Страны Прибалтики
После распада СССР, все государства, ранее в него входящие, заявили о собственном суверенитете. Страны Прибалтики уходили «со скандалом», заявив, что много лет были под гнётом Союза. За их развитием с интересом наблюдали многие политики и политологи.
Правила въезда в регион
Прибалтийские страны заявляют собственные правила посещения региона. Входят 3 государства Прибалтики, которые одновременно являются членами ЕС и Шенгена. Поэтому россиянам необходима виза для въезда.
Более конкретные правила въезда зависят от той державы, в которую турист желает въехать изначально. Поэтому заранее нужно поинтересоваться в консульстве. Но существуют и общие догмы на территории Прибалтики:
- Общая стоимость товаров, которые турист может привезти с собой по суше не должна превышать 300 евро.
- Если путешествие осуществляется по воде или по воздуху, то общая стоимость не должна превышать 420 евро.
Нельзя привозить с собой наркотики и оружие. Если есть необходимость в провозе на территорию Прибалтики медикаментов с содержанием наркотических веществ, то у путешественника должны быть соответствующие медицинские документы.
Страны Прибалтики список
Территория Прибалтики – это 3 государства – Эстония, Латвия и Литва. То есть, это 3 страны, которые ранее входили в состав СССР, а после распада заявили о своей независимости. Располагаются по восточному побережью Балтийского моря.
Иногда к прибалтийским странам дополнительно относят Польшу, Данию, Швецию и даже Россию. Причина – у всех этих держав есть выход к балтийскому морю.
Поэтому в составе государств Прибалтики 3 страны – Литва (Вильнюс), Латвия (Рига) и Эстония (Таллин). История балтийских государств довольно богата. Изначально здесь проживали различные народности. Но отвоевать независимость и определить границы удалось только Литве, которая позже вошла в состав Речи Посполитой.
Провозглашение независимости Эстонии
Эта страна первая заявила о независимости от СССР. Активные протесты начали в стране ещё в 1987 г. Их цель – противостояние центральной советской власти. Уже в 1988 году Верховный суд республики издал самую первую Декларацию о независимости. Ратификация документа не означала полый выход из Союза, но выдвигало на первое место законодательные акты страны перед межсоюзными.
Эстония дала старт событию, которое впоследствии получило название «парад суверенитетов». В конце марта 1990 был издан документ «О государственном статусе». 08.05.1990 г. была задекларирована независимость. Некоторое время ранее подобные акты были приняты Латвией и Литвой.
В марте 1991 был проведён внутригосударственный референдум, на котором большинство местного населения проголосовало за выход из состава Союза. Это были юридические предпосылки. Потом случился августовский путч, после которого республика фактически стала независимой. 20.08.1991 г. была принята резолюция о суверенитете Эстонской республики.
В сентябре этого же года правительство СССР официально признало отделение правомочным, 17 числа этого же месяца Эстония стала правомочным членом ООН. Теперь независимость и суверенитет были официально закреплены.
Становление независимости Литвы
Литва решила не отставать от соседки Эстонии и также начала подготовку к борьбе за собственную независимость. Инициатором выступила местная общественная организация «Саюдис». Она была образована в 1988 году. В след за Эстонией Литва 26.05.1989 г. выпускает акт «О государственном суверенитете», Верховный Совет признаёт его легитимным. Аналогично по основным статьям – внутригосударственные законодательный и нормативные документы ставили в приоритет перед межсоюзными.
События развивались довольно быстро – уже в марте 1990 года был принят документ о восстановлении независимости. Эстония здесь несколько притормозила, поэтому Литва стала первой советской республикой, которая заявила о выходе из состава СССР. Так образовалась официальная Литовская Республика.
Центральные власти Союза признали данный документ недействительным, сразу же потребовали его отмены. Даже возник военный конфликт – власти Союза с помощью подразделений советской армии пытались вернуть контроль. В ходе операции погибло 15 человек.
Чем руководствовались советские власти? Ссылались на несогласованность политики внутри державы, на нарушение прав человека внутри союза. Конфликт разрастался, начали гибнуть люди, но здание Парламента советская армия атаковать не решалась.
И снова августовские события в Москве привели к тому, что независимость Литвы была официально признана. В сентябре 1991 года держава официально вошла в состав ООН. Отделение от СССР фактически завершилось.
