Виновник или собственник: ВС решал, кто ответит за ДТП
Андрей Симонов* отдал свою Toyota Avensis другу Юрию Малинину* на время. Он передал ключи и документы, но никаких бумаг они не составили. Вечером 21 августа 2018-го на чужой иномарке Малинин попал в ДТП – въехал в машину, которая остановилась на светофоре. Это была Toyota RAV4 Степана Михайлова*. Сотрудники ГИБДД решили, что виноват в аварии именно Малинин, так как он не выдержал безопасную дистанцию между легковушками. Выяснилось, что авто Симонова не было застраховано. Добровольно деньги на ремонт пострадавшему виновник аварии не выплатил, поэтому Михайлову пришлось сначала провести независимую оценку повреждений, а потом обратиться в суд.
Кто отвечает за ДТП?
Изначально он пошел с иском к Малинину, то есть виновнику ДТП, и просил взыскать с него деньги на восстановление авто (208 000 руб.), затраты на проведение независимой экспертизы (4 000 руб.), компенсацию морального вреда (50 000 руб.) и прочие расходы (на оплату госпошлины и почтовые отправления). Но потом истец заменил ответчика на Симонова, владельца машины. А мужчину, который устроил столкновение, привлекли по делу в качестве третьего лица. Первая инстанция назначила по делу судебную экспертизу. Согласно ее заключению, на ремонт Toyota RAV4 уйдет 162 000 руб. Тогда Михайлов снизил размер требований, с хозяина иномарки он хотел получить в общей сложности 199 000 руб. (за ремонт и утрату товарной стоимости машины).
Сланцевский горсуд Ленинградской области решил, что причиненный в аварии ущерб в силу ст. 1064 ГК («Общие основания ответственности за причинение вреда») должен возмещать виновник столкновения. Симонов доверил ему машину вместе с ключами и документами. Следовательно, в момент ДТП Малинин владел авто на законных основаниях, поэтому отвечать за ущерб должен он. И первая инстанция отказала в иске, так как ответчик по делу был ненадлежащий (дело № 2-42/2019).
А вот апелляция заключила, что перед пострадавшим должен отвечать именно владелец автомобиля. По мнению апелляции, одной передачи ключей недостаточно – для законного владения Малинину не хватало юридического оформления передачи иномарки (доверенности, договора аренды или другого распоряжения). Суд взыскал с собственника авто стоимость ремонта (162 000 руб.), утрату товарной стоимости машины (8800 руб.) и судебные расходы (35 000 руб.). Кассация поддержала доводы первой инстанции. Определение апелляции она отменила, а решение Сланцевского городского суда Ленинградской области оставила в силе. Тогда Михайлов обратился в Верховный суд. В кассационной жалобе он указал, что владелец только отдал машину в пользование, но не передавал право владения, то есть отвечать за ДТП должен все-таки Симонов.
Собственник и владелец. В чем разница?
Дело № 33-КГ21-1-К3 26 апреля рассмотрела тройка судей под председательством Елены Гетман. На заседание в ВС пришли сам Михайлов и адвокат Симонова Тихон Колесник. Сначала Михайлов рассказал о том, как произошло ДТП: он ехал вместе с семьей в машине, остановился на красный свет, а спустя несколько секунд сзади в него въехал Малинин. Председательствующая в процессе поинтересовалась, почему он решил изменить ответчика.
– Сначала я не знал, кто собственник. Я думал, что он [Малинин] собственник. Когда на первом заседании суда выяснилось, что он не собственник, судья мне говорит: «Вы подумайте, вы должны правильно выбрать ответчика». И мы [с представителем] решили поменять ответчика, – объяснил кассатор.
– Вы осознанно исходили из того, что собственник является тем лицом, которое должно отвечать? Есть понятия законного владельца и собственника. Они могут не совпадать, – отметила Гетман.
Михайлов объяснил свою позицию: тот, кому передан автомобиль, может стать законным владельцем. Но для этого он должен, например, застраховать машину. Или собственник и водитель должны заключить договор, составить доверенность. «То есть письменное свидетельство передачи», – отметила Гетман.
– Передача авто, которая происходит по устному соглашению, превращает водителя в законного владельца?
– Нет, – однозначно заявил Михайлов.
Тогда вопросы возникли у судьи ВС Вячеслава Горшкова. Он поинтересовался, кто, по мнению кассатора, должен выплачивать ущерб от ДТП, если автомобиль был угнанный. «Тот, кто совершил ДТП», – ответил Михайлов.
– А в чем разница? – спросил Горшков.
– Собственник не виноват, без его воли автомобиль угнали.
Колесник парировал, что в момент ДТП владел машиной Малинин, а не его доверитель. «Как сделать вывод, что человеку передали полномочия не пользования, а владения?» – этот вопрос Горшков задал уже представителю Симонова. Он рассказал, что если машиной управляет кто-то другой, то он и становится ее владельцем.
Горшков спросил, возместили в итоге пострадавшему ущерб или нет. Михайлов рассказал, что после решения областного суда он обратился к судебным приставам, они успели взыскать 13 000 руб., а после этого кассация отменила решение апелляции. Пострадавший в ДТП указал, что с момента столкновения прошло уже несколько лет. За это время он потратился на представителя, экспертизы, но так и не смог вернуть стоимость ремонта. «И вот в чем я виноват?!» – негодовал Михайлов.
После этого тройка удалилась в совещательную комнату. Спустя полчаса Горшков озвучил решение коллегии: определение кассации отменить, а дело вернуть в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Иск к обоим ответчикам
Алексей Тё, заместитель руководителя БА Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство 8 место По количеству юристов 13 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 15 место По выручке Профайл компании × видит в деле стратегическую ошибку самого истца и его представителя. В подобных случаях, говорит эксперт, необходимо предъявлять иск к обоим ответчикам – как к собственнику автомобиля, так и к лицу, непосредственно причинившему вред. Тё полагает, что, возможно, ошибку допустила и первая инстанция, которая в силу п. 3 ст. 40 ГПК («Участие в деле нескольких истцов или ответчиков») могла привлечь виновника аварии в качестве соответчика по своей инициативе.
Суды первой и кассационной инстанций, посчитав, что законным владельцем автомобиля является водитель, очевидно, не учли отсутствие какого-либо юридического оформления факта передачи прав на автомобиль. Как минимум таким подтверждением мог быть полис ОСАГО, выписанный на Юрия Малинина*.
Алексей Тё, заместитель руководителя БА Де-юре
С позицией коллеги согласился Аким Ложковой, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × . По его мнению, в подобных делах нужно учитывать поведение собственника авто до его передачи непосредственному виновнику, письменное оформление таких взаимоотношений, общение и переписку между ними. Тё продолжил, что схожий спор ВС рассмотрел в прошлом году (дело № 78-КГ20-18). Тогда владелец машины разрешил сесть за руль человеку без прав, не вписанному в страховку. Суды отказали в удовлетворении иска к собственнику авто. Но ВС указал, что следовало выяснить, было ли осмотрительным и ответственным его поведение при передаче машины.
Кто является собственником автомобиля в моем случае?
Владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;. (статья 1 Федерального закона об ОСАГО)
Владелец транспортного средства — лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании;. (Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
Итак, владелец транспортного средства – это либо собственник автомобиля, либо лицо, владеющее им на основании доверенности, договора аренды иных, указанных выше основаниях. При этом, не является владельцем транспортного средства управляющее им лицо, являющееся работником по трудовому или гражданско-правовому договору и исполняющее в этот момент свои трудовые или служебные обязанности.
В этой связи необходимо понимать, что понятие «владелец транспортного средства» не тождественно понятию «водитель». Водитель транспортного средства, управляющий им во исполнение своих трудовых обязанностей, владельцем этого авто, по смыслу вышеприведенных норм права, не является.
Водитель:
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»)
Водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо (статья 1 закона об ОСАГО)
Водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя. (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)
Владелец транспортного средства – управление только на законных основаниях!
В одном из обзоров судебной практики, Верховный Суд разъяснял, что лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не является владельцем транспортного средства, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования. Таким образом, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.), то у страховщика отсутствует обязанность по выплате страховой суммы по договору обязательного страхования, поскольку в данном случае указанное лицо не является субъектом страховых отношений (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года»)
Рекомендуем также: «Водитель транспортного средства – это .. Определение понятия, судебная практика»
Когда право собственности на автомобиль возникает: с момента передачи от продавца покупателю или с момента регистрации в ГИБДД?
Право собственности на автомобиль возникает с момента подписания договора, передачи имущества покупателю или после регистрации в ГАИ? Ответ на этот вопрос будет обязательно обнаружен ниже. Сегодня нам предстоит понять, с какого момента покупатель считается владельцем транспортного средства. Что необходимо помнить об этой процедуре? Как совершить куплю-продажу авто и зарегистрировать его в ГИБДД?
Неоднозначность мнений
Когда возникает право собственности на автомобиль? Дело все в том, что найти однозначный ответ на этот вопрос проблематично. Его просто нет.
Некоторые полагают, что полноправным владельцем покупатель становится с момента, когда он подписывает договор о покупке. Кто-то уверяет, что права собственности появляются после регистрации авто в ГИБДД. А часть граждан полагает, что подобное благо возникает после внесения денег за транспорт. Так чему верить? Что гласит законодательство по этому поводу?
Гражданский кодекс
Покупка автомобиля является операцией, которая позволяет оформить некоторые гражданские права. А именно, право собственности на имущество. В нашем случае — на транспортное средство.
Право собственности на автомобиль возникает с момента его передачи покупателю. Именно так гласит ГК РФ. Это высказывание можно найти в статье 223, пункт 1.
Тем не менее здесь есть одна оговорка — «если законом или действующим соглашением не предусматривается иное». А значит, бывают исключения.
Указания договора
Когда же возникает право собственности на автомобиль? Многое зависит от конкретного соглашения, подписанного между покупателем и продавцом. В идеале право собственности на ТС начинается с того момента, как новому потенциальному хозяину предали авто для постоянного пользования.
Но, как мы уже выяснили, бывают исключения. К примеру, если в соглашении купли-продажи отмечено, что собственником гражданин будет считаться после полной оплаты покупки. В этом случае придется сначала рассчитаться с долгом, а потом уже считать себя полноправным собственником.
Распоряжение транспортом
Несмотря на столь, казалось бы, простые принципы становления хозяином транспортных средств, приходится сталкиваться с рядом проблем после покупки авто. В частности, когда рассматривается не новая машина.
Дело все в том, что распоряжаться ТС до регистрации в ГИБДД запрещено. Фактически человек не сможет управлять машиной и позволять это делать другим лицам до постановки на учет в ГАИ.
Значит ли это, что право собственности на автомобиль появится после регистрации в указанных органах? Можно с уверенностью сказать, что как только человек зарегистрирует авто в ГАИ, он сможет управлять им в полной мере. Но с правом собственности дела обстоят иначе.
Роль регистрации при праве собственности
Право собственности на автомобиль возникает с момента передачи машины покупателю. Такой расклад на практике встречается чаще всего. Поэтому собственником авто человек может считаться с момента заключения соглашения о покупке.
В полной мере распоряжаться своим имуществом гражданин не сможет до тех пор, пока не поставит авто на учет. Наличие регистрации в ГАИ не оказывает никакого влияния на право собственности — владелец может подарить, продать или обменять транспорт. Единственное, что он не сможет сделать — это управлять ТС.
В ГАИ регистрация производится на основании правоустанавливающих документов. Без них информация о новом владельце авто не будет занесена в базу. А значит, авто не смогут зарегистрировать на новое имя.
Штрафы и обязательства
Право собственности на автомобиль возникает с момента его передачи новому хозяину. Это вполне нормальное и законное явление.
Некоторые граждане интересуются, как быть с обязательствами, которые возникли до совершения сделки в отношении транспортного средства. Например, что делать с имеющимися штрафами. Нужно ли их оплачивать?
Да, оплатить штрафы придется. Только заниматься решением данного вопроса должен будет прежний собственник транспортного средства. Право собственности на автомобиль начинается уже после появления штрафов. А значит, они остаются ответственностью прежнего хозяина. Новый собственник должен будет расплачиваться только за штрафы, выписанные ему уже после передачи авто в пользование по договору.
О заключении договора
Теперь понятно, когда возникает право собственности на автомобиль. Достаточно внимательно прочесть имеющийся договор купли-продажи. Там будут указаны точные сроки. Если никаких упоминаний о переходе прав собственности нет, то покупатель будет считаться новым владельцем либо после подписания соглашения, либо когда ему передадут авто для дальнейшего пользования.
Что необходимо знать о заключении договора купли-продажи? Он обычно регистрируется у нотариуса. В противном случае соглашение можно будет легко признать недействительным.
С собой сторонам необходимо принести:
- правоустанавливающие документы на авто;
- технический паспорт на машину;
- страховку авто;
- договор купли-продажи;
- паспорта.
Также желательно сразу иметь при себе деньги и справку-расписку. Нотариус проверит правильность соглашения, затем стороны подписывают документ. С этого момента можно условно считать покупателя новым собственником. Он передает продавцу деньги. А тот, в свою очередь, выдает выписку, удостоверяющую факт получения денег. На данном этапе возникает полное право собственности, если иное не предусматривается соглашением.
Все, что теперь остается — это переоформить авто в ГИБДД. Сделать это можно даже без прежнего владельца машины.
Постановка на учет
О праве собственности на автомобиль было уже достаточно сказано. Теперь стоит рассмотреть процедуру постановки ТС на учет в ГАИ. Обращаться необходимо в орган по месту прописки нового собственника имущества.
Чтобы зарегистрировать машину, необходимо принести с собой:
- квитанцию с оплаченной пошлиной;
- договор купли-продажи;
- удостоверение личности;
- прежнее свидетельство о регистрации авто.
На основании этих документов человеку произведут перерегистрацию в ГИБДД. Главное — написать заявление о постановке авто на учет с новыми данными. Ничего сложного в этом нет.
Стоимость переоформления
Сколько будет стоить постановка на учет в ГАИ? Все зависит от того, что именно необходимо сделать.
Например, в 2017 году в России действуют следующие тарифы:
- наличие в ПТС свободных реквизитов — 1 300 рублей;
- ПТС без свободных реквизитов — 850 рублей;
- изготовление новых номеров — 2 000 рублей;
- перерегистрация со старыми номерами — 500 рублей;
- новые номера, когда прежний собственник меняет государственные знаки и авто — 3 300 рублей;
- новое свидетельство о регистрации авто — 800 рублей;
- новый техпаспорт — 1 300 рублей.
Более точные расценки рекомендуется узнавать непосредственно в ГИБДД, где предоставляются те или иные услуги.
Сроки регистрации
Как быстро гражданину придется зарегистрировать авто в ГАИ на свое имя? В России существуют определенные ограничения по времени относительно данного вопроса.
После возникновения прав собственности на транспортное средство регистрация оного должна быть произведена в течение 10 дней. То есть 10 суток человек может водить машину по старым документам при условии наличия договора купли-продажи. После этого либо придется регистрировать машину в ГИБДД, либо право на управление авто будет утрачено. Восстановится оно после постановки на учет в соответствующем органе.
Сколько времени гражданину будут переоформлять документы? Обычно на это уходит несколько дней. Но на практике чаще всего достаточно потратить около 1 дня для того, чтобы пройти полную процедуру перепостановки на учет и получить соответствующие документы. С каждым годом эта операция упрощается все больше и больше.
Причины появления прав на авто
Возникает право собственности на автомобиль в случае, если покупку не оплатили? Обычно нет. Как правило, основная масса соглашений предусматривает передачу транспортных средств новым хозяевам после полного погашения задолженности. Но бывают исключения. Особенно если необходимость полной оплаты покупки не прописана в действующем соглашении.
Право собственности на авто возникает в следующих случаях:
- получение машины по наследству;
- совершение обмена;
- покупка;
- выигрыш ТС;
- получение машины от государства в качестве поддержки (крайне редкий вариант).
В любом случае с момента подписания того или иного договора человека принято считать собственником машины. А как только он зарегистрирует авто в ГАИ, появятся права управления авто без опасений и на законных основаниях.
Выводы
Право собственности на авто возникает после его передачи новому собственнику имущества. Либо с момента, предусмотренного подписанным соглашением. Запомнив эти 2 правила, можно без труда понять, когда человек становится полноправным хозяином транспорта.
Что делать, если речь идет о наследстве? В этом случае человек становится хозяином авто после вступления в наследство. Нотариус выдаст документ, на основании которого можно будет оформить свидетельство о праве собственности, а также произвести перепостановку на учет в ГИБДД.
В некоторых договорах купли-продажи нередко можно встретить пункт, согласно которому авто переходит в собственность новому владельцу только после регистрации объекта в ГАИ. Подобное соглашение является юридически неграмотным. Ведь без правоустанавливающих документов поставить авто на учет в ГАИ с данными о новом собственнике не получится. Соответственно, такое соглашение либо признается незаконным, либо оно предоставляет права собственности после его заключения и передачи машины в пользование покупателю.
На самом деле все просто. Право собственности на авто возникает с момента, предусмотренного договором купли-продажи. Или, как мы уже говорили, после передачи автомобиля в пользование новому хозяину.
Кто такие в полисе ОСАГО страхователь и собственник – это разные лица или нет?
Статистика на сегодняшнем рынке страхования гражданской ответственности владельцев ТС показывает, что не всегда непосредственный владелец машины пользуется своим транспортом как реальный владелец.
Очень часто бывает так, что покупает автомобиль один человек, а пользуются данным транспортом другие (дети, внуки, родственник, сослуживцы и т.д.).
Именно такую ситуацию мы и разберем в статье представленной ниже.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !
Разные ли это лица или всегда одно?
Очень часто наши автолюбители путают два понятия – собственник авто и страхователь. Многие также задаются вопросом, а возможно ли оформить сделку по страхованию гражданской ответственности без участия владельца авто. Принято считать, что такая сделка заключается страховой компанией лишь в присутствии хозяина машины.
Но данное мнение в корне неправильно. Собственником авто и человеком с кем страховая заключает договор, может быть одно и то же лицо, а могут быть и разные лица.
Для владельца авто и для лица, заключающего договор страхования с СК в бланке договора предусмотрены разные графы.
И это в свою очередь, значит, что оформить договор с СК может другое лицо, без присутствия владельца.
Кто может быть страхователем по ОСАГО?
Лицом, заключающим договор с СК, может стать абсолютной любой из водителей, который имеет право управлять данным автомобилем, т.е. вписан в страховку. Присутствие самого владельца автомобиля при оформлении договора вовсе не обязательно, но его имя нужно будет вписать в договор автогражданской ответственности.
Тот, кто вносит плату за заключение данного договора автогражданской ответственности, тот и становится страхователем.
На человека, заключившего со страховой договор также распространяется страховое покрытие в случае ДТП.
Для человека, который является владельцем транспортного средства, вписываться в полис автогражданской ответственности в качестве водителя необязательно.
Следует учитывать, что все последующие корректировки в полис автогражданки будет вносить лишь страхователь, владелец авто в этом случае сделать этого не сможет. Т.е. если понадобится вписать в страховку еще одного водителя, то в страховую компанию следует ехать не собственнику авто, а именно страхователю.
При оформлении страховки человек, не являющийся собственником авто, обязан иметь доверенность от собственника, такой документ понадобится и для внесения последующих изменений.
Вы можете оформить страховку не на владельца машины и в случае оформления полиса в электронном виде (об электронных полисах можно почитать тут).
Роль в оформлении полиса
Одной из сторон сделки, является страхователь, а второй стороной является СК.
Именно страхователь (либо лицо, которому была выдана доверенность от имени страхователя) имеет право вносить поправки в договор и расторгать его (о нюансах досрочного расторжения договора мы писали здесь).
Собственник авто, в отношении которого заключался договор между страхователем и СК, такими полномочиями не обладает, несмотря на тот факт, что авто находится в собственности у данного гражданина.
Да, данные владельца авто также указываются в бланке ОСАГО, но сама страховка принадлежит страхователю, так как он за нее заплатил (о том, для чего эта страховка нужна, мы рассказывали тут).
Какими правами обладают?
В компетенции владельца машины, находятся все действия, которые связаны с получением страховой выплаты в случае ДТП.
Процесс по восстановлению поврежденного имущества основывается на действиях того, кому это имущество принадлежит на правах собственности.
Права этих двух лиц, можно поделить таким образом:
- Страхователь.
- Вправе вносить коррективы в состав допущенных к управлению данной машиной водителей.
- Вносить необходимые корректировки при замене владельца.
- Может осуществлять продление страхового договора в течение года.
- Может без согласования с собственником, расторгнуть договор страхования и получить неиспользованную часть оплаченной страховой премии.
- Человек заключивший договор может вносить в него изменения касающиеся технических параметров (замена VIN кода и т.д.).
- А также может вносить коррективы относительно заявленных условий эксплуатации.
- Собственник.
- Оформляет и подает заявление в СК о наступлении страхового случая.
- Принимает решение относительно вида и размера компенсации причиненного ущерба.
- Владелец имущества получает денежные средства, компенсирующие ущерб.
- Может предъявлять в СК претензии относительно суммы компенсации и по качеству проведенного ремонта.
- Должен быть ознакомлен со страховым актом и другими документами в СК.
Если владелец авто и лицо, заключившее сделку, это одно и то же лицо, то такого рода разделение становится, как вы понимаете, неактуальным.
Но если владелец машины и страхователь это разные люди, то данные позиции необходимо учитывать при заключении договора автогражданской ответственности.
Кто такой собственник?
В графе собственник в документе ОСАГО указывается то лицо, которое приобретало данное имущество. Собственником является человек, который приобрел данное имущество в собственность.
Основное отличие
Отличие собственника от страхователя заключается в следующем:
- Страхователь – человек, приобретающий в СК продукт страхования, оплачивает взнос по договору автогражданской ответственности, однако в случае ДТП, право на получение страховой выплаты получает владелец авто. А также данное лицо не имеет права распоряжаться данным имуществом (если у него нет нотариально заверенной доверенности от собственника).
- Собственник машины, является владельцем данного имущества, но при этом не имеет права вносить какие-либо корректировки в документ по страхованию или расторгать его.
В заключение, хочется затронуть тему относительно несправедливых претензий в адрес СК. Очень часто встречаются ситуации, когда люди пытаются побудить страховщиков к неправомерным действиям. Иногда представлять интересы лица, которое осуществляло страхование, пытаются его родственники или третьи лица.
Даже при наличии полиса страхования у человека, вписать его в страховку в качестве водителя страховщик не имеет права без разрешения страхователя.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Право собственности на машину в кредите
При покупке транспорта в «долг» не для всех очевидно, кому принадлежит право собственности на автомобиль в кредите. На сегодняшний день существует три законных способа приобретения транспортного средства:
- Полная оплата стоимости.
- Автокредит.
- Лизинг.
Если с покупкой автомобиля с полной оплатой все предельно ясно, то в случае с кредитными программами имеются некоторые особенности. Для начала разберемся, что же является подтверждением и удостоверением права собственности.
Документы о праве собственности на автомобиль.
Стоит отметить, что существуют документы, которые подтверждают право собственности на автомобиль и которые удостоверяют его. Разница заключается в том, что первые носят информационный характер. В них отображаются сведения о владельце транспортного средства, которые являются подкрепляющим доказательством принадлежности имущества. К таким документам относятся:
- Технический паспорт (ПТС);
- Свидетельство о регистрации (СТС);
- Страховой полис (ОСАГО, КАСКО).
А вот, удостоверяющие документы фиксируют возникновение права собственности, обязанностей и прав на имущество. Так, из статьи 223 ГК РФ следует, что право собственности на автомобиль возникает со времени его передачи. А факт законного перехода имущества от одного лица другому отражается в договоре купле-продажи.
Таким образом, именно подписанный между двумя сторонами договор удостоверяет право собственности на автомобиль.
В ряде случаев, кроме договора купли-продажи удостоверять права владения имуществом могут судебные приказы и решения, разновидности договоров (дарения, мены и т.д.), а также другие документы.
Кому принадлежит право собственности на автомобиль в кредите?
По условиям программ автокредитования автомобилист приобретает право собственности в момент заключения кредитного договора, в котором указан владельцем именно покупатель.
Однако, свободно распоряжаться им он не может. Поскольку, транспортное средство находится в залоге у кредитной организации, собственнику для любых сделок с машиной придется или полностью погасить задолженность или получить разрешение банка. Как правило, для обеспечения дополнительных гарантий и ограничения сделок с имуществом банк оставляет у себя технический паспорт авто.
Итак, приобретая транспорт по программе автокредита покупатель становится его собственником. Однако, продажа или передача другим лицам возможна только при получении одобрения от банка или закрытии кредита.
Кому принадлежит право собственности на машину в лизинге?
Приобретение машины в лизинг подразумевает заключение трехстороннего договора, в котором сторонами выступают:
1. Продавец – организация, непосредственно продающая автомобили (автосалон или дилер).
2. Лизингодатель – банк или иное кредитное учреждение.
3. Лизингополучатель – приобретатель транспортного средства.
В соответствии с договором лизинга собственником машины объявляется лизингодатель до момента выплаты полной стоимости покупателем. Последний же на период действия договора имеет право пользоваться транспортом на условиях аренды. Как следствие, никаких сделок с авто не может быть совершено, пока собственником является банк.
Таким образом, право собственности на автомобиль при покупке в лизинг приобретается только после поной оплаты.
Что лучше для получения права собственности на машину?
Оба варианта приобретения транспорта проходят на условиях займа. Выбор конкретной программы во многом зависит от выгодности предложений и процентных ставок. Чаще лизинг предлагает более низкие тарифы, поскольку основной надбавкой считается процент удорожания автомобиля на рынке за время действия договора. Например, Альфа-Банк делает предложения от 4%, а ВТБ и Сбербанк от 0%. Но все зависит от конкретного случая и рассчитывается индивидуально. В тоже время, ставки по автокредитам начинаются от 5%, а средним значением по всем банкам является 9%.
Тем не менее, стоит учитывать то, кто является владельцем имущества. В одном случае право собственности на автомобиль покупатель получает сразу, а в другом только после выплаты всей суммы.
Поэтому с точки зрения гарантий договор автокредитования более предпочтителен. Лицо сразу становится хозяином транспортного средства и при любых возникающих ситуациях сохраняет за собой право реализовать кредитный автомобиль. Хотя сделка по продаже может оказаться невыгодной, но часть вложенной суммы удастся вернуть.
При оформлении лизингового договора таких гарантий нет. Кредитная организация, являясь собственником транспорта имеет на него все права. В случае затруднительного финансового положения покупателя и неспособности выполнять условия договора он может быть расторгнут. Тогда транспортное средство остается у банка, а все взносы клиента будут приравниваться к арендным платежам.