Пособие начислено в двойном размере
и социального развития
от 1 декабря 2008 г. N 692н
О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПОСОБИЯ
ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ В ДВОЙНОМ РАЗМЕРЕ ДО ДОСТИЖЕНИЯ
РЕБЕНКОМ ВОЗРАСТА ТРЕХ ЛЕТ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 14.07.2010 N 520н,
Приказа Минтруда России от 15.02.2016 N 63н)
1. Настоящее разъяснение разработано в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. N 439 «О Правилах предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Правила).
(в ред. Приказа Минтруда России от 15.02.2016 N 63н)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Пунктом 7 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4561; 1996, N 51, ст. 5680; 1997, N 47, ст. 5341; 1999, N 16, ст. 1937; N 28, ст. 3460; 2000, N 33, ст. 3348; 2001, N 7, ст. 610; N 33, ст. 3413; 2002, N 30, ст. 3033; N 50, ст. 4929; 2003, N 43, ст. 4108; 2004, N 18, ст. 1689; N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 637; N 30, ст. 3288; N 50, ст. 5285; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 9, ст. 817; N 29, ст. 3410; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236) предусмотрена выплата гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет (далее — пособие).
3. В соответствии с пунктом 3 Правил пособие назначается и выплачивается гражданам, указанным в статье 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1929; 1998, N 30, ст. 3613; 2002, N 30, ст. 3033; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5285; 2007, N 44, ст. 5281; 2008, N 9, ст. 817):
а) постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение;
б) постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
в) постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
4. Согласно пунктам 2 и 5 Правил и пунктам 39 — 59 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2009 г. N 15909), выплата пособия осуществляется по месту подачи гражданином заявления о назначении пособия: в организации по месту работы (службы) или по месту жительства — в органе в сфере социальной защиты населения, уполномоченном органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 14.07.2010 N 520н)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Пособие назначается и выплачивается гражданам, подвергшимся радиационному воздействию;
постоянно проживающим и работающим (проходящим службу, обучающимся) в населенных пунктах, входящих в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074 (далее — Перечень) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 42, ст. 5787);
(в ред. Приказа Минтруда России от 15.02.2016 N 63н)
(см. текст в предыдущей редакции)
постоянно проживающим в населенных пунктах, входящих в Перечень, но работающим (проходящим службу, обучающимся) за пределами населенных пунктов, входящих в Перечень;
постоянно работающим (проходящим службу, обучающимся) в населенных пунктах, входящих в Перечень, но проживающим за пределами населенных пунктов, входящих в Перечень.
Новые правила выплат на детей от трех до семи лет
Соответствующий Указ был подписан Президентом, а Правительство утвердило новые правила получения этой выплаты.
Повышение выплаты
В 2021 году размер выплаты будет варьироваться в зависимости от доходов малообеспеченной семьи:
50 % (в среднем по стране 5 650 рублей) — базовый размер;
75 % (в среднем по стране 8 475 рублей) — если при выплате в размере 50 % среднедушевой доход семьи не достиг регионального прожиточного минимума;
100 % (в среднем по стране 11 300 рубля) — если при выплате пособия в сумме 75 % среднедушевой доход все еще не достигает регионального прожиточного минимума.
Семья подает документы один раз. Органы социальной защиты на основе сведений о доходах рассчитают пособие в нужном размере.
Пособие в новом размере будет рассчитываться с 1 января 2021 года. Это значит, что в конце апреля семьи могут получить не только повышенное пособие, но и доплату за прошедшие три месяца.
Чтобы понять, положена ли эта выплата, нужно сравнивать среднедушевой доход семьи с региональным прожиточным минимумом на дату обращения за выплатой.
Для расчета нуждаемости используются сведения о доходах, полученных семьей за год, предшествующий четырем месяцам до назначения выплаты, и об имуществе на день обращения.
Помощь большему числу семей
Теперь дети до 23 лет, которые не состоят в браке и учатся очно, будут учитываться в составе семьи (для расчета среднедушевых доходов). Можно получить пособие и на детей, которые находятся под опекой.