Независимость Латвии
В 1988 году в государстве была организована партия, получившая название «Народный фронт Латвии». Именно она организатором борьбы за независимость ССР. 29.07.1989 года Верховный Суд, вслед за судебными инстанциями Литвы и Эстонии, признал акт «О государственной независимости». Аналогично с соседскими державами, этот документ давал приоритет местных законодательных актов перед союзными.
В начале мая 1990 года была принята Декларация, согласно которой юридически восстанавливалась независимость республики. Латвия сразу же после Эстонии и Литвы объявила решение выйти из состава Союза. Решение было принято, но на деле ситуация изменилась только через 1,5 года.
03.05.1991 года было проведено голосование, напоминающее референдум. Здесь большинство местного населения высказались за то, чтобы покинуть СССР. Добиться юридической независимости державе удалось только после Августовского путча. 06.09.1991 года Правительство признало независимости Латвии, наряду с независимостью других бывших союзных республик.
Где находится Прибалтика
Государства располагаются на восточном побережье Балтийской акватории. Общая площадь Прибалтики состоит из площади 3 держав:
- Литва – 65,3 тысяч км квадратных.
- Литва – 64,6 тыс. кв. км.
- Эстония – 45,2 тысячи км 2.
Государственные границы располагаются так:
- все три державы имеют общую сухопутную линию с Россией.
- Эстония по морю граничит с Финляндией.
- Латвия и Литва вместе имеют общие территории по суше с Беларусью и Польшей.
В составе Прибалтики (перечисление идёт с севера на юг) – Эстония, Латвия и Литва. В составе Прибалтики нет Польши, Дании и Финляндии, хотя эти государства также имеют выход к Балтийскому морю. Латвия имеет общие территории с обеими другими державами, которые между собой не являются соседями. Между государствами установлен льготный режим перемещения граждан из одной страны в другую.
История Прибалтики
На территории трёх государства с древних времён проживали различные племена, которые стали родоначальниками современных прибалтов – ливы, эсты, жейматы и другие. Они относились к балтийским и финно-угорским племенам. Постоянно шла борьба за территории, за выход к морю. В этой борьбе только Литва смогла обозначить свои границы. Позже на условиях унии она вошла в состав Речи Посполитой.
Предки современных латышей и эстонцев сразу же попали под гнёт немецкого Ливонского ордера рыцарей – крестоносцев. Рыцари оставили местное население на обжитых территориях. После распада ордена вследствие Левонской и Северной войны, эта территории были поделены между Российской империей, Данией (на тот момент королевством), Швецией и Речью Посполитой.
Часть площадей, ранее принадлежавших ордену, превратились в вассальное герцогство Курляндию. Оно просуществовало вплоть до 1795 года. Правили здесь немцы и выходцы из немецких территорий. В это время Балтийские территории почти полностью входили в состав Российской империи.
Территориальное разделение было такое – существовало 4 губернии – Лифляндская, Курляндская, Эстляндская и Виленская. Первые три имели выход к Балтийскому морю, у последней такого не было. Виленская губерния была населена славянами.
Прошли события февраля и октября 1917 года, Российская империя пала. Вышеуказанные губернии получили независимость. В течение 1918 – 920 годов были образованы три новых государства – Литовская, Латвийская и Эстонская республики. В таком государственном строе они просуществовали вплоть до 1940-ых годов.
В этот временной промежуток вследствие пакта Молотова – Риббентропа республики вошли в состав Советского союза в качестве союзных республик. Государственные образования стали называться иначе – Латвийская ССР, Эстонская ССР и Литовская ССР. В таком государственном строе они просуществовали до 1990-ых годов, когда вышли из состава Союза и стали независимыми государствами.
По мнению историков, среди местной интеллигенции всегда жила надежда на независимость, на отделение от СССР и возвращение к прежней исторической жизни.
Население Прибалтики
История 3-ёх государства довольно интересная, поэтому на их территории проживают различные народности. Изначально здесь жили балтийский и финно-угорские племена, потом добавились немцы, русские, и прочие народы СССР. Поэтому национальный состав несколько уникален.
Общая численность состоит из:
- 2,9 млн людей, проживающих в Литве.
