регистров бухгалтерского учета о сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Каких-либо специальных требований к форме выписок из бухгалтерского баланса и книги продаж не установлено, поэтому полагаем, что они могут оформляться в виде документов в произвольной форме, заверенных печатью организации (при наличии), подписями руководителя и главного бухгалтера, в названии которых вынесены используемые в п. 6 ст. 145 НК РФ формулировки: «выписка из бухгалтерского баланса», «выписка из книги продаж».
Таким образом, бюджетная организация в данном случае сможет реализовать право на освобождение с 4 квартала 2020 года, если совокупный размер полученной ею выручки от реализации товаров (работ, услуг) за июль, август и сентябрь 2020 года не будет превышать 2 миллионов рублей без учета НДС. При этом она должна будет представить в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20.10.2020:
— уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной приказом Минфина России от 26.12.2018 N 286н;
— выписку из бухгалтерского баланса (регистров бухгалтерского учета) о сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за 3 квартал 2020 года без НДС;
— выписку из книги продаж за 3 квартал 2020 года.
Статья 145 НК РФ не предусматривает процедуры подтверждения налоговым органом правомерности начала использования налогоплательщиком права на освобождение и направления ему каких-либо подтверждающих это документов. В п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 указано, что при толковании ст. 145 НК РФ судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать право на освобождение.
В силу требований п.п. 4, 6 ст. 145 НК РФ по окончании периода освобождения (12 календарных месяцев) не позднее 20.10.2021 бюджетная организация должна будет представить в налоговый орган:
— документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллионов рублей. К таким документам относятся выписки из бухгалтерского баланса (регистров бухгалтерского учета) и книг продаж (п. 3 ст. 169 НК РФ, п. 3 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, письмо ФНС России от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@) за период с октября 2020 года по сентябрь 2021 года включительно с информацией о совокупной выручке организации без НДС за каждые три последовательных календарных месяца этого двенадцатимесячного периода (то есть октябрь-декабрь 2020 года, ноябрь 2020 года — январь 2021 года и т.д.);
— уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Что касается необходимости представления налогоплательщиками, использующими право на освобождение, налоговых деклараций по НДС, то, по мнению финансового ведомства, на основании п. 5 ст. 174 НК РФ организации, применяющие в соответствии со ст. 145 НК РФ освобождение и в период данного освобождения не выставлявшие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС, а также не исполнявшие обязанности налогового агента по НДС, налоговую декларацию по НДС в налоговый орган по месту своего учета не представляют (письма Минфина России от 11.11.2019 N 03-07-07/86820, от 14.02.2017 N 03-02-08/7946).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС;
— Энциклопедия решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ) в организациях бюджетной сферы;
— Энциклопедия решений. Документы для получения (продления) права на освобождение от НДС;
— Энциклопедия решений. Счета-фактуры при совершении не подлежащих налогообложению НДС операций, при освобождении от исполнения обязанностей плательщика НДС;
— Энциклопедия решений. Утрата права на освобождение от обязанностей плательщика НДС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

10 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Налоговые льготы по НДС. Кто может быть освобожден от уплаты НДС

Больше материалов по теме «НДС» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

По закону, в некоторых случаях, индивидуальные предприниматели и компании, работающие по общему режиму налогообложения и, соответственно, обязанные применять НДС, могут рассчитывать на определенные льготы или освобождение от уплаты данного налога.

Что такое налоговая льгота

В законодательстве РФ нет четкой трактовки понятия «налоговая льгота». Поэтому чаще всего под этим термином понимается либо возможность оплачивать налог в меньшем размере, либо возможность не оплачивать его вовсе. При этом, налогоплательщик может отказаться от такой льготы или на какой-то период перестать ею пользоваться.

Если говорить конкретно по НДС, то в Налоговом кодексе РФ нет однозначного списка послаблений и льгот, к нему применяемом. Но некоторые общие моменты все же существуют. Рассмотрим их ниже.

Льготы по НДС

Прежде всего, стоит сказать о том, что большинство налоговых специалистов ко льготам по НДС относят:

  • право предприятий и ИП переносить прошлые убытки на будущие периоды;
  • возможность применять амортизационные премии;
  • при оказании услуг не на территории РФ (при самом факте отсутствии объекта налогообложения) возможность не начислять НДС.

Но вопреки сложившейся практике, строго говоря, перечисленные здесь пункты в полной мере отнести ко льготам по НДС нельзя, поскольку на них имеют право и другие налогоплательщики. Поэтому главной льготой НДС является только возможность освобождения от его уплаты.