Важно: как доход не учитывается компенсационная выплата в размере 10 000 руб., которую получают родители, ухаживающие за детьми с инвалидностью, средства, предоставленные в рамках социального контракта, единовременная материальная помощь и страховые выплаты.
Критерии нуждаемости
При назначении пособия учитываются доходы и имущество заявителей. Выплату могут получать семьи со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, обладающие:
одной квартирой (или несколькими, если на члена семьи – менее 24 кв. м);
одним домом (или несколькими, если на человека приходится меньше 40 кв. м);
одним автомобилем, одним мотоциклом и одним гаражом/машиноместом (двумя, если семья многодетная или в ней есть человек с инвалидностью);
земельными участками не более 0,25 га (или не более 1 га в сельских поселениях);
одним нежилым помещением;
одним предметом сельхозтехники младше пяти лет;
одним маломерным судном младше пяти лет;
сбережениями, годовой доход от процентов по которым не превышает прожиточного минимума на душу населения.
Не учитываются квартира, дом или участок, которые получила многодетная семья в качестве соцподдержки, а также доли в домах от 1/3 и меньше.
Если квартира одна, то она может быть любой площади. Ограничения по квадратным метрам действуют только если квартир несколько.
Семьи с новыми (до пяти лет) мощными (свыше 250 л. с.) автомобилями не смогут получить пособие.
«Правило нулевого дохода»
Правительство утвердило «правило нулевого дохода», которое также будет учитываться при оформлении выплаты. Предполагается, что выплата назначается при наличии у взрослых членов семьи заработка (стипендии, доходов от трудовой или предпринимательской деятельности или пенсии) или отсутствие доходов обосновано объективными жизненными обстоятельствами.
Это правило не распространяется на те семьи, где второй родитель умер, пропал без вести или не вписан в свидетельство о рождении.
Основанием для отсутствия дохода могут быть:
уход за ребенком, если речь идет о единственном родителе (второй родитель не указан, пропал без вести или умер);
уход за ребенком до трех лет;
уход за гражданином с инвалидностью или пожилым человеком старше 80 лет;
обучение на очной форме для членов семьи моложе 23 лет;
лечение длительностью от трех месяцев;
безработица при официальной регистрации в ЦЗН;
уход за детьми в многодетной семье (но другой родитель должен иметь доход);
срочная служба в армии и трехмесячный период после демобилизации;
отбывание наказания и трехмесячный период после освобождения из мест лишения свободы.
Как получить пособие в новом размере
Подать заявление можно онлайн на портале Госуслуг или лично в отделении соцзащиты или МФЦ. Если вы уже получаете выплату, для ее перерасчета это тоже необходимо.
Выплата устанавливается на 12 месяцев, но после того, как ребенку исполнится восемь лет, она прекращается.
Если семья обратилась в течение шести месяцев с момента достижения трехлетнего возраста, то пособие начисляется с трех лет. Если позже — с даты обращения.
Важно: если семья уже получает пособие, но теперь не подходит под критерии, она будет получать выплату в прежнем размере до конца периода, на который пособие было назначено.
Расчет пособий на детей «чернобыльцам»: что изменилось
В конце 2015 года принят Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее – Закон № 388-ФЗ), отдельные положения которого действуют с 01.07.2016. Новшества касаются мер социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. К подобным мерам относятся различного рода компенсации и пособия. Часть из них предоставляют органы соцзащиты, а часть – работодатели (в отношении работающих граждан). Проведем обзор наиболее важных поправок, касающихся работодателей.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. До 01.07.2016 для предоставления социальных гарантий продолжительность проживания в «чернобыльских» зонах не имела значения.
2. С 01.07.2016 на «чернобыльские» меры социальной поддержки имеют право граждане, которые постоянно проживают (работают) на загрязненных территориях в течение определенного времени (1-4 года) непосредственно перед назначением отпуска по беременности и родам или пособия по уходу за ребенком.
