Налогообложение недвижимости, проданной за рубежом
За рубежом (Словения и Болгария) продана недвижимость, там же уплачены все необходимые налоги. Недвижимость в собственности пять лет. Нужно ли в России платить налог с дохода 13% от продажи этой недвижимости? Или нужно доплачивать разницу между уплатой суммы налога за рубежом и в России? Как отвечают на этот вопрос Соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией?
Согласно п. 2 ст. 38 Налогового кодекса РФ под имуществом в названном кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Соответственно, не исключается и имущество, находящееся за рубежом.
Налог на доходы физических лиц регулируется гл. 23 НК РФ.
Согласно пп. 5 п. 3 ст. 208 НК РФ для целей указанной главы к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход физических лиц – налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, полученный как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации. Нерезиденты Российской Федерации уплачивают налог с дохода в бюджет Российской Федерации, полученный от источников в Российской Федерации. Таким образом, нерезиденты не являются налогоплательщиками в Российской Федерации в части дохода, полученного за пределами Российской Федерации.
Понятие налогового резидента Российской Федерации прямо не связано с гражданством или видом на жительство, местом работы, местом нахождения имущества или ведения бизнеса и т.п., а определяется фактически проведенным на территории России количеством дней. В силу п. 2 ст. 207 НК РФ по общему правилу, т.е. если иное не предусмотрено НК РФ, налоговыми резидентами России признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Поэтому гражданин России, постоянно проживающий за рубежом (более 183 дней в течение указанного периода), не является налоговым резидентом Российской Федерации, в связи с чем на него не распространяется налоговый режим, установленный НК РФ в части налогов на доходы, полученные за рубежом, в том числе от продажи зарубежной недвижимости.
В отношении налоговых резидентов Российской Федерации при продаже недвижимости действуют особенности, установленные ст. 217.1 НК РФ, связанные с давностью владения. По общему правилу в случае владения недвижимым имуществом не менее пяти лет со дня его приобретения доход от его продажи освобождается от налогообложения (п. 2, 4 ст. 217.1 НК РФ). В особых случаях этот срок составляет три года (п. 3 ст. 217.1 НК РФ).
Налоговая ставка, применимая к продаже недвижимости в отношении налогового резидента Российской Федерации, установлена в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). При исчислении суммы налога по указанной ставке в качестве налоговой базы принимается денежное выражение суммы полученного дохода, вырученной от продажи недвижимости, подлежащего налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218–221 НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ), в том числе имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной на строительство или приобретение иной (новой) жилой недвижимости в Российской Федерации, включая земельные участки для жилищного строительства, но не более 2 млн руб., или в размере дохода от продажи самой жилой недвижимости, но не более 1 млн руб.
Вместо получения указанного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов на приобретение этого имущества (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). Причем в данном случае вид и целевое назначение этого имущества не имеют значения.
Как следует из вышеприведенного положения, место нахождения приобретенного имущества для целей его применения значения также не имеет. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 20.09.2017 № 03-04-06/60671.
Исходя из положений пп. 3 п. 1, п. 3 ст. 228 и п. 1 ст. 229 НК РФ физические лица – налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников за пределами Российской Федерации, самостоятельно осуществляют исчисление, декларирование и уплату налога на такие доходы исходя из сумм таких доходов.
Порядок получения в Российской Федерации зачета налога, уплаченного в иностранном государстве, для целей применения НДФЛ внутри страны установлен ст. 232 НК РФ.
В указанной норме предусмотрено, что в целях получения такого зачета налогоплательщику надлежит представить в налоговые органы России декларацию с отражением соответствующего дохода и приложить документы, подтверждающие получение в иностранном государстве этого дохода и уплату им там же налога, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства.
Между тем, следует иметь в виду, что согласно общему правилу, выраженному в п. 1 ст. 232 НК РФ, фактически уплаченные физическим лицом – налоговым резидентом Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Таким образом, для выяснения такой возможности следует обращаться к соответствующим международным договорам при их наличии.