Кто может претендовать на освобождение от НДС

Как говорит статья 145 НК РФ, для освобождения от выплаты НДС ИП и предприятия должны соответствовать следующим критериям:

  • со времени постановки на государственный учет прошло не меньше 3 месяцев;
  • без НДС за 3 месяца прибыль компании составила не больше 2 миллионов рублей;
  • в продажах не используются товары, подпадающие под акциз или при работе с ними ведется раздельный учет по подакцизным и неподакцизным категориям.

Внимание! Следует учесть, что Министерство финансов считает, что рассчитывать окончательный размер выручки нужно при полном учете продаж товаров как акцизных так и неподакцизных, а также операций, не признаваемых объектами по НДС и не облагаемых данным видом налога.

Кто не может быть освобожден от оплаты НДС

В некоторых случаях даже при соблюдении вышеприведенных условий, некоторые организации и ИП не могут освобождаться от НДС. Например, это те ситуации, когда компания:

  • выполняет функции налогового агента, то есть занимается продажей товаров покупателям из других стран, а также имеет отношение к аренде муниципального и государственного имущества;
  • занимается ввозом на территорию России различных товаров.

С чего начинать освобождение от НДС

После того, как бухгалтерия предприятия убеждается в том, что никаких препятствий для избавления от уплаты НДС нет, нужно произвести предварительную подготовку, а именно – восстановить принятый ранее к вычету НДС по:

    ;
  • материальным активам;
  • нематериальным активам.

Сделать это надо непосредственно перед тем, как приступить к процедуре по освобождению от НДС, то есть в последнем налоговом периоде.

При этом следует учесть, что:

  1. если основные средства «недоамортизированы», то восстанавливать НДС нужно с их остаточной стоимости;
  2. если НДС выплачен с авансов, которые сделали покупатели, то его можно оформить к возврату, но только, при условии, что покупатели не возражают против того, чтобы:
    • или разорвать договорные отношения и вернуть аванс в полном размере;
    • или внести в договор пункт об изменении цены – в этом случае можно вернуть именно авансовый НДС.

Если же покупатель не имеет желания по каким-то своим причинам вносить в договор изменения, то при отгрузке товара ему нужно выставить счет-фактуру с НДС.

И всегда надо помнить о том, что как только наступает период освобождения от НДС, применять к вычету НДС, оплаченный с ранее произведенных авансов, будет уже нельзя.

Читайте также  Вопрос по переоформлению гаража

Какие документы нужны для освобождения от уплаты НДС

От ИП и организаций, которые хотят избавить себя от выплат НДС, налоговики требуют:

  1. уведомление в письменной форме по строго определенному формату;
  2. журнал контроля за движением счетов-фактур и его копию;
  3. выписки: из бухгалтерского баланса – от ООО, из книги учета доходов и расходов — от ИП, и выписку из книги учета продаж и покупок от тех и других.

Передать все вышеназванные документы в территориальную налоговую службу нужно не позже 20 числа месяца, с которого индивидуальный предприниматели или организация уже не хотят платить НДС.

К сведению! Важной особенностью освобождения от НДС является тот факт, что получить его можно в любое время, а не только в начала нового налогового периода.

Как только претендующее на освобождение от оплаты НДС предприятие или ИП получает его, он может в течение одного года спать спокойно – период освобождения фиксирован 12 месяцами последовательно. Входной НДС в это время нужно учитывать в стоимости работ, услуг и товаров.

Обязанности плательщика НДС в период освобождения от его оплаты

Несмотря на разрешение не выплачивать НДС, не выставлять покупателям счета-фактуры, а значит и не сдавать соответствующие декларации, у налогоплательщиков все же остаются некоторые обязанности. А именно, они должны:

  • вести книгу продаж и покупок;
  • вести журнал счетов-фактур;
  • выставлять контрагентам счета-фактуры по отгрузкам с пометкой «без НДС»;
  • выставлять счета-фактуры с выделенной суммой по налогу;
  • выплачивать НДС, если товар ввозиться из-за пределов РФ;
  • исполнять обязанности налогового агента по НДС;
  • заполнять и предоставлять местным налоговым специалистам декларацию за те кварталы, в которых НДС применялся.

Необходимо строго следить за выполнением этих операций, поскольку в случае обнаружения контролирующим органами пренебрежения к ним, может последовать административное наказание в виде штрафов.

Как продлить освобождение от НДС

Ближе к концу 12-месячного периода освобождения от НДС, налогоплательщик должен определиться с дальнейшими планами. Если он хочет продлить его, то нужно действовать по старой схеме, то есть вовремя обратиться в налоговую службу с тем же необходимым пакетом документов. В числе прочего, налоговые специалисты проведут проверку на предмет того, не было ли за предыдущие налоговые периоды превышений по условиям освобождения от НДС.

