Продажа алкоголя без лицензии — ответственность в 2021 году
Торговля алкогольной продукцией: всегда ли нужна лицензия
На территории РФ продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть осуществлена только на основании соответствующей лицензии, хотя законом и предусмотрены отдельные исключения из данного правила (п. 1 ст. 18 закона «О госрегулировании. » от 22.11.1995 № 171-ФЗ, далее — закон № 71-ФЗ).
Какой алкоголь можно продавать без лицензии
Без лицензии закона № 171-ФЗ разрешает продавать слабоалкогольные напитки, да и то строго по списку:
- пиво,
- пивные напитки,
- сидр,
- пуаре,
- медовуха.
Во всех остальных случаев для алкогольных напитков (даже с низким содержанием алкоголя) нужна лицензия.
Лицензия на алкоголь — как получить и что будет, если не получать
О том, как получить такой разрешительный документ, более подробно рассказывается в других наших статьях:
За торговлю алкоголем без лицензии в тех случаях, когда она необходима, субъект может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности. Об этом более подробно мы поговорим далее.
Является ли торговля алкогоолем без лицензии основанием для отказа в выдаче лицензии? Для получения ответа на этот вопрос рекомендуем прочитать статью на сайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Административная ответственность (размер штрафов)
Административная ответственность за продажу алкоголя без лицензии может быть установлена в следующих формах (п. 3 ст. 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ).
- Для должностных лиц:
- штраф за продажу алкоголя без лицензии в 2020 году — от 500 тыс. до 1 млн руб.;
- дисквалификация на срок от 2 до 3 лет (см. статью «Дисквалификация как вид административного наказания»).
- Для юридических лиц:
- штраф до 1/5 от суммы совокупной выручки за продажу всех товаров, полученной в течение календарного года, предшествующего году выявления правонарушения, и минимум 3 млн руб. (при этом также может быть произведена конфискация всего имущества и сырья, используемых для производства и оборота указанной продукции);
- административное приостановление деятельности на срок от 60 до 90 суток (при этом также может быть произведена конфискация продукции и вспомогательных средств).
Отметим, что конфискация имущества в принципе может быть применена только по решению суда (п. 1 ст. 3.7 КоАП РФ). При этом в рассматриваемом случае допускается конфискация имущества (в т. ч. продукции), принадлежащего субъекту на законных правах, уже хотя бы на том основании, что он использует его не в соответствии с законом (п. 23.2 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).
Ответственность за нарушение лицензионных требований при продаже алкоголя
Надлежит различать такие правонарушения, как продажа алкоголя при отсутствии лицензии и продажа такой продукции в нарушение лицензионных требований. В связи с этим встает вопрос о квалификации конкретного правонарушения как предусмотренного различными нормами ст. 14.17 КоАП РФ.
При этом необходимо учесть следующее:
- Оборот алкогольной продукции подразумевает также ее продажу в розницу. При разрешении споров, связанных с привлечением к административной ответственности за ведение розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, судам надлежит отталкиваться от того, что такие деяния подпадают под действие п. 3 ст. 14.17 КоАП РФ (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2017 № 47).
- Производство и оборот рассматриваемого в настоящей статье вида продукции, не соответствующей госстандартам и техусловиям, квалифицируется как нарушение лицензионных требований, однако ответственность за такие нарушения может быть применена согласно ст. 14.43 КоАП РФ, являющейся специальной по отношению к пп. 1 и 2 ст. 14.17 (п. 17 постановления № 47).
- Пп. 1 и 2 ст. 14.17 КоАП РФ не предусматривают привлечения к ответственности должностных лиц, в связи с чем применение данных норм в той или иной ситуации может быть оспорено (решение Благовещенского горсуда Амурской обл. от 01.08.2017 по делу № А-12-937/2017).
- Нарушением лицензионных требований следует считать несоблюдение параметров алкогольной продукции и требований к ее реализации, указанным непосредственно в лицензии. Например, продажа алкогольной продукции с превышением содержания этилового спирта по отношению к зафиксированному в лицензии (решение Автозаводского райсуда г. Тольятти Самарской обл. от 19.02.2015 по делу № 12-72/2015).