В ст. 23 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария от 08.06.1993 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» (ратифицировано Федеральным законом от 24.04.1995 № 48-ФЗ, вступило в силу 8 декабря 1995 г.), определяющей метод устранения двойного налогообложения, устанавливается: «Если лицо с постоянным местопребываниям в одном Договаривающемся Государстве получает доход или владеет имуществом в другом Договаривающемся Государстве, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут облагаться налогом в другом Государстве, сумма налога на доход или имущество, подлежащая уплате в этом Государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом или имуществом в первом упомянутом Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого Государства на такой доход или имущество, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами».
Таким образом, указанным межправительственным соглашением допускается зачет, предусмотренный ст. 232 НК РФ, но на сумму не более, чем подлежащую уплате в соответствующем Государстве. Иными словами, если налог с дохода, уплаченный в Болгарии, меньше суммы налога, рассчитанного по ставке, действующей в России (13%), то в бюджет Российской Федерации причитается уплатить разницу; если такой налог, уплаченный в Болгарии больше, чем рассчитанный по российским правилам, то зачету подлежит сумма налога в пределах рассчитанного, разницы не возникает и, соответственно, необходимость в уплате каких-либо сумм налога в России отсутствует, к возврату на территории Болгарии также никаких сумм налогов не причитается.
Аналогичный метод устранения двойного налогообложения в отношении доходов, полученных в Словении резидентами России, изложен в ст. 24 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словения от 29.09.1995 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» (ратифицирована Федеральным законом от 26.02.1997 № 39-ФЗ, вступила в силу 20 апреля 1997 г.).
Вместе с тем при возникновении какой-либо разницы, причитающейся к уплате в бюджет Российской Федерации в связи с продажей недвижимости в указанных государствах по причине более низкого налогообложения полученного дохода на их территории, не следует игнорировать вышеуказанные нормы НК РФ, касающиеся как давности приобретения указанной иностранной недвижимости, так и затрат на ее приобретение, поскольку их действие кодексом не исключается в отношении недвижимого имущества, находящегося за рубежом.
Таким образом, исходя из контекста поставленного вопроса, поскольку за рубежом были уплачены все налоги с продажи недвижимости, то сумма налога в России с учетом зачета уплаченного за рубежом составит положительную разницу, причитающуюся к уплате, лишь в том случае, если сумма налога, рассчитанная и уплаченная по правилам иностранного государства, меньше, чем причиталось бы в России. Однако в таком случае следует исходить из того, что с момента приобретения недвижимости истек необходимый для освобождения от уплаты налога пятилетний срок владения. Если указанный срок не истек, следует воспользоваться возможностью учесть при определении налоговой базы фактически понесенные и документально подтвержденные затраты на ее приобретение.
Покупка недвижимости за рубежом гражданами РФ: законы, правила, налоги
Россиянам, желающим купить зарубежную недвижимость, необходимо узнать о существующих правилах, которые установлены российским и зарубежным законодательством. Прежде чем вносить инвестиции, следует проанализировать, какие могут возникнуть финансовые последствия для инвесторов. Раскроем этот вопрос подробнее.
При покупке недвижимости за рубежом, что нужно знать (законы, правила, налоги)
Чтобы совершить сделку купли-продажи квартиры, дома или других объектов недвижимости за рубежом, необходимо в первую очередь получить ответы на такие вопросы:
Законодательные нормы
В соответствии с российским законодательством для граждан России не установлено запретов на приобретение, владение и иное распоряжение зарубежной недвижимостью. Кроме того, россияне не обязаны отчитываться перед налоговой о своих зарубежных активах, если они не являются чиновниками. Государственные и муниципальные служащие обязаны указывать такие объекты в своих ежегодных декларациях.
А вот что касается международного законодательства, то в ряде стран могут быть введены ограничения по владению недвижимым имуществом иностранцами. К примеру, в Австрии физлица-нерезиденты (иностранцы без ВНЖ) не могут стать собственниками ни земельного участка, ни апартаментов для отдыха или жилья. В этом конкретном случае существует выход – учредить местную компанию и приобрести недвижимость в качестве юрлица.
