Права и льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы активно обсуждаются проблемы социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы предоставления им равных с остальными детьми прав и возможностей в различных сферах жизни.
При этом многие участники дискуссий, считая термин «дети с ОВЗ» толерантным синонимом понятия инвалидности, допускают грубую неточность, обобщая всех детей, имеющих существенные проблемы со здоровьем, в одну категорию – «дети с ограниченными возможностями здоровья».
Такой подход является ошибочным и влечет неверное толкование правовых норм. Рассмотрим, почему.
Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено следующее: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
В свою очередь, статья 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет инвалидом лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным федеральным учреждением медико-социальной экспертизы инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Причина подмены понятий видится в желании смягчить неблагозвучный термин «инвалид», в то время как их разграничение имеет важное юридическое значение.
Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), а статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия (далее – ПМПК). При этом ПМПК принимает решение о выдаче заключения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с позиции создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.
Важно учитывать, что один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации (абилитации)) инвалида, с пометкой о необходимости в образовательной реабилитации.
Соответственно, ребенок-инвалид, не требующий специальных условий для получения образования и не признанный «обучающимся с ОВЗ», получает реабилитационные услуги в иных сферах, например, в здравоохранении или социальной защите, но не в образовании.
В процессе развития общественного сознания представление о лицах с серьезными проблемами здоровья многократно менялось: от примитивных, когда физические дефекты рассматривались как наказание свыше к сегодняшнему времени, когда различия между людьми сглаживаются, и провозглашается всеобщее равенство.
С изменением восприятия менялось и законодательство. Ориентиром для всех прогрессивных государств, ставящих перед собой высокие гуманистические цели, стали нормы международного права, ориентированные на обеспечение равенства прав и возможностей граждан вне зависимости от их состояния здоровья и других факторов. Базовым международным актом, направленным на соблюдение равных прав граждан, стала Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, содержащая историческое положение, который гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
Современное российское законодательство стремится максимально соответствовать международным стандартам, обеспечивая всем гражданам равные возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. При этом политика государства направлена на то, чтобы социальная защита носила адресный характер и затрагивала все категории граждан, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.
Какими же исключительными правами обладают дети с ОВЗ, и на какие меры социальной поддержки они вправе рассчитывать?
Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены равное право и одновременно обязанность каждого гражданина на получение основного общего образования. При этом обеспечение образования возлагается на родителей, а государство принимает на себя обязательство поддерживать различные формы образования. Кроме того, статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение каждому в случаях, установленных законом.
Реализация равного права на образование осуществляется в соответствии с Законом об образовании, предусматривающим создание специальных условий для детей, испытывающих затруднения в учебе, тех самых, которые заключением ПМПК признаны детьми с ОВЗ. Исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающийся признается с ОВЗ, законодательно не определен, а решение принимается комиссией индивидуально исходя из потребностей в специальных условиях для получения образования.
В соответствии со статьей 79 Закона для таких учащихся создаются специальные коррекционные группы, классы и специальные учреждения, благодаря чему происходит их успешное обучение, воспитание и интеграция в общество. Для них разрабатываются специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, пособия и дидактический материал, проводятся индивидуальные и групповые занятия, обеспечивается доступ к зданиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Этими же мерами социальной поддержки пользуются и дети-инвалиды. Статьей 39 Закона предусмотрено предоставление обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования жилых помещений в общежитиях.
К сожалению, длительное время дети с ОВЗ содержались в интернатах, а обучение и воспитание производилось исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, что, по мнению ведущих экспертов, вело к углублению неравенства детей с ОВЗ.
В свою очередь, инклюзивный подход, который активно внедряется в современных российских школах способствует максимальному удовлетворению потребностей особенных детей, а их обучение становится более эффективным. Такая практика соответствует общемировой.
Следует отметить, что развитие образования в данном направлении не просто способствует созданию благоприятных условий для детей с проблемами здоровья, но помогает становлению личности маленьких граждан, дает им больше возможностей для саморазвития и получения по окончании школы среднего и высшего профессионального образования. Совместное обучение детей с ОВЗ ставит их на одну ступень со здоровыми сверстниками, что является важным шагом к полноценной, достойной взрослой жизни в обществе и преодолению социального неравенства.
