Запрет на осуществление определенных видов деятельности
КоАП РФ Статья 27.16. Временный запрет деятельности
(введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
1. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом или должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), либо в повторном неприменении в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, а также для предотвращения дальнейшего незаконного осуществления деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов), в том числе обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.
(в ред. Федеральных законов от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 23.07.2010 N 171-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 03.07.2016 N 290-ФЗ, от 11.06.2021 N 203-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
3. О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.
4. Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.
5. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.
6. При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению должностным лицом юридического лица, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица указанных в протоколе о временном запрете деятельности мероприятий, необходимых для временного запрета деятельности.
Что такое запрет определенных действий (мера пресечения) и когда суд может его назначить?
Исходя из ч.ч.1.6 ст.105.1 УПК РФ, запрет определенных действий в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов:
1) выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях;
2) находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;
3) общаться с определенными лицами;
4) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;
5) использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
6) управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Запрет определенных действий появился в УПК РФ в 2018 году. Ранее суды также могли накладывать такие ограничения, то есть фактически назначать эту меру пресечения, но тогда это осуществлялось в рамках домашнего ареста. Соответственно, с 2018 года домашний арест как мера пресечения стал строже — при его назначении лицо находится в изоляции от общества.
Пленум Верховного суда РФ в Постановлении от 19.12.2013 № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий» (п.51.1) разъяснил, что, исходя из перечня мер пресечения, содержащегося в ст.98 УПК РФ, запрет определенных действий является наиболее мягкой из мер пресечения, избираемых только судом, и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, предусмотренных ч.6 ст.05.1 УПК РФ, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных запретов.
В связи с этим при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, залога или заключения под стражу суду следует обсудить со сторонами возможность применения запрета определенных действий как альтернативы более строгой мере, а в случае, если суд придет к выводу об отсутствии оснований для его применения, мотивировать этот вывод в судебном решении. Принимая решение о возложении запретов, предусмотренных ч.6 ст.105.1 УПК РФ, суд должен исходить из соразмерности каждого из них и всей совокупности возлагаемых запретов целям применяемой меры пресечения с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела и представленных сторонами сведений.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Разрешенные и запрещенные виды деятельности для ИП
Индивидуальный предприниматель — гражданин, оформивший специальный статус, зарегистрировавшись в налоговой, и получивший право осуществлять предпринимательство. Законом прямо не указано, каким видом деятельности может заниматься предприниматель, но ограничения следуют из самого статуса и норм законодательства. Для регистрации ИП нет необходимости создавать юридическое лицо, формировать уставной капитал, но по долгам ИП отвечает всем имуществом (при этом есть исключения, как и для любого другого физического лица). Вывод: чем занимается ИП — предпринимательской деятельностью на свой страх и риск в целях получения выгоды с ограничениями, установленными действующим законодательством.
На основании ФЗ № 422 от 27.11.2018, с 01.07.2020 граждане вправе применять режим профессионального налога без регистрации в ФНС с пониженными ставками. Для самозанятых установлены разрешенные сферы действия, их деятельность подпадает под признаки предпринимательства: они самостоятельно занимаются оказанием услуг и выполнением работ в целях получения дохода. ИП тоже вправе стать самозанятым при соблюдении условий: отсутствие работников, доход не более 2,4 миллиона рублей в год. Для индивидуальных предпринимателей в законодательстве установлены собственные запреты на отдельные сферы предпринимательства.
Сейчас ответ на вопрос: кто может заниматься предпринимательской деятельностью следующий — юрлица, ИП и самозанятые (ИП и самозанятые — с ограничениями).
Ограничения по предпринимательству связаны и с выбором системы налогообложения. Востребованная у предпринимателей упрощенная система налогообложения, которая позволяет снизить отчетность и налоговую нагрузку, в соответствии с законодательством, не используется при осуществлении предпринимательства в определенных сферах экономики. А для применения патента (доступного только ИП), наоборот, установлены сферы, где его применение разрешено. Основные виды деятельности ИП по упрощенной системе налогообложения — это торговля, производство, услуги и работы. Для некоторых занятий законами субъектов РФ установлены льготные ставки (от 10% до 0%).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали налоги и отчетность индивидуального предпринимателя. Используйте эти инструкции бесплатно, если решили им стать.
