Может ли лицо управлять авто в данном случае?
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
Содержание публикации:
- «Управление» припаркованным транспортным средством. В судебной практике возможно все!
- Термин «управление транспортным средством» в законодательстве РФ
- В каком случае можно считать, что лицо управляет транспортным средством?
- Определение понятия «управлять» в словарях
- Определение понятия «управление транспортным средством»
- «Управление транспортным средством» в разъяснениях Верховного Суда РФ
«Управление» припаркованным транспортным средством. В судебной практике возможно все!
В судебной практике можно встреть самые невероятные трактовки понятия «управление транспортным средством». Такая ситуация вызвана отсутствием закрепления данного термина в законодательстве РФ, о чем речь пойдет ниже. Последствием отсутствия указанного понятия в законодательстве нередко является необоснованное привлечение лица к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ. Если же речь идет о вменении лицу правонарушения, предусмотренного статьей 12.8 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения…», то, кроме того, что лицу грозит наказание в виде лишения прав, так еще и фактически действует презумпция виновности такого «нарушителя». Другими словами, аргументы привлекаемого к административной ответственности лица о том, что он никуда не ездил и находился в салоне автомобиля без намерения куда-либо ехать, суд отвергнет как несостоятельные и сочтет, что поскольку «сидел в салоне, то имел намерение начать движение».
Или другой пример: к моменту приезда сотрудников ДПС гражданин находился в состоянии алкогольного опьянения в салоне своего автомобиля. Алкоголь он принял уже после того, как припарковал свой автомобиль на парковке во дворе дома, что подтверждают и свидетели. Такие объяснения суд отвергает как несостоятельные, несмотря на то, что в деле отсутствуют доказательства того, что данный гражданин именно управлял автомобилем уже будучи в состоянии опъянения.
Рекомендуем определения понятий по теме:
- — это .. Определение понятия, категории, виды транспортного средства – это .. Определение понятия, судебная практика , водитель – это … Определение понятия
Термин «управление транспортным средством» в законодательстве РФ
Легальное определение понятие «управления транспортным средством» в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует.
При этом, глава 12 КоАП РФ, посвященная административным правонарушениям в области дорожного движения, включает целый ряд составов правонарушений, содержащих термин «управление транспортным средством», например:
- Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра (статья 12.1 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков (статья 12.2 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (статья 12.3 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид» (статья 12.5 КоАП РФ)
- Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности (статья 12.6 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями (статья 12.37 КоАП РФ).
Термин «управление транспортным средством» используется также в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правилах дорожного движения, Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» и прочих нормативных актах.
Однако ни один из указанных актов не содержит определение понятия «управление транспортным средством», соответственно, на законодательном уровне не определены признаки данного понятия, что дает возможность для его широкого (произвольного) толкования судами и должностными лицами правоохранительных органов. Это, в свою очередь, приводит к нарушению законности при рассмотрении соответствующих дел в порядке административного производства.
В каком случае можно считать, что лицо управляет транспортным средством?
В каком случае и с какого момента (из приведенных ниже действий) можно считать, что лицо приступило к управлению транспортным средством? Варианты:
- Открывание двери транспортного средства дистанционного (с помощью пульта);
- Запуск двигателя транспортного средства дистанционного (с помощью пульта);
- Открывание двери транспортного средства ключем («вручную»);
- Посадка водителя (или третьего лица) на водительское кресло автомобиля;
- Запуск водителем, находящимся в водительском кресле, двигателя транспортного средства.
- Переключение реле работы стеклоочистителей, включение работы световых элементов, обогрева, кондиционера и т.д.
Правильный ответ: ни в каком из приведенных случаев лицо не управляет транспортным средством, соответственно, не может быть привлечено к административной ответственности по любой статье КоАП РФ за «управление транспортным средством…»
Дело в том, что термин «управлять» не тождественен термину «использовать» (извлекать иные полезные свойства). Не управляя автомобилем, можно его использовать в иных целях, например, слушать в салоне музыку, пользоваться системой обогрева, кондиционирования и т.д.). Такого рода использование транспортного средства не запрещено законодательством РФ, более того, для этого не требуется получения специального права (право на управление ТС).
Определение понятия «управлять» в словарях
Управлять — направлять ход, движение кого-чего-н. Управлять кораблем. Управлять конём… (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992).
Управлять — править, давая ход, направленье; … Управлять лошадьми, судном, рулем, давать направленье… (Даль. Словарь Даля. 2012)
Управлять — приводить в движение, направлять ход, действие кого-либо, чего-либо, пользуясь механизмами, специальными приспособлениями (Ефремова. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой. 2012).
