Как выйти из политической партии?
Статья 41. Ликвидация политической партии
1. Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа — съезда либо по решению Верховного Суда Российской Федерации.
2. Решение съезда политической партии о ликвидации политической партии принимается в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона и уставом политической партии.
3. Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае:
а) невыполнения требований пунктов 4 и 5 статьи 9 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии;
в) неучастия политической партии в выборах в соответствии со статьей 37 настоящего Федерального закона;
г) несоответствия количества региональных отделений требованиям подпункта «а» пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;
(пп. «г» в ред. Федерального закона от 02.04.2012 N 28-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) отсутствия необходимого числа членов политической партии, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;
е) неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.
(пп. «е» введен Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
4. Заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд Российской Федерации федеральным уполномоченным органом.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Политическая партия, представленная в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, не может быть ликвидирована по основаниям, предусмотренным подпунктами «г» и «д» пункта 3 настоящей статьи, в течение пяти лет со дня голосования на соответствующих выборах.
(в ред. Федеральных законов от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 19.07.2009 N 196-ФЗ, от 04.06.2010 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Не допускается ликвидация политической партии по решению Верховного Суда Российской Федерации со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов Президента Российской Федерации до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
7. Государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации политической партии в связи с ее ликвидацией, представляются в федеральный уполномоченный орган.
Федеральный уполномоченный орган после принятия решения о государственной регистрации политической партии в связи с ее ликвидацией направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого федеральным уполномоченным органом, и представленных им необходимых сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в федеральный уполномоченный орган.
Порядок взаимодействия федерального уполномоченного органа с регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации политической партии в связи с ее ликвидацией определяется Правительством Российской Федерации.
Государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.
(п. 7 введен Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
8. Политическая партия может быть также ликвидирована в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».
Статья 8. Порядок прекращения и приостановления членства в Партии
1. Член Партии прекращает (утрачивает) членство в Партии в случае:
1) добровольного выхода из Партии на основании личного письменного заявлениялибо документально подтвержденного публичного заявления члена Партии о прекращении его членства в Партии;
2) вступления в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным;
3) утраты гражданства Российской Федерации;
4) смерти гражданина – члена Партии;
5) исключения из Партии в порядке и по основаниям, установленным настоящим Уставом.
2. Любой член Партии может прекратить членство в Партии, письменно известив об этом Совет регионального отделения Партии, Совет местного отделения Партии, в котором он состоит на учете, или Федеральный политический Совет Партии.
3. Исключение из Партии является крайней мерой взыскания для члена Партии и осуществляется за нарушение настоящего Устава, в том числе за невыполнение членом Партии своих обязанностей, предусмотренных настоящим Уставом, а также за действия (бездействие), наносящие вред политическим интересам Партии и (или) дискредитирующие Партию.
4. Решение об исключении из Партии вправе принять Съезд Партии, Федеральный политический совет Партии, а также Конференция (Общее собрание), Совет регионального отделения Партии, Общее собрание или Совет местного отделения Партии, в котором член Партии состоит на учете.
Решение об исключении из Партии члена постоянно действующего руководящего выборного коллегиального органа или контрольно-ревизионного органа структурного подразделения Партии вправе принять руководящий орган вышестоящего структурного подразделения Партии. Решение об исключении из Партии члена Федерального политического совета Партии, члена Центральной контрольно-ревизионной комиссии Партии, вправе принять Съезд Партии. Иные органы решения об исключении из Партии членов руководящих и контрольно-ревизионных органов Партии и ее структурных подразделений принимать не вправе.
Решение об исключении из Партии может быть обжаловано в вышестоящий постоянно действующий руководящий выборный коллегиальный орган Партии или ее структурного подразделения в двухмесячный срок.
5. Членство в Партии прекращается:
1) по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 настоящей статьи Устава, – со дня поступления заявления гражданина о выходе из Партии в уполномоченный орган, установленный настоящим Уставом либо со дня получения уполномоченным органом документального подтверждения публичного заявления о выходе из Партии;
2) по основаниям, предусмотренным пунктами 2–4 части 1 настоящей статьи Устава, – со дня возникновения соответствующего юридического факта;
3) по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 настоящей статьи Устава, – со дня вынесения уполномоченным органом, установленным настоящим Уставом, решения об исключении гражданина из Партии.
6. Членство в Партии приостанавливается на период выполнения членом Партии государственных или иных обязанностей, при исполнении которых Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом или федеральным законом не допускается членство в политических партиях. Решение о приостановлении и возобновлении членства в Партии принимает Совет регионального отделения, в котором член Партии состоит на учете, или иной орган, перечисленный в части 1 статьи 6 настоящего Устава на основании личного письменного заявления этого члена Партии.
Членство в Партии также может быть приостановлено на основании личного письменного заявления члена Партии по решению Федерального политического совета Партии, который впоследствии также принимает решение о возобновлении членства в Партии на основании соответствующего личного письменного заявления.
При возобновлении членства в Партии сохраняется непрерывный партийный стаж.
Право на выход из политической партии
Байрамов, Э. Ю. Право на выход из политической партии / Э. Ю. Байрамов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 660-662. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11357/ (дата обращения: 20.12.2021).
В настоящее время вследствие политических спекуляций вокруг членства в политических партиях обнаружился ряд пробелов в реализации гражданами своих прав на беспрепятственный выход из политической партии, неопределенность судебной практики в этом отношении. Конституционный Суд Российской Федерации устранился от решения рассматриваемой проблемы.
Судебная практика и практика избирательных комиссий последних лет (2011–2013 гг.) показывает, что право гражданина беспрепятственно выходить из политических партий стало предметом различных политических спекуляций, дискредитирующих институт членства в политической партии и право на объединение в политические партии. Эти «спекуляции» строятся на отсутствии понимания данного права, а равно порядка и сроков его реализации. Особую остроту данный вопрос приобретает в процессе избирательной кампании, поскольку одним из оснований отказа в регистрации (отмены регистрации) кандидата — члена партии является его выдвижение политической партией, членом которой он не является.
Вступление в политическую партию требует наличия одновременно волеизъявления двух субъектов — гражданина, который намеревается (согласен) вступить в партию, и самой политической партии, которая принимает решение о приеме гражданина в партию. Получив заявление о приеме в партию, ее орган, уполномоченный решать вопросы приема в партию, может отказать гражданину в наделении его статусом члена партии на основании критериев, указанных в уставе партии.
Выход из партии — односторонний отказ от членства — предполагает наличие исключительно волеизъявления гражданина, что подтверждается и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2007 г. N 78-Г07–17: «. прекращение членства в партии на основании личного заявления носит уведомительный характер в силу устава партии и не требует выполнения каких-либо распорядительных действий со стороны каких-либо руководящих лиц партии». Безусловно, волеизъявление гражданина должно найти материальное выражение, которое можно в случае наличия спора по поводу его отношения к партии представить в уполномоченный орган — Министерство юстиции России или суд. Таким материальным выражением является личное письменное заявление гражданина о выходе из политической партии, написанное в произвольной форме: «Я, имярек, прекращаю свое членство в политической партии». Не случайно в Уставе политической партии «Справедливая Россия» прописано, что публичное заявление члена партии о прекращении его членства в партии должно быть документально подтверждено (п. 1 ч. 1 ст. 2) [1].
Поскольку гражданин выходит прежде всего из партии, то и направить свое заявление он может как по месту нахождения регионального отделения или иного структурного подразделения партии, в котором он состоит по месту своего постоянного или преимущественного проживания, так и непосредственно в политическую партию.
Факт наличия волеизъявления члена партии о выходе из нее отличает выход от иной формы прекращения членства, признаваемой партийными уставами, — вступление в другую политическую партию в отсутствие заявления о выходе. Наличие в уставах этой формы обусловлено тем, что в силу п. 6 ст. 23 Федерального закона «О политических партиях» гражданин может быть членом только одной политической партии, но его право вступить в любую политическую партию не может быть ограничено. В случае сохранения такого гражданина в учетных документах партии после его приема в члены другой партии на основании датировки заявлений о вступлении в судебном порядке должна быть определена принадлежность гражданина к одной из партий. То же самое должно происходить и в случае выдвижения гражданина в составе списка кандидатов на выборах другой политической партией. Например, на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания шестого созыва в отношении кандидата И. В. Азовского, выдвинутого в составе федерального списка кандидатов политической партии «Правое дело», в ЦИК России направлялись письма о том, что указанный кандидат является членом партии ЛДПР [2]. Однако никаких правовых последствий данные письма не имели, поскольку ЦИК России не уполномочен устанавливать принадлежность гражданина к политической партии; ЛДПР следовало обратиться в суд.
Для гражданина важно, чтобы его личное заявление поступило в политическую партию, ее структурное подразделение. При этом, в силу того что на момент подачи заявления он является членом партии, гражданин обязан соблюдать порядок выхода из партии, предусмотренный в ее уставе. Указанный порядок в силу п. 3 ст. 21 Федерального закона «О политических партиях» должен соответствовать нормам ст. 2 и п. 1 ст. 23 того же Закона. Это подтвердил и Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 17 июля 2012 г. N 1289-О, согласно которому «подпункт «в« пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях», закрепляя в качестве обязательного требования к уставу политической партии наличие в нем положений, определяющих условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, не предполагает реализацию этого требования политической партией вопреки иным положениям данного Федерального закона, в том числе его статье 2, предусматривающей право граждан на беспрепятственный выход из политической партии».
Беспрепятственный выход из партии означает, во-первых, отсутствие каких бы то ни было условий для выхода из политической партии и в первую очередь отсутствие необходимости принятия соответствующего решения каким-либо органом партии. Именно на обратном основывалась целая серия решений Верховного Суда Российской Федерации, принятых в 2011 г., где «суд. обоснованно сделал вывод о том, что прекращение членства в данной партии, независимо от оснований такого прекращения, оформляется решением руководящего органа партии с последующим снятием с партийного учета» [3]. Во-вторых, отсутствие сроков, ограничивающих реализацию данного права во времени, в том числе и установление сроков подачи заявления о выходе. Например, гражданин не может выйти из партии в течение месяца после вступления в нее. В-третьих, установление требований к форме заявления о выходе из партии, кроме тех, которые вытекают из необходимости подтверждения факта выхода гражданина из партии (т. е. личное письменное заявление в произвольной форме). В-четвертых, возможность гражданина направить заявление либо в адрес самой политической партии (ее центральных органов), поскольку речь идет о выходе из партии в целом, либо в адрес регионального отделения или иного структурного подразделения партии, которое осуществляет учет членов партии по месту их постоянного или преимущественного проживания. Последнее удобно политической партии, поскольку позволяет сразу скорректировать данные партийного учета членов.
Основания выхода гражданина из партии не имеют никакого значения для прекращения членства, поэтому органы партии (ее структурных подразделений) и ее должностные лица не вправе требовать от члена их указания (мотивации выхода из партии).
Нарушение права на беспрепятственный выход из партии может проявляться в двух аспектах:
— как препятствие волеизъявлению гражданина, крайним выражением которого выступает запрет на выход, в том числе под угрозой его жизни и здоровью, что практиковалось и практикуется в закрытых, преимущественно нелегальных партиях и группах;
— как установление особой трудновыполнимой (или фактически невыполнимой) процедуры выхода из партии, что чаще всего используется современными политическими партиями.
На выборах главы Сибирцевского городского поселения (Приморский край) была отменена регистрация кандидата И. А. Волкова, выдвинутого ЛДПР, в связи с наличием у него членства в партии «Единая Россия». Обстоятельства дела таковы, что кандидат И. А. Волков действительно вступил в партию «Единая Россия», но впоследствии написал и отправил заявление о добровольном выходе из партии «Единая Россия». Однако факт подачи этого заявления не нашел подтверждения в суде (сотрудница, выдавшая расписку о получении заявления И. А. Волкова, по мнению представителей партии «Единая Россия», не имела права принимать документы и давать какие-либо расписки, поскольку не являлась штатным сотрудником районного отделения «ЕР»).
В данном деле суд, основываясь на неверной интерпретации Закона, предъявил чрезмерные требования к порядку выхода гражданина из политической партии. Согласно решению Черниговского районного суда Приморского края от 29 марта 2013 г. N 2–277/2013 член партии при представлении заявления о выходе из партии в ее местное отделение должен был учитывать положения устава о порядке учета членов партии, штатное расписание аппарата Регионального исполнительного комитета Приморского регионального отделения и порядок делопроизводства в местном отделении. Последнее вытекает из того, что суд основывался в том числе и на содержании «Журнала регистрации входящей документации ВПП «Единая Россия» по Черниговскому району за 2013 год», где запись о приеме заявления И. А. Волкова отсутствует. Примечательно, что суд в своем решении указал, что «отсутствует запись о подаче И. А. Волковым заявления о выходе», хотя по правилам делопроизводства такие журналы фиксируют факт приема документов, а не их подачи. Правила делопроизводства — это уже внутренний документ политической партии, обязательный для ее органов и должностных лиц, а также работников (сотрудников) ее аппарата, а не для всех членов партии. Если политическая партия, ее структурное подразделение не может обеспечить прием заявлений (обращений) надлежащим образом, в том числе чтобы в ее помещениях этим не могли заниматься неуполномоченные члены партии, то член партии, представляющий заявление о выходе, не может нести за это никакой ответственности. Любое заявление члена партии, принятое в таких обстоятельствах другим неуполномоченным членом партии, надлежит считать поступившим в партию или ее структурное подразделение.
Не может служить доказательством выхода гражданина из партии «регистрация заявления члена партии, поданного в соответствии с положениями устава партии», поскольку регистрация входящего документа представляет собой «запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующую факт его создания, отправления или получения» (подп. 65 ГОСТ Р 51141–98. Государственный стандарт Российской Федерации. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения [4]). Регистрация входящего документа подтверждает наряду с иными реквизитами факт его получения, а не реализацию его содержания.
Распространение на граждан требований соблюдения дополнительных условий по выходу из политической партии, в том числе требований соблюдения порядка делопроизводства, является как раз нарушением их права на беспрепятственный выход из политической партии.
В случае возникновения конфликтной ситуации в структурном подразделении партии наиболее удобной формой представления заявления о выходе из партии является его направление по почте. Однако здесь отсутствует устоявшаяся практика определения даты выхода гражданина из политической партии. Для того чтобы избежать злоупотреблений в определении даты со стороны как гражданина, так и политической партии, целесообразно датой выхода из партии считать дату отправки заявления о выходе по почте. В этом случае дата документально подтверждается незаинтересованной стороной.
Таким образом, выход гражданина из политической партии представляет собой прекращение политико-правовой связи гражданина с политической партией в одностороннем порядке; основания для выхода из партии правового значения не имеют.
Моментом прекращения членства в партии в этом случае будет день фактического поступления личного заявления гражданина (в произвольной форме) в политическую партию (ее структурное подразделение) либо дата его почтового отправления. При этом порядок работы органов партии (ее структурного подразделения) и правила делопроизводства не влияют на факт поступления указанного заявления гражданина.
1. Устав политической партии «Справедливая Россия». М., 2011. С. 7.
2. Письма Высшего совета ЛДПР от 13 октября 2011 г. N 506/5в/с, от 24 ноября 2011 г.; письмо Председателя ЛДПР от 24 ноября 2011 г. N 132. Указанные письма находятся в Архиве ЦИК России.
3. Определения Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 33-Г11–33, от 25 ноября 2011 г. N 33-Г11–31, от 1 марта 2011 г. N 19-Г11–3. Не опубликованы.
4. ГОСТ Р 51141–98. Государственный стандарт Российской Федерации. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М.: ИПК «Издательство стандартов», 1998.
4. ЧЛЕНСТВО В ПАРТИИ
4.1.1. Членами Партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста, разделяющие ее цели и задачи, соблюдающие ее Устав, принимающие участие в ее деятельности.
Членами Партии не вправе быть иностранные граждане и лица без гражданства, граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными, а также граждане, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть членами политической партии.
4.1.2. Членство в Партии является добровольным и индивидуальным.
4.1.2.1. Уплата членских взносов носит добровольный характер. Порядок внесения членских взносов и учёта их уплаты определяется Президиумом Генерального совета Партии.
4.1.3. Член Партии не может быть членом других политических партий.
4.1.4. Организация учета членов Партии осуществляется Центральным исполнительным комитетом на основании настоящего Устава и Положения об учете членов Партии, порядке приема в Партию, выхода из Партии, порядке исключения из Партии и приостановления членства в Партии, утвержденного Президиумом Генерального совета Партии.
4.1.4.1. Централизованный учет членов Партии ведется на основании Единого реестра членов Партии (далее – Единый реестр Партии) в Центральном исполнительном комитете Партии.
4.1.4.2. Региональный учет членов Партии ведется Региональным исполнительным комитетом Партии на основе Единого реестра Партии.
4.1.4.3. Член Партии может состоять на партийном учете только в одном региональном отделении Партии – по месту постоянного или преимущественного проживания.
Член Партии, не имеющий места постоянного или преимущественного проживания в Российской Федерации, ставится на партийный учет в порядке, устанавливаемом Положением об учете членов Партии, порядке приема в Партию, выхода из Партии, порядке исключения из Партии и приостановления членства в Партии.
Член Партии в случае изменения места жительства или преимущественного проживания обязан оформить снятие с партийного учета в первичном (местном или региональном) отделении Партии, в котором состоял на учете, и встать на учет в отделении Партии по новому месту проживания. Порядок и сроки снятия с учета и постановки на учет по новому месту проживания члена Партии регулируются соответствующим Положением.
4.1.5. В целях морального стимулирования члены и сторонники Партии могут поощряться. Порядок, виды и основания поощрения членов и сторонников Партии определяются Положением о поощрениях членов и сторонников Партии, утвержденным Президиумом Генерального совета Партии.
4.2. ВСТУПЛЕНИЕ В ПАРТИЮ
4.2.1. Прием в члены Партии осуществляется из числа сторонников Партии со стажем не менее шести месяцев первичным отделением Партии (Общим собранием или Советом), местным отделением Партии (Местным политическим советом), региональным отделением Партии (Региональным политическим советом, Президиумом Регионального политического совета), а в отдельных случаях – Генеральным советом Партии или его Президиумом на основании личного письменного заявления вступающего, которое подается им соответственно в первичное (местное либо региональное) отделение Партии по месту постоянного или преимущественного проживания или, в отдельных случаях, в Генеральный совет Партии или его Президиум. Решение о приёме в Партию принимается с учетом результатов предварительного собеседования со вступающим по итогам его участия во внутрипартийной жизни и рекомендации совета сторонников Партии.
4.2.1.1. Решение о приеме в Партию принимается открытым голосованием большинством голосов от числа зарегистрированных на заседании (Общем собрании) членов Партии.
4.2.1.2. Вступающий считается принятым в члены Партии со дня рассмотрения его заявления Общим собранием (Советом) первичного отделения, Местным или Региональным политическим советом, Президиумом Регионального политического совета, а в отдельных случаях – Генеральным советом Партии или его Президиумом и принятия ими соответствующего решения.
4.2.1.3. Заявление вступающего в члены Партии должно быть рассмотрено соответствующим органом Партии не позднее 3-х месяцев со дня подачи заявления.
4.2.1.4. В случае если указанное выше заявление вступающего не было рассмотрено в установленные сроки, гражданин вправе обратиться по вопросу о его приеме в члены Партии в другой орган Партии, указанный в пункте 4.2.1.2 настоящего Устава. Данное заявление подлежит рассмотрению соответствующим органом Партии в месячный срок.
4.2.1.5. Оформление документов о приеме и постановке на учет члена Партии осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Президиумом Генерального совета Партии.
4.2.2. Постановка на централизованный учет членов Партии и изготовление партийных билетов осуществляется Центральным исполнительным комитетом на основании сведений, подаваемых региональными отделениями Партии и Генеральным советом Партии или его Президиумом, в случаях принятия в члены Партии в соответствии с п. 4.2.1.2 настоящего Устава.
4.2.3. Партийный билет направляется Центральным исполнительным комитетом в региональное отделение Партии – по месту постоянного или преимущественного проживания вступающего – для вручения члену Партии и постановки его на региональный партийный учет.
4.3. ПРЕКРАЩЕНИЕ ЧЛЕНСТВА В ПАРТИИ
4.3.1. Член Партии может добровольно выйти из Партии. Прекращение членства происходит на основании личного письменного заявления гражданина, принявшего решение о выходе из Партии, которое подается в первичное (местное, региональное) отделение Партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена Партии. Прекращение членства в Партии наступает со дня регистрации этого письменного заявления в соответствующем первичном (местном, региональном) отделении.
4.3.2. Член Партии может быть исключен из Партии за несоблюдение Устава Партии, программных документов, решений центральных органов Партии, руководящих органов ее структурных подразделений, за действия, дискредитирующие Партию, или иные действия (бездействие), наносящие ущерб политическим интересам Партии, а также в связи со вступлением в другую политическую партию – по решению уполномоченных органов Партии, руководящих органов первичных, местных или региональных отделений Партии.
4.3.3. Решение первичных и местных отделений об исключении из Партии в обязательном порядке утверждается Региональным политическим советом или его Президиумом. В случае принятия решения об исключении из Партии Президиумом Регионального политического совета, Региональным политическим советом, Президиумом Генерального совета, Генеральным советом Партии утверждение данного решения не требуется.
4.3.4. Гражданин вправе обжаловать решение о его исключении из Партии в двухмесячный срок в вышестоящие органы Партии, вплоть до Съезда Партии. Заявление о восстановлении членства в Партии рассматривается соответствующими партийными органами в срок не более двух месяцев со дня его поступления.
4.3.5. Исключенный член Партии не может быть вновь принят в Партию в течение трех лет с момента принятия решения о его исключении.
4.3.6. Прекращение членства в Партии наступает со дня возникновения соответствующего юридического факта: смерти гражданина, утраты членом Партии гражданства Российской Федерации, признания члена Партии недееспособным по решению суда.
Прекращение или приостановление членства в Партии гражданина Российской Федерации влечет за собой прекращение его полномочий как члена выборных руководящих и центральных органов Партии и ее структурных подразделений.
4.3.7. Прекращение членства в Партии наступает со дня принятия решения об исключении ее члена из Партии уполномоченным органом, а в случаях, требующих утверждения данного решения, – со дня его утверждения. Решение об исключении члена Партии представляется в Центральный исполнительный комитет для внесения соответствующей записи в Единый реестр Партии.
4.4. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЛЕНСТВА В ПАРТИИ
4.4.1. Член Партии приостанавливает членство в Партии в случае назначения на государственные и иные должности, на которых федеральными конституционными законами и федеральными законами ограничено право членства в политических партиях. Приостановление членства происходит со дня назначения члена Партии на указанную должность.
4.4.2. Приостановление членства в Партии наступает на основании личного письменного заявления, внесения соответствующей записи в Единый реестр Партии, резервирования (блокирования) – на время приостановления членства – номера партийного билета в Едином реестре, уведомления об этом регионального (местного, первичного) отделения Партии.
4.4.3. Член Партии, приостановивший свое членство, ставится на учет как сторонник Партии.
4.4.4. Прекращение приостановления членства происходит со дня освобождения от должности на основании личного письменного заявления приостанавливавшего членство, которое подается в Центральный исполнительный комитет Партии через первичное (местное, региональное) отделение Партии по месту постоянного или преимущественного проживания.
4.4.5. Прекращение приостановления членства наступает со дня внесения соответствующей записи в Единый реестр Партии, отмены резервирования (разблокирования) номера партийного билета в Едином реестре, направления соответствующего уведомления в региональное отделение Партии.
4.4.6. Членство в Партии лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации возбуждено уголовное дело, может приостанавливаться по решению органов, перечисленных в п. 4.2.1 настоящего Устава.
4.4.7. По результатам рассмотрения уголовного дела приостановление членства в Партии прекращается по решению органов, принявших решение о приостановлении, либо решается вопрос об исключении из Партии в порядке, предусмотренном п. 4.3.2 настоящего Устава.
4.5. ПАРТИЙНЫЙ БИЛЕТ
4.5.1. Членам Партии выдается партийный членский билет.
4.5.2. Реквизиты, порядок изготовления, выдачи, хранения, использования и замены партийного членского билета определяются соответствующим Положением, утверждаемым Президиумом Генерального совета Партии.
4.6. СТОРОННИКИ ПАРТИИ
4.6.1. Сторонники Партии не являются её членами.
4.6.2. Сторонниками Партии признаются граждане Российской Федерации, поддерживающие программные цели и практические действия Партии, оказывающие ей любое содействие, не противоречащее действующему законодательству и настоящему Уставу. Сторонниками Партии также являются граждане, временно приостановившие членство в Партии по основаниям, изложенным в п. 4.4.1 настоящего Устава.
4.6.3. Сторонники Партии, выдвинутые от Партии на выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления, имеют право на поддержку Партии в проведении их избирательных кампаний.
4.6.4. Иные особенности статуса сторонника Партии, порядок его приобретения и утраты, порядок взаимодействия сторонников и членов Партии, сторонников Партии и руководящих органов Партии определяются Положением, утверждаемым Президиумом Генерального совета Партии.
4.6.5. Организация работы со сторонниками Партии осуществляется советами сторонников Партии, деятельность которых регулируется Положением, утверждаемым Президиумом Генерального совета Партии.
Сохраняет ли депутат мандат при выходе из партии и вступлении в другую?
СУТЬ: прошли выборы депутатов в орган местного самоуправления (собрание депутатов сельского поселения, многомандатный избирательный округ). Кандидат, состоящий в партии А, принял участие в выборах (т е шел на выборы от партии А, не самовыдвиженец) и прошел (получил мандат).
ВОПРОС: Теряет ли по закону указанный депутат мандат при выходе из партии А и вступлении в партию Б?
Удалось найти судебную практику (решение конституционного суда) касательно депутатов-списочников, где разъяснено, что выход без потери мандата допустим, а переход в другую партию — нет. А что с депутатами, которые проходили не по партийному списку, а по результатам выборов, по голосованию избирателей?
Если это важно, избранный депутат не является частью фракции в образованном собрании депутатов т к прошел в него от партии А в единственном числе.
Ответы на вопрос:
По общему правилу если депутат не станет вступать ни в какую фракцию — то сохраняет мандат.
Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 3 настоящей статьи, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
Источник: ст. 35.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Но нужно детально изучить устав муниципального образования.
Лично знаю несколько депутатов избранных от одной партии а после избрания вышедших из нее и вступивших в другую, но без вхождения во фракцию — они мандаты сохранили.
Андрей Алексеевич, Вы абсолютный правы, Учитывая положения и особое мнение Конституционного суда РФ.
пункт 1.1 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,
Депутат регионального парламента, избранный по партийному списку, не вправе выйти из своей партийной фракции и может состоять только в той партии, которая выдвинула его кандидатом. Несоблюдение этого требования влечёт для нарушителя прекращение депутатских полномочий.
Выход депутата из политической партии, в составе которой он был избран в региональный законодательный орган, не означает его выхода из фракции этой партии в законодательном органе и, соответственно, досрочного прекращения им депутатских полномочий
Если кандидат входит в партийный список или выдвигается партией, то до выборов он не может поменять партийность, не вылетев из списка кандидатов. Но уже после выборов, став законным депутатом, он может выйти из одной фракции и перейти в другую.
Так происходит не редко.
Согласно разъяснениям Постановления КС мандат сохраняется за депутатом при выходе из партии, но теряется при переходе в другую партию
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2012 N 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в связи с жалобой гражданки Т.И. Романовой»
По мнению Конституционного Суда РФ, именно такой, а поэтому не противоречащий Конституции РФ смысл имеет пункт 1.1 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», установивший, что депутат не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в связи с избранием его по партийному списку, и что он может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
Как отметил Конституционный Суд РФ, указанное требование означает, что депутат не вправе поменять свою партийную принадлежность, но не исключает беспартийности депутата, вышедшего из партии, по списку которой он избран
Т е я правильно понимаю, что по общему правилу получается, что при переходе в партию, которая не представлена фракцией в собрании депутатов муниципального образования, мандат не теряется, если иное не указано в уставе?
Ответы на уточнение:
Если толковать системно, то получается что во фракции может состоять только депутат выбранный от конкретной партии или депутаты вступившие во фракцию после прекращения деятельности своей партии.
Таким образом, если у партии нет фракции (менее 3 депутатов) то выйти из этой партии депутат может, но вступать в другую фракцию не имеет права — иначе прекращение полномочий.
Однако, при этом закон не ограничивает право депутата вступить в партию у которой есть фракция, но при этом он не может быть членом фракции, иначе — прекращение полномочий
Статья 35.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
1. Депутаты представительного органа муниципального образования, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения (во фракции) (далее — фракция), за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты (депутат), избранные (избранный) в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), указанной в части 3 настоящей статьи.
2. Порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования.
3. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в представительном органе муниципального образования, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
4. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
5. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 3 настоящей статьи, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
6. Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 3 настоящей статьи, и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в представительном органе муниципального образования, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.
7. Несоблюдение требований, предусмотренных частями 4 — 6 настоящей статьи, влечет за собой прекращение депутатских полномочий.