3. Перечень населенных пунктов, входящих в состав «чернобыльских» зон, не реже чем один раз в пять лет пересматривается Правительством РФ.
4. Разработан специальный алгоритм подсчета времени проживания (работы) в данных местностях в случае пересмотра их границ.
5. Такие условия введены, чтобы пресечь практику регистрации граждан непосредственно перед началом декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком с целью получения социальных привилегий.
6. Пособия по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере для «чернобыльцев» отменены, а вместо пособия установлены фиксированные выплаты.
7. С 01.07.2016 за ежемесячной выплатой физлица должны обращаться в органы соцзащиты по месту жительства или по месту работы (ранее пособие назначал работодатель).
Обязанности работодателей
До 01.07.2016 в обязанности работодателя входило (п. 6, 7 ч. 1 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», далее – Закон № 1244-1):
- предоставлять удлиненный дородовой отпуск по беременности и родам продолжительностью 90 календарных дней;
- платить в двойном размере ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Такие гарантии получали граждане, которые постоянно проживают (работают):
- в зоне отселения до их переселения в другие районы;
- на территории зоны проживания с правом на отселение (кроме дородового отпуска большей продолжительности);
- на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Перечень указанных зон утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 (далее – Перечень).
Продолжительность проживания в таких местностях для предоставления социальных гарантий ранее не имела значения.
Поправками предусмотрено, что на перечисленные меры социальной поддержки имеют право граждане, которые постоянно проживают (работают) на загрязненных территориях в течение определенного времени непосредственно перед назначением отпуска по беременности и родам или пособия по уходу за ребенком (п. 1 ст. 2 Закона № 388-ФЗ).
Период проживания (работы) граждан должен составлять в зоне:
- отселения – не менее 1 года;
- проживания с правом на отселение – не менее 3 лет;
- проживания с льготным социально-экономическим статусом – не менее 4 лет.
Перечень населенных пунктов, входящих в состав таких зон, согласно части 3 статьи 7 Закона № 1244-1 не реже чем один раз в пять лет пересматривается Правительством РФ. В связи с этим поправками предусмотрен специальный алгоритм подсчета времени проживания (работы) в данных местностях в случае пересмотра их границ. Такой подсчет подразумевает, что каждый год проживания (работы) в зоне проживания с:
- льготным социально-экономическим статусом считается за 3 месяца проживания (работы) в зоне отселения;
- правом на отселение считается за 4 месяца проживания (работы) в зоне отселения;
- льготным социально-экономическим статусом считается за 9 месяцев проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение.
Подобные условия введены, чтобы пресечь практику регистрации граждан непосредственно перед началом декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком с целью получения указанных привилегий.
Еще одно важное нововведение – это отмена пособия по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере. Такое пособие работодатели исчисляли исходя из среднего заработка застрахованного лица за расчетный период. Правила его предоставления утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 № 439 (далее – Правила № 439).
Закон № 388-ФЗ вместо указанного пособия устанавливает ежемесячную выплату в фиксированной сумме (п. 2 ст. 2 Закона № 388-ФЗ):
- до достижения ребенком возраста полутора лет – в размере 3 000 руб.;
- в возрасте ребенка от полутора до трех лет – в размере 6 000 руб.;
Как отмечено выше, ежемесячное пособие в двойном размере работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязан был назначать работодатель (п. 5 Правил № 439).
С 01.07.2016 за ежемесячной выплатой физлица должны обращаться в органы соцзащиты по месту жительства или по месту работы.
Соответственно, работодатели больше не должны формировать списки с информацией о застрахованном лице (которому назначено пособие в двойном размере), его ребенке, а также размере пособия по уходу за ним. Напомним, что в соответствии с пунктом 7-7.1 Правил № 439 такие списки организации подавали в органы соцзащиты каждый месяц.
В действующие Правила № 439 на данный момент какие-либо изменения об отмене данной обязанности не внесены. Однако полагаем, что это будет реализовано в ближайшее время.