Как видим, термин «управление», прежде всего, означает приведение в движение, начало движения.
Определение понятия «управление транспортным средством»
Вышеназванное значение термина «управления» нашло отражение в законодательстве Республики Беларусь. Согласно пункту 2.74 Правил дорожного движения Республики Беларусь, «управление транспортным средством — воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального».
Таким образом, следует согласиться с авторами, предлагающими следующие варианты определения понятия «управление транспортным средством»:
Управлением транспортным средством — активное воздействие водителем на элементы системы управления транспортным средством, предназначенные для его движения и приводящие к очевидному, хоть и малозначительному, изменению его положения относительно первоначального.
Управление транспортным средством — это осуществление водителем (или иным лицом), находящимся внутри транспортного средства, таких действий с рычагами и приборами управления, в результате которых оно начало движение с места стоянки или остановки, вне зависимости от величины пройденного при этом пути. Подготовительные действия, такие, как открывание дверей салона (кабины), включение зажигания, запуск двигателя, проверка освещения, не являются управлением транспортным средством по смыслу административного законодательства о дорожных правонарушениях.
«Управление транспортным средством» в разъяснениях Верховного Суда РФ
В июне 2019 года Верховный Суд сделал попытку дать определение понятию «управление транспортным средством», указав на ключевой момент о необходимости такого признака как перемещение в пространстве. При этом, факт запуска двигателя, как указал ВС РФ не имеет значения. Так, в п. 2 упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 указано следующее:
«При рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо учитывать, что управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя). Действия лица, приравненного к пешеходу (пункт 1.2 ПДД РФ), например, ведущего мопед, мотоцикл, не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством».
Кто может управлять автомобилем, кроме владельца: консультация юриста
Автомобиль на сегодняшний день является важной частью жизни практически любой семьи. Бывает, что одна машина используется всеми членами семьи, имеющими водительские права. Кроме того, иногда возникает необходимость по разным причинам передать управление ТС третьим лицам. Каждый владелец авто должен знать, как это правильно сделать, не нарушая закон. Также важно знать, кто может управлять автомобилем, кроме владельца?
Бланк доверенности
Бланк на управление ТС можно приобрести в готовом виде, например, в киоске Роспечать. В данную бумагу вписываются данные:
- о месте составления – город;
- о владельце транспортного средства – ФИО, адрес проживания, паспортные данные;
- о ТС – марка, модель автомобиля, VIN, государственный регистрационный номер, год выпуска, цвет, кузов, наличие шасси;
- о документах на автомобиль – реквизиты паспорта и свидетельства о регистрации авто;
- о лице, которому доверяют управление авто – аналогично данным владельца ТС;
Также в бланк автомобильной доверенности вписывается дата выдачи доверенности и срок ее действия, ставится подпись лица, выдавшего документ и ее расшифровка.
Доверенность может быть выписана на любое лицо, вне зависимости от родственных или иных связей. Заверение или регистрация данного документа не требуются.
Можно ли управлять авто без данного документа
Можно ли управлять автомобилем без доверенности?
Согласно действующим правилам дорожного движения, водителю, не являющимся владельцем автомобиля, не обязательно иметь выписанную доверенность. Юридической силой данный документ не обладает. Соответствующие изменения в законодательстве произошли еще в 2012 году. При остановке транспортного средства дорожным инспектором на пути следования или на посту он не имеет права требовать предъявить доверенность.
Временное разрешение на управление транспортным средством
Временное разрешение на управление авто выдается водителю в случае потери водительского удостоверения или его конфискации. Оно дает право управлять автомобилем временно – пользоваться им можно до возвращения прав, а при передаче их в связи с соответствующим правонарушением – до вынесения решения судом.
Рассматриваемый документ отличается от водительского удостоверения следующим:
- не содержит фотографии лица, которому выдан документ;
- в связи с первым пунктом, действителен при предъявлении документа, удостоверяющего личность – паспорта;
- содержит надпись «временное разрешение», реквизиты – номер и назначение, дату выдачи, уполномоченный орган, открытые категории, период действия документа и причину его изготовления, а также номер утерянного или отобранного водительского удостоверения.
В данный документ могут включаться и другие сведения, которые, правда, не имеют такого же весомого значения, как те, что перечислены выше.
Срок действия временного разрешения
Статья 27.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает следующий срок выдачи временного разрешения на право управления ТС – два месяца. Он может быть продлен решением суда или иного уполномоченного представителя. Если лицо, лишившееся прав, совершило правонарушение за пределами того региона, где он проживает, время разбирательств может увеличиться. Для продления действия временного разрешения водитель должен ходатайствовать об этом в государственную инспекцию.
