Что означает формулировка категория земель не определена?

Что означает формулировка категория земель не определена?

Что означает формулировка категория земель не определена?

В соответствии с ч.2 ст.8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается:
1) в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.3 ч.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 «218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, включающие информацию о категории земель, к которой отнесен земельный участок.
Государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
На основании ч.1 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон о переводе земель) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом РФ категорий земель является обязательным.
В случае, если категория земель указана не в ЕГРН, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со ст.5 Закона о переводе земель в сведения ЕГРН осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.
В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН. Данное правило актуально для случаев, когда права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в ЕГРН, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до января 2005 года, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).
Если категория земель не указана в ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Отнесение участка, в отношении которого в ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на него не указана категория земель, а также отнесение к землям населенных пунктов осуществляется по той же процедуре, что и перевод земель.
Заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве указываются:
— кадастровый номер земельного участка;
— категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, отнесение к которой предполагается осуществить;
— обоснование отнесения земельного участка к категории;
— права на земельный участок (выписки из Единого государственного реестра прав о правах на участок).
В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо и/или к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Акт об отнесении земель к соответствующим категориям (акт об отказе) направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта.
Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с отнесением земель к соответствующей категории и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Что означает формулировка категория земель не определена?

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

2. В случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.

3. В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

4. Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года:

1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;

2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;

3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

5. Положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года.

6. Положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:

1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;

2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

7. В случае, если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия не установлены, положения части 3 настоящей статьи не применяются, если после установления границ указанных территорий земельный участок будет расположен в границах указанных территорий.

8. Положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.

9. В случае, если земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости относится к категории земель запаса, а в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, находится в границах лесничества, расположенного на землях лесного фонда, такой земельный участок относится к категории земель лесного фонда.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).

11. В случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.

12. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

13. Если в результате проведения государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, не относящегося к категории земель населенных пунктов, указанный земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости расположен в границах населенного пункта, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, такой земельный участок считается отнесенным к категории земель населенных пунктов независимо от наличия иных сведений о категории земель в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, а также в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации. В этом случае орган регистрации прав одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточненном описании местоположения границ земельного участка вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком земельном участке путем указания на его принадлежность к категории земель населенных пунктов.

14. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона.

15. В случаях, указанных в частях 4, 9 и 13 настоящей статьи, принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется.

Категория земель не установлена — что это значит? Рекомендации собственникам участков

В соответствии с Федеральным Законом 172 все земли Российской Федерации делятся на 7 категорий. И каждый участок земли должен быть отнесен к одной из них. Но на деле бескрайние просторы Родины до сих пор не освоены настолько, чтобы каждый клочок земли имел свой правовой статус. Поселения разрастаются, изменяется структура, и «выплывают» участки, назначение которых так и не определено. Что делать хозяину такого надела? Как пользоваться землей, которая «не имеет законных прав»?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Что это значит?

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса выделены следующие категории земель по целевому использованию:

  1. Сельскохозяйственные. .
  2. Промышленности, обороны, транспорта, энергетики, телевидения, радиовещания, информатики, космической деятельности, и других специализированных назначений. . . . .

В частном порядке для проживания, ведения хозяйства, строительства и прочего индивидуального использования подходят земли поселений и сельскохозяйственные. Категории в свою очередь подразделяются по видам разрешенного использования (ВРИ), которые и определяют, что можно делать на этой территории.

Приказ Федеральной службы земельного кадастра от 15.06.2001 № П/119 п. 6.2.13 говорит о том, что если категорию земли невозможно определить, то в документах Государственного кадастра недвижимости отмечают, что она не установлена. Подразумевается, что явление это временное, так как в соответствии с ФЗ 172 все земли должны иметь свою категорию. В ст.8 и ст.14 ФЗ 172 определяется порядок отнесения и перевода в категорию (подробнее о том, как происходит установление категории можно узнать тут).

В соответствии со ст. 103 ЗК РФ в случае отсутствия принадлежности участка, его относят в категорию земель запаса.

