Зеленый мигающий сигнал светофора: можно ли ехать и когда за это могут оштрафовать?
Правила дорожного движения были созданы, чтобы обезопасить как водителей, так и пешеходов. Соблюдение ПДД при изменении сигналов светофора является важным аспектом для обеих сторон, но особенно для водителей.
Не все автолюбители знают, что означает мигание зеленого светофора — нужно ли в этот момент остановиться или можно продолжить движение?
В этой статье мы поговорим о правилах при проезде на мигающий зеленый светофор и почему так важно их соблюдать.
Можно ли ехать, если мигает зеленый и когда за это грозит штраф?
Все, что требуется от водителя – отследить заранее, какой сигнал загорелся на светофоре в момент вашего въезда на перекресток. В случае, если ситуация потребует разбирательств, принимается во внимание именно момент, когда машина начала выезжать на пересечение дорог, а не то, какой сигнал горел во время проезда.
При проезде на запрещающий сигнал светофора или регулировщика будет предъявлено обвинение по ст.12.12 КоАП. Штраф при совершении такой оплошности составит 1000 рублей.
Если вы выехали на мигающий зеленый и во время переезда перекрестка он еще горел – проблем нет, если был уже красный – проблем тоже нет, ведь значение имеет цвет когда вы начинали маневр, а не заканчивали его.
О том какой штраф грозит, если автомобиль начал движение на красный свет, мы рассказывали в тут, а из этой статьи вы узнаете о том, какое наказание предусмотрено за повторное нарушение и как его избежать).
О чем предупреждает мигание: разрешает или запрещает движение?
Если на светофоре зеленый сигнал не горит, а мигает, это мигание означает, что время, отведенное на пересечение перекрестка, подходит к концу. После этого должен быть включен запрещающий движение сигнал, согласно п. 6.2 ПДД Иногда о времени включения фонаря другого цвета можно узнать, посмотрев на цифровое табло, но не все светофоры им снабжены.
Если до пересечения проезжих частей еще далеко, лучше остановиться, особенно если можно отметить, что проехать до окончания работы зеленого сигнала вы точно не успеете. Также поступайте, если необходимо пересечь пешеходную зебру. Если мигание зеленого застало вас на расстоянии 5-10 метров до разметки, проезжайте перекресток с соблюдением необходимых мер предосторожности. При большем расстоянии лучше остановиться, не ускоряясь.
Проезд перекрестков в соответствии ПДД
Ваши действия должны определяться по тому, где именно вас застал светофор. Например, если вы находитесь непосредственно перед пересечением дорог и перекресток не является очень широким, то при мигающем зеленом сигнале вы можете продолжить движение.
Если красный свет загорится, пока вы еще будете проезжать перекресток, окончить маневр вы можете в соответствии п.13.7 ПДД. То есть при въезде на перекресток в то время, пока не закончил гореть разрешающий сигнал, продолжить движение на выезд вы обязаны.
Если до края проезжей части еще далековато, светофор начал мигать, а вы движетесь медленно, не стоит ускоряться – остановитесь перед перекрестком и подождите нужного сигнала. После зеленого сигнала включится желтый – согласно п.6.2 ПДД, он запрещает дальнейшую езду (о том, какие последствия могут быть при проезде на желтый сигнал светофора, читайте тут.
Для ТС, которые уже не могут остановиться, поскольку успели выехать на проезжую часть, предусмотрены положения в п.6.14 ПДД. В этом случае санкции при нарушении зависят от того, как отнесется к ситуации инспектор ГИБДД.
Полезное видео
Заключение
Хорошее знание ПДД необходимо любому водителю – не зря требования в автошколах предъявляются довольно серьезные. При умении хорошо ориентироваться в них вы уменьшаете риск развития нежелательных ситуаций на дорогах, снижаете опасность травм для участников дорожного движения.
Знания правил требует даже элементарная вежливость к прочим водителям и пешеходам. Своевременно обновляя свои знания, вы сможете не допускать ошибок при управлении транспортом. Правильная интерпретация правил дорожного движения обязательна для каждого водителя.
Сбит пешеход, переходивший перекресток на желтый сигнал светофора. Кто виновен в ДТП?
Виновным сотрудники ГИБДД объявляют водителя вот по ниже перечисленным обстоятельствам:
На основании ст. 12.12 КоАП РФ административным правонарушением признаётся проезд на запрещающий сигнал светофора.
Согласно п. 1.3 Правил дорожного движения участники дорожного движения должны знать и соблюдать относящиеся к ним требования светофоров.
Пункт 6.2 Правил дорожного движения предусматривает, что жёлтый сигнал светофора запрещает движение.
Согласно п. 10.1 Правил дорожного движения выбранная скорость движения должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения им требований Правил дорожного движения.
Указанная норма налагает на водителя обязанность постоянно анализировать дорожную ситуацию и предпринимать все возможные меры к обеспечению безопасного режима дорожного движения.
Между тем, из представленных материалов следует, что данное требование не выполнил.
Из вами написанного следует, что в течение 4 — 5 секунд до включения жёлтого сигнала светофора горел зелёный мигающий сигнал, который в силу п. 6.2 Правил дорожного движения информирует о предстоящем включении запрещающего сигнала светофора. При этом водитель автомобиля не стал заблаговременно снижать скорость и проехал пешеходный переход на жёлтый сигнал светофора.
Таким образом, водитель сам поставил себя в положение, препятствующее выполнению им п.п. 1.3 и 6.2 Правил дорожного движения. Следовательно, в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 12.12 КоАП РФ.
Какие телесные повреждения у пешехода сбитого?
Вот приведу вам основные положения, вы же не указали степень тяжести и травмы:
1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, —
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.
Точный и оперативный ответ , согласованный с судебной практикой и законом РФ- ставьте свой отзыв «+»
У пешеходов загорелся зелёный – должны ли они дать завершить манёвр водителю автомобиля?
У пешеходов в нашей стране в очень многих дорожных ситуациях предвзятая органами власти презумпция правоты по сравнению с водителем автомобиля. Это значит, что у пешехода на дороге зачастую гораздо больше прав, а неисполнение автолюбителями своих обязанностей, ущемляющих такие права первых, влечёт серьёзные штрафы и иные наказания. Более того, есть ситуации, когда водитель и без вины может оказаться обязанным возмещать пешему участнику причинённый вред. В этой статье поговорим об одной очень распространённой ситуации в России, которую мало кто освещает – должны ли пешеходы, у которых только что загорелся зелёный свет светофора, дать возможность завершить манёвр автомобилям, которые выезжают с перекрёстка или в других местах, где они должны для такого завершения проехать траекторию пересечения с пешеходами через «зебру»? Вопрос, на самом деле, непростой, но мы по порядку выясним всё!
Есть ли обязанность у участников дорожного движения дать завершить манёвр?
Да. Но не у всех и каждого.
Действительно, пункты 13.7 и 13.8 ПДД в совокупности дают два указания:
- право водителя выехать с перекрёстка (при отсутствии стоп-линий на нём), если он заехал на него на разрешающий (зелёный) сигнал светофора,
- обязанность других водителей транспортных средств дать возможность завершить проезд перекрёстка такому водителю, а также пешеходам.
Как видим, речи об обязанностях пешеходов здесь вообще не идёт. Да и 13 раздел Правил дорожного движения регулирует порядок и очерёдность проезда перекрёстков – именно проезда, а не прохода. То есть относится к транспортным средствам так или иначе.
Но должны ли пешеходы, у которых загорелся зёленый, позволить машинам завершить манёвр?
Из вышеприведённых пунктов правил получаем 3 важных вывода:
- если водитель выехал на зелёный светофор, то он имеет право завершить манёвр вне зависимости от сигнала на выезде с перекрёстка (если на нём нет стоп-линий),
- водители, для которых загорелся разрешающий сигнал, должны посмотреть по сторонам, чтобы дать возможность завершить проезд перекрёстка автомобилям из пункта выше,
- но эти же водители должны смотреть не только на завершающих выезд с перекрёстка автолюбителей, но и заканчивающих переход дороги пешеходов (пункт 13.8 ПДД).
А теперь к самой сути!
Чёткая позиция ПДД
Итак, в Правилах 2021 года вы не найдёте чёткого указания на то, что пешеходы, для которых загорелся зелёный сигнал светофора, означающий, что им можно начинать переход дороги, обязаны пропустить водителей автомобилей, заканчивающих манёвры на перекрёстке.
- Ни в 13 разделе ПДД о проезде перекрёстков не содержится правила для пешеходов, заставляющих их дать возможность завершить манёвр машинам.
- Ни в 14 разделе о переходных переходах.
- Ни в 4 о прямых обязанностях пешеходов.
Таким образом, получаем интересную ситуацию: водители транспортных средств, когда для них загорается зелёный сигнал, обязаны дать возможность завершить переход дороги пешеходам. Однако, аналогичной обязанности у пешеходов нет – если им загорелся зелёный светофор, то по сути они вообще могут не смотреть по сторонам и начинать переход дороги.
Но есть ещё одно мнение – правда, совсем «высосанное из пальца».
Если нужно «завиноватить» пешехода
Данная ситуация относится, в основном, к перекрёсткам, где нет отдельных пешеходных светофоров, и пешие участники руководствуются транспортным (общим) светофором для начала перехода дороги.
Дело в том, что некоторые юристы и эксперты считают, что, несмотря на отсутствие прямой обязанности пешеходов уступить автомобилям, завершающим проезд, такая обязанность образуется в совокупности нескольких пунктов Правил.
- Пункт 13.8 ПДД говорит об обязанности водителей при включении зелёного дать завершить манёвр пешеходам и другим водителям.
- В то же время пункт 4.4 предписывает пешеходам руководствоваться при отсутствии пешеходных светофоров транспортными. И именно это якобы приравнивает их обязанности к водителям.
Конечно же, не всё так абсурдно! Само право пешехода руководствоваться транспортным светофором не обязывает его подчиняться правилам именно проезда перекрёстков. В противном случае это повлекло бы ещё большие нелепые ситуации.
Однако, ПДД должны исполняться в комплексе – именно так работает современная судебная практика, которая обязана исследовать все доказательства по делу именно всесторонне и в совокупности.
Из этого следует тот факт, что право одного участника дорожного движения не должно быть нарушено правом или обязанностью другого. И в данном случае мы получаем некое противоречие:
- с одной стороны, 13.7 предписывает возможность водителя выехать в намеченном направлении с перекрёстка, если въезд на него осуществлён на зелёный,
- с другой, ПДД дают право пешеходам начинать движение на их зелёный без обязанности пропускать кого-то.
То есть в данном случае имеем пересечение траекторий пешеходов и автомобиля в пространстве и, что самое главное, времени. Пока водитель машины проедет весь перекрёсток, может загореться красный в его направлении – и это норма. Но, так как загорелся красный, то пешеходам на противоположном направлении загорается зелёный. И те имеют право на переход в этот момент, и водитель на проезд в это же время.
Как быть? Разумеется, нарушение права водителя завершить манёвр не даёт ему права давить пешеходов. Увы и ах, но придётся пропускать.
Я водитель – что мне делать, если пешеходы пошли на зелёный?
А, если не давить то, что? Правильно! Именно уступить тем дорогу, и затем, не дожидаясь, пока для них загорится красный, проехать переход в намеченном направлении (всё ещё не создавая помех пешеходам).
К сожалению, это будет единственный верный вариант разрешения данной ситуации. Несмотря на то, что во время ожидания во многих случаях в пределах перекрёстка можно получить удар сбоку от транспортных средств в поперечном направлении.
А если на перекрёстке вафельная разметка?
Ещё более «интересная» ситуация возникает при наличии на данном участке дороги специальной вафельной разметки (линий 1.26). Дело в том, что камеры автоматической фиксации выписывают штраф при совпадении двух условий:
- транспортное средство стоит на вафельной разметке,
- для него горит запрещающий (красный) сигнал светофора.
И камере без разницы, что вы не успели завершить выезд с пределов перекрёстка из-за того, что пешеходы в конце вашего пути пошли на их зелёный.
В данном случае вины в нарушении у вас нет, так как пункт 13.2 предписывает запрет выезда на перекрёсток с такой разметкой, если на пути следования образовалась пробка – и то, только в прямом направлении. В случае отсутствия затора вам ничего не запрещает проехать перекрёсток, поэтому формально нарушения ПДД здесь нет.
А, значит, что остаётся делать? Обжаловать штраф на основании фото с той же камеры автофиксации, на которой и не должно быть видно затора.
Сбил человека на пешеходном переходе, ответственность — нужен автоюрист
Одна из самых неприятных и опасных ситуаций, которая может произойти на дороге – это когда автомобилист сбил человека, причём, особо не важно, где, на пешеходном переходе или в не его пределов. Для сбитого пешехода ситуация является опасной тем, что создаётся угроза, здоровью, трудоспособности, а иногда и жизни человека. Водителю же, находящемуся за рулём автомобиля, который сбил человека, обычно в плане жизни и здоровья ничего не угрожает. А вот различные виды ответственности за это – угроза более чем реальная. Сегодня мы расскажем о том, какая ответственность грозит водителю, если он сбил человека на пешеходном переходе.
Правила поведения водителей и пешеходов на пешеходном переходе
Как все знают ещё с младших классов школы, «зебры» предназначены для того, чтобы люди спокойно и безопасно могли перейти проезжую часть. Перед пешеходным переходом обязан стоять соответствующий дорожный знак, заранее предупреждающий водителей, что впереди «зебра». Да и сама разметка на пешеходном переходе должна быть выполнена яркой и заметной. Также на пешеходном переходе иногда ставят светофоры (обычно, на оживлённых дорогах, расположенных возле школ, больниц и т.д.).
Итак, граждане, сидящие за рулём автомобиля, в отношении пешеходных переходов должны придерживаться следующих требований:
- В том случае, когда на пешеходном переходе нет регулирующего светофора, то пешеход имеет неоспоримое право перейти дорогу по «зебре», и машины обязаны пропускать пешеходов.
- В том случае, когда «зебра» оснащена светофором и горит разрешающий движение сигнал (зелёный свет), водитель имеет приоритет по движению по дороге и пропускать пешеходов не обязан. Более того, пешеход сам должен пропустить машины и дождаться своего зелёного света. И если в такой ситуации (зелёный свет для машин) водитель сбил человека на пешеходном переходе, ответственность, скорее всего, для водителя применена не будет, всё ограничится материальной компенсацией (причём, как со стороны водителя, так и со стороны пешехода).
- В том случае, когда на пешеходном переходе есть светофор и горит зелёный для пешеходов, водителю пересекать «зебру» запрещено, приоритет движения в этом случае полностью у пешеходов.
Как мы видим, почти во всех случаях, когда водитель сбил человека на пешеходном переходе, ответственность (в той или иной мере) наступает неотвратимо. Причём, эта ответственность зависит от того, как именно произошёл наезд и какие последствия это имело для пешехода.
Обычно, различают следующие виды наезда:
- Водитель сбил человека прямым ударом переднего бампера.
- Автомобиль ударил пешехода боком.
- Машина лишь слегка задела пешехода.
- Автомобиль сбил человека и проехал по нему колёсами.
- Водитель сбил человека, когда сдавал назад (т.е. удар задней частью).
Если на месте такого ДТП сотрудник ГИБДД составляет протокол, то водитель, который сбил человека на пешеходном переходе, должен проследить, какой вид наезда будет вписан в документ, от этого напрямую будет зависеть и ответственность, которая грозит автовладельцу.
Ответственность за то, что водитель сбил человека на пешеходном переходе
За подобное деяние законом предусмотрено несколько видов ответственности, а именно: гражданская, административная и, наконец, уголовная. Рассмотрим каждый вид ответственности поподробнее.
- Исключительно гражданская ответственность предусмотрена, если водитель не причинил здоровью пешехода никакого вреда (отделался «лёгким испугом»). Это может быть в том случае, когда гражданин переходил дорогу на пешеходном переходе, а водитель не пропустил его, но успел вовремя остановиться. В этом случае водитель должен компенсировать стоимость испорченной одежды или иных вещей