Временное разрешение на управление транспортным средством обойдется гражданину в пятьсот рублей, размер государственной пошлины при выдаче водительского удостоверения составляет восемьсот рублей.
С 2013 года ситуация изменилась в связи с тем, что удостоверение до суда остается у водителя. Хотя при утере документа действует тот же порядок. Автолюбитель может испытывать некоторые неудобства во время пользования временным разрешением.
Так аренда автомобиля становится недоступной. Для проверки этой информации даже не нужно проходить консультацию у юриста. Обращаясь за этой услугой человек должен предоставить не только паспорт, но и водительское удостоверение, которого, по понятным причинам, нет в наличии.
Также лучше не пересекать границу с таким документом на руках. При остановке транспортного средства уполномоченным лицом другой страны могут возникнуть неприятности при предъявлении такого документа без фотографии.
Лица, имеющие право управлять ТС, помимо его хозяина
Кто может управлять автомобилем, кроме владельца? После уже упомянутых изменений в законодательстве теперь не нужно оформлять доверенность на управление транспортным средством для того, чтобы передать автомобиль третьему лицу. Родственные или иные отношения не имеют значения.
По новым правилам, кто может управлять автомобилем, кроме владельца? На сегодняшний день садится за руль автомобиля могут только те лица, которые упомянуты в полисе обязательного страхования автогражданской ответственности. Такая мера стала удобным и прогрессивным новшеством.
Сущность полиса ОСАГО
Полисом ОСАГО водитель производит страхование своей ответственности на дороге перед остальными участниками дорожного движения. Когда происходит авария, разбираются между собой не сами автолюбители, а их страховые компании. Страховщик виновной стороны должен будет компенсировать нанесенный ущерб потерпевшему. Данный порядок распространяется тогда, когда с обеих сторон ответственность застрахована. Полис оформляется отдельно на каждую машину со сроком действия один год. В случае нарушений, которые регулируются Уголовным кодексом, вина с водителя не снимается.
Не стоит забывать, что автомобиль не будет застрахован без прохождения им техосмотра. Это мероприятие, в ходе которого выясняется, соответствует ли транспортное средство требованиям безопасности, находится в исправном состоянии. По его итогам автовладельцу выдается диагностическая карта, второй экземпляр остается у эксперта и сохраняется в течение трех лет. Документ сохраняется еще и в электронной форме, которая передается в соответствующую базу и может там храниться более пяти лет.
Срок действия диагностической карты зависит от возраста автомобиля. Ежегодно проверяют техническое состояние авто с максимальной разрешенной массой более 3,5 тонн, со специальными сигналами, а также учебные машины. При страховании предъявление диагностической карты в бумажном виде не требуется, так как ее наличие можно проверить в единой базе.
На сегодняшний день техосмотр транспортного средства включает в себя проверку: аптечки, регистрационных знаков, огнетушителя, тормозной и осветительных систем, подвески, люфт руля, дверных замков, токсичность выхлопных газов, жидкостей, а также проводится инструментальное диагностирование машины.
Стоимость проведения техосмотра зависит от региона и характеристик транспортного средства. Проводить его могут только организации, прошедшие соответствующую аккредитацию.
Сколько человек можно вписать в страховой полис
Список лиц, которые вписаны в данный полис, автоматически отвечает на вопрос «кто может управлять автомобилем, кроме владельца?».
Бланк полиса с его лицевой стороны предусматривает пять строк для водителей, которые имеют право управлять транспортным средством. На обратной стороне есть поле «Особые отметки». Оно позволяет внести в документ дополнительную информацию.
В частности, здесь можно продолжить записи о допущенных к управлению лиц. Число лиц, которых можно внести в страховку, неограниченно. Если на одном бланке все они не помещаются, оформляется дополнительное соглашение к договору страхования и еще один бланк.
Такой вид страховки называют ограниченной. Есть возможность оформить неограниченную страховку, тогда управлять транспортом может любой, имеющий водительские права. Тогда вопрос «кто может управлять автомобилем, кроме владельца?» можно считать практически неактуальным.
Стоимость указания водителей в страховом полисе
Первые пять водителей, сведения о которых располагаются на первом листе страховки, вносятся на безвозмездной основе. За остальных людей придется доплачивать. Однако сами автолюбители влияют на стоимость страховки.
Тот, кто вписан в страховку, получает право управления чужим автомобилем.
Имеют значение следующие параметры человека:
- возраст;
- стаж вождения;
- наличие аварий, в которых участвовал рассматриваемый водитель.
Для водителей возрастом старше двадцати двух лет и со стажем более трех лет увеличение стоимости полиса ОСАГО не предусмотрено.
Неограниченная страховка стоит не только гораздо больше иных типов страховок, но и влияет на стоимость полиса, оформляемого в следующий период.
Электронный полис ОСАГО
Самостоятельно владелец автомобиля не может сделать запись о новом, допущенном к управлению лице. Для этого нужно обратиться в страховую компанию. Сделать это можно в любой момент, не только при оформлении полиса обязательного страхования.
При оформлении страховки в электронном виде процедура добавления водителя довольно простая. Соответствующие действия необходимо произвести в личном кабинете на сайте страховой организации.
Вносятся данные о добавляемом лице, после чего рассчитывается сумма к доплате, если такая есть. После оплаты на электронную почту присылается обновленный полис. Его можно вывести на печать на обычной бумаге.
Плюсы такого полиса
Плюсы электронного полиса неоспоримы:
- не требует больших затрат времени на дорогу и оформление;
- уплачиваются только обязательные услуги, без дополнительных, навязанных специалистом;
- сохраняются льготы в случае безаварийной езды в связи с использованием единой базы;
- печать на специальном бланке не требуется, в случае потери полиса его можно распечатать повторно;
- информация о заключении договора страхования хранится в базе, нет необходимости иметь постоянно в наличии с собой определенный комплект документов на управление автомобилем.
Несмотря на все преимущества, сохраняется риск стать клиентом компании, не имеющей права выдавать полис ОСАГО. В таком случае оформленный документ окажется недействительным. Распознать фальшивку можно по следующим чертам:
- Заниженная стоимость – сумма к выплате по страховке имеет единый принцип вычисления и регулируется Центральным банком России. Акции и специальные предложения могут выдать мошенника.
- Неизвестный сайт – существует множество ресурсов, не являющихся официальными страницами страховых компаний.
Если все-таки не получилось избежать сотрудничества с мошенниками, можно заказать консультацию юриста, чтобы он помог найти выход из ситуации.
Меры наказания за неправомерное управление автомобилем
Согласно статье 12.37 Кодекса об административных правонарушениях за управление транспортным средством лицом, который не упомянут в страховке, может быть наложен штраф в размере пятисот рублей. Эта цифра увеличилась на двести рублей по сравнению с 2013 годом.
Даже если владелец автомобиля находился рядом во время рассмотренного нарушения, наказания это не меняет и тем более не отменяет. Если же владелец автотранспортного средства не осуществил обязательное страхование своей ответственности, управлял машиной без полиса, он будет наказан на восемьсот рублей.
Если произошло дорожно-транспортное происшествие с участием лица, которое не было оформлено в полисе страхования, компания, выдавшая его, возместит потерпевшим ущерб. Однако после она имеет право потребовать материальную компенсацию с незаконного водителя.
Заключение
Ежегодно на дорогах погибает огромное количество человек. Государство старается уменьшить количество аварий и жертв. Для этого необходимо контролировать участников дорожного движения. В связи с этим требования к управлению транспортными средствами время от времени меняются.
Например, минимизируется юридический вес доверенности по сравнению со страховым полисом. Можно ли ездить по доверенности? Можно, только инспектора ДПС все равно больше будет интересовать страховой документ.
Вместе с тем водителям стараются облегчить порядок получения документов и сэкономить их время для выполнения норм законодательства. Тем не менее первоочередным аспектом остается безопасность участников дорожного движения.
Нужен ли собственник авто при оформлении ДТП
🔔 Автоюрист сэкономит ваши деньги. ⭐⭐⭐⭐⭐ 100% гарантия, оплата по факту. ☎ тел: +7 495 290-92-46.
Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
Рады приветствовать посетителей нашего сайта! Сегодня предлагаю обсудить одну важную и интересную тему – необходимость присутствия собственника автомобиля при оформлении ДТП. Как выяснилось, этот вопрос волнует многих читателей. И это не удивительно, ведь ежедневно на дороги столицы и области выезжают тысячи машин, которыми управляют не их владельцы. Кто ответит, если водитель такого авто станет виновником аварии? Кого привлекут к ответственности – лицо, находящееся на момент столкновения за рулем или автовладельца? Мы попробуем в своей статье дать ответы на эти и другие вопросы.
Коротко об оформлении аварии
Давайте вспомним о том, как оформляются дорожно-транспортные происшествия. В своих материалах мы неоднократно рассказывали о том, что способа существует два:
- самостоятельно, при помощи Европротокола;
- с участием сотрудников ГИБДД.
Воспользоваться первым вариантом можно только в том случае, если авария соответствует определенным критериям. К ним относятся:
- отсутствие разногласий между сторонами;
- наличие действительных полисов ОСАГО;
- участие в столкновении не более 2-х машин;
- отсутствие погибших и раненых.
Воспользоваться Извещением о ДТП не получится также в том случае, если в результате столкновения пострадало другое имущество.
Как видим, среди условий обязательного присутствия собственника при оформлении аварии нет. Кроме этого на обороте Европротокола есть графа, в которую вписывается информация о том, кто в момент дорожно-транспортного происшествия находился за рулем – автовладелец или другой водитель.
Нигде не говорится и о том, что хозяин машины должен присутствовать при оформлении аварии инспектором ГИБДД.
Совсем другое дело обстоит с вопросом о привлечении к ответственности. В большинстве случаев отвечать перед законом придется лицу, управлявшему авто в момент столкновения. Однако бывают ситуации, когда не избежит наказания и автовладелец. Давайте обсудим это более детально.
Несколько слов об ответственности водителя и автовладельца
Водитель, чьи действия стали причиной столкновения, может быть привлечен к разным видам ответственности. В зависимости от обстоятельств происшествия и его последствий она может быть:
- административной;
- уголовной;
- гражданско-правовой.
Обычно наказание лицам, управлявшим авто, определяется в соответствии с нормами КоАП РФ. Именно в этом кодексе предусмотрены санкции, которые ожидают нарушителей ПДД.
Если в результате аварии был причинен вред здоровью или жизни людей, виновника могут привлечь к уголовной ответственности. В таком случае он будет не только вынужден возместить нанесенные убытки. В зависимости от сложности последствий такой правонарушитель может быть не только лишен водительского удостоверения, но и свободы на определенное количество времени.
При наличии материальных претензий к виновной стороне вопрос решается в рамках гражданско-правового процесса.
Ни для кого не секрет, что во время аварии управлять транспортным средством может не только его владелец, но и другой водитель. Многие из нас передают права управления родственникам или друзьям. Но мы не задумываемся при этом, что могут возникнуть ситуации, когда отвечать за ДТП придется не только водителю, но и автовладельцу. В отличие от лица, управлявшего авто во время столкновения, собственника машины могут привлечь только к административной или гражданской ответственности. Что касается уголовного наказания, то он его не понесет, даже если в момент столкновения находился на пассажирском месте. Почему? Ответ прост. Причинение вреда жизни или здоровью человека расценивается как преступление. Одним из его признаков является вина, а в действиях автовладельца-пассажира ее нет.
Что касается административной ответственности, то собственника машины можно привлечь к ней при определенных обстоятельствах. Так, например, наказания не избежать автовладельцу, который:
- разрешил сесть за руль человеку, не имеющему при себе водительского удостоверения или вообще не имеющему права водить машину;
- позволил управлять авто лицу, находящемуся под воздействием алкоголя или наркотиков.
Могут привлечь у ответственности собственника транспортного средства в том случае, если правонарушение было зафиксировано при помощи камер наружного видеонаблюдения. Даже если в этот момент за рулем находился не он, «письмо счастья» будет направленно именно на его адрес. Сложно будет избежать наказания автовладельцу, на чьей машине было совершено ДТП, и виновный водитель скрылся с места происшествия. В этих случаях придется доказывать свою непричастность к случившемуся. Поэтому, если Вашу машину угнали, следует немедленно вызывать полицию. Своевременное сообщение в правоохранительные органы поможет избежать неприятностей, если угонщики попадут на Вашем авто в аварию.
Автомобиль является источником повышенной опасности. Если с его помощью был причинен ущерб здоровью человека или моральный вред, собственника машины в соответствии с нормами статьи 1079 могут привлечь к гражданской ответственности. Избежать наказания можно будет в том случае, если во время столкновения машиной управляло лицо, имеющее на это законные основания. Свои разъяснения по этому поводу дал Верховный суд РФ. Он заявил, что если во время дорожно-транспортного происшествия автомобилем управлял гражданин, имеющий соответствующую доверенность, то он признается его законным владельцем, так как временно использовал авто по своему усмотрению.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Как оформить доверенность на транспортное средство от организации
Доверенность — это юридический документ, который позволяет несобственнику имущества, например автомобиля, совершать различные действия с ним на законном основании.
Чтобы несобственнику управлять автомобилем, доверенность не нужна, но мы рекомендуем ее оформлять — это позволит избежать проблем и даже извлечь выгоду.
Руководство организации, в собственности которой есть автомобиль, может передать право управления им сотруднику или любому другому человеку. Право управления не единственное право, которое может быть передано. Например, можно передать право на ремонт машины, перегон ее в другую страну, регистрацию в ГИБДД, продажу.