- В Латвии живёт порядка 2 млн местных жителей.
- А в Эстонии около 1,3 млн людей.
Если рассматривать показатель плотности населения, то самый высокий у Литвы. На 65 тысячах кв. км проживает около 3 млн людей. Латвия и Эстония по этому показателю находятся примерно на одном уровне.
Национальное меньшинство в Латвии и Эстонии принадлежит русским. В этих государствах наших соотечественников не любят. В соседней Литве к ним относятся более благосклонно, поэтому русские здесь занимают второе место по национальному составу в Литве.
Экономика стран Прибалтики
Когда республики Балтии были в составе союза, им было отведено место в промышленной сфере. После признания суверенитета произошли кардинальные изменения – стали развиваться сферы оказания услуг. Выросло по показателям сельское хозяйство и пищевая промышленность.
На сегодняшний день в прибалтийских государствах активно развиваются такие отрасли:
- Точное приборостроение.
- Химическая и парфюмерная промышленность.
- Лёгкая и обувная промышленность.
- Прочие сегменты экономики.
Те отрасли, которые активно развивались в советское время, достались республикам даром. Российское правительство не предъявляло претензий относительно возврата мощностей правопреемнику союза, которым выступает РФ. Главный подарок СССР – транзит нефти через Латвию. В советское время на берегах Балтийского моря был построен крупнейший нефтеналивной терминал.
Россия пользовалась терминалом, отдавая за каждый баррель нефти по 0,7 долларов в качестве платы за услугу. По мере увеличения экспорта нефти республика уверенно наращивала своё благосостояние. Но к 2008 году Россия начала сокращать обороты транзита, что негативно отразилось на экономики Латвии.
Ещё один минус в экономике – фестиваль в Юрмале. В 2015 году многим российским деятелям шоу-бизнеса страна закрыла въезд из-за ситуации с Крымом. Это привело к оттоку средств из сферы туризма в странах Балтии. Фестиваль «Новая волна» теперь проводится в Сочи, а пляжи Юрмалы с песчаными дюнами пустуют.
Вслед за российскими певцами команда КВН отказалась проводить свои ежегодные фестивали в Сочи. Сфера туризма потеряла огромные деньги. После таких санкций русские значительно снизили оборот покупки недвижимости в республики.
Различия между балтийскими странами
Все страны Балтийского побережья отличаются друг от друга. Так:
- Литва имеет самый высокий показатель коренного населения, но также имеет внушительную по численности польскую общину.
- В Эстонии и Латвии самыми крупными общинами являются русские с преобладанием русского языка.
- После признания суверенитета республик, Литва «автоматически» предоставила гражданство русским, проживающим на своих землях. Эстония и Латвия этого не сделали – дали гражданство только этническим группам и репатриантам.
- Эстония держит курс развития на Северную Европу, прочие державы – на Западную Европу.
Разговорные диалекты во всех страна совершенно разные. Эстонцы не понимают язык латышей и литовцев, и наоборот. Эстонский язык больше похож на финский. Латышский и литовский имеют под собой общую языковую основу, но менее разными от этого не делаются.
Солидарность по-литовски: Вильнюс отказал Риге и Таллину в электричестве из России
В руководстве литовского энергооператора оценили возможность увеличения объемов перетока электроэнергии из России для Эстонии и Латвии.
ТАЛЛИН, 13 дек — Sputnik Meedia. Наращивания объемов поставок российского электричества в страны Балтии ожидать не следует. Об этом заявил Рокас Масюлис, гендиректор литовского энергооператора Litgrid.
«Пропускная способность Litgrid с Белоруссией или Россией рассчитывается и определяется в соответствии с методологией, утвержденной Государственным советом по регулированию энергетики (VERT), которая определяет количество электроэнергии – мы не можем отклоняться от значений, указанных в методологии», — приводит Sputnik Литва слова Масюлис.
«Так что изменить что-либо сейчас технически невозможно», — добавил глава Litgrid.
Он также прокомментировал сообщения о том, что латвийские и эстонские коллеги обсуждали с ним перспективы наращивания объемов электроэнергии из России. По утверждению Масюлиса, консультации действительно были, но только по одному вопросу: как откалибровать методологические формулы, используемые в разных странах.
