Суд технологическое присоединение. Сколько зарабатывает сетевая организация?

Суд технологическое присоединение. Сколько зарабатывает сетевая организация?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24 марта 2017 г. N 304-ЭС16-16246 Суд отменил судебные акты об отказе в иске по делу о взыскании задолженности, поскольку убытки возникли в связи с существенным нарушением ответчиком условий договора и неисполнением своих обязательств по оплате оказанных услуг, именно оно обязано компенсировать заявителю фактически понесенные расходы на создание технических условий

Резолютивная часть определения объявлена 23 марта 2017 года.

Определение изготовлено в полном объеме 24 марта 2017 года.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего — судьи Самуйлова С.В.,

судей Капкаева Д.В. и Разумова И.В.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Региональные электрические сети» (г. Новосибирск; далее — сетевая компания)

на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2016 (судьи Павлова Ю.И., Афанасьева Е.В., Шатохина Е.Г.) и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.08.2016 (судьи Забоев К.И., Фролова С.В., Шабалова О.Ф.) по делу Арбитражного суда Новосибирской области N А45-12261/2015

по иску сетевой компании к обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Вираж» (г. Новосибирск; далее — общество) о взыскании задолженности.

В заседании приняла участие представитель сетевой компании Коледа А.Е.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Самуйлова С.В., вынесшего определение от 13.02.2017 о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании, а также объяснения представителя заявителя, Судебная коллегия установила:

как следует из судебных актов и материалов дела, для технологического присоединения к электросетям сетевой компании энергопринимающих устройств объекта общества, сетевая компания по заявке последнего разработала, изготовила и выдала ему технические условия присоединения от 09.09.2011.

Впоследствии стороны заключили договор о технологическом присоединении указанных устройств от 03.11.2011 (далее — договор), в пункте 20 которого согласовали право сетевой компании в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора и потребовать у общества возмещения убытков, если последнее нарушило сроки внесения платы за технологическое присоединение, установленные договором.

В связи с нарушением обществом сроков внесения платы сетевая компания 22.06.2012 уведомила его об одностороннем отказе от исполнения договора и потребовала возместить затраты на выполнение работ по подготовке и выдаче технических условий в размере 1 807 052 руб. Размер своих затрат сетевая компания рассчитала исходя из величины присоединяемой мощности (10150 кВт) и ставки платы за подготовку технических условий, утвержденную приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 20.04.2011 N 44-ТП (76 руб. за 1 кВт присоединяемой мощности, без НДС).

Невыполнение обществом этого требования явилось поводом для обращения сетевой компании в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.11.2015 (судья Нефедченко И.В.) в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.08.2016, решение суда первой инстанции отменено по безусловным основаниям, в удовлетворении иска отказано.

Суды исходили из того, что законодательством не предусмотрено отдельное возмещение расходов на подготовку и выдачу технических условий при расторжении договора на технологическое присоединение, осуществляемое в общем порядке, равно как и дробление платы за технологическое присоединение.

Суды руководствовались статьями 23.2, 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике), пунктами 2, 3, 16, 18, 29, 30, 30.1, 30.4 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее — Правила технологического присоединения).

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, сетевая компания просила судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статей 23.2, 26 Закона об электроэнергетике, пунктов 7, 16, 17 Правил технологического присоединения, а также пункта 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N 209-э/1 (далее — Методические указания).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества в суд не явился.

Общество в отзыве просило судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Законность обжалованных судебных актов проверена судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, и в той части, в которой они обжалуются (пункт 2 статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее — АПК РФ).

Изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям представляет собой комплекс мероприятий и осуществляется на основании возмездного договора, заключаемого сетевой организацией с обратившимся к ней лицом (заявителем). По условиям этого договора сетевая организация обязана реализовать мероприятия, необходимые для осуществления такого технологического присоединения (в том числе разработать технические условия), а заявитель обязан помимо прочего внести плату за технологическое присоединение (пункт 4 статьи 23.1, пункт 2 статьи 23.2, пункт 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, подпункт «е» пункта 16, пункты 16(2), 16(4), 17, 18 Правил технологического присоединения).