Статья 103. Земли запаса

  1. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
  2. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

У таких земель нет целевого использования, поэтому для какой-либо деятельности необходим переход в другую категорию.

Есть ли при этом разрешенное использование?

Если категория не установлена, то земля находится в подвешенном состоянии, «вне закона», поэтому ни о каком ВРИ не может быть речи. Нельзя заключать сделки, оформлять правоустанавливающие документы. Запрещено и непосредственное использование участка: строительство, фермерство, другая деятельность. На деле такие участки умудряются продавать, используя различные уловки.

Единственный выход – добиться присвоения участку нужной категории. Процесс этот трудный и зависит от множества факторов.

Что делать собственнику?

Опытные юристы считают такие дела очень сложными, по их подсчетам лишь 4 заявления из 10 удовлетворяют без судебного процесса. Попытаться все-таки стоит, поэтому рассмотрим весь процесс такого перевода.

Порядок установления и отнесения

Так как подобные участки относят к землям запаса, то нужно будет делать не присвоение, а перевод в другую категорию. В ст. 3 ФЗ 172 указан порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель и участков в другую категорию, а также установления принадлежности к категории:

  1. Для установления категории гражданин должен направить соответствующее ходатайство в орган исполнительной власти, или местный муниципалитет.
  2. К ходатайству необходимо приложить документы, которые будут подтверждением статуса участка и его принадлежности.
  3. Решение принимается в течение месяца.
  4. В случае положительного ответа, составляется акт о переводе земли из одной категории в другую.
  5. Срок перевода может быть назначен по закону либо 2, либо 3 месяца.
  6. Заявитель получит ответ в течение 2 недель со дня составления акта.
  7. Отказ от перевода может быть обжалован в суде.

В акте будет содержаться следующая информация:

  • Основания для изменения категории.
  • Местоположение, границы, кадастровый номер и площадь.
  • Из какой категории в какую.

Необходимые документы

Для того чтобы подкрепить ходатайство, необходимо предоставить следующую документацию:

  • Выписка из государственного земельного кадастра на данный участок.
  • Удостоверяющие личность документы заявителя (оригиналы и копии).
  • Выписка из ЕГРП о правах на участок.
  • Заключение экологической экспертизы (в некоторых случаях).
  • Согласие собственников участка на перевод.
  • Расчеты потерь категории, из которой осуществляется перевод.

Раньше, в период РСФСР и становления РФ участки выдавали на основании государственных актов права собственности, пожизненного владения, использования и наследования. Такие документы могут стать основанием принадлежности участка к определенной категории, потому что в них указывалось целевое назначение.

Как составить ходатайство?

В ходатайстве обязательно упоминают следующие данные:

  • Кадастровый номер. , к которой относится участок, и куда предполагается переход.
  • Основания для перевода.
  • Права заявителя в отношении участка.
  • Ходатайство оформляют на специальном бланке.

Главное, что нужно сделать – найти хоть какую-то документальную ниточку, которая связывает участок с определенной категорией.

  • Скачать бланк ходатайства о переводе земель из одной категории в другую
  • Скачать образец ходатайства о переводе земель из одной категории в другую

Стоимость и госпошлина

Госпошлина за перевод из категории в категорию равна 30% от кадастровой стоимости участка. Эту стоимость определяет государственная независимая экспертиза. Информация хранится в государственном кадастре, чтобы узнать стоимость, можно заказать выписку.

Куда обращаться?

Закон говорит о том, что занимается подобным вопросом орган исполнительной власти или местного самоуправления. Поэтому идти нужно в администрацию. Там могут направить в конкретный отдел, или специалисту по земельным вопросам. Направить ходатайство и пакет документов можно через МФЦ, но в этом случае необходимо быть уверенным в полноте собранных данных.

Порядок действий

Поэтапно порядок действий будет таким:

  1. Собрать документы из списка, а также любые подтверждения принадлежности к категории и целевому назначению.
  2. Оформить ходатайство в муниципалитете и передать им документы.
  3. Получить акт о решении органов власти.
  4. В случае отказа без предусмотренных законом причин, подать исковое заявление в суд о переводе участка из земель одной категории в другую.

