Какие экологические обязанности имеются у граждан РФ?

Какие экологические обязанности имеются у граждан РФ?

5.6. Экологические обязанности граждан

Осуществление экологических прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.
Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выполнять обязанности по охране и рациональному использованию природной среды, по восстановлению нарушенных экологических систем, по предупреждению экологических правонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.
В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам.
По своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие, относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и специальные, касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов деятельности.
Основной перечень общих экологических обязанностей закреплен прежде всего в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) и ряде других нормативных правовых актов.
Так, согласно ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны:
— сохранять природу и окружающую среду;
— бережно относиться к природе и природным богатствам;
— соблюдать иные требования законодательства.
В соответствии со ст. 10 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны:
— выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
— не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Специальные экологические обязанности представляют собой широкий круг закрепленных в законодательстве экологических требований, предъявляемых к определенным категориям граждан-природопользователей. Они содержатся как в природоохранном, так и природоресурсном законодательстве.
Так, граждане, использующие химические вещества в сельском хозяйстве, обязаны выполнять правила, хранения, транспортировки и применения таких веществ, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации вредных последствий такой деятельности (ст. 49 Закона «Об охране окружающей среды»).
Кроме того, ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает экологическую обязанность работников — иметь профессиональную экологическую подготовку. В соответствии с указанной статьей, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Различают два основных вида экологических обязанностей — позитивные и запретительные.
Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. Примерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; своевременно производить плату за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды и т.д.
Запретительные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, запрет нарушать права и законные интересы третьих лиц и др.

1. Что понимают под экологическими правами человека?
2. Какие экологические права граждан закреплены в Конституции РФ?
3. Что понимают под благоприятной окружающей средой?
4. Какая информация о состоянии окружающей среды является достоверной?
5. Назовите экологические обязанности граждан.

1. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. — М.: Дело, 2001. — 768 с.
2. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. — 2-е изд. — М.: Юристъ, 2003. — 670 с.
3. Экологическое право: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Курочкина и др.; — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. — 367 с.

4. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа «НОРМА — ИНФРА — М», 2001. — 433 с.
5. Экологическое право. Курс лекций и практикум /Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. — М.: Экзамен, 2003. — 528 с.
6. Экологическое право России на рубеже XXI века: Сборник научных статей. / Составители: А.К. Голиченков, Т.В. Петрова; под ред. проф. А.К. Голиченкова. — М.: Зерцало, 2000. — 432 с.
7. Боголюбов С.А. Законодательство о референдумах по экологически значимым проектам и практика их проведения // Правовые проблемы охраны окружающей среды. Под. ред. д.ю.н., профессора Жевлакова Э.Н. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1998. С. 28-46.
8. Гущин В.З. Правозащитные функции общественных экологических объединений / / Правовые проблемы охраны окружающей среды. Под. ред. д.ю.н., профессора Жевлакова Э.Н. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1998. С. 68-84.
9. Голландские «зеленые» обращаются в суд. — Амстердам: Открытый экологический университет: ЭКСПРЕСС — «ЗМ», , 1994; М., 1995. — 48 с.
10. Как защитить Ваши экологические права в суде. Пособие для граждан и неправительственных организаций. Издание второе, исправленное и дополненное. Москва, 1999. — 90 с.
11. Социально-экологические проблемы регионов России: Учебное пособие для системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации госслужащих, руководителей и специалистов промышленных предприятий и организаций. /Под общ. Ред. профессора А.Т. Никитина, профессора МНЭПУ С.А. Степанова. — М.: Издательство МНЭПУ, 2001. — С. 100-115.
12. Халий И.А. «Зелёное» движение в России в конце XX века / Россия в окружающем мире: 2000 (Аналитический ежегодник). / Отв. ред. Н.Н. Марфенин; под общей редакцией: Н.Н. Моисеева, С.А. Степанова. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. С. 193-218.
13. Конституция Российской Федерации: Комментарий. Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: БЕК, 1996. — 664 с.
14. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. — ТК «Велби», Проспект, 2003. — 584 с.

Экологические обязанности граждан

Осуществление экологических прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выпол­нять обязанности по охране и рациональному использованию природной среды, по вос­становлению нарушенных экологических систем, по предупреждению экологических пра­вонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. По своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие, относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и спе­циальные, касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов деятельности.

Основной перечень общих экологических обязанностей закреплен прежде всего в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Федеральном законе «О са­нитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) и ряде других норматив­ных правовых актов.

Так, согласно ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды» граждане обязаны:

— сохранять природу и окружающую среду;

— бережно относиться к природе и природным богатствам;

— соблюдать иные требования законодательства.

В соответствии со ст. 10 Закона» О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны:

— выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлении, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществ­ляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

— не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Специальные экологические обязанности представляют собой широкий круг закре­пленных в законодательстве экологических требований, предъявляемых к определенным категориям граждан- природопользователей. Они содержатся как в природоохранном, так и природоресурсном законодательстве. Так, граждане, использующие химические вещества в сельском хозяйстве, обязаны выполнять правила, хранения, транспортировки и применения таких веществ, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной дея­тельности на окружающую среду и ликвидации вредных последствий такой деятельности (ст. 49 Закона «Об охране окружающей среды»).

Кроме того, ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает экологи­ческую обязанность работников — иметь профессиональную экологическую подготовку. В соответствии с указанной статьей, руководители организаций и специалисты, ответствен­ные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, кото­рая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Различают два основных вида экологических обязанностей — позитивные и запре­тительные.

Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. При­мерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соот­ветствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; своевременно производить плату за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды и т.д. Запретительные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные дей­ствия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, запрет нарушать права и за­конные интересы третьих лиц и др.

2. Правовые меры охраны атмосферного воздуха

2.1. Атмосферный воздух как объект правового регулирования

Атмосферный воздух является важным направлением природоохранительной деятельности окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Атмосферный воздух — это природная смесь газов приземного слоя атмосферы, сложившаяся в ходе эволюции Земли.

Атмосферный воздух — это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий coбой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

— приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

— обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

— недопущение необратимых последствий загрязнения атмо­сферного воздуха для окружающей природной среды;

— обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

— гласность, полнота и достоверность информации о состоя­нии атмосферного воздуха, его загрязнении;

— научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружаю­щей природной среды в целом;

— обязательность соблюдения требований законодательства Рос­сийской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства. Статья 2 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» определяет, что законодательство РФ в области охрана атмосферного воздуха основывается на Конституции РФ из вышеназванного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Как объект правового регулирования атмосферный воздух подлежит охране, в целях обеспечения которой юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:

— обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и раз­работку предельно допустимых выбросов и предельно до­пустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

— согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на ат­мосферный воздух, с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;

— внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

— планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

— осуществлять мероприятия по предупреждению и устране­нию аварийных выбросов вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации по­следствий его загрязнения;

— осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводит производственный контроль за соблюдением установлен­ных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух;

— соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудова­ния, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

— обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказываю­щих вредное воздействие на атмосферный воздух;

— обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмо­сферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализи­рованные места складирования или захоронения таких отхо­дов, а также на другие объекты хозяйственной и иной дея­тельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

— выполнять предписания должностных лиц специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и его тер­риториальных органов, других федеральных органов ис­полнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Рос­сийской Федерации, законодательства субъектов Россий­ской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

— немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанес­ло вред здоровью людей и (или) окружающей природной сре­де, в государственные органы надзора и контроля; предоста­влять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны атмосферного воздуха и надзор за соблюдением законодательства Россий­ской Федерации, своевременную, полную и достоверную ин­формацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;

— соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмо­сферного воздуха и его территориальными органами, дру­гими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Объекты правового регулирования обозначаются рядом терминов в зависимости от целей их охраны, от того, какой отраслью права устанавливаются нормы об их статусе и режи­ме использования.

5. Экологические права и обязанности граждан

В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности.

Важнейшими экологическими правами граждан являются:

1) право граждан на благоприятную окружающую среду;

2) право граждан и общественных объединений на экологическую информацию и его гарантии;

3) право на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды.

1) Право граждан на благоприятную окружающую среду.

Конституция РФ и Закон об охране окружающей среды устанавливают, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда, нанесенного окружающей среде.