Как выбрать вид деятельности
При регистрации ИП необходимо выбрать отрасли работы в строгом соответствии с ОКВЭД — Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. В документе указаны наименования отраслей, используемые в Российской Федерации: при регистрации ИП или юрлица выбирают подходящие коды из перечня (в выбранном коде ОКВЭД пишется минимум 4 цифры).
Классификатор утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Официально он именуется ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Обычно его называют ОКВЭД или ОКВЭД-2, так как сейчас действует его вторая редакция. ОКВЭД поделен на разделы по отраслям народного хозяйства.
Виды предпринимательства для ИП
В законодательстве нигде не найти конкретного указания, какую деятельность не вправе вести индивидуальный предприниматель, ответ придется искать в системном толковании действующих норм. Мотивация ограничений в действующем законодательстве тоже не обозначена. Скорее всего, они обусловлены тем, что предприниматель изначально считается представителем малого или среднего бизнеса, а для некоторых отраслей нужны средства, оборудование и высококвалифицированные специалисты. Чаще всего это занятия, для которых требуются специальные разрешения — лицензии.
Простые
Ими вправе заниматься любые субъекты предпринимательства сразу после государственной регистрации без получения дополнительных справок, разрешений или исполнения иных формальностей. Здесь разрешенные виды предпринимательства для ИП практически не ограничены.
Их перечень условно поделим на следующие группы:
- оказание различных видов услуг (бытовые, бухгалтерские, консультационные, юридические, посреднические и т. д.);
- аренда недвижимости, как жилой, так и коммерческой;
- артистическая деятельность, творчество;
- прокат имущества, вещей и транспорта;
- репетиторство;
- полиграфия и издательство (нужно принимать во внимание защиту интеллектуальных и авторских прав);
- оптовая и, частично, розничная торговля (исключая продукцию, для осуществления оборота которой требуются спецразрешения).
Лицензируемые
Их перечень установлен в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Для получения разрешения-лицензии требуется исполнение специальных требований, указанных как в законе, так и в отдельных нормативно-правовых актах. Для ИП доступны из лицензируемых:
- фармацевтика;
- медицина;
- частная детективная деятельность;
- разработка и изготовление компьютерных программ, фонограмм и т. д.;
- осуществление пассажирских перевозок.
Кроме того, некоторые занятия, даже не требующие лицензии, предполагают получение других разрешений: например, для открытия продуктового магазина проходят согласование с госорганами и получают заключения Роспожнадзора и СЭС. Для открытия салонов красоты, гостиниц, парикмахерских потребуется соблюдение определенных санитарных правил. Разрешение выдается и для оказания услуг такси. А при наличии судимости гражданин не вправе работать с детьми, в области культуры, в сфере развлечений, в скорой и в медлабораториях и т. д. Это необходимо учесть при выборе сферы предпринимательства.
Разрешенные занятия
Определить запрещенные виды деятельности для ИП 2021 года придется методом исключения, так как конкретного списка законодатель ни в одном нормативном или законодательном акте не сформировал.
Чем запрещено заниматься ИП
Ориентировочный перечень, какими видами деятельности не может заниматься ИП:
- требующими спецразрешения, получить которое предприниматель не сможет ни при каких обстоятельствах;
- требующими получения лицензии, которая недоступна предпринимателю в соответствии с ведомственными или иными специальными документами (например, алкогольная);
- которые осуществляются исключительно юрлицами по специальному закону, например, открытие ломбардов, страхование.
Также недоступны для предпринимателей:
- разработка и реализация военной продукции;
- изготовление и реализация наркотических, ядовитых веществ, взрывоопасных смесей и элементов;
- трудоустройство граждан из России за границами РФ;
- поставка и продажа электрической энергии;
- разработки в области космонавтики.
С учетом всех перечисленных запретов методом исключения установим, какой деятельностью может заниматься ИП, но не забудем и об ограничениях, устанавливаемых Налоговым кодексом.
Ограничения по системе налогообложения
Определяя сферу работы, учитывайте и ограничения, установленные выбранной системой налогообложения. Применение упрощенки допускается при количестве наемных сотрудников не более 130 (с 01.01.2021), доходе не более 200 миллионов рублей в год (при переходе на УСН — не более 112,5 миллионов рублей по итогам 9 месяцев), остаточной стоимости имущества не более 150 миллионов рублей.
Режим | Разрешенные области деятельности | Статья Налогового кодекса РФ |
---|---|---|
ЕНВД | Бытовые услуги, осуществление перевозок, реклама, розничные продажи и общепит на территории не более 10 м² | 346.26 |
ПСН | Розница и общепит при аналогичном условии, автоперевозки, часть бытовых услуг, мелкое производство | 346.43 |
ЕСХН | Производство с/х продукции и осуществление рыболовства | 346.2 |
УСН | Практически все, кроме производства подакцизной продукции, добычи и продажи полезных ископаемых, занятия азартными играми, открытия частных агентств занятости, открытия ломбардов | 346.12 |
Перечень разрешенных и запрещенных занятий определяется исходя не только из конкретных норм, но и на основе требований, предъявляемых законом к субъектам, которые планируют ими заниматься. Запрещенные виды деятельности на УСН перечислены в ст. 346.12 НК РФ, это страхование, кредитование под залог вещей (ломбард), кредитование населения и бизнеса (банки), нотариат, игорный бизнес, деятельность негосударственных пенсионных фондов и т. д., полный список — в ст. 346.12 НК РФ.
Ответ на вопрос: для каких видов деятельности применяется УСН — для всех остальных, которые прямо не указаны в НК РФ. Это производство, оказание услуг, выполнение работ, торговля и т. д. В НК РФ есть запреты на упрощенку и для организаций, имеющих филиалы, аффилированных лиц, но предпринимателей они не касаются. Из приведенных норм делается вывод: какие ОКВЭД могут работать на УСН — все, кроме тех, которые подпадают под запреты. Это, например, следующие:
- 64.91; 64.92; 64.99 — выдача кредитов и займов (банки, кредитные организации);
- 65.11; 65.30; 65.12 — страхование, негосударственное пенсионное обеспечение;
- 66.12 — операции с ценными бумагами;
- 64.30 — инвестирование;
- 64.92.6 — кредитование под залог (ломбарды);
- 92.1 — казино, игорный бизнес.
Индивидуальные предприниматели с ОКВЭД, не подпадающие под законодательные запреты, вправе работать на упрощенке.
Запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: типичные ошибки на практике при назначении наказания за преступления, предусмотренные гл. 23 УК РФ
Думаю ни для кого не секрет, что ст.47 УК РФ на сегодняшний день включает в себя два вида уголовных наказаний: запрет занимать определенные должности; запрет на осуществление определенной деятельности. Каждый из них является по своей уголовно-правовой природе самостоятельным. Этот законодательный прием выглядит вполне обоснованным, так как по характеру правоограничений данные виды наказаний являются идентичными и ставить их один над другим в четко структурированной, иерархически выстроенной системе уголовных наказаний (ст.44 УК РФ), было бы совершенно некорректно.
Однако при всей ясности самой правовой природы данных видов наказаний, возникают и по сей день немало вопросов, связанных с их применением на практике. Рассмотрю лишь частную проблему, связанную с назначением запрета занимать определенные должности за совершение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Пленум Верховного Суда РФ (далее — ВС РФ) в п.9 Постановления от 22.12.2015 №58 указал:
Обратить внимание судов на то, что лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления.
