Правильно ли утверждать, что некоммерческий проект всегда бесплатный?

Правильно ли утверждать, что некоммерческий проект всегда бесплатный?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В коттеджном поселке было создано некоммерческое партнерство (далее — НП), предметом деятельности которого (согласно Уставу) является обслуживание личных подсобных хозяйств, расположенных на территории поселка. В наименовании НП отсутствует указание на то, что оно является садоводческим, огородническим или дачным.
Имеет ли данное НП возможность осуществить реорганизацию в форме преобразования в садоводческое некоммерческое товарищество? Применяются ли к деятельности данного НП нормы Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»?

С 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее — Закон N 99-ФЗ), которым внесен ряд изменений и дополнений в главу 4 «Юридические лица» части первой ГК РФ, в том числе в нормы, регулирующие правовое положение некоммерческих организаций.
В редакции п. 3 ст. 50 ГК РФ, действовавшей до 1 сентября 2014 г., положениями ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) было установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в том числе в форме некоммерческого партнерства, которым признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 Закона N 7-ФЗ (п. 1 ст. 8 Закона N 7-ФЗ).
Согласно новой редакции п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие партнерства являются разновидностью ассоциаций (союзов) (пп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ). То есть некоммерческое партнерство как самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица после вступления в силу Закона N 99-ФЗ упразднена. А некоммерческие организации, созданные до 1 сентября 2014 г. в форме некоммерческого партнерства, после этой даты должны рассматриваться как имеющие организационно-правовую форму «ассоциация (союз)». К определению правового положения и регулированию деятельности таких некоммерческих организаций подлежат применению нормы закона об ассоциациях (союзах).
Ассоциация (союз) в настоящее время по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 4 ст. 123.8 ГК РФ). Данный перечень является исчерпывающим и не подразумевает расширительного толкования.
Таким образом, исходя из приведенных норм, ассоциация (союз) не может быть преобразована в товарищество собственников недвижимости (ТСН).
Однако Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 217-ФЗ) из этого правила установлены исключения, которые касаются садоводческих или дачных некоммерческих партнерств*(1). Так, в силу ч.ч. 2, 3 ст. 54 Закона N 217-ФЗ реорганизация таких объединений, созданных до 1 января 2019 г., не требуется; к этим партнерствам до приведения их уставов в соответствие со ст.ст. 1-28 Закона N 217-ФЗ применяются положения о некоммерческих товариществах.
Кроме того, как следует из ч.ч. 12, 13 ст. 54 Закона N 217-ФЗ, если некоммерческая организация создана гражданами до 1 января 2019 г. для ведения садоводства или дачного хозяйства, она вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно-правовую форму «товарищество собственников недвижимости» и вид «товарищество собственников жилья» в случае соответствия нормам жилищного законодательства РФ, регулирующего создание товарищества собственников жилья, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, расположены в границах населенного пункта; 2) на всех земельных участках, образованных из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, размещены жилые дома; 3) вид разрешенного использования земельного участка должен предусматривать индивидуальное жилищное строительство.
Полагаем, что при соблюдении этих условий у некоммерческого партнерства в коттеджном поселке наличествует возможность реорганизоваться в товарищество собственников недвижимости в виде ТСЖ по аналогии с дачными некоммерческими партнерствами. По всей видимости, эта оговорка призвана сохранить статус ранее созданных некоммерческих партнерств, целями которых являлось управление общим имуществом собственников домовладений в коттеджных поселках, обслуживание их личных подсобных хозяйств. Однако мы не исключаем, что регистрирующий орган по формальным основаниям, руководствуясь п. 4 ст. 123.8 ГК РФ, может отказать в изменении организационно-правовой формы такого партнерства.
К сожалению, каких-либо официальных разъяснений, а также судебных актов по аналогичным вопросам нам обнаружить не удалось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

13 сентября 2019 г.

————————————————————————-
*(1) Огородническое или дачное некоммерческое партнерство — некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Правописание слова «проект»: грамматика, обзор всех значений и употребления

Слово «проект» правильно пишется через «е». Писать его через «э» – неверно! И. А. Крылову допустимо было написать «Проэктъ курятнаго двора», нормы русского языка тогда ещё только складывались. Но в наши дни «проэкт» это архаизм времён «французского с нижегородским». Однако до сих пор встречающийся, что и есть повод для написания данной статьи.