В целях создания условий, позволяющих реализовать конституционное право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде, предусматриваются следующие основные направления деятельности:

• создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;

• развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения;

• улучшение качества продуктов питания;

• обеспечение населения качественной питьевой водой;

• предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;

• обеспечение радиационной безопасности населения;

• предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;

• экологическое воспитание и образование населения.

Граждане имеют право:

• создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

• направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

• принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных, не противоречащих законодательству РФ акциях;

• выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

• оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

• обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

• предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

• осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

• сохранять природу и окружающую среду;

• бережно относиться к природе и природным богатствам;

• соблюдать иные требования законодательства.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

2) Право граждан и общественных объединений на экологическую информацию и его гарантии.

Конституция РФ устанавливает, что каждый гражданин имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Доступ к информации – возможность получения информации и ее использования. Предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Указ Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» закрепляет, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

• в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

• в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

• в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

• в создании условий для обеспечения граждан РФ зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных законодательством РФ.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» запрещает отнесение к государственной тайне и засекречивание сведений о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.

Федеральный закон от 27.072006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не допускает ограничение доступа к информации о состоянии окружающей среды.

3) Право на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды.

Конституция РФ устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности, и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.).

Читайте также  Как быть, если прислали на работу исполнительный лист?

При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Законодательство РФ предусматривает компенсации и льготы гражданам, пострадавшим от неблагоприятных воздействий окружающей среды, например, Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Экологические обязанности граждан. Права и обязанности экологических объединений

Экологические обязанности граждан регулируются Конституцией (статья 58). Обязанности граждан в этой сфере заключаются в обязанности сохранять природу и окружающую среду, проявлять бережное отношение к богатствам природы.

Закон об охране окружающей среды (ООС) в 11 статье почти дословно дублирует рассмотренную выше норму Конституции, вменяя в гражданские обязанности соблюдение и прочих требований российского законодательства, которые могут обладать как прямым, так и опосредованным характером с закреплением в законах и подзаконных актах.

Так, ст. 65 ВК напрямую вменяет обязанность гражданам водопользователям соблюдать определенный режим при использовании водоохранных зон. ДАнный режим устанавливает Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах. Наряду с этим ст. 66 Закона об охране окружающей среды дает право государственным экологическим инспекторам требовать и осуществлять выдачу предписаний физическим лицам, касающихся устранения нарушений закона в области охраны окружающей среды и нарушения требований по охране природы, которые были обнаружены государственным экологическим контролем.

Круг гражданских экологических обязанностей является достаточно широким, он может быть установлен органами публичной власти в соответствии с их компетенцией через принятие (издание) нормативных правовых актов (законы, постановления и др.).

Особенности прав экологических объединений

В соответствии со ст. 12 Закона об ООС общественное (прочее некоммерческое объединение), которое ведет работу в сфере охраны окружающей среды, имеет право:

  • разработки, пропаганды и реализации в соответствующем порядке программы в сфере охраны окружающей среды, защиты прав и законных интересов граждан в сфере охраны окружающей среды, добровольного привлечения граждан к работе по охране окружающей среды;
  • осуществления и пропаганды за счет собственных и привлеченных средств работы в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства ресурсов природы, обеспечения безопасности экологии;
  • содействия органам власти РФ, субъектов, местного самоуправления в решении проблем охраны окружающей среды;
  • организации собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, сбора подписей под петициями и участия в таких мероприятиях по закону РФ, внесения предложений о проведении референдумов по проблемам ООС и обсуждения проектов, которые касаются ООС;
  • обращения в органы власти государства, местного самоуправления, субъектов РФ, иные организации и к любому должностному лицу о получении своевременных, полных и достоверных сведений о состоянии окружающей среды, о мероприятиях ее охраны, об обстоятельствах и о фактах производственной деятельности, которые способны создать угрозу окружающей среде, здоровью, имуществу и жизни граждан;
  • участия в установленном порядке в принятии различных решений, реализация которых способна негативно влиять на жизнь, здоровье людей, окружающую среду и имущество граждан;
  • обращения в различные государственные органы с иском, жалобой, заявлением и предложением по вопросам, которые относятся к ООС, отрицательному воздействию на ОС, получения своевременных и обоснованных ответов;
  • организации и проведения в соответствующем порядке слушаний, касающихся размещения и проектирования объектов, которые в процессе своей хозяйственной деятельности наносят вред окружающей среде, создают жизненную угрозу;
  • организации и проведения в установленном порядке мероприятия (например, общественная экологическая экспертиза);
  • рекомендации своих представителей с целью участия в осуществлении государственной экологической экспертизы;
  • подачи в государственные органы любого уровня, а также в суд обращений об отмене решений в области строительства, проектирования, размещения, реконструкции, эксплуатации объектов, работа которых способна отрицательным образом повлиять на ОС;
  • предъявления в судебные инстанции исков на возмещение вреда ОС;
  • осуществление других прав, которые предусмотрены законом.