Уголовная ответственность
За продажу алкогольной продукции без лицензии соответствующий субъект также может быть привлечен к уголовной ответственности в следующих формах:
- За торговлю в крупных размерах, т. е. на сумму свыше 100 тыс. руб. (п. 1 ст. 171.3 Уголовного кодекса РФ):
- штраф в размере от 2 до 3 млн руб. либо в сумме зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
- лишение свободы продолжительностью от 1 до 3 лет с лишением права занимать некоторые должности или выполнять некоторые виды деятельности.
- За незаконную розничную торговлю, если это деяние совершено неоднократно, т. е. повторно совершено в период, когда соответствующий субъект считается привлеченным к мерам административной ответственности за аналогичное правонарушение (ст. 171.4 УК РФ):
- штраф в размере от 50 тыс. до 80 тыс. руб. либо в размере зарплаты осужденного за период от 3 до 6 мес.;
- исправительные работы сроком до 1 года.
Итак, штраф за торговлю алкоголем без лицензии может быть назначен в отношении как должностного лица, так и организации. Различаются такие правонарушения, как торговля алкоголем без лицензии и реализация такой продукции в нарушение лицензионных требований. За торговлю алкоголем без лицензии могут быть применены также меры уголовной ответственности.
Статья 14.17. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
1. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, —
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
2. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, —
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Информация об изменениях:
Часть 3 изменена с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 265-ФЗ
3. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц — не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Информация об изменениях:
Часть 4 изменена с 9 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 450-ФЗ
4. Производство, закупка, поставка, хранение и (или) перевозка алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров, за исключением производства, закупки, поставки, хранения и (или) перевозки в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Информация об изменениях:
Часть 5 изменена с 31 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ
5. Использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ статья 14.17 настоящего Кодекса дополнена частью 6, вступающей в силу с 31 марта 2017 г.
6. Использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, зарегистрированным, но не законсервированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в отсутствие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, —
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ статья 14.17 настоящего Кодекса дополнена частью 7, вступающей в силу с 31 марта 2017 г.
7. Использование основного технологического оборудования для производства этилового спирта, зарегистрированного и законсервированного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в отсутствие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, —
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.
Примечание. Под грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, при производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части 2 настоящей статьи понимаются:
использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;
поставка этилового спирта, в том числе денатурата, организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено, либо не имеющей уведомления;
поставка алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено;
производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), при отсутствии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях;
производство этилового спирта, в том числе денатурата, из сырья, не включенного в перечень пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата, утверждаемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
производство и оборот спиртосодержащей непищевой продукции (за исключением предназначенной для розничной продажи), на этикетке которой не содержится информация об опасности использования для жизни или здоровья граждан этой продукции в пищевых целях;
поставка денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным законом перечню и концентрации денатурирующих веществ или их смесей, либо с нарушением порядка использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции;
реализация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;
осуществление любых технологических процессов и операций по переработке денатурированного этилового спирта или денатурированной спиртосодержащей продукции в целях удаления денатурирующих веществ.
Госдума приняла закон об увеличении штрафов за торговлю нелегальным алкоголем
Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым за продажу алкоголя без лицензии максимальный штраф не превысит одной пятой годовой выручки. При этом сумма взыскания не может быть меньше трёх миллионов рублей.
Для должностных лиц производство и оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии будет наказываться штрафом в размере от 500 тысяч до одного миллиона рублей. Сейчас КоАП РФ предусматривает штраф за незаконный оборот алкоголя для юридических лиц в размере от 200 до 300 тысяч рублей.
Кроме того, согласно принятому закону, при нарушении порядка учёта алкоголя в ЕГАИС штраф составит от 10 до 15 тысяч рублей для должностных лиц, а для юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей. Документ также увеличивает штрафы за невыполнение требований органов, осуществляющих контроль в области производства и оборота алкоголя. Максимальный штраф для физлиц увеличится с одной-двух тысяч рублей до 10-20 тысяч рублей, для должностных лиц — с пяти-восьми тысяч рублей до 200-300 тысяч рублей.
