С какого года Росреестр регистрирует земельные участки?

О НЕОБХОДИМОСТИ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО В ЕГРН

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – это юридический акт признания и подтверждения права гражданина на недвижимое имущество. Именно с момента государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) новый собственник может осуществлять правомочия владения, пользования, распоряжения недвижимым имуществом.

Внесение записи о праве в ЕГРН позволяет правообладателю недвижимости стать таковым перед третьими лицами, которые могут претендовать на его имущество, что также обеспечивает защиту его прав от недобросовестных лиц.

Информация, содержащаяся в ЕГРН может быть использована, в частности, потенциальными приобретателями недвижимости для уточнения законного владельца, органами государственной власти и местного самоуправления — при принятии решения о предоставлении земельного участка собственнику объекта капитального строительства, расположенного на нем, судами — при рассмотрении споров о правах на недвижимость, нотариусами — при оформлении наследства, многих других случаях.

Сведения ЕГРН о зарегистрированных правах на недвижимость позволяют минимизировать риски мошеннических действий с имуществом.

Существование в ЕГРН записей о правах на недвижимое имущество позволяет сократить перечень документов, представляемых в иные органы государственной власти или местного самоуправления при обращении за оказанием государственных или муниципальных услуг, поскольку в этом случае необходимые сведения о правах будут запрошены указанными органами самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия без участия заявителя и несения им расходов на получение справок из различных органов.

Отсутствие в ЕГРН сведений о правах в отношении объектов капитального строительства в течение 5 лет со дня присвоения им кадастровых номеров влечет обязанность органа регистрации прав по истечении указанного срока направить сведения о таких объектах в органы местного самоуправления, которые в свою очередь могут поставить указанные объекты на учет в качестве бесхозяйных, а в последующем признать права на них.

Учитывая, что кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется на всей территории Российской Федерации с 01.01.2013, необходимость направления таких сведений возникнет уже в 2018 году.

В случае если объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет до 01.01.2017 и права на него не были зарегистрированы, сведения ЕГРН о таком объекте носят характер «временных». Если права на такие объекты не будут зарегистрированы до 01.03.2022 года, сведения о них будут исключены из ЕГРН.

Налог на имущество физических лиц и налог на имущество организаций начисляются на основе сведений о зарегистрированных правах в ЕГРН, предоставляемых Росреестром в налоговую службу.

Отсутствие зарегистрированных в ЕГРН прав влечет неинформирование налоговой службы о налогооблагаемых объектах.

С 1 января 2017 года за непредставление сведений в налоговую инспекцию о наличии у налогоплательщика в собственности недвижимости, на которое он не получал налоговых уведомлений раньше, будет взиматься штраф. Так, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ если налогоплательщик ранее не получал налоговых уведомлений, он должен самостоятельно известить налоговую службу о наличии в собственности квартиры или дома (или иного объекта недвижимости) в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим периодом. В противном случае (пункт 3 статьи 129.1 НК РФ) налогоплательщику грозит штраф за несвоевременное уведомление инспекции или отсутствие сообщения вовсе в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога по каждому объекту.

Кроме того, согласно статье 396 Налогового кодекса РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Таким образом, регистрация прав на недвижимое имущество в ЕГРН необходима для обеспечения его защиты и возможности дальнейшего распоряжения таким.

В целях подготовки документов, необходимых для оформления прав на недвижимое имущество, гражданам следует обращаться к кадастровым инженерам, осуществляющим проведение кадастровых работ.

Для подачи документов о регистрации прав на недвижимое имущество следует обратиться в офисы МФЦ.

Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.

Статус «временный» означает, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, но права на него не зарегистрированы. Весной 2022 г. таких участков в ЕГРН не останется: права на них будут зарегистрированы либо их исключат из реестра. Дачники не лишатся прав на участки, но распоряжаться ими будет сложнее, да еще и мошенники смогут на них посягнуть

Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.

Что такое регистрация права на участок?

Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

Для чего регистрация нужна и что будет, если право не зарегистрировать?

В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

Государственный кадастровый учет: что это такое и зачем он нужен?

Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Три статуса участков: «учтенный», «ранее учтенный», «временный»

Внесенный в ЕГРН объект недвижимости может обладать одним из трех статусов: «учтенный», «ранее учтенный», «временный».