Налоги
Резидентами Российской Федерации считаются физлица, которые проживают в стране более 183-х дней в году. Такой статус обязывает уплачивать налоги не только с доходов, которые были получены непосредственно в России, но и на территории, за ее пределами.
Среди основных налогов, которые должны уплачивать физлица-россияне, являющиеся владельцами зарубежной недвижимости, нужно выделить такие:
Все доходы, получаемые россиянами от распоряжения своей недвижимостью, в том числе и зарубежной, облагаются по ставке 13%. Исключение составляют активы, полученные по наследству. В России наследники (неважно какой очереди наследования) защищены от чрезмерного налогообложения. То есть налог не взимается лишь при условии, что унаследованное имущество не будет продано в течение определенного периода времени (3 года).
В том случае, если между правительствами России и другого иностранного государства подписаны соглашения по устранению двойного налогообложения, тогда налогоплательщик должен будет уплатить, лишь разницу в налогах. Если россиянин уже уплатил налог с доходов, полученных от использования своей иностранной недвижимости в той стране, где она расположена, и ставка такого налога больше 13%, тогда ничего в России уже не придется уплачивать. Достаточно будет представить документы, подтверждающие, что такой налог уже был взыскан в другой стране.
Другое дело — налогообложение расчетной выгоды от разницы процентных ставок. Как правило, заграничные ипотечные ставки на порядок ниже российских. Вот эту разницу в процентах, умноженную на стоимость недвижимости, и придется декларировать как налогооблагаемую базу и соответственно платить налог.
Как приобрести недвижимость за рубежом россиянину
При планировании покупки следует учесть такие правила:
Настоятельно не рекомендуется скрывать факт покупки зарубежной недвижимости от российских налоговиков. Хотя по факту у рядовых россиян нет обязательства об уведомлении по факту приобретения недвижимости за рубежом, но от ответственности по уклонению от уплаты налогов (при сокрытии такого факта) никто не освобождал.
Все тайное рано или поздно становится явным, особенно в свете автоматического обмена информацией в рамках ОЭСР и ФАТФ. Хотя Россия так и не стала членом ОЭСР, но в проектах по обмену данными участие принимает. По состоянию на начало 2019-го обменивается информацией по операциям на банковских счетах с 71-ой страной. В этот список вошли практически все европейские страны. Исключение составляет Великобритания, которая весной вышла из отношений с Россией по автоматическому обмену информацией, однако ФНС по запросу может получить интересующие сведения и оттуда.
В отношении тех стран, которые не присоединились к стандартам международного обмена информацией (к примеру, Коста-Рика, Филиппины и ряд других), в России установлены валютные ограничения.
В том случае, если заинтересовавшая недвижимость расположена в стране, где физлицам-нерезидентам не предоставляется возможность свободно приобрести ее на рынке, тогда сделку можно оформить через юридическое лицо. При этом следует учесть такие нюансы:
Где купить зарубежную недвижимость проще и выгоднее
Итак, прежде чем тратить деньги и совершать покупку, необходимо проанализировать все исходные данные:
Чтобы не попасть впросак и не приобрести вместе с недвижимостью проблемы, связанные с трудностями по соблюдению налогового и валютного законодательства, рекомендуем воспользоваться услугами специалистов. Обратитесь за консультацией в специализированную компанию, чтобы вам просчитали все возможные риски и расписали правила покупки недвижимости в выбранной стране.
Как происходит покупка квартиры иностранцем в России?
Покупателями российской недвижимости могут становиться иностранные граждане. Каким образом в этом случае осуществляются сделки по купле-продаже квартиры? Какова специфика налогообложения данных сделок?
Покупка российской квартиры иностранцем: подготовка документов
Покупка квартиры иностранным гражданином в России осуществляется, в целом, так же, как и в случае заключения сделки купли-продажи недвижимости в РФ между обладателями российских паспортов. Каких-либо ограничений на покупку российской недвижимости иностранными гражданами законодательство РФ не предусматривает (за исключением приобретения участков на некоторых приграничных территориях — в соответствии с отдельными нормами права).
Вместе с тем, заключение сделки купли-продажи квартиры, при которой иностранец — покупатель, имеет ряд нюансов. Рассмотрим их в контексте следующих основных этапов заключения соответствующей сделки.