Права детей с ОВЗ
Закон ЛНР от 30.09.2016г. № 128-II«Об образовании» гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного, дополнительного и среднего профессионального образования детей.
Закон подробно прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Государство обязуется обеспечить бесплатным качественным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов на всех уровнях образования.
В статье 78 Закона «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» разъясняются права детей с ОВЗ:
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются Советом Министров Луганской Народной Республики для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством учредителя образовательной организации (учреждения) в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований Луганской Народной Республики. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований, обеспечение этих мер социальной поддержки осуществляется за счет средств Государственного бюджета Луганской Народной Республики.
Также в статье 42 Закона ЛНР «Об образовании» прописываются права и обязанности родителей (законных представителей) детей.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации (учреждения);
3) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
4) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных правовых актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией (учреждением) и обучающимися и / или их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Законом, иными законами, договором об образовании (при его наличии).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Законом и иными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Луганской Народной Республики.
Для того, чтобы ребенку в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Закон «Об образовании трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах, специальных приемах и методах обучения, специальных учебниках и учебных пособиях, специальных технических средствах обучения индивидуального пользования, услугах ассистента и других условиях.
Дети с ОВЗ в основном — это дети: с тяжелыми нарушениями речи, значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус.
Статус ОВЗ как в школьном, так и дошкольном возрасте дает:
- право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
- право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
- по окончании 9 и 11 класса право на выбор сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена (упрощенная форма) или в форме основного государственного экзамена;
- право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;
- к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания на протяжении всего периода обучения;
- право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.
При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевременно пройти ПМПК.
Доступ разрешен? О правах маломобильных граждан и инвалидов
Передвигаться без помех людям с ограниченными возможностями непросто. Что делать, если права нарушены?
Содержание
Право инвалидов, испытывающих сложности с передвижением, получить доступ к социальным объектам – магазинам, ресторанам, управам, органам власти, больницам, учебным заведениям и так далее – закреплено в законодательстве. Что именно обязаны сделать представители вышеперечисленных организаций, читайте ниже. А для начала разберемся с законами.
Что говорит закон о маломобильных гражданах?
Документ, закрепляющий права людей с ограниченными возможностями, – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – закон «О социальной защите»).
Защиты прав потребителя в части передвижения касаются статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» и 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур».
В регионах могут действовать локальные акты, содержащие дополнительные нюансы. Например, в столице действует закон города Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (далее – Закон города Москвы).
Права инвалидов на доступную среду закреплены и в других документах, например в Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, которую Россия ратифицировала в 2012 году. Курс на создание среды, доступной для всех, постулировался и в новейших программах по развитию РФ:
- Учрежденная Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы.
- Учрежденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Кто относится к маломобильным группам населения?
Закон «О социальной защите» дает только определение понятия «инвалид».
«Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Закон города Москвы оперирует более широким понятием и говорит о маломобильных гражданах, к которым помимо инвалидов относятся пожилые, люди с малолетними детьми, в том числе с детскими колясками, другие лица, не имеющие возможности свободно передвигаться (например, получившие травмы и потому временно маломобильные). Дальше рассказываем о категориях маломобильных групп населения.
Термин «маломобильные группы» шире: он подразумевает людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т. п. Так как мы будем говорить именно о защите прав потребителей (в частности – прав на получение товаров, услуг и информации), основные тезисы статьи по большей части относятся и к маломобильным гражданам, а не только к инвалидам, не могущим передвигаться самостоятельно.
Что обязаны делать организации?
В соответствии с законодательством, организации, органы власти обязаны обеспечить инвалидам:
- Условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Такими объектами считаются жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации.
Беспрепятственный доступ должен быть к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Все эти объекты должны быть оборудованы пандусами, поручнями, туалетами для инвалидов (если туалеты в принципе предполагаются); должны иметь достаточно широкие проходы для того, чтобы можно было проехать на коляске.
- Условия для беспрепятственного пользования транспортом
К примеру, в общественном городском транспорте должны быть специальные площадки для размещения инвалидных колясок, оборудованные поручнями и кнопками вызова водителя. Автобус или электробус оборудуется специальным пандусом для въезда в салон и выезда, некоторые модели умеют «наклоняться» к бордюру, чтобы не оставалось большого зазора.
Сюда же относится наличие средств связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
На вокзалах должны быть пандусы, грузопассажирские лифты; места для колясочников в залах ожидания; специальные столики в буфетах, кафе и ресторанах; туалеты, оборудованные для инвалидов. Для посадки в вагон должны быть предоставлены передвижные подъемники для перемещения с платформы в вагон. Проходы в купе, оборудованных для инвалидов, должны быть расширенными по сравнению со стандартными.
Целый комплекс требований существует для вагонов, предназначенных для путешествий инвалидов. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрены специальные купе, оборудованные таким образом, чтобы можно было с комфортом путешествовать (включая вероятность присутствия сопровождающего лица). В купе устанавливаются специальные поворотные и откидные кресла, поручни, а также дополнительные переговорные устройства для экстренной связи с проводником. Для слабовидящих и слепых устанавливаются специальные средства информации и связи, голосом дублирующие информационные сообщения в вагоне, а также размещаются надписи в рельефной технике.
Для других видов транспорта действуют аналогичные требования.
- Возможность самостоятельного передвижения по территории, входа и выхода, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
То есть пандусы, широкие проходы, специальные туалеты, поручни должны быть на всей территории. Посещая организацию, человек с ограниченными возможностями должен иметь возможность обходиться без дополнительной помощи.
- Сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, оказание им помощи.
Для тех, кто испытывает проблемы со зрением, существуют дополнительные условия, потому что предоставить им в незнакомом пространстве полную самостоятельность сложно. Стоит заранее узнать, каким образом обеспечивается сопровождение. Возможно, требуется сообщить о предполагаемом визите, чтобы помощник был уже готов.
- Допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.
В продовольственные магазины, например, нельзя заходить с животными. Запрет продиктован санитарными нормами. Но для собак-поводырей обязаны сделать исключение, так как без собаки слабовидящий или слепой человек не сможет совершить покупки.
Важно! В случае возникновения вопросов необходимо будет показать документы, которые подтвердят, что собака действительно обучена быть поводырем и выступает именно в этой роли (а не является обычным питомцем).
Собаку-поводыря без всяких оговорок и дополнительных документов должны пустить вместе с хозяином в поезд.
Доступная городская среда
Когда и как адаптируют организации для нужд людей с ограниченными возможностями
В законе указывается, что полностью оборудовать объект можно во время капитального ремонта или реконструкции – если, конечно, это еще не было сделано и он возводился до вступления в силу этих правил. Как быть, если ремонт или реконструкция в ближайшее время не предполагаются?
Организация или магазин, которые не соответствуют правилам и не могут предоставить инвалидам полноценный доступ к своим услугам, должны действовать согласованно с одним из местных общественных объединений инвалидов. Вместе они разрабатывают меры и обеспечивают условия для доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Если это никак невозможно организовать, инвалиду должна быть оказана услуга дистанционно по месту жительства.
А новые городские объекты можно возводить, только если в плане заранее заложены конструкционные особенности, обеспечивающие доступ инвалидов.
Места на парковках
Предусмотрены законом и специальные парковочные места для инвалидов. На всех парковках общего пользования, в том числе тех, которые расположены у социально значимых объектов, выделяется не менее 10% мест для бесплатной парковки автомобилей, управляемых инвалидами. Другим автовладельцам занимать эти места своими машинами нельзя.
Рекомендации по обеспечению комфорта маломобильных граждан в заведениях общепита
К ресторанам и кафе предъявляются те же требования. Они должны обеспечить людям с ограниченными физическими возможностями беспрепятственный доступ. Меры предполагаются стандартные: пандусы, поручни, оборудованные туалеты, возможность использовать столы и так далее.
Какое наказание ждет нарушителей этих требований?
Должностные и юридические лица за несоблюдение требований несут административную ответственность. Конкретные размеры штрафов могут задаваться локальными документами. Например, ст. 8.23 КоАп Москвы предусматривает штраф для юридических лиц 100 000–200 000 рублей. В ст. 9.13 КоАП РФ санкции ниже: уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.
