Имеет ли родитель право записывать на диктофон учителя?

Может ли родитель при беседе с учителем вести аудиофиксацию без предупреждения учителя?

Может ли родитель при беседе с учителем вести аудиофиксацию без предупреждения учителя?

Ответы на вопрос:

Да, родитель вправе вести запись разговора с учителем без его предварительного уведомления. Статьёй 24 Конституции РФ запрещён только сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Но беседа в школе по поводу вопросов образования, школьной жизни не относится к сфере частной жизни.

Если запись разговора с учителем ведется на обычный диктофон или мобильник, которые вы можете купить в свободном доступе в любом магазине связи, то вы можете вести запись на эти устройства без предупреждения учителя

Ответственность может быть только если Вы незаконным способом приобрели специальное техническое устройство ст 138.1 УК РФ (специальное подслушивающее устройство) и это устройство используете при записи.

Если же вы используете обычный диктофон или диктофон на своем мобильнике за ведение подобной записи вам ничего не грозит и вам не нужно ставить в известность учителя и получать от него согласие на запись

На этот счет нет закона, обязывающего вас получать разрешение

УК РФ Статья 138.1. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, в настоящем Кодексе понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.

2. К специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.

Запись на диктофон: шпионаж за учителем или право обучающихся?

Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ — да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.

Нам понадобятся:

— Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ);
— Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» (далее – ФЗ «О государственной тайне»);
— Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»;
— Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);
— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);
— Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).

А теперь правовое обоснование

Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В статье 5 ФЗ «О государственной тайне» установлен исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну. Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» дополнительно конкретизирует данные сведения. Вышеуказанные нормативные правовые акты я привожу только для того, чтобы лишний раз показать, что образовательный процесс в обычных школах, университетах и т.д. — это не секретная информация.

Все почему-то делают упор на положения ст.ст. 23, 24 Конституции РФ, согласно которым частная жизнь человека неприкосновенна, и данные о частной жизни данного человека нельзя использовать без его согласия.
В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Возникает вопрос: «Я хочу фиксировать и записывать свою жизнь различными способами, в том числе учебные занятия на диктофон. А другие этого не хотят. Кто же нарушает чьи права? Одноклассники (одногруппники) нарушают мое право на сбор информации любым, не запрещенным законом способом, или я нарушаю их права, т.к. буду фиксировать «кусочек» их жизни?»

Можно долго спорить, кто прав в данной ситуации, но Определение Верховного Суда РФ поставило точку в этом споре. Для наглядности привожу выдержку из него: «…По мнению апелляционной инстанции, запись разговора между истицей и ответчицей была сделана первой без уведомления о фиксации разговора, а потому такая информация получена помимо воли Шишкиной (Белан) Е.С., что недопустимо в силу вышеприведенной нормы закона. При этом не было учтено, что запись телефонного разговора была произведена одним из лиц, участвовавших в этом разговоре, и касалась обстоятельств, связанных с договорными отношениями между сторонами. В связи с этим запрет на фиксацию такой информации на указанный случай не распространяется…».

Более того пп.6 п.2 ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает, что образовательные организации обеспечивают открытость и доступность иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Т.е. перечень данной статьи не является закрытым и может быть расширен по решению образовательной организации.

Если ученик внаглую ведет видеосъемку на телефон или иным образом мешает вести учебное занятие, то он нарушает свои обязанности, предусмотренные ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ», и тут педагог имеет полное право сделать замечание, провести профилактические беседы, вызвать родителей в школу и т.д.

Но для описанных выше действий нужен факт нарушения дисциплины. А какое нарушение дисциплины может быть, если телефон лежит в кармане, ведет аудиофиксацию, но ученик при этом выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.д.). Единственную реальную причину беспокойства педагогов тем, что их уроки записывают без их ведома, вижу в том, что они используют время урока не по назначению. Рассказывают о даче, своих детях, и любых других вещах, которые никак не относятся к заявленной теме урока. Да, бывают ситуации, когда ученики утомлены, и их надо немного разгрузить диалогами на отвлеченные темы, но есть педагоги, которые явно злоупотребляют посторонними темами. Или другая ситуация, когда педагог позволяет себе во время учебного занятия много лишнего (кричит на детей, всячески унижает, использует матерные слова и т.д.).

В любом случае, если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).