  • Статус «учтенный» означает, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет позднее 1 марта 2008 г., права на него зарегистрированы и содержатся в ЕГРН. Собственник такого объекта недвижимости может совершать любые законные действия и сделки с ним.
  • Статус «ранее учтенный» означает, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г. 1 или на данный участок зарегистрированы права в ЕГРН и присвоен условный номер. Как отмечает Росреестр, в таком случае нужно убедиться, что участок прошел процедуру межевания и его границы зафиксированы на Публичной кадастровой карте. Если нет, то необходимо провести кадастровые работы для внесения сведений о границах.
  • Статус «временный» предполагает, что земельный участок был образован и поставлен на государственный кадастровый учет в период с 1 марта 2008 г. по 1 января 2017 г., при этом права на него не были зарегистрированы. Этот статус влечет ограничения, в частности не допускается раздел таких земельных участков, их объединение, перераспределение или выдел из них новых.

Как проверить статус участка?

Определить статус земельного участка можно следующим образом:

  • через сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. Это бесплатный и наиболее простой способ. Необходимо только ввести кадастровый номер земельного участка. Информация о статусе участка будет отражена на второй строчке в графе «Статус объекта»;
  • через публичную кадастровую карту. Это тоже бесплатно. Достаточно знать адрес или кадастровый номер земельного участка;
  • получив выписку из ЕГРН в МФЦ, Росреестре, кадастровой палате или в электронном виде. Но за это взимается плата – от 300 руб. для физических лиц.

Данные ресурсы также позволяют узнать, зарегистрированы ли права и обременения на интересующий объект недвижимости.

«Временный» статус участка: что изменится после 1 марта 2022 г.?

Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.

«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):

  • до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
  • до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
  • до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.

С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».

Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).

Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.

Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.

Как зарегистрировать участок со статусом «временный»?

Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?

1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.

1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Регистрация права собственности на земельный участок

21 июля 1997 году в нашей стране произошло знаковое событие – Государственная Дума приняла ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Впервые в современной истории отношения по оформлению прав на недвижимость были приведены в единую систему, определяющую исчерпывающий перечень прав и обязанностей регистрирующих органов, субъектов правоотношений, а также полный список требований для регистрации прав.

Понятие государственной регистрации

Земельный участок, как объект правоотношений, представляет из себя часть поверхности территории земли, границы которого определены, описаны и надлежащим образом удостоверены. Право собственности на участок земли, как объект недвижимости, является ключевым вещным правом на землю. Право собственности предоставляет собственнику весь комплекс правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей.

Для реализации этих полномочий право собственности на земельный участок должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что регистрация прав — это совершение уполномоченными органами определенного юридического акта (действия), влекущего за собой юридические последствия. На практике такое определение означает, что право собственности на любое недвижимое имущество, в том числе и земельный участок, возникает с момента государственной регистрации права собственности на него.

Основными признаками, отличающими государственную регистрацию от иных юридически значимых действий, являются:

  • 1) проведение регистрации уполномоченным государственным органом;
  • 2) проведение регистрации в рамках процедуры (регламента), единого для каждого субъекта правоотношений;
  • 3) обязательный характер последствий регистрации права для всех субъектов;
  • 4) итогом регистрации является юридический акт подтверждения и удостоверения правовых фактов на объект регистрации.

Органы, уполномоченные на совершение действий по государственной регистрации прав

Так как процедура регистрации прав регламентируется государством и представляет из себя единую систему, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» четко определен перечень органов, имеющих полномочия на проведение регистрационных действий в отношении прав.

Система таких органов была определена Указом Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 и изменениями в ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На данный момент органом, уполномоченным на проведение рассматриваемых мероприятий, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, которая находится в ведении Министерства юстиции РФ. Данная структура имеет официальное укороченное название – Росреестр.

В каждом субъекте РФ действуют Территориальные Управления Росреестра.

Порядок проведения регистрационных действий

Процесс совершения регистрационных действий в отношении права собственности на земельный участок состоит из нескольких этапов:

  • 1) прием от субъектов необходимых документов для проведения регистрационных действий;
  • 2) юридическая экспертиза комплекта документов, проверка их законности;
  • 3) внесение сведений в ЕГРП в виде соответствующих записей;
  • 4) выдача субъектам документов, удостоверяющих факт проведения регистрации.

Процедура регистрации права считается завершенной с момента внесения сведений (записи) в Единый реестр прав и выдачи документов заявителям.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен перечень обязательных документов, предоставляемых субъектами для государственной регистрации. В этот перечень входят:

  • 1) заявление о регистрации (заполняется субъектами при обращении в органы регистрации);
  • 2) документы, подтверждающие полномочия субъектов (паспорт, доверенности и иные документы);
  • 3) документы, подтверждающие факт права пользования; план объекта;
  • 4) документ, подтверждающий оплату госпошлины.

Указанные документы заявители представляют в территориальный орган Росреестра по месту нахождения земельного участка, право собственности на который подлежит регистрации. Также в каждом регистрационном округе созданы Многофункциональные центры оказания услуг (МФЦ), которые уполномочены на прием и выдачу документов. Однако МФЦ не обладают полномочиями по совершению конкретных юридически значимых действий и не выполняют функцию регистрации прав.

Стоимость услуги по регистрации права собственности на земельный участок определена налоговым законодательством и в настоящее время составляет для граждан в размере 2 тысячи рублей, а для организаций и предприятий 22 тысячи рублей (ст. 333.33 НК РФ). Есть ряд исключений из этих правил, установленные НК РФ:

  • 1) при регистрационных действиях в отношении права собственности граждан на земельный участок для ведения личного, подсобного, дачного хозяйства, огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства заявитель должен уплатить 350 рублей;
  • 2) в случае регистрационных действий в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения заявитель уплачивает пошлину в размере 350 рублей;
  • 3) регистрационные действия в отношении доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельхозназначения обойдется заявителю в 100 рублей.
  • Общий срок проведения регистрационных процедур в отношении права собственности на земельный участок составляет 18 календарных дней.

Приостановление и отказ в государственной регистрации

В отношении регистрации права собственности на земельный участок основаниями для приостановления являются:

1) поступление от обладателя права или субъекта правоотношения (сделки) соответствующего письменного заявления с разъяснением причин и срока приостановления;

2) в случае поступления от одного из субъектов заявления о возврате комплекта документов без проведения регистрационных процедур, если второй субъект не обращался с таким заявлением;

3) наличие акта судебных органов о приостановлении;

4) наличие акта уполномоченных органов о наложении ареста на земельный участок или установления запрета на совершение с ним определенных действий;

5) наличие у регистратора обоснованных сомнений в наличии основания для проведения регистрационных процедур (оформляется процессуальным решением регистратора).

Перечень ситуаций, при которых может быть вынесен отказ в проведении регистрационных процедур, предусмотрен ст. 20 Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

1) право на земельный участок, для регистрации которого обратился заявитель, не является правом, в отношении которых могут проводиться регистрационные процедуры;

2) признание недействительным акта уполномоченного государственного органа, на основании которого возникло правоотношение собственности;

3) отсутствие у субъекта полномочий на распоряжение правом собственности на ЗУ;

4) непредставление субъектами документов, являющихся обязательными для проведения регистрационных процедур;

5) имеющиеся противоречия между регистрируемым и ранее зарегистрированными правами на земельный участок.

Когда были образованы Росреестры и МФЦ какая организация предоставляла данные .

Когда были образованы Росреестры и МФЦ какая организация предоставляла данные о наличии недвиженного имущества у граждан? Не БТИ ли?

Ответы на вопрос:

До 1998 года права в отношении сделок с недвижимым имуществом регистрировали органы БТИ, они же и предоставляли данные о наличии недвижимого имущества. Начиная с 1999 года функции перешли к специально созданным органам по регистрации недвижимого имущества и сделок с ним (сейчас называемые органами Росреестра)

Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) была образована в ходе административной реформы Указом Президента Российской Федерации В. Путина от 9 марта 2004 года № 314[4] «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Росрегистрация являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Читайте также  Какое время дается на рассмотрение дела в суде?

Указом Президента от 25 декабря 2008 года № 1847[5] переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), предусмотрен переходный период для передачи ей функций и полномочий упраздняемыми Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Федеральным агентством геодезии и картографии (Роскартография). С 1 марта 2009 года переходный период завершён.

Далее были образованы МФЦ.

История создания многофункциональных центров «Мои документы» 25 октября 2005 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1789-р была одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

ч.1.Государственная регистрация является ЕДИНСТВЕННЫМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Ч.3.ДАТОЙ государственной регистрации прав является день внесения соответствующих ЗАПИСЕЙ в Единый государственный реестр прав.

Исходя из выше изложенного:

— именно ЗАПИСЬ в Реестре прав на недвижимое имущество в Регпалате Росреестра или БТИ (до 1998 г) ! субъекта РФ, которая должна иметь Номер государственной регистрации, является ЕДИНСТВЕННЫМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ существования зарегистрированного права, а НЕ Свидетельство о праве собственности, либо Выписка из Реестра прав на недвижимое имущество.

Исходя из выше изложенного:

— ДО 1998 года регистрация ВСЕХ Сделок (купли-продажи, дарения, наследования и т.д.) на территории России производилась в БТИ.

Удачи вам Владимир Николаевич

г. Уфа 02.11.2020 г.

БТИ Данные о недвижимости граждан представлять имели до образования органов Росреестра (ранее это был учреждения Юстиции, управление по регистрации прав и прочее.. прочее)

Поэтому до ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сделок с ним»

БТИ ставили штамп договорах о регистрации вплоть до 1992 года и вносили сведения о правах собственников в реестровую книгу

Потом этим стали заниматься органы Администрации

И только после принятия закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Были организованы органы Росреестра

В Настоящее время именно Росреестр, ст. 8.1 ГК РФ.является органом, которое ведёт учёт объектов недвижимости

А МФЦ не является регистрирующим органом прав на недвижимость, это своего рода приём документов и передача их для отработки в Росреестр

До образования Росреестра и МФЦ сведения о наличии или отсутствия собственности выдавало БТИ (бюро технической инвентаризации).

С 31 января 1998 года вступил в силу федеральный закон №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

были установлены основные правила, определяющие порядок регистрации и основания для принятия решений регистрирующим органом.

В последующем полномочия по регистрации прав были переданы на федеральный уровень.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, была определена Росрегистрация. Служба была образована Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 Росрегистрация была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с возложением на нее с 1 марта 2009 года функций упраздненных Роснедвижимости и Роскартографии

С момента вступления выше указанных законов в силу, если объект недвижимости не поставлен на кадастровый учет в Росреестре, то о нем не будет сведений, в силу этого все объекты недвижимости должны быть на учете .

Регистрация права собственности на земельный участок

Право собственности граждан на земельные участки возникает на основании сделок (купли-продажи, мены, дарения, пожизненного содержания с иждивением), актов государственных или муниципальных органов, судебных решений, при наследовании, правопреемстве и в случаях приобретательской давности.

Куда обращаться?

Заявление на право собственности земельного участка можно подать в территориальный орган Росреестра или МФЦ.

При этом нужно учитывать тот факт, что МФЦ является не регистрирующим органом, а посредником между заявителем и Росреестром.

Куда лучше обратиться?

Вне зависимости от того, куда решите обратиться, документы на право собственности земельного участка вам придется подавать одни и те же. Сумма госпошлины также одинакова.

Обратите внимание, что реквизиты для оплаты госпошлины разные: если вы оплатили госпошлину в Росреестр, то у вас не примут документы в МФЦ, и наоборот. Пошлину можно оплатить через терминал, расположенный в МФЦ. Зато в Росреестре, если каких-либо документов не достает, вам дадут квалифицированную консультацию по вопросам регистрации права собственности на земельный участок.

Срок обработки документов в Росресстре — семь рабочих дней, в МФЦ — девять.

Рассмотрим два наиболее частых основания для возникновения прав на земельные участки: договор купли-продажи и наследование.

Регистрация права собственности при купле-продаже

Регистрация перехода права собственности на земельный участок на основании договора купли-продажи имеет свои особенности.

Объектом купли-продажи может быть только участок, прошедший кадастровый учет. В ходе государственного кадастрового учета каждому участку присваивается уникальный кадастровый номер.

