Инцидент с огнестрельным оружием в школе

Стрельба в учебных заведениях РФ: как и почему

20 сентября 2021 года российское медиапространство облетела неприятное известие о стрельбе в Пермском государственном национальном исследовательском университете. Ранее аналогичные происшествия случались в разных уголках страны, а жертвами становились дети, педагоги и случайные люди. Как и почему происходила стрельба в школах – в материале 24СМИ.

Пермь, 2021

20 сентября 2021 года около 11 часов в новостных лентах разлетелось печальное известие о том, что произошла стрельба в ПГНИУ, в 8-м корпусе здания. Огонь, предположительно, открыл студент первого курса университета юридического факультета Тимур Бекмансуров. Атака произошла в тот момент, когда студенты и преподаватели находились на лекциях.

Сразу после первых выстрелов в паблике университета появилось сообщение об отмене занятий. Администрация выступила с просьбой не приезжать на занятия, покинуть территорию кампуса, если это возможно, или закрыться в аудиториях изнутри.

По последним данным убито 8 человек и пострадало 28 студентов, которые стали жертвами стрелка или неудачно приземлились, выпрыгивая из окон университета.

Незадолго до нападения злоумышленник предположительно разместил пост в социальных сетях, где дал комментарий своему поступку, в котором подчеркнул, что давно борется с «желанием уничтожить все вокруг себя», кроме того, рассуждал о том, кто достоин или недостоин жить. Автор публикации также детально рассказал, как прошел медобследование и необходимые процедуры для получения лицензии на огнестрельное оружие.

Позже выяснилось, что оружие Тимур получил до ужесточения мер, введенных после трагедии в Казани, о которых рассказано ниже.

Первыми на место происшествия прибыли инспекторы ДПС, которые приступили к эвакуации людей. На первом этаже инспектор Константин Калинин увидел вооруженного молодого человека, производившего выстрел в сторону сотрудника правоохранительных органов. В результате задержания нападающий был ранен, и ему сразу же оказали первую медицинскую помощь. Позднее он перенес операцию и, по сообщению телеграм-канала Baza, спустя некоторое время пришел в себя. Его состояние классифицировалось как тяжелое.

Казань, 2021

11 мая 2021 года произошло массовое убийство в гимназии № 175 Республики Татарстан. Во время массового расстрела, устроенного Ильназом Галявиевым, погибло семь учеников и два педагога.

В школе преступник установил несколько самодельных взрывных устройств, которые привел в действие, а затем пошел по этажам. Попав в кабинет родного языка, нападающий выстрелил в классного руководителя, двух учеников и продолжил расстрел из окна по футбольной площадке, где шел урок физкультуры. После атаки злоумышленник вышел с поднятыми руками и был задержан на месте преступления.

В ходе следствия выяснилось, что молодой человек неоднократно обращался за медицинской помощью по поводу сильных головных болей. Ему диагностировали заболевание мозга. Однако это не стало препятствием в получении лицензии на оружие. Выяснилось также, что незадолго до преступления злоумышленника отчислили из колледжа.

Ильназ Галявиев находится под арестом до 11 октября 2021 года. Стрелка обвиняют в убийстве, за которое грозит пожизненное лишение свободы. В рамках уголовного дела проводится психолого-психиатрическая экспертиза.

Керчь, 2018

17 октября 2018 года произошла атака в Керченском политехническом колледже Владиславом Р. Преступник заложил взрывное устройство в столовой здания, открыл стрельбу по студентам, а затем застрелился. В результате нападения погиб 21 человек и 67 были ранены.

В ходе расследования причиной трагедии назвали ненависть к конкретным однокурсникам. Следствие пришло к выводу, что поводом к стрельбе оказались также унижения в адрес нападавшего. Версия о вербовке, террористическом акте и домыслы о том, что юноше кто-то помогал, не подтвердились.

Ивантеевка, 2017

Тоже осенью, 5 октября 2017 года, произошла стрельба в школе города Ивантеевки Московской области. Девятиклассник Михаил П. пришел на урок с пневматической винтовкой и иным арсеналом оружия.

