Контроль над ООО

Как не потерять контроль в обществе с ограниченной ответственностью? Предлагаем 5 шагов.

Деятельность организаций многогранна и рискована не только в плане предпринимательских рисков, но и с точки зрения сохранения и защиты корпоративных прав собственника бизнеса. Например, права распределять прибыль, продавать долю, получить часть имущества в случае ликвидации, права сменить директора и многих других. Давайте вместе рассмотрим способы минимизации корпоративных рисков.

Факторами, в результате которых участник может утратить существующий контроль в ООО и стать формальным совладельцем без возможности принятия ключевых решений может быть перераспределение долей, вход в состав участников ООО новых собственников, развод супругов-владельцев компании, дарение, продажа или залог доли. Но есть способы защититься.

1. Ограничение возможности изменения соотношения долей участников ООО.

В соответствии со ст. 14 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ФЗ «Об ООО») в уставе общества можно установить максимальный размер доли участника и установить запрет на изменение соотношения долей. Применение этого положения исключит возможность приобретения доли совладельцем, который в будущем может стать мажоритарным собственником.

2. Установление иного порядка определения голосов.

По общему правилу в соответствии со ст. 32 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участник общества имеет на собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества. При этом, устав общества может предусмотреть иной порядок определения голосов, например, один участник — один голос. Это позволит сохранить контроль даже участнику с минимальным размером доли в уставном капитале.

3. Ограничение перехода доли в уставном капитале общества.

Закрепление в уставе общества такого запрета позволит участникам защититься от новых лиц, претендующих на владение бизнесом. Так, положения могут касаться запрета дарения, продажи доли и наследования. Сделка, совершенная в нарушение этих положений устава, будет признана недействительной.

4. Запрет продажи доли по завышенной цене.

Участник, намеренный продать долю третьему лицу, может умышленно завысить ее цену, чтобы не допустить покупки доли партнерами. На этот случай в уставе необходимо установить заранее определенную цену доли.

5. Запрет на увеличение уставного капитала.

В частности, в соответствии со ст. 17 ФЗ «Об ООО» устав общества может запрещать увеличение уставного капитала за счет вкладов третьих лиц.
На основании изложенного, мы рекомендуем реализовывать указанные положения с учетом фактических обстоятельств. Ведь в случае корпоративного конфликта это может сыграть злую шутку, заблокировав возможность управления обществом участниками при равенстве их долей, либо возможность разрешения корпоративного кризиса.

Deadlock, в свою очередь, может привести к ликвидации общества по иску его участника. Так, если в обществе не обеспечивается право на получение информации о деятельности общества, нарушаются права участников на получение чистой прибыли, а стороны не могут прийти к согласию о кандидатуре единоличного исполнительного органа ввиду равенства долей, то суд удовлетворит иск о ликвидации (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.01.2020 по делу N А45-22324/2017). При этом иные меры для разрешения корпоративного конфликта должны быть исчерпаны (исключение участника, добровольный выход участника из состава участников, избрание нового лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа и т.д.) (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.02.2020 по делу N А32-7311/2019).

Таким образом, уповать на общие нормы законодательства как однозначно защищающие от всякого рода нарушений не стоит. Заблаговременно, до регистрации фирмы, получите профессиональные консультации о правах и обязанностях участников и органов управления компании, о порядке проведения общих собраний и о стратегии ведения и действиях в условиях корпоративного кризиса.

Как сохранить контроль над компанией, когда ты в «черном списке»?

В 2016 году в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) были внесены изменения, в частности в ст. 21.1, предусматривающую возможность исключать компании из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Основания исключения компании из ЕГРЮЛ перечислены в указанной статье, к ним в том числе относятся следующие:

  • наличие в ЕГРЮЛ отметки о недостоверности в отношении адреса (места нахождения), участника, единоличного исполнительного органа;
  • отсутствие операций по хотя бы одному банковскому счету компании в течение 12 месяцев;
  • не представление налоговой отчетности в течение 12 месяцев.

По факту исключения компании из ЕГРЮЛ единоличный исполнительный орган компании и участник, владеющей долей в уставном капитале, равной 50% и более, включаются в так называемый «черный список».

Последствия попадания в «черный список» не очень благоприятные. Наиболее существенные – запрет на последующее участие в новых компаниях при их учреждении, на приобретение доли в уставном капитале по договору купли-продажи доли, а также невозможность назначения на должность единоличного исполнительного органа в течение трех лет с даты попадания в «черный список» (подп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ)

В некоторых случаях попадания в «черный список» можно миновать посредством исключения отметки о недостоверности, подачи отчетности и направления возражения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, судебного оспаривания, но бывают случаи, когда все сроки пропущены и оспорить исключение не представляется возможным.

В таких случаях возникает основной вопрос: как лицу, находящемуся в «черном списке», сохранить контроль над компанией? Рассмотрим три способа.

Способ № 1. Опцион на заключение договора купли-продажи доли как инструмент скрытого контроля над компанией

Опцион на заключение договора купли-продажи доли можно охарактеризовать как право на приобретение доли, которое реализуется в зависимости от наступления определенных обстоятельств и реализация которого может быть отложена на какой-то период, определенный в соглашении.

Этот инструмент появился в российской правовой системе в 2015 году (ст. 429.2 Гражданского кодекса).

Владелец опциона (акцептант) приобретает право требовать от контрагента (оферента) передачи какого-либо актива, в то время как контрагент обязан произвести такое исполнение.

На практике реализация опциона на заключение договора купли-продажи доли происходит следующим образом: составляется договор, содержащий оферту, то есть одна сторона предлагает второй совершить сделку на определенных условиях. Покупатель вправе акцептовать оферту или не делать этого, в то время как продавец не имеет права отозвать предложение. Опцион может предусматривать плату за предоставление такой безотзывной оферты или быть безвозмездным.

В первом случае оферент получает вознаграждение, предусмотренное договором. В результате соглашения держатель опциона либо акцептует оферту (соглашается заключить сделку на определенных условиях), тем самым реализуя свое право, или не делает этого и тогда теряет уплаченное вознаграждение за опцион (в случае возмездности предоставления оферты), однако не приобретает никаких обязательств.

Заключительным этапом становится подписание сторонами основного договора. По опциону реальной передачи имущественных прав не происходит, поэтому заключается договор, закрепляющий прописанные в опционном соглашении условия.

Преимущества

Приобретатель опциона минимизирует риски, поскольку до окончания срока для акцепта может оценить целесообразность заключения основного договора и принять взвешенное решение.

Кроме того, опцион может использоваться как способ разрешения конфликтов между партнерами. Например, в условиях, когда партнеры не могут договориться, один из них выкупает автоматически долю другого партнера в уставном капитале компании.

Сторона, предоставляющая опционное право, связана условиями оферты и находится в ситуации некоторой определенности, вызванной тем, что держатель опциона может инициировать сделку исключительно по своей инициативе.

Это означает, что благодаря рассматриваемому инструменту собственник бизнеса может гибко управлять капиталом и пользоваться корпоративным контролем.

Отметим основные преимущества инструмента в ситуации, когда конечный бенефициар находится в «черном списке»:

  • опцион позволяет владеть активами скрыто, данные о держателе опциона не вносятся в ЕГРЮЛ;
  • реальный владелец в любое время может получить полный контроль над компанией, отстранив от управления номинального, предварительно сделав цессию на лицо, не состоящее в «черном списке»;
  • договор удостоверяется нотариусом, что обеспечивает сторонам дополнительную безопасность;
  • держатель опциона приобретает долю в уставном капитале без привлечения лица, выдавшего опцион (продавца);
  • выкупная стоимость доли в компании предварительно устанавливается соглашением сторон.

Что необходимо учесть?

В опционном соглашении необходимо обязательно предусмотреть предмет и иные существенные условия договора купли-продажи доли (акций), условия, при которых можно произвести акцепт, а также порядок, срок действия соглашения, хотя оно может быть бессрочным (заключенным на неопределенный срок), условие о плате за предоставление опциона, условия об уступке прав по опционному соглашению, форму соглашения.

Часто при заключении опциона допускаются принципиальные ошибки, которые приводят к невозможности реализации договора. В качестве примера такой ошибки можно привести отсутствие нотариального удостоверения договора (решение Арбитражного суда Удмуртской республики от 1 февраля 2019 года по делу № А71- 16567/2018.

Способ № 2. Корпоративный договор, как инструмент скрытого контроля над компанией

Корпоративный договор как инструмент управления и контроля над компанией предусмотрен п. 3 ст. 8 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – закон об ООО), а также ст. 67.2 ГК РФ.

Напомним, корпоративный договор – это соглашение, которое заключается между участниками/акционерами компании, в котором они могут предусмотреть положения, связанные с управлением в компании, распределением прибыли, выходом из компании, отчуждением долей (акций), наследованием долей (акций) в компании, приемом и увольнением сотрудников, механизмом разрешения корпоративных конфликтов, уплатой неустойки при нарушении положений корпоративного договора, и прочие.