Есть опасность того, что слова педагога могут быть вырваны из контекста. В качестве примера приведу вымышленную ситуацию:
Знаменитый учёный в интервью: «Все мои суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста».
На следующий день в газете:
» Великий учёный признался: «Все мои суждения бессмысленны».
Надеюсь, смысл понятен.

Таким образом, чтобы не опасаться, что ваши слова на учебных занятиях будут вырваны из контекста и неверно интерпретированы, то ведите аудиофиксацию САМИ. Тогда вы всегда себя сможете защитить и получить моральное удовлетворение от наказания того человека, который пытался вас опорочить.

Тут есть еще один положительный момент: прослушивая сами себя, можете поработать над слабыми моментами урока и т.д.

Подводя итог ликбезу, выводим следующие критерии легальности, скрытых форм фиксации:

— Предупреждать о фиксации своей жизни человек не обязан;
— Фиксация должна быть направлена на сбор информации О СВОЕЙ ЛИЧНОЙ жизни;
— Фиксация должна происходить для личного использования (повторение с помощью аудиозаписи темы уроков и т.д.);
— Нельзя каким -либо способом фиксировать информацию, ограниченную законом (государственная, служебная и иные тайны).

В качестве бонуса:

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Но это больше относится к ситуации, когда вы в частной беседе рассказываете другу (подруге) очень важный секрет, сто тысяч раз просите его (её) никому не говорить, а он (она), чтобы вам отомстить, публикует запись в сети. Прослушивать запись дома для себя он (она) имеет право, а вот публиковать без веских причин – нет. Это можно применить в ситуации, когда происходит фиксация диалогов на перемене.

Можно ли записывать учителя на диктофон? Правовые рекомендации

Можно ли записывать учителя на диктофон? Правовые рекомендации

Наличие гаджетов и их использование во время уроков является интересным моментом современного образовательного процесса. Например, возникает вполне законный вопрос, а вправе ли ученики делать аудио- или видеозаписи по ходу занятий? Да, но при условии, что инициатором процедуры фиксации выступает именно учащийся, а не его родители. В этой статье описаны правовые основы аудио- и видеофиксации в процессе обучения.

Законодательная база

При рассмотрении вопроса о правомочности видеозаписи урока необходимо изучить следующие документы:

— Конституцию Российской Федерации (далее – Конституция РФ);

— Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);

— Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» (далее – ФЗ «О государственной тайне»);

— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);

— Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»;

— Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).

Государственная тайна

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый человек вправе свободно искать, получать, передавать, производить и распространять данные любым способом, не запрещенным законодательно. Список сведений, представляющих собой государственную тайну, определен федеральным законом.

В ст. 5 ФЗ «О государственной тайне» приведен исчерпывающий перечень данных, считающихся государственной тайной. Упомянутый указ Президента РФ дополнил данный список.

Из указанных документов понятно, что, что образовательный процесс, осуществляемый в обычных школах, сузах, вузах и т.д. не несет в себе секретной информации. Соответственно запрещать запись на уроке по данной причине нельзя.

Неприкосновенность частной жизни

Ряд педагогов при решении вопроса о допустимости видеосъемки апеллируют к положениям ст. 23 и ст. 24 Конституции РФ, в которых прописано, что частная жизнь человека неприкосновенна, и какие-либо данные о ней нельзя использовать без его согласия.

Также упоминается и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, провозглашающий принцип того, что осуществление прав и свобод человека не должно приводить к нарушению прав и свободы других лиц.

При видеосъемке возникает конфликт интересов:

оператор хочет сделать запись и это его право на сбор информации, которое в случае запрета на съемку будет нарушено;

одноклассники и учитель не желают, чтобы их снимали. Тогда продолжение записи нарушит уже их права на неприкосновенность частной жизни.

Данная проблема была разрешена Верховным Судом РФ. Согласно его определению несмотря на отсутствие уведомления других лиц о выполнении записи, поскольку фиксация производится одним из участников процесса и связана с отношениями, возникшими между сторонами, то запрет на подобные действия не распространяется.

Также в пп. 6 п.2 ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» прописана обязанность образовательных организаций обеспечивать открытость и доступность иной информации, что обнародуется по решению образовательной организации и (или) что должна быть опубликована в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это значит, что перечень, приведенный в данном документе, является открытым и может быть расширен по решению образовательной организации.