Предъявлять доверенность сотрудникам ГИБДД, которые могут остановить водителя, необязательно, однако оформление доверенности от организации понадобится по нескольким причинам:
- Если на водителя не оформлена доверенность, позволяющая управлять машиной, такой водитель не имеет права ездить без путевого листа. Согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения (постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090) наличие путевого листа у водителя, управляющего машиной организации, обязательно. Если у него нет ни доверенности, ни путевого листа, сотрудники ГИБДД имеют право отправить машину на штрафстоянку.
- Доверенность может подтвердить производственную направленность расходов, которые выплачены сотруднику организации, например на ГСМ, запчасти, ремонт (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
- Человек, который попал в аварию на автомобиле, принадлежащем организации, несет ответственность за причиненный вред, если управляет машиной на законном основании (п. 1 ст. 1079 ГК РФ). Одно из законных оснований — управление по доверенности.
- Если водитель выезжает за пределы России, например в командировку, оформление доверенности поможет избежать проблем на таможне.
- Если вы хотите, чтобы водитель имел право передавать права, предусмотренные доверенностью, другим людям, то без доверенности, в которой закреплено право передоверия, это сделать невозможно.
- Если работник нарушил ПДД и правонарушение зафиксировано камерой, то организация может оспорить штраф, указав, что виновник — водитель. Доказательством этого будет выступать и доверенность. Для организации штрафы, как правило, выше, чем для физических лиц.
Форма и срок действия доверенности
Доверенность составляется в письменной форме. Удостоверения доверенности нотариусом не требуется, поскольку для этого нет юридических оснований.
Выдает доверенность руководитель организации (например директор, гендиректор).
Законами или нормативными актами форма доверенности не утверждена. Поэтому допустимо использовать любую форму. Рекомендуем оформлять документ на бланке организации, но это необязательно.
Подписывается доверенность руководителем. Если у вас в организации есть печать, поставьте ее. Напоминаем, что наличие печати в организациях сегодня необязательно.
Важно! Обратите внимание на срок действия доверенности. Нужно обязательно указать в документе дату его составления.
Если на доверенности нет даты, когда она выдана, то она не имеет юридической силы. Сделка по выдаче доверенности в этом случае признается ничтожной.
Доверенность может быть выдана на любой срок — ограничений нет. Если вы забыли указать срок действия доверенности, ничего страшного. В силу закона она будет действовать год с момента выдачи. Если вы прямо укажете, что доверенность действует, например, 3 года, то она будет действовать 3 года. Можно указать определенную дату, когда срок доверенности истекает.
Образец доверенности на водителя
Образец доверенности можно скачать в разделе «Документы и бланки» в начале статьи.
- Название документа (доверенность).
- Место выдачи.
- Дата выдачи (прописью).
- Кем выдана (название, ОГРН, ИНН организации, Ф.И.О. директора, серия и номер паспорта, адрес регистрации, основание, на котором он действует, например Устав).
- Описание машины (марка, модель, регистрационный знак, VIN, номера агрегатов, год выпуска, номера ПТС и СТС).
- Кто наделяется правами по доверенности (Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации).
- Права человека, которому выдается доверенность (например, проходить технический осмотр, производить замену номерных агрегатов, получать дубликаты регистрационных документов и знаков, подавать заявления и иные документы, расписываться в необходимых документах, оплачивать установленные сборы).
- Срок действия доверенности.
- Подпись директора организации.
Нюансы оформления доверенности на автомобиль от юридического лица
В «КонсультантПлюс» есть Готовые решения, в том числе статья «Автотранспорт на предприятии: учет и налоги». Если у вас еще нет доступа, оформите его бесплатно на временной основе. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.
По сути, это обычная доверенность, за исключением того, что выдана она не физическим лицом, а организацией. Отсюда и самый существенный нюанс при оформлении — выдает ее руководитель компании, и подписывает тоже именно он.
Второй нюанс мы тоже уже упоминали, и он касается любых доверенностей — обязательно указывайте дату составления документа, без этого он не будет иметь юридической силы.
Третий нюанс заключается в том, как прописываются данные о доверителе в доверенности — сначала данные об организации, а потом о ее руководителе, который действует от имени компании. Такой порядок характерен для сделок, совершенных от имени юридического лица.
Итоги
Таким образом, доверенность на управление автомобилем от имени компании лучше выдать всем водителям, которые управляют машиной. Это позволит не только учесть расходы на ГСМ, но и, например, избежать уплаты штрафов, зафиксированных камерой, дать возможность водителю передоверить право управления.
Кто может ездить на арендованном автомобиле: сам сотрудник, сдавший в аренду свой автомобиль, или другой сотрудник?
Предприятие на ОСНО арендует автомобиль у сотрудника, за использование автомобиля оплачивает ему арендную плату.
Вопрос
Может ли данный сотрудник сам ездить на арендованном автомобиле или на данном автомобиле должен ездить другой сотрудник?
Ответ специалиста
Правоотношения сторон при аренде имущества строятся на основании положений главы 34 «Аренда» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Сторонами такого договора являются арендодатель и арендатор.
По договору аренды арендодатель (работник) обязуется предоставить арендатору (организации) автомобиль за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).
Так как в данном случае арендатором выступает юридическое лицо, то независимо от срока договора аренды он заключается в письменной форме (статья 609 ГК РФ).
На практике могут быть использованы два типа договоров аренды автомобиля — договор аренды с экипажем и договор аренды без экипажа, но нас в рамках статьи интересует только первый вариант, который предполагает, что работник, предоставляя автомобиль в аренду, оказывает организации услуги по его управлению и технической эксплуатации. Такие правила установлены статьей 632 ГК РФ. Причем услуги работника по управлению автомобилем должны обеспечивать нормальную и безопасную эксплуатацию транспортного средства. Обычно перечень услуг, оказываемых работником, предусматривается самим договором.
При договоре аренды с экипажем обязанности по содержанию авто, сданного в аренду, несет его владелец — работник. Он же осуществляет текущий и капитальный ремонт автомобиля. По общему правилу расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией автомобиля (оплата топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов), несет сам работник. Он же оплачивает все необходимые сборы. Однако договором стороны могут возложить данные обязанности и на арендатора, то есть на организацию.
Так как арендодатель сам управляет автомобилем, то понятно, что расходы по оплате его услуг несет арендатор, то есть организация, что следует из статьи 635 ГК РФ.
Поскольку договор аренды с экипажем фактически содержит два вида соглашения — договор аренды и договор на оказание услуг, то и вознаграждение, выплачиваемое работнику, следует разделить на две части: на собственно арендную плату и на вознаграждение за оказание услуг по управлению автомобилем.
По сути, при оформлении договора аренды транспортного средства у организации возникает два вида расходов — арендная плата, выплачиваемая работнику, и расходы на содержание арендованного автомобиля. Причем, в случае заключения договора аренды с экипажем, сумма, выплачиваемая работнику по договору, как уже говорилось выше, состоит из двух составляющих — из самой арендной платы и вознаграждения за оказанные услуги.
Арендные платежи на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ включаются в состав прочих расходов фирмы, связанных с производством и реализацией, при условии того, что данные расходы отвечают всем критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ. При использовании организацией метода начисления расходы признаются организацией в налоговом учете в соответствии с правилами, установленными подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ.
Выплачивая сумму арендной платы физическому лицу (работнику), организация должна со всей суммы (в том числе с суммы вознаграждения за услуги по управлению автомобилем) удержать налог на доходы физических лиц, так как доходы, полученные работником от сдачи имущества в аренду, облагаются НДФЛ, на что указывает подпункт 4 пункта 1 статьи 208 НК РФ. Причем удержать сумму налога, исчисленную по ставке 13%, фирма, выплачивающая работнику налогооблагаемый доход, должна из доходов работника непосредственно при выплате арендной платы.
Расходы на содержание автомобиля организация также учитывает в составе прочих расходов, но уже на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Обратите внимание! Согласно Письму Минфина России от 13.02.2007 N 03-03-06/1/81, затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы данного автомобиля, исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и стоимости его приобретения), а также затраты на приобретение запасных частей могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, изложенным в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Аналогичные выводы содержатся и в Письме Минфина России от 22.10.2018 N 03-03-06/1/75474.
Имейте в виду, что финансисты рекомендуют при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письма Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12).
«Перевозки и автотранспорт» (5-е издание, переработанное и дополненное) (Семенихин В.В.) («ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2019)
Вопрос: Организация заключила договор аренды транспортного средства без экипажа с работником, который сам управляет автомобилем. Фактически на этом автомобиле работник исполняет свои трудовые обязанности. Вправе ли организация отнести к расходам по налогу на прибыль соответствующие критериям, изложенным в ст. 252 НК РФ, затраты по данному договору: на ГСМ в соответствии с путевыми листами, на содержание автомобиля (расходы на текущий ремонт по договору несет организация), арендную плату? Или же данные расходы в целях налога на прибыль необходимо оформлять как компенсацию за использование личного автотранспорта работника?
Таким образом, затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с работником фирмы, в том числе затраты в виде стоимости израсходованных горюче-смазочных материалов, затраты на техническое обслуживание, а также затраты на ремонт автомобиля, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что арендованный автомобиль используется организацией-арендатором в деятельности, связанной с получением доходов, а произведенные расходы соответствуют критериям, изложенным в п. 1 ст. 252 Кодекса.
При решении поставленной задачи в первую очередь нужно определиться, какой договор заключен (планируется заключить) с работником: договор аренды автомобиля с экипажем или без экипажа, а также какие условия предусмотрены этим договором. Укажем ключевые моменты, на которые нужно обратить внимание.
Характеристика договора. Договор аренды ТС с экипажем / Договор аренды ТС без экипажа.
Предмет договора. Предоставление арендодателем арендатору автомобиля за плату во временное владение и пользование и оказание арендодателем своими силами услуг по управлению ТС и его технической эксплуатации / Предоставление арендодателем арендатору автомобиля за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
Кто содержит ТС, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей. Арендодатель (работник) / Арендатор (работодатель).
Кто управляет ТС. Арендодатель / Арендатор своими силами.
Кто оплачивает расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией ТС, включая ГСМ и иные расходуемые в процессе его эксплуатации материалы. Арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды / Арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды.
Кто должен страховать ТС и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен в связи с эксплуатацией автомобиля (когда страхование является обязательным в силу закона или договора). Арендодатель, если иное не предусмотрено договором аренды / Арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды.
В случае заключения договора аренды автомобиля с экипажем ежемесячная плата должна включать в себя арендную плату за предоставление автомобиля во временное владение и пользование и вознаграждение за оказание услуг по управлению автомобилем и его технической эксплуатации (это важно, поскольку арендная плата и вознаграждение за оказанные услуги облагаются страховыми взносами по-разному).
Статья: Учет при аренде автомобиля у работника (Габелли Г.К.) («Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2019, N 4)
Иногда при заключении договора аренды без экипажа владелец автомобиля фактически продолжает им управлять. И в сумме арендной платы эта особенность заключенного договора учитывается. Однако это довольно рискованный вариант. При проверке налоговики наверняка попытаются начислить обязательные страховые взносы на ту часть арендной платы, которая, по их расчетам, относится к услугам по управлению автомобилем.
Впрочем, если в договоре аренды об оказании услуг по управлению ничего не будет сказано, разделить сумму арендной платы на собственно арендную плату и на оплату услуг по управлению транспортом налоговикам будет весьма нелегко. Свидетельством тому может послужить Постановление ФАС Уральского округа от 16.03.2005 N Ф09-870/05-АК.
Тем не менее, это довольно рискованный поступок. Сразу возникнет претензия, что под видом договора аренды автомобиля без экипажа был заключен договор аренды автомобиля именно с экипажем.
«Автотранспорт на предприятии: учет и налоги» (выпуск 6) (Анищенко А.В.) («Редакция «Российской газеты», 2019)
Ранее суды поддерживали компании на основании того, что раз никаких выплат за оказание услуг по управлению транспортным средством договором не предусмотрено, то и не определен объект обложения страховыми взносами (см., например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 06.02.2017 по делу N А27-15074/2016). Однако с принятием Определения Верховного суда РФ от 30.10.2017 N 308-КГ17-15395 ситуация изменилась. Высшие арбитры признали правомерным доначисление страховых взносов со всей суммы арендной платы, выплачиваемой работнику по договору аренды автомобиля без экипажа. Основание: по факту работник управлял своим автомобилем, то есть оказывал организации услуги. При этом суд отклонил довод компании о том, что под обложение страховыми взносами должна подпадать только плата за услуги управления, а не вся сумма арендной платы, в состав которой также включена плата за предоставление в аренду имущественных прав.
Отметим, что спор касался периода, когда действовал Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Но выводы высших арбитров актуальны и сейчас, так как положения указанного Закона и главы 34 «Страховые взносы» НК РФ практически идентичны.
Вышеназванную правовую позицию Верховного суда РФ взяли на вооружение нижестоящие суды. Примером может служить спор, рассмотренный в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 17.06.2019 по делу N А32-37747/2018.
Статья: Аренда авто работника под прицелом налоговиков (Стародубцева И.) («Новая бухгалтерия», 2019, N 9)
Вывод: для ответа необходимо знать, какой договор заключен — с экипажем или без экипажа.
Если с экипажем тогда сотрудник может управлять своим автомобилем и ему оплачивается арендная плата и за услугу управления автомобилем.
Вопрос: Как наиболее выгодно оформить правоотношения по использованию в служебных целях личного автомобиля работника? (Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2020)
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в июне 2020 г.