Региональные выплаты пенсионерам

Для пенсионеров с 1 октября запускается новый сервис по выплатам, доплатам и надбавкам

Для чего запускается новый сервис информирования

Одной из острых проблем в сфере социального обеспечения является низкая осведомленность граждан (особенно пенсионеров) о положенных им льготах, доплатах и надбавках.

Зачастую такие выплаты носят заявительный характер. А это означает, что для получения льготы необходимо подать в соцзащиту заявление. Это подразумевает, что сначала о праве на такую льготу нужно где-то узнать. Информация же о региональных и федеральных выплатах и льготах, как и об условиях их получения, разрозненна и хаотична, что порой превращает реализацию законных прав граждан в настоящий квест.

Портал «Госуслуги» давно планирует исправить эту недоработку и внедрить сервис по полноценному информированию граждан о положенных им льготах, доплатах и выплатах как регионального, так и федерального уровня. Но поскольку такую услугу планируется сделать персонифицированной (т. е. каждый пользователь сможет получать информацию о доступных конкретно ему льготах), реализация ее требует времени. Предполагается, что доступ к информированию на портале «Госуслуги» заработает только к 2024 году. Это значит, что получатели соцвыплат еще более двух лет будут оставаться в неведении относительно своих прав.

Чтобы ускорить эту процедуру, Минсоцразвития решило запустить информирование для самой незащищенной категории — пенсионеров. Для этого будут задействованы сайты департаментов (управлений) по региону.

О том, каким категориям граждан полагаются ежемесячные доплаты к пенсиям, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Вы можете перейти к разъяснениям бесплатно, оформив пробный доступ к системе. Там же вы можете узнать, каков размер социальной доплаты к пенсии.

Как получить информацию о причитающихся льготах и доплатах

Для того чтобы пенсионер смог получить информацию обо всех положенных ему выплатах и льготах, ему необходимо с 01.10.2021 завести дичный кабинет на сайте департамента (управления) соцзащиты по своему региону.

Узнать название регионального сайта можно как в интернете, вбив в поисковике «Яндекс» или Google «Департамент соцзащиты по (название) области», или уточнить в отделении соцзащиты.

В поисковике Google информация будет выглядеть так (для примера возьмем Воронежскую область):

В поисковике «Яндекс» информация будет выглядеть так:

Перейдя на официальный сайт ведомства, необходимо будет зарегистрироваться. Для этого следует нажать на кнопку «Войти»:

Если пенсионер впервые на сайте и ранее не регистрировался на Госуслугах, то система предложит пройти регистрацию. При этом пользователь будет автоматически перенаправлен на портал «Госуслуги».

Те, кто уже ранее регистрировался на портале «Госуслуги», могут войти туда с помощью логина и пароля или ЭЦП.

Но рассмотрим вариант, когда пенсионер ранее не проходил регистрацию на портале и только сейчас осваивает возможности электронного сервиса.

Итак, необходимо нажать активную строку «Зарегистрируйтесь» в нижней части формы:

Система предложит три варианта регистрации:

  • онлайн через банк;
  • через центр обслуживания;
  • «другой способ».

Нажимаем «Другой способ регистрации» и заполняем открывшуюся форму:

  • фамилия;
  • имя;
  • мобильный телефон;
  • электронная почта.

Последний шаг — нажать кнопку «Зарегистрироваться».

Вся процедура занимает не более 10 минут.

После регистрации отделение соцзащиты начнет уведомлять пенсионера об имеющихся правах на меры поддержки. Уведомления будут персонифицированы: пенсионер получит информацию только о тех льготах и надбавках, на которые конкретно он имеет право.

Итоги

С 01.10.2021 с помощью нового сервиса от Минсоцразвития на базе сайтов региональных управлений соцзащиты пенсионеры смогут получать исчерпывающую персонифицированную информацию о положенных им льготах и выплатах.

Подробнее о нюансах пенсионного обеспечения узнайте в нашей рубрике «Пенсии».

Как получить региональную доплату к пенсии в Подмосковье

Региональная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам, зарегистрированным по месту жительства в Подмосковье, чье материальное обеспечение ниже прожиточного минимума, установленного в регионе для этой категории граждан. В 2021 году эта сумма составляет 10 648 рублей.

На доплату могут претендовать граждане, получающие пенсию:

– по старости или за выслугу лет;

– по случаю потери кормильца (в том числе лица, достигшие 18 лет и получающие образование по очной форме, до окончания прохождения ими обучения до 23 лет).

Размер доплаты

«Общая сумма материального обеспечения неработающих пенсионеров с учетом региональной социальной доплаты к пенсии в 2021 году будет доведена до уровня 10 648 рублей, ее получат около 171,5 тысячи жителей Московской области», — сказала министр социального развития Московской области Ирина Фаевская.

Размер доплаты может быть разным в каждом конкретном случае – он зависит от общей суммы пенсии и других льгот, получаемых пенсионером. Если оказывается, что итоговая цифра ниже прожиточного минимума пенсионера (10 648 рублей), то государство доплачивает разницу.

Учитываемые доходы

При подсчете доплаты учитываются суммы следующих денежных выплат:

– дополнительного материального (социального) обеспечения;

– ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

– иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно);

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитывают и денежный эквивалент предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате телефона, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Куда обращаться

Подать заявление на получение доплаты можно в любом подмосковном МФЦ или на портале госуслуг.

Какие нужны документы

Чтобы получить доплату, необходимо предоставить:

– сведения о реквизитах счета, куда будет поступать доплата;

– трудовую книжку или выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица;

Дополнительно могут потребоваться:

– выписка из домовой книги или иной документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства в Московской области;

– пенсионное удостоверение или справка о том, что гражданин получает пенсию в Подмосковье;

– доверенность и паспорт законного представителя, если заявление подает не сам пенсионер;

– справка из учебного заведения, если гражданин, получающий пенсию по потере кормильца, старше 18 лет и проходит обучение по очной форме.

Остальные данные, в том числе сведения о размере получаемой пенсии, Министерство соцразвития Московской области или МФЦ получают самостоятельно путем межведомственного информационного взаимодействия.

Что нужно, чтобы получать московскую пенсию?

Мой отец живет в регионе, где пенсия небольшая и нет никаких надбавок. По словам родителей, в период с 1980 по 2000 год было сложно устроиться официально, да и с работой в целом все было непросто. В общем, пенсия будет смешная. До нее отцу осталось десять с половиной лет.

У меня есть однокомнатная квартира в Москве. Мы с семьей думаем, что можно зарегистрировать папу в моей квартире, чтобы он мог получать московскую пенсию. Я планирую помогать сама, но разница с московской пенсией — 10 000 Р в месяц. Это хорошая прибавка.

Я прочитала в вашей статье «Как стать московским пенсионером» о двух условиях: нужно иметь в собственности от 11 м² и быть зарегистрированным в Москве не менее 10 лет.

Поясните, нужно ли мне подарить или продать отцу эти 11 м² или достаточно регистрации? Какие есть риски и какие права будут у отца в отношении квартиры? Переезжать он не будет, но истории о кредитах и обманах пенсионеров пугают.

Вы правы, что беспокоитесь о будущем отца заранее. Но даже если вы сейчас зарегистрируете его у себя, не факт, что через 10 лет он сможет получать московскую пенсию. Нужно, чтобы выполнялись и другие условия.

Московские доплаты к пенсии

Для начала давайте разберемся, о какой именно доплате к пенсии в Москве идет речь.

Социальная доплата до прожиточного минимума для пенсионеров. По закону регионы должны доплачивать к основной пенсии неработающим пенсионерам. Но не всем, а только тем, кто получает основную пенсию из федерального бюджета, и только если она ниже прожиточного минимума по субъекту, где пенсионер ее получает.

Правительство Москвы установило социальную доплату к пенсии всем пенсионерам, которые получают пенсию из федерального бюджета, независимо от того, сколько лет пенсионер постоянно живет в Москве. Прожиточный минимум для столичных пенсионеров в 2021 году — 13 496 Р . Если пенсия ниже этой суммы, пенсионер получит социальную доплату.

Региональная доплата до городского социального стандарта. Кроме того, правительство Москвы за счет средств городского бюджета перечисляет пенсионерам ежемесячную компенсационную выплату. Ее назначает управление соцзащиты по месту получения пенсии. Это региональная социальная доплата к пенсии до величины городского стандарта. В 2020 году стандарт был 19 500 Р , с января 2021 года — 20 222 Р .

Размер ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии для каждого московского пенсионера определяется индивидуально, но полный размер пенсии с доплатой с 2021 года должен составлять не менее 20 222 Р .

Региональную доплату пожизненно получают неработающие пенсионеры, которые зарегистрированы и живут в Москве уже 10 лет и там же получают пенсию. Этот срок не обязательно должен быть непрерывным.

Работающие пенсионеры тоже могут претендовать на ежемесячную компенсационную выплату. Но не все, а некоторые категории, например:

  • работники отдельных должностей в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, соцзащиты, культуры, физкультуры и спорта, библиотек или архивов;
  • работники государственной ветслужбы, отделов загса, центра занятости населения Москвы;
  • гардеробщики государственных и муниципальных учреждений;
  • дворники, уборщики, дежурные по подъездам, сторожа, консьержи, швейцары в организациях ЖКХ Москвы;
  • нетрудоспособные граждане с третьей группой инвалидности, которые получили ее вследствие ликвидации катастрофы на ЧАЭС.

Тут есть условие: зарплата таких работающих пенсионеров должна быть не выше 20 000 Р . Если работают ветераны ВОВ, а также люди с инвалидностью первой и второй группы, они получают региональную доплату независимо от уровня дохода и должности.

Остальные работающие пенсионеры не вправе претендовать на региональную доплату независимо от размера их пенсии и заработка. Они имеют право только на социальную доплату до величины прожиточного минимума для пенсионера в Москве, то есть с января 2021 года — до 13 496 Р .

А вот самозанятые пенсионеры, пенсионеры, которые получают доход с акций, процентов по вкладам, а также пенсионеры, которые сдают свободное жилое помещение в аренду, имеют право на компенсационную выплату до 20 222 Р . Такие пенсионеры считаются неработающими, поскольку не подлежат обязательному пенсионному страхованию.

Кроме региональных льгот московский пенсионер имеет право на все федеральные льготы, которые положены всем пенсионерам страны.

Какие доплаты к пенсии можно получить?

В Госдуме рассказали о дополнительных выплатах к пенсии.

Выплата до прожиточного минимума

Если общие сумма выплат неработающим пенсионерам меньше прожиточного минимума, то ему полагается доплата до соответствующего минимума.

При этом порядок доплаты зависит от соотношения прожиточного минимума, установленного на федеральном и региональном уровне.

Так, если федеральный прожиточный минимум выше регионального, то пенсионер получит федеральную выплату. Если наоборот, то региональную.

Для получения доплаты до прожиточного минимума следует подать заявление

Справочно: федеральный прожиточный минимум пенсионера составляет сейчас 10 002

В целях определения права на выплату при определении общей суммы, которую получает пенсионер, учитываются:

  • пенсия
  • срочные пенсионные выплаты
  • дополнительное материальное обеспечение
  • ежемесячные денежные выплаты
  • стоимость социальных услуг
  • стоимость иных мер социальной поддержки, получаемой регулярно

Сельская выплата

Лица, проработавшие 30 лет и более, имеют право на доплату к пенсии в размере 25 % от фиксированной выплаты в составе страховой пенсии. В настоящий момент это 6044,48.

Условием для получения указанной выплаты является проживание в сельской местности. С 2022 это условие отменяется.

Северные выплаты

Лица, работавшие на Крайнем Севере, приобретают право на выплаты к пенсии при следующих условиях:

  • Страховой стаж составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин
  • Срок работы в районах Крайнего Севера составляет — 15 лет. В этом случае прибавка к пенсии составит 50 процентов от фиксированной выплаты
  • Срок работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера — 20 лет. В этом случае прибавка к пенсии составит 30 процентов от фиксированной выплаты.

Выплаты отдельным категориям

Автоматически начисляется выплата к пенсии следующим категориям:

  • инвалиды
  • ветераны
  • пострадавшие от радиации (например, чернобыльцы)
  • несовершеннолетние узники фашизма
  • Герои СССР
  • Герои России
  • Герои Соцтруда

Также перечисленным категориям может быть выплачена денежная стоимость социальных услуг при отказе от их получения в натуре.

Специальные выплаты

Отдельные категории лиц могут рассчитывать на выплаты за особые заслуги:

  • Герои России
  • Герои Советского Союза,
  • Герои Соцтруда
  • Герои Труда России,
  • награжденные орденами,
  • лауреаты государственных премий,
  • Чемпионы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр

Размер выплаты может достигать 415 процентов от социальной пенсии.

Выплаты престарелым

После достижения 80 лет лица имеют право на автоматическое увеличение фиксированной выплаты к пенсии на 100 процентов.

Выплаты за содержание нетрудоспособных

Если пенсионер содержит иждивенцев, то ему полагается доплата. Например, речь идет о содержании:

Пенсионеры лишаются части социальных доплат из-за действий Пенсионного фонда

Егиазарян Арсен

Законодательство в сфере пенсионного обеспечения граждан зачастую меняется, причем далеко не в пользу пенсионеров. Не перестает удивлять и непродуманность некоторых законодательных изменений. С одним из примеров таких законодательных новшеств мне пришлось столкнуться на практике.

Гражданину исполнилось 60 лет 19 января 2018 г. Он обратился с заявлением о назначении пенсии 20 декабря 2017 г. Пенсионный фонд с целью проверки документов на основании ч. 8 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» 12 января 2018 г. приостановил срок рассмотрения заявления. Решение о назначении пенсии было получено им 5 апреля 2018 г., и через пять дней – 10 апреля 2018 г. – пенсионер с заявлением, а также копиями документов о назначении пенсии обратился в органы социального обеспечения, которые назначили ему социальную доплату с 1 мая 2018 г. Таким образом, за период, на который орган пенсионного фонда приостановил срок рассмотрения заявления (почти три месяца), пенсионер социальную доплату не получил.

Обжалование и законодательное регулирование

Гражданин обратился в органы социального обеспечения с просьбой компенсировать ему размер социальной доплаты и приложил документы, обосновывающие его заявление.

Однако орган социального обеспечения ответил отказом, ссылаясь на норму подп. «д» п. 14 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП, в соответствии с которой региональная социальная доплата назначается: «в остальных случаях – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением о назначении региональной социальной доплаты и всеми необходимыми документами» (п. 14 в редакции постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП). В постановлении правительства Москвы в предыдущей редакции было предусмотрено, что региональная социальная доплата назначалась с даты, когда пенсионеру начинается выплата пенсии. Но эта норма была изменена. Цель законодателя понятна – пресечь возникновение ситуации, когда пенсионер мог обращаться за получением региональной социальной доплаты после истечения года после назначения пенсии, и ему выплачивалась социальная доплата за весь период. Теперь такого быть не может, и это справедливо. Но как быть, если пенсионер не виноват в том, что не может своевременно предоставить документы в органы социального обеспечения? Указанная законодательная норма, на мой взгляд, существенно ущемляет права пенсионеров в г. Москве и ухудшает их положение.

Пенсионер обратился также с аналогичным заявлением в Пенсионный фонд и снова получил отказ. Фонд указал в ответе, что действовал в рамках действующего законодательства РФ, так как в соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря г. 2013 № 400-ФЗ (в ред. от 27 июня 2018 г.) «О страховых пенсиях» в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредоставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, предоставления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Формально органы социального обеспечения действовали в рамках закона, поэтому оспаривать действия органа социального обеспечения не представляется возможным. В отношении органа пенсионного фонда еще можно ставить, например, вопросы, а была ли необходимость запрашивать сведения и запрашивались ли они в принципе, но ответы на них можно получить только в суде.

Получается, что ни Пенсионный фонд, ни органы социального обеспечения не виноваты в сложившейся ситуации, а права пенсионера существенно нарушены.

В данной ситуации кто-то скажет, что пенсионер мог сразу после достижения пенсионного возраста обратиться с заявлением в органы социального обеспечения за назначением социальной доплаты, а не ждать решения Пенсионного фонда.

Но для назначения социальной надбавки одного только заявления недостаточно, нужны еще документы, подтверждающие назначение пенсии. Поэтому даже наличие указанного заявления с отметкой органа социального обеспечения о получении не гарантирует положительного решения данного вопроса.

Получилось, что больше путей для получения утраченной социальной доплаты за период приостановления рассмотрения заявления нет. Единственный выход в данной ситуации – обращение в суд, а также принятие мер для внесения изменений в законодательство с целью устранения несправедливой нормы.

Обращение в компетентные органы

В интересах доверителя принял следующие меры: обратился в прокуратуру, в правительство Москвы и в Правительство РФ, обратив внимание властных органов на несправедливость нормы действующего законодательства и с предложением изменить его.

Ответа из прокуратуры пока нет, на письма в уполномоченные органы власти были даны формальные ответы об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Мной была изучена судебная практика, и я не нашел аналогичных споров по таким делам, тем не менее было принято решение обратиться в суд.

При подготовке иска встал вопрос, кто же будет надлежащим ответчиком – орган пенсионного фонда или социального обеспечения? Поскольку в законодательстве нет прямой нормы, предусматривающей выплату пенсионеру компенсации не полученной своевременно социальной доплаты, я счел, что указание в качестве ответчика органа социального обеспечения – заведомо проигрышный вариант.

Единственная норма, которую можно применить, – это п. 38 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП, в соответствии с которым суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по вине управления социальной защиты населения г. Москвы, выплачиваются пенсионеру за все прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (п. 38 в ред. постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП).

В таком случае становится очевидным, что основной ответчик – территориальный орган пенсионного фонда, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлекается территориальный орган социального обеспечения.

Иск в суд был заявлен о компенсации убытков, то есть о взыскании с органа пенсионного фонда компенсации региональной социальной доплаты, которую пенсионер не получил по вине органа пенсионного фонда.

Требования мной обосновывались следующим образом:

  • в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода);
  • согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ, а также ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия отнесена законодателем к доходам гражданина.

Также в судебном заседании был поставлен вопрос, действительно ли у органа Пенсионного фонда было реальное основание для приостановления рассмотрения заявления. В судебном заседании представитель ответчика не представил никаких документов и доказательств, подтверждающих тот факт, что Пенсионный фонд действительно за период приостановления направлял запросы, ожидал ответов на них. Я полагал, что обсуждение этого вопроса – единственный шанс выиграть дело, установив, что Пенсионный фонд необоснованно приостановил срок рассмотрения заявления о назначении пенсии.

Однако судебный спор моего доверителя завершился в Зеленоградском районном суде г. Москвы не в пользу пенсионера (дело № 02-2289/2018), суд исковые требования оставил без удовлетворения.

Отказ суда в удовлетворении иска обоснован ссылкой на то, что вопросы о назначении региональной социальной доплаты не находятся в ведении ответчика, а разрешаются органами социальной защиты населения.

Указанное решение будет обжаловаться мной вплоть до Верховного Суда РФ.

Предложение по внесению изменений в законодательство

Итак, по действующему законодательству пенсионер лишается минимум на три месяца региональной социальной доплаты и вынужден получать минимальную пенсию – ориентировочно 6 тыс. руб. на период рассмотрения Пенсионным фондом заявления о назначении пенсии, что существенно ниже минимального размера оплаты труда по г. Москве (в настоящий момент МРОТ по Москве составляет 18 742 руб.). При этом пенсионер никак не может повлиять на получение социальной доплаты за этот период.

Читайте также  Спортлига мсл ставки

Считаю целесообразным внести дополнения в п. 38 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП и изложить его в следующей редакции:

  • п. 38. Суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по вине управления социальной защиты населения г. Москвы, выплачиваются пенсионеру за все прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по причине приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии органом пенсионного фонда, выплачиваются пенсионеру за период, равный сроку рассмотрения заявления.

Сложившаяся ситуация требует того, чтобы законодатели обратили внимание на эту проблему и устранили несправедливую норму закона. Пока законодатели не внесут соответствующие изменения в законодательство, бороться с этим явлением остается только через суд.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]