Отказ в выдаче водительского удостоверения после окончания школы
Принятие решения о выдаче водительского удостоверения или об отказе в выдаче водительского удостоверения
196. Основанием для начала административной процедуры является:
196.1. Наличие положительной оценки, полученной кандидатом в водители по результатам экзаменов, установленных пунктом 9 Правил.
196.2. Принятие должностным лицом по результатам административной процедуры, предусмотренной подпунктом 78.1 пункта 78 Административного регламента, к рассмотрению заявления о выдаче российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения либо о выдаче международного водительского удостоверения либо об обмене иностранного водительского удостоверения лицам, указанным в подпункте 24.4 пункта 24 Административного регламента.
197. Основаниями для отказа в выдаче российского национального или международного водительского удостоверения в соответствии с пунктом 23 Правил являются:
197.1. Обращение лица, не достигшего установленного статьей 26 Федерального закона о безопасности дорожного движения возраста, либо не имеющего медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами либо не сдавшего в установленных случаях соответствующие экзамены, предусмотренные пунктом 9 Правил.
197.2. Наличие сведений о лишении лица права на управление транспортными средствами.
197.3. Представление документов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию.
197.4. Представление документов, имеющих признаки подделки, а также находящихся в числе утраченных (похищенных).
197.5. Обращение лица, которое ранее было лишено права управления транспортными средствами и не выполнило условия возврата водительского удостоверения, предусмотренные частью 4.1 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
197.6. Неуплата государственной пошлины в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
198. Решение о выдаче водительского удостоверения принимается должностным лицом:
198.1. При отсутствии оснований для отказа в выдаче водительского удостоверения, установленных пунктом 197 Административного регламента.
198.2. При наличии подтверждения выдачи водительского удостоверения — в случае проведения проверки, проведенной в соответствии с пунктом 100 Административного регламента.
198.3. При наличии информации в информационной системе Госавтоинспекции о действительности медицинского заключения на дату оформления и выдачи российского национального водительского удостоверения.
В случае истечения срока действия медицинского заключения на дату оформления и выдачи российского национального водительского удостоверения, заявителю предлагается представить новое медицинское заключение.
199. По факту получения информации, запрашиваемой в соответствии с пунктами 98 — 100 Административного регламента, должностным лицом осуществляется информирование заявителя в течение трех рабочих дней с момента поступления соответствующих сведений.
200. В случае принятия решения об отказе в выдаче водительского удостоверения в заявлении указываются соответствующие основания отказа, предусмотренные пунктом 197 Административного регламента, которые удостоверяются печатью экзаменационного подразделения и подписью должностного лица.
201. Об отказе в выдаче водительского удостоверения заявитель уведомляется в письменной форме с указанием причин отказа.
202. Время выполнения административной процедуры — до 10 минут.
203. Критериями принятия решения по данной административной процедуре является наличие (отсутствие) оснований отказа в выдаче российского национального или международного водительского удостоверения, предусмотренных пунктом 197 Административного регламента.
204. Результатом административной процедуры является решение должностного лица о выдаче водительского удостоверения либо об отказе в его выдаче.
205. Способом фиксации результата выполнения административной процедуры являются проставление должностным лицом отметки на заявлении с указанием принятого решения о выдаче водительского удостоверения или об отказе в выдаче водительского удостоверения, подписанного должностным лицом, с указанием фамилии, даты и времени принятия решения и внесение в информационную систему Госавтоинспекции сведений об отказе в выдаче водительского удостоверения в случае принятия такого решения.
Решение суда о признании отказа в выдаче водительского удостоверения незаконным № 2а-6217/2017
Погодаев Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к МУ МВД России «Красноярское» о признании отказа в выдаче водительского удостоверения незаконным, мотивируя тем, что мировым судьей судебного № 57 в Ленинском районе г. Красноярска административный истец был лишен права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев. Срок лишения управления транспортными средствами истек 25 июля 2017 года. По истечении срока лишения права управления транспортными средствами Погодаев Е.В. прошел медицинское обследование и сдал теоритический экзамен, однако в выдаче водительского удостоверения ему было отказано в связи с наличием неоплаченных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения. Истец считает указанный отказ незаконным, поскольку вынесенные в отношении него постановления о назначении административного наказания не подлежат исполнению, поскольку они не были приведены в исполнение в течении двух лет со дня вступления в законную силу.