Источник ошибок

Причина ошибок в нашем случае – будем думать Международный фонетический алфавит (МФА). Он разрабатывался в конце XIX в. в Англии для удобства управления огромной в то время Британской империей. Колонизировать славян, даже промышленно отсталых и экономически слабых босняков, сербов-лужичан, словен, черногорцев, косоваров не представлялось возможным: тогдашние заправилы Великобритании были кем угодно, но не глупцами. Поэтому при создании МФА особенности славянского произношения учитывались в последнюю очередь. В результате МФА даёт такое прочтение «проект»: [prɐˈɛkt]. Ударное [ˈɛ] по правилам МФА читается почти как русское «э». Правильнее было бы указать [prɐˈəkt], но звук [ˈə] МФА не предусмотрен: ударное «е́» в нём обозначается [ˈe]. А в русском нет звука, соответствующего [ˈɛ]; наше ударное после гласной «е́» произносится несколько твёрже и чётче.

Как следствие, слушая диктора Викисловаря, или справляясь самостоятельно, у читателя откладывается у подсознании неверное произношение слова «проект». А отсюда недалеко и до ошибки на письме: кто же, выводя или набирая очередную букву, станет перебирать в уме пусть бы школьную грамоту? Так и вовек ничего не напишешь. Для сравнения: курсантов лётных училищ, которые к 3-му курсу не научились летать интуитивно хотя бы по прямой, отчисляют. Даже если их здоровье и психика в остальном идеальны.

Грамматика

Грамматическая характеристика столь сложного для понимания слова, как «проект», между тем, проста. Это неодушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения. Состоит из одного корня. Постановка ударения и единственный вариант переноса про-е́кт. Но учтите: переносить в нижнюю строку слоги, начинающиеся с гласной, не рекомендуется, это намного ухудшает читаемость и внятность текста. Падежные формы (единственное/множественное числа):

  • Именительный: прое́кт/прое́кты.
  • Родительный: прое́кта/прое́ктов.
  • Дательный: прое́кту/прое́ктам.
  • Винительный: прое́кт/прое́кты.
  • Творительный: прое́ктом/прое́ктами.
  • Предложный: прое́кте/прое́ктах.

Производное прилагательное – «проектный». Не «проективный»! Специалисты, занимающиеся проектированием это проектировщики, а организации соответствующего профиля – проектанты.

Что это значит

Слово «проект» – международное, латинского происхождения, от projectus (брошенный вперёд, выпирающий, выступающий), на схоластической (церковной, средневековой) латыни. В классической латыни букв «j» и «w» не было, их заменяли «iu» и «v». К примеру, Гай Юлий Цезарь на латыни пишется Gaius Iulius Caesar.

«Проект» очень ёмкое, многогранное слово. Теперешняя жизнь заорганизована – дальше некуда. С результатами проектирования мы все сталкиваемся буквально на каждом шагу, и влиять на любого из нас они могут сильнее насущных потребностей. В современных языках у понятия «проект» великое множество значений. Ниже перечислены лишь важнейшие из них (не считая военных, разведывательных и др. секретных):