Жертвами нападавшего стала учительница и трое учеников школы, которые выпрыгнули из окна учебного заведения после начала атаки. Нападавшего задержали и выдвинули обвинение по статье хулиганство с применением взрывчатых веществ. Юноша раскаялся и признал вину. Психологическая экспертиза подростка подтвердила, что нападавший осознавал характер поступков.

В ходе следствия выяснилось: злоумышленник интересовался темой «Колумбайна». В феврале 2019 года обвиняемому вынесен приговор. Подростка осудили на 7 лет и 3 месяца лишения свободы с отбыванием срока в воспитательной колонии.

Москва, 2014

3 февраля 2014 года Сергей Г. написал предсмертное письмо и, вооружившись карабином, отправился в школу № 263 города Москва. Миновав турникет, нападающий добрался до кабинета, где шел урок географии, и через открытую дверь выстрелил в своего учителя, а затем взял в заложники одноклассников.

Пройдя за кафедру, нападавший стал рассуждать о теории солипсизма. Увидев активность раненого учителя, злоумышленник совершил еще один выстрел, после которого педагог скончался. Позднее подросток открыл огонь по прибывшему наряду вневедомственной охраны, а затем сотрудникам ППС. В результате погиб один боец и получил ранение полицейский.

После случившихся событий в кабинет с заложниками пришел отец юноши, который уговорил сына отпустить одноклассников и сдаться.

Суд признал молодого человека невменяемым и назначил принудительное лечение сроком не менее 6 месяцев. В марте 2015 года дело отправили на пересмотрение. Годом позже Сергея освободили от ответственности и направили в стационар на принудительное лечение. В 2017 году молодого человека перевели на амбулаторное лечение, и нападавшему присвоена инвалидность.

В январе 2020-го пострадавшие вновь обратились в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить законность перевода Сергея на амбулаторное лечение.

Почему их называют «колумбайнеры»?

Подростков, устраивающих стрельбу в школе или ином учебном заведении, называют «колумбайнеры». Название появилось после атаки двух юношей в школе «Колумбайн» 20 апреля 1999 года, где погибло 13 человек и 23 получили ранения. После расправы нападавшие покончили с собой.

Вскоре после происшествия, освещенного в прессе, появились подражатели школьников, совершивших атаку в «Колумбайне». Инциденты повторялись, а подражатели признавались, что их вдохновила стрельба в школе в 1999-м. Последователи, идеализирующие злоумышленников, стали объединяться в социальных сетях.

Одной из причин трагедии в Ивантеевке названо увлечение злоумышленником биографией преступников, совершивших нападение в «Колумбайне». После событий 2017 года в Ивантеевке, администратор паблика, посвященного трагедии 1999 года, временно закрыл сообщество.

Последствия стрельбы в школах

Событие 1999 года в школе «Колумбайн» заставило ужесточить контроль над огнестрельным оружием в стране, где произошло трагическое событие. Однако колумбайн-сообщества до сих пор проявляют активность.

После стрельбы в школе в 2014 году в столице и регионах были проведены проверки на соблюдение требований безопасности обучающихся и работников образовательных учреждений.

Нападение в Ивантеевке привлекло внимание к проблемам колумбайн-сообществ. 18 декабря 2018 года подписан закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который регулирует досудебную блокировку сообществ, посвященных темам стрельбы в школах.

События в Керчи подтолкнули к законодательной инициативе повысить возраст граждан, которые приобретают оружие, до 21 года. Также был разработан законопроект, устанавливающий особый порядок на приобретение оружия лицами от 18 до 21 года.

После стрельбы в школе Татарстана президент Владимир Путин приказал ужесточить закон об оружие в стране. В ходе работы над законопроектом вновь всплыла инициатива 2018 года, которая не получила продвижение. Глава Татарстана Рустам Минниханов выступил с поручением пресекать попытки героизации преступника, совершившего атаку в учебном заведении.