Административный истец Погодаев Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил об их удовлетворении.
Представитель административного ответчика МУ МВД России «Красноярское» Кравченко О.П., действующая на основании доверенности от 09 января 2017 года, в удовлетворении исковых требований просила отказать, пояснив, что административный истец неоднократно привлекался к административной ответственности, административные штрафы им не оплачены, п. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ регламентирует порядок выдачи водительского удостоверения после окончания ограничения специального права и не является ни мерой административной ответственности, ни способом взыскания административных штрафов, в связи с чем положения ч. 1 ст. 39 КоАП РФ, относящиеся к порядку исполнения постановлений о назначении административных наказаний, применению к отношениям, регламентируемым п. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ, не подлежит.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.ч. 8, 9 и 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Консультация юриста по гражданским делам бесплатно
Бесплатная горячая линия круглосуточно
Найти судебные решения по фамилии
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка № 57 в Ленинском районе г. Красноярска Погодаев Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
Постановление вступило в законную силу 31 марта 2014 года (л.д. 13-14).
Срок лишения специального права истек 25 июля 2017 года (л.д. 10).
25 июля 2017 года административный истец Погодаев Е.В. обратился с заявлением о выдаче водительского удостоверения в МРЭО ГИБДД МУ МВД России «Красноярское». К обращению приложил медицинское заключение и экзаменационный лист проведения теоретического экзамена. На обращение административному истцу было отказано в выдаче водительского удостоверения в связи с тем, что не оплачены штрафы на основании постановлений о назначении административного наказания.
Из объяснений Погодаева Е.В. в судебном заседании следует, что за период с 2007 года по настоящее время им не было оплачено около 60 административных штрафов за нарушения в области дорожного движения. Указанные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела списком нарушений Погодаева Е.В. с 25 июля 1992 года.
Согласно ч. 4 ст. 32.6 КоАП РФ по истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи.
На основании п. 4.1. ст. 32.6 КоАП РФ по истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.3 и главой 12 настоящего Кодекса, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
В соответствии ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Из анализа приведенных норм права следует, что положения ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ регламентируют порядок исполнения постановления о назначении административного наказания, тогда как п. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ распространяет свое действие на порядок выдачи водительского удостоверения после окончания ограничения специального права и не распространяет свое действие на исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа.
В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании части 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Положения п. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ограничивает право гражданина, лишенного в установленном законом порядке специального права на управление транспортными средствами, на восстановление данного права при наличии неисполненных перед Российской Федерацией обязанностей по оплате назначенных в законном порядке административных штрафов, факт неоплаты которых свидетельствует о недобросовестном поведении в области безопасности дорожного движения.
В силу приведенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы административного истца о нарушении его прав административным ответчиком.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
В удовлетворении административного искового заявления А1 к МУ МВД России «Красноярское» о признании отказа в выдаче водительского удостоверения незаконным отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Причины, по которым человеку не выдадут водительские права
По каким причинам человеку откажут в выдаче водительского удостоверения?
Аварийность на дорогах нашей страны, несмотря на усилия со стороны инспекторов ГИБДД, продолжает оставаться на высоком уровне. При этом нередки случаи, когда к ДТП приводит отнюдь не нахождение в состоянии алкогольного опьянения или неопытность водителя, а внезапно ухудшившееся самочувствие человека, управлявшего транспортным средством. Врачи диагностируют у виновников происшествий инфаркты, инсульты, эпилептические приступы и т. д. Причем предсказать подобное развитие событий при выдаче гражданину водительского удостоверения невозможно.
В России действуют нормативные документы, содержащие перечень недугов, препятствующих получению прав. Что же входит в данный перечень? Существуют ли иные причины, которые могут послужить основанием для отказа в присвоении статуса водителя?
Медицинские ограничения
Из содержания статьи 23.1 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» следует, что к обучению вождению техникой допускаются только те лица, которые имеют на руках врачебное заключение. Документ должен подтверждать отсутствие противопоказаний для управления автомобилями. При этом различают:
- заболевания, наличие которых делает невозможным получение прав;
- состояния, требующие наличия специальных приспособлений для езды на машине или внесения изменений в конструкцию транспортного средства;
- ограничения, подлежащие корректировке, которые лишь в данный момент времени препятствуют выдаче удостоверения.
Источник изображения: eaapa.ru
К абсолютным противопоказаниям относятся такие недуги, как хронические расстройства психики (шизофрения), эпилепсия, органические поражения ЦНС, олигофрения, личностные нарушения, невротические патологии. В получении прав будет отказано человеку, употребляющему наркотические или психотропные вещества, пока врачи не посчитают возможным снять его с диспансерного учета. Не допускаются к управлению техникой граждане, имеющие слепоту и серьезные проблемы со зрением (что вполне логично), а также люди, страдающие нарушением цветовосприятия (ахроматопсией).
Если у будущего водителя отсутствуют кисть или рука полностью, неподвижны межфаланговые суставы, утрачены несколько пальцев, ему будет разрешена езда лишь на машинах с АКПП. При деформациях стоп, укорочении конечностей, после их ампутации, при параличе или парезе нижней части тела возможен допуск к передвижению на автомобилях, оборудованных ручным управлением. При отсутствии одного глаза лицо допускается за руль при наличии в машине акустической парковочной системы. Людям с плохим зрением выдается удостоверение с пометкой, что управление транспортом возможно только с использованием специальных приспособлений (очки, контактные линзы). Глухота в обязательном порядке подлежит коррекции при помощи слухового аппарата.
При выявлении временных ограничений человеку будет отказано в выдаче медицинской справки. Однако через некоторый промежуток времени гражданин сможет пройти комиссию повторно, если недопустимые состояния получится устранить. К таковым, в частности, относятся:
- чрезмерно низкая острота зрения (ниже 0,2 на худшем глазу и менее 0,6 на лучшем);
- острота зрения на одном глазу ниже 0,8 при одновременной полной слепоте второго;
- восстановительный период после рефракционных операций на роговой оболочке (1 месяц);
- заболевания склеры, парезы мышц, ограничивающие движение глазного яблока;
- сужение поля зрения, вызванное глаукомой;
- неподвижность нескольких пальцев на верхней конечности;
- заболевания вестибулярного аппарата, вызывающие головокружение;
- временная тугоухость (для категорий «C», «CE», «D», «DE» и другие).
Если будет установлено, что медицинская проблема решена, человеку выдадут справку о возможности получения им водительского удостоверения.
Источник изображения: auto.mail.ru
Возраст и стаж
По закону к сдаче экзамена в МРЭО ГИБДД не допускаются лица, не достигшие установленного для соответствующей категории транспорта возраста. Управлять мопедами и легкими мотоциклами разрешается с шестнадцати лет, «легковушками», грузовыми машинами категории «C» — с восемнадцати, автобусами, трамваями, троллейбусами – с двадцати одного года.
Пройти обучение в автошколе на категории «B» и «C» и сдать экзамен в МРЭО можно и в семнадцатилетнем возрасте. Однако само водительское удостоверение будет выдано только после наступления совершеннолетия. Чтобы получить права, позволяющие перемещаться за рулем транспортных составов, необходимо иметь стаж управления не менее 12 месяцев.
Судимость
Многие считают, что наличие условного наказания или нахождение под административным надзором являются препятствием для обучения вождению. Это не так: никаких ограничений для людей, имеющих судимость, в том числе непогашенную, закон не подразумевает. Исключением могут быть случаи, когда в приговоре прописывается запрет на управление автомобилями. Как правило, он устанавливается на определенный срок, по истечении которого человек снова сможет сесть за руль.
Если гражданин не имеет возрастных и медицинских ограничений, он будет допущен к сдаче итогового экзамена в МРЭО ГИБДД. Разумеется, в случае «провала» в выдаче водительского удостоверения ему откажут. Однако уже через неделю попытку разрешается повторить. Чтобы избежать неудачи, следует ответственно отнестись к прохождению обучения в автошколе. И тогда стать обладателем водительского удостоверения можно будет в максимально короткие сроки.
Нужна ли справка из автошколы при замене прав?
При замене просроченных прав или если мы потеряли или у нас украли водительское удостоверение, нам понадобится определённый набор документов, в том числе, медицинская справка, но не всегда. Но нужна ли справка об окончании водительских курсов из автошколы для того, чтобы поменять права на новые? Ответ на этот вопрос чётко дан в актуальном на 2021 год законодательстве.
Ответ на наш вопрос кроется в нормативно-правовом акте, называемом Постановлением Правительства от 24.10.2014 №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами«, в котором и содержатся условия выдачи прав. В частности, пункт 30 регулирует набор документов, которые потребуются для замены прав:
- заявление;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- медицинское заключение. В случаях, предусмотренных подпунктами «б» — «г» и «е» пункта 29 настоящих Правил, медицинское заключение предоставляется по желанию заявителя;
- г) российское национальное водительское удостоверение (при его наличии).
Как видим, никакой справки об окончании автошколы для замены прав не требуется. Такая справка не нужна как для замены прав в связи с окончанием их 10-летнего срока действия, так и для замены в связи с потерей, кражей или порчей водительского удостоверения.
К слову, отличие между заменой прав в связи со сроком действия и остальными случаями (если Вы их потеряли, у Вас их украли или же права пришли в негодность) заключается только в том, что в первом случае обязательна медицинская справка, а при замене прав раньше срока медсправка потребуется только если Вы захотите, чтобы новые права Вам выдали на 10 лет. В случае, если Вы медицинскую справку не предоставите, то новые права Вам выдадут на тот срок, сколько бы действовали старые права. Не забудьте эту тонкость при процессе замены.
Сколько стоит поменять права?
Стоимость замены прав включает в себя оплату госпошлины и получение медсправки, ну и накладных расходов в виде интернет-трафика и поездки до отделения ГИБДД. Госпошлина за замену прав стоит 2000 рублей (посмотреть все размеры госпошлин в области дорожного движения). А стоимость получения медицинской справки зависит от конкретного медучреждения. В среднем она составляет от 1200 до 2500 рублей. Подробнее о получении медсправки мы разъяснили в статье про срок её действия.
Что, если я потерял(а) справку об окончании автошколы?
Хотя единственный на 2021 год случай, когда справка из автошколы может понадобиться — это получение права управления в первый раз в жизни, если Вы уже получали права, такую справку нельзя терять и, конечно же, выкидывать. Просто законодательство меняется с внушительной частотой, и однажды справка об окончании автошколы может потребоваться и при иных процедурах.
Если Вы потеряли справку из автошколы, то её можно восстановить. Для этого достаточно обратиться в ту автошколу, где Вы обучались на права.
Но если Вы потеряли такую справку, то восстанавливать её не обязательно. На сегодняшний день нет никакого закона, обязывающего хранить и предъявлять справку об обучении ни при каких случаях, кроме как если Вы получаете права впервые — без неё Вас просто не допустят к экзаменам.
Ещё раз повторим, справка об окончании автошколы не требуется ни в одном из следующих случаев:
- замена прав по истечение их 10-летнего срока действия;
- замена прав в связи с потерей, кражей или порчей;
- сдача экзамена ПДД при лишении прав;
- возврат водительского удостоверения после лишения.
. и ни в каких других случаях.
Что, если в ГИБДД требуют справку из автошколы?
Если сотрудник ГИБДД при замене прав требует справку об окончании автошколы, то это не значит, что его слова — пуп закона. Такое часто происходит при замене прав в городе или регионе, отличающемся от региона Вашего проживания (регистрации). Инспекторы иногда требуют и оплатить назначенный ими штраф на месте, но Вы знаете, что это незаконно. Так и в случае требования справки их действия незаконны.
В этом случае проще всего сказать, что справку из автошколы Вы потеряли и не можете предъявить. Далее нужно сослаться на вышеуказанный правовой акт, пункт 30 которого содержит исчерпывающий список документов, которые могут потребоваться при замене в/у. Также обязательно нужно потребовать письменный мотивированный отказ в замене с указанием причины отказа. Если отказ предоставлять отказываются, то нужно писать на видео процесс устного отказа с обязательным указанием причины отказа — отсутствие справки об окончании автошколы. Как правило, в 99% случаев отказ чудесным образом пропадает, и Вам выдают новые права.
Также незаконно требование оплаты штрафов, в том числе просроченных, при замене водительского удостоверения. Такого требования нет также ни в одном законе.
Многие пишут, что после 1 апреля права выдают с 17 лет. Мы разобрались и выяснили – это не совсем так
На самом деле поправки, внесенные в административный регламент, по факту работать не будут – до тех пор, пока Госдума не изменит закон о безопасности дорожного движения. А это потребует много времени – и вообще не факт, что когда-то такой закон будет принят.
Что на самом деле изменилось с 1 апреля?
Еще в декабре 2020 года стало известно, что в МВД планируют серьезно изменить регламент проведения экзамена на право управления транспортным средством – к экзамену решили допускать уже с 16-летнего возраста, тогда как по действовавшим на тот момент правилам сдавать экзамен можно было лишь с 18-летнего возраста. В дополнение в ведомстве пообещали допускать водителей за руль уже с 17-летнего возраста – но в присутствии водителя-наставника.
Более того, в МВД пообещали вписать эту возможность в новый административный регламент, который вступит в силу уже с 1 апреля 2021 года. Этот новый регламент, напомним, отменяет практический экзамен «площадка», и вводит все его элементы в «городскую» часть экзамена. Регламент действительно вступил в силу – и те, кто должен был приступить к практическому экзамену после 1 апреля, сдают его уже по новым правилам.
Что же касается уменьшения возраста, в регламенте действительно появился дополнительный пункт. Так, в главе 28 (где перечисляются документы, которые ГИБДД может потребовать от кандидатов в водители) под пунктом идет «письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата в водители». И отдельно поясняется – этот документ потребуют у кандидата, которому от 16 до 18 лет.
Многие СМИ и эксперты поспешили сообщить, что с 1 апреля правила изменились и теперь водительские права можно получить с 16 лет, а начинать ездить – с 17-летнего возраста в присутствии водителя-наставника. Увы, радость оказалась преждевременной:
- пункт 28.8 – единственный пункт в административном регламенте, где прописывается возраст кандидата в водители. Больше там нет ничего – ни о водителе-наставнике, ни о праве получить права в 17 лет;
- в пункте 2 указывается, что кандидаты в водители должны соответствовать требованиям по возрасту, прописанным в статье 26 закона «О безопасности дорожного движения»;
- в эту статью никаких изменений с 1 апреля не вносилось, и возраст, с которого кандидатов в водители допускают к экзамену, остался неизменным.
В частности, с 16-летнего возраста можно получить права на категорию «М» (мопеды) и подкатегорию «А1» (мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см). Получить права категории «А» (мотоциклы), «B» (легковые авто) и «C» (грузовые авто) можно по-прежнему с 18-летнего возраста. Другие категории открываются при условии, что кандидат в водители еще старше.
Как и раньше, кандидат в водители может сдать экзамен, когда ему исполнится 17 лет (на категорию «B» или «C») – но водительское удостоверение он все равно получит, лишь когда ему исполнится 18 лет.
Таким образом, по сути, касательно возраста кандидатов в водители с 1 апреля не изменилось ровным счетом ничего – просто в Административный регламент добавили пункт, который в будущем будет согласовываться с поправками к закону «О безопасности дорожного движения».
Когда появится все остальное?
Волну дискуссий касательно снижения возраста для допуска к управлению транспортом на этот раз запустил депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Именно он несколько месяцев назад отправил письмо с соответствующими предложениями в ГИБДД. По его замыслу, учиться на категорию «B» нужно допускать уже с 15 с половиной лет, чтобы сдать на права с 16 и получить возможность ездить за рулем (хоть и с наставником).
Однако это настолько значимое и важное нововведение, что говорить о нем, как о решенном вопросе, точно не стоит. Дело в том, что для этого нужно внести поправки к закону «О безопасности дорожного движения» – а это означает, что придется составлять законопроект, вносить его на рассмотрение в Госдуму. Еще до голосования проект должен получить одобрение в правительстве и профильном комитете, потом пройти 3 слушания, голосование в Совете федерации и получить подпись президента.