Ранее в Министерстве экономики Эстонии заявили о переговорах с Вильнюсом по теме увеличения поставок электроэнергии из России. Вице-канцлер ведомства Тимо Татар признал, что никаких «прорывов» достигнуто не было.
Какая цена электричества в Эстонии, Латвии и Литве
Известно, что биржевые цены на электроэнергию для потребителей в странах Балтии уже несколько раз превышали исторические максимумы. Последний рекорд был установлен 7 декабря, когда с 7 до 8 утра стоимость мегаватт-часа составляла более тысячи евро.
На 13 декабря минимальная цена электричества на бирже Nord Pool для Эстонии и Латвии составляет 125,47 евро за мегаватт-час, максимальная — 303,36. Для Литвы электроэнергия стоит минимально 125,47 и максимально 345,24 евро.
Выше головы не прыгнешь
По мнению главного редактора аналитического онлайн-журнала «Геоэнергетика» Бориса Марцинкевича, такая ситуация сложилась из-за отказа стран Балтии иметь с Россией прямые договоры. В интервью Sputnik Meedia эксперт рассказал, что по предписанию Брюсселя Латвия, Литва и Эстония теперь имеют право закупать электроэнергию только на бирже Nord Pool.
«Как они подписывали договор, почему торги идут только через эту биржу и никакой другой вариант невозможен — сказать сложно», — сказал Марцинкевич, отметив, что российское электричество тоже торгуется на Nord Pool.
Отвечая на вопрос о том, почему бы не нарастить объемы поставок из России для того, чтобы сбить цены, эксперт констатировал невозможность этого сделать по техническим и политическим причинам.
«После того, как в 2017 году прекратилось поступление в коммерческом сечении «Ленинградская область — Эстония», в распоряжении остались сечения «Псковская область — Эстония» и «Псковская область — Латвия»», — сказал Марцинкевич.
При этом, по его словам, главные магистральные линии электропередач из России в страны Балтии всегда соединялись с энергосистемой Литвы транзитом через Беларусь.
«После того как в пылу борьбы с белорусской атомной электростанцией Литва в четыре раза сократила объемы поставок электроэнергии по этой схеме, был нанесен удар по всем», — объяснил эксперт.
«А у Псковской области есть предельная пропускная мощность — выше головы не прыгнешь», — заключил Марцинкевич.
Соседи по несчастью. Вместо Литвы двери для белорусских удобрений откроют Латвия и Эстония
Окончательный отказ Литвы от транзита удобрений компании «Беларуськалий» сыграет на руку ее прибалтийским соседям, которые с радостью «прикарманят» часть перевозки белорусской продукции. Об этом заявили эксперты аналитического портала RuBaltic.
Ранее глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис не исключил, что Латвия может перенять транзит продукции «Беларуськалия», поскольку сторонам уже доводилось обсуждать этот вопрос. Тогда, по его словам, латвийское правительство выразило солидарность с решением Вильнюса отказаться от белорусского импорта.
«У меня был случай сказать, что в Литве это поняли бы с трудом, если братская страна приняла бы такое решение [переняла транзит — прим. ред.]. Такая возможность не исключена, ведь обязательного санкционного режима нет. Есть и частные компании, которые видят, что юридических последствий нет, поэтому могут заниматься бизнесом так, как им хочется», — подчеркнул Ландсбергис.
На днях газета Eesti Paevaleht сообщила о том, что Эстония начала активно наращивать транзит белорусской продукции. По данным департамента статистики, за первые 10 месяцев этого года Таллин экспортировал товаров из Минска на полмиллиарда евро.
Примечательно, что эстонские власти даже не стали оправдываться за такие рекордные показатели. По словам представителя МИД Эстонии Кристины Отс, у ведомства нет никаких оснований полагать, что местное госпредприятие или компетентные учреждения нарушили действующие санкции.
«Если ограничения станут более точными или изменятся, их соблюдение, конечно, следует пересмотреть. Движение товаров контролируют таможня Латвии и налогово-таможенный департамент Эстонии, а перевозчики товаров проверили соответствие товаров санкционным спискам и нарушений не обнаружили», — указала Кристина Отс.
На этом фоне запросы о возможности организовать транзит продукции «Беларуськалия» начали получать и латвийские перевозчики. Это, в частности, подтвердил председатель правления частной латвийской железнодорожной компании Baltijas Expresis Марис Бремзе.
«Думаю, они [белорусы] пробуют все возможные варианты, в том числе и Латвию. Мы говорили о железнодорожных технологиях, о том, как обстоят дела с латвийской железнодорожной инфраструктурой. Я не говорю о санкциях, юридических нюансах, я говорю только о технологиях и технических вопросах — да, мы консультировались с “Беларуськалием”», — признался Бремзе.
Если Латвия и Эстония не будут вслед за Литвой препятствовать деятельности белорусской компании, то вполне могут рассчитывать на часть грузов, которая ранее проходила через Клайпедский порт в Литве.
«Литва собственноручно загоняет себя в ловушку. Европейские санкции не затрагивают сферу транзита белорусских удобрений, а санкции США не носят экстерриториальный характер (они распространяются только на американских физических и юридических лиц). Это факт, который признает даже Ландсбергис. Отказ от белорусского транзита — прихоть исключительно литовских политиков», — убеждены эксперты RuBaltic.
Аналитики напомнили, что до этого Вильнюс уже принимал так называемый антиостровецкий закон, который запрещал импорт электроэнергии из Белоруссии. При этом ни Таллин, ни Рига не поддержали устремлений своего прибалтийского соседа. Более того, Латвия даже перенесла точку торговли электричеством с третьими странами к своей границе вместо литовской.
«Не факт, что перед [президентом Белоруссии Александром] Лукашенко откроются ворота латвийских портов. Евросоюз может скопировать американские санкции и запретить транспортировку белорусских удобрений по своей территории. Но сегодня нет никаких юридических преград для переориентации грузов “Беларуськалия” на Ригу, Вентспилс и Лиепаю. Если это произойдет, первые лица Литвы выставят себя феерическими идиотами», — резюмировали обозреватели.
Ранее депутат литовского сейма Гинтаутас Палуцкас назвал бессмысленным прекращение транзита «Беларуськалия» через свою территорию до тех пор, пока это не станет неизбежным из-за санкций на европейском уровне.
Мороз всякого гнет: почему Эстонии, Латвии и Литве не обойтись без российской энергии
Как складывались еще в советские времена энергетические связи между Прибалтикой и Россией, почему «европейские» схемы зашатались и уже не работают, каким образом Эстония и Латвия могут решить проблему с дефицитом электроэнергии – объясняет колумнист Сергей Савчук.
Бушующий в Европе энергокризис не только держит цены на выработку электроэнергии на рекордных отметках, но и попутно беспощадным катком крушит геополитические схемы ближайших соседей, пишет Сергей Савчук на РИА Новости.
Эстонская компания-оператор Elering на днях обратилась к России и Белоруссии с просьбой срочно увеличить перетоки в страны Прибалтики и в первую очередь в Литву. Связано это с тем, что регион испытывает сильнейшую нехватку электричества, а стоимость одного мегаватт-часа на бирже Nord Pool недавно перевалила за 600 евро.
Примечательно, что Россия в лице компании «Интер РАО» уже ответила согласием. Российские производители готовы нарастить поставки до одного гигаватт-часа, то есть увеличить их сразу в десять раз, так как в текущий момент перетоки в страны Балтии не превышают 100 мегаватт-час.
Российский обыватель, изрядно наевшийся показательной русофобией Литвы, Латвии и Эстонии, читая подобные новости, вероятно, недоумевает: зачем нам помогать тем, кто строит свою государственность на фундаменте ненависти ко всему русскому.
Отрицать политические и прочие тренды в Прибалтике глупо, однако, как это почти всегда бывает в геополитической игре, ситуация имеет несколько уровней, далеко идущие последствия и не имеет простых решений.
С чего все начиналось
Начать, пожалуй, нужно с небольшого путешествия в прошлое, это позволит понимать глубину текущей картины и особенности диспозиции игроков.
Страны Балтии на пути в Евросоюз, стремясь доказать свою максимальную лояльность, выполняли буквально все требования, которые выдвигал Брюссель. Это вылилось в максимальное охлаждение отношений с Москвой, переписывание истории, но самое главное – Прибалтика начала самоубийственный эксперимент по разрыву энергетических связей с Россией и Белоруссией.
