Место определения проживания несовершеннолетнего

Место определения проживания несовершеннолетнего

Company

При расторжении брака у супругов встаёт вопрос, с кем из родителей будет проживать ребёнок. И часто этот вопрос порождает споры и разногласия. Разрешить их можно двумя путями: 1) заключить соглашение между родителями об определении места жительства ребенка; 2) определить место жительства ребенка через суд в случае, если родителям не удалось достичь компромисса по данному вопросу

Соглашение об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

При раздельном проживании родителей место жительства детей может быть установлено соглашением родителей.

Семейным законодательством специальных требований к форме соглашения не установлено. Вместе с тем, лучше оформить его в письменной форме. Соглашение не требует обязательного нотариального удостоверения.

Соглашение об определении места жительства ребенка может быть заключено как до, так и после расторжения брака.

Необходимо также отметить, что заключение данного соглашения не влияет на права отдельно проживающего родителя. Он так же в полной мере является законным представителем ребёнка.

Определение места жительства детей в судебном порядке

Если супруги не смогли достичь компромисса относительно того, с кем из них будет проживать ребёнок, то вопрос определения места жительства ребенка решается в судебном порядке.

Обращение в суд по данному вопросу происходит посредством подачи искового заявления в районный (городской) суд по месту жительства ответчика.

С иском об определении места жительства детей имеет право обратиться один из родителей. Бабушки, дедушки или другие родственники будут признаны ненадлежащими истцами в случае, если подадут от своего имени иск об определении места жительства ребёнка после развода его родителей.

К исковому заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылается истец. Данными документами могут быть: свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака; справки 2-НДФЛ о размере доходов; характеристика с места жительства и места работы, документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимости и др.

Вышеуказанные документы прилагаются к иску в виде копий по числу лиц, участвующих в деле. В судебном заседании при себе необходимо иметь оригиналы данных документов.

Государственная пошлина по делам об определении места жительства детей не уплачивается.

При разрешении спора о месте жительства ребёнка, суд, согласно ст.65 Семейного кодекса РФ, учитывает:

— привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам;

— нравственные и иные личные качества родителей;

— отношения, существующие между каждым из родителей и ребёнком;

— возможность создания ребёнку условий для воспитания и развития (род деятельности каждого из родителей, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей, а также иные факторы).

Стоит учесть, что создать ребёнку комфортные условия для развития и воспитания легче, когда родитель имеет в собственности жилое помещение.
Стеснённые жилищные условия и отсутствие у ребёнка собственного личного пространства не идут ему на пользу. Когда жилье является съёмным, это всегда означает переезды, трудности в посещении детского сада, школы, в получении медицинского лечения. Поэтому, наличие жилья у истца (ответчика) в собственности будет преимуществом при рассмотрении иска об определении места жительства ребенка. Однако стоит отметить, что преимущество одного из родителей в материально-бытовом плане не является решающим при рассмотрении дела.

Главный критерий судебной оценки при рассмотрении дел об определении места жительства детей – интересы ребёнка. Если ребёнок достиг возраста 10-ти лет, то суд обязательно учитывает мнение ребёнка относительно того, с кем из родителей он хочет остаться. Считается, что с этого возраста ребёнок достигает определённого уровня психологических свойств, который позволяет ему сформировать своё объективное видение взаимоотношений с родителями, давать самостоятельную оценку их поступкам, действиям, чертам характера и иным личностным свойствам. Задача суда — установить, не является ли мнение ребёнка следствием воздействия на него одного из родителей, других лиц, осознаёт ли ребёнок собственные интересы при выражении своего мнения, а также как он обосновывает своё мнение. Мнение ребёнка в суде заслушивается при участии педагога .

Следует отметить, что эмоциональная взаимосвязь детей с родителями зависит от их пола и возраста. Эмоциональная связь девочек и мальчиков с мамой значительно отличается от эмоциональной связи с папой. В маленьком возрасте дети больше привязаны к маме. Всё это также учитывает суд при вынесении решения.

Для того чтобы выяснить, насколько хорошие и прочные отношения между родителем и ребёнком, суд обращает внимание на следующие вопросы:

— сколько времени родитель проводил и готов проводить с ребёнком;

— хорошее ли образование и воспитание родитель давал и готов дать ребёнку;

— общий круг интересов родителя и ребёнка;

— способствовал ли родитель появлению у ребёнка интереса к полезным занятиям, например к плаванию или игре на музыкальных инструментах;

— какие хорошие или плохие привычки складываются у ребёнка под влиянием родителя;

— насколько ребёнок рад приходу родителя, тоскует без него, как родитель одевает ребёнка, чем кормит, насколько заботится о его здоровье, как наказывает ребенка за непослушание и т.д.