  1. В самом общем смысле «проект» – пакет документации или сводка сведений (массив данных), содержащие всё необходимое для начала, осуществления и успешного завершения какого-либо дела. Синонимы: «замысел», «намерение», «умысел». Попросту говоря, проект это вполне свёрстанный план или готовый закон, но еще не утверждённый и не принятый к исполнению. Проект может быть личным, коллективным или государственным. В отличие от плана, он может разрабатываться кулуарно (негласно, тайком); план обнародуется самим фактом его выполнения. Законченный проект может быть отложен или отменён, планы нужно выполнять. Один и тот же проект может быть доведён до стадии плана многократно (проект жилого дома, например); план выполняется однажды и прекращает своё существование по исполнении. В СССР разработкой (вёрсткой) проектов пятилеток занималось ведомство министерского ранга – Госплан. По утверждении Верховным Советом (фактически – ЦК) и опубликования в газете «Правда» проект пятилетки становился Государственным пятилетним планом развития народного хозяйства на такие-то годы.
  2. В просторечии (разговорное значение) – равнозначно «задумка», «затея», «зачин», «зачинание»: «Вот, подумываю устроиться продавщицей. Мне кажется, что этот мой проект будет материально успешнее, чем корпеть в офисе по дипломной специальности».
  3. Бизнес-проект. Синонимы: «инициатива», «зачинание». Включает в себя: А). Идеологическое обоснование: наличие незанятой ниши на рынке, не вполне удовлетворённого сегмента потребителей и т.п. Б). Юридическое обоснование законности задуманного. В). Статистические материалы, подтверждающие А). Г). Перечень мероприятий, порядка и сроков их исполнения, необходимых для успешного претворения в жизнь новшества. Д). Экономические расчёты, доказывающие конечную рентабельность всей затеи. Бизнес-проект, утверждённый полномочным органом (собранием акционеров, советом директоров, министерством) становится бизнес-планом. Начало реализации бизнес-плана часто сопровождается скидочными и бонусными (премиальными) акциями. Такое мероприятие называется почином: «Сбавляю цену на почин!». Масштабный эффективный бизнес-план может дать толчок прочим видам проектирования.
  4. Сетевой проект. Конечный продукт сетевого проектирования. Сетевые сообщества и пр. субкультуры к сетевому проектированию могут иметь отношение разве что как субъекты его применения. Сетевое проектирование (или сетевое планирование) – отрасль прикладной математики, описывающая поведение сложных систем с развитыми цепями взаимосвязей. Сетевой проект есть их представление к каждом конкретном случае в виде т. наз. графа (возможно – окрашенного многоуровневого) с пояснительной документацией к нему. Сетевой граф указывает сроки начала и окончания этапов работы в их взаимосвязи, порядок сношений со сторонними организациями, учитывает влияние внешних условий, и т.п. Утверждённый сетевой проект именуется сетевым планом или сетевым графиком. Исходными данными для сетевых графиков часто являются результаты успешных бизнес-проектов. В свою очередь, результаты сетевого планирования обязательно используются во всех прочих более-менее серьезных случаях проектирования. Сетевое планирование дело сложное, поэтому занимаются им, как правило, аутсорсинговые (сторонние) организации, выделенные государственные или корпоративные структуры. Аутсорсинговые сетевые проекты принимаются под гарантийные обязательства разработчика и присоединяются к бизнес-планам и производственным планам, см. ниже.

Надпроекты и подпроекты

Проектирование по существу своему понятие «многоэтажное». Паутина проектирования опутывает весь мир. В наши дни в ней сформировались ещё некоторые уровни:

  • Интернет-проект. Любой проект по пп. 3-18 выше, успешное осуществление которого невозможно или сомнительно без использования виртуальной информационной среды. Т.е., фактически любой из современных проектов есть одновременно интернет-проект. В т.ч. и технический проект, в котором переконфигурирование (перестройка, перенастройка) информационной среды производится исключительно программными средствами без физического вмешательства в аппаратные ресурсы. На практике, однако, более употребительно частное значение: проект по созданию, совершенствованию и продвижению интернет-ресурса (сайта, форума, чата, соцсети). Синоним: «веб-проект».
  • Локальный сетевой проект (не путать с сетевым проектом по п. 4 выше). Аналогичен интернет-проекту, но осуществляется в пределах ограниченного сегмента глобальной информационной сети, или в локальной информационной сети, не связанной с интернетом. Любой интернет-проект в станах, где ограничен или отсутствует свободный доступ в интернет (Северная Корея, Китай, Иран, Турция, Египет и др.), по умолчанию является локальным сетевым проектом.
  • Медиапроект (медиа-проект – устаревает). Разрабатывается и осуществляется аналогично арт-проекту (коммерческому или бескорыстному), но продвигаемым(и) объектом (объектами) является любая информация, на вещественных носителях или в виртуальной форме, от поста в соцсети до экспозиций вершин мирового искусства. Синонимы: «выставка», «вернисаж», «издание», «обнародование», «опубликование», «презентация», «публикация», «салон» (художественный, книжный, товарный, и т.д.).
  • Перформанс-проект. Арт-проект или медиа-проект, разрабатываемый и осуществляемый в целях самопродвижения единолично или узким кругом тесно связанных исполнителей. Чаще всего – без специальных предварительных мер по привлечению внимания публики. Характерный пример перформанс-проекта это когда небезызвестный г-н Павленсий прибил себя за неудобное место гвоздём к мостовой. Синоним: «представление».