Прежде всего — подготовка документов.
Одним из ключевых документов здесь можно назвать договор купли-продажи. Составляться он должен, так или иначе, на русском языке, поскольку сделка проходит полностью в российской юрисдикции. В данном договоре предполагается отражение персональных данных сторон. Со стороны иностранного гражданина ими будут паспортные данные, отраженные в нотариально заверенной копии его национального паспорта (документа, по которому он въезжает в Россию или легально находится в РФ).
Прочие документы, которые нужно будет подготовить:
- свидетельство о праве владения недвижимостью либо, если сделка заключена после 15.07.2016 — выписку из ЕГРН;
- экспликацию, поэтажный план квартиры из БТИ;
- единый жилищный документ от расчетного центра;
- выписку из домовой книги;
- справку об отсутствии долгов по коммунальным услугам;
- при необходимости — нотариальное согласие супруга.
Все отмеченные документы готовит продавец или его представитель.
После того, как документы подготовлены — заключается договор купли-продажи объекта недвижимости. В общем случае нотариального удостоверения рассматриваемого договора не требуется — если иное не предусмотрено законом.
После этого документы подаются продавцом в Росреестр — на государственную регистрацию передачи права собственности.
Передача прав собственности на квартиру иностранцу: нюансы
Перед подачей документов в Росреестр необходимо оплатить государственную пошлину – 2000 рублей. Как правило, данный вид издержек несет покупатель, как и большинство других — в виде процентов риэлтору, если его помощь запрашивалась, оплаты услуг нотариуса при заверении паспорта и т. д. Кроме документов, приведенных в перечне выше, продавцу квартиры нужно будет подготовить заявление на регистрацию объекта недвижимости.
Документы могут переданы непосредственно в Росреестр или через МФЦ. Возможна подача всех регистрационных документов в электронном виде через сайт «Госуслуги» — при использовании квалифицированной электронной подписи, а в предусмотренных законом случаях — при условии нотариального заверения комплекта соответствующих документов.
Примечательно, что пошлина за регистрацию прав на продаваемую квартиру составит 1400 рублей при подаче документов посредством сайта «Госуслуги», а также при оплате пошлины через интерфейсы данного портала.
Квитанцию или иной документ, подтверждающий уплату пошлины, желательно подать вместе с основными документами в Росреестр.
После подачи документов на регистрацию продавец получает от ведомства расписку (либо электронное уведомление через интерфейсы сайта «Госуслуг»). Впоследствии ему на телефон, e-mail или по почте приходят уведомления о ходе регистрации перехода права собственности на квартиру иностранному покупателю.
Сроки осуществления Росреестром необходимых действий могут составить:
- До 7 дней, если документы поданы напрямую в Росреестр.
- До 9 дней, если документы переданы через МФС.
- До 1 дня, следующего за тем, в котором документы переданы в Росреестр в электронном виде.
После завершения регистрации передачи прав на недвижимость стороны осуществляют денежные расчеты — используя тот или иной способ передачи денежных средств от покупателя к продавцу (например, банковскую ячейку). Расчеты должны быть осуществлены в рублях. Возможно — по курсу валюты, в которой стороны договаривались о проведении сделки. Сведения о применении соответствующего курса — с учетом дня сделки, должны фигурировать в договоре купли-продажи недвижимости.
Полезно будет рассмотреть также то, какие аспекты налогообложения могут характеризовать сделку купли-продажи недвижимости, в которой покупатель — иностранный гражданин.
Налогообложение
Продав квартиру, гражданин России перестает уплачивать налог на недвижимость начиная со следующего месяца, если сделка проведена после 15 числа месяца передачи прав на недвижимость. Либо начиная с месяца передачи прав, если сделка проведена до 15 числа данного месяца. За неполный год он оплатит налог в соответствии с уведомлением из налоговой службы (ФНС).