Здесь нужно отметить, что среди прибалтийской тройки особо радикальной, глухой к голосу разума и законам физики была политика Литвы. Чего стоит, к примеру, показательное закрытие Игналинской атомной электростанции, располагавшейся аккурат на стыке границ Литвы, Латвии и Белоруссии.
Станция имела стратегическое значение не только потому, что гарантировала национальную энергодостаточность, но и позволяла вести торговлю на экспорт. К началу нулевых выработанный на Игналинской АЭС киловатт-час имел себестоимость менее двух евроцентов, а продавался потребителям минимум по десять. Перетоки оттуда по кратчайшему пути шли на север – в Латвию и Эстонию.
Брюссель под предлогом мнимой ненадежности советских реакторов потребовал закрыть станцию, что Вильнюс безропотно и старательно выполнил, проигнорировав заключение МАГАТЭ, где черным по белому было написано, что игналинские реакторы РБМК-1500 являются самыми надежными в Европе. Второй энергоблок единственной литовской АЭС навсегда остановился в декабре 2009 года.
Вопреки здравому смыслу и экономике
Дальше – больше. Последующие годы политика все сильнее влезала в вопросы энергетики, начисто при этом игнорируя здравый смысл и экономику. И вновь наибольшую активность здесь продемонстрировала Литва.
В 2017 году Эстония отказалась от импорта российской электроэнергии, поставляемой с Ленинградской АЭС. На предприятии на тот момент в эксплуатации находились реакторы типа РБМК-1000, не способные выполнять маневр мощностью, что привело к перепроизводству электроэнергии, что особенно явно наблюдалось в зимние периоды. Впрочем, российская сторона довольно быстро решила проблему, перенаправив поставки в столицу и Московскую область.
Надо отметить, что Эстония хоть и отказалась от закупок, но физическую инфраструктуру, то есть ЛЭП энергомоста со стороны Пскова, большей частью сохранила. На всякий случай.
Литва же с началом строительства АЭС в белорусском Островце устроила форменную затяжную истерику, пугая всю Европу и собственных граждан практически гарантированной техногенной катастрофой, проще говоря – вторым Чернобылем. Чего только стоит постоянная раздача жителям приграничных областей таблеток йода и законодательный запрет на покупку белорусского электричества.
Совсем недавно Вильнюс в одностороннем порядке прекратил импорт электроэнергии из России и Белоруссии. И все бы ничего, но тем самым литовцы не только грубо нарушили правила европейской энергетической биржи Nord Pool, где российская «Интер РАО» и БелАЭС торгуют совершенно открыто и легально, но и (это самое главное) поставили под угрозу энергетическую безопасность своих соседок и сестер.
Как советские энергетики БРЭЛЛ создавали
Если взять физическую карту региона и наложить на него схему энергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Литва и Латвия), то станет понятен и замысел советских энергетиков, и текущий расклад.
Дело в том, что именно Литовская ССР рассматривалась и использовалась в качестве основной транзитной магистрали, обеспечивающей потребности двух других прибалтийских республик. В Литву заходили сразу четыре энергомоста: один со стороны Гродно, два от белорусского Молодечно – V-образной вилкой на Вильнюс и Игналину, на игналинский же энергоузел заходила и магистраль от Полоцка. Для сравнения: в Эстонию были протянуты две магистрали (из Кингисеппа и Пскова), а в Латвию – одна.
С началом своего внедрения в семью европейских народов Прибалтика практически отказалась от импорта российского электричества, заморозив большую часть энергомостов, оставив в качестве единственного окна поставок Литву. Зачем – вопрос не к нам, а к руководству Латвии и Эстонии.
Здесь также нужно добавить, что Литву в качестве гаранта собственной энергетической безопасности выбрала и Польша, еще один хронический русофоб на политической арене Европы. Северо-восточные области Польши, где нет вообще ни одной собственной электростанции, получали энергию по кабелю из Швеции. Подводный силовой кабель Nord Balt соединяет шведский город Нюбру и литовскую Клайпеду, уходя дальше на юг на радость польским потребителям.
Почему старая схема уже не работает
Вся эта сложная и неустойчивая схема худо-бедно работала до этого года. А потом грянул всемирный кризис, цены на энергоносители улетели в небеса, утащив за собой перед самым началом зимы и стоимость производства электричества и тепла.
Картину дополнила затяжная сухая осень, из-за чего в Финляндии и Швеции резко упал уровень воды в реках. По сообщениям местных СМИ, водоприток в отдельных регионах снизился на 30-40%, что привело к резкому падению выработки электричества на гидроэлектростанциях.
Шведам и финнам сейчас совершенно не до спасения Прибалтики и Польши, свои бы потребности закрыть. Дефицит столь велик, что шведы расконсервировали жутко неэкологичную мазутную электростанцию Karlhamn, а Финляндия до максимума нарастила поставки электричества из России. Как свидетельствуют отчеты все той же «Интер РАО», вставка постоянного тока в районе Выборга работает с максимальным напряжением.
Французский долгострой в Финляндии
Чтобы показать разницу российского и европейского подхода к обеспечению своих интересов, упомянем и ставшую уже притчей во языцех атомную электростанцию «Олкилуото». Финляндия в процессе проведения тендера отказалась от услуг российского «Атомстройэкспорта», предлагавшего построить станцию и оснастить ее реакторами ВВЭР-1000. Предпочтение было отдано французской Areva с ее реактором EPR.
Стройка началась в 2004 году и ведется до сих пор, то есть полных семнадцать лет, а стоимость проекта с первоначальных 3 миллиардов долларов выросла более чем втрое и превысила 10 миллиардов. Европейские СМИ сухо сообщают, что, возможно, к весне 2022 года будет получена лицензия на загрузку топлива в активную зону «Олкилуото». Но это не точно.
Если вернуться к началу нашего сегодняшнего разговора и внимательно прочитать заявление госпожи Айн Кестер из Elering, станет много понятнее тот тупик, в который Прибалтика влетела с разбегу и по собственному желанию. Эстония и Латвия в первую очередь пытаются решить «литовский вопрос», то есть переломить сложившуюся за десятилетия практику, при которой Вильнюс занял позицию эдакой северной Украины. Абсолютная недоговороспособность и пренебрежение логикой и экономикой даже в ущерб себе и партнерам, которые напрямую зависят от транзита через конкретную страну.
Что ж, понаблюдаем, как Рига и Таллин будут воевать с собственноручно выращенным драконом, попутно пополняя российский бюджет и подтверждая безальтернативность БРЭЛЛ.
Литва спохватилась: Латвия и Эстония забирают белорусский транзит
Транзит удобрений «Беларуськалия», от которого планирует отказаться Литва, может пойти через порты Латвии. Об этом заявил глава литовского МИД Габриэлюс Ландсбергис. Не исключено, что часть перевозки белорусских калийных удобрений «прикарманит» Эстония, которая уже забрала себе транзит белорусских нефтепродуктов. Никаких юридических преград для этого не существует — режим санкций ЕС и США позволяет Прибалтийским республикам работать с «Беларуськалием».
По заявлениям литовской стороны становится понятно, что она всерьез намерена остановить транзит белорусских грузов. Вопрос лишь в том, как будет реализована эта задумка. В арсенале у правительства Ингриды Шимоните и правящей коалиции Сейма есть несколько вариантов.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже описывал один из них: власти Литвы могут организовать «Беларуськалию» финансовую блокаду (такую же, как санаторию «Беларусь» в Друскининкае). Если ни один банк не будет обслуживать перевалку «запрещенных» грузов в Клайпедском порту, транзит остановится.
Соответствующий документ уже зарегистрирован в Сейме.
В конце концов, «Литовская железная дорога» (ЛЖД) может просто разорвать контракты с «Беларуськалием» без объяснения причины. Но в этом случае она гарантированно нарвется на многомиллионные судебные иски.
В общем, перед руководством прибалтийской республики стоит непростая задача: остановить белорусский транзит и не обанкротить национального оператора железных дорог.
Газета Eesti Paevaleht сообщила, что Эстония наращивает транзит белорусской продукции: «Из данных департамента статистики следует, что рекордные объемы импортируемых из Беларуси товаров, которые в основном следуют через Эстонию транзитом, были превышены уже к октябрю. За первые 10 месяцев этого года в Эстонию поступило из Беларуси товаров на полмиллиарда евро. В основном это тяжелые нефтепродукты, такие как мазут, которые образуют 4/5 импорта».
Если бы эстонские политики подражали литовцам, они бы устроили грандиозный скандал: министры подавали бы в отставку, главу национальной железнодорожной компании сделали бы козлом отпущения, а в парламенте предложили бы создать комиссию для расследования «вопиющих» фактов продолжения белорусского транзита.
Но ничего этого не произошло.
«Сейчас у Министерства иностранных дел нет оснований полагать, что эстонское государственное предприятие или компетентные учреждения нарушили установленные санкции. Если ограничения станут более точными или изменятся, их соблюдение, конечно, следует пересмотреть. (…) Движение товаров контролируют таможня Латвии и налогово-таможенный департамент Эстонии, а перевозчики товаров проверили соответствие товаров санкционным спискам и нарушений не обнаружили», — заявила представитель МИД Эстонии Кристина Отс.
Секторальные санкции Евросоюза предполагают запрет на транспортировку нефтепродуктов белорусского происхождения.
Почему объемы транзита растут до рекордных значений? Вероятно, потому что действующие эстонско-белорусские контракты предусматривают такую опцию.
Между тем латвийские перевозчики грузов начали получать запросы о возможности организации транзита продукции «Беларуськалия». Как минимум одна компания официально это подтвердила.
«Думаю, они (белорусы — прим. RuBaltic.Ru) пробуют все возможные варианты, в том числе и Латвию. (. ) Мы говорили о железнодорожных технологиях, о том, как обстоят дела с латвийской железнодорожной инфраструктурой. Я не говорю о санкциях, юридических нюансах, я говорю только о технологиях и технических вопросах — да, мы консультировались с «Беларуськалием», — заявил председатель правления частной латвийской железнодорожной компании Baltijas Expresis Марис Бремзе.
По его словам, угроза переноса транзита белорусских удобрений в Латвию действительно существует, поскольку «обязательного режима санкций нет». «Это решения, зависящие не от правительства (Латвии — прим. RuBaltic.Ru). Правительство очень доброжелательно настроено и склонно к сотрудничеству с нами… Но есть частные компании, которые, видя, что юридических последствий нет, прямо могут брать и осуществлять бизнес так, как им видится», — утверждает Ландсбергис.
«Если в Литве будет принят закон о запрете транзита белорусских грузов, а Латвия такого закона не примет, они могут спокойно принимать их и перевозить, что они и делали успешно до 2012–2013 годов», — добавляет глава литовской Ассоциации железнодорожных компаний Томас Кершис.
Европейские санкции не затрагивают сферу транзита белорусских удобрений, а санкции США не носят экстерриториальный характер (они распространяются только на американских физических и юридических лиц). Это факт, который признает даже Ландсбергис.
Отказ от белорусского транзита — прихоть исключительно литовских политиков.
Бывший премьер-министр и экс-глава Минтранса Литвы Альгирдас Буткявичюс уверен, что это произойдет. «Я это замечал, будучи и премьером, и министром транспорта: за столом сидели вместе, проводили общие совещания, а потом каждая страна пыталась привлечь дополнительные грузы из третьих стран. (…) Всегда эта конкуренция была: публично говорится одно, а делается совсем другое. Если нет письменного соглашения, что мы будем действовать принципиально и не будем возить определенные грузы, то надеяться, что будут соблюдаться устные заявления, не надо — такого никогда не было», — объясняет Буткявичюс.
История ходит по кругу: когда-то Литва уже приняла так называемый антиостровецкий закон, который запрещает импорт электроэнергии из Беларуси. А Латвия и Эстония никаких санкций против БелАЭС не вводили. Более того, латыши даже перенесли точку торговли электричеством с третьими странами на свою национальную границу (раньше все операции шли через Литву).
Слова Буткявичюса не стоит принимать за чистую монету: не факт, что перед Лукашенко откроются ворота латвийских портов. В конце концов, Евросоюз может скопировать американские санкции и запретить транспортировку белорусских удобрений по своей территории.
Но сегодня нет никаких юридических преград для переориентации грузов «Беларуськалия» на Ригу, Вентспилс и Лиепаю. Если это произойдет, первые лица Литвы выставят себя феерическими идиотами.
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!