Отметим, что перечень полномочий общественных экологических объединений нельзя считать исчерпывающим. Ежегодно этот список может дополняться нормами, которые включены в новые или действующие правовые акты.

Существенное условие реализации своих экологических прав со стороны общественных экологических объединений заключается в соблюдении ими законодательных требований. В первую очередь сюда необходимо включить Федеральный закон № 82 «Об общественных объединениях». Этот закон представляет общественные объединения в виде добровольного, самоуправляемого, некоммерческого формирования, которое образуется по инициативе граждан.

Образование общественного объединения происходит на основе общих интересов. Его целями является реализация общих задач, которые прописаны уставом.

Не все общественные объединения могут реализовать экологические права. Подобная деятельность характерна только для тех объединений, в уставе которых точно прописаны экологические цели. Закон об экологической экспертизе напрямую уточняет то, что общественная экологическая экспертиза может проводиться только теми организациями (объединениями), которые в основе своей работы занимаются охраной окружающей среды. Сюда можно включить организацию и осуществление экологических экспертиз. Также такие организации должны пройти регистрацию в порядке, который установлен законодательством РФ.

Особенности работы экологических объединений

Обязанности экологических объединений регулируются Законом об охране окружающей среды, в соответствии с которым общественные и прочие некоммерческие объединения в случае работы в сфере охраны окружающей среды должны соблюдать определенные требования.

В этом случае законодательная позиция не способна отразить всю полноту требований, которые предъявляются к общественным объединениям, ведущим эту деятельность.

Подобное положение обусловлено тем, что реализация общественными объединениями большей части предоставляемых им экологических прав связана с потребностью соблюдать требования и других законов, которые регламентируют процедурные вопросы. Так, проведение митингов, связанных с экологией, должно быть в соответствии с установленным федеральным законом, включая предварительное уведомление властных органов о целях, месте, времени проведения, предполагаемое количество участников и др. В процессе внесения предложений о референдуме по проблемам ООС также нельзя обойтись без того, чтобы соблюдать жесткие требования федеральных законов о референдуме, в первую очередь, о порядке инициатив его проведения. Также в процессе предъявления в суд иска о возмещении вреда ОС, важно учесть требования процессуального законодательства, включая форму и сроки предъявления исков.

Помимо этого, важный элемент взаимодействия общественных экологических объединений и органов публичной власти, включая контролирующие и правоохранительные органы, представлен соблюдением подобными объединениями принципа невмешательства в компетенцию органов. На практике это, к сожалению, имеет место, а также характерен отказ от чрезмерного прессинга по отношению к соответствующим органам, принимая во внимание мотив их недостаточной активности. В частности, это осуществляется посредством использования средств массовой информации. Подобные действия способны оказать серьезное влияние на создание ложного общественного мнения, что не всегда способствует охране окружающей среды.

Какие экологические права и обязанности есть у граждан?

В главном документе государства урегулированы правомочия людей на здоровую среду, на честную информацию о природе и на возмещение ее негативных проявлений, если они причинены нарушением экоправа. Эти правомочия перечислены в базовых положениях.

Для эффективной реализации этих норм необходимо к тому же применять право на возможность обратиться в органы власти, на защиту в суде, на создание обществ, объединений и прочие.