При рассмотрении дел данной категории суд в качестве лица, участвующего в деле, привлекает орган опеки и попечительства, который представляет в суд акт обследования условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка.

Кроме того, суд может назначить экспертизу для определения внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребёнка с каждым из родителей. К таким экспертизам относят судебно-психологические, судебно-психиатрические, а также комплексные судебные. Эти экспертизы исследуют привязанность ребёнка к каждому из родителей, выявляют психологические особенности каждого из родителей и ребенка. Но, как показывает практика, суды достаточно редко назначают подобного рода экспертизы.

Разбирательство дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

Сторонам дела недостаточно лишь изложить свою позицию в суде.
Все высказывания в суде должны быть мотивированными и подтверждаться доказательствами. К примеру, если истец заявляет, что постоянно ходит на родительские собрания, то он должен подтвердить это свидетельскими показаниями учителей.

В делах данной категории очень целесообразно использовании такого доказательства, как показания свидетелей. Свидетелей может быть несколько, законодательством не установлено максимальное количество свидетелей. Ими могут быть любые лица, в том числе родственники, знакомые, соседи. К примеру, в делах данной категории привлечь в качестве свидетеля можно воспитателя детского сада, куда ходит ребёнок, классного руководителя.

Особенно важной информацией в показаниях свидетеля будут следующие обстоятельства:

— ухожен ли ребёнок, как одет, накормлен ли;

— адекватно ли ребёнок реагирует на просьбы, замечания взрослых;

— легко ли ребёнок идет на контакт с воспитателями, со сверстниками;

— оба ли родителя принимают участие в воспитании ребенка;

— кто из родителей посещает родительские собрания;

— как родители откликаются на просьбы и поручения воспитателей;

— какова успеваемость ребёнка.

На основании свидетельских показаний суд может сделать вывод о том, кто из родителей принимает большее участие в жизни ребенка.

Необходимо использовать так же и письменные доказательства. К примеру, это могут быть выписки из истории развития ребёнка, справки адресно-справочного бюро, справки из школы об успеваемости ребёнка, справки из детского сада, справки из УМВД с места жительства (сведения о наличии судимости у другого родителя, о привлечении его к административной ответственности), характеристики с места работы, различные благодарственные письма и т.п. Эти документы позволят дать характеристику личности каждого из родителей. Главная задача истца (ответчика)– показать свои положительные стороны.

Подводя итог вышесказанному, можно обобщить обстоятельства, подлежащие доказыванию каждым из родителей. Итак, родитель должен доказать, что:

— Он имеет возможность создать ребёнку необходимые условия для воспитания и развития, что у него есть необходимые жилищные условия, достаточный заработок, есть вся необходимая мебель и вещи для детей;

— Он способен и может заниматься воспитанием ребенка;

— Нравственные и личные качества родителя позволяют ему заниматься воспитанием ребёнка, уделять время его физическому и нравственному развитию;

— Отношения между родителем и ребёнком, хорошие, родитель принимает меры по содержанию ребёнка, учитывает его интересы;

— Ребёнок привязан к нему и хочет проживать с ним;

— Другой родитель не может обеспечить достойных условий проживания и воспитания ребёнка.

Говоря о судебной практике по делам об определении места жительства детей, стоит сказать, что суды чаще оставляют детей с мамой. Считается, что чем младше ребёнок, тем больше он привязан к маме. Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и исполняют равные обязанности в отношении своих детей. Таким образом, законом установлено равенство прав родителей в отношении ребенка.

Определение места жительства ребенка

Профильным направлением Адвокатского бюро «Домкины и партнеры» является оказание юридической помощи гражданам по семейным делам, в частности, по вопросам определения места жительства ребенка.

Адвокатами нашего Бюро ниже приведены краткие комментарии к действующему семейному законодательству, ознакомившись с которыми Вы узнаете об основах российского закона в данной области права, а также о своих законных правах и интересах.

За более подробными консультациями, а также по вопросам оказания юридической помощи, Вы можете обратиться к Адвокатам по семейному праву

Правовой институт «Определение места жительства ребенка» достаточно четко регламентирован российским законодательством. Гражданский кодекс РФ установил, что местом жительства ребенка до 14 лет является место жительства его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов). При раздельном проживании родителей место жительства ребенка устанавливается соглашением родителей. Семейный кодекс РФ не связывает раздельное проживание супругов с обязательным расторжением брака.

В случае расторжения брака между родителями, имеющими несовершеннолетнего ребенка, вопрос о месте проживания ребенка разрешается судом при рассмотрении иска о расторжении брака, даже если супруги не включали в исковое заявление такое требование. В соответствии с законом после расторжения брака супруги вправе в добровольном порядке заключить соглашение, определяющее место жительство детей, проект которого, как правило, готовит профессиональный адвокат по семейным делам. Подобное соглашение удостоверяется в нотариальном порядке.

Семейный кодекс РФ устанавливает, что при отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое). Этот перечень обстоятельств, подлежащих исследованию судом, не является исчерпывающим. При рассмотрении споров этой категории суды учитывают также с кем, и какой период времени проживал ребенок до рассмотрения спора в суде, кто фактически осуществлял уход за ребенком, занимался его развитием (кто водит ребенка в детский сад или школу, развивающие кружки и секции, в поликлинику).

Важно также поведение второго родителя – не уклонялся ли он от участия в воспитании и материальном обеспечении ребенка. Оценивается наряду со всеми обстоятельствами также наличие или отсутствие факта злоупотребления сторон своими родительскими правами, суд может назначить судебно-психологическую экспертизу, которая проводится с целью установления наличия или отсутствия негативного психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей или других близких родственников, мотивов каждой из сторон спора, психологической характеристики взаимоотношений ребенка с родителями (и членами их семей при наличии новой семьи у бывших супругов).

Закон не устанавливает приоритета матери перед отцом при определении места жительства ребенка, однако подавляющее большинство споров разрешаются судом в пользу матери. Материальный достаток, большая жилплощадь, проживание совместно с бабушкой и дедушкой ребенка не будут для суда достаточным основанием передать ребенка отцу, если у матери с ребенком гармоничные отношения, она осуществляет должный уход за ребенком, занимается его воспитание и развитием, не ведет аморальный образ жизни, не злоупотребляет спиртными напитками и т.п.

Суды определяют место жительства ребенка исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет. Как правило, мнение ребенка 10 лет и старше выслушивается в ходе судебного заседания (при отсутствии родителей), однако если, по мнению органов опеки и попечительства, это может оказать неблагоприятное воздействие на ребенка, то его мнение выясняют органы опеки и попечительства вне судебного заседания и отражают в своем заключении по данному вопросу. Мнение ребенка младше 10 лет органы опеки также выясняют в обязательном порядке и отражают его в своем заключении по делу. Однако суд может не учитывать мнение не только малолетнего ребенка, но и ребенка старше 10 лет о его желании проживать с одним из родителей, если установит, что это противоречит его интересам.

При вынесении решения об определении места жительства ребенка суд учитывает множество факторов. Ни одно обстоятельство (кроме явной опасности для жизни, физического и психического здоровья ребенка) нельзя рассматривать как безусловное основание для передачи ребенка второму родителю.

Прежде чем обращаться в суд с иском об определении места жительства ребенка необходимо заранее подготовить необходимые документы, провести тщательный анализ предполагаемых доказательств. Опытный адвокат поможет Вам в этом вопросе. Столь тщательная подготовка имеет исключительное значение, ведь предстоит спор о ребенке, который, несомненно, повлияет на самого ребенка, на его отношение к родителям и к самой спорной ситуации, на его положение у того родителя, у которого он сейчас находится. Чтобы сократить время травмирующей ситуации до минимума, а так же существенно повысить свои шансы в разрешении спора, необходимо заранее провести тщательную подготовку к предстоящей судебной тяжбе.

И конечно, помните, главное — не амбиции родителей, а благополучие ребенка! Желанию отомстить супругу за прошлые и настоящие, действительные или мнимые обиды нет места в таком важном деле — как права и интересы ребенка.

Место определения проживания несовершеннолетнего

Отдел образования Администрации Куйбышевского района

Порядок определения места жительства ребенка при разводе родителей

Дата публикации: 15 сентября 2017 .

При возникновении между родителями спора о том, с кем из них будет проживать ребенок (в том числе и после расторжения брака) родителям следует обратиться в суд с соответствующим заявлением по месту жительства того родителя в отношении которого подается иск.

Исковые заявления об определении места жительства ребен­ка рассматриваются федеральными (районными, городскими) судами в двухмесячный срок с момента поступления заявления в суд. Рассматривая дела данной категории, суд в соответствии со ст. 78 СК РФ к участию в деле должен привлечь орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и ос­нованное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказа­тельствами.

При подготовке дел данной категории к судебному раз­бирательству судья определяет обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора и подлежащие до­казыванию сторонами, обращает особое внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей либо иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком. Такие дела назнача­ются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства, составленных и утвержденных в установленном порядке актов обследова­ния условий жизни лиц, претендующих на воспитание ре­бенка.

В соответствии со ст. 56, 148 ГПК РФ суды к имеющим значение обстоятельствам, подлежащим доказыванию сторо­нами, как правило, относят:

  • привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, другим членам семьи;
  • возраст ребенка;
  • нравственные и иные личные качества родителей (харак­теризующие их данные, уровень образования родителей, на­личие у них работы, в случае отсутствия — причины незаня­тости);
  • отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком (как исполняют родители свои родительские обя­занности по отношению к детям, как учитывают их интересы, имеется ли взаимопонимание между каждым родителем и ре­бенком);
  • возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, мате­риальное и семейное положение родителей и др.);
  • обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей (уро­вень преступности в соответствующем населенном пункте, возможность получения образования, медицинской помощи, обеспеченность коммунальными услугами жилья, в котором может проживать ребенок, уровень заболеваемости населе­ния, экологическая обстановка в районе населенных пунк­тов и др.).

Обязанность доказывания этих обстоятельств распределя­ется судом между сторонами следующим образом.

  1. Значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию истцом:
  • то, что ребенок привязан к истцу и что у него есть воз­можность обеспечить взаимоотношения ребенка с другими членами семьи и другим родителем; что другой родитель (от­ветчик) ограничивает право истца на общение с ребенком;
  • что он может и способен заниматься воспитанием детей;
  • что нравственные и иные личные качества истца (харак­теризующие данные, уровень образования, наличие работы, в случае отсутствия — причины незанятости) позволяют ему заниматься воспитанием малолетних детей и являются более высокими, чем у ответчика;
  • что отношения, существующие между истцом и ребен­ком, хорошие: истец принимает меры по содержанию ребен­ка, учитывает его интересы, имеется взаимопонимание меж­ду истцом и ребенком;
  • что истец имеет возможность создания ребенку необхо­димых условий для воспитания и развития, что у него имеются необходимые жилищные условия, достаточный заработок, пред­меты мебели и вещи для ребенка, что режим его работы не превышает нормальной продолжительности рабочего дня и не позволяет истцу уезжать куда-либо в командировки, по време­ни превышающие рабочий день; что у истца есть возможность обеспечить посещение ребенком детских дошкольных учреж­дений и школы, получение им образования, а также возмож­ность уделять необходимое время нравственному и физиче­скому развитию ребенка, наличие или отсутствие у истца другой семьи, проживание с ним родственников или иных лиц;
  • что обстоятельства, характеризующие обстановку, сло­жившуюся в месте проживания истца (уровень преступности в соответствующем населенном пункте, возможность полу­чения образования, медицинской помощи, обеспеченность коммунальными услугами жилья, в котором может прожи­вать ребенок, уровень заболеваемости населения, экологическая обстановка и др.), не могут оказать неблагоприятного воздействия на воспитание и здоровье ребенка.
  1. 2 . Значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию ответчиком:

то, что ребенок привязан к нему и что у него есть воз­можность обеспечить взаимоотношения ребенка с другими членами семьи и другим родителем;

  • что он может и способен заниматься воспитанием детей;
  • что его нравственные и иные личные качества (харак­теризующие данные, уровень образования, наличие рабо­ты, в случае отсутствия — причины незанятости) позволяют ему заниматься воспитанием малолетних детей и являются более высокими, чем у истца;

что отношения, существующие между ним и ребенком, хорошие: он принимает меры по содержанию ребенка, учи­тывает его интересы, имеется взаимопонимание между ним я ребенком;