Как вернуться к выплатам по НДС

Если по каким-то причинам возникла необходимость вернуться к выплатам НДС, то надо снова обратиться в местную налоговую службу, чтобы подать туда заявление об отказе от освобождения от НДС. Причем сделать это добровольно раньше истечения годового периода, на который оно было получено, невозможно.

То есть, даже если ИП или организация начнет выставлять клиентам счета-фактуры с выделением НДС, принять к вычету входной НДС будет нельзя.

Когда теряется право на избавление от уплаты НДС

В некоторых случаях, налогоплательщик, уже получивший право не платить НДС, может его потерять. Это происходит в тех случаях, когда:

  • прибыль ИП или предприятия выше 2 миллионов рублей за три месяца подряд;
  • появляются продажи подакцизных товаров.

Важно! При оценке размеров выручки, налоговые специалисты смотрят и на те периоды, которые выходят за границы периода освобождения.


Внимание!
Те ИП и ООО, которые во время освобождения от уплаты НДС перешли на ЕНВД или УСН, в дальнейшем могут уже не подавать документы для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС.

Процедура по избавлению от НДС является делом не самым сложным, он требующим внимательного подхода. Поэтому при возникновении неуверенности в целесообразности его использования, например, по причине планов на развитие бизнеса и наращиванию оборотов, разумнее будет просто перейти на другую налоговую систему, например, УСН. Впрочем, в тех случаях, когда переход на иные налоговые режимы невозможен, освобождения от НДС – прекрасный способ снизить нагрузку на предприятие по налоговому учету и отчетности, а также выплате налогов.

Заявление на освобождение от НДС в 2021 году

Елена Космакова

Компании и ИП на ОСНО могут совершенно законно не платить НДС. Для этого они должны заработать меньше 2 млн рублей за три месяца подряд, выполнить еще пару условий и подать заявление на освобождение от НДС в налоговую. Расскажем, как оформить заявление, на какой срок освобождаются от налога и как продлевают льготу.

Кого освобождают от уплаты НДС

Получить освобождение от налога может только компания или ИП, которые проработали с момента открытия не менее 3 месяцев и в течение этого времени заработали менее 2 млн рублей (ст. 145 НК РФ). В расчет берется выручка за три идущих подряд календарных месяца: скажем, январь, февраль, март. Только если предприятие может подтвердить с помощью документов объемы выручки менее 2 млн рублей, она может претендовать на “жизнь без НДС”.

Вновь зарегистрированные компании и ИП могут учитывать выручку, начиная с месяца регистрации. И даже если они не ведут деятельность, то все равно могут освободиться от НДС (письмо Минфина от 23.08.2019 № 03-07-14/64961).

Чтобы сохранять право на работу без НДС, нельзя зарабатывать больше указанного лимита за три месяца подряд в ходе всей дальнейшей деятельности. Компании придется снова платить НДС с того месяца, когда трехмесячная выручка превысит границу в 2 млн рублей.

Есть еще три условия для применения льготы:

  • не заниматься импортом;
  • не выступать налоговым агентом;
  • если ведется торговля подакцизными товарами — вести раздельный учет и по этой группе товаров платить НДС.

Как контролировать выручку при освобождении от НДС

Во-первых, выручку нужно рассчитывать за три календарных месяца подряд. Если в рамках трехмесячного периода выручка перевалит за 2 млн, вы заметите это прежде, чем налоговая обратит на это внимание. Например, вы работаете без НДС с марта 2021, тогда для расчета берите периоды:

  • март, апрель, май;
  • апрель, май, июнь;
  • май, июнь, июль;
  • и т.д.

Во-вторых, выручку считайте по данным бухучета, без НДС и без авансов от контрагентов. И только по операциям, которые облагаются НДС (пп.3,4 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33). Не берите в расчет не облагаемые налогом операции:

  • совершенные за территорией РФ;
  • освобожденные от НДС по условиям ст. 149 НК РФ (например, продажа медицинских изделий, очков и линз для коррекции зрения, услуг по уходу за детьми и др.);
  • не облагаемые НДС по п.2 ст. 146 НК РФ (например, операции по продаже земельных участков, выполнение работ для снижения напряженности на рынке труда и др.);
  • в деятельности на спецрежиме, если вы совмещаете его с ОСНО (с 2021 года это только патент).

Как подать заявление на освобождение от НДС

Освободиться от НДС можно с начала любого месяца. Для этого заявление и пакет документов к нему подают до 20 числа месяца, в котором вы уже готовы работать без НДС (а значит предстоящие ему три месяца принесли выручку меньше 2 млн рублей).