Случаи стрельбы и нападений в российских школах и колледжах. Справка

3 февраля 2014 года старшеклассник пришел с ружьем в московскую школу № 263 и выстрелил в учителя географии, который скончался на месте. Услышавший шум школьный охранник незамедлительно сообщил о случившемся в полицию. Когда на место прибыли сотрудники правоохранительных органов, подросток начал стрелять в них. При этом был убит сотрудник полиции, еще один получил ранение. Подростку было предъявлено обвинение в захвате заложников, убийстве и посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов. По результатам проведенной экспертизы старшеклассника признали невменяемым, суд отправил его на принудительное лечение. Этот инцидент был первым в России случаем стрельбы в школе из гражданского оружия по «американскому сценарию».

В декабре 2014 года в раздевалке спортивного зала одной из школ Брянска 15-летний подросток достал пневматический пистолет и несколько раз выстрелил в стены и пол. Одна из пуль рикошетом попала в ногу его одноклассницы. Изначально школьница умолчала об инциденте: она обратилась в травмпункт, где рассказала, что травму получила на улице по пути из школы. Врачи диагностировали у несовершеннолетней касательное пулевое ранение мизинца стопы и сообщили в полицию.

18 марта 2016 года в Находке молодой человек ударил ножом 15-летнюю ученицу в кабинете директора школы, а затем совершил самоубийство. Девушка умерла. 19-летний юноша хотел выяснить отношения со своей возлюбленной.

В марте 2017 года в гимназии подмосковного города Люберцы во время урока физкультуры один из учеников активировал устройство для отпугивания собак, в результате чего контузии получили четыре человека. Устройство было украдено у другого школьника.

24 апреля 2017 года в компьютерном зале школы дагестанского села Агвали произошел взрыв. В СК сообщили, что причиной взрыва стала принесенная одним из школьников граната. В результате два человека погибли, 11 пострадали. Подросток нашел гранату на улице.

5 сентября 2017 года ученик школы № 1 в подмосковной Ивантеевке напал на учительницу с кухонным топориком, устроил стрельбу из пневматического пистолета и разбросал дымовые шашки. Пострадали учительница и три школьника.

25 октября 2017 года в одной из школ Волгограда в туалете обнаружили тело 14-летнего мальчика с ножевым ранением. Одноклассник погибшего написал явку с повинной. По его словам, на перемене он показывал друзьям свой нож и, когда оружие находилось в руках у погибшего мальчика, неосторожно толкнул его. Меру пресечения подростку не избирали из-за обстоятельств происшествия и положительной характеристики.

1 ноября 2017 года в московском колледже — Западном комплексе непрерывного образования — нашли тела преподавателя ОБЖ и студента. Тот убил учителя, опубликовал во «ВКонтакте» фото, сделанные после преступления, а затем покончил с собой.

29 ноября 2017 года в школе подмосковного Высоковска ученик несколько раз ударил ножом одноклассника. В качестве причины назывались издевки в отношении напавшего.

15 января 2018 года в одной из школ Перми ученик вместе со знакомым напали с ножами на учащихся четвертого класса. Пострадали девять детей и учительница. Нападавшие также ранили друг друга. Им предъявили обвинения в покушении на убийство двух и более лиц.

19 января 2018 года в школе поселка Сосновый Бор в Бурятии ученик напал с топором на детей и учительницу, а также попытался поджечь здание. Пострадали шесть детей и преподаватель. После задержания нападавший предпринял попытку самоубийства.

18 апреля 2018 года в одной из школ Стерлитамака в Башкирии ученик коррекционного класса напал с ножом на учителя и одноклассницу. Затем он разлил бензин и поджег кабинет. Пострадали четыре человека. Нападавшего арестовали.

17 октября 2018 года студент Керченского политехнического колледжа взорвал на первом этаже здания самодельную бомбу, а после этого начал расстреливать людей из помпового ружья. Погибли 20 человек, сам нападавший покончил с собой.

14 ноября 2019 года студент применил огнестрельное оружие в Амурском колледже строительства и ЖКХ в Благовещенске. Погиб один учащийся, нападавший покончил с собой, после того как его заблокировали в одной из аудиторий.