О конструировании будущего

Задача ординарного математического прогнозирования (линейного или вариационного) – дать представление о дальнейшем ходе идущего/идущих процесса/процессов и его/их результатах к определенному времени. Попросту говоря, ординарное матпрогнозирование говорит что-то вроде: «Ну, скорее всего, тогда-то будет так-то. Или этак-то, что ли…»

Проективное прогнозирование занимается разработкой способов корректирования процесса в дальнейшем, это тоже попросту. Еще проще: проективный прогноз говорит, что и как нужно будет сделать потом, по ходу дела, чтобы вышло так, как нужно. Его задачи: А). Представить заказчикам физически и технически осуществимые варианты поведения в будущем изделия, устройства или системы. Б). По избранному заказчиками оптимальному, по их мнению, варианту, определить критические точки дальнейшего хода процесса и методы своевременного воздействия на них с целью выйти на оптимум к заданному сроку. В.) Дать заказчикам соответствующие методические указания. В таковом качестве данная дисциплина находит достаточно широкое применение в науке, технике, мониторинге окружающей среды и др. прикладных областях. Касательно общественной жизни футуродизайн является продуктом футурологии как части социоинженерии. Социоинженерный футурпроект (или футуропроект) есть описание, когда и как «вбрасывать» в общество (внедрять в общественное сознание) определённые понятия, идеи, концепции, лозунги (слоганы), расхожие представления, нравственно-этические императивы (не утверждённые законодательно, но господствующие в общественном мнении нормы морали и этики, т.е. правил поведения). Это называется манифестацией смыслов. На сленге – «давкой житухи»: «Давят нам, однако, на житуху со всех сторон».

В сущности, социальный футуропроект есть научно и технически обоснованная методика массовой «промывки мозгов» и манипулирования общественным сознанием. Вся «кухня» футуродизайна сокрыта от непосвященных за семью печатями и широким массам о ней практически ничего не известно. К сожалению, теперешнее человечество без проективного прогнозирования вряд ли жизнеспособно в целом. В «человейнике» из более чем 8 млрд. особей Homo sapiens вольным вольницам нет места. Остаётся надеяться, что те из нас, кто распоряжается футуродизайнерами, сохраняют и сохранят далее толику здравого смысла.

Правильно ли утверждать, что некоммерческий проект всегда бесплатный?

Обратная связь
Часто задаваемые вопросы
О разработке документации по планировке территории в отношении территории ведения садоводства и огородничества.

О разработке документации по планировке территории в отношении территории ведения садоводства и огородничества.

Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Кроме того, территорией садоводства или огородничества признается территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.

В связи с этим частью 4 статьи 23 Закона № 217-ФЗ в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Следует отметить, что аналогичная норма также была предусмотрена в статье 32 Закона № 66-ФЗ.

№ 217-ФЗ, а также иные документы, на основании которых осуществлялось распределение земельных участков в границах таких территорий, являются действительными.

Учитывая изложенное, Закон № 217-ФЗ не только не ввел избыточного регулирования, но и решил вопрос об определении границ территорий ведения гражданами садоводства и огородничества, созданных ранее, в том числе с учетом ранее установленных границ земельного участка, предоставленного такой организации для ведения садоводства и огородничества.

Кроме того, согласно действующей редакции статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Также пунктом 4 статьи 39.10 Земельного кодекса предусмотрена обязанность включать в договор безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным некоммерческой организации для ведения садоводства, обязательство этой некоммерческой организации обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Таким образом, Законом № 217-ФЗ не вводится какого-либо нового правового регулирования в данном вопросе, а в целом сохраняется подход к установлению границ территории садоводства или огородничества и земельных участков, расположенных в ее границах, предусмотренный действующим законодательством.

При этом обращаем внимание, что Закон № 217-ФЗ не предусматривает обязанности для ранее созданных товариществ обеспечивать подготовку документации по планировке территории.