Экологическая правовая отрасль базируется на следующих основных принципах:

  1. У каждого есть право жить в благоприятной среде.
  2. Возможные отрицательные последствия воздействия на природу необходимо предупреждать.
  3. Здоровье человека, его жизнь находятся под охраной.
  4. Демократизация правовых экоотношений.
  5. Восполняемость ресурсов и другие.

Право на благоприятную среду

Эта норма не может оспариваться, так как она лежит в основе многих естественных прав человека, которые установлены международными конвенциями, основными законами государств. Это права на жизнь, здоровье, на воду, которые связаны со здоровьем человека.

экологические обязанности

Имея эту законную возможность, граждане защищают природу, создают судебные прецеденты, которые развивают отрасль и повышают ее эффективность. Право граждан на благоприятную окружающую среду защищается организациями специальных правоохранительных органов (например, экополицией, министерством природы и экологии), сетью организаций граждан. Здесь активно реализовывается гражданская позиция как целых объединений, так и отдельных граждан. Их цель защита экологических систем, необходимых для нормальной жизни и развития человека.

Все правозащитники борются за неотвратимость ответственности за природные правонарушения лицами, властными органами, а также за их предотвращение.

Право на оповещение

В целях эффективного реагирования на нарушения в сфере природопользования необходимо своевременно информировать граждан о состоянии природной среды. Такой механизм борьбы с негативными последствиями еще не закреплен на законодательном уровне, но уже выражен в указах Президента и некоторых постановлениях Правительства. Такая мера закреплена и в Градостроительном кодексе, где соответствующий представитель власти должен оповестить граждан о предполагаемом строительстве.

Экологические обязанности

право граждан на благоприятную окружающую среду

Эти права невозможно осуществить, не выполняя экологические обязанности. Что входит в эту систему обязательств:

  1. Внимательное отношение к природе, сохранение ее свойств.
  2. Разумное использование природных ресурсов.
  3. Соблюдение нормативов (количества компонентов природы).
  4. Не допускать загрязнения объектов природы.
  5. Соблюдать правила охоты, рыболовства и другой деятельности, которая сопряжена с изъятием природных элементов.
  6. Соблюдать нормы безопасности для предупреждения пожаров.
  7. Платить налоги, иные платежи и сборы за пользование объектами природы.
  8. Выполнять требования органов по охране природы.
  9. Повышение культуры в экологической сфере и другие.

Все эти права и обязанности закреплены в законах и подзаконных актах, актах субъектов и местных органов, документах организации.

Законы, регулирующие вопросы защиты окружающей среды

Эта сфера достаточно молодая в системе законов и других властных актов, поэтому часто подвергается изменения. Среди системы правовых актов о природных ресурсах выделяются несколько направлений:

  1. Основным является акт «Об охране окружающей природной среды».
  2. Конкретным компонентам, например, лесу, воде и другим, посвящены отдельные законы (Лесной, Водный кодексы и прочее).
  3. Нормы о природных комплексах отражены в акте «Об особо охраняемых природных территориях», «О континентальном шельфе РФ» и другие.
  4. Правила, непосредственно направленные на защиту здоровья людей, закрепляют законы «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности» и другие.
  5. К экологическим относятся и законы, прямо не регулирующие правоотношения в рассмариваемой сфере, но влияющие на нее: «Об обеспечении доступа к информации «О защите прав потребителей»

экологические обязанности

Законодательная база в этой отрасли еще формируется. Переступив порог постиндустриального общества, человечество осознало опасность невнимания к мерам по охране природы и необходимость соблюдения экологических обязанностей, именно поэтому нормативно-правовая основа еще очень несовершенная и только формируется.

Во многом данное право основано на возможности получения информации, но все же имеет другой аспект. Организации и органы власти в некоторых случаях обязаны по своей инициативе оповещать граждан о различных экологических ситуациях. Этот механизм защиты природы еще не имеет системности, но, вероятнее всего, в дальнейшем будет развиваться. Экоправо — важнейшая часть юридической сферы, которая обеспечивает нам право граждан на здоровую природную среду, дает возможность оставить ее в пригодном для жизни состоянии для следующих поколений. Важность этой системы нельзя переоценить, задача властных учреждений сегодня привести нормативные акты в этой сфере в систему, а задача граждан осознать всю ответственность в сохранении природы и человечества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]