Стороны корпоративного договора могут договориться осуществлять права определенным образом либо воздержаться от их осуществления. Например, голосовать на общем собрании определенным образом, согласованно принимать меры по управлению обществом, отчуждать либо приобретать доли в уставном капитале по определенной цене либо связать такое право с наступлением каких-либо обстоятельств.

Следует отметить, что сторонами корпоративного договора могут выступать не только участники (акционеры) компании, но и третьи лица. Например, кредиторы. В этой ситуации договор становится дополнительным обеспечением исполнения обязательств перед контрагентами участников или компании.

Преимущества

Корпоративный договор позволяет собственнику бизнеса контролировать своих доверенных лиц. С помощью этого инструмента можно определить:

  • пределы ответственности;
  • порядок распределения прибыли;
  • порядок принятия решений, включая условия об обязательном учете мнения каких-либо лиц;
  • порядок входа и выхода из бизнеса.

Важно, что рассматриваемый инструмент позволяет определить способ разрешения патовых, тупиковых ситуаций. Фактически корпоративный договор позволяет определить объемы власти, предоставляемой его стороне, кроме того, с его помощью можно обеспечить целостность бизнеса на кокой-то период (например, закрепив условие о запрете продажи долей или распределения прибыли на какой-то срок и прочие вопросы). Также в корпоративном договоре можно закрепить положение о неустойке за нарушение условий договора, что позволяет довольно эффективно противостоять противоправным действиям какой-либо из сторон и сдерживать конфликты.

Что необходимо учесть?

Корпоративным договором разрешаются вопросы осуществления корпоративных прав. При этом такое соглашение не может обязывать его участников голосовать согласно указаниям органов общества. Не может оно и определять структуру органов общества, их компетенцию. Эти условия императивны, прямо установлены законом (п. 2 ст. 67.2 ГК РФ), следовательно, принцип свободы договора не может на них повлиять. Если названные условия будут включены в договор, они могут быть признаны судом ничтожными.

При этом в договоре можно закрепить обязанность сторон голосовать на общем собрании участников общества за включение в устав положений, определяющих структуру органов общества и их компетенцию.

Способ № 3. Участие в ООО через другую компанию

Контролировать бизнес, находясь в «черном списке» можно через другую компанию, участие в которой не ограничивается «черным списком».

Преимущества

Если рассматривать вариант создания новой компании, то имеет смысл учредить ее в организационно-правовой форме акционерного общества. Преимущество этого способа в том, что в ЕГРЮЛ фиксируются лишь акционеры – учредители АО, в то время как в отношении ООО в ЕГРЮЛ отражаются любые изменения участников (размеры их долей).

Если необходимо участвовать в уже существующей компании в форме ООО, то стоит иметь в виду, что его участником может выступать не физическое лицо, а подконтрольная ему компания в форме АО. Однако учредителем такого АО должно быть иное лицо, а не предприниматель, находящийся в «черном списке», поскольку, как уже было указано, в реестре отражается информация об учредителях АО.

Кроме того, руководить компанией можно через управляющего, такая возможность предусмотрена ст. 42 закона об ООО и ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208 «Об акционерных обществах». В этом случае функции единоличного исполнительного органа по договору передаются управляющей компании. При этом директор управляющей компании может выступать проводником тех решений, которые принимает собственник бизнеса.

Что необходимо учесть?

В случае, когда мы рассматриваем вариант участия в компании через другую компанию, необходимо учитывать ограничения, установленные действующим законодательством. Например, общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (ст. 7 Закона об ООО).

Кто проверяет бизнес в России

Бизнес в России проверяют 30 ведомств, мы собрали их все в одну таблицу и разобрались, кто за чем следит.

Еще о проверках:

Артур Дулкарнаев

Какие органы проверяют бизнес

Название органа
Что проверяет
На основании Административного кодекса

Комиссия по делам несовершеннолетних

Как компании работают с несовершеннолетними сотрудниками

Органы внутренних дел, ОВД или полиция

Как магазины продают алкоголь и табак: есть ли лицензия и сертификаты, продают ли несовершеннолетним или по ночам

Федеральная налоговая служба, ФНС, ИФНС, налоговая

Предпринимательство без регистрации в налоговой;

регистрация ИП и компаний;

соблюдение ФЗ-115 — закона о противодействии отмыванию денег;

налоговые отчеты и оплата налогов;

«черные» и «серые» зарплаты;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Государственные тендеры и закупки

Таможенные органы, таможня

Перевозка товаров через границы Таможенного союза;

таможенные декларации и документы;

международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров;

перевозка опасных грузов: кислот, ядов или диких животных.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю или экспортный контроль

Экспорт товаров, информации, работ и услуг

Пограничные органы контроля

Рыболовство и охота, браконьерство;

перевозка минералов и живых ресурсов, например цветных металлов или медведей;

ведение судовых документов.