В свою очередь, с момента приобретения объекта недвижимости иностранный гражданин становится обязанным уплачивать налог на недвижимость — с месяца покупки, если сделка совершена до 15 месяца, или со следующего месяца — если квартира куплена после 15 числа месяца ее покупки. В случае, если он не получит уведомления от ФНС (например, в силу отсутствия адреса постоянной регистрации), то должен сам обратиться в ведомство за консультацией по расчету и уплате налога.
Рассчитывается налог на недвижимость для иностранца на общих основаниях, то есть по формуле на основе кадастровой стоимости объекта недвижимости (если в регионе сделки принят закон о применении соответствующей формулы, в ином случае формула базируется на инвентаризационной стоимости объекта недвижимости).
Кроме того, иностранный гражданин вправе будет получить имущественный налоговый вычет — но только при условии, что:
- получит в России или за рубежом доходы, облагаемые российским НДФЛ — например, заработную плату;
- на момент получения соответствующих доходов, а также оформления вычета будет иметь статус налогового резидента РФ.
То есть, иностранный гражданин, уплативший НДФЛ по ставке в 13%, вправе вернуть его — в сумме, не превышающей 13% от стоимости купленной квартиры (но не более 260 тыс. рублей). Если иностранец будет иметь статус нерезидента, то его доходы, получаемые в России, будут облагаться НДФЛ по ставке в 30%. В этом случае налоговый вычет не применяется.
Статус налогового резидента имеют граждане России и иностранных государств, которые проживают в РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев. Гражданство налогоплательщика при этом значения не имеет. При этом, период проживания человека в России не прерывается, если он уезжает из страны время от времени на срок менее полугода в целях лечения, обучения или по работе на морских буровых платформах.
В свою очередь, продавец квартиры должен будет уплатить налог с полученных от иностранного покупателя денежных средств — в случае, если он владел объектом недвижимости менее 5 лет (менее 3 лет, если купил квартиру до 01.01.2016 года), а также если он не имеет предусмотренных законом оснований для применения льгот по НДФЛ при продаже недвижимости.
Налоговые вычеты для иностранцев в России: виды и способы получения
Несмотря на то, что у иностранцев-резидентов есть дополнительная обязанность по уплате НДФЛ с «иностранных доходов», у них есть возможность уменьшать свои доходы на налоговые вычеты.
Иностранные граждане — налоговые резиденты РФ не обязаны, но имеют право предоставлять налоговые декларации для получения налоговых вычетов с целью вернуть из бюджета часть ранее уплаченного налога.
Налоговый вычет – это сумма, которая уменьшает размер дохода (так называемую налогооблагаемую базу), с которого уплачивается налог.
Например, вычеты можно получить при покупке жилья в РФ, при оплате за обучение или лечение.
Налоговым законодательством предусмотрены следующие виды вычетов, на которые может претендовать иностранный гражданин – резидент РФ.
Вычет на детей (стандартный вычет)
Иностранцы могут получать стандартный налоговый вычет на детей. Причем, где проживают дети, – не важно (в РФ или за ее пределами). Предоставляется вычет работодателем, подавать декларацию о доходах при этом нет необходимости. Для получения вычета достаточно написать заявление в бухгалтерию и приложить документы на детей. Размер вычета от 1400 руб. до 3000 руб. в месяц, зависит от количества детей. Стандартный вычет не предоставляется по достижении дохода в 280 000 руб. То есть максимальная выгода, которую в конечном итоге можно получить, составляет:
280 000 * 13% = 36 400 руб.
Вычет по расходам на лечение или обучение (социальные вычеты)
Иностранное лицо вправе использовать налоговые вычеты при осуществлении расходов на лечение, образование или благотворительность. Предоставление вычетов возможно путем подачи декларации о доходах либо уведомления, выданного налоговым органом.
Ограничение по вычетам установлено в 120 000 руб. (суммарно по всем социальным вычетам за налоговый период, за исключением дорогостоящих видов лечения). Максимальная выгода составит:
120 000 *13% = 15 600 руб.
Вычет по расходам на покупку жилья или земли (имущественный вычет)
При приобретении квартиры, земельного участка, строительстве дома иностранец-резидент может применить право на налоговый вычет в пределах 2 000 000 руб. без учета процентов по целевому кредиту, израсходованному на приобретение недвижимости. Предоставление вычетов возможно путем подачи декларации о доходах либо уведомления, выданного налоговым органом.