Для налоговой соберите документы:

  • уведомление по форме, утвержденной приказом Минфина от 26.12.2019 №286н;
  • журнал счетов-фактур и его копию;
  • выписку из бухбаланса для компании или выписка из КУДиР для ИП за три месяца;
  • выписку из книги учета продаж за три месяца.

В заявление впишите:

  • данные об ИП или компании;
  • данные вашей налоговой, в которую направляете заявление;
  • дату, с которой планируется освобождение от НДС;
  • объем выручки за предыдущие три месяца;
  • список подтверждающих документов.

Текст уведомления умещается на полутора страницах, при этом половину страницы занимает шапка и название документа. Заполнить его не сложно, это можно сделать от руки или с помощью компьютера. Заявление подписывают директор компании и бухгалтер или сам ИП, заверяют его подписью и в двух экземплярах сдают в налоговую лично или по почте. Ждать ответ от налоговой не нужно — просто работайте без НДС с начала месяца, который указали в заявлении и старайтесь не “перебрать” с выручкой.

А вот образец заявления:

Как продлить освобождение

Уведомление об освобождении “работает” двенадцать месяцев, главное — не превысить лимит по выручке. Чтобы продлить освобождение, подайте через год в налоговую повторное заявление и такой же пакет документов. Сделайте это до 20 числа месяца, в котором нужно возобновить право на льготу. Если не сдать подтверждающие документы, вам могут заблокировать счет, назначить штраф и пени, доначислив НДС за год.

ФНС проведет проверку по вашим отчетным документам: не было ли случая превышения лимита за один из трехмесячных периодов в течение прошедшего года и двух месяцев до него. Ответа вы точно так же, как и при первом заявлении, не получите, но если нарушение все же было, вам доначислят НДС и вы обязательно узнаете об этом.

Если освобождение от НДС больше не нужно

Иногда компания хочет вернуться к работе с НДС, например, ради работы с выгодным партнером. Но сделать это можно будет только спустя год после подачи заявления (п. 4 ст. 145 НК РФ), когда льгота аннулируется сама собой. Вы можете начать выставлять контрагентам счета-фактуры с НДС, но его нельзя будет принять к вычету до конца льготного периода — это расценят как нарушение.

Освобождение досрочно можно потерять только из-за превышения лимита по выручке. Тогда это происходит с того месяца, когда лимит нарушен (п. 5 ст. 145 НК РФ, Письмо Минфина от 06.05.2010 № 03-07-14/32). Так что один из способов вернуться к работе с НДС — резко повысить доходы.

Что сделать до начала применения льготы

Перед освобождением восстановите в учете НДС, принятый к вычету по активам и основным средствам. Принять к вычету НДС с авансов после освобождения вы уже не сможете. Вместо этого либо договоритесь с клиентом о возврате “авансового” НДС, либо выставляйте им счет-фактуру с выделенным НДС при отгрузке товара или услуги.

Что делать с НДС в период применения льготы

Платить и рассчитывать НДС по внутренним операциям не придется, а входной НДС от контрагентов включайте в стоимость приобретенных товаров и услуг.

В книге продаж регистрируйте счета-фактуры с пометкой “Без НДС”, но не оформляйте счета-фактуры на авансы. Выписку из книги вы предоставите в налоговую, если через год решите продлить освобождение.

Не ведите книгу покупок: она нужна для расчета вычетов, а при освобождении от НДС у вас их нет.

Также вы освобождаетесь от отчетности по НДС на весь период применения льготы. Но есть нюансы:

  • если вы работаете без НДС с начала квартала, восстановленный НДС впишите в декларацию за последний квартал перед освобождением;
  • если вы работаете без НДС не с начала квартала, сдайте декларацию за квартал в обычном режиме и отразите в ней операции от начала квартала до начала применения льготы и впишите в нее восстановленный НДС.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет работать без НДС или с ним. Он рассчитает налог и даст советы по законному снижению его суммы: подскажет, какие документы нужно ввести в систему или выставить контрагентом, укажет на ошибки в учете, которые ведут к двойному начислению налога, и избавит от штрафов. В сервисе легко вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность онлайн, управлять финансами. Всем новичкам мы даем две недели бесплатной работы.

Освобождение от уплаты ндс бюджетной организации на 2019

НК РФ Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лица, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учета.

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Указанные документы и (или) уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), воспользовавшиеся правом на освобождение, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение в соответствии с абзацем первым пункта 1 настоящей статьи, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.

Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются:

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

(абзац введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ)

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

(абзац введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ)

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган документы и (или) уведомление по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]