Для таких организаций Законом 217-ФЗ предусмотрены переходные положения (часть 28 статьи 54 Закона № 217-ФЗ), согласно которым в случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории садоводства или огородничества, границы такой территории определяются:

1) в соответствии с проектом организации и застройки территории, утвержденным по ходатайству некоммерческой организации, указанной в части 1 статьи 54 Закона № 217-ФЗ, или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых или огородных земельных участков между членами указанной организации;

2) при отсутствии документов, указанных в пункте 1 настоящей части, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Закона № 66-ФЗ некоммерческой организации, указанной в части 1 статьи 54 Закона № 217-ФЗ, или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства.

Кроме того, согласно части 25 статьи 54 Закона № 217-ФЗ утвержденные до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ проекты организации и застройки территорий некоммерческих организаций, созданных до вступления в силу Закона № 217-ФЗ, а также иные документы, на основании которых осуществлялось распределение земельных участков в границах таких территорий, являются действительными.

Учитывая изложенное, Закон № 217-ФЗ не только не ввел избыточного регулирования, но и решил вопрос об определении границ территорий ведения гражданами садоводства и огородничества, созданных ранее, в том числе с учетом ранее установленных границ земельного участка, предоставленного такой организации для ведения садоводства и огородничества.

Ответы на тесты по теме Основы проектной деятельности

В бюджете затрaты распрeделяются во врeмени, а в смeте содержится только перeчень затрат.

—> Вставьте пропущенное слово: «В методе «снизу-вверх» последовательно берем

задачи стоимость суммируя

ерно ли следующее утверждение: «Если команда проекта пропустит шаг подведения итогов, то в предстоящих проектах примененные успешные приемы вероятно будут использованы таким же образом, а допущенные ошибки не смогут повторит

Используется для проектов, в которых необходимы «быстрые победы» в сочетании с толерантностью к изменениям

Поток работы проекта разбивается на столбцы, а задачи обозначаются специальными карточками

Работу разбивают на некоторые части (пакеты), реализующиеся независимо друг от друга

Что из нижеследующего является риском в проекте?

Необходимое оборудование может сломаться; Задержка в согласовании технического задания

Документ, совмещающий плановые дoходы и расходы проекта и их взаимосвязь во времени

Верно ли следующее утверждение: «Бюджeт проекта представляет собой утвeржденную стоимостную оцeнку всех плановых затрат в проекте, а смeта – общую оцeнку того, сколько и за что предстоит заплатить в проекте без распрeделения во времени»?

Верно ли следующее утверждение: «При формировании бюджета проекта важна правильная оценка затрат, т.к. это дает возможность спрогнозировать ожидаемые выгоды от проекта по отношению к затратам, т. е. определить его экономическую безопасность.»?

Планирование мероприятий по реагированию включает меры, направленные на борьбу:

С причинами риска С последствиям риска С самим риском

Реакция на риск (стратегия реагирования на риск). Устранение неопределенности, порождающей риск в проекте, или радикальная переделка проекта – это

Можно выделить следующие основные группы методов управления проектами

b. Гибкие методы a. Методы на основе стандартов c. Комбинированные (интуитивные)

Верно ли следующее утверждение: «Бюджeт проeкта представляет собой утверждeнную стоимостную оценку всех плaновых зaтрат в проекте, а смeта – предварительную oценку того, скoлько и за что предстoит заплaтить в проекте»?

Верно ли следующее утверждение: «При формировании бюджета проекта важна правильная оценка затрат, т.к. это дает возможность получения необходимых средств для проекта.»?

В случае, когда у команды мало опыта, эффективнее использовать классический подход к управлению проектами

a. Оборудование в аренду b. Личный автомобиль c. Руководитель проекта d. Исполнители

Что из перечисленного ниже включает шаблон реестра рисков?

влияние риска, потенциальное воздействие, вероятность наступления

Верно ли следующее утверждение: «Бюджет проекта представляет собой утвержденную стоимость всех плановых затрат в проекте, а смета — общую оценку того, сколько и за что предстоит заплатить в проекте без разделения во времени»?

Незачет по НКО: чем плох реестр социально ориентированных организаций

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

5 июня для некоммерческого сектора в России произошло очень важное событие. Минэкономразвития опубликовало список социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Реестр был нужен давно как минимум для отсева действительно социальных НКО от симулякров, созданных только ради получения грантов (в год до 4 тыс. НКО получают президентские гранты на сумму около 9 млрд руб.). Проблему порождало само устройство российского некоммерческого сектора.