Вместе с тем устанавливается административная ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции физическими лицами — штрафы от 30 до 50 тысяч рублей с конфискацией продукции. Для индивидуальных предпринимателей, которые незаконно продают алкоголь, штрафы составят от 100 до 200 тысяч рублей с конфискацией.
5606
Интересное за неделю
«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.
Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.
В рубрике «Деловая экспертиза» могут публиковаться материалы на правах рекламы
Ответственность за незаконную продажу алкоголя
В России существует множество законодательных актов, регулирующих изготовление и товарооборот продукции, содержащей этиловый спирт и его производные. Большое внимание уделяется борьбе с продажей некачественного алкоголя, а также соблюдению продавцами всех правил, касающихся реализации спиртных напитков.
Нарушая правила, организации торговли рискуют попасть под административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.
Ответственность за продажу алкоголя без акцизной марки
Акцизная марка – специальная этикетка, наклеиваемая на бутылку с алкоголем. Она подтверждает качество и подлинность продукта, легальность его реализации, а также факт уплаты обязательного налога. Получить акциз может только зарегистрированный производитель или импортер алкогольной продукции. Марка содержит основную информацию о продукте и имеет несколько степеней защиты.
Недобросовестные предприниматели, пытаясь уменьшить расходы, закупают дешевое некачественное сырье, а затем подделывают акцизные марки или пытаются реализовать алкоголь без них. Незаконная продажа спиртного в этом случае регулируется статьей 15.12 КоАП РФ (часть 4) и влечет санкции в виде денежного взыскания:
- для граждан – от 4 000 до 5 000 рублей;
- для должностных лиц и ИП – от 10 000 до 15 000 рублей;
- для организаций – от 200 000 до 300 000 рублей.
Внимание! Помимо штрафа за торговлю алкоголем без акцизных марок, статьей предусмотрена конфискация предмета правонарушения, то есть всей партии алкоголя.
Ответственность за хранение нелицензированной алкогольной продукции
Производство и товарооборот спиртосодержащей продукции регламентируется Федеральным законом 171-ФЗ от 22.11.1995 г. Согласно действующему законодательству запрещено не только производство, приобретение или реализация нелегального алкоголя, но и его хранение, а также перевозка. Все перечисленные действия, совершаемые относительно спиртосодержащей продукции, попадают под статью 171.1 УК РФ. Часть 5 статьи определяет следующее наказание для нарушителей:
- штраф – до 500 000 рублей или сумма, равная доходу нарушителя за период до 2 лет;
- исправительные работы (до 3 лет);
- лишение свободы сроком до 3 лет с денежным взысканием (либо фиксированным – в сумме до 120 000 рублей или же в сумме дохода за период до полугода).
Согласно ч. 6 той же статьи, если хранение нелицензированного товара было заранее запланировано и организовано группой лиц, а также в случае, когда стоимость немаркированной спиртосодержащей продукции оценивается в сумму больше 100 000 рублей, осужденных ждет наказание:
- денежное взыскание – от 400 000 до 800 000 рублей (или доход за период от 1 до 3 лет);
- исправительные работы (до 5 лет);
- лишение свободы сроком до 6 лет (в этом случае может дополнительно налагаться штраф в размере до 1 млн. рублей или дохода за период до 5 лет).
Продажа алкогольной продукции в ночное время
Продажа алкоголя в ночное время регламентируется на государственном уровне. Согласно ч.9 171-ФЗ розничная торговля алкоголем в ночное время (с 23.00 до 08.00) запрещена. Помимо этого, закон разрешает вводить дополнительные ограничения на региональном уровне, чем некоторые субъекты РФ уже воспользовались, увеличив длительность временного промежутка, на протяжении которого нельзя торговать спиртным.
Исключение составляют магазины беспошлинной торговли, а также организации, которые предлагают потребителям услуги общественного питания и имеют лицензию на торговлю спиртными напитками (пабы, бары, кафе, рестораны).