Можно ли самому выбрать новую категорию?

В ходатайстве заявитель указывает желаемую категорию на свое усмотрение. Однако местные власти могут решить по-другому в связи со спецификой расположения участка и генплана населенного пункта. Лучше заранее поинтересоваться, какие категории наиболее доступны в конкретном случае. И указать свои пожелания в соответствии с рекомендациями.

П.4 ст. 14 ФЗ 172 говорит о том, что, если категория не определяется, возможно следующее распределение: участки внутри населенного пункта отнести к категории населенных пунктов, участки на территории сельскохозяйственных земель отнести к соответствующей категории целевого использования.

Как происходит присвоение?

Акт, который подтверждает отнесение или перевод участка в определенную категорию является самостоятельным правовым документом, который действует в конкретном случае, а не является законодательным актом для других подобных случаев. В соответствии с законом местный муниципалитет вправе принимать подобные решения, если они не противоречат законам Российской Федерации.

Принятое решение в виде акта о переводе направляют в орган государственного кадастрового учета. Оттуда направляется извещение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, где данные регистрируют. После регистрации участок официально принадлежит к другой категории. Переоформлять собственные документы не нужно.

Как быть, если в правоустанавливающих документах данные есть, а в реестре — нет?

Земли могут быть отнесены к категории на основании данных из ЕГРН и правоустанавливающих документов. Причем правоустанавливающие документы имеют большую юридическую силу. Если в них указана категория, то можно внести эти данные в Единый реестр прав на недвижимость.

По сути, достаточно обратиться в реестр, указав на соответствующий документ, а также на положение ФЗ 172 ст.14 п.2. Если документы действующие, и соответствуют всем нормам, в реестре должны внести соответствующие поправки относительно данного участка.

Если там отказывают, то нужно пойти по пути ходатайства в органы местной власти. В этом случае основанием станут правоустанавливающие документы, где указана категория земель.

Заключение

Если дело все-таки дошло до суда необходимо хорошо подготовиться в знании законов, на основании которых суд может принять положительное решение. Например, указать, что этот участок принадлежит гражданину, есть правоустанавливающие документы, что невозможно для земель без категории.

Необходимо искать любые документы, в которых есть хотя бы намек о целевом назначении, категории или разрешенном использовании. Грамотный юрист способен осуществить подобный перевод успешно и без проволочек. Самостоятельно можно браться за дела, где истина очевидна.

Читайте также  Проблема со стоимостью ремонта в СТО

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Что делать, если категория земли не установлена

Виды целевого назначения земельных участков устанавливаются в соответствии с действующим классификатором. Если категория земли не установлена, землепользование признаётся нецелевым, что влечёт за собой правовые последствия для собственника. В лучшем случае, не получится зарегистрировать возведённые на участке объекты, в худшем – налагаются денежные штрафы. Поэтому определение категории земельных наделов является неотъемлемой частью землепользования.

Процедура отнесения участка к определённой категории предполагает ряд сложностей, в которых сложно разобраться без помощи квалифицированного специалиста. Кадастровые инженеры компании «ЛенОблКадастр» помогут установить категорию земли для участков, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Мы занимаемся решением таких вопросов больше 10-ти лет, заказать услугу могут физические лица и организации.

Что означает отсутствие категории у участка

Все земельные наделы, находящиеся на территории России, делятся на целевые группы, определяющие возможность их применения. Всего классификатор выделяет 7 категорий:

  1. Сельхозназначение;
  2. Населённые пункты;
  3. Промышленные зоны;
  4. Территории, находящиеся под особой охраной;
  5. Лесхозы;
  6. Водные хозяйства:
  7. Резервные фонды: нераспределённые земли, находящиеся в государственной собственности.

Внутри каждой группы предусматривается дополнительная классификация, определяющая, чем именно можно заниматься на выделенном участке. Например, заниматься строительством, вести сельскохозяйственную деятельность или фермерское хозяйство. Если установление категории земельного участка по каким-либо причинам не проводилось, у этого надела отсутствует целевое предназначение. Следовательно, любое использование такого участка признаётся неправомочным.