Сектор без границ

Закон о некоммерческих организациях был принят еще в 1996 году. С тех пор он не раз менялся, и с 2008 года регистрация и ведение реестра НКО были возложены на Минюст, он же отвечал за прием и публикацию отчетов этих организаций. Фактически роль Минюста свелась к выборочному контролю и надзору за некоммерческим сектором. Параллельно с этим поддержка НКО в форме распределения субсидий по регионам оказалась в ведении Минэкономразвития.

Сам некоммерческий сектор всегда был очень неоднородным. К нему в России относятся не только классические НКО, например благотворительные фонды, но и многочисленные организации, попавшие в этот сектор просто потому, что больше их поместить некуда.

Возможно, поэтому к некоммерческому сектору относятся адвокатские палаты, бюро и коллегии, хотя адвокатов трудно заподозрить в некоммерческой деятельности, как и членов нотариальных палат, которые тоже причислены к НКО.

Другой пример: по российскому закону об образовании образовательная организация может существовать лишь в двух формах — некоммерческая или государственная. На самом деле это одна форма, в обоих случаях организация является некоммерческой, разница лишь в собственнике. Поэтому все частные университеты являются некоммерческими, даже если зарабатывают миллиарды рублей в год.

Как НКО зарегистрированы все госкорпорации, многочисленные профессиональные спортивные клубы и еще многие организации, деятельность которых никак нельзя назвать некоммерческой.

Благотворительные фонды и иные «классические НКО» неоднократно поднимали вопрос о том, как должна быть устроена классификация некоммерческого сектора и господдержка тех, кто действительно выполняет общественно значимые задачи. Дискуссия оживилась, когда в 2017 году изменились правила финансирования НКО и были введены конкурсы с четкими условиями принятия заявок. Критерии отсева НКО установил Фонд президентских грантов. Гранты не могут получить:

  • государственные организации;
  • потребительские кооперативы;
  • политические партии;
  • саморегулируемые организации;
  • объединения работодателей;
  • объединения кооперативов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • товарищества собственников недвижимости;
  • адвокатские палаты;
  • адвокатские образования;
  • нотариальные палаты;
  • государственно-общественные и общественно-государственные организации;
  • микрофинансовые организации.

Я не буду утверждать, что эти критерии идеальны, но все же из действующих 335 тыс. НКО фильтр фонда оставляет около 202 тыс. Однако фильтр отсеивает лишь организационно-правовые формы, но не касается видов деятельности. Он не фильтрует научные организации, университеты, крупнейших поставщиков по госзаказу, негосударственные учреждения при РЖД или «Газпроме» (да, они тоже НКО) и, с другой стороны, не содержит исчерпывающего перечня видов социальной деятельности организации.

Выполнить эту задачу как раз и должен был ожидаемый много лет реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

И вот он появился. И в предложенном виде не выдерживает никакой критики.

Кто попал в реестр

Первая редакция реестра была опубликована 5 июня. Выложенный файл содержал сведения о чуть менее чем 24 тыс. организаций, среди которых присутствовали, например, ОАО «РЖД», ОКБ «Сухой», 13 ведущих банков, включая Сбербанк. Это не говоря о тысячах ошибок форматирования, неверно указанных реквизитах и т.д. К 11 июня появилось обновление реестра, в котором часть наиболее очевидных проблем была исправлена, но самая главная — смысл существования такого реестра — решена не была.

Получилась компиляция базы Фонда президентских грантов, реестров НКО, представленных федеральными органами власти и властями регионов. Ответ на вопрос «Кому давать государственную помощь?» получился такой: давайте тем, кому давали раньше и кому давали другие. Фактически подобный подход блокирует господдержку тех, кто раньше не получал гранты.

Можно привести несколько очевидных примеров организаций, которые включены в реестр необоснованно, а также тех, кто по непонятным причинам не попал туда.

Русская православная церковь

Среди российских НКО есть несколько больших сетевых структур, но крупнейшей является Русская православная церковь (Московский патриархат). В нее входит около 18 тыс. организаций — приходов, благотворительных фондов, мастерских. Все они существуют в форме НКО, но в реестре присутствуют лишь 736, менее чем 4% от общего числа. Они ничем не отличаются от остальных 17 тыс. Получается, что одни приходы признаны социально ориентированными, а другие нет.

Образовательные учреждения

Всего в России 17 914 негосударственных образовательных учреждений, из них 1115 вузов. Из этого числа 2126 организаций попали в реестр СО НКО, в том числе 90 вузов. Например, там оказались Российский новый университет (годовая выручка за 2019 год 965 млн руб.) или университет «Синергия» (годовая выручка на конец 2019 года — 4 млрд руб.).

Вопрос в том, можно ли вообще относить вузы, тем более крупные коммерческие, к социально ориентированным НКО. Конечно, они выполняют ключевую социальную функцию, но у них есть и вполне понятная бизнес-модель.

Другие образовательные организации в реестре СО НКО — это в основном школы. Например, школы РЖД, которых в реестре оказалось 60 штук, а всего их у компании 275. Хочется понять, почему включили эти, а не остальные?

Профессиональные союзы

Профсоюзы — это один из наиболее спорных типов НКО. В России насчитывается 16 417 профсоюзных организаций разного уровня. Они существуют на членские взносы, а их деятельность не предполагает проектной работы, для чего и нужны гранты. Тем не менее гранты профсоюзы получают, хотя и редко. В последние годы они составляли не более 0,5% от общего числа получателей президентских грантов. Тем более странно, что в реестр СО НКО попали 173 профсоюзные организации.

Органы власти

Вот уже много лет наша команда тренируется в выявлении тех НКО, которые были учреждены органами власти и другими госучреждениями. Я писал об этом не так давно и могу лишь добавить, что идентификация таких организаций позволяет выявить и уход из-под регулирования госзакупок, и контрактацию органов власти со своими НКО, и множество других нюансов.

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

В реестре СО НКО, вполне ожидаемо, оказалось немало на 100% государственных организаций. Например, в него попал Фонд кино, учрежденный российским правительством, или АНО «Парламентская газета» (учредители — Госдума и Совет Федерации), а также еще 136 организаций, созданных федеральными бюджетными учреждениями и органами власти. Сюда же можно отнести АНО «Платформа национальной технологической инициативы» и АНО «Университет НТИ 2035», созданные Агентством стратегических инициатив, в свою очередь, учрежденным правительством.

Получатели средств бюджета

Как минимум три организации в реестре СО НКО являются крупными подрядчиками для госсектора. Это отделения Всероссийского общества слепых в Краснодаре и Омске, а также Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Татарстана. К июню 2020 года у каждой из них было контрактов с государством по 44-ФЗ более чем на 1 млрд руб.

Если взглянуть на контракты с госкомпаниями, то более 1 млрд руб. через корпоративные контракты по 223-ФЗ получили Федерация хоккея России, Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» и футбольный клуб «Оренбург».

Должен ли критерий получения крупных контрактов использоваться для отсечения организаций, претендующих на государственные гранты? Я бы такой критерий не исключал.

Благотворители и общественники

Организации по смыслу и характеру своего существования, наиболее близкие к пониманию социально ориентированных НКО, — это благотворительные фонды и общественные объединения. Однако мы видим, что из 9150 действующих в России благотворительных фондов лишь 1017, то есть около 11%, оказались в реестре СО НКО, а из 58 634 действующих общественных организаций — лишь 10 635, или около 18%.

Неверный указатель

Получается, что Минэкономразвития провело огромную, но бессмысленную работу. В реестр СО НКО были включены государственные организации, крупнейшие частные университеты и поставщики для государственных нужд, но не попали десятки тысяч структур, куда больше подходящих под критерии социальной ориентированности.

Реестр СО НКО так и не стал классификатором, определяющим виды деятельности организаций и дающим четкие критерии оказания господдержки. Очень хочется надеяться, что ошибки в реестре вызваны именно непрофессионализмом, а не более банальными и приземленными причинами.

В качестве послесловия стоит сказать об опубликованном на сайте правительства постановлении от 11 июня 2020 года № 847 о реестре некоммерческих организаций, больше всего пострадавших из-за пандемии. Возможно, этот реестр будет лучше, чем реестр СО НКО, но методическое обеспечение подготовки реестра возлагается на Минэкономразвития. Ну а какой из этого министерства методист, уже понятно.

Читайте также  Как уволить непрофессионального сотрудника, заявившего о беременности?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]