Переходные положения
Изменения в порядке предоставления удлиненного дородового отпуска и назначения ежемесячной выплаты при уходе за ребенком вступили в силу 01.07.2016 (ст. 2, ч. 2 ст. 9 Закона № 388-ФЗ).
При этом Законом № 388-ФЗ предусмотрены следующие переходные положения для реализации поправок (ч. 1, 2 ст. 8 Закона № 388-ФЗ).
Если отпуск по беременности и родам и (или) отпуск по уходу за ребенком до трех лет наступили до 30.06.2016 (включительно), то действуют прежние нормы Закона № 1244-1, а именно:
- удлиненный дородовой отпуск работодатель предоставляет и оплачивает независимо от продолжительности проживания (работы) сотрудницы на территории соответствующей местности, входящей в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения;
- пособие по уходу за ребенком в двойном размере (исходя из среднего заработка) назначает и выплачивает работодатель вплоть до достижения ребенком возраста трех лет.
Если упомянутые отпуска начинаются 01.07.2016 и позднее, действуют новые правила:
- удлиненный дородовой отпуск работодатель предоставляет сотруднице при условии, что она постоянно проживает (работает) на территории той или иной зоны в течение периода, установленного статьей 4 Закона № 1244-1 в новой редакции;
- пособие по уходу за ребенком назначается по общим правилам.
До достижения ребенком возраста полутора лет работодатель ежемесячно перечисляет пособие, исчисленное исходя из 40 процентов среднего заработка сотрудника, и компенсационную выплату в размере 50 рублей (ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, Указ Президента от 30.05.1994 № 1110).
В период от полутора до трех лет работодатель платит только ежемесячную компенсацию – 50 рублей.
В учетных программах «1С:Предприятие 8» изменения, связанные с порядком расчета пособий на детей гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, реализованы. О сроках см. в «Мониторинге изменений законодательства».
Порядок получения выплаты на ребенка вместо пособия в двойном размере
Правила предоставления указанной выплаты Правительство РФ утвердило Постановлением от 28.06.2016 № 588 (далее – Правила № 588).
Согласно пункту 7 Правил № 588 за ежемесячной выплатой в фиксированной сумме (3 000 руб. и 6 000 руб.) физлица должны обращаться в органы соцзащиты по месту жительства или по месту работы. Если гражданин одновременно проживает и работает на территории зоны радиоактивного загрязнения (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074), то заявление подается в орган соцзащиты по месту жительства. Необходимые для представления документы поименованы в пунктах 8–11 Правил № 588. В их числе (для работающих граждан) – заверенная копия трудовой книжки или трудового договора, а также справка работодателя с указанием его местонахождения.
В течение 10 рабочих дней с момента подачи физлицом всех необходимых документов орган соцзащиты должен принять решение о назначении выплаты (п. 14 Правил № 588).
Граждане в месячный срок обязаны уведомлять орган соцзащиты о следующих событиях (п. 17 Правил № 588):
- смерть ребенка до достижения трех лет;
- переезд физлица или ребенка на новое место жительства за пределы зон загрязнения;
- увольнение из организации, расположенной на территории зоны загрязнения, или изменение местонахождения организации – переезд на новое место за пределами радиоактивной зоны;
- смена места жительства или места работы в пределах зон радиоактивного загрязнения. В орган соцзащиты по прежнему месту жительства (работы) подается заявление о приостановлении выплаты, а в орган соцзащиты по новому месту жительства (работы) – заявлении о ее возобновлении (п. 16 Правил № 588).
Формы заявлений в Правилах № 588 не приведены. Полагаем, что до утверждения форм их можно составить в произвольной форме либо по образцам, предоставленным органом соцзащиты по месту обращения за выплатой.
Пособие на детей от 3 до 7 лет в 2021 году: Кто получит двойную выплату с 1 января
Обрадовали семьи с детьми от 3 до 7 лет включительно в России в 2020 году. С 1 января этого года в стране ввели новое ежемесячное пособие на детей. Первые деньги родители увидели в июне 2020 года, когда все нормативные документы привели в порядок. Причем выплату семьи с детьми получили аж за предыдущие полгода. Но с 1 января 2021 года размер пособия увеличится. Кому положена повышенная выплата, как изменится пособие — об этом в материале сайта «Весь Искитим».