Передает ли работодатель в военкомат список сотрудников, которые должны встать на воинский учет

Государственная инспекция труда, ГИТ, Роструд, трудовая инспекция

Соблюдение трудового кодекса: трудовые договоры, зарплата без задержек, увольнение по правилам;

условия труда, проведение спецоценки, несчастные случаи на производстве.

Санитарные правила и гигиенические нормативы. СЭС следит, чтобы у всех поваров в кафе были медкнижки, а над плитой — вытяжка;

соблюдение запрета на курение в общественных местах, кафе, офисах и барах;

соблюдение законодательства о генно-инженерно-модифицированных организмах и продукции. Например, регистрация всех генно-модифицированных продуктов и организмов.

Соблюдение правил карантина животных, например при перевозке куриц или коров из одной страны в другую;

соблюдение технических регламентов;

использование пестицидов и агрохимикатов, сельскохозяйственной земли;

производство, продажа и перевозка семян;

безопасность зерна и его переработки;

производство, выпуск и продажа лекарств для животных.

Государственный земельный надзор, он же Росреестр

Покупка, продажа, аренда и использование земельных участков и недвижимости;

проведение мелиоративных работ — это работы, которые улучшают свойства сельскохозяйственной почвы. Например, посадка лесных растений по границам полей.

Государственный геологический надзор

Использование недр, выдача лицензий и контроль за техническими проектами;

застройка земель, на которых могут быть полезные ископаемые;

захоронение отходов в морских водах.

Государственный лесной надзор

Соблюдение пожарной безопасности в лесах;

соблюдение правил хозяйственной деятельности в лесопарковой зоне;

контроль за рубкой деревьев;

переуступка прав на лесные участки.

Использование водных объектов и водных биологических ресурсов, например добыча ископаемых со дна морей и строительство гидроэлектростанций;

соблюдение правил рыболовства, разведки минеральных ресурсов;

выброс вредных веществ в атмосферу. Это касается всех, у кого есть котельные или другие источники выбросов;

производство и импорт товаров в упаковке: от импорта роз в картонных коробках до выпечки булочек в крафтовых пакетах.

Государственный экологический надзор

Проверяет, как владелец бизнеса использует сельскохозяйственные и лесные земли;

добывает песок, гравий и глину, полезные ископаемые;

загрязняет ли воду и ледники.

Ростехнадзор, он же Государственный энергетический надзор

Использование электрических и тепловых сетей, энергоносителей и топлива;

контроль горячего, холодного водоснабжения и водоотведения;

установка и замена счетчиков;

контроль за тем, указывают ли производители класс энергоэффективности товаров;

соблюдение требований энергоэффективности зданий;

соблюдение технических регламентов;

перевозка опасных веществ, например ядерного топлива;

использование атомной энергии.

Министерство чрезвычайных ситуаций, МЧС, пожарная инспекция, пожарный надзор

Соблюдение требований пожарной безопасности, запрета на курение и технических регламентов.

Перевозка опасных веществ и крупногабаритных грузов, например баллонов с водородом или бурильных установок;

перевозка пассажиров и багажа;

страхование гражданской ответственности перевозчика;

Роскомнадзор, он же Надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Использование радиоэлектронных сетей и высокочастотных устройств;

строительство сооружений связи;

работа СМИ, сотовых операторов, новостных агрегаторов, сайтов и мессенджеров;

хранение и обработка персональных данных.

Федеральный антимонопольный орган, ФАС или антимонопольная служба

Соблюдение закона «О рекламе»;

спонсорство, проведение стимулирующих мероприятий и акции;

конкуренция и злоупотребление монополией;

манипулирование ценами на оптовых и розничных рынках;

тарифы естественных монополий;

предоставление информации об иностранных инвестициях.

Как предприниматели соблюдают:

закон «О защите прав потребителей»;

правила продажи товаров и оказания услуг;

ветеринарно-санитарные правила перевозки животных;

правила продажи алкоголя;

правила производства, продажи и учета драгоценных металлов и камней.

Производство и оборот этилового спирта, алкоголя;

продажа поддельного алкоголя;

учет алкоголя в ЕГАИС;

соблюдение минимальных цен на алкоголь и максимальных на табак;

правил маркировки товаров;

Сдает ли предприниматель бухгалтерскую и статистическую отчетность

Госжилнадзор, или государственный жилищный надзор

Работа управляющих компаний;

перевод жилых помещений в нежилые и обратно;

соблюдение требований энергетической эффективности;

выдача лицензий на управление многоквартирными домами.

Госстройнадзор, или государственный строительный надзор

Технические регламенты и проектная документация при строительстве или капитальном ремонте зданий;

ввод зданий в эксплуатацию;

соблюдение владельцами нежилых зданий требований энергетической эффективности;

долевое строительство многоквартирных домов;

размещение информации о ходе строительства.

соблюдение требований по противодействию отмыванию денег.

Соблюдение требований организованных торгов;

работа банков и кредитных организаций;

ведение реестра владельцев ценных бумаг;

деятельность микрофинансовых организаций;

инсайдерская информация и манипулирование рынком;

работа страховых организаций.

Росздравнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Оптовая и розничная торговля лекарствами;

соблюдение технических регламентов;

декларирование и маркировка лекарств;

контроль цен на лекарства;

регистрация медицинских изделий;

качество и безопасность медицинской деятельности;

Соблюдение требований для получения лицензии на образовательную деятельность

Узнать о проверках можно на сайте прокуратуры по ИНН

Проверки бывают плановые — по списку, который составляется на год вперед, и внеплановые — по жалобам покупателей, сотрудников или когда в компании что-то случилось, например сотрудник сломал ногу на рабочем месте или произошла утечка плутония.

Первые три года после регистрации бизнес не попадает в список плановых проверок — это требование закона «О защите прав предпринимателей и юридических лиц».

О плановых проверках можно узнать заранее на сайтах ведомств. О внеплановых иногда уведомляют за 1-3 дня, а иногда нет. Все плановые и некоторые внеплановые проверки есть в единой базе прокуратуры. Узнать о них можно по ИНН или названию компании:

В результатах поиска на сайте прокуратуры показываются тип проверки, дата проведения, ведомство, цель и вид: выездная или документарная.

Управляющая компания вместо генерального директора

Что говорит закон об управляющей компании как исполнительном органе общества

Возможность избрать в качестве единоличного исполнительного органа (ЕИО) управляющую компанию предусмотрена как в обществах с ограниченной ответственностью (ООО), так и в акционерных обществах (АО).

В п. 1 ст. 42 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ определена возможность передачи полномочий ЕИО управляющему. Понятие управляющего раскрывается в подп. 2 п. 2.1 ст. 32 закона. Им может быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.

Для акционерных обществ определения несколько иные. Пункт 1 ст. 69 закона «Об АО» от 26.12.1995 № 208-ФЗ разделяет понятия управляющей организации (коммерческое предприятие) и управляющего (индивидуальный предприниматель). При этом принять решение о назначении управляющей организации или управляющего может только общее собрание акционеров по предложению совета директоров или наблюдательного совета.

Почитайте об индивидуальном предпринимателе, исполняющем функции руководителя ООО, в публикации «Может ли ИП быть генеральным директором ООО?».

ВАЖНО! Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность передачи полномочий ЕИО нескольким физическим или юридическим лицам (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Но такая норма должна быть прописана в Уставе организации. Это дает возможность передавать каждой управляющей компании лишь часть полномочий гендиректора. Кроме того законодательством не запрещено передать лишь часть полномочий управляющей компании или ИП, но в данном случае потребуется либо оставить директора для осуществления не переданных управляющей компании полномочий, либо распределить их между другими органами ООО.

Как оформить договор с управляющей компанией в качестве ЕИО

Договор с управляющим или управляющей организацией подписывает лицо, председательствовавшее на собрании, на котором было принято решение об избрании ЕИО. Если при заключении договора с гендиректором-физлицом необходимо руководствоваться как гражданским, так и трудовым кодексом, то заключение договора на управление предприятием с юрлицом избавляет собственников от трудовых правоотношений с руководителем.

Читайте также  Управление автомобилем в нетрезвом виде без в/у

Руководителем компании может быть и индивидуальный предприниматель. Нюансы оформления отношений с третьим лицом — управленцем, не входящим в трудовой коллектив предприятия, подробно рассмотрены в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Четких требований к содержанию договора на передачу полномочий ЕИО управляющей компании нет. Суды определяют договор на управление организацией отдельным видом договора, не имеющим отношение к доверительному управлению имуществом. Такую позицию высказал, например, ФАС Поволжского округа в своем постановлении от 21.05.2009 № А55-13261/2008.

ВАЖНО! В договоре с управляющей компанией может быть предусмотрено и ведение бухучета предприятия, юридическое обслуживание и иные услуги. Такой вывод содержится, например, в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012 № А78-7551/2011.

Как зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ в случае, когда единоличный исполнительный орган — управляющая компания

В течение 3 рабочих дней после вступления в силу договора с управляющей компанией необходимо подать заявление для внесения записи в ЕГРЮЛ по форме 13014. Если этого не сделать вовремя, то регистрирующий орган вправе наложить административный штраф в размере 5000 рублей или выписать предупреждение (п. 3 ст. 14.25 КоАП). Если этого не сделать совсем, то штраф предполагается в размере от 5000 до 10 000 рублей (п. 4 ст. 14.25 КоАП).

Почитайте о том, как внести сведения о документе, удостоверяющем личность руководителя, в ЕГРЮЛ, в публикации «Смена паспортных данных учредителя и директора ООО».

При передаче полномочий гендиректора управляющей компании возникает спорный вопрос с адресом организации. Закон не обязывает менять адрес предприятия на адрес управляющей компании. Несовпадение адреса организации и адреса управляющей компании не может служить причиной для отказа в госрегистрации изменений в ЕГРЮЛ. Такие разъяснения даны в письме Минфина РФ от 12.12.2016 № 03-12-13/74221. Есть и арбитражная практика, подтверждающая такую позицию (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.10.2016 № Ф06-13202/2016 по делу № А65-3626/2016).

Кто фактически осуществляет функции руководителя при передаче полномочий управляющей компании

После внесения записи в ЕГРЮЛ без доверенности представлять интересы предприятия может только генеральный директор управляющей компании. Но он вправе оформить доверенность на представление своих интересов на иное лицо. Изменение доверенного лица или ЕИО управляющей компании не обязывает организацию вносить запись в ЕГРЮЛ. Такую позицию подтверждает письмо ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645@ (приложение 1, графа 14.2.05.36).

Закон не обязывает нотариально удостоверять доверенность, выдаваемую руководителем управляющей компании. Подтверждает это и арбитражная практика (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 № 10АП-19144/2014).

Формулировки в документах организации будут достаточно длинными и могут звучать следующим образом: ООО «История» в лице действующего на основании договора на передачу полномочий ЕИО № 1 от 08.06.2017 и Устава управляющего — ООО «Управляющая компания» в лице директора Барсукова И. С., действующего на основании Устава (или в лице Ступчикова А. П., действующего по доверенности № 5 от 15.06.2017).

В банковской карточке в качестве лиц, обладающих правом подписи платежных документов, указывается управляющая организация в лице ее руководителя или ее представителя, которого наделяют соответствующими полномочиями на основании распорядительного акта или доверенности. Об этом говорится в п. 7.5 инструкции Банка России «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» от 30.05.2014 № 153-И.

Как отразить расходы на управление организацией в бухгалтерском и налоговом учете

Налоговые органы не всегда признают расходы по договору с управляющей компанией. Причиной тому является отсутствие подобных затрат в закрытом перечне расходов, предусмотренных НК для уменьшения налогооблагаемой базы по единому налогу при УСН.

А в случае с налогом на прибыль причиной часто является неправильная трактовка налоговиками положений договора на управление. Как, например, в уже упомянутом постановлении ФАС Поволжского округа № А55-13261/2008. Налоговые органы рассматривают управляющую компанию не как ЕИО, а как исполнителя, оказывающего услуги по управлению предприятием, что в понимании налоговиков должно исключать одновременное наличие в штате предприятия любых специалистов, занимающих управляющие должности.

Для того чтобы снизить вероятность появления претензий со стороны ФНС, следует очень четко прописать предмет договора на управление.

А в случае с упрощенкой даже хорошо составленный договор не поможет уменьшить налогооблагаемую базу. Письмо Минфина РФ от 13.02.2013 № 03-11-06/2/3694 дает однозначное разъяснение о том, что это невозможно даже несмотря на то, что в расходы принимаются бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги. Затраты по договору на осуществление полномочий ЕИО к таким услугам не относятся. Нельзя их включить и в материальные издержки.

В бухучете расходы по договору с управляющей компанией относятся на тот же счет, на который начислялась бы зарплата руководителя. В зависимости от вида деятельности проводка может выглядеть так:

Дт 20, 26, 44 Кт 60

Итоги

Законом описаны далеко не все тонкости, возникающие при назначении управляющей компании вместо генерального директора. Поэтому некоторые вопросы, вероятно, придется решать в судебном порядке. Но если максимально подробно описать взаимодействие с управляющей компанией в договоре, то многих проблем удастся избежать.

Как будут проверять бизнес по новым правилам: все про Положение о виде контроля

Контрольно-надзорные проверки бизнеса с 2021 года проводятся по новым правилам. У проверяющих появилась возможность контролировать компании и ИП дистанционно, а также применять новые формы надзорных мероприятий: инспекционный визит, мониторинговую закупку, выборочный контроль и т. д. Об этих новшествах и о том, что нужно знать про Положение о виде контроля с 2021 года, расскажем в материале.

Положение о виде контроля — что это?

Положение о виде контроля с 2021 года — это документ, устанавливающий порядок организации и проведения проверок федеральными, региональными и муниципальными контролерами. Составляется такое Положение по новым правилам, введенным Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Закон предусматривает, что органы исполнительной власти обязаны принять такое Положение по каждому виду государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусмотреть в нем специфику конкретного вида контроля в разрезе присущих ему проверочных мероприятий и действий.

Среди других нововведений Закона № 248-ФЗ, в т. ч. вступивших в действие с 01.07.2021, можно назвать продление моратория на плановые проверки для малого бизнеса, появление дистанционных проверок и новой формы контроля «инспекционный визит».

Положения о видах регионального госконтроля (надзора) и положения о видах муниципального контроля требуется утвердить до 01.01.2022. До этой даты действует Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении госконтроля. » от 26.12.2008 № 294 и принятые в соответствии с ним НПА.

Контрольные ведомства вправе формировать планы проведения плановых проверок только после утверждения соответствующего Положения о виде контроля.

Таким образом, как проверят бизнесменов и с какой периодичностью им ждать контролеров из конкретного контрольно-надзорного органа, станет ясно из положений по конкретному виду контроля.

Кто из контролеров будет работать по новым правилам

Организовать контрольно-надзорные мероприятия по Закону № 248-ФЗ обязаны:

  • пожарный надзор;
  • энергетический надзор;
  • строительный надзор;
  • метрологический контроль (надзор);
  • надзор в области промышленной безопасности;
  • санитарно-эпидемиологический и ветеринарный контроль;
  • другие виды контроля (надзора), перечисленные в п. 6 ст. 2 Закона № 248-ФЗ.

К налоговому, валютному, таможенному и некоторым другим видам контроля, перечисленным в ст. 5 Закона № 248-ФЗ, требования этого закона не применяются.

Контролеры уже работают над текстами новых положений, регламентирующих обновленный порядок контроля. К примеру, для реализации новых требований Роспотребнадзор разработал проекты постановлений Правительства с положениями в сфере контроля защиты прав потребителей и санэпиднадзора (ID проектов размещены на официальном портале проектов НПА).

О чем расскажет Положение о виде контроля

В Положении о виде контроля можно найти следующую информацию (п. 5 ст. 3 Закона № 248-ФЗ):

  • Кто проводит контрольно-надзорные мероприятия по конкретному виду контроля

В Положении о виде контроля указывается орган, уполномоченный на осуществление конкретного вида контроля. Контрольные (надзорные) мероприятия проводят контрольные (надзорные) органы, их должностные лица (ч. 3 ст. 7 Закона № 248-ФЗ).

В зависимости от уровня контроля (надзора) его осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, в отдельных случаях — госкорпорации и публично-правовые компании (ч. 1 ст. 26 Закона № 248-ФЗ). Некоторые виды контроля или отдельные полномочия по ним могут осуществляться государственными или муниципальными учреждениями (ч. 2 ст. 26 Закона № 248-ФЗ).

  • Критерии отнесения объектов контроля к категориям причинения вреда (ущерба) в рамках вида контроля

Категории риска причинения вреда (ущерба) и индикаторы риска нарушения обязательных требований перечислены в ст. 23 Закона № 248-ФЗ. Объекты контроля могут быть отнесены к одной из категорий риска: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий.

Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее 3 категорий риска, в т. ч. в обязательном порядке категория низкого риска.

  • Перечень профилактических мероприятий в рамках вида контроля (некоторые из них обязательны по закону)

В Положении указываются виды профилактических мероприятий, проводимых контрольным органом: информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, консультирование, самообследование и другие (ст. 45 Закона № 248-ФЗ).

Порядок разработки и утверждения программы профилактики рисков причинения вреда утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 990.

  • Виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках вида контроля и перечень допустимых контрольных действий в составе каждого такого мероприятия

В Положении о виде контроля должны быть установлены контрольные (надзорные) мероприятия из перечисленных в ч. 2 ст. 56 Закона № 248-ФЗ:

Инспекционный визит и выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в т. ч. посредством аудио- или видеосвязи.

Положение о виде контроля может устанавливать запрет на проведение проверки инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов контроля. Кроме того, Положение о виде контроля может расширить общий перечень действий, которые вправе совершать инспектор (ч. 3 ст. 27, ч. 2 ст. 29 Закона № 248-ФЗ).