Согласно ч.3 ст. 14.16 Административного кодекса, неисполнение требований законодательства в части соблюдения временных рамок для торговли алкоголем карается штрафами. Сумма варьируется от 20-40 тыс. рублей для должностных лиц до 100-300 тыс. рублей для юридических. Также вся спиртосодержащая продукция, обнаруженная у нарушителя, может быть конфискована.
Некоторые продавцы пытаются обойти закон о продаже алкоголя, например, реализуя спиртное как сувенирную продукцию или продавая его в ночное время через интернет, пытаясь сыграть на разнице во времени в случае нахождения продавца и покупателя в разных часовых поясах.
Однако, подобные ухищрения тем не менее не позволяют обойти запрет на реализацию горячительных напитков в запрещенное для этого время, а в судебной практике расцениваются как злостное нарушение. Результатом может стать штраф для владельца сайта и продавца за нарушение запрета на продажу в ночное время, а также штраф за отсутствие лицензии или нарушение закона о рекламе.
Запрет на продажу алкоголя в праздники
Во многих областях введены ограничения на торговлю алкоголем в определенные дни. Субъекты РФ вправе самостоятельно принимать ограничительные меры для более эффективной борьбы с распространением алкогольной зависимости. В зависимости от региона запрет распространяется на продажи спиртного:
- 1-го сентября;
- в День защиты детей;
- в День семьи;
- в День молодежи;
А Пермский край пошел еще дальше и запретил продажу алкоголя в Международный женский день, День пограничника, День ВДВ и даже в День Победы.
Ограничивают продажу спиртного в день последнего звонка, а также в те дни, когда выпускники отмечают окончание школы.
Продажа алкоголя в запрещенный день регламентируется статьей 14.2 КоАП РФ и грозит нарушителю денежным взысканием:
- для граждан – от 1 500 до 2 000 рублей;
- для должностных лиц – от 3 000 до 4 000 рублей;
- для юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.
Чаще всего финансовые потери дополняются изъятием алкоголя.
Продажа алкоголя в общественных местах
Торговля алкоголем в общественных местах также регулируется 171-ФЗ. В п. 2 статьи 16 перечислены объекты и территории, где запрещена продажа спиртного.
К ним относятся:
- помещения и территории образовательных учреждений;
- помещения и территории медицинских учреждений;
- организации, осуществляющие деятельность в области культуры;
- все виды общественного транспорта и прилегающая инфраструктура (вокзалы, станции метрополитена, остановки, платформы);
- автозаправки;
- объекты и территории военного назначения;
- рынки и нестационарные торговые объекты;
- стадионы;
- места, расположенные рядом с источниками повышенной опасности.
Кроме того, в процессе согласования массовых мероприятий (митингов, собраний, демонстраций) власти могут запретить продажу спиртного там, где ожидается массовое скопление людей, и на прилегающих территориях.
Административное наказание за торговлю спиртным в неположенных местах:
- для должностных лиц – от 20 000 до 40 000;
- для юрлиц – от 100 000 до 300 000 рублей.
Наказание за продажу домашнего алкоголя
Реализация горячительных напитков собственного производства довольно распространенное явление в некоторых регионах России. Реализация алкогольной продукции гражданами незаконна.
Исключение составляют случаи, когда физическое лицо официально состоит в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на торговлю спиртным. В противном случае деяние приобретает статус административного правонарушения, а наказание определяется в соответствии со статьей 14.17.1 КоАП РФ и составляет:
- для частника – 30-50 тыс. рублей;
- для ИП – 100-200 тыс. рублей.
Если нарушение совершается неоднократно, наступает уголовная ответственность. В соответствии со статьей 171.4 УК РФ нарушителя ожидает:
- денежное взыскание в размере 50-80 тыс. рублей (или доход за 3 – 6 месяцев);
- принудительный труд (максимум в течение года).
Неоднократным нарушением считается повторная продажа спиртного, совершенная в течение года с момента первой незаконной реализации.
Куда жаловаться на незаконную торговлю алкоголем?
Обнаружив факт незаконной продажи алкоголя, необходимо поставить в известность контролирующие органы. К ним относятся:
- Роспотребнадзор;
- полиция;
- прокуратура.
Заявление должно содержать следующие сведения:
- личные данные заявителя;
- подробное описание произошедшего (желательно подкрепить детализацию ссылками на действующие законодательные нормы);
- данные организации, где произошло нарушение (название, адрес);
- личные данные нарушителя (если они есть);
- доказательства нарушения (например, чек на спиртное, в котором указано время, или фотография, где алкоголь продают подростку).
В завершении необходимо указать, каких действий заявитель ждет от надзорного органа (например, провести проверку) и указать контакты для обратной связи (электронную почту или почтовый адрес).
Удобнее всего отправить заявление через официальный сайт выбранного ведомства.
Заключение
Нарушение установленного законом порядка реализации алкогольной продукции грозит торгующим организациям серьезными штрафами. Для того, чтобы избежать проблем, продавцу необходимо иметь лицензию, тщательно проверять наличие акцизных марок на товаре и соблюдать все существующие узаконенные нормы торговли спиртными напитками.
Ответственность и штрафы за продажу алкоголя без лицензии и акцизных марок в 2020 году для ИП и ООО
В 2020 году приняты новые правила, регулирующие сбыт алкогольной продукции. Нормы признаны для снижения уровня потребления спиртного в России, в результате которого упадет количество преступных деяний. Ввиду этого на продавцов, нарушающих установленные требования, будут налагать штраф за продажу алкоголя без лицензии, и привлекать к иным видам ответственности, в т. ч. по УК РФ.
Нормативное регулирование сбыта алкогольной продукции
В конце 2017 г. В. В. Путин утвердил законодательное положение, ужесточающее ответственность за нелегальную реализацию спиртосодержащих напитков. Таким образом, УК России пополнился новыми статьям о незаконном предпринимательстве, сбыте и изготовление алкоголя.
Статья КоАП
Не во всех ситуациях, магазин и должностное лицо будут привлекаться за незаконную продажу спиртного согласно статьям УК России. Так, в ст. №14.17.1 КоАП прописано, что если гражданин не является ИП или ООО, но занимается торговлей спиртосодержащей продукцией и этот факт подтверждается впервые, то деяние не должно расцениваться, как уголовное нарушение. В этом случае наказание будет применено в рамках АК России.
- уплата штрафа в объеме 30000-500000 р. с полным изъятием продукции;
- увеличенное взыскание грозит фермеру или ИП, ведущему крестьянское хозяйство.
УК РФ
Уголовный кодекс регламентирует ответственность за нарушение ст. №171.3 – нелегальное производство и торговля спиртосодержащими напитками в больших объемах.
- санкции 2-3 млн. рублей;
- общественные работы на период до 36 месяцев;
- заключение под стражу на срок до трех лет.
В качестве дополнительной меры, судебный орган вправе лишить возможности хозяина бара или магазина, а также сотрудника, занимать определенный пост или вести деятельность. В ситуации, когда место имел групповой сговор, в рамках которого на территории торговой точки продавался алкоголь в большом количестве на сумму более миллиона рублей, наказание будет суровым.
- наложение штрафа в объеме 3-4 млн. руб.;
- принудительные работы на период до 60 месяцев;
- заключение под стражу и лишение свободы до пяти лет.
Кроме того, определение «незаконная продажа алкоголя» фигурирует в ст.№171.4, за нарушение которой предусмотрены меры за поштучную реализацию спиртного. Однако эта норма актуальна в том случае, если виновное лицо ранее получало предупреждения в виде административного наказания.
- физлица, ведущие деятельность в сфере розничной торговли;
- предприниматели без образования ИП или ООО.
- сидр;
- медовуха;
- пиво.
Реклама интернет-площадок, занимающихся сбытом алкоголя, в СМИ находится под запретом. Любые магазины, предлагающие пользователям Internet продукцию, блокируются еще до начала судебного разбирательства.
Основным фактором «закрытия» аккаунта или сайта является отсутствие сертификации, т. к. реализатор часто не уплачивается акцизы и НДС.
Ответственность за сбыт алкогольной продукции без лицензии
На основании нормативных положений статьи №14.17 (часть 3) КоАП физлица и предприниматели, занимающиеся сбытом спиртной продукции без соответствующего лицензирования, привлекаются к ответственности.
Объем санкций составляет 200-300 тыс. руб.
В случае установления факта об отсутствие сопроводительных документов на спиртное, весь товар подлежит конфискации полицией. Часть №2 этой статьи также указывает на грубые нарушения правил продажи алкогольной продукции без лицензии.
К примеру, к таким торговым предприятиям относятся те точки, которые предлагают клиентам напитки, изготовленные из суррогата. Подобные рестораны и места общепита продают потребителям товар, произведенным из технического спирта, где основной компонент, это денатурат.
На правительственном уровне было принято решение, вменять таким заведениям штрафные санкции в размере 150-200 тыс. рублей. При этом вся продукции, зафиксированная по статье №14.17 часть 2, подлежит изъятию.
Куда жаловаться на незаконную торговлю алкоголем
При выявлении сбыта алкоголя в неположенном месте, следует обратиться с жалобой на организацию.
- В первую очередь заявление подается в ведомство по обороту алкоголя.
- Роспотребнадзор.
- Полиция.
- Прокуратура.
Существует также организация «Трезвая Россия», которая принимает претензии на незаконный оборот спиртного по телефону 8 88- 775 68 45.
Дополнительно жалобу можно подать через официальный портал Роспотребнадзор (вкладка «Обращения граждан»). Претензия рассматривается в рамках 30 календарных дней.
- Описание ситуации.
- Личная информация о заявителе.
- Перечень нарушения торгового предприятия или общественного питейного заведения.
- Ссылки на действующие законы.
- Название фирмы и адрес.
- При наличии информации указываются конкретные Ф.И.О. нарушителя, в т. ч. должность.
- Изложение просьбы. Например: «прошу принять соответствующие мероприятия по устранению незаконной деятельности в связи с торговлей безакцизным алкоголем».
Текст заявления должен быть сухим, кратким, без витиеватых оборотов и ненормативной лексики. Направлять жалобу следует на почтовый или электронный адрес контролирующей инстанции. В качестве обратной связи, юристы рекомендуют указывать телефон и email.
Для того чтобы пожаловаться в правоохранительные органы и Прокуратуру, следует соблюдать аналогичные правила составления заявления. Примечательно, что жалобы на незаконную торговлю спиртного, поданные анонимно практически не рассматриваются. Поэтому заявителю, следует указать действительное Ф.И.О. и помнить, что в такой ситуации действует положение о конфиденциальности.
Размер штрафов
Когда незаконная торговля алкоголем фиксируется в ночное время или запрещенные дни, то лицо, допустившее правонарушение, привлекается по статье №14.2 КоАП России.
Посмотрите видео: «За продажу алкоголя без лицензии предпринимателей наказывают рублём и лишением свободы.»
- с граждан взыскивают неустойку в размере 1000-2000 р.;
- если лицо занимает должность – 3000-4000 рублей;
- предприятию – 30000-40000 р.
Федеральный закон №171 указывает, что производство и реализация спиртосодержащей продукции, в т. ч. слабоалкогольной подлежит обязательному получению лицензии.
- 500000-1 млн. руб. с изъятием товаров;
- штраф за торговлю алкоголем без лицензии в размере 1 /5 суммы от годовой прибыли и конфискация напитков, оборудования.
В связи с тем, что применяемые санкции отличаются строгостью, многие индивидуальные предприниматели и организации получают лицензию.
- на маркировочном штампе отсутствует информация о производителе;
- не указана надпись о том, что спиртное опасно для здоровья потребителя.
- Предпринимателю грозит наказание в объеме 100000-150000 р.
- Если правонарушение было зафиксировано ранее по этой же статье или незаконного сбыта спиртного, то виновное лицо обязано выплатить пеню в объеме 150000-200000 р. При этом оборудование и продукция будет конфисковано.
- В отношении юридического образования применяется также запрет на ведение бизнеса в период на три месяца.
Ответственность за хранение нелицензированной алкогольной продукции
Продавать алкоголь юрлицу без лицензии, а также хранить на складах и в подсобных помещениях продукцию, воспрещено действующими законами. Такое деяние может рассматриваться судебным органом как в рамках ст. №14.1 КоАП (без лицензии), так и по статье, регламентирующей наказание за правила торговли спиртным.
Ответственность за продажу алкоголя без акцизной марки
До 2014 г. сбыт алкоголя без акцизной марки попадал под административную статью №15.12 (ч.2). После вступления в силу обновлений, законопроект пополнился четвертной частью.
- Физическим лицам грозит наложение неустойки в объеме 4-5 тысяч рублей.
- Для ИП предусмотрено взыскание 10000-15000 р.
- К ООО применяют санкции 200000-300000 р.
На основании новых правил продажи алкоголя без лицензии и акциз, ответственность касается и должностных лиц. При этом вся продукция подлежит изъятию.
Примечательно, что требования актуальны к любым торговым предприятиям, продуктовым магазинам, питейным заведениям и общепиту. Незаконная продажа алкоголя влечет наказание для всех участников нелегального бизнеса. Поэтому при приеме от поставщика спиртного, следует проверять документы.
Потребителям необходимо контролировать наличие акцизной марки и при подозрениях на нелегальный товар, сообщать в правоохранительные органы.
Способы торговли алкоголем без нарушения законов
Нередко вначале предпринимательского пути, молодые бизнесмены интересуются, какое спиртное можно продавать без лицензии и насколько это легально.
Продажа нелицензированного алкоголя
- сидр;
- медовуха;
- солод;
- пуаре;
- коктейли.
Вино, как и другая продукция, не относится к этой группе и требует оформления лицензии.
Аналогичные правила по продажи алкоголя распространяются в отношении супермаркетов и общепита. Невзирая на то, что сбыт солодовых напитков в 2020 г. не накладывает обязательств на торговые точки оформлять лицензию, без соблюдения требований такая деятельность недопустима.
- детские сады;
- школы;
- клиники и больницы;
- спортивные объекты;
- и другие, указанные в перечне.
Сбыт алкоголя без сопроводительной документации разрешен только при неукоснительном соблюдении требований, т. е. если ассортиментная линейка представлена солодовыми напитками. Торговля иным алкоголем без лицензирования влечет наложение штрафных санкций и привлечение к ответственности, в т. ч. по ст.ст.171.3, 171.4 УК России. Ввиду этого большинство предпринимателей стремятся оформить соответствующие документы и заключают договора с фирмами, оказывающие помощь в их получении.
Реализация спиртного по ночам
В 2020 г. законопроект о продаже алкоголя был ужесточен. Новые правила накладывают запрет на торговлю спиртным в ночное время (с 23:00 до 08:00) и праздничные дни. Однако законодатель установил возможность для регионов самостоятельно регулировать даты и период сбыта спиртного, а также ввел исключения из правил.
- Допускается продажа на территории баров, ресторанов, кафетериев и супермаркетов беспошлинного сбыта.
Последние представлены брендом Duty Free, расположенных в зонах аэропортов. - Длительное время продавцы могли торговать спиртным через интернет, представляя товар, как подарочный.
Однако эти действия в 2020 году незаконны и при выявлении факта нарушения владелец портала и служба курьеров привлекается к ответственности. - Некоторые предприниматели сдают алкоголь в аренду через сайты.
В этом случае нет ограничений по времени, т. к. клиент оформляет договор на бутылку, предоставляя задаток. Не вернув на следующий день тару, деньги остаются в кассе. Так, фактически продавая спиртное под видом аренды, бизнесмены обходят запрет. - Сбыт алкогольной продукции по заранее оформленным квитанциями.
Для потребителя такая процедура не грозит наказанием, но на реализатора наложат крупный штраф. - Ещё один вариант реализации спиртосодержащих напитков – такси.
Представители данной профессии нередко закупают алкоголь, дают объявления и привозят товар на дом. По кассе такая услуга проходит, как оплата маршрута «туда-обратно».
Введенные ограничения на реализацию спиртного в ночной период снизили доходность круглосуточных ларьков, поэтому продавцы часто идут на хитрость, нарушая положения закона. Такие действия влекут наложение штрафных санкций, сумма которых в каждом субъекте РФ разная.