Что сегодня
Детское пособие на детей от 3 до 7 лет включительно введено указом президента Владимира Путина от 20 марта 2020 года за № 199. Ради нового пособия издано постановление правительства № 384 от 31 марта 2020, которое устанавливает основные требования к порядку назначения выплаты, перечень документов для назначения пособия.
Пособие получают семьи, в которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в регионе. При этом сегодня прожиточный минимум берется за II квартал предыдущего года. Размер пособия составляет 50 % прожиточного минимума на ребенка в каждом регионе. Сегодня пособие назначено более чем на 4,2 млн детей. На эти цели из бюджета России выделено 202 млрд рублей. В Новосибирской области сумма пособия равна 6 018 рублей, а по всей России в среднем около 5 500 рублей.
Что изменится
С 1 января 2021 года пособие увеличат. Выйдет новый указ президента, который изменит указ № 199 президента. Проект нового указа уже опубликован на федеральном портале.
Важно: С 1 января 2021 года ежемесячная выплата устанавливается в размере величины регионального прожиточного минимума для детей.
При этом прожиточный минимум будут брать не за II квартал прошлого года, а на год обращения за пособием. Семьи с детьми также будут получать половину прожиточного минимума на ребенка. Но это также будет сумма на год обращения, а не за 2 квартал прошлого года.
А еще в закон введут норму, которая позволит пересчитывать величину размера нового пособия каждый год с 1 января следующего года исходя из ежегодного изменения величины прожиточного минимума для детей, установленной в регионе страны.
Кто получит повышенное пособие
Начислят ли вашей семье повышенное пособие, узнают так: посчитают все доходы семьи с учетом пособия на ребенка от 3 до 7 лет включительно. Повышенное пособие дадут только тем семьям, доход которых даже с помощью пособия в прежнем размере – 50 % прожиточного минимума, не достиг прожиточного минимума по региону. Тогда выплату увеличат в 2 раза.
Что изменится в заявлении на пособие
С 2021 года в заявлении на детское пособие нужно будет указывать ИНН работодателя. Это правило предусмотрено для тех работников, которые трудятся в ФСБ, ФСИН, Минобороны и других силовых ведомствах.
Это связано с тем, что соцзащите для определения критерия нуждаемости нужны сведения о размере денежного довольствия сотрудников силовых ведомств. Эти данные могла бы дать налоговая служба через межведомственное электронное взаимодействии, но сейчас у ведомства такой информации нет.
Из-за этого предлагается закрепить возможность налоговой службе через запросы узнавать сведения о доходах военнослужащих, сотрудников войск национальной гвардии, работников органов принудительного исполнения напрямую у этих ведомств. Если решение об этом примут, то бланк пополнится полями для указания места работы и ИНН налогового агента. Кроме того, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ФСБ, госохраны, проектом предлагается обязать подтверждать наличие и размер дохода на личном приеме в соцзащите с пакетом документом, так как налоговая служба пока не может запрашивать эти данные.
Какие доходы не посчитают
Минтруд намерен откорректировать перечень доходов, учитываемых при назначении пособия для детей от 3 до 7 лет включительно. Уже сегодня об этом разрабатывается проект постановления правительства. Из списка учитываемых доходов планируется исключить – ежемесячную денежную выплату, ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и ежемесячные выплаты нетрудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом с детства первой группы. Проект пока не опубликован, но о нем заявили в партии «Справедливая Россия».
Пособие назад не ходит
alt=»Верховный суд подчеркивает: нельзя рассматривать излишнее начисление пособия как неосновательное обогащение. Фото: Аркадий Колыбалов/РГ» />
Суть этого спора, который изучил Верховный суд РФ, в следующем.
Жительница Московской области после трагической смерти мужа больше десяти лет получала назначенное ей дополнительное региональное пособие. Но спустя годы чиновники неожиданно разглядели, что десять лет назад они ошиблись — вдова не попадала в категорию получателей этой помощи.
Вот чиновники и решили, что женщина должна вернуть переплаченные ей казенные деньги, и отправились с таким исковым требованием в суд.
И несколько местных судебных инстанций — два суда — в подобном чиновничьем желании не нашли ничего противозаконного. Но когда вдова не смирилась с таким решением и дошла до Верховного суда, то не пожалела о своей настойчивости.
В Верховном суде РФ изучили ситуацию и не согласились с коллегами, встав на сторону гражданки. Верховный суд объяснил, в чем были неправы местные суды и почему в аналогичных ситуациях с человека нельзя требовать возврата уже выплаченных денег.
В подобную историю, связанную с ошибками чиновников, могут попасть и другие граждане. Поэтому сделанные Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда разъяснения норм закона, которые действуют в аналогичных случаях, полезны и важны не только для нашей героини.
Эта история началась в конце девяностых годов в Подмосковье, когда сотрудник тогда еще милиции погиб при исполнении своих служебных обязанностей. Его вдова осталась одна с двумя детьми.
Спустя пять лет после страшного несчастья, в декабре 2004 года в Московской области был утвержден новый закон «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям граждан». Документ предусматривал выплаты членам семей военнослужащих, которые погибли при исполнении долга в мирное время.
Вдова подала заявление на получение такого пособия. И чиновниками было принято решение — пособие ей назначить. Буквально со следующего 2005 года вдова начала получать по 10 500 рублей ежемесячно.
Так продолжалось почти двенадцать лет. Но неожиданно в 2017 году аудиторы из Министерства соцразвития области при проверке сделали заключение — выплаты вдове были назначены неправильно. Аудиторы заявили — этот закон касается семей погибших военных, а у нашей вдовы муж служил в МВД.
По утверждению проверяющих, они изучили период платежей с января 2015-го по июнь 2017 года и пришли к выводу, что за это время женщина «необоснованно получила 384 000 рублей». Вот пусть их и возвращает, решили чиновники. Вдова добровольно сделать это отказалась. Тогда чиновники, назвав сумму «неосновательным обогащением», потребовали деньги назад уже через местный суд. Иск чиновников о возвращении денег рассматривал Видновский городской суд. Там на заседании вдова объяснила — она не пыталась никого обмануть, подавая заявление на получение выплат. Более того, по ее словам, именно управление социальной защиты населения само рекомендовало ей подать такое заявление. Что она и сделала.
Подобный аргумент вдовы местный суд не впечатлил, и он решил — деньги следует взыскать. По логике городского суда назначенные вдове выплаты не были для нее единственным источником существования. Суд удовлетворил требования истца. Правда, сделал это частично. Требования не предъявлялись ко второму получателю выплат — дочери погибшего. Исходя из этого сумму снизили с 384 000 до 240 000 рублей.
Несправедливое, по мнению проигравшей вдовы, решение было обжаловано в Московском областном суде. Но там ей снова не повезло — областные судьи с мнением коллег согласились.Тогда ответчица решила продолжить бороться и обратилась в Верховный суд РФ. Вот главное, что сказала Судебная коллегия по гражданским дела этого суда, в которую попала жалоба вдовы.Верховный суд внимательно изучил материалы дела и посчитал, что местные суды неправильно применили норму Гражданского кодекса о неосновательном обогащении.
В своем решении Верховный суд напомнил, что государство обязано оказывать социальную помощь нуждающимся гражданам. Судебная коллегия по гражданским делам заявила, что социальные выплаты нужны, чтобы сделать менее ощутимыми последствия утраты кормильца в семье, а также обеспечить ее членам «надлежащий уровень жизни и необходимый достаток». Именно поэтому такие выплаты по своей природе относятся к средствам существования гражданина. А значит, недопустимо рассматривать излишнее начисление пособия как неосновательное обогащение.
Верховный суд отменил все принятые по этому делу судебные решения нижестоящих судов. Дело было отправлено на новое рассмотрение.