Например, если совершена покупка квартиры по ипотеке стоимостью 10 000 000 руб. с ежегодной уплатой процентов 300 000 руб. в течение 5 лет, то в итоге максимально можно вернуть:
2 000 000 * 13% = 260 000 руб. и 300 000 * 5 * 13%=195 000 руб.
Итоговая выгода составит 455 000 руб.
Обращаем внимание, что все вычеты распространяются только на доходы, облагаемые по ставке 13%. Именно поэтому на них могут претендовать только налоговые резиденты.
Недвижимость, приобретенная на нерезидента. Выгоды и риски
Действующее российское законодательство признает иностранных и российских юридических лиц практически равными участниками рынка при приобретении и отчуждении недвижимости на территории РФ.
Публикация
Статья опубликована в Правовой базе «Консультант» в 2018 году
Действующее российское законодательство признает иностранных и российских юридических лиц практически равными участниками рынка при приобретении и отчуждении недвижимости на территории РФ.
- Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ).
- Право на заключение договора аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (абз. 2 ст. 15 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»).
- Иностранные граждане, иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Постановка нерезидента на учет в налоговом органе
Прежде всего по факту приобретения недвижимости на территории РФ осуществляется постановка нерезидента на налоговый учет.
В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) постановка на учет в налоговом органе организаций по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества осуществляется в течение пяти дней на основании сведений, сообщенных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр). Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить) организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
По запросу иностранной организации налоговым органом может быть направлено заявителю свидетельство о постановке на учет и уведомление о постановке на учет в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью лица, подписавшего эти документы (абз. 3 п. 23 Приказа Минфина РФ от 30.09.2010 N 117н).
В целях совершенствования автоматического порядка постановки на учет в налоговом органе были приняты были приняты Дополнительное соглашение N 1 к Соглашению о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 11 сентября 2017 года и Приказ Росреестра N П/0131, ФНС России N ММВ-7-6/187@ от 03.04.2018 «Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронной форме о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества».
В соответствии с упомянутым Приказом, а также п. 4 ст. 85 НК РФ управления Росреестра представляют сведения в управления ФНС России в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), а также ежегодно до 15 февраля представляют указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.
Таким образом, для получения индивидуального номера налогоплательщика с момента приобретения недвижимости нерезидентом должно пройти не более 15 рабочих дней, фактически же дела обстоят несколько иначе.
Действительно, для получения свидетельства о постановке на учет необходимо ожидать выгрузки документов из Росреестра в территориальную налоговую, но, во-первых, передача не всегда осуществляется в установленные сроки. Во-вторых, по факту поступления информации в Росреестр необходимо подать заявление в территориальную налоговую по месту нахождения приобретенной недвижимости о выдаче уведомления/свидетельства о постановке на учет. Таким образом, заявительный порядок сохранен. Определение времени подачи такого заявления является задачей заявителя посредством произведения звонков в территориальную налоговую инспекцию.
Выходит красиво на бумаге, труднореализуемо на деле. Во всяком случае, никто не застрахован, что именно при передаче его сведений о приобретении недвижимости не возникнет технических неполадок в информационных системах госорганов, незапланированных смен исполнителей и других событий, препятствующих своевременной постановке нерезидента на налоговый учет.
Налог на имущество
Основной налог, который возникает при приобретении недвижимого имущества, — это налог на имущество организаций. Поскольку он является региональным, ставки его устанавливаются законодательством субъектов Федерации и не могут превышать 2% (п. 1.1 ст. 380 НК РФ). В отношении объектов недвижимого имущества, расположенных в Москве, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка в 2018 году составляет 1,5 процента (п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций»).
На основании п. 3 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, является находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности и полученное по концессионному соглашению.
При сомнении в определении вида имущества необходимо проверить наличие данных об объекте в ЕГРН. При отсутствии сведений в ЕГРН — установить, имеются ли основания, подтверждающие прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например для объектов капитального строительства: наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектной или иной документации на создание объекта и (или) о его характеристиках (письмо ФНС России от 02.08.2018 N БС-4-21/14968@).
- 1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
- 2) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения;
- 3) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
В соответствии с п. 1 ст. 382 НК РФ сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 382 НК РФ, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода. Порядок определения налога может быть представлен так:
(Кадастровая стоимость имущества x Ставка налога) — Авансовые платежи = Налог за имущество.
В случае если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).
В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций указано, что в случае, если кадастровая стоимость не определена, налоговая база принимается равной нулю (п. 14 ст. 378.2 НК РФ).
Ввиду отсутствия в п. 6 ст. 378.2 НК РФ конкретизации объектов налогообложения, правило об использовании кадастровой стоимости здания при определении налоговой базы, вероятно, должно применяться и в отношении помещений, принадлежащих иностранной организации.
Если же не определена и кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, принадлежащее иностранной организации, применяется правило п. 14 ст. 378.2 НК РФ: налоговая база равна нулю.
При этом обязанность по представлению налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, предусмотренная ст. 386 Кодекса, распространяется и на иностранные организации, владеющие имуществом, налоговая база в отношении которого равна нулю (письмо ФНС России от 20.05.2015 N ГД-4-14/8527@).
К слову об обязанности по представлению налоговой декларации, отметим, что иностранное юридическое лицо как владелец объекта недвижимости обязано также сообщать в налоговый орган по местонахождению своей недвижимости сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях) по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов (абз. 2 п. 3 ст. 386 НК РФ).
При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица (п. 3.2 ст. 23 НК РФ).
Налог на прибыль
Иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль.
К доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации относятся в том числе доходы от продажи недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации и доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества.
Налоговая ставка по налогу на прибыль установлена для иностранных организаций в размере 20% (пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ).
Налог на прибыль иностранных организаций, не связанную с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, по доходам от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов, также признаваемых объектами недвижимости, в связи с осуществлением международных перевозок, — 10% (пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ).
По данному вопросу следует учитывать субъектный состав сделок по отчуждению и сдачи в аренду. Если стороной в сделке с иностранной компанией является российское юридическое лицо, последнее обязано удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль, то есть выступает налоговым агентом. Если стороной в сделке с иностранной компанией является физическое лицо, то исчислить и уплатить налог на прибыль организаций в России должна сама иностранная организация.
- Компании, зарегистрированные в государствах, с которыми у РФ имеются соглашения об избежании двойного налогообложения.
- Компании, зарегистрированные в классической офшорной юрисдикции.
Отметим, что в некоторых случаях соглашения об избежании двойного налогообложения закрепляют перечень объектов недвижимого имущества, отличный от того, что предусмотрен российским правом. Так, например, согласно п. 2 ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы морские и воздушные суда не рассматриваются для целей налогообложения в качестве недвижимого имущества.
- 1) передачи арендуемого недвижимого имущества в доверительное управление;
- 2) увеличения расходов, связанных с содержанием недвижимого имущества (расходы на ремонт: расходы на реконструкцию, расходы на текущий ремонт, расходы на капитальный ремонт, расходы на реконструктивные работы).
Согласно положениям ст. 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
- 1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
- 2) обязательство по сделке (операции) исполнено контрагентом и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Если между иностранными и российскими организациями по налогу на прибыль организаций нет серьезных отличий, то положение иностранца — физического лица по уплате НДФЛ не представляется выгодным. Так, при получении дохода от источников в Российской Федерации нерезиденту — физическому лицу придется заплатить НДФЛ по ставке 30%. При этом не имеет значения, как долго имущество находилось в собственности: имущественные вычеты не применяются.
Таковы особенности приобретения нерезидентом недвижимости на территории РФ. Подводя итог, можно отметить, что на сегодняшний день существенных отличий в положении резидентов и нерезидентов, которые можно было бы использовать в пользу владельца-нерезидента, не предусмотрено. Преимущество нерезидентного положения можно использовать при наличии между государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, предусматривающего более выгодные условия, а также при применении сниженной налоговой ставки по доходам от использования, содержания или сдачи в аренду судов воздушного и водного транспорта.