Имеет ли право учитель оскорблять ученика
Что делать родителям ученика, которого оскорбляет учитель?
Разбираясь с проблемами ребенка в школе, нужно учитывать, прежде всего, его интересы и выбирать пути решения разногласий с учителем, которые не нанесут ученику вреда. Выстраивать отношения с преподавателями и другими сотрудниками школы следует, руководствуясь нормами закона «Об образовании в РФ», внутренними нормативными документами учреждения и другими законами и локальными актами, регулирующими сложившуюся ситуацию.
Решение проблемы с учителем внутри образовательного учреждения
Суд, полиция, прокуратура – это крайние меры, прежде чем воспользоваться которыми всегда следует попытаться решить вопрос внутри школы. Регулирование преподавательской деятельности и защита прав учеников обеспечиваются законом «Об образовании в РФ» и прочими нормативными документами.
В статье 34 закона указано, что учащийся имеет право на соблюдение в образовательном учреждении по отношению к нему гарантий по уважению чести и достоинства, защиту от оскорблений, унижения, насилия. Согласно 45 статье родитель ученика может защищать его интересы, направляя жалобы:
- руководству учреждения;
- комиссии по рассмотрению споров, созданной в нем;
- контролирующим органам в Министерстве образования.
Если учитель на уроке или в любое другое время оскорбляет ученика, унижает, угрожает, повышает голос, то тем самым он нарушает права ребенка.
Преимущества компании
Включите звук на видео!!
Консультация юриста по уголовным делам бесплатно
Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)
Консультации в мобильном приложении
Для начала следует поговорить с ребенком, выяснить ситуацию, спросить, ведет ли себя учитель подобным образом в отношении других учащихся, оскорбляет ли еще кого-нибудь. В случае положительного ответа, лучше связаться с родителями этих детей, чтобы решать вопрос коллективно. Затем нужно спокойно поговорить с учителем, сообщить о том, что его поведение неприемлемо. Если он не отреагирует на просьбу или откажется изменить свое отношение и не прекратит оскорблять ученика, то можно жаловаться директору, инициировать создание комиссии для рассмотрения проблемы.
Есть вероятность, что учительница или учитель не захотят портить свою характеристику, в которую могут быть внесены сведения о дисциплинарных взысканиях, вынесенных в результате разбирательства. Поэтому жаловаться на действия преподавателей руководству школы нужно в любом случае. Это может помочь избежать необходимости обращения в суд или прокуратуру, после чего отношения с администрацией учреждения могут быть испорчены.
Подтверждение факта противоправных действий учителя
Чтобы иметь возможность доказать тот факт, что преподаватель оскорбляет ученика, необходимо как можно подробнее разобраться в ситуации:
- расспросить ребенка, несколько раз разными вопросами проверить его рассказ – если он сбивается, путается, сообщает противоречивые сведения, то, возможно, он не говорит всей правды;
- поговорить с одноклассниками, родителями других учащихся – свидетельства очевидцев помогут подтвердить утверждение ученика о том, что его оскорбляли;
Если ситуация повторяется неоднократно, можно попросить ребенка сделать запись на телефон или диктофон, но ни в коем случае не провоцировать учителя на агрессию.
Также можно сохранить копии письменных обращений администрации учебного учреждения для подтверждения попыток урегулировать вопрос до суда.
Обращение в суд или другие органы по факту оскорблений
В зависимости от серьезности ситуации, действия учителя могут попадать под ст. 5.61. об оскорблении личности в Кодексе об административных правонарушениях, статей УК №№ 119 (угрозы причинения вреда здоровью, если учитель угрожал насилием или физическим наказанием), 156 (жестокое обращение с несовершеннолетними). По какой именно из них будет проводиться следствие, зависит от того, какие конкретно действия совершал преподаватель. Административным правонарушением считается оскорбление ученика, которое было выражено в неприличной форме, то есть, если преподаватель ругался матом, использовал нецензурную лексику, оскорблял личность и достоинство учащегося, то это может быть расценено как оскорбление в рамках данной статьи.
Что делать родителям ученика, которого оскорбляют, если в школе ситуацию решить не удалось? В этом случае можно обратиться с жалобой или заявлением:
- в полицию;
- в суд;
- в прокуратуру.
Для этого в заявлении или иске нужно указать ответчика (это может быть учитель, а также учебное учреждение), кратко описать ситуацию, выразив суть претензий. Куда именно обращаться, следует решать в зависимости от ситуации. В конечном итоге дело будет рассмотрено в суде, если предварительное следствие подтвердит факт нарушения прав несовершеннолетнего. Подробное разбирательство будет проведено по факту получения заявления. Прокуратура и полиция передают документы в суд, произведя расследование. В суде могут вызвать свидетелей для восстановления деталей произошедшего. От лица учащегося выступают его официальные представители.
Чтобы не усугублять ситуацию стоит научить ученика правильно и спокойно отвечать, когда его оскорбляют или нарушают его права. Нужно помнить, что учитель также защищен от оскорблений и унижений. Поэтому следует спокойно сообщить о том, что нарушение этических норм и прав личности недопустимо и в случае, если противоправные действия не прекратятся, то родители будут вынуждены принять меры. Последние также должны корректно и не агрессивно общаться с представителями учебного учреждения, чтобы не давать повод для ответных обвинений.
Дальнейшее обучение может быть омрачено после окончания процесса. Поэтому прежде чем обращаться в органы, расследующие правонарушения, следует подумать о последствиях для несовершеннолетнего. Возможно, проблему легче будет решить переводом к другому преподавателю или в другое заведение. В подобных случаях многое зависит от человеческого фактора, готовности администрации и сотрудников школы идти на контакт, разбираться в проблеме.
Что делать, если учитель оскорбляет меня?
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Ученик оскорбил учителя. Что делать?
Издревле профессия учителя занимала особенное место в культурах разных народов. Ученики относились к учителям с почитанием и трепетом, признавали значимость авторитета, выказывали уважение к возрасту и опыту. Учителя обладали высоким социальным статусом. Они ценились как основа процветания нации, как ее элита.
Но времена меняются… В интернете можно встретить ролики, где на замечание учителя ученик реагирует оскорблением или даже отвечает на встречную эмоцию кулаками. Зачастую учитель, если возникают проблемы во взаимоотношениях, один на один, без должной поддержки остается с подростками, которые продолжают нарушать правила, проверять на прочность и самоутверждаться в глазах сверстников.
Ничто так прочно не запоминают ученики,
как ошибки своих учителей
Учителя – это живые люди со своими жизненными историями, слабостями, эмоциями. Они не могут всегда быть идеальными и безукоризненными. Безусловно, учительская профессия, как и любая другая, обладает своими рисками, главный из которых – высокая цена ошибок. Зачастую ученики их учителям не прощают.
Записать на счёт учителя многие ошибки, среди которых есть вещи совершенно к ним не относящиеся, помогают детям их родители. Очень часто, к сожалению, учитель не находит поддержки родителей, которые позволяют себе неуважительно высказываться о педагогах в присутствии детей. Учитель живет в обществе, которое накладывает на него порой невыполнимые обязательства (один «всеобуч» чего стоит!), а взамен транслирует лишь пренебрежение, сдабриваемое популярной фразой: «Во что превратилась сегодня школа?!».
От учителя ожидают, что он достигнет нереальных целей
при помощи неадекватных средств.
И просто чудо, что иногда это ему удается
Что делать современному педагогу? Как поддерживать свой авторитет? Удерживать свою репутацию, а заодно и престиж профессии, необходимо не только ради сохранения самоуважения, но и ради тех знаний, которые мог бы воспринять ученик. Он слушает только того, кого уважает.
В Казахстане, например, принят закон «О статусе педагога», который предусматривает денежный штраф за оскорбление. У нас такого закона пока нет. Предлагаем рассмотреть несколько вариантов того, как можно педагогу реагировать на оскорбления, агрессию в свой адрес. У некоторых задач не существует идеального решения, но пробовать стоит разные.
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ОСКОРБЛЕНИЯ?
- Не опускаться до уровня неуважения. Не соскальзывать в ответную агрессию. Соблюдать дистанцию. Смотреть на ситуацию максимально объективно, не позволяя себе «обидеться» и «разозлиться». Сохранить спокойствие и в своем тоне, и в своем внутреннем мире.
- Попытаться встать на позицию ученика и озвучить его возможные мотивы: «Ты, кажется, очень устал/переживаешь/злишься?». Здесь важную роль играет и умение правильно оценить эмоциональное состояние ученика, и возможность простить ему его ошибки.
- Предложить агрессору мысленно оказатьсяв другой, осуждаемой позиции. «А как бы ты сам отреагировал на такие слова?», «Как бы ты преподавал географию?»
- Переключить внимание с себя на ученика или на проблему, обратившись ко всему классу: «Давайте все вместе подумаем над этим вопросом!», «У кого-нибудь из присутствующих есть идеи по этому поводу?».
- Неожиданным и располагающим шагом будет упомянуть о достоинствахи способностях ученика: «Ты же такая взрослая/рассудительная/терпеливая ученица!», «На самом деле, ты наверняка знаешь ответ на этот вопрос», «Не ожидала от такого внимательного человека, таких слов»
- Поискать, с чем в словах обидчика можносогласиться. Возможно, в чём-то признавая свою слабость или ошибку, вы проявляете свою силу. «Я согласен с тем, что в программе есть скучные моменты», «Действительно, мы все устали».
- Иногда имеет смысл выразить своенесогласие, принципиально не вовлекаясь в дебаты, максимально четко и корректно формулируя свою позицию: «Я с вами не согласен», «Будьте добры, не отвлекайтесь от основной темы».
- И, конечно, остается весьма эффективный прием, который, при удачном стечении обстоятельств, может помочь и снизить агрессию, и примирить противоборствующие стороны. Используйте ЮМОР.
Учитель — человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймете,
что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги.
Слава богу, что Создатель настоящего учителя учел это важное качество,
Ответственность учителя за оскорбление ученика
Преподаватель — это сложная профессия. Она требует от человека большого профессионализма, а главное выдержки. У некоторых не хватает терпения, и они срываются на учениках, оскорбляя их, унижая достоинство. Если вы столкнулись с ситуацией, когда учитель в школе или в каком-либо другом учебном заведении систематически оскорбляет вашего ребенка, прилюдно критикует, высмеивает, демонстрируя, таким образом, предвзятое отношение, вы, как любящий родитель, просто обязаны отреагировать.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с оскорблением ученика, то вам следует помнить, что:
- Все случаи, связанные с оскорблением ученика, уникальны и индивидуальны.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
- Позвонить:
- ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844
Права и обязанности участников учебного процесса
Согласно статье 34 Федерального закона «Об образовании в РФ», каждый ученик имеет право на то, чтобы окружающие уважали его достоинство. Это же касается защиты от различных форм физического, психологического насилия, оскорбления, здоровья и охрану жизни.
В другой статье этого же закона идет речь об обязанностях педагога. В них входит соблюдение правовых, нравственных, этических норм. Он должен в полной мере соблюдать требования профессиональной этики, уважать обучающихся, а именно их честь, достоинство. Не исключением являются и другие участники образовательного процесса.
Внимание! Кричать, поднимать руку на детей, оскорблять их достоинство, публично унижать, наказывать, используя негуманные способы — на все это права учитель не имеет. Если имеет место дисциплинарное нарушение, то руководствоваться в принятии решений педагог должен Уставом школы. Подобные вопросы решаются с родителями, администрацией учебного заведения.
Какими должны быть действия родителя, чьего ребенка оскорбили?
Одним из главных способов защиты интересов собственных детей является направление родителями официального обращения в органы, контролирующие работу образовательного учреждения, это также может быть комиссия по урегулированию споров. Родители имеют право потребовать провести подробное дисциплинарное разбирательство, направленное на педагога. По его результатам работник учебного заведения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности и даже уволен. Предусматривается возможность обращения пострадавшей стороны в суд с требованием возместить моральный ущерб, в этом случае не лишним будет обратиться к адвокату.
Любой родитель имеет право на требование прекратить действия со стороны педагога, нарушающие права ребенка. Какие именно меры будут предприняты, зависит от личных особенностей преподавателя, директора и общей ситуации в учебном заведении. Немаловажное значение имеет, насколько удастся доказать факт осуществления унижающих действий, высказываний, оскорбляющих личность ученика.
Что можно предпринять?
- Не оставляйте без внимания жалобы своего ребенка на то, что его обижает преподаватель. Если обидчик готов к диалогу, можно попытаться решить проблему мирным путем, ограничившись личным разговором. Постарайтесь донести до работника образовательного учреждения, что ваш ребенок не привык к подобному обращению. Нужно акцентировать внимание на том, что подобные действия со стороны педагога просто недопустимы.
- Если же личная беседа не дала результатов, можно переходить ко второму способу воздействия на ситуацию — написать заявление на имя директора. Оно может быть составлено в индивидуальном порядке или коллективно. В своем обращении обязательно перечислите факты, обстоятельства, которые, по вашему мнению, нарушают законные права ребенка на уважении его чести, достоинства. Не забудьте попросить о принятии соответствующих мер воздействия, в некоторых ситуациях уместно привлечение к дисциплинарной ответственности учителя за оскорбление ученика.
- Вы можете направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов между участниками учебного процесса. Инициаторами обращения могут быть как родители, так и сами ученики. Но! В составе комиссии обязательно должны быть родители. Чтобы жалоба не была воспринята как наговор, по возможности привлеките других родителей с вашего класса — такое заявление директор просто не сможет проигнорировать.
- Самой крайней мерой является обращение с иском в суд, правоохранительные органы, прокуратуру или инспекцию, осуществляющую контроль процесса образования. Здесь не помешает помощь опытного юриста.
Важно! Если никаким из описанных выше способов исправить ситуацию не удалось, тогда стоит задуматься о переводе ученика в другой класс или школу. Руководствоваться нужно Уставом общеобразовательного учреждения, там четко описан порядок перевода ребенка в другую школу.
Последствия нарушения для учителя
При условии того, что факты непрофессионального и неэтичного поведения все же установлены, учитель привлекается к дисциплинарной ответственности, а в некоторых ситуациях даже увольняется. Если грамотно подойти к решению данной проблемы, а именно обратиться к профессиональному адвокату, то можно добиться привлечения обидчика не только к административной, но и уголовной ответственности. Нарушение прав ребенка для учителя может обернуться наложением административного штрафа в размере в пределах 1-3 тысяч рублей. При обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба.
Если вы столкнулись с тем, что вашего ребенка обижают в школе, да еще и учитель, умалчивать об этом не нужно. Не устранив проблему сразу, могут пострадать и другие дети. При обращении в прокуратуру, что делается в самом крайнем случае, пишется заявление, в котором указывается максимально подробная информация о правонарушении, будьте готовы к тому, что вас будут опрашивать по делу. По результатам предварительной проверки может быть вынесено решение об открытии административного дела. Следующим этапом является осуществление более детального расследования прокуратурой, это может длиться около года (крайний срок). Когда доказательная база собрана, дело направляется в суд, чтобы не было допущено никаких ошибок, рекомендуется обратиться к адвокату. Если все сделать правильно, дело будет рассмотрено в одном заседании, а приговор удовлетворит вас как истца.
Что делать, если учитель оскорбляет ученика при всем классе
Защитить ребенка от нападок со стороны учителя можно не только словом, но и правомерными действиями, обратившись с заявлением в правоохранительные органы или к опытному адвокату.
Даже не зная законов, любой взрослый человек осознает, что оскорблять и унижать ученика не имеет права ни один учитель. В законодательстве РФ четко установлены права ребенка во время пребывания в школе, что регулируется ФЗ «Об образовании в РФ». Учащийся должен быть защищен от психологического давления и физической агрессии, не может подвергаться унижению и оскорблениям, а также имеет полное право на здоровую жизнь и спокойное обучение.
Кроме прав ученика, этот закон объясняет обязанности педагога, который должен придерживаться правовых норм, проявлять уважение и соблюдать правила профессиональной этики. О словесном и телесном наказании речи быть не должно даже при неправильном поведении ребенка и нарушении им правил учебного заведения.
В современных школах нарушение установленных норм встречается достаточно часто, что приводит к конфликтным ситуациям и судебным прениям. Что делать, если учитель при всем классе унижает и оскорбляет школьника, куда обращаться и какие меры предпринять? Получить ответ по конкретной ситуации можно у опытных юристов нашей компании, а также привлечь к разбирательству правоохранительные органы.
Скандал с учителем, встречные угрозы и оскорбления, а также рукоприкладство и иные «домашние» меры будут квалифицированы как нарушение законов РФ и приведут к сложным последствиям.
Куда обращаться, если ребенка публично унижает учитель
Кричать на ребенка, оскорблять и унижать при всем классе или в социальных сетях и по телефону не имеет права ни один учитель. Такой подход к учебному/воспитательному процессу является непедагогичным и требует определенных мер со стороны родителей и вышестоящего руководства.
Защитить ученика от нападок со стороны учителя можно несколькими способами – от официального обращения в комиссию по урегулированию споров до судебного разбирательства с возмещением морального ущерба.
Родитель может обратиться с просьбой провести дисциплинарное разбирательство, по итогам которого педагога могут уволить и привлечь к ответственности. Главное – доказать, что действия педагога были направлены на унижение/оскорбление личности школьника.
Куда жаловаться и что предпринять, если учитель обзывает и оскорбляет ребенка:
- проблему можно решить миром, ограничившись разговором с учителем, но без угроз и повышенного тона;
- если мировое соглашение не достигнуто, а нападки со стороны педагога продолжаются, то следует написать заявление директору школы (индивидуально или коллективно от нескольких учащихся);
- одновременно с обращением к директору можно подать такой же документ в Комиссию по урегулированию конфликтов в учебном заведении. Чтобы жалоба не была признана заговором, лучше привлечь к разбирательству других родителей из вашего класса, имеющих претензии относительно поведения и обращения учителя с учениками;
- крайняя мера добиться справедливости – исковое заявление в суд, прокуратуру и полицию, где не помешает поддержка опытного юриста.
Если ситуацию не удалось исправить вышеизложенными способами, то остается перевод школьника в другой класс или школу.
Заявление об оскорблении
Заявление на оскорбление ученика учителем подается в полицию, прокуратуру и директору школы. Правильно оформить документ можно по заданному шаблону или воспользовавшись помощью наших юристов. Что следует указать в заявлении об оскорблении:
- куда/кому подается документ – номер школы, ФИО директора, наименование суда, отделение полиции, данные начальника заведения/прокурора и т.д.;
- данные заявителя и пострадавшего;
- суть проблемы – события, факты, сведения об оскорблении и прочее;
- подтверждающие вину учителя доказательства – аудио/видеосъемка, свидетельские показания одноклассников и иных участников конфликта, распечатка смс сообщений или страниц из социальных сетей;
- ссылки на закон о защите интересов ученика и требования по привлечению учителя к ответственности;
- подпись и дата.
Если была попытка решить конфликт мирным путем, то следует приложить к заявлению копию жалобы к директору школы и сведения об устной беседе. Если есть свидетельские показания, все бумаги должны быть заверены подписями.
Обратите внимание!
Если заявление передается в прокуратуру, то на основании предоставленных доказательств принимается решение о возбуждении административного дела, срок расследования которого не превышает 1 месяц. Судьба преподавателя решается судом по месту проживания истца.
В случае физического насилия, рекомендуется не затягивать с обращением в правоохранительные органы, а привлечь к делу опытного адвоката и снять побои при их наличии или подготовить неоспоримые доказательства толчка, удара, шлепка и иного действия педагога.
Какая ответственность за оскорбление ученика
Что будет учителю за оскорбление ученика, установлено ст. 5.61 КоАП РФ. Согласно данной административной нормы, за оскорбление человека предусмотрены следующие наказания:
- за унижение чести и достоинства человека на граждан возлагается штраф до 3 тыс. руб., на должностных лиц (учитель) – до 30 тыс. руб., а на юридических лиц – до 100 тыс. руб.;
- оскорбление в СМИ (радиоканал, телепередача, газета, интернет-портал и прочее) – штраф для граждан увеличивается до 5 тыс. руб. максимум, должностных лиц – до 50 тыс. руб., а юридических – до 150 тыс. руб.
Дополнительно к административной ответственности родитель ученика имеет право потребовать возмещение морального ущерба. Сумма компенсации зависит от степени вины правонарушителя и последствий происшествия.
Если порочащие честь ребенка сведения были распространены массово, то учитель будет привлечен к ответственности по статье 128.1 Уголовного кодекса РФ – клевета.
В случае физического насилия над ребенком, расследованием занимаются правоохранительные органы и простым штрафом отделаться не удастся. По данным преступлениям предусмотрено лишение свободы, снятие с занимаемых должностей и принудительные работы. В любой ситуации лучше обратиться за поддержкой к опытному юристу, который поможет собрать доказательства, избежать наговора со стороны обидчика и добиться справедливости по закону.
Заключение
Исходя из законодательных норм можно установить, что игнорировать оскорбления учителей нельзя. Ученик имеет право на обучение, а педагог обязан создать для этого лояльные условия, включая защиту от нападок со стороны сверстников. Унижать, бить и обзывать школьника не может ни один педагог.
Если ваш ребенок сообщил о подобном инциденте, нельзя придумывать оправдания случившемуся даже в случае их наличия. Педагог проходит специальную подготовку и должен быть стрессоустойчив, так как его работа основана на общении с детьми разного социального уровня и воспитания. При инциденте следует обратиться к нашим юристам или попытаться решить проблему мирным путем. В любом случае все должны понести заслуженное наказания. Если оставить унижение без вмешательства со стороны родителей, то неизвестно, чем закончиться безнаказанное поведение педагога – доведение школьника до самоубийства или истязание со стороны всего класса.
Что делать, если учитель оскорбляет меня?
Буллинг — это травля. Она разворачивается как в реальности, так и в интернете. Жертвой травли как правило становится ученик, не похожий на других в классе и не разделяющий общих ценностей. Или ученик со слабой нервной системой, тот на кого легко надавать, над кем легко посмеяться.
Чем травля отличается от непопулярности?
Травля — это прицельные, целенаправленные действия всего коллектива против одного человека. Это действия, которые нарочито унижают, оскорбляют или причиняют любой другой вред жертве, в том числе физический. Коллектив понимает, что делает и делает это сознательно. В этом и отличие от непопулярности. Непопулярный ученик может вполне комфортно себя чувствовать, если он не нуждается в признании сверстников, а вот жертва травли всегда явно и сильно страдает.
Как учитель может заметить травлю?
Наблюдать. Даже если учитель проводит один-два урока в неделю, он может многое узнать об отношениях в классе. Часто учитель видит что-то «неладное», но проходит мимо. Если учитель видит, как одноклассники прячут чей-то портфель, наклеивают на спину кому-то бумажку, постоянно смотрят какое-то видео в телефонах, — он должен насторожиться. Не нужно подозревать всех и вся и не нужно искать ябед. Достаточно наблюдать, поделиться мнением с классным руководителем и школьным психологом.
Понять, какие социальные роли у кого в классе. Если кажется, что над классом сгущаются тучи, но еще не ясно над кем именно, поймите, кто в коллективе лидер, кто — аутсайдер. Это пригодится даже если травли не начнется. Вы сможете понять, кому понадобится помощь в социализации. Или чьи границы лучше не нарушать. Будет здорово, если вы разберетесь, кто в классе интроверт, а кто экстраверт. Как правило, больше страдают интроверты — они чувствительнее к нарушению границ и их проще ранить.
Особенно наблюдать за «белыми воронами». Да это плохой термин, но он помогает выявить нонконформистов и помочь им в сохранении границы. Не нужно подталкивать таких ребят к социализации — далеко не каждому важно внимание других. Важно понять, чем может быть интересен ребенок — своим увлечением, своим темпераментом, добротой. И помочь ему защититься от угроз других. Сделать это легко — понять интерес и побеседовать о нем.
Чтобы в классе начался буллинг, нужно несколько условий:
- Потенциальная «жертва» и один сильный лидер.
- Пример какого-либо значимого взрослого. Например, кто-то из учителей сам высмеивает при классе чью-то особенность или ведет себя агрессивно.
- Молчание со стороны учителя. Если дети чувствуют свою безнаказанность, они будут продолжать.
Что делать, если буллинг в активной фазе?
Точно вмешиваться. Если травля перешла в активную фазу — вы точно это заметите. Оскорбления, драки, неуместные шутки — если заметили, то останавливайте и действуйте по обстоятельствам. Если ученик нарушил устав школы, ведите его к директору. Если еще нет, проводите беседу со всеми участниками конфликта. Бездействовать в травле — должностное преступление.
Уходить от деления на жертву и виновных. Если нет четкого правонарушения — обидные шутки могут и не нарушать устав, — то постарайтесь не осуждать только зачинщика. Скорее всего он действует так, потому что его поддерживает весь класс. Постарайтесь понять, каковы отношения в классе и как они привели к травле. Но при этом, не молчите. Покажите, что так нельзя, вы этого не спустите.
Обращаться к психологу. Если хотя бы на толику чувствуете неуверенность в своих силах, зовите педагога-психолога. Он сможет поддержать жертву травли и поможет организовать беседу с участниками. Также он поймет, нужно ли подключать родителей и всех одноклассников.
Устраивать модерацию конфликтов. Дети, даже подростки, в силу возраста и малого жизненного опыта еще не умеют самостоятельно выходить из конфликтов. Их главным помощником становится педагог.
Например, если Вася говорит Пете «Ты трус, поэтому и получил», задавайте Васе наводящие вопросы. Пусть он объяснит, почему считает Петю трусом, почему это важно для Васи. Тогда Вася в итоге скажет Пете: «Петя, я думал, что ты поддержишь меня и мы вместе прыгнем с парашютом. Ты же хотел. Жаль, что у тебя не получилось». А Петя сможет рассказать, что его остановило и испугало.
Разговаривать с родителями. Родители представляют интересы несовершеннолетних детей, значит, должны быть в курсе. Старайтесь доносить информацию аккуратно, но настойчиво. Если родители пройдут мимо, это нанесет ущерб их ребенку. Если же со всей горячностью бросятся мстить обидчику, также ни к чему хорошему не приведет.
Что делать, если буллинг прошел, но «жертве» плохо?
Обращаться к психологу. Если вы заметили, что ученик чувствует себя подавленно, поговорите с ним. Если он расскажет, что подвергался травле несколько дней-недель-месяцев назад, то подключайте психолога. В первую очередь, нужно не искать виновных, а работать с пострадавшим.
Запускать службу примирения. Если ребенку нужно, чтобы перед ним извинились, придется собирать участников конфликта и проводить модерацию. Психолог может провести ее сам, а может обратиться к школьной или городской службе примирения. Их силы понадобятся, если конфликт очень глубок и никто не хочет брать на себя ответственности. Служба примирения собирает детей, родителей, подключает ученический совет и пытается помирить участников конфликта, чтобы наладить их отношения.
Выстраивать доверие. После работы с психологом все только начинается. Классу придется по-новому взглянуть на свои отношения. Возможно, что теперь ученики будут меньше общаться с зачинщиком травли. Это тоже неправильно, нельзя допустить, чтобы теперь травили его. Восстанавливать отношения можно по-разному: пойти в поход, проходить тренинги на доверие, больше разговаривать.
Как самому не поддерживать буллинг?
Быть искренним с детьми. Учитель почти всегда становится примером для учеников. Рассказывайте о своих чувствах, не кричите на детей, если недовольны, то просто расскажите чем и почему. Будьте аккуратны в общении и возможно дети будут использовать вашу модель.
Не заводить любимчиков. Старайтесь одинаково относиться ко всем. У каждого ученика есть свой интерес и учитель должен услышать каждого. Нельзя поощрять Колю, который собирает марки, и унижать Машу, рисующую комиксы. Даже если ребенок получает «двойки» и «тройки», он заслуживает любви и внимания.
Не навешивать ярлыки. Постарайтесь не использовать оценочные слова «плохой», «хороший», «дурак», «растяпа» и другие. Если высказываете мнение, оценивайте поступок. Если Коля не сделал домашнее задание, то нужно объяснить Коле и классу, почему это плохо, а не оскорблять самого Колю.