11 мая 2021 года на школу № 175 в Казани совершили нападение с огнестрельным оружием. Один из нападавших — бывший ученик этой школы. Его задержали, второго злоумышленника ликвидировали, сообщали ТАСС и «Интерфакс» со ссылкой на источники. Власти сообщали, что известно только об одном стрелке. Погибли по меньшей мере восемь человек — семеро детей и одна учительница. Пострадали 20 человек.

Колумбайнеры: смерть — это игра!

В последнее время инцидентов, когда так называемые «школьные стрелки» нападают на учебные заведения и убивают учеников и педагогов, становится всё больше, в том числе в России. Это очень похоже на некий культ. А возможно, так и есть.

Кровавые хроники

Один из первых подобных инцидентов был зафиксирован 11 сентября 1909 года в Гравете, американский штат Арканзас. Школьник старших классов по имени Джон Бутрам сказал своим одноклассникам, что занятия отменены и можно идти домой. Однако преподаватель К. Келли заявил, что учебный день не закончился и все должны оставаться на местах. Тогда Бутрам кинулся на него с ножом. Но учитель оказался тоже не промах и выстрелил в ученика…

Только с 1900 по 1940 год в школах США было зарегистрировано 53 инцидента с использованием огнестрельного оружия. В результате стрельбы в школьных стенах погибло около 40 человек.

Тем не менее само выражение «школьный стрелок» появилось только после трагедии, случившейся в апреле 1999 года в американской школе «Колумбайн» недалеко от Липтона (штат Колорадо). Два школьника старших классов, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, убили 13 своих одноклассников и после этого покончили с собой.

В августе 2006 года 19-летний Альваро Кастилло надел чёрный плащ, точно такой же, в какие были одеты во время убийства Харрис и Клиболд, и начал расстреливать людей на стоянке своей бывшей школы в Хиллсборо. В ноябре того же года 18-летний житель небольшого немецкого городка Себастьян Боссе явился в местную школу с винтовкой и самодельными бомбами. Он ранил 37 человек, а потом пустил пулю себе в голову.

И это лишь несколько примеров. На самом деле подобных случаев было гораздо больше. И, разумеется, не только в США.

Записки «Майка Клиболда»

5 сентября 2017 года 15-летний девятиклассник Михаил Пивнев, сын крупного предпринимателя из подмосковной Ивантеевки, пришёл в местную школу № 1, вооружённый петардами, пневматическим оружием и тесаком.

Ворвавшись в кабинет информатики, он подошёл к учительнице Людмиле Калмыковой и ударил её тесаком по голове. Женщина упала на пол, а подросток со словами «Я пришёл сюда, чтобы сдохнуть», и «Я ждал этого три года» несколько раз выстрелил ей в лицо и в потолок.

Трое находившихся в классе школьников, опасаясь расправы со стороны Пивнева, попрыгали в окна. В результате падения со второго этажа они получили травмы различной степени тяжести. К счастью, никто не погиб. Учительницу тоже удалось спасти, а Пивнев попытался совершить суицид, но был задержан.

Впоследствии выяснилось, что в соцсетях «ивантеевский стрелок» пользовался ником Майк Клиболд, а на своей страничке «ВКонтакте» упоминал школу «Колумбайн» и жалел, что его там не было во время расстрела. Причиной преступления стал, по-видимому, конфликт с учительницей и несколькими травившими Пивнева одноклассниками. Кстати, несколько соучеников Михаила были в курсе его планов и даже сообщили о них школьному руководству, но их слова не были восприняты всерьёз.

Суд признал Михаила Пивнева виновным в покушении на убийство двух и более лиц и хулиганстве, и приговорил к 7 годам и 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии, а также возмещению материального ущерба пострадавшим.

«Керченский стрелок»

Один из самых известных эпизодов «школьной стрельбы» в России произошёл 17 октября 2018 года.

18-летний студент Керченского политехнического колледжа Владислав Росляков явился в учебное заведение с охотничьим ружьем 12-го калибра и открыл огонь. Также, по версии следствия, он заложил в столовой колледжа взрывное устройство. В результате погиб 21 человек из числа учащихся и персонала. Ещё 67 человек получили травмы и ранения. Затем Росляков отправился в библиотеку и там выстрелил из ружья себе в голову.

Культ «Колумбайна»

Психологи считают, что в каждом случае существовали некие обстоятельства, послужившие своего рода «спусковым крючком» трагедии. Так, у «ивантеевского стрелка» Михаила Пивнева были очень строгие родители, следившие буквально за каждым его шагом. «Керченский стрелок» Владислав Росляков, по некоторым данным, состоял в некоем сетевом экстремистском сообществе, возможно, толкавшем участников на акты насилия. При этом оба активно интересовались расстрелом 1999 года в американской школе «Колумбайн».

Но почему подростки вообще идут на массовое убийство? По мнению тех же психологов, некоторые современные тинэйджеры просто не видят разницы между компьютерной игрой и реальной жизнью. Им кажется, что убийство тех, кого они по каким-то причинам ненавидят — это та же игра и это не по-настоящему. Вернее, окружающий мир не настоящий… Может, конечно, мы и впрямь живём в Матрице, но ведь страдания-то в любом случае реальны!

Кстати, российские власти обратили внимание на расплодившиеся в Сети русскоязычные «колумбайн-сообщества», культивирующие пресловутые события 1999 года в школе «Колумбайн», и предприняли меры для их ликвидации.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Стрельба в российских школах: что происходило за последние годы

Случаи со стрельбой и применением холодного оружия в российских школах и колледжах, которые произошли за последние годы.

Сегодня утром в российской Казани произошла стрельба в гимназии, в результате которой погибли восемь человек — семеро детей и учительница. Огонь открыл 19-летний Ильназ Галявиев, его задержали.

После задержания он заявил полицейским, что ненавидит всех, а бомбы научился делать в Интернете. За несколько дней до бойни подросток создал Telegram-канал и публиковал посты следующего содержания: «Я, как бог, хочу, чтобы все признали себя моими рабами» и «Я появился в этот мир в образе человека, чтобы избавиться от всех вас», а в день трагедии он написал: «Сегодня я убью огромное количество биомусора и застрелюсь».

За последние годы в России произошли несколько других подобных происшествий, многие из которых связаны с применением учениками пневматического оружия. УНИАН вспоминает главные из них.

В 2014 году в Москве девятиклассник, вооружённый карабином и винтовкой, застрелил учителя географии и захватил в заложники своих одноклассников, а затем открыл огонь по прибывшим на место происшествия полицейским, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного. После переговоров, в которых участвовал отец преступника, подросток отпустил заложников, а через некоторое время был задержан. Этот инцидент называют первым в России случаем школьной стрельбы, в ходе которого погибли люди.

Так, в марте 2015 года в Томске девятиклассник начал стрельбу из пневматического пистолета, в результате чего пострадали два восьмиклассника. В мае того же года дело было прекращено в связи с примирением сторон.

В сентябре 2016 года в Пермском крае учитель физкультуры начал стрелять из пневматики по ученикам, ранив одного из них в грудь.

А в 2017 году в Татарстане 14-летний ученик выстрелил из пневматического пистолета в глаз соседа по парте. Через несколько дней он умер в больнице. В том же году огонь из пневматического пистолета по другим детям открыл ученик одной из школ в российской республике Коми.

Более серьезный случай произошел в сентябре 2017 года в Московской области. Тогда ученик девятого класса принес в школу самодельные взрывпакеты, топор и пневматическое оружие. Он выстрелил из оружия в учительницу и ударил ее топором, а пиротехнические средства взорвал. Испугавшись, трое учеников выпрыгнули из окна и получили различные травмы.

В 2018 году в России всего за одну неделю было зафиксировано два случая с использованием холодного оружия. В пермской школе двое подростков ранили ножами 15 человек, а в Улан-Удэ вооруженный топором подросток нанес травмы шестерым школьникам и учительнице, а также поджег класс.

В марте 2018 года семеро учеников пострадали в результате стрельбы в школе №15 города Шадринск Курганской области. Там ученица 13 лет открыла стрельбу на перемене из пневматического пистолета.

В том же 2018 году в оккупированном Россией Крыму произошло одно из самых кровавых происшествий. В Керченском колледже произошла стрельба и взрыв. В результате этого инцидента погибли 20 человек, около 65 получили ранения и травмы. Стрелком оказался студент четвертого курса колледжа Владислав Росляков. Его тело с огнестрельным ранением было обнаружено в одном из помещений колледжа. Отметим, что до российской оккупации подобных происшествий на полуострове не было.

В конце 2019 года был задержан студент Луховицкого аграрно-промышленного колледжа Борис Банин, готовившего нападение на однокурсников. Он планировал во время одной из пар расстрелять однокурсников и преподавателя из огнестрельного оружия. При задержании у него обнаружили пистолет.

В ноябре 2019 года 19-летний студент четвертого курса Амурского колледжа строительства и коммунального хозяйства пришел в учебное заведение и устроил там стрельбу из охотничьего оружия, которое было зарегистрировано на него. В результате был убит один человек, еще трое получили ранения.

Читайте также  Регистрируется устав ТОС или устав органа ТОС?

В феврале 2020 года в ФСБ России заявили, что предотвратили массовое убийство в Саратове, которое планировали устроить подростки 14 и 15 лет. Их задержали на территории бомбоубежища, где они хранили обрез и планировали сделать бомбу. Мотивом подростков была месть, они планировали убить около 40 человек.

Почему молодые люди устраивают стрельбу в школах и вузах? Мнения специалистов

Утром 13 декабря 2021 года сработало самодельное взрывное устройство при входе в православную гимназию на территории Введенского Владычного женского монастыря в подмосковном Серпухове, есть пострадавшие. Страшно констатировать, но эта история уже далеко не первая в российских учебных заведениях. Почему такое случается? Как люди доходят до таких мыслей? И почему никто не успевает понять заранее, что человек решился на такой поступок? Мы собрали в этом материале мнения специалистов о причинах подобных трагедий.

Михаил Хасьминский, руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье — Храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище, в качестве основной причины подобных инцидентов называет неблагополучие в душе человека:

«Происходит нечто непредвиденное — и человек „срывается“ в агрессию против окружающих. Точно так же он может уйти и в аутоагрессию, нанести повреждения, увечья самому себе или даже покончить с собой. С технической точки зрения нет большой разницы, в какую сторону будет направлена агрессия такого человека: его выбор часто определяется тем, что сейчас больше „пиарят“ в СМИ и соцсетях, что „моднее“. Проблема в состоянии души человека, а состояние души зависит в первую очередь от того, как человек думает, как он умеет преодолевать кризисы, какое у него мировоззрение.

В разное время всегда и со всеми случаются тяжелые события: умирают родители, предают друзья, кто-то несправедливо к человеку относится. Все это было всегда, а вот „колумбайн“ был не всегда („Колумбайн“ — название школы в американском штате Колорадо, где в 1999 году два ученика-подростка расстреляли из огнестрельного оружия 12 детей и одного учителя, после чего застрелились сами. С тех пор „колумбайном“ стали называть все подобные инциденты. — Прим. ред.). И тут, безусловно, прямая связь с мировоззрением. Например, православный человек или мусульманин (традиционный ислам, а не секта), если они по-настоящему знают свою веру и живут ей, оказавшись в кризисной ситуации, поймут, что для чего-то эти страдания им нужны, что, проходя через испытания, они станут крепче. А человек с дезадаптивным мировоззрением с высокой вероятностью „уйдет“ в деструктивное поведение. Потому что он привык видеть себя с „короной“ на голове, привык считать, что он вправе решать вопросы жизни и смерти других людей. Потому что он человек инфантильный, безответственный, эгоистичный. Именно эти факторы формируют деструктивную личность: и „колумбайнера“, и самоубийцу, и наркомана, и алкоголика, и пропагандиста криминальной субкультуры».

