Служба в армии. Обзор юридических тонкостей учета
Больше материалов по теме «Говорит бухгалтер» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Длительное время в трудовом праве под термином «трудовой стаж» понимался непосредственно срок работы, т.е. сколько лет фактически отработал гражданин.
Но не всегда в период трудового стажа работодатели перечисляют за своих сотрудников предусмотренные законодательством страховые взносы, благодаря которым формируется страховой стаж (если гражданин является индивидуальным предпринимателем, то взносы должен платить сам за себя).
Еще один вид стажа – льготный спецстаж. Он формируется при выполнении трудовых обязанностей во вредных и тяжелых условиях. При наличии льготного стажа у физлица появляется возможность уйти на пенсию досрочно.
Понятие «общий трудовой стаж» в трудовой практике применимо только для периода до 2002 года. После 2002 года такой термин не используется.
Учитывать ли армейскую службу в период трудовой деятельности
Для ответа на этот вопрос необходимо понимать, что в Вооруженных силах РФ существует два варианта укомплектования:
- служба по призыву;
- служба по контракту.
Если речь о призывниках – им срок службы в полном объеме учитывается в трудовой стаж. Что касается службы по контракту – здесь можно заработать военную пенсию, которая назначается при наличии выслуги лет. Поэтому для контрактников общий трудовой стаж особой важности не имеет. Если же выслуги лет не хватит для выхода на военную пенсию, можно рассчитывать на страховую по старости.
Справка! Минимальный срок работы для назначения страховой пенсии по старости составляет в 2021 году 12 лет.
Служба в Росгвардии, Федеральной службе исполнения наказаний, МЧС, ФСБ, МВД идет полностью в учет трудового стажа наравне с армейской службой.
Что касается службы по контракту, то в данном случае учет стажа ведется как 1:1.
Т.е. каждый день службы приравнивается к одному полноценному рабочему дню. А рабочая неделя у военнослужащих не должна быть больше установленной трудовым законодательством.
Как рассчитать стаж при службе в армии
Основной принцип расчета – один день службы учитывается как один день работы, т.е. исчисляется стандартно, в календарных днях. Однако служащим на флоте один день службы засчитывается как два рабочих дня.
Если говорить о начислении пенсионных коэффициентов за период срочной службы, то за каждый день начисляется 1,8 балла.
К сведению! При назначении пенсии сотрудники Пенсионного фонда могут запросить дополнительные документы для учета армейской службы в общий трудовой стаж – военный билет, справка из комиссариата и/или из воинской части. Также могут проверить трудовую книжку на наличие записи о прохождении службы.
Пример
Гражданин отслужил по контракту чуть меньше трех лет, затем уволился и начал работать на «гражданке». Срок его работы в силовой структуре будет приравнен к стандартной трудовой деятельности, поскольку военную пенсию таким сроком службы он не заработал. К его основному трудовому стажу добавится 3 года воинской службы.
Назначение военной пенсии
Отличительные особенности военной пенсии:
- военная пенсия назначается за выслугу лет. Чтобы ее заработать, нужно отслужить минимум 20 лет;
- на военную пенсию могут претендовать те, кто заработал страховой стаж минимум 25 лет, 12,5 из которых относятся к воинской службе, и при этом возраст гражданина не моложе 45 лет;
- особые условия касаются офицерского состава: если офицер учился до начала службы, то время учебы будет также учтено в трудовой стаж – 1 год как 6 месяцев службы. При учебе сроком в 4 года в выслугу лет учтется 2 года;
- если пришлось служить в особых условиях (в период боевых действий, на Крайнем Севере, при наличии повышенного риска для жизни), месяц службы будет приравнен к 2 месяцам трудовой деятельности.
Расчет суммы военной пенсии
При учете воинской службы есть много нюансов и все они имеют индивидуальный характер. Чтобы точно посчитать полагающуюся к выплате сумму, лучше обратиться в пенсионный орган той силовой структуры, в которой вы служили.
Однако основные принципы расчета едины для всех и установлены законодательством:
- размер военной пенсии равен половине денежного довольствия, если выслуга лет составляет минимум 20;
- за каждый год выслуги после 20 (21-й, 22-й и т.д.) добавляется еще по плюс 3% от суммы денежного довольствия. Максимальная граница – 85%.
В тех ситуациях, когда выслуга 12, 5 лет и общий стаж 25, алгоритм расчета такой же, разница лишь в том, что за каждый последующий год добавляется не 3%, а 1%.
Страховой стаж
Для призывников период воинской службы учитывается в страховом стаже в том случае, если до призыва или после гражданин был официально трудоустроен с перечислением обязательных страховых взносов.
Пенсионеры, которые уже получают военную пенсию и планируют оформить еще и гражданскую, должны иметь в виду: срок армейской службы, который был уже учтен при расчете выслуги лет, в страховой стаж учитываться не будет.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 N 2264-О
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Ю.М. Белухина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Ю.М. Белухин оспаривает конституционность пункта 4 (не был опубликован и отсутствует в свободном доступе), а также абзаца первого пункта 5 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», в соответствии с которым военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее — срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
По мнению заявителя, указанные нормы противоречат статьям 19, 42 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии периоды срочной военной службы по призыву в качестве матроса на атомной подводной лодке на льготных условиях (один месяц службы за два месяца).
Абзац первый пункта 5 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 применен в деле заявителя судом общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, установлен Законом Российской Федерации от 12 декабря 1993 года N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в его статье 1 категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной службы и иной службы.
Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, федеральный законодатель в статье 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» установил правило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Совет Министров — Правительство Российской Федерации постановлением от 22 сентября 1993 года N 941 утвердил порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям, определив обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет.
В частности, пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 предусматривает календарный порядок зачета периодов прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в выслугу лет (кроме отдельных периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях).
Установление различного порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии в зависимости от того, осуществлялась военная служба на профессиональной, контрактной основе либо по призыву, будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания.
Таким образом, указанное правовое регулирование направлено на обеспечение реализации пенсионных прав указанных в нем категорий граждан, а потому не может расцениваться как нарушающее права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Белухина Юрия Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 22.09.1993 N 941. О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ВЫСЛУГИ ЛЕТ, НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ, КОМПЕНСАЦИЙ И ПОСОБИЙ ЛИЦАМ, ПРОХОДИВШИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В КАЧЕСТВЕ ОФИЦЕРОВ, ПРАПОРЩИКОВ, МИЧМАНОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СВЕРХСРОЧНОЙ СЛУЖБЫ ИЛИ ПО КОНТРАКТУ В КАЧЕСТВЕ СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН ЛИБО СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЬЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ВЫСЛУГИ ЛЕТ, НАЗНАЧЕНИЯ
И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ, КОМПЕНСАЦИЙ И ПОСОБИЙ ЛИЦАМ, ПРОХОДИВШИМ
ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В КАЧЕСТВЕ ОФИЦЕРОВ, ПРАПОРЩИКОВ, МИЧМАНОВ
И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СВЕРХСРОЧНОЙ СЛУЖБЫ ИЛИ ПО КОНТРАКТУ
В КАЧЕСТВЕ СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН
ЛИБО СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, УЧРЕЖДЕНИЯХ
И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,
И ИХ СЕМЬЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом «О пожарной безопасности», постановлениями Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие этих законов и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации» Совет Министров — Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются — военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:
— военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;
— служба в органах безопасности бывшего Союза ССР в должностях оперативного состава (включая период обучения), руководящего и начальствующего состава — до 1 октября 1955 г. по перечням должностей, утверждаемым Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
— служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров);
— служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;
— военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств — участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта);
— служба в советских партизанских отрядах и соединениях, в частях и соединениях народного ополчения в период Великой Отечественной войны;
— служба в качестве военных строителей в военно-строительных отрядах (частях);
— время нахождения на практической летной подготовке лиц, призванных на военную службу и обучавшихся на офицеров запаса летного состава в системе бывшего ДОСААФа СССР и РОСТО, — не ранее чем с 1 января 1961 г.;
— время пребывания на военных сборах — не ранее чем с 1 марта 1993 г.;
— служба в истребительных батальонах, взводах и отрядах защиты народа, действовавших на территории Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г., в качестве бойцов, находившихся на казарменном положении, а также в должностях командного состава;
Решение Верховного Суда РФ от 22.10.2008 N ГКПИ08-1774 О признании частично недействующим пункта 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации“.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф.И.О. о признании частично недействующим пункта 1 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации“,
пунктом 1 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации“ (в ред. от 25 сентября 2008 г.) установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются — военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Р.Е. Трофимов обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 1 названного постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 недействующим в части, не предусматривающей включение в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы указанным в этом пункте лицам периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что с июля 2003 г. проходил службу в органах Госнаркоконтроля, в октябре 2006 г. был уволен в порядке перевода в МВД России, в составленном по его обращению проекте расчета выслуги лет для назначения пенсии по состоянию на 1 июня 2008 г. период его службы
в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в выслугу лет включен не был, как не предусмотренный пунктом 1 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. Считает, что данный пункт в оспариваемой части противоречит статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, в силу которой периоды службы в органах Госнаркоконтроля засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом “а“ статьи 13 этого Закона.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, уполномоченная поручением от 27 сентября 2008 г. N СС-П4-5866 представлять интересы Правительства Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации, в письменных возражениях указала на то, что исчисление выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам органов наркоконтроля осуществляется в соответствии с Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и общей продолжительности службы для выплаты им единовременного пособия в связи с увольнением из этих органов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 254. Пунктом 1 указанного постановления на лиц, проходивших службу в органах наркоконтроля в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, и их семьи распространено действие постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. Поскольку Правительство
Российской Федерации установило своими нормативными правовыми актами порядок выслуги лет для всех категорий граждан, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, то необходимость дублирования в оспариваемом постановлении статьи 18 данного Закона отсутствует.
Р.Е. Трофимов в судебное заседание не явился, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Правительства Российской Федерации Д.В. Катыков в судебном заседании мотивировал свои возражения тем, что статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 предусмотрено включение названного заявителем периода работы в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в этом Законе, поэтому необходимость внесения дополнений в оспариваемый нормативный правовой акт не имеется и суд таким правом не обладает.
Обсудив доводы заявителя и возражения представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Л.Ф. Масаловой, полагавшей заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, изложенный в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, распространяет на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и семьи этих лиц условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным Законом (статья 1).
Согласно пункту “а“ статьи 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в ред. от
30 июня 2003 г.) право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Исчисление выслуги лет для назначения пенсии урегулировано статьей 18 Закона, в силу которой в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом “а“ статьи 13 этого Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также иные периоды, перечисленные в данной статье.
Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 распространяется на указанные в нем категории граждан (военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), которым пенсия за выслугу лет назначается в соответствии с пунктом “а“ статьи 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Следовательно, и выслуга лет этим категориям граждан должна исчисляться на основании названного Закона, его статьи 18, предусматривающей засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В пункте 1 оспариваемого постановления приведен исчерпывающий перечень периодов, засчитываемых в выслугу
лет для назначения пенсий после увольнения со службы всем указанным в этом пункте лицам. Служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в данный перечень не включена.
Таким образом, оспариваемая норма не предусматривает включение в выслугу лет для назначения пенсий периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ лицам, ранее проходившим службу в указанных органах, после их увольнения с военной службы, из органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, что не соответствует требованиям Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в ред. от 30 июня 2003 г.).
Постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 издано высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в силу полномочия, возложенного на него частью третьей статьи 18 указанного Закона, понимается правоприменителями как исключающее возможность включения в выслугу лет названным в этом постановлении лицам периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Такое понимание оспариваемой нормы, нарушающее права граждан, в том числе заявителя, подтверждается представленными суду сообщениями (л.д. 25, 26). В этой связи приведенный в возражениях довод об отсутствии необходимости дублировать норму статьи 18 Закона актами Правительства Российской Федерации несостоятелен.
Требование заявителя сводится не к внесению дополнения, а к признанию нормативного правового акта недействующим в той части, в которой он нарушает право граждан на включение в выслугу лет периода службы в органах наркоконтроля в соответствии с требованиями федерального закона.
Данное право не восстановлено принятием вышеупомянутых Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 254, на которые
ссылается представитель заинтересованного лица в обоснование своих возражений. Эти Правила определяют порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, в связи с увольнением из этих органов. Их действие на лиц, увольняемых со службы из других правоохранительных органов, в том числе указанных в пункте 1 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, не распространяется.