  • что он имеет возможность создания ребенку необходи­мых условий для воспитания и развития, имеются необходи­мые жилищные условия, достаточный заработок или иной до­ход, предметы мебели и вещи для ребенка, что режим работы, если она имеется, не превышает нормальной продолжительно­сти рабочего дня и не позволяет уезжать куда-либо в команди­ровки, по времени превышающие рабочий день (если работы нет — наличие уважительных причин ее отсутствия); что у не­го есть возможность обеспечить посещение ребенком детских дошкольных учреждений и школы, получение им образования, возможность уделять необходимое время нравственному и фи­зическому развитию ребенка, наличие или отсутствие у него другой семьи, проживание с ним родственников или иных лиц;

что обстоятельства, характеризующая обстановку, которая сложилась в месте проживания ответчика (уровень преступности в соответствующем населенном пункте, возможность получения образования, медицинской помощи, обеспеченность ком­мунальными услугами жилья, в котором может проживать ребенок, уровень заболеваемости населения, экологическая обстановка и др.), не могут оказать неблагоприятного воздействия

на воспитание и здоровье ребенка. |

Ответчику также необходимо доказывать другие обстоя­тельства, на которых он обосновывает свою позицию.

Суды в процессе подготовки дел к судебному разбиратель­ству устанавливают сторонам сроки:

1) истцу — для представления дополнительных доказа­тельств, подтверждающих приведенные выше обстоятельства, а также обстоятельства, на которые сторона намерена ссы­латься как на основание своих требований; .

2) ответчику — для представления письменных возраже­ний относительно исковых требований и доказательств, под­тверждающих перечисленные выше обстоятельства, а также обстоятельства, на которые сторона намерена ссылаться как на основание своих возражений.

Лица, не имеющие возможности представить истребуемые доказательства или представить их в указанный судьей срок, обязаны незамедлительно известить об этом суд с указа­вшем причин. Непредставление доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Читайте также  Получение повторного имущественного вычета

Суды разъясняют лицам, участвующим в деле, что они име­ют право в срок, установленный судом, ходатайствовать о про­ведении предварительного судебного заседания. В соответствии со ст. 152 ГПК РФ предварительное судебное заседание имеет своей целью процессуальное закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела к судебно­му разбирательству (под понятием распорядительных действий подразумеваются такие действия, которые влияют на судьбу дела в целом, например отказ истца от иска, заключение миро­вого соглашения между сторонами, признание иска ответчи­ком, уменьшение или увеличение исковых требований, изме­нение предмета или основания иска, которые выражаются в представляемых в суд заявлениях); определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разреше­ния дела (что особенно важно по сложным делам и преследует цель не только определить эти обстоятельства, но и объяснить сторонам, кто и что из них должен доказывать); установление достаточности доказательств по делу; исследование фактов про­пуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности (по этому основанию предварительное заседание назначается в слу­чае, если от ответчика поступает возражение на иск, в котором он ссылается на пропуск срока исковой давности). Необходимо отметить, что по делам, касающимся прав ребенка, ни о каких сроках исковой давности речи идти не может, поскольку эти права неразрывно связаны с личностью ребенка и подлежат особой защите.

Предварительное судебное заседание проводится судьей единолично. Стороны извещаются о времени и месте предва­рительного судебного заседания. В предварительном судеб­ном заседании стороны имеют право представлять доказатель­ства, приводить доводы, заявлять ходатайства.

Итак, получив акт обследования и основанное на нем за­ключение по существу спора от органа опеки и попечитель­ства и закончив подготовительные мероприятия по делу, суд назначает его к судебному разбирательству.

Определение места жительства ребенка. Основные обстоятельства, которые имеют значение.

Определение места жительства ребенка. Основные обстоятельства, которые имеют значение.

Определить место жительства ребенка – значит решить вопрос о том, с кем из родителей будет проживать ребенок.

КАКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ ДЕЛА И ПОДЛЕЖАТ ДОКАЗЫВАНИЮ СТОРОНАМИ?

Согласно п. 3 ст 65 СК РФ суд учитывает:

привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам,

нравственные и иные личные качества родителей,

отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком,

возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Таким образом, суд должен установить, оставление с каким из родителей наиболее соответствует интересам ребенка и при решении этого вопроса учесть мнение ребенка.

Суд при решении вопроса о месте жительства ребенка должен учитывать также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей. (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»)

Наиболее полный перечень иных обстоятельств, которые должен учитывать суд, приведен в «Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 (опубликован в «Бюллетене Верховного Суда РФ» № 7 за 2012 год).

Перечень иных (помимо указанных в ст. 65 СК РФ) обстоятельств, которые должен учитывать суд:

проявление одним из родителей большей заботы и внимания к ребенку;

социальное поведение родителей;

морально-психологическая обстановка, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей;

привлечение родителей ребенка к административной или уголовной ответственности;

состояние на учете в психоневрологическом, наркологическом диспансерах;

климатические условия жизни ребенка, проживающего с родителем, при проживании родителей в разных климатических поясах;

возможность своевременного получения медицинской помощи;

наличие или отсутствие у родителей другой семьи;

привычный круг общения ребенка (друзья, воспитатели, учителя);

привязанность ребенка не только к родителям, братьям и сестрам, но и к дедушкам, бабушкам, проживающим с ними одной семьей, приближенность места жительства родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т.д.), которые реально могут помочь родителю, с которым остается проживать ребенок, в его воспитании;

удобство расположения образовательных учреждений, спортивных клубов и учреждений дополнительного образования, которые посещает ребенок, и возможность создания каждым из родителей условий для посещения таких дополнительных занятий;

цель предъявления иска (например, по одному из дел, рассмотренных районным судом Челябинской области, было установлено, что доводы истца об определении места жительства сына с ним были связаны с получением пенсии на сына-инвалида).

Но данный перечень не является исчерпывающим. Суд может учесть и другие обстоятельства при решении вопроса об определении места жительства ребенка. Ни одно из указанных обстоятельств не является определяющим при решении вопроса. Любые обстоятельства оцениваются в совокупности.

Так, в п. 5 ПП ВС РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» особо подчеркнуто, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не может являться безусловным основанием для удовлетворения требования этого родителя об определении места жительства ребенка с ним.

Таким образом, минимальный комплект фактов следующий:

ЖИЛЬЕ

Жилье может быть в собственности, в пользовании по договору социального найма, по договору коммерческого найма, найма служебного жилого помещения, договору безвозмездного пользования, в жилое помещение родитель ребенка может быть вселен в качестве члена семьи собственника или нанимателя и т.д. Не имеет принципиального значения, на каком основании родитель ребенка имеет право пользоваться жилым помещением.

Жилье должно быть достаточно благоустроенным применительно к условиям местности, в которой проживает ребенок. В крупном городе логично требовать всех удобств. Если же речь идет о сельской местности, где большинство живет в деревянных домах с удобствами на улице, достаточно иметь такое жилье.

Перечень требований, которым должно отвечать жилое помещение, установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ РЕБЕНКА

К таким условиям относятся:

отдельное спальное место,

письменный стол или место для занятий для школьников,

Все это проверяют органы опеки и попечительства при обследовании жилищно-бытовых условий.

родитель, который просит определить место жительства ребенка с ним, должен иметь ДОСТАТОЧНЫЙ ДОХОД ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ РЕБЕНКА

Доход может быть от трудовой деятельности или предпринимательской, от сдачи имущества в аренду, сбережения и т.д. Достаточность дохода понятие относительное. Можно ориентироваться на размер прожиточного минимума.

БЛАГОПРИЯТНЫЙ ДЛЯ РЕБЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

В определении этого помогут психолого-психиатрическая экспертиза и другие экспертизы по делам об определении места жительства ребенка

В ряде случаев требуется применение специальных познаний в области психологии и психиатрии для установления обстоятельств, имеющих значение для дела.

В таких случаях назначаются экспертизы для:

диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей,

выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка,

психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта),

определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей

УЧЁТ МНЕНИЯ РЕБЕНКА (с кем хочет жить ребенок?)

Согласно п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ споры о месте жительства детей решаются судом не только исходя из интересов ребенка, но и с учетом мнения ребенка.

Статьей 57 СК РФ установлено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Особенности применения данной нормы разъяснены в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

В данном пункте Постановления Пленума указано, что до опроса несовершеннолетнего в суд следует выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. Опрос следует производить с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц.

При опросе ребенка суду необходимо выяснять, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает, и тому подобные обстоятельства.

Однако в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» правовая позиция Верховного Суда РФ по вопросу о вызове и опросе в судебном заседании ребенка изложена иначе. В ней с учетом положений Конвенции о правах ребенка и ст. 57 СК РФ по-другому расставлены акценты в отношении обстоятельств, которыми суду следует руководствоваться при решении данного вопроса. Прежде всего судье следует исходить из права ребенка быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего его интересы. И лишь затем, и только при наличии оснований полагать, что присутствие ребенка в суде может оказать на него неблагоприятное воздействие, судья выясняет по этому поводу мнение органа опеки и попечительства.