  • Виды и периодичность проведения проверок

Основной подход к периодичности плановых проверок: чем ниже категория риска компании или ИП, тем реже к ним будут приходить контролеры (ч. 2-5 ст. 25 Закона № 248-ФЗ).

Положение о виде контроля может предусматривать, что частота проведения плановых мероприятий определяется:

  • в рамках периодов времени, отличных от 1 года;
  • в связи с наступлением определенных событий.

Положение о видах контроля может устанавливать сокращенные сроки проведения проверок. Но с какой бы периодичностью не проводились проверки, с 01.07.2021 любое появление контролеров в компании или у ИП возможно только с согласия прокурора (ч. 1 ст. 61 Закона № 248-ФЗ).

Виды и содержание внеплановых мероприятий прописываются в Положении о виде контроля в зависимости от оснований их проведения.

  • Особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию

В Положении о виде контроля требуется отразить особенности соблюдения лицензионных требований проверяемыми лицами, имеющими лицензию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ в части проведения плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, а также при проведении профилактических мероприятий в отношении лицензиатов.

  • Иные вопросы, требующие урегулирования в Положении в виде контроля в соответствии с Федеральным Законом № 248-ФЗ

К примеру, в Положении о виде контроля может устанавливаться порядок фиксации доказательств во время контрольных мероприятий: при помощи фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов. А также другие важные правила и положения (порядок и сроки обжалования результатов проверок, срок размещения доклада контрольного органа о правоприменительной практике на его официальном сайте и т. д.).

Пример нового Положения о виде контроля

В качестве примера того, как может выглядеть новое Положение о виде контроля, возьмем свежее Положение о федеральном госконтроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230.

Новое Положение, разработанное на основе требований Закона № 248-ФЗ, пришло на смену прежнему Положению, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

Новое Положение определяет, что:

  • госконтроль (надзор) осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов;
  • объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): высокий риск, значительный риск, средний риск, умеренный риск, низкий риск;
  • периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий предусмотрена в зависимости от присвоенной категории риска;
  • определены виды профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий;
  • срок проведения выездной проверки установлен в пределах 10 рабочих дней.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 01.06.2023.

Что дают бизнесу новые правила

По замыслам законодателей, благодаря новым механизмам из Закона № 248-ФЗ сократится число проверок компаний и ИП. К примеру, новыми правилами предусмотрен такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения требований — компания или ИП могут пройти оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган примет результаты такой оценки и не будет проводить дополнительные проверки, если результаты оценки успешны.

Кроме того, по новым правилам бизнесмен может быть освобожден от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).

Освободиться от плановых проверок можно и другим способом: заключить с контрольным органом соглашение о мониторинге безопасности и передавать ему необходимую информацию дистанционно в автоматическом режиме при помощи технических средств (фото- и киносъемки, видеозаписи и др.). Бизнесмен, находящийся под таким мониторингом и соблюдающий все требования, освобождается от плановых проверок их соблюдения.

Теперь чиновники не смогут придумывать новые виды контрольных мероприятий, так как в Законе № 248-ФЗ установлен закрытый перечень контрольных мероприятий (ст. 56 Закона № 248-ФЗ). А выезжать непосредственно на территорию проверяемых лиц контролеры смогут только в исключительных случаях: если они не могут удостовериться в полноте и достоверности полученных от предприятия документов или оценить, насколько работа компании отвечает всем требованиям.

Меняется и оценка эффективности работы контролирующих органов. Время погони за числом проверок и суммами штрафов завершилась. Результаты работы инспекторов теперь не зависят от количества проведенных контрольных мероприятий, выявленных нарушений и лиц, привлеченных к ответственности. Главным для контролеров должно быть правило: предупредить, а не наказать. После вступления в силу новых правил инспекторы должны уделять больше внимания профилактике нарушений.

Подводим итоги

  • Положение о виде контроля является документом, устанавливающим порядок организации и проведения проверок федеральными, региональными и муниципальными контролерами.
  • Составляется такое Положение по новым правилам, введенным Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
  • Из Положения о виде контроля бизнесмен может узнать: кто проводит проверку, критерии отнесения объекта контроля к категориям риска, перечень профилактических мероприятий, виды и периодичность проведения плановых проверок и другую сопутствующую информацию.
  • Новые правила, закрепленные в Законе № 248-ФЗ и в Положениях о виде контроля, должны снизить число проверок компаний и ИП, а также помогут уйти от формального подхода к оценке эффективности работы контролеров.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]