С учетом изложенного и в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пункт 1 постановления от 22 сентября 1993 г. N 941 подлежит признанию недействующим в той части, в которой он нарушает право перечисленных в нем категорий граждан на включение в выслугу лет периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Руководствуясь статьями 194 — 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
заявление Ф.И.О. удовлетворить.
Пункт 1 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации“ (в редакции от 29 сентября 2008 года) признать недействующим в части, не предусматривающей засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы указанным в этом пункте лицам службу
в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Что такое выслуга лет, на что влияет при расчете пенсии
В отличие от пенсионного обеспечения подавляющего большинства отечественных пенсионеров, получающих пенсии за свой трудовой стаж «на гражданке», пенсионное обеспечение бывших военнослужащих (и сотрудников ряда иных силовых ведомств РФ), а также частично и «зарплаты» действующих силовиков, зависят от их так называемой выслуги лет (ВЛ), представляющей собой совокупность различных периодов службы офицера (рядового, сержанта, прапорщика, генерала) в армии или другой силовой структуре. Данная статья подробно объясняет, что такое выслуга лет военнослужащих, как она формируется, служба в армии будет входить в трудовой стаж или нет, каковы льготные периоды исчисления ВЛ, кратно увеличивающие выслугу по сравнению с календарным сроком службы, а также каким образом она влияет на размер денежного довольствия действующих военных и величину их пенсий после выхода силовиков на заслуженный отдых.
Что такое выслуга лет при воинской службе
Как уже объяснялось выше, ВЛ представляет собой совокупность различных периодов службы силовика в армии (ином силовом ведомстве). Данные периоды могут значительно различаться между собой: за одни время, проведенное на службе, засчитывается в ВЛ военнослужащего из расчета 1 месяц в армии равен 1 месяцу выслуги, за другие — 1 месяц службы равен полутора, 2 или даже 3 месяцам ВЛ.
Календарный срок службы
Большинство военных всю службу в армии проводит в обычных воинских частях, не выезжая в опасные служебные командировки в «горячие точки» и не рискуя здоровьем в высокогорье или районах Крайнего Севера. У таких военнослужащих ВЛ, как правило, месяц в месяц равна календарному сроку службы — то есть каждый день, проведенный ими на службе, засчитывается им за 1 день выслуги. При этом календарный срок входит в ВЛ силовика, даже если последний не выполняет своих служебных обязанностей по причине того, что он:
- находится в плену — до полного выяснения обстоятельств его пленения;
- безвестно отсутствует — до признания его пропавшим без вести или умершим;
- какое-то время содержался под стражей — в случае прекращения уголовного дела или оправдания его в суде;
- был безосновательно уволен со службы, а затем — восстановлен на ней в установленном порядке.
Срок службы в льготном исчислении
«Работа» ряда военных сопряжена с повышенным риском для их здоровья и жизней, поэтому отдельные периоды их службы считаются льготными. Полный перечень категорий военнослужащих, имеющих право на льготное исчисление выслуги лет, приведен в Постановлении Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 г. (с изменениями от 21 мая 2020 г.). Если говорить кратко, то на льготную выслугу могут претендовать:
- все военнослужащие (десантники, разведчики и пр.), систематически прыгающие с парашютом, военные участники аварийно-спасательных экспедиций, военнослужащие, занимающие должности на боевых кораблях либо служащие на высоте от 1500 до 2500 метров над уровнем моря, и т. д. — у них 1 месяц службы идет в ВЛ за полтора;
- летчики, летающие по планам боевой подготовки, испытатели парашютов или катапультных систем на воздушных судах, подводники, военные, служащие на Крайнем Севере или в в/ч, расположенных выше 2500 метров над уровнем моря, — у этих военнослужащих 1 месяц службы засчитывается в выслугу за 2;
- все силовики, принимающие участие в боевых действиях в «горячих точках» за рубежом или на территории РФ (в том числе, в контртеррористических операциях), — им 1 месяц, проведенный на войне, идет в ВЛ за 3.
Как правило, льготная выслуга лет военнослужащих считается помесячно. Однако если контрактник получает тяжелую травму в период, за который предусмотрено льготное исчисление ВЛ, то весь год, когда получено увечье, засчитывается ему как льготный.