То есть ВС РФ недвусмысленно определил, что самостоятельный вид наказания — запрет занимать определенные должности a priori не имеет своего распространения на должности в коммерческих и иных организациях. При этом, если обратить внимание на санкции некоторых статей, установленных в главе 23 УК РФ (ч.2 ст.201 УК РФ; ч.2-4, ч.6-8 ст.204 УК РФ), которые по своей диспозиции не связаны с государственной или муниципальной службой, то встает вопрос о каких должностях в них тогда идет речь в рамках уголовного наказания? Некоторые суды и на данный момент считают, что видимо эти нормы предполагают лишение права занимать должности в коммерческих или иных организациях. Хотя подобная позиция с очевидностью своей противоречит нормам Общей части УК РФ. Наглядно продемострирую такие ошибки:
Первый пример. Приговор Кущевского районного суда Краснодарского края от 17.12.2019 по делу N 1-343/2019
Признать П. виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 7 ст. 204 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок пять лет шесть месяцев со штрафом в размере 520 000 (пятьсот двадцать тысяч) рублей и лишением права занимать должности, связанные с управленческими, организационно-распорядительными функциями в коммерческих организациях, на срок два года
Второй пример. Приговор Коломенского городского суда Московской области от 07.08.2014 по делу N 1-246Т/14
Р. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 204 ч. 4 п. «в», 204 ч. 3 УК РФ, и назначить ему наказание:
— по ст. 204 ч. 4 п. «в» УК РФ в виде 3 (трех) лет лишения свободы со штрафом в размере однократной суммы коммерческого подкупа, то есть в размере 180 000 (ста восьмидесяти тысяч) рублей с лишением права занимать руководящие должности, связанные с выполнением управленческих функций, в коммерческих и некоммерческих организациях, сроком на 3 (три) года
Третий пример. Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 16.01.2018 по делу N 22-19/2018(22-995/17;)
В апелляционном представлении государственный обвинитель — помощник прокурора Камчатского края Бондаренко О.С. полагает приговор несправедливым, вследствие его чрезмерной мягкости. Просит его изменить и назначать К.К. наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы коммерческого подкупа, равной 447423000 рублей с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в некоммерческих организациях, сроком на 6 лет.
Далее суд укажет на ошибочное вменение лицу данного вида наказания.
Как было продемонстрировано, правоприменители иногда игнорируют разъяснения Пленума ВС РФ и допускают существенные нарушения в толковании уголовного закона. И хочу обратить внимание, данные судебные акты не были обжалованы. В связи с этим вызывает сомнение и квалифицированность защитников обвиняемых по данным делам. Подобная пассивная роль стороны защиты недопустима. Как указывал выдающийся классик уголовного процесса И.Я. Фойницкий: «защитник – это один из необходимых органов процесса, преследующий также цели правосудия как и весь суд».
Однако есть и другие случаи, когда суд правильно подходит к разрешению рассматриваемого вопроса.
Пример. Приговор Динского районного суда Краснодарского края от 10.12.2019 по делу N 1-276/2019
По смыслу закона лишение права занимать определенные должности не предусматривает запрета занимать должности в коммерческих организациях.
Судом установлено, что ФИО34 на государственной и муниципальной службе не состояла, инкриминируемые деяния совершила, занимая должность заместителя начальника участка в <адрес> ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», что исключает назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности
По итогу хочется все же решить вопрос: зачем законодатель включил в санкции статей главы 23 УК РФ данный вид наказания? Можно конечно традиционно сказать о том, что это его ошибка и он неправильно сформулировал санкции. Однако полагаю это не так. Если руководствоваться правилом, указанным в п.8 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2015 №58, что не имеет значения для применения данного вида наказания тот факт, что лицо на момент постановления приговора уже не занимает соответствующие должности либо не занимается конкретной деятельностью, то вполне вероятно, что совершив преступление, предусмотренное гл.23 УК РФ, виновный прекратил трудовую деятельность в той или иной коммерческой либо иной организации и перешёл на государственную или муниципальную службу. Тем самым, с целью недопущения продолжения преступной деятельности уже по месту его текущей работы, тем самым реализуя цели наказания в соответствии с ч.2 ст.43 УК РФ, суд назначает наказание в виде запрета занимать должности уже на государственной или муниципальной службе. Таков, на мой взгляд, юридический смысл анализируемого наказания в главе 23 УК РФ.
Статья 105.1 УПК РФ. Запрет определенных действий
1. Запрет определенных действий в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, предусмотренных частью шестой настоящей статьи, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных на него запретов. Запрет определенных действий может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.
2. Запрет определенных действий в качестве меры пресечения применяется в порядке, установленном статьей 108 настоящего Кодекса (за исключением требований, связанных с видом и размером наказания, квалификацией преступления, возрастом подозреваемого или обвиняемого), и с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
3. При необходимости избрания в качестве меры пресечения запрета определенных действий, а равно при необходимости возложения дополнительных запретов на подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого применена мера пресечения в виде запрета определенных действий, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении перед судом данного ходатайства указываются один или несколько запретов, предусмотренных частью шестой настоящей статьи, мотивы и основания их установления в отношении подозреваемого или обвиняемого и невозможности избрания иной меры пресечения.
4. Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:
1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде запрета определенных действий;
2) о возложении дополнительных запретов на подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого применена мера пресечения в виде запрета определенных действий;
3) об отказе в удовлетворении ходатайства.
5. Постановление судьи, указанное в части четвертой настоящей статьи, направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, в контролирующий орган по месту жительства или месту нахождения подозреваемого или обвиняемого, подозреваемому или обвиняемому, его защитнику и (или) законному представителю, а также потерпевшему, свидетелю или иному участнику уголовного судопроизводства, если запрет определенных действий связан с обеспечением безопасности этих лиц. В случае возложения на подозреваемого или обвиняемого запрета управлять автомобилем или иным транспортным средством в соответствии с пунктом 6 части шестой настоящей статьи у подозреваемого или обвиняемого дознавателем, следователем или судом изымается водительское удостоверение, которое приобщается к уголовному делу и хранится при нем до отмены данного запрета. Постановление судьи подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном частью одиннадцатой статьи 108 настоящего Кодекса.
6. Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела и представленных сторонами сведений при избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий может возложить следующие запреты:
1) выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях;
2) находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;
3) общаться с определенными лицами;
4) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;
5) использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
6) управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
7. В постановлении суда об избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий указываются конкретные условия исполнения этой меры пресечения с учетом возлагаемых запретов (адрес жилого помещения и периоды времени, в течение которых запрещено покидать жилое помещение, район, населенный пункт, с которыми связаны запреты, места, запрещенные для посещения, данные о расстоянии, ближе которого запрещено приближаться к определенным объектам, лицах, с которыми запрещено общаться, срок применения запрета, предусмотренного пунктом 1 части шестой настоящей статьи, способы связи со следователем, с дознавателем и контролирующим органом, другие условия), а также обязанность подозреваемого или обвиняемого самостоятельно являться по вызовам дознавателя, следователя или суда. Подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут судом всем запретам, предусмотренным частью шестой настоящей статьи, либо отдельным из них.
8. Подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения со следователем, с дознавателем и контролирующим органом. О каждом таком звонке в случае установления запрета, связанного с использованием средств связи, подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган.
9. Запрет, предусмотренный пунктом 1 части шестой настоящей статьи, применяется до отмены меры пресечения в виде запрета определенных действий либо до истечения срока применения данного запрета, установленного судом при принятии решений, указанных в пунктах 1 и 2 части четвертой настоящей статьи, или при его продлении. Запреты, предусмотренные пунктами 2 — 6 части шестой настоящей статьи, применяются до отмены или изменения меры пресечения в виде запрета определенных действий.
10. Срок применения запрета, предусмотренного пунктом 1 части шестой настоящей статьи, устанавливается и продлевается судом в соответствии со статьей 109 настоящего Кодекса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей, и с момента вынесения судом решения о его установлении не может превышать по уголовным делам:
1) о преступлениях небольшой и средней тяжести — 12 месяцев;
2) о тяжких преступлениях — 24 месяца;
3) об особо тяжких преступлениях — 36 месяцев.
11. Контроль за соблюдением подозреваемым или обвиняемым запретов, предусмотренных пунктами 1 — 5 части шестой настоящей статьи, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. В целях осуществления контроля могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля, перечень и порядок применения которых определяются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления такого контроля определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно со Следственным комитетом Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в состав которых входят органы предварительного следствия, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
12. Если по медицинским показаниям подозреваемый или обвиняемый был доставлен в учреждение здравоохранения и госпитализирован, до разрешения судом вопроса об изменении либо отмене меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого продолжают действовать установленные судом запреты. Местом исполнения меры пресечения в виде запрета определенных действий считается территория соответствующего учреждения здравоохранения.
13. В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым возложенных на него запретов, отказа от применения к нему аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля или умышленного повреждения, уничтожения, нарушения целостности указанных средств либо совершения им иных действий, направленных на нарушение функционирования применяемых к нему аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, суд по ходатайству следователя или дознавателя, а в период судебного разбирательства по представлению контролирующего органа может изменить эту меру пресечения на более строгую.