Права педагогов

Если же несмотря на запись урока нарушения дисциплины нет, учащийся выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.п.), то повода для запрета нет.

Фиксация урока неудобна педагогам, злоупотребляющим разговорами на посторонние темы, допускающими некорректное обращение с учениками. В прочих случаях поводов для беспокойства нет, да и фиксировать уроки будут только у тех учителей, чьи занятия интересны.

В качестве предупредительной меры педагог вправе сам делать запись урока. Это поможет и самосовершенствованию, ведь просмотрев, прослушав материал, можно обнаружить некие недочеты, и защите, если вдруг возникнет ситуация, когда слова учителя будут вырваны из контекста в попытке опорочить его.

Резюме

Выводы: предупреждать о ведении записи ученики не обязаны, но цель ее может быть только сбор информации о своей личной жизни, а также для личного пользования, например, для повторения уроков. Фиксация сведений, относящихся согласно закону к гостайне, запрещена.

Важно: в соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ запрещено осуществление гражданских прав исключительно с целью причинения вреда другому лицу, действия в обход закона с противоправными намерениями, а также иная заведомо недобросовестная реализация гражданских прав, то есть злоупотребление правом.

Это применимо к ситуациям, когда в частной беседе рассказывается очень важный секрет, о котором просят никому не говорить, а собеседник, чтобы отомстить, публикует запись в сети. Слушать запись сам записавший может, а вот публиковать ее без веских (и законных) причин – нет. Это стоит знать, например, при попытках фиксации диалогов на перемене.

Записываем разговор на диктофон, законно ли это?

Диктофон в каждом кармане

Мобильным телефоном сегодня пользуются все, включая детей и пожилых людей. Современные телефоны позволяют нам использовать различные приложения, в том числе и диктофон.

С его помощью можно записывать звук, прослушать сделанную запись, и передать ее на другое устройство. Эта программа позволят записать любую речь, будь-то лекция в университете, собеседование или разговор с приятелем. Только есть один момент, о котором стоит задуматься: запись разговора на диктофон без предупреждения – можно ли?

Будет ли нарушен закон, если включить диктофон для записи, не сообщив об этом собеседнику?

Давайте сразу оговорим…

…, что встроенные диктофоны в различных устройствах, которыми мы пользуемся, не предназначены для ведения скрытой записи. Использовать диктофон при беседе, которую ведете непосредственно вы, не предупреждая об этом вашего оппонента, возможно, если то о чем вы говорите, не является информацией ограниченного доступа. К ней относится:

— информация, раскрывающая моменты частной жизни.

Учитывая вышесказанное, невозможно назвать незаконной запись на диктофон, когда собеседник добровольно, без принуждения делится с вами информацией. Под этот пункт не попадают только личные данные, тут вы обязаны предупредить собеседника, что ведется запись, иначе вам грозит административная ответственность. Сделали такую запись без предупреждения, и ваш собеседник может потребовать возмещение морального вреда, основываясь на Законе о персональных данных.

Нести уголовную ответственность будут те, кто хочет намеренно записать разговор других лиц, прослушивает телефонные разговоры, умышленно проникает в помещение и собирает информацию.

Вы можете совершенно не беспокоиться, делая запись телефонного разговора с другом, простой беседы с вашим преподавателем или запись собеседования, на которое пришли. Здесь больше вопрос в этической составляющей. Это просто недобросовестный и недостойный поступок.

Только помните, что содержание ваших бесед должно быть покрыто тайной и недоступно третьим лицам. По сути, все наше законодательство, направлено на защиту от передачи данных другим, заинтересованным лицам.

Основные законы, регулирующие вопросы, которые возникают при ведении записи на диктофон

Законно ли записывать на диктофон разговоры, можно ли записывать своих жен, друзей, коллег, начальников? На все эти вопросы можно получить ответы, углубившись в наши законодательные акты.

  1. Конституция

Она гарантирует право каждого хранить, оберегать свои честь и достоинство, защищать неприкосновенность частной жизни. Мы имеем право на конфиденциальность наших почтовых сообщений, телефонных разговоров, переписки. Сбор, хранение и распространение таких материалов это не законные действия.