Какие периоды входят в стаж военной службы
Помимо времени непосредственной службы по контракту в силовом ведомстве, в ВЛ силовика могут входить и те периоды его жизни, когда он еще не был контрактником, а учился в вузе или служил в армии срочником. Согласно вышеуказанному ПП РФ № 941, подобные временные «интервалы» засчитывают в ВЛ военного по-разному:
- Так, время армейской службы в качестве рядового-срочника учитывается в выслуге контрактника для начисления пенсии исключительно по «календарю» — то есть год за год.
- У тех же, кто проходил срочную офицером, будучи призванным в армию после окончания гражданского вуза с военной кафедрой, ВЛ может считаться и по льготному исчислению — например, месяц за полтора, если воинская часть призывника располагалась в высокогорье.
- Наконец, само время обучения в вузе может засчитываться в ВЛ офицера из расчета 12 месяцев учебы — за 6 выслуги. При этом данный пункт «работает» только для сотрудников МВД, ФСИН, МЧС и ряда иных силовых ведомств РФ — кроме военных.
Влияние выслуги на размер денежного довольствия военнослужащих (ДДВ)
Основу ДДВ контрактника составляют его оклады по воинскому званию (ОВЗ) и должности (ОВД). Также ДДВ увеличивают различные надбавки, которых насчитывается более десятка видов. Однако особо среди них выделяется надбавка за выслугу лет (НВЛ), рассчитываемая от обоих окладов контрактника (все остальные добавки считаются только от ОВД). Конкретные суммы надбавки за ВЛ приведены в Таблице 1:
Минимальная выслуга для пенсии
В последние годы в СМИ все чаще обсуждается вопрос о возможном увеличении минимальной выслуги лет военнослужащих для назначения им пенсии за выслугу (ПВЛ). Особенно эта тема обострилась в 2018 г. при разработке новой Пенсионной реформы, стартовавшей 01.01.2019 г. Однако инициативы Министерства финансов РФ повысить минимальную ВЛ начиная с 2019 г., не были поддержаны В. В. Путиным, поэтому в 2020 г., согласно ст. 13 ФЗ № 4468-I от 12.02.1993 г., военнослужащие (сотрудники иных силовых ведомств РФ) могут рассчитывать на назначение:
- чистой ПВЛ (исключительно за стаж военной службы) — при минимальной выслуге в 20 лет;
- смешанной ПВЛ (за общий стаж — «военный» и «гражданский») — при наличии у них ВЛ в 12,5 лет (общий стаж при этом должен достичь 25 лет).
Порядок исчисления выслуги для назначения пенсии
ВЛ для назначения ПВЛ высчитывается простым арифметическим сложением различных периодов службы контрактника. Основу ее составляют, конечно, «интервалы» чисто календарной службы, хотя у многих силовиков в нее входит и достаточно много периодов, зачисляемых в их ВЛ по льготному исчислению. При этом, как было указано выше, на выслугу офицера могут влиять не только время его службы по контракту, но и период его учебы в вузе до заключения контракта с силовым ведомством, а также годы, проведенные им на срочной службе в армии. Помимо этого, в ВЛ могут идти:
- время учебы действующих офицеров в военных академиях;
- учебные отпуска, предоставляемые контрактникам, получающим высшее образование на заочной форме обучения, — для поступления в вузы и сдачи в них экзаменов;
- время излечения, проведенное военнослужащими в военных госпиталях;
- периоды, когда человек замещал гражданскую должность в госорганизации (данное положение «работает» для сотрудников некоторых силовых ведомств РФ), и т. д.
Разумеется, в порядке исчисления ВЛ для назначения «военной» пенсии есть и свои нюансы. Например, согласно п. 6 ПП РФ № 941, при наличии у военнослужащего 2 и более оснований для зачета одного и того же периода службы в его выслугу на льготных условиях, ВЛ исчисляется только по одному, но дающему силовику наибольшие преференции.
Северная пенсия военнослужащих
В ФЗ № 4468-I «О военных пенсиях» нет отдельного официального понятия «северная пенсия». Такое неформальное название в среде военнослужащих получила ПВЛ, назначаемая военным, большую часть службы проведшим на Крайнем Севере (КС) или приравненных к нему территориях, где существуют наибольшие районные коэффициенты, применяемые для расчета «военных» пенсий.
В силу ст. 48 ФЗ № 4468-I, для того чтобы военнослужащему была назначена северная пенсия, он обязан прослужить не менее 15 календарных лет на КС или 20 — в районах, приравненных к нему.