Практика показывает, что такие спорные вопросы обычно проходят все эти этапы лишь за несколько лет.
Депутат Власов получил ответ от руководителя ГИБДД. Там говорится следующее:
- уже готов законопроект , который разрешит управлять транспортом с 17-летнего возраста в присутствии опытного водителя-наставника;
- законопроект пока только внесен в правительство (в августе 2020 года), до Госдумы он еще не дошел;
- когда этот законопроект будет принят, вступит в силу и будет действовать какое-то время, в ГИБДД проведут анализ практики правоприменения. И если нововведения покажут себя с лучшей стороны, ведомство будет обсуждать вопрос снижения возраста водителей до 16 лет.
Таким образом, в ГИБДД собираются действовать поэтапно – сначала разрешить сдавать экзамен с 16 лет и водить с 17 в присутствии опытного водителя, а уже потом двигаться дальше. Но сначала нужно исправить ФЗ «О безопасности дорожного движения» – как минимум, внести туда понятие водителя-наставника и дополнительные условия для несовершеннолетних водителей.
Как предполагают эксперты, вопрос будет сложным – как минимум потому, что еще нужно будет урегулировать вопросы с ОСАГО (скорее всего, для водителей младше 18 лет полис будет гораздо дороже).
В любом случае, законопроект еще даже не попал из правительства в Госдуму, а это означает одно – ждать практической реализации этой идеи предстоит еще долго (и те, кому сейчас 16-17 лет, скорее смогут сдать на права по действующим правилам, чем дождутся поправок).
А нужно ли это вообще?
Говоря о том, что подросткам нужно дать право получить водительское удостоверение, чаще всего вспоминают о зарубежном опыте. Действительно, в ряде стран Европы и в США есть возможность получить водительские права с 16-летнего возраста.
Депутат Василий Власов, который все это инициировал, приводит разные аргументы – это позволит вовлечь несовершеннолетних в экономическую жизнь страны, а также сделает их более мобильными и независимыми от общественного транспорта (который во многих отдаленных районах работает плохо).
В Национальном союзе автомобилистов говорят, что давать несовершеннолетним водительские права можно – ведь они и так несут административную и уголовную ответственность за свои поступки, а также отвечают своим имуществом. Поэтому отказывать им в правах вообще нельзя – но при желании можно предусмотреть какие-то ограничения (установить более низкую максимальную скорость передвижения или требовать обозначать автомобиль какими-то предупредительными знаками).
Есть и другие идеи. Например, независимый эксперт Алексей Тузов говорит, что нужно внести изменения в процедуру обучения молодых водителей, сделав упор на практическое обучение:
Способности юных водителей адекватно оценивать дорожную обстановку и оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации несколько ниже, чем у более взрослых водителей, поэтому существует риск увеличения числа ДТП. Для того, чтобы количество ДТП не увеличилось, необходимо на несколько месяцев увеличить срок обучения молодых водителей, сделать больше практических часов, а также ввести дополнительные тестирования, чтобы лучше контролировать обучаемость подростков. Кроме того, важно разработать законодательную базу и нормативные санкции, предусматривающие наказание за езду без сопровождения наставника.
— независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов
Но больше всего вопросов возникает у страховщиков. Дело в том, что при расчете стоимости полиса ОСАГО более молодые водители рассматриваются как источник повышенного риска (и при расчете коэффициента «возраст-стаж» более молодые и неопытные водители получают максимальный коэффициент и самый дорогой полис).
Если же допускать за руль тех, кому еще не исполнилось 18 лет, придется кардинально пересматривать условия страхования, считают в Российском союзе автостраховщиков. Но и тут возникает проблема – из-за этого придется поднимать стоимость полиса «на всех» (без ограничений по числу водителей), которые покупают многие водители для семейных автомобилей.
Другой вариант – ввести дополнительный коэффициент, если за рулем будет ездить несовершеннолетний. Однако настолько кардинальная смена правил ОСАГО потребует изменения законов, а это процесс длительный.
Таким образом, хоть и существуют идеи допустить за руль несовершеннолетних водителей, этот вопрос настолько сложный, что вряд ли будет решен в обозримом будущем.