Если вы столкнулись с тем, что организация, транспорт, магазин не предоставляют инвалидам возможность беспрепятственно пользоваться их услугами, можете жаловаться в вышестоящую инстанцию. Например, если у магазина или ресторана отсутствует пандус, обратитесь в Роспотребнадзор и/или прокуратуру. Также можно написать жалобу в Административно-техническую инспекцию или местный орган власти.
– Если вы видите, что все эти меры не действуют, остается самостоятельно обращаться в суд о понуждении организаций, будь то администрация, автотранспортная организация или другая, исполнять требования законодательства. Далее на основании судебного решения уже судебные приставы проконтролируют его исполнение.
Статистика показывает, что количество обращений с жалобами на нарушение прав людей с ограниченными возможностями неуклонно растет. Значит, растет и гражданское самосознание. Но гораздо важнее, чтобы процесс шел во встречном направлении и организации сразу предоставляли инвалидам все возможности для доступа к их услугам.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Изменения позволят обеспечить защиту прав и законных интересов детей-инвалидов более эффективно
4 мая в Государственную Думу ФС РФ внесен законопроект № 1165521-7 «О внесении изменений в статьи 18 и 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»», которым предлагается дополнить ч. 1 ст. 18 Закона нормой о том, что бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы юридической помощи оказывается адвокатами не только в случаях, определенных федеральными законами, но и законодательством субъектов РФ. Поправки также расширяют установленный п. 10.2 ч. 2 ст. 20 Закона о БЮП перечень лиц, получающих бесплатную юридическую помощь, путем включения в них такой категории лиц, как дети-инвалиды. В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что в настоящее время такие дети могут рассчитывать на бесплатную юридическую помощь не по всем вопросам, связанным с защитой их прав и законных интересов, в отличие, в частности, от детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ФПА РФ позитивно оценили законопроект, отметив, в частности, что изменения позволят обеспечить защиту прав и законных интересов детей-инвалидов более эффективно.
Заместитель руководителя Департамента адвокатуры ФПА РФ Юлия Корухова отметила, что российское законодательство в сфере оказания бесплатной юридической помощи построено очень сложно, поскольку расходы на обеспечение этой социальной гарантии регионы несут самостоятельно. «К таким социальным гарантиям относится установление категорий граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, видов оказываемой помощи и тех правовых случаев, при возникновении которых помощь может быть оказана в рамках государственной системы (за счет регионального бюджета). Соответственно, каждый регион устанавливает различный уровень таких гарантий: минимальный их перечень должен соответствовать требованиям закона № 324-ФЗ, а максимальный – зависит от возможностей регионального бюджета», – пояснила она.
По словам Юлии Коруховой, предложение об определении условий БЮП региональными законами не является новеллой: «Оно периодически вносится на рассмотрение депутатов Госдумы в составе других инициатив по выравниванию правового статуса адвокатуры и госюрбюро в сфере оказания бесплатной юридической помощи и заслуживает поддержки, поскольку позволит гражданину получить квалифицированную юридическую помощь по региональному случаю сразу при обращении к адвокату, а не через предварительное обращение в госюрбюро и последующее перенаправление обратно к адвокату».
Что касается второго предлагаемого изменения, то, по мнению Юлии Коруховой, оно также заслуживает внимания, поскольку сделает механизм оказания помощи детям-инвалидам более конкретизированным и понятным. Она добавила, что в настоящее время возможность адвокатам и госюрбюро представлять их интересы в судах и государственных органах по вопросам обеспечения мер государственной поддержки предусмотрена подп. «г» п. 1 ч. 3 ст. 20 Закона о БЮП. «А вот предоставление детям-инвалидам правовой помощи в виде консультирования и составления правовых документов “разбросано” по различным пунктам ч. 2 ст. 20 закона. Сложная юридическая техника этой статьи применительно к категории “дети-инвалиды” требует в каждом конкретном случае отдельно квалифицировать правовую проблему ребенка-инвалида как относящуюся или не относящуюся к прямо указанному в законе случаю, что на практике часто вызывает проблемы толкования и правоприменения. Поэтому прямое указание категории “дети-инвалиды” в перечне п. 10.2 ч. 2 ст. 20 Закона о БЮП позволит обеспечить защиту прав и законных интересов детей-инвалидов более эффективно», – полагает она.
В комментарии «АГ» член Совета ФПА РФ, президент АП Республики Мордовия Александр Амелин отметил, что законопроект стоит только приветствовать. «Поправки уточняют круг получателей бесплатной юридической помощи за счет отдельного упоминания социально незащищенной категории детей-инвалидов. При этом случаи оказания БЮП, действительно, должны определяться в том числе и законами субъектов РФ», – подчеркнул он.
Адвокат, управляющий партнер юридической фирмы RBL Дмитрий Самигуллин сообщил, что поправки направлены на устранение имеющихся в Законе о БЮП пробелов и противоречий, в частности того, что оказание бесплатной юридической помощи и так сейчас предусмотрено специальными законами субъектов РФ, хотя это и не предусмотрено Федеральным законом.
Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев добавил, что наделение субъектов РФ правом устанавливать дополнительные категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, будет способствовать постепенному расширению круга лиц, которым юридическая помощь может оказываться бесплатно. Однако для этого необходимо, чтобы субъекты РФ пользовались данным им правом, что, скорее всего, будет не повсеместно. «Если говорить о предлагаемых изменениях в ст. 20 Закона о БЮП, то они устраняют имеющийся в законе пробел, который почему-то до настоящего момента оставался незамеченным», – подчеркнул он.
Социальная защита прав детей-инвалидов в РФ
Преференции для ребенка-инвалида и его семьи предлагаются в различных сферах: медицинской, жилищной, социокультурной, трудовой. Гарантии государства призваны облегчить жизнь, поддержать и защитить права детей и их близких.
Права детей-инвалидов
Присвоение инвалидности ребенку осуществляется экспертной комиссией. В результате медицинского освидетельствования родителям выдается заключение, образец которого изображен на фото.
Ребенком-инвалидом признан несовершеннолетний гражданин, имеющий стойкие проблемы со здоровьем разной степени тяжести. Экспертной комиссией, наряду со свидетельством, выдается индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА), где детально указываются необходимые меры по восстановлению и поддержке.
С этого момента государство гарантирует ребенку и его семье права и льготы, установленные законодательно.
- Конвенции о правах человека;
- Конвенции о правах инвалидов;
- Конституции РФ;
- Федеральных законов — «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ФЗ № 181 от 24.11.1995 года), «О государственной социальной защите» (ФЗ №178), «Об образовании в РФ» (ФЗ № 273);
- Постановлений Правительства РФ — о медицинской помощи (№ 890), жилищных льготах и правах (№ 649);
- Жилищного, Гражданского и Семейного кодексов;
- Трудового кодекса РФ.
Права ребенка регламентируются также Указами Президента России, приказами Министерства здравоохранения и другой ведомственной документацией. На уровне регионов вводятся дополнительные меры соцподдержки.
- На лечение;
- На воспитание и образование;
- На материальную помощь и льготы;
- На социальное обслуживание;
- На приемлемые условия проживания;
- На участие в культурных и общественных мероприятиях;
- На труд.
На медицинскую помощь и охрану здоровья
Медицинское обслуживание, лечение и реабилитация положены детям-инвалидам бесплатно (статья 13 ФЗ №181) на основании ИПРА. Образец первого листа документа изображен на фото.
Форма № 3
- Консультации в поликлинике, лечение в стационаре, реабилитационных центрах;
- Обеспечение лекарствами из списка, установленного законом. Согласно Постановлению Правительства № 890, для детей до 6 лет все медсредства бесплатны;
- Предоставление ТСР (технических средств реабилитации), медикаментов, протезирование;
- Путевка на санаторно-курортное лечение и проезд ребенку и сопроводителю, ухаживающему за ним. На это период родитель (опекун) получает лист временной нетрудоспособности.
К приспособлениям для реабилитации относятся не только инструменты для передвижения. Сюда входят литература, другие информационные носители для родителей, средства для детей с проблемами со слухом, зрением (например, таблички со шрифтом Брайля) и так далее.
Использование реабилитационной техники, протезов, протезно-ортопедических приспособлений регламентируется Приказом № 215н. Детальное описание ТСР приведено в Приказе Министерства труда №374н от 18.07.2016 года.