Из характера обязательств сетевой организации и заявителя следует, что к правоотношениям по технологическому присоединению применимы как нормы главы 39 ГК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период), так общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III ГК РФ).

Статья 393 ГК РФ обязывает должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, в том числе реальный ущерб и упущенную выгоду (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Сторона, заявившая об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с существенным нарушением его условий со стороны контрагенты, вправе предъявить ему требование о возмещении убытков, причиненных прекращением договора (пункт 1 статьи 393, пункт 3 статьи 450, пункт 5 статьи 453 ГК РФ).

При доказанности факта причинения убытков размер возмещения должен быть установлен судом с разумной степенью достоверности (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Сетевая компания, подготовив и выдав обществу технические условия, исполнила часть своих обязательств в рамках договора, понеся определенные производственные издержки. Издержки, не компенсированные сетевой компании, уменьшают ее имущественную базу и, как следствие, являются для нее убытками.

Ввиду того, что убытки возникли в связи с существенным нарушением обществом условий договора и неисполнением последним своих обязательств по оплате оказанных услуг, именно общество в силу требований статей 393, 453 ГК РФ обязано компенсировать сетевой компании фактически понесенные расходы на изготовление технических условий.

Доказательства, обосновывающие размер фактических расходов, обязана представить в суд сетевая компания (статья 65 АПК РФ).

Вопреки доводам истца, ставка тарифа не может корректно отражать издержки сетевой компании по оказанию услуг конкретному лицу, так как она рассчитана из плановых величин расходов на технологическое присоединение на период регулирования, что не равнозначно фактическим затратам. В то же время расходы сетевых компаний на технологическое присоединение ограничиваются тарифным органом до экономически обоснованных величин, поэтому расходы, подлежащие возмещению сетевой компании, не должны превышать стоимость услуг, рассчитанную с применением ставки тарифа.

В связи с существенным нарушением норм права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, на основании пункта 1 статьи 291.11 АПК РФ решение от 06.11.2015, а также постановления от 01.04.2016 и от 04.08.2016 по делу N А45-12261/2015 подлежат отмене.

Ввиду того, что для принятия решения по существу спора необходима оценка доказательств и установление обстоятельств, касающихся размера взыскиваемой суммы, дело направляется на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 291.11-291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия определила:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06.11.2015, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2016 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.08.2016 по делу N А45-12261/2015 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий судьяСамуйлов С.В.
СудьяКапкаев Д.В.
СудьяРазумов И.В.

Обзор документа

Из-за невыполнения обязательств обществом сетевая компания расторгла с ним договор на технологическое присоединение его объектов к ее электросетям.

После этого компания потребовала возместить ей затраты на подготовку и выдачу техусловий для такого присоединения.

СК по экономическим спорам ВС РФ признала, что право на такое возмещение у компании имеется, и пояснила следующее.

Сетевая компания, подготовив и выдав обществу техусловия, исполнила часть своих обязательств в рамках договора, понеся определенные издержки.

Такие издержки, не компенсированные сетевой компании, уменьшают ее имущественную базу и, как следствие, являются для нее убытками, которые в данном случае обязано возместить общество.

Истец должен доказать размер фактических расходов. При этом ставка тарифа не может корректно отражать издержки сетевой компании по оказанию услуг конкретному лицу, т. к. она рассчитана из плановых величин расходов на технологическое присоединение на период регулирования, что не равнозначно фактическим затратам.

В то же время подобные расходы на присоединение ограничиваются тарифным органом до экономически обоснованных величин. Поэтому затраты, подлежащие возмещению сетевой компании, не должны превышать стоимость услуг, рассчитанную с применением ставки тарифа.

Как установить плату за технологическое присоединение к электрическим сетям

Расчет платы за технологическое присоединение ведут территориальные сетевые организации, куда необходимо направить заявку на технологическое присоединение, с учетом установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации:

  • размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 киловатт включительно;
  • стандартизированных тарифных ставок;
  • ставок за единицу максимальной мощности (руб./кВт);
  • формул платы за технологическое присоединение.

Плата за технологическое присоединение рассчитывается в случаях :

  • присоединения впервые вводимых в эксплуатацию и ранее присоединенных устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также в отношении ранее присоединенных устройств в случаях, при которых изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения и виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств;
  • присоединения к системам электроснабжения для увеличения максимальной мощности в отношении энергопринимающих устройств;
  • изменения схемы внешнего электроснабжения.

2. Кто устанавливает плату за технологическое присоединение?

Орган регулирования цен (тарифов) — Департамент экономической политики и развития города Москвы — утверждает:

  • плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 киловатт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств), объектов микрогенерации, а также объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю уровня напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности— не более 550 рублей (пункт 9 главы I приказа ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям»);
  • на период регулирования:
  • стандартизированные тарифные ставки (приказ ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям», глава II);
  • ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт) (приказ ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям», глава III);
  • формулу платы за технологическое присоединение (приказ ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям», глава II).

3. Кто может обратиться за установлением платы за технологическое присоединение?

За установлением платы за технологическое присоединение вправе обратиться регулируемая организация, которая:

  • является территориальной сетевой организацией (ТСО), оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в некоторых случаях — с использованием объектов электросетевого хозяйства или части объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;
  • соответствует критериям для территориальных сетевых организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».

Если технические условия предусматривают строительство объектов «последней мили», по которым тарифные ставки не установлены, соответствующие ставки дополнительно устанавливаются Департаментом по обращению ТСО.

4. Какие документы понадобятся для установления платы за технологическое присоединение?

Для установления платы за технологическое присоединение в орган регулирования необходимо представить заявление и обосновывающие материалы. Перечень обосновывающих материалов (подлинники или заверенные регулируемой организацией копии) содержится в постановлении Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (пункт 17 правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике).

Помимо этого, понадобятся формы расчета величин расходов (приложения № 1, 2, 3, 5) в соответствии с пунктами 16, 23, 31 методических указаний, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям».

Орган регулирования при необходимости может запрашивать дополнительные материалы со сроком предоставления не позднее пяти дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию.

5. Как подать заявление на установление платы за технологическое присоединение?

Подать заявление на установление платы за технологическое присоединение можно в Департамент экономической политики и развития города Москвы в электронном виде либо на бумажных носителях.

6. Какова процедура установления платы за технологическое присоединение?

Регулируемая организации ежегодно не позднее 1 ноября представляет в орган регулирования необходимые материалы.

Не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году регулирования, Департамент устанавливает плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 киловатт включительно, и утверждает единые для всех ТСО на территории Москвы стандартизированные тарифные ставки, ставки за один киловатт максимальной мощности и формулы платы за технологическое присоединение.

Дело об установлении платы за технологическое присоединение не открывается.

Орган регулирования проведет экспертизу предложения ТСО и при необходимости запросит дополнительные материалы со сроком предоставления не позднее пяти дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию.

Результаты проведенной экспертизы специалисты отразят в своем экспертном заключении.

По итогам экспертного заключения вопрос об установлении платы рассмотрят на заседании правления Департамента. Повестку заседания (вопросы, дата, время, место проведения) опубликуют на сайте органа регулирования и направят в регулируемую организацию не менее чем за десять календарных дней до даты проведения заседания. В регулируемую организацию также направят проект решения Департамента к заседанию правления.

После заседания оформляются протокол и решение об установлении платы за технологическое присоединение. Решение в течение семи рабочих дней, но не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, публикуется на официальном сайте органа регулирования и в журнале «Вестник Мэра и Правительства Москвы». Заверенная копия решения с приложением копии протокола направляется в адрес регулируемой организации.

Решения об установленной плате за технологическое присоединение к электрическим сетям размещены на сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы.

Суд технологическое присоединение. Сколько зарабатывает сетевая организация?

Общий телефон +7 (495) 657-91-01

Горячая линия по технологическому присоединению +7 (495) 657-90-95

Телефон доверия +7 (495) 660 07 85

Телефон для сообщения о перебоях в электроснабжении и нарушениях в сетях освещения +7 (495) 587-87-60

Департамент городского имущества города Москвы

Основные этапы и сроки рассмотрения заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации

Основные этапы и сроки рассмотрения заявок на технологическое присоединение
к электрическим сетям сетевой организации

Сожержание / условия этапа

Направление заявителем заявки

По желанию заявителя

Проверка соответствия заявки согласно требованиям законодательства в части полноты представленных документов
и сведений

В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения уведомления о некомплектности заявки, сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки

Подготовка и направление в адрес заявителя проекта договора
и технических услових

20 рабочих дней со дня получения укомплектованной заявки от заявителя – в целях технологического присоединения ЮЛ, ИП свыше 150 кВт, ФЛ свыше 15 Вт

В случае если технические условия подлежали согласованию с системным оператором не позднее 3 рабочих дней с даты согласования технических условий со стороны системного оператора

10 дней со дня получения укомплектованной заявки
от заявителя — в целях временного технологического присоединения

3 рабочих дня со дня вступления в силу решения уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту — в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту

В предусмотренных законом случаях направление технических условий на согласование с системным оператором

5 рабочих дней с даты поступления заявки от заявителя

Согласование технических условий со стороны системного оператора (Московское РДУ)

15 дней с даты получения проекта технических условий от сетевой организации

Заключение договора между сетевой организацией и
ФЛ до 15 кВт по третьей категории надежности;
ЮЛ (ИП) от 15 кВт до 150 кВт

Договор заключается путем направления заявителю счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета

10 рабочих дней со дня поступления заявки – рассмотрение заявки сетевой организацией

5 рабочих дней – оплата заявителем счета

Рассмотрение заявителем договора
и технических условий

10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией договора

Направление заявления об установлении индивидуального размера платы за технологическое присоединение в уполномоченный орган исполнительной власти
в области государственного регулирования тарифов

30 дней с даты поступления заявки в сетевую организацию

Выполнение сетевой организацией
и заявителем мероприятий предусмотренных техническими условиями и договором

В течение срока выполнения мероприятий
по технологическому присоединению и срока действия технических условий

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства,составляет не более 300 метров в городах
и поселках городского типа и не более 500 метров
в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства
до присоединяемых энергопринимающих устройств
и (или) объектов электроэнергетики:

15 рабочих дней — при временном технологическом присоединении;

4 месяца — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

15 рабочих дней — при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергоприни-мающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

6 месяцев — для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил технологического присоединения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила), если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от уществующих электрических сетей необходимого класса напряжения
до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет
не менее 670 кВт, при технологическом присоединении
к объектам электросетевого хозяйства организации
по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью

Читайте также  Куда обратиться с жалобой по поводу материнского капитала?

2 года — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет
не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии

Для заявителей, максимальная мощность энергоприни-мающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены иные сроки (но не более 4 лет)

30 рабочих дней для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:

— технологическое присоединение к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже,

— отсутствие необходимости урегулирования отношений
с третьими лицами,

— от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций

Проверка выполнения технических условий и осмотр электроустановок

10 дней с даты получения уведомления о выполнении технических условий и предоставления комплекта документов, предусмотренных Правилами

Не более 25 дней с даты получения уведомления
о выполнении технических условий и предоставления комплекта документов, предусмотренных Правилами
в случае если технические условия подлежали огласованию с системным оператором (Московское РДУ)

Оформление документации подтверждающей технологическое присоединение

Акт об осуществлении технологического присоединения — не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения ЭПУ заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности

Порядок возмещения затрат на подготовку ТУ после расторжения договора техприсоединения

Верховный Суд РФ (определение № 304-ЭС16-16246 от 24.03.2017 по делу № А45-12261/2015) согласился с сетевой организацией по вопросу взыскания затрат, связанных с подготовкой и выдачей технических условий, после расторжения договора технологического присоединения.

Сетевая компания в целях осуществления технологического присоединения к электросетям объекта Общества разработала и изготовила технические условия. Впоследствии между сетевой компанией и Обществом был заключен договор о технологическом присоединении.

Сетевая компания была вынуждена в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в связи с нарушением Обществом сроков внесения платы за технологическое присоединение, предусмотренных договором, Обществу было направлено требование о возмещении затрат на выполнение работ по подготовке и выдаче технических условий. Затраты, заявленные к взысканию сетевой компанией, были рассчитаны исходя из величины присоединяемой мощности и ставки платы за подготовку технических условий, установленной органом тарифного регулирования. Отказ Общества возместить указанные явился поводом для обращения в суд.

Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано. Постановлением арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением суда кассационной инстанции, решение суда первой инстанции отменено по безусловным основаниям, в удовлетворении иска отказано.

При вынесении судебных актов суды руководствовались статьями 23.2 , 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике), пунктами 2 , 3 , 16 , 18 , 29 , 30 , 30.1 , 30.4 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила технологического присоединения), а также того обстоятельства, что законодательством не предусмотрено отдельное возмещение расходов на подготовку и выдачу технических условий при расторжении договора на технологическое присоединение, осуществляемое в общем порядке, равно как и дробление платы за технологическое присоединение.

Верховный Суд, исходя из положений пункта 2 статьи 15, пункта 1 статьи 393, пункта 3 статьи 450, пункта 5 статьи 453 ГК РФ, пункта 4 статьи 23.1, пункта 2 статьи 23.2, пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, подпункта «е» пункта 16, пунктов 16(2), 16(4), 17, 18 Правил технологического присоединения, кассационную жалобу удовлетворил, судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав следующее.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям представляет собой комплекс мероприятий и осуществляется на основании возмездного договора, заключаемого сетевой организацией с обратившимся к ней лицом (заявителем). По условиям этого договора сетевая организация обязана реализовать мероприятия, необходимые для осуществления такого технологического присоединения (в том числе разработать технические условия), а заявитель обязан помимо прочего внести плату за технологическое присоединение.

Статья 393 ГК РФ обязывает должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, в том числе реальный ущерб и упущенную выгоду. Сторона, заявившая об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с существенным нарушением его условий со стороны контрагента, вправе предъявить ему требование о возмещении убытков, причиненных прекращением договора.

Сетевая компания, подготовив и выдав обществу технические условия, исполнила часть своих обязательств в рамках договора, понеся определенные производственные издержки. Издержки, не компенсированные сетевой компании, уменьшают ее имущественную базу и, как следствие, являются для нее убытками.

Ввиду того, что убытки возникли в связи с существенным нарушением Обществом условий договора и неисполнением последним своих обязательств по оплате оказанных услуг, именно общество в силу требований статей 393, 453 ГК РФ обязано компенсировать сетевой компании фактически понесенные расходы на изготовление технических условий. Доказательства, обосновывающие размер фактических расходов, обязана представить сетевая компания.

При этом Верховный Суд указал, что ставка тарифа не может корректно отражать издержки сетевой компании по оказанию услуг конкретному лицу, так как она рассчитана из плановых величин расходов на технологическое присоединение на период регулирования, что не равнозначно фактическим затратам. В то же время расходы сетевых компаний на технологическое присоединение ограничиваются тарифным органом до экономически обоснованных величин, поэтому расходы, подлежащие возмещению сетевой компании, не должны превышать стоимость услуг, рассчитанную с применением ставки тарифа.

Для принятия решения по существу спора необходима оценка доказательств и установление обстоятельств, касающихся размера взыскиваемой суммы.

Проблемы перехода на прямые договоры электроснабжения

Правовые интересы субабонентов, решивших потреблять электрическую энергию на основе прямого договора энергоснабжения, могут быть реализованы не только путем осуществления отдельного технологического присоединения.

Само по себе понятие субабонента возникло и существовало еще до реформирования отрасли электроэнергетики. В дореформенный период организации-абоненты присоединяли других, как правило, более мелких потребителей к своим сетям. Подключавшиеся к сетям электроснабжения абонента лица, заключали договоры непосредственно с этим абонентом, в результате чего, с точки зрения правового регулирования, становились субабонентами.

На сегодняшний день, Гражданский кодекс РФ сохраняет возможность реализации схемы субабонентских отношений по снабжению электрической энергией. Ссылка содержится в ст. 545 ГК РФ «Субабонент» (Абонент может подавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации).

Между тем, доля таких правоотношений в течение последнего десятилетия неуклонно снижается. Как правило, это связано с условиями субабонентских договоров и «закручиванием гаек» со стороны абонентов.

Сумма затрат, которая закладывается абонентом в действующие субабонентские договоры, начинает существенно превышать издержки, которые субабонент понес бы, имея договорные правоотношения напрямую с гарантирующим поставщиком электрической энергии (энергосбытовой организацией). Это напрямую влияет на рентабельность деятельности субабонента, особенно в сфере производства (с увеличением издержек на производство единицы продукции – неизбежно увеличивается стоимость этой единицы продукции, а это существенно снижает ее конкурентные преимущества).

В целях оптимизации своих основных издержек, связанных с энергопотреблением, перед субабонентом неизбежно встает вопрос: «Каким образом оформить правоотношения с гарантирующим поставщиком без возможного перебоя в энергоснабжении?».

Ответ на данный вопрос представляется очевидным: «Заключение прямого договора с гарантирующим поставщиком».

Однако, не все здесь так просто.

Заключение договора с гарантирующим поставщиком возможно как на основе нового технологического присоединения, так и на основе уже имеющегося (опосредованного присоединения).

1 вариант

Организация нового технологического присоединения подразумевает, что потребитель должен обратиться в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение своих энергоустановок к электрическим сетям соответствующей сетевой организации.

После заключения договора на технологическое присоединение, получения и выполнения Технических условий как сетевой организацией, так и потребителем, оплаты услуг по технологическому присоединению – стороны подписывают акт о технологическом присоединении.

Далее, в соответствии с п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику заявление о заключении договора, а также необходимый пакет документов, в том числе документы о технологическом присоединении.

Недостаток данного метода – в существенных затратах, которые потребитель должен будет понести в виде платы за технологическое присоединение. Исключение может составлять ситуация, когда потребитель присоединяет мощность до 150 кВт., для технологического присоединения которой на основании ст. 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены льготные условия присоединения.

В то же время есть и положительные стороны: из цепочки энергоснабжения полностью исключается абонент, с которым ранее у потребителя существовали субабонентские правоотношения, и сети этого абонента (что исключает риск возникновения дополнительных ситуаций с перебоями в энергоснабжении, вызванными, в том числе, состоянием сетей абонента).

2 вариант

Заключение договора энергоснабжения при наличии опосредованного присоединения зависит, в первую очередь, от наличия всех необходимых документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение.

К таким документам относятся: акт об осуществлении технологического присоединения, акт о разграничении границ балансовой принадлежности, акт о разграничении границ эксплуатационной ответственности.

Как правило, проблема субабонентов, желающих перейти на прямые договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, заключается именно в необходимости предоставить указанные документы (они либо утеряны, либо некорректно оформлены).

При попытке самостоятельного оформления данных документов субабонент сталкивается с активным противодействием абонента, к сетям которого присоединен его участок сетей. Зачастую такая ситуация связана с желанием абонента сохранить схему субабонентских правоотношений и продолжить зарабатывать на субабоненте, а иногда и с тем, что после оформления прямого договора бывший субабонент перестанет нести свою часть расходов, связанных с содержанием сетей абонента, при этом абонент потеряет рычаги воздействия на субабонента (в соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату).

В такой ситуации представляется возможным использование опции, предусмотренной Правилами технологического присоединения № 861 в разделе VIII «Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении».

Для получения документа о технологическом присоединении возможно обратиться в сетевую организацию с заявлением о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении.

Сетевая организация в порядке, установленном пп. «а» п. 72 Правил технологического присоединения, должна провести с участием заявителя осмотр принадлежащих заявителю энергопринимающих устройств с целью определения фактической схемы присоединения данных устройств к электрическим сетям. По итогам осмотра в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов — сетевая организация должна подготовить и направить заявителю технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения.

Как показывает практика, данный вопрос является проблемным, поскольку сетевая организация, как правило, не заинтересована в выполнении процедуры восстановления документов и может стараться настаивать на выполнении со стороны потребителя нового технологического присоединения (с целью заработать на плате за технологическое присоединение).

Вместе с тем, действия сетевой организации, направленные на воспрепятствование выполнению процедуры восстановления документов, нарушают требования ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и могут быть обжалованы в территориальное управление ФАС России или в суд.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]