Как выяснить, установлена категория или нет

Для этого предусмотрены такие варианты:

  • Территориальные органы власти – эти структуры занимаются перераспределением земельного фонда, поэтому сведения об участке могут содержаться в соответствующих актах;
  • Документы собственника – право владения, договор купли-продажи, дарения или аренды;
  • Выписка из Госкадастра – свидетельство о регистрации, кадастровый паспорт и пр.;
  • Свидетельство о регистрации недвижимого имущества – здесь обычно указываются основные характеристики земельного участка, включая присвоенную категорию.

Если в документах, имеющихся на руках землевладельца, интересующих сведений нет, поручить изыскания лучше квалифицированным специалистам. Наши кадастровые инженеры помогут подготовить и отправить запросы во все нужные инстанции, избавив вас от необходимости тратить своё время.

УслугиСтоимость
Межевание (кадастровая съемка, схема, акт согласования, формирование межевого плана)от 12000 ₽
Сдача и получение документов в Росреестр (по доверенности)от 4000 ₽
Выписка из ЕГРН (1 шт.)от 250 ₽
КПТ из ЕГРН (1 шт.)от 400 ₽
Получение документов из архиваот 5000 ₽
Получение выписки из ПЗЗ (правил землепользования и застройки)от 5000 ₽
Консультация кадастрового инженера (за 30 минут, бесплатно при заключении договора)от 500 ₽

Правовые последствия отсутствия целевой категории у земли

Если земельный надел не отнесён к одной из 7 категорий, целевое использование участка запрещено. Это означает, что собственнику не только нельзя заниматься строительством, сельским хозяйством или иной деятельностью на участке, но и сам надел не может принадлежать кому-либо.

  • Решение о выделении участка в собственность признаётся незаконным;
  • Правовой режим использования устанавливается как несоответствующий;
  • Гражданско-правовые сделки, совершённые с участком, становятся недействительными.

Зарегистрировать такой земельный надел в Росреестре невозможно. Более того, такую землю государство может отчуждать в свою пользу в качестве резервного фонда, предложив собственнику компенсацию.

Как присваивается категория земельному участку

Присвоить земельному наделу определённую категорию может специальная комиссия, созданная по требованию первоначального собственника участка. Для этого территория изымается из резервного фонда государства и передается определенному региону. Передача закрепляется специальным актом.

Целевое предназначение определяется региональными властями, исходя из рационального использования земельных ресурсов. В дальнейшем, определение категории землепользования или её изменение зависит от принадлежности участка.

Вопросы о присвоении целевой категории земле решают следующие органы:

  • Федеральная собственность – правительство России;
  • Региональная собственность – краевые или областные органы власти;
  • Муниципальная и частная собственность – органами местного самоуправления.

Как установить категорию земель для участка

Если у земли нет категории целевого использования, то такой надел считается нераспределенным и относится к резервному фонду.

Чтобы присвоить земельному участку категорию необходимо:

  • Подготовить ходатайство;
  • Собрать установленный пакет документов;
  • Подать документы в уполномоченную инстанцию;
  • Дождаться решения.

Важно понимать, что в присвоении категории может быть отказано. Это решение можно обжаловать через суд, но заранее предугадать исход заседания невозможно. Если сбором документов и подготовкой ходатайства займутся наши специалисты, вероятность отказа будет минимальной.

Необходимые документы

  • Заявление об отнесении участка к одной из установленных категорий;
  • Правоустанавливающие документы: договор дарения, купли-продажи, свидетельство о вступлении в права наследника и пр.;
  • Выписка из Госреестра по распоряжению недвижимым имуществом;
  • Кадастровый паспорт ЗУ ;
  • Паспорт заявителя – для физических лиц;
  • Выписка из ЕГРЮЛ – для организаций.

Сроки

Действующее законодательство предписывает установить категорию земель земельному участку в 30-дневный срок с момента принятия ходатайства и прилагающихся к нему документов. Закон допускает продление установленных сроков в исключительных случаях, но не более чем на месяц. Поэтому максимум, сколько может занять присвоение категории, – 60 дней.

Стоимость услуги

Цена оказания услуг рассчитывается в индивидуальном порядке. По закону, категория землепользования присваивается бесплатно, но собственнику придётся оплачивать сопутствующие услуги. Например, подготовку кадастрового плана, установление границ и пр. Окончательная стоимость формируется из общего объёма работ, которые выполняют специалисты «ЛенОблКадастр».

Заказчику необходимо оплатить госпошлину в размере 30% от кадастровой стоимости, т.к. земля фактически выделяется из резервного фонда и у нее меняется категория.

Куда обратиться

Ходатайство о присвоении категории земельному участку подаётся через:

  • Территориальное управление кадастровой службы;
  • Многофункциональные центры;
  • Росреестр;
  • Органы муниципальной власти.

Здесь нужно уточнить, что если собранный землевладельцем пакет документов будет неполным, уполномоченные инстанции вправе отклонить ходатайство. Обращаясь за помощью в «ЛенОблКадастр», вы заказываете услугу под ключ, следовательно, избавляете себя от любой бюрократической волокиты. Мы сами подаём документы от имени заказчика и получаем их после вынесения решения.

Присвоение земельному участку категории в «ЛенОблКадастр»

Мы помогаем собственникам установить категорию земельного участка на максимально выгодных условиях. Обращаясь к нам, вы гарантированно получаете такие преимущества:

  1. Доступные цены – свой штат специалистов, работаем без посредников;
  2. Оперативность – выезжаем в любой район Ленинградской области;
  3. Экономия вашего времени – самостоятельно передаём и получаем документы;
  4. Эффективность – работаем в тесном сотрудничестве с разрешительными и исполнительными органами государственной власти;
  5. Гарантии – если мы занимаемся вашим вопросом, вероятность отказа сводится к нулю.

Звоните! Наши земельные юристы и кадастровые инженеры всегда к вашим услугам, и готовы ответить на любые интересующие вопросы.

ВС напомнил порядок выбора вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий

30 сентября Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла Определение № 310-ЭС20-8733 по делу об оспаривании кондитерской фабрикой постановления о привлечении ее к административной ответственности за размещение на своей производственной территории фирменного магазина.

В марте 2019 г. Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым оштрафовал ООО «Заря» на 105 тыс. руб. за нецелевое использование земельного участка (ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ). По мнению административного органа, на арендуемом участке земли, предназначенном для пищевой промышленности, кондитерская фабрика имеет, помимо производственных объектов, магазин, нарушая требования ст. 42 Земельного кодекса, так как эта торговая деятельность не соответствует сведениям из ЕГРН.

Общество «Заря» оспорило постановление регионального комитета в арбитражном суде. В ходе судебного разбирательства было установлено, что спорный магазин эксплуатируется фабрикой в рамках вспомогательной к основной деятельности (пищевая промышленность) по продаже кондитерских изделий и иной продукции. Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сочли, что использование части земельного участка в соответствии с вспомогательным видом разрешенного использования не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению. В связи с этим обе инстанции удовлетворили заявление общества.

Далее окружной суд отменил судебные акты и отказал в удовлетворении требований кондитерской фабрики, ссылаясь на то, что использование части земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования, сведения о котором внесены в ЕГРН, образует состав вмененного административного правонарушения.

В связи с этим кондитерская фабрика обратилась в Верховный Суд РФ.

После изучения материалов дела № А83-6371/2019 Судебная коллегия по экономическим спорам напомнила, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Этот же принцип действует в отношении основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капстроительства, которые выбираются их правообладателями (за исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий) согласно п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса.

Как пояснил Верховный Суд, в рассматриваемом деле спорный земельный участок был отнесен к производственной зоне предприятий III класса опасности с видом разрешенного использования – пищевая промышленность. Соответственно, размещение на этом участке земли наряду с объектами пищевой промышленности магазина по продаже кондитерских изделий и иной продукции свидетельствует об использовании участка в соответствии с основным видом разрешенного использования и допустимым по отношению к нему вспомогательным видом разрешенного использования, совместное осуществление которых не требует дополнительных разрешений и согласования.

«Отсутствие в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования земельного участка –магазины не образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ», – заключил ВС РФ в своем определении, отменив постановление окружного суда и оставив в силе решения первой и апелляционной инстанций.

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Марина Строкань пояснила, что правообладатели земельных участков вправе самостоятельно, без дополнительных согласований выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: «Иное противоречило бы главным задачам градостроительного зонирования: устойчивое развитие и эффективное использование территорий».

Эксперт указала, что уже на стадии разработки градостроительного регламента уполномоченный орган оценивает целесообразные, наиболее оптимальные и экономически выгодные виды использования с учетом сложившегося землепользования, особенностей расположения и развития территориальной зоны, а также возможности сочетания различных видов использования земельных участков. «Подобная регламентация градостроительной деятельности необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания, комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий», – отметила она.

Правообладатель использует земельный участок, ориентируясь на концепцию использования и развития конкретной территории, заложенную в градостроительном регламенте при разработке правил землепользования и застройки. «Действующее законодательство при этом не обязывает правообладателей вносить в ЕГРН сведения о вспомогательных видах разрешенного использования, такие сведения могут быть внесены в заявительном порядке – по желанию правообладателей. Обязанность вносить в ЕГРН вспомогательные виды использования создавала бы дополнительные административные барьеры для правообладателей и затрудняла свободное использование земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом», – подчеркнула Марина Строкань.

Она добавила, что в рассматриваемом деле, поскольку градостроительным регламентом в качестве вспомогательного вида использования была предусмотрена торговая деятельность, Верховный Суд обоснованно признал правомерными действия общества по продаже кондитерских изделий. «Поскольку земельный участок использовался обществом в соответствии с градостроительным регламентом, объективная сторона административного правонарушения по ст. 8.8 КоАП РФ отсутствует. Вывод Верховного Суда коррелируется как с общей логикой института градостроительного зонирования, так и с устойчивой правовой позицией в судебной практике», – заключила юрист.

Эксперт напомнила, что ранее Верховный Суд уже обращал внимание судов на недопустимость необоснованного вмешательства, в том числе регистрирующего органа, в самостоятельный выбор вида использования участка правообладателями (п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г.). «Требования органа регистрации прав о представлении дополнительного документа – акта органа власти (органа местного самоуправления) об изменении вида разрешенного использования – неправомерны, если правилами землепользования и застройки установлен вид разрешенного использования, сведения о котором вносятся в ЕГРН», – подытожила Марина Строкань.

Адвокат АП Свердловской области Андрей Саунин назвал редкой рассматриваемую ситуацию. «Подобные “инсинуации” административных органов нечасто встречаются в правоприменительной практике. Необоснованное привлечение к административной ответственности государственным органом в рассматриваемом деле я могу связать, к сожалению, только с плохим знанием действующего законодательства должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении. Однозначно приветствую позицию высшей судебной инстанции, разобравшейся в ситуации. Действительно, использование земельного участка допускается как по основному виду разрешенного использования, так и по вспомогательному, и только землепользователь имеет право выбирать между видами разрешенного использования», – подчеркнул он.

Юрист юридической компании «Генезис» Татьяна Мацукова отметила, что в рассматриваемом деле Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ определила, что размещение магазина при фабрике кондитерских изделий не является нарушением норм КоАП. «Своим определением ВС РФ разъяснил судам и органам исполнительной власти о правильном применении норм, регулирующих вспомогательную деятельность на земельном участке. К тому же была исправлена судебная ошибка, что является важным в судебной системе», – полагает она.

По мнению эксперта, такие выводы высшей судебной инстанции помогут сформировать судебную практику, которая считает законным размещение объектов вспомогательной деятельности на земельном участке. «К тому же Суд указал, что использование части земельного участка в соответствии с вспомогательным видом разрешенного использования не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению, а отсутствие в ЕГРН данного вида разрешенного использования — не образует состав правонарушения», — заключила Татьяна Мацукова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector