Репетитор осуществляет деятельность, но не является ИП
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
ИП осуществляет деятельность по обучению населения на курсах и по репетиторству в области бухгалтерского учета, налогообложения и кадрового дела. Деятельность осуществляется по патентной системе.
ИП привлекает для проведения курсов преподавателей, сам преподавания не ведет. Отношения с преподавателями оформляются договорами оказания информационных услуг (преподаватели тоже являются ИП). Преподаватели работают дистанционно, то есть преподают через вебинары, а проверку работ учеников осуществляют дистанционно по Интернету.
Обязан ли ИП получать лицензию на образовательную деятельность и что она дает ИП и его обучающимся?
1. Согласно п. 17 ст. 2 Закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ) образовательной деятельностью признается деятельность по реализации образовательных программ, то есть комплексов основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, форм аттестации, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п. 9 ст. 2 Закона N 273-ФЗ). В свете такого максимально обобщенного определения полагаем, что деятельность по обучению в области бухгалтерского учета, налогообложения и кадрового дела должна рассматриваться (в том числе компетентными органами) именно как образовательная деятельность (смотрите также п. 18 (реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации) и 19 (реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки) Перечня образовательных услуг по реализации образовательных программ (Приложение к Положению о лицензировании образовательной деятельности).
Образовательная деятельность в соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также частью 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ подлежит обязательному лицензированию. При этом соискателями соответствующих лицензий согласно части 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ выступают образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. То есть, исходя из буквального толкования закона, индивидуальный предприниматель, который оказывает образовательные услуги лично, без привлечения других лиц, вправе работать без оформления лицензии. Если же он привлекает к осуществлению такой деятельности педагогических работников (в данном случае непринципиально происходит это на основании трудового или гражданско-правового договора), ему необходима лицензия (смотрите также письмо Минфина России от 18.08.2014 N 03-04-05/41163).
2. При осуществлении образовательной деятельности индивидуальный предприниматель вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 2 ст. 16, п. 20 ст. 2, ч. 2 ст. 21 Закона N 273-ФЗ).
ИП вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от его места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ч. 1 ст. 16 Закона N 273-ФЗ).
Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, установлены в п.п. 4, 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (далее — Положение N 966). В частности, к таковым отнесены:
— наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
— наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Однако при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий соблюдение таких условий не требуется.
Согласно пп. «а» п. 5 Положения N 966 для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий необходимо наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со ст. 16 Закона N 273-ФЗ.
Поэтому в общем случае индивидуальному предпринимателю достаточно представить подписанную им справку о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды (пп. «и» п. 10 Положения N 966, пп. «и» п. 12 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.11.2014 N 1517, пп. «и» п. 12 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.03.2015 N 244). При этом необходимым минимальным условием использования дистанционных образовательных технологий является наличие соответствующего программного обеспечения (интернет-браузер) и подключения к сети Интернет.
3. Стоимость государственной пошлины за первичную выдачу лицензии составляет 7500 рублей (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Отметим также, что за осуществление лицензируемых видов деятельности без получения лицензии возможно привлечение к административной (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ) или даже уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
Ответ прошел контроль качества
18 сентября 2018 г.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Как суды оценивают минимизацию налогов/взносов путем перевода работников в статус ИП
При участии Михаил Пархоменко
Бизнес нередко минимизирует налоги и взносы на фонд оплаты труда. Для этого вместо трудовых договоров с работниками заключаются гражданско-правовые договоры с ИП, статус которых работники получают по указанию работодателя. Мы проанализировали судебную практику и выяснили, насколько велики риски таких действий, как ИФНС выявляет подобные схемы и какими проблемами они могут обернуться для компании и фиктивного ИП-работника.
История вопроса
Сразу скажем: поиск исполнителя для передачи ему функций, выполняемых сотрудником в рамках трудового договора, является вполне законным действием. Другое дело, когда этот поиск фактически подменяется созданием такого исполнителя: работник становится ИП, увольняется, а затем заключает со своим бывшим работодателем договор гражданско-правового характера. Судебная практика последних лет однозначно считает такую ситуацию схемой, направленной на минимизацию налогов. Хотя еще в 2015-2016 годах подобные действия не вызывали вопросов у судов. Арбитры отказывались признавать отношения между «работодателями» и «ИП-работниками» трудовыми (см., к примеру, апелляционные определения Московского городского суда от 26.05.16 по делу № 33-13619/2016 и Пермского краевого суда от 09.11.15 по делу № 33-11744).