Об особенностях расчета и назначения северных пенсий военнослужащим
Несмотря на то, что ПВЛ для военных, прослуживших большую часть жизни в Заполярье или в приравненных к нему местностях, носят одинаковое название, их размеры различаются между собой — вследствие следующих причин:
- Преимущество в льготном исчислении ВЛ имеют контрактники, служащие непосредственно в районах КС, — у них 1 год службы идет в выслугу за 2. А вот у их коллег, дислоцированных в местностях, приравненных к КС, 12 месяцев службы засчитываются в ВЛ за 9.
- При расчете северной пенсии наибольший районный коэффициент (равный 2) применяется для ПВЛ силовиков, «заработавших» выслугу именно на Крайнем Севере. У тех же, кто служил в местностях, приравненных к КС, этот коэффициент всегда немного ниже (от 1,7 до 1,8).
Однако, несмотря на существующие различия, есть у северных пенсий и то, что их объединяет. Так, согласно той же ст. 48 ФЗ № 4468-I, вне зависимости от места службы «северянина», при его переезде с КС или приравненной к нему местности на ПМЖ в другие области России, военнослужащему сохраняется размер пенсии, начисленной ему с учетом повышенного районного (северного) коэффициента.
Пример расчета ВЛ для выхода на пенсию при льготном и календарном исчислении
Для иллюстрации вышеприведенной информации по расчету ВЛ сравним карьеры двух офицеров, одновременно закончивших один и тот же вуз с военной кафедрой (до 2008 г.), получивших звание лейтенанта и призванных на 2-летнюю срочную службу в армию:
- Первый офицер, попав в обычную в/ч в европейской части России, отслужил в ней 2 года взводным, затем уволился из армии, поступил на работу в полицию, и за полтора десятка лет дорос от простого следователя до заместителя начальника штаба ГУВД крупного областного центра.
- Второй офицер срочную службу проходил в в/ч на Алтае, затем стал контрактником и прошел в той же части путь до ротного. Через 3 года после заключения первого контракта с Минобороны был переведен на юг России, где 6 лет отслужил в обычной части, после чего вернулся на Алтай, совершил полугодовую командировку в Сирию и, наконец, уволился из рядов ВС РФ с назначением пенсии за ВЛ — в то время как его однокурсник-полицейский еще продолжает зарабатывать 20-летнюю выслугу в ГУВД.
Для того чтобы понять, почему второй офицер заработал необходимую для назначения пенсии ВЛ раньше первого, рассмотрим периоды их службы подробно:
- У первого офицера ВЛ считается исключительно по «календарю». При этом 5 лет учебы в вузе в его ВЛ вошли как 2,5 года, а время 2-летней срочной службы в армии — за 2. Соответственно, чтобы получить право на ПВЛ, ему нужно отслужить в полиции в общей сложности 15,5 лет.
- У второго офицера все гораздо сложнее:
- время обучения в вузе в его ВЛ не вошло (согласно ст. 18 ФЗ № 4468-I);
- следующие 5 лет службы в армии на Алтае, включая и срочную лейтенантом, пошли в его ВЛ в льготном исчислении 1:1,5 (как за службу в условиях высокогорья) — то есть выслуга офицера увеличилась на 7,5 лет;
- далее — 6 лет, проведенные им в обычной части на юге России, пошли в его ВЛ в календарном исчислении;
- после возвращения на Алтай ВЛ офицера опять начала считаться в льготном исчислении 1:1,5, но полугодовая командировка в Сирию (служба в «горячей точке») сразу увеличила ее на полтора года;
- наконец, чуть более чем через 3,5 года после возвращения на Алтай общая ВЛ офицера превысила 20 лет, и он получил право на назначение ПВЛ, хотя в календарном исчислении отслужил в армии всего чуть больше 15 лет.
Да, с учетом всего вышеизложенного, можно сказать, что рассчитать выслугу военного порой бывает непросто — особенно, если он часто меняет места службы. Тем не менее, многие контрактники считают правильным для себя не «сидеть годами на месте» в заурядной воинской части, а пытаться отдавать службе все свои силы и возможности. Ведь наградой за это являются не только льготная пенсия для военнослужащих, но и высокая прибавка к их окладам, которую они получают во время службы по контракту, и которая также напрямую зависит от выслуги лет.