В «Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 указано, что следует руководствоваться п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», т к анализ судебной практики и материалов по ее обобщению показывает, что мнение ребенка по спорам, связанным с воспитанием детей, выясняется судами во многих случаях опосредованно, т.е. через заключение органа опеки и попечительства, что не согласуется с нормами ст. 12 Конвенции о правах ребенка и ст. 57 СК РФ о праве ребенка выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства.

Кроме того, опосредованное выяснение мнения ребенка нарушает требование ст. 67 ГПК РФ о непосредственном исследовании судом имеющихся в деле доказательств (в частности, сведений о фактах, полученных из объяснений сторон).

Уклонение родителей от исполнения решения суда об определении места жительства ребенка

Я хотел бы пару слов рассказать об особенностях исполнения решения судов об определении места жительства ребенка.

Анализ судебной практики и мой личный опыт свидетельствует, что исполнение судебных решений по данной категории дел является крайне проблемным. Главная проблема заключается в том, что проигравшая сторона в большинстве случаев не собирается добровольно исполнять решение суда, просто начинают игнорировать судебное решение.

И поверьте мне сделать в этой ситуации мало что можно.

Проблема заключается в том, что проигравшая в таком споре сторона не готова и вряд ли когда-либо будет готова признать такое решение суда, поскольку такое решение в их глазах и понимании приравнивается к добровольной «отдаче» собственного ребенка «ненавистному супругу/супруге», и посему, по их мнению, является неправильным и незаконным.

Самое главное заключается в том, что законодатель не предусмотрел никакого эффективного механизма ответственности за неисполнение решения суда по данной категории дел. Конечно, ст. 113 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено наложение штрафа на должника, не выполняющих установленных в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителя. Размер этого штрафа предусмотрен ст. 17.17 КоАП РФ, максимальный размер которого составляет 2 500 руб. Я полагаю, такой размер штрафа может повлиять на должника только в случаях многократного наложения его, когда размер штрафа будет суммироваться в порядке п. 3 ст. 113 ФЗ «Об исполнительном производстве». Существует также механизм ограничения лицу выезда за пределы РФ, но такой метод имеет на должника по данной категории споров еще меньшее воздействие.

Другая ситуация заключается также в случаях, когда ребенок не хочет идти с родителем, в пользу которого вынесено решение суда, в такой ситуации пристав-исполнитель совместно с органами опеки вынуждены составить акт о невозможности совершения исполнительных действий в связи с тем, что исполнение решения может создать психотравмирующую ситуацию для ребенка.

В соответствии с письмом ФССП России от 28.04.2016 № 00011/16/37579-СВС «Об организации работы по исполнению исполнительных производств, связанных с воспитанием детей», а также другими нормативными актами, исполнительные действия по передаче ребенка не могут быть совершены вопреки его интересам. Если при совершении исполнительных действий судебными приставами-исполнителями установлено, что передача взыскателю ребенка может нанести последнему психологическую травму, и это обстоятельство будет подтверждено психологом, то меры принудительного исполнения применяться не могут.

Согласно позиции Европейского суда по правам человека, “. иногда соединение родителя с его ребенком не может произойти немедленно и может потребовать подготовки. Ее характер и степень зависят от обстоятельств каждого дела, но при этом понимание и сотрудничество всех заинтересованных лиц всегда остаются важным фактором. Внутригосударственные власти должны приложить все усилия для содействия подобному сотрудничеству, их обязательства использовать принудительные меры в данном вопросе должны быть ограниченными: они должны учитывать интересы, права и свободы этих лиц и, в частности, интересы ребенка и его права. ”[1].

Такая ситуация ставит задачу проведения психодиагностического обследования ребенка в рамках исполнительного производства. Если при проведении психодиагностического обследования в рамках исполнительного производства специалист-психолог установит, что отказ ребенка перейти к взыскателю не является самостоятельным мнением ребенка и сформировался вследствие психологического индуцирования со стороны совместно проживающего с ним родителя, важно не просто отложить проведение исполнительных действий на некоторый срок, но необходимо обязать должника прибегнуть к систематической помощи специалиста-психолога. В такой ситуации критически важна индивидуальная психокоррекционная работа с ребенком с целью восстановления позитивного отношения к отдельно проживающему родителю.

Все это в конечном счете ставит большой вопрос относительно возможности исполнить первоначально вынесенное решение об определении места жительства ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]