По словам психолога, проблема деструктивного поведения не решается простыми внешними мерами: «К сожалению, сейчас я вижу в нашем обществе недопонимание сложности этой проблемы, того, насколько крепко она увязана с системно организованным воспитанием, с мировоззрением, с разработкой национальной идеологии, чтобы подросток мог найти ответ на вопрос: „Кем мне становиться? И для чего?“

Обязательно нужно, чтобы мы воспитывали в человеке образ Божий, а не потакали его животному началу. Но никакие тесты с этой задачей не справятся. А пока мы надеемся на тесты и школьные системы безопасности, боюсь, нам не миновать повторения таких инцидентов».

Полный текст комментария Михаила Хасьминского читайте здесь:

Врач-психиатр и психотерапевт Константин Ольховой считает, что за подобными преступлениями всегда стоят психиатрические проблемы, при этом «ни одно из них не может быть рассмотрено в рамках аффектов. Аффект — это когда один ученик сказал другому гадость, и тот ему в ответ стулом ударил по голове. Но здесь человек шел на преступление, понимая, что конкретно он будет делать».

Ольховой подчеркивает, что многих трагедий можно было бы избежать, если бы люди регулярно наблюдались у психологов и психиатров, ведь все психиатрические заболевания, как правило, имеют наследственный компонент. При этом он отмечает, что «у нас в обществе существует панический страх психиатрического диагноза. Как же так, признать, что у моего ребёнка или родственника что-то не так?! Табуированность темы психического здоровья — это ещё одна серьёзная проблема.

Дело в том, что все психиатрические заболевания, как правило, имеют наследственный компонент. Эти гены могут проявиться, а могут и нет. Если у человека есть эта болезнь, она долгое время может находиться в стадии компенсации, но травмирующее обстоятельство может ее сорвать и вызвать манифест болезни. Тяжело перенесённый грипп, сломанная нога — любая гипер-встряска организма, необязательно психотрамва, могут вызвать эту декомпенсацию.

Простым языком говоря, не может быть такого, что человека обижали и он стал психически нездоровым. Он и был нездоровым. Здоровый человек не попадет под чье-то влияние, не станет вовлекаться в секты или радикальные течения. Так что миф считать, что можно насмотреться компьютерных игр и начать убивать. Такое отклонение может появиться только у больного человека. Как и под гипнозом человек не сможет сделать того, что не смог бы сделать без него».

Особенно важно проходить обследование у психиатра, когда речь идет о выдаче лицензии на оружие. Правда, по словам Ольхового, здесь встает проблема — оказать психиатрическую помощь и провести психиатрическую диагностику лицам до 15 лет, по нашему законодательству, невозможно без согласия родителей пациента, а после — без согласия самого человека. Эта прореха в законодательстве, по мнению Ольхового, приводит к печальным последствиям.

Полный текст комментария Константина Ольхового читайте здесь:

Психолог Глеб Ткаченко видит проблему в том, что «щелчок» в голове преступника становится заметен лишь тогда, когда трагедия уже произошла: «Для взрослых большинство детских трагедий кажутся несерьезными, воспринимаются как подростковые капризы, „понты“ или даже игры. А на самом деле у ребенка целый мир в этот момент может рушиться. То, что взрослым человеком воспринимается как безобидная шутка, для ребенка может оказаться катастрофой, которая происходит с ним каждый день».

Наиболее частой мотивацией «школьных стрелков» Ткаченко считает месть за издевательства. Трагедия одного человека становится причиной трагедии остальных. Ткаченко подчеркивает, что если «тихий мальчик» без склонности к агрессии вдруг берется за винтовку, то для неадекватного поведения были причины. «Для того, чтобы увидеть такие „звоночки“ нездорового поведения, нужны школьные психологи и классные руководители, которые много времени проводят с детьми. Трагедии происходят в те моменты, у человека не хватает внутренних ресурсов, чтобы справиться с накопившимися проблемами. Даже если у человека все плохо, но дома его поддерживают и не просто дежурно интересуются „Как дела в школе?“, а искренне общаются, это может удержать от жутких поступков. А вот если поддержки нет, то рано или поздно у него закончатся собственные силы».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]