При заключении договора купли-продажи земельного участка покупатель и продавец не имеют права изменять целевое назначение земли, условия ее использования: например, отнесение к охранной зоне, обременение, ограничения.

Если вам требуется регистрация прав собственности на земельный участок, документы должны быть предоставлены в следующем объеме:

1. Заявление по установленному образцу.

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя.

3. Доверенность на представителя, если документы подает представитель заявителя.

4. Квитанция на оплату пошлины.

5. Кадастровый паспорт на земельный участок.

6. Три экземпляра подписанного договора с приложением акта приема-передачи земельного участка.

7. Свидетельство о праве собственности продавца.

8. Правоустанавливающие документы продавца — основание приобретения земельного участка: старый договор купли-продажи, дарения, мены, нотариальное свидетельство о наследстве.

9. Если сторона сделки не состоит в браке, то потребуется нотариальное заявление о том, что лицо в браке не состоит.

Если сторона состоит в браке, то нужны нотариальная копия свидетельства о браке и нотариальное согласие супруга на совершение сделки.

Нотариальное согласие супруга требуется, если земельный участок является совместно нажитым имуществом. Если земля была подарена одному из супругов или унаследована им, она не является совместно нажитым имуществом, и нотариальное согласие супруга не требуется.

Если на земельном участке расположен дом, то право собственности на каждый объект оформляется отдельно.

Если продавцу принадлежит доля в праве общей собственности

Земельный участок в собственности двух и более лиц находится в общей собственности. Если доли в праве собственности каждого из собственников установлены, то такой вид собственности называется общей долевой собственностью на земельный участок, если не установлены — общей совместной собственностью.

Если продавец желает продать долю в общей совместной собственности, то нужно сначала выделить эту долю.

Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на земельный участок, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.

В случае отчуждения доли из имущества, принадлежащего лицам на праве общей собственности, третьему лицу иные субъекты долевой собственности имеют преимуществом покупки доли в праве на земельный участок по назначенной стоимости либо на условиях равенства.

Продавцу в обязательном порядке нужно направить всем субъектам долевой собственности письменное уведомление о продаже его доли третьему лицу. Продавец указывает цену, а также иные существенные условия продажи.

В случае получения от субъектов долевой собственности отказа либо отсутствия с их стороны намерений приобрести долю в течение календарного месяца продавец может продавать ее третьему лицу.

Поскольку такая сделка подлежит нотариальному удостоверению, нотариус подскажет продавцу, как соблюсти процедуру уведомления сособственников.

Регистрация права собственности на унаследованный участок

Принадлежавшие наследодателю на праве собственности участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

Если у наследодателя было надлежащим образом оформлено право собственности, процедура наследования, если между наследниками нет спора, достаточно проста.

Предположим, наследник получил свидетельство о праве на наследство у нотариуса. В этом случае он действует по общей процедуре и подает в орган, осуществляющий регистрацию, документы, обуславливающие переход права собственности на земельный участок:

1) свидетельство на наследство;

2) свидетельство о праве собственности наследодателя.

Также подаются документы:

1) заявление по установленному образцу;

2) документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя;

3) доверенность на представителя, если документы подает представитель заявителя;

4) квитанция на оплату пошлины;

5) кадастровый паспорт на земельный участок.

Земля на праве пожизненного наследуемого владения не предоставляется с момента принятия Земельного кодекса РФ. Лицо, обладающее земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, вправе получить на него право собственности. Если на момент смерти такого лица право собственности не оформлено, то право пожизненного наследуемого владения переходит его наследникам.

При этом в регистрирующий орган, помимо стандартного перечня документов, подаются:

1) свидетельство на право пожизненного наследуемого владения (наследодателя);

2) свидетельство на наследство.

При подаче документов заявителю выдадут расписку, в ней указан перечень поданных документов, дата выдачи. В дату, указанную в расписке, вам выдадут выписку из ЕГРП. Данный документ является подтверждением перехода права собственности на земельный участок.

Мы надеемся, что достаточно подробно рассказали о том, каков порядок регистрации права собственности на земельный участок как при купле-продаже, так и при наследовании. Если у вас остались какие-то вопросы, то вы можете задать их, воспользовавшись специальной формой на нашем сайте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]