  1. Гражданский кодекс РФ

Он так же стоит на страже личной жизни людей. Ограничивает сбор и передачу информации о личной и семейной жизни. При этом не будет считаться нарушением, если информация о частной жизни граждан получена в общественных и государственных интересах. Или если гражданин ранее раскрыл данные о себе по собственному желанию. Ответственность предусмотрена также за использование незаконно полученных сведений для создания произведений искусства и литературы.

Важно: право на требование защитить частную жизнь гражданина имеют дети и супруги, даже после его смерти.

  1. Уголовный кодекс РФ

В нем прописаны меры наказания за незаконный сбор и передачу фактов о частной жизни граждан, притом, что их согласие на это отсутствует. А так же за незаконное изготовление и оборот технических устройств, используя которые можно скрыто получать возможность записывать информацию.

  1. Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Он накладывает запрет на требование у физических лиц предоставлять материалы об их личной и семейной тайне и в общем о частной жизни.

  1. Закон «О связи»

Он гарантирует гражданам нашей страны тайну телефонных переговоров, почтовых сообщений и уведомлений, которые обеспечивают электросети и почтовые отделения.

  1. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»

Согласно этому закону, перед началом аудиозаписи, которая будет сделана неуполномоченным лицом, участвующие лица должны быть проинформированы.

  1. Закон «О персональных данных»

Он запрещает всем гражданам, исключая сотрудников, находящихся при исполнении служебного долга, сбор данных о частных лицах без их письменного одобрения.

Может ли запись с диктофона быть использована в суде?

В ходе судебного разбирательства, по решению судьи, источником доказательств может быть правомерно сделанная аудиозапись на диктофон. Приобщая ее к делу, обычно ссылаются на Гражданский процессуальный кодекс РФ. Зачастую такой вид доказательства играет ключевую роль в деле. А иногда является исключительным доказательством нарушения прав.

Аудиозапись, сделанная на телефон, может подтвердить такие факты как: дача денег в долг или вымогательство взятки, оскорбления и угрозы, выплата «черной» зарплаты и многие другие.

В случае использования такой аудиозаписи, лицо ее предоставляющее, должно огласить, когда и при каких обстоятельствах она была сделана. Для того чтобы запись была приобщена к судебному разбирательству необходимо составить письменное ходатайство, в котором указать, что запись была сделана в целях самозащиты и описать какие обстоятельства она может подтвердить, приложить текстовую расшифровку. Если судья настроен сомнительно, можно настаивать на проведении экспертной оценки, которая исключит следы монтажа.

Что касается тайной диктофонной записи, ее также можно использовать в суде. Если это, например, запись разговора между начальником и подчиненным, сделанная без их ведома. Она может служить доказательством, если судья определит, что эти обстоятельства имеют значение для процесса. Такой прецедент случился несколько лет назад в Верховном суде.

Обратите внимание: в нашем законодательстве нет норм, которые бы разрешали вести тайную звукозапись.

Правомерность ведения записи на диктофон в жизненных ситуациях

Запись на диктофон разговоров с должностными лицами не будет нарушать закон, так как федеральные законы обеспечивают открытость информации, связанной с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, кроме случаев установленных этими законами.

Отношения, которые складываются на рабочих местах, не могут являться частной тайной. Поэтому использование записывающих устройств в рабочее время вполне законно. Если только диалог не затрагивает коммерческую, либо государственную тайну. Тайная запись на рабочем месте, во время совещаний, собраний коллективов может нарушить принятые и действующие у работодателя внутренние нормативные акты. Если таких актов нет, то меры работодателя направленные призыв работника к юридической ответственности, так же как и принуждение стереть запись, будут неоднозначными.

Читайте также  Отменили молоко за вредность

Приняли решение сделать запись разговора, используя диктофон, задумайтесь, в каком ключе будет протекать ваша беседа, не станете ли вы после этих действий нарушителем закона.

Запись на диктофон: шпионаж за учителем или право обучающихся?
консультация на тему

Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ — да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
zapis_na_diktofon_shpionazh_ili_pravo_obuchayushchegosya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Запись на диктофон: шпионаж за учителем или право обучающихся?

2 12 1407531.08.2017

Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ — да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.

— Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ);

— Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» (далее – ФЗ «О государственной тайне»);

— Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»;

— Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);

— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);

— Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).

А теперь правовое обоснование

Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В статье 5 ФЗ «О государственной тайне» установлен исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну. Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» дополнительно конкретизирует данные сведения. Вышеуказанные нормативные правовые акты я привожу только для того, чтобы лишний раз показать, что образовательный процесс в обычных школах, университетах и т.д. — это не секретная информация.

Все почему-то делают упор на положения ст.ст. 23, 24 Конституции РФ, согласно которым частная жизнь человека неприкосновенна, и данные о частной жизни данного человека нельзя использовать без его согласия.

В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Возникает вопрос: «Я хочу фиксировать и записывать свою жизнь различными способами, в том числе учебные занятия на диктофон. А другие этого не хотят. Кто же нарушает чьи права? Одноклассники (одногруппники) нарушают мое право на сбор информации любым, не запрещенным законом способом, или я нарушаю их права, т.к. буду фиксировать «кусочек» их жизни?»

Можно долго спорить, кто прав в данной ситуации, но Определение Верховного Суда РФ поставило точку в этом споре. Для наглядности привожу выдержку из него: «…По мнению апелляционной инстанции, запись разговора между истицей и ответчицей была сделана первой без уведомления о фиксации разговора, а потому такая информация получена помимо воли Шишкиной (Белан) Е.С., что недопустимо в силу вышеприведенной нормы закона. При этом не было учтено, что запись телефонного разговора была произведена одним из лиц, участвовавших в этом разговоре, и касалась обстоятельств, связанных с договорными отношениями между сторонами. В связи с этим запрет на фиксацию такой информации на указанный случай не распространяется…».

Более того пп.6 п.2 ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает, что образовательные организации обеспечивают открытость и доступность иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Т.е. перечень данной статьи не является закрытым и может быть расширен по решению образовательной организации.

Если ученик внаглую ведет видеосъемку на телефон или иным образом мешает вести учебное занятие, то он нарушает свои обязанности, предусмотренные ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ», и тут педагог имеет полное право сделать замечание, провести профилактические беседы, вызвать родителей в школу и т.д.

Но для описанных выше действий нужен факт нарушения дисциплины. А какое нарушение дисциплины может быть, если телефон лежит в кармане, ведет аудиофиксацию, но ученик при этом выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.д.). Единственную реальную причину беспокойства педагогов тем, что их уроки записывают без их ведома, вижу в том, что они используют время урока не по назначению. Рассказывают о даче, своих детях, и любых других вещах, которые никак не относятся к заявленной теме урока. Да, бывают ситуации, когда ученики утомлены, и их надо немного разгрузить диалогами на отвлеченные темы, но есть педагоги, которые явно злоупотребляют посторонними темами. Или другая ситуация, когда педагог позволяет себе во время учебного занятия много лишнего (кричит на детей, всячески унижает, использует матерные слова и т.д.).

В любом случае, если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).

Есть опасность того, что слова педагога могут быть вырваны из контекста. В качестве примера приведу вымышленную ситуацию:

Знаменитый учёный в интервью: «Все мои суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста».

На следующий день в газете:

» Великий учёный признался: «Все мои суждения бессмысленны».

Надеюсь, смысл понятен.

Таким образом, чтобы не опасаться, что ваши слова на учебных занятиях будут вырваны из контекста и неверно интерпретированы, то ведите аудиофиксацию САМИ. Тогда вы всегда себя сможете защитить и получить моральное удовлетворение от наказания того человека, который пытался вас опорочить.

Тут есть еще один положительный момент: прослушивая сами себя, можете поработать над слабыми моментами урока и т.д.

Подводя итог ликбезу, выводим следующие критерии легальности, скрытых форм фиксации:

— Предупреждать о фиксации своей жизни человек не обязан;

— Фиксация должна быть направлена на сбор информации О СВОЕЙ ЛИЧНОЙ жизни;

— Фиксация должна происходить для личного использования (повторение с помощью аудиозаписи темы уроков и т.д.);

— Нельзя каким -либо способом фиксировать информацию, ограниченную законом (государственная, служебная и иные тайны).

В качестве бонуса:

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Но это больше относится к ситуации, когда вы в частной беседе рассказываете другу (подруге) очень важный секрет, сто тысяч раз просите его (её) никому не говорить, а он (она), чтобы вам отомстить, публикует запись в сети. Прослушивать запись дома для себя он (она) имеет право, а вот публиковать без веских причин – нет. Это можно применить в ситуации, когда происходит фиксация диалогов на перемене.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]