Однако сегодня ситуация изменилась. Наличие у исполнителя по договору ГПХ статуса индивидуального предпринимателя больше не является гарантией от переквалификации отношений с ним в трудовые.
Главные признаки фиктивности договора с работником-ИП: позиция Верховного суда
Начало этому процессу было положено в 2017 году, когда появилось определение Верховного суда от 26.07.17 № 309-КГ17-9187. В нем была разобрана схема передачи функций от физлица-сотрудника к этому же физлицу, но в статусе ИП.
Судьи проанализировали реальные отношения между сторонами как в «трудовой», так и в «гражданско-правовой» период, и пришли к следующему выводу: фактически функции физлица не изменились. А значит, его регистрация в качестве ИП, увольнение и заключение «гражданского» договора (в данном случае — агентского) носили фиктивный характер. В реальности новоявленный ИП по-прежнему выполнял трудовую функцию. А значит, выплата вознаграждения по договору ГПХ являлась зарплатой, и на нее следовало начислять взносы и НДФЛ. Причем, в описываемом случае не сработал даже факт формальной смены «работодателя»: трудовой договор у физлица был с ООО, а агентский договор — с индивидуальным предпринимателем, который ранее был руководителем этого ООО. (Далее для удобства будем называть бывших работников, ставших фиктивными предпринимателями, — ИП-работниками, а заказчиков по договорам ГПХ с такими лицами, — работодателями).
Составьте и распечатайте трудовой договор под вашу ситуацию с помощью специального конструктора Составить бесплатно
Перечислим, какие именно факты, выявленные ИФНС, убедили судей в фиктивности ИП-работника (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.03.17 № Ф09-1008/17 по делу № А76-6028/2016):
- единственным источником дохода ИП-работника была деятельность, которую он вел по агентскому договору, заключенному с ИП-работодателем;
- иных контрагентов ИП-работник не имел;
- денежные средства на расчетный счет ИП-работника поступали только от ИП-работодателя;
- в период работы по трудовому договору будущий ИП-работник занимал должность начальника службы снабжения. В его обязанности входила закупка мясного сырья. Эти же функции он выполнял и после того, как стал ИП и заключил с бывшим работодателем агентский договор;
- работник, перейдя в статус ИП, продолжал взаимоотношения с теми же поставщиками, что и в период выполнения трудовых обязанностей. Всего было 30 контрагентов. 19 из них сотрудничали с проверяемым налогоплательщиком еще в то время, когда работник руководил службой снабжения;
- в отношении 11 новых поставщиков ИП-работник не смог предоставить никакой документации, сопровождающей их поиск: запрос от своего имени коммерческих предложений, сравнение цен и т.п. То есть алгоритм работы после увольнения никак не изменился: ИП фактически действовал как работник, а не как самостоятельный субъект гражданских правоотношений.
Дополнительные основания для переквалификации договора
В похожих делах, дошедших до Верховного суда, ключевыми основаниями для переквалификации «гражданского» договора в трудовой были два названных выше признака — наличие у ИП-работника только одного контрагента и полное совпадение обязанностей по договору ГПХ с трудовыми функциями (определения от 14.02.19 № 304-КГ18-25124 и от 09.08.19 № 304-ЭС19-13099). Однако имелись и другие факты, на которые инспекторы обратили внимание при проверках:
- отсутствие у ИП-работников каких-либо расходов, свойственных нормальному предпринимательству. А именно: затрат на приобретение или аренду помещений и оборудования, которое используется для оказания услуг;
- ежемесячный (а иногда даже 2 раза в месяц) характер вознаграждения. Причем, его размер был приближен или равен заработной плате, которую физлицо ранее получало по трудовому договору;
- полномочия по ведению учета у всех ИП-работников были переданы дочерней компании бывшего работодателя;
- денежные средства, полученные по договорам ГПХ, все ИП тратили исключительно на личные нужды, а не на ведение предпринимательской деятельности;
- массовый характер регистрации сотрудников в качестве ИП, одновременное прекращение со всеми трудовых отношений и заключение «гражданских» договоров;
- при прекращении отношений с заказчиком по договору ГПХ (а, по сути, с работодателем) физлицо, как правило, снималось с учета в качестве ИП. Другими словами, речь шла фактически об увольнении сотрудника с оформлением прекращения его статуса ИП;
- во всех договорах возмездного оказания услуг было прописано условие об оказании услуг лично, то есть потреблялся именно личный труд физических лиц;
- физические лица, зарегистрированные в качестве ИП, никак не продвигали свою предпринимательскую деятельность, не давали рекламу, не рассылали коммерческие предложения и т.п.
- в ходе опросов и допросов было установлено, что все ИП-работники находились на территории бывшего работодателя по 40 часов в неделю.
Отметим, что в качестве доказательств фактического выполнения трудовых обязанностей судьи признавали и другие обстоятельства. Даже такие банальные вещи как наличие на территории заказчика (а, по сути, работодателя) рабочих кабинетов, на дверях которых сохранились таблички с должностями (директор, технический директор). При этом кабинеты занимали физлица лица, которые выполняли работу по указанным должностям, но в статусе ИП.
Именно так было в компании, чей спор рассмотрел Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (постановление от 03.09.20 № Ф04-3576/2020 по делу № А67-9103/2018). Помимо кабинетов за ИП-сотрудниками сохранились и различные корпоративные блага: оплата мобильной связи и персональный автомобиль. Понятно, что и функции, которые поручалось выполнять предпринимателям, полностью совпадали с обязанностями, которые ранее были зафиксированы в трудовых договорах. В результате суд поддержал переквалификацию договоров с ИП в трудовые с соответствующими налоговыми доначислениями.
Рассчитывайте зарплату и НДФЛ со стандартными вычетами в веб‑сервисе Рассчитать
Последствия для работников-ИП
В некоторых случаях ИФНС не ограничивается наказанием работодателей, которые организовали перевод работников в статус ИП. Проблемы могут возникать и у самих фиктивных предпринимателей. Подтверждение этому — постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.11.19 № Ф09-8285/19 по делу № А76-4222/2019. Фактически оно является продолжением дела, о котором мы рассказали выше (см. главу «Главные признаки фиктивности договора с работником-ИП: позиция Верховного суда»). Но на этот раз ИФНС «пришла» уже к самому ИП-работнику.
Дело в том, что при проверке ИП-работодателя инспекторы проводили допрос ИП-работника. И он рассказал, что в рамках агентского договора получал от «работодателя» деньги для закупки мясопродуктов. Эти средства поступали на его «предпринимательский» счет, но потом он переводил их на расчетный счет, принадлежащий ему как физическому лицу, снимал и использовал на личные нужды. Таким образом им было обналичено около 33 млн рублей. Именно эту сумму налоговики вменили ИП-работнику в качестве дохода, и потребовали заплатить с нее единый налог по УСН.
С чего начать репетиторство? Можно ли заниматься репетиторством без оформления ИП
Одну из самых низких заработных плат в нашей стране получают учителя. И это неоспоримый факт. Тем, кто желает больше зарабатывать за свой тяжелый труд, можно заняться репетиторством. Это отличный бизнес, который приносит неплохой дополнительный доход. Впрочем, о таком способе дохода сейчас задумывают и студенты, которым не хватает стипендии на жизнь. Как заняться репетиторством, если нет стартового капитала, а прибыль нужна сразу?
Репетиторство – хороший бизнес?
По статистике, четвертая часть всех российских школьников обращается за помощью к репетиторам. Причем сразу к нескольким. Подготовка к ЕГЭ, экзаменам, усовершенствование своих знаний, «недопонял на уроке» – основные причины, по которым обращаются к специалистам.
Репетиторы по английскому языку и математике особенно востребованы. Поэтому не только опытный учитель, но и студент сможет найти применение своим знаниям и заработать неплохие деньги.
Как стать репетитором по математике или любому другому предмету? Нужно обладать такими качествами:
- в совершенстве разбираться в предмете;
- уметь объяснить материал вне зависимости от возраста и уровня образования ученика;
- находить индивидуальный подход;
- быть ответственным и пунктуальным.
Только с этим набором качеств можно грамотно организовать репетиторство на дому.
Рассмотрим преимущества частного репетиторства:
- Стартовый капитал не нужен.
- Окупаемость бизнес-идеи наступает быстро.
- Существуют разные формы проведения деятельности (можно выбрать наиболее удобную для себя).
- Благодаря интернету можно легко найти учеников.
- При хорошей репутации можно быстро сформировать базу клиентов.
- Это бизнес-направление может выступать в качестве основного или дополнительного дохода.
Самое главное преимущество – востребованность отдельных школьных предметов, по которым чаще всего возникают трудности у учеников.
Репетиторство: с чего начать?
Безусловно, с оформления документов, чтобы бизнес был законным. Достаточно обратиться в налоговую. Однако об этом мы поговорим позже.
С чего начать репетиторство? Выберите удобный формат работы. Сегодня доступны многие способы ведения деятельности:
- Удаленно (Skype, Viber и другие мессенджеры). В эту группу входят также вебинары, онлайн-конференции. Понадобится лишь ПК (планшет, ноутбук), наушники, микрофон, веб-камера. Именно эти технические составляющие помогут объединить в процесс обучения людей из разных уголков мира.
Если задумываетесь, с чего начать репетиторство, прежде всего определитесь со своим профилем. Если вы предметный учитель, то выбор свой сделали еще в юношеском возрасте. Репетиторы по английскому языку, русскому, математике и физике пользуются большим спросом.
Второй шаг: начните с практики
С чего начать репетиторство, если у вас нет педагогического опыта? Попробуйте «поработать» учителем для младшего брата/сестры/соседских детей. Если вы – опытный учитель, то первую встречу с учеником проведите бесплатно. Выясните уровень его знаний, пожелания и профиль. После первого ознакомительного занятия составьте индивидуальный график работы, ориентируясь на требования и специализацию.
Третий шаг: полезные вопросы у знакомых
Поспрашивайте у тех, кто собаку съел в репетиторском деле. Возможно, в вашем окружении есть те, кто уже практиковал открытие репетиторского центра. Обязательно спросите о трудностях, которые возникали в начале работы. Вероятнее всего, историей их успеха вы сможете вдохновиться.
Четвертый шаг: изучите литературу
Посмотрите школьные учебники. Какие требования сегодня предъявляют к современному ученику? Обязательно «прошерстите» книги по педагогике и детской психологии, чтобы лучше понять, как выстроить отношения с учеником.
Если вы планируете подготовить ребенка к ЕГЭ, то зайдите на сайт ФИПИ (Федерального института педагогических измерений). Там найдете банк занятий, демо-версии экзаменов и последние изменения в ЭГЭ и ОГЭ.
Пятый шаг: составьте план работы
План занятий лучше разрабатывать под конкретного ученика. Возможно, вам удобнее составить общую программу по подготовке к вступительным экзаменам или по отдельному предмету.
Ребенку интересно будет заниматься, если вы разнообразите свои уроки. Придумайте свои педагогические фишки. К примеру, правила по русскому языку младшие школьники запоминают в форме сказки, а дети постарше – в виде стихотворений.
Шестой шаг: поиск учеников
Лучшее время для поиска учеников – начало августа. К сентябрю «насобираете» несколько человек, а в течение месяца разработаете программу.
Где искать учеников? Несмотря на инновационные технологии , сарафанное радио – лучшая реклама на первых порах. Скажите своим знакомым, что будете репетиторствовать. Эта информация распространится дальше по соседям, коллегам, подругам в фитнес-клубе.
Опубликуйте объявление в социальных сетях в своем профиле и создайте группу. Напишите рекламный пост в других группах города, где обычно выкладывают люди объявления. Лаконично и простыми словами изложите информацию о том, что умеете, какой у вас опыт и достижения.
Еще один хороший вариант – зарегистрироваться на сайте для поиска репетиторов. Однако придется за эту услугу заплатить.
Если у вас есть знакомые учителя в школе, то закиньте удочку и туда: в любом случае найдется хотя бы один ученик, которому срочно нужна помощь репетитора.
Седьмой шаг: место для занятий
Если вы находитесь в крупном городе, то проблем с местом проведения занятий не будет. Можно арендовать помещение в офисе. Часто уроки проводят в тихих уютных кафе или антикафе. В последнем оплата производится не за чай, кофе, а за проведенное там время. Стоимость за минуту – 2 рубля.
Репетитор в небольшом городе обычно принимает учеников у себя дома или ходит к ним сам.
Еще один оптимальный способ – уроки по «Скайпу». Однако репетиторы такой формат редко приветствуют. Личная встреча с учеником продуктивнее. Но если он заболел, вживую заниматься не может, то провести несколько уроков дистанционно – отличная альтернатива.
Восьмой шаг: определитесь со стоимостью урока
Изучите расценки других репетиторов в вашем городе и районе. Обращайте внимание на стаж работы. У репетитора с солидным опытом работы стоимость будет значительно выше, чем у начинающего учителя.
На стоимость урока влияют условия для проведения занятий. Важно, где репетитор занимается: на дому, выезжает к ученику, проводит уроки в репетиторском центре или дистанционно.
После анализа всех аспектов определитесь с ценой. В объявлении можно и не указывать стоимость часа занятия. Отвечайте уже тем, кто непосредственно откликнулся на объявление.
Девятый шаг: пробное занятие
Обычно первый урок проводится бесплатно. Можете пригласить родителей ученика на него. Пусть они посмотрят на вас как на учителя, а затем определятся, смогут ли доверять вам своего ребенка.
Если ребенок понравился вам, а вы ему и его родителям, то определяйтесь с частотой занятий. Обычно репетитор назначает встречи два раза в неделю. Однако здесь все индивидуально. Продолжительность урока зависит от возраста ребенка, от его уровня знаний и цели.
Обязательно держите в курсе всех успехов и неудач ученика его родителей. В то же время наладьте личный контакт с ребенком, чтобы у него было желание посещать занятия с вами.
Десятый шаг: реклама
Первая реклама – сарафанное радио. Но очень важно постоянно напоминать «аудитории» о своих услугах. Массовая реклама – главная задача в репетиторстве. С чего начать? Используйте разные стратегии:
- развесьте объявления в учебных заведениях;
- раздавайте листовки в центре города, где скапливается огромное количество людей;
- распространяйте информацию среди знакомых;
- обязательно распечатайте яркие запоминающиеся визитки;
- создайте сайт или группу в социальных сетях, время от времени выкладывайте рекламу и интересную полезную информацию относительно вашего профиля;
- печатайте объявления в местных СМИ.
Лучшая реклама – индивидуальный подход к ребенку и работа на результат.
Можно ли заниматься репетиторством без оформления ИП?
Консультационная образовательная услуга по отдельным учебным предметам относится к предпринимательской сфере самозанятости. Репетиторство — это какой вид деятельности? Многие путают его с обучением новым предметам.
Такая деятельность должна осуществляться законно, согласно ст. 2 ГК РФ. Предприниматели должны проходить государственную регистрацию.
Однако репетиторам достаточно оформить ИП.
В случае если репетитор работает нелегально, то его могут правоохранительные органы привлечь к ответственности:
- за осуществление незаконной предпринимательской деятельности;
- за нарушение налогового законодательства.
Статус предпринимателя нужен и в том случае, чтобы получить лицензию. Статья 12 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в том числе распространяется на образовательную деятельность.
Если вы хотите открыть репетиторский центр, соответственно, будете нанимать штат сотрудников. Обязательно в таком случае необходима лицензия. Если вы будете репетиторствовать в одиночку, то лицензия не нужна.
Процедура регистрации
Регистрация ИП (репетиторство) предполагает подачу заявления в налоговую службу, которая находится по месту жительства.
К заявлению необходимо приложить такие документы:
- ИНН;
- паспорт (копия);
- код ОКВЭД;
- квитанцию об уплате госпошлины.
Код ОКВЭД выбирается с учетом вашей деятельности. Это общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Репетитору по иностранному языку нужно выбрать код 85.41.
После чего нужно оформить патент для ИП репетитора. Для того чтобы сократить налоговую нагрузку, патент можно оформлять не на год, а на 3 месяца. После постановки на учет в налоговую нужно открыть счет в банке.
Документы
Регистрация репетиторства в налоговой обязательна в РФ. Физическое лицо обязано платить НДФЛ со своего дохода. Поскольку репетитор предоставляет свои услуги другим физическим лицам для личных нужд, то они НДФЛ не платят согласно п. 70 ст. 217 НК РФ.
А если репетиторство – основной доход человека, и он принимает оплату от клиентов каждый день, то от НДФЛ он не освобождается.
Если репетитор осуществляет расчет со своими учениками безналичными и не подписывает предварительно договор, то налоговой службе практически нереально доказать факт неуплаты налогов.
Чтобы уменьшить размер подоходного налога и не скрываться от сотрудников налоговой службы, разумно зарегистрироваться как ИП.
Репетитор может выбрать:
- УСН. Физическое лицо должно ежегодно перечислять 6% от своего дохода в качества налога. А также оплачивать ПФР фиксированный взнос.
- Патент – налог, представленный в виде фиксированной суммы, которую устанавливает региональная власть. Оплачивается и ежегодный взнос в ПФР.
Лицу, которое получает от деятельности больше 300 тыс. рублей в год, рациональнее получить патент.
Что дает ИП?
Регистрация в качестве ИП дает огромные преимущества. А именно:
- официальный доход;
- пенсионное накопление;
- трудовой стаж;
- возможность оформить кредит и заключать соглашения с организациями;
- получение оплаты на банковский счет.
Перед тем как открывать ИП, нужно учесть нюансы:
- Если человек официально трудоустроен, а репетиторством занимается в свободное время и на дому, то ИП можно не оформлять. Доход не будет облагаться налогом. Бояться ответственности не стоит.
- Если репетиторство – основной источник дохода, то оформить ИП нужно. Кроме законной защищенности вы сможете расширять свою деятельность и нанимать сотрудников.
Помните: если вы влюблены в свой предмет, то, скорее всего, в него влюбится и ваш ученик. Если вы грамотно составите программу и график занятий, то желаемый результат не заставит себя долго ждать. Успех ребенка – это всегда и ваш успех. Это главное кредо в работе репетитора!
Зачем репетиторы регистрируются в качестве самозанятых и повлияло ли это на цену их услуг?
В столице с начала 2019 года зарегистрировали 110 тысяч самозанятых. Среди самых распространенных видов деятельности — пассажирские перевозки, сдача квартир в аренду, консультирование, реклама, а также репетиторство
Фото: depositphotos.com —>
В Москве с начала года зарегистрировали 110 тысяч самозанятых. Как говорят столичные власти, это 60% от общего количества российских плательщиков налога на профессиональный доход.
Среди самых популярных видов деятельности — пассажирские перевозки, сдача квартир в аренду, консультирование, репетиторство и реклама. При этом репетиторам в этом году продлили налоговые каникулы. Иными словами, ни налоги, ни страховые взносы репетиторам-самозанятым по-прежнему платить не надо, как и подавать отчетность.
Преподаватель или репетитор может при желании зарегистрироваться в качестве самозанятого и платить налог на профессиональный доход. Сейчас действуют две ставки: 4% при расчетах с физлицами и 6% — с юрлицами и предпринимателями.
Самозанятый не обязан вести какую-то специальную отчетность, а начисление налога и его уплата производится автоматически через мобильное приложение «Мой налог». Платить страховые взносы самозанятые не обязаны, но, если этого не делать, пенсия будет минимальной. Среди определенных недостатков: запрет нанимать работников по трудовому договору и лимит по доходам — не более 2,4 млн рублей в год.
Репетитор по математике Ольга Сергеевна из Подмосковья говорит, что минусов в новой системе не видит, а цены от регистрации в качестве самозанятой у нее не меняются.
— Есть возможность самой контролировать свое время. Также никаких проблем в оформлении. Все это онлайн, никаких походов никуда не нужно, все меня пока устраивает, никаких минусов не замечено.
— То есть декларацию вы не подаете, вы просто все делаете через приложение?
— Повышаются ли цены?
— Пока нет. В прошлом году я работала не как самозанятая, работала по договору. Цены остались те же. Час групповых занятий — 600 рублей, индивидуально — 750 рублей.
— Это очно или по «Скайпу»?
— Количество учеников у вас увеличивается?
— Увеличивается так, что времени не хватает. Реклама из уст в уста передается.
Репетитор по русскому, английскому и литературе Татьяна говорит, что мобильное приложение на удивление удобно. Вносишь свои доходы, и каждый месяц выставляется счет, который можно оплатить тут же, в приложении. Но цену на свои занятия Татьяна повышает, правда, из-за инфляции.
— Цены растут на все. Учитывая это, я поднимаю свои цены. Но с тем, что я зарегистрировалась как самозанятая, это не связано. Примерно на 7-10%. Если брать, например, индивидуальное занятие с ребенком русским языком, не подготовку к ЕГЭ, а с пятого по восьмой класс, то час стоит 1000 рублей. В прошлом году такое занятие стоило 900 рублей, очное индивидуальное занятие. Мамы детей, с которыми я разговаривала, говорят, что другие репетиторы тоже поднимают цены раз в год.
— Отражается ли это на количестве учеников?
— Нет. С этого года я даже не подавала никаких объявлений, не искала детей, меня сами находят.
А вот репетитор по итальянскому языку Светлана самозанятой не стала, считая, что это удел тех, кто преподает более востребованные языки и дисциплины.
«Я не оформляюсь как самозанятая, потому что в данный момент не вижу для себя в этом смысла, так как у меня сейчас мало работы. И поскольку нет притока новых учеников, эти суммы не имеют смысла. В целом тенденция, что людей не особо интересует уровень преподавателя, если они не готовятся к международным экзаменам или если это не английский для сдачи тестов ОГЭ, ЕГЭ и т. д. Еще несколько лет назад университетский преподаватель со стажем более десяти лет мог совершенно спокойно просить 2000 рублей за 60 минут, а сейчас это довольно-таки проблематично».
В то же время результаты эксперимента с самозанятыми показывают, что встали на учет немногие. Одна из главных причин — недоверие к государству. Большинство считает, что они зарегистрируются, а налоги повысят. Репетиторы, которые зарегистрировались как ИП, столкнулись именно с этим: обязательные страховые взносы за последние несколько лет выросли почти вдвое: с 17 тысяч рублей в 2012 году до почти 32,5 тысячи рублей в прошлом.
Как создать ИП: пошаговая инструкция
Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя доступна практически любому дееспособному гражданину РФ либо иностранцу, имеющему российскую прописку. Специальные знания здесь не требуются, однако погрузиться в юридические тонкости непременно придётся, чтоб ИП был зарегистрирован правильно. Рассмотрим, как открыть ИП самому, в том числе онлайн.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Сервис
Здесь вы можете зарегистрировать ИП бесплатно и без визита в налоговую
Порядок регистрации бизнеса регламентирует Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о госрегистрации). При этом регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей посвящена глава VII.1 Закона о госрегистрации.
Кто может зарегистрировать ИП
Ведение предпринимательской деятельности в статусе ИП доступно совершеннолетним гражданам, у которых отсутствуют психические либо иные заболевания, влияющие на дееспособность. Также не могут заниматься предпринимательской деятельностью государственные служащие, военнослужащие, нотариусы, депутаты и некоторые другие профессиональные категории. Некоторые виды деятельности требуют отсутствия судимости, например, бывшим заключенным нельзя строить бизнес в сфере образования, воспитания и развития несовершеннолетних, в области медицинского обеспечения и т.п. Перечень приведен в подпункте «к» п. 1 ст. 22.1 Закона о госрегистрации.
Что касается несовершеннолетних граждан в возрасте 14–18 лет, то таковые могут получить статус индивидуального предпринимателя, либо если его законные представители дали на это соответствующее согласие, либо в случае получения эмансипации — признания дееспособности через суд либо органы опеки.
Государственная пошлина за регистрацию ИП
При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по общему правилу надо заплатить госпошлину в размере 800 рублей. Данную пошлину нужно заплатить, если физлицо самостоятельно подает документы на регистрацию. Однако сегодня есть варианты, когда госпошлину можно не платить, расскажем об этом далее.
Способы регистрации ИП
Есть разные варианты регистрации физлицами в качестве ИП:
Лично принести документы в ИФНС или можно направить по почте (придется заплатить пошлину 800 руб.).
Обратиться к нотариусу, который подаст за вас документы в электронном виде и заверит своей ЭЦП (пошлину платить не надо, но придется потратиться на услуги нотариуса).
Подать документы на ИП через специализированные сервисы, например, можно через РБиДОС от Деловой среды, и заверить их своей ЭЦП (пошлину платить не надо, в ИФНС ходить также не нужно, не придется стоять в очереди).
Подать документ через отделение многофункционального центра – МЦФ (в этом случае пошлину можно не платить).
Подать заявление через портал Госуслуг (в этом случае на пошлину будет действовать скидка 30%.
Как видим, полностью бесплатными можно считать только вариант 3 и 4.
Сервис
Хотите открыть ИП? Вы можете это сделать бесплатно и без визита в налоговую
Как открыть ИП: пошаговая инструкция
1. Определитесь с кодом вида деятельности по ОКВЭД
ОКВЭД – это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Здесь каждый вид бизнеса имеет собственный числовой код. При подаче заявления на регистрацию будущим индивидуальным предпринимателем в этом обращении указываются соответствующие коды ОКВЭД. Таким образом заявитель ставит в известность государственные органы о том, в каком направлении он будет вести свою деятельность.
Коды ОКВЭД делят виды деятельности по классам, подклассам, группам, подгруппам и собственно видам. Подобрать конкретный код для определённого бизнеса бывает достаточно затруднительно. К примеру, бизнес ориентирован на организацию развлечений и досуга, присутствует в нескольких разных группах классификатора — в этом случае можноможет выбрать как несколько соответствующих групп, так и какую-то одну. Подробнее об этом читайте в статье «Как предпринимателю выбрать ОКВЭД».
Ограничений на количество выбранных кодов нет, однако один из кодов (если вы все же указываете несколько) нужно обозначить как основной. Указание основного кода предполагает, что именно этот вид деятельности будет являться основным источником доходов. После того как статус ИП зарегистрирован, предпринимателю доступна возможность добавления новых кодов либо удаление уже указанных, но ставших неактуальными.
2. Выберите систему налогообложения
Индивидуальный предприниматель может выбрать одну из четырех систем налогообложения:
Общая система налогообложения (ОСНО) – наименее выгодны режим.
Упрощенная система налогообложения (УСН) – данный режим выбирает большинство ИП.
Патентная система налогообложения (ПСН) – данный режим также подходит многим ИП, особенно после отмены ЕНВД (с 2021 года для ПСН действует ряд нововведений, которые расширяют применение данного режима).
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – данный режим доступен только тем ИП, у кого основной вид деятельности связан с сельским хозяйством.
По умолчанию ОСНО применима в случае, когда индивидуальный предприниматель не переходит на специальный режим. Различием между ОСНО и специальными режимами является то, что на общей налоговой системе выплачиваются 3–5 различных налогов, по специальным режимам же — всего-то 1–2 налога. Подробнее о различиях между режимами налогообложения для ИП читайте в статье «Какие налоги платит ИП в 2021 году».
Какие налоги платит ИП в 2021 году
3. Заполните заявление по форме Р21001
Для открытия ИП в 2021 году необходимо воспользоваться новой формой заявления о регистрации индивидуального предпринимателя № Р21001. Кроме того, нужно принять во внимание обновлённые требования по заполнению данной формы. Действовать такие изменения начали с 25 ноября 2020 года с выходом соответствующего приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 31 августа 2020 года № ЕД-7-14/617@.
Следует заметить, что непосредственно самой формы изменения практически не коснулись — корректировке подверглись лишь названия строк, в которые следует вносить адрес места проживания ИП. Помимо этого, добавлена строка для указания адреса электронной почты (e-mail) предпринимателя.
Если вы будете подавать заявление лично или по почте, заполнить заявление можно одним из двух способов
Вручную — если заявитель предпочитает заполнять форму № Р21001 от руки, то для этой цели необходимо использовать шариковую ручку исключительно с чёрной пастой (чернилами).
На компьютере — при заполнении формы в электронном виде необходимо применять шрифт Courier New также только чёрного цвета и размером 18.
Что касается формы Р21001, таковая занимает 5 листов. Третий лист обязателен к заполнению исключительно для иностранцев и лиц без гражданства. Гражданам Российской Федерации третий лист сдавать вообще не нужно Указание кодов ОКВЭД может быть неполным, однако обязательно указание минимум четырех цифр каждого кода
Если вы будете подавать заявление через специализированные онлайн-сервисы, то подписать заявление надо будет при помощи усиленной квалифицированной электронной подписи. Как правило подобные сервисы сами предлагают создать такую ЭЦП – как это происходит на практике, см. статью «Как открыть ИП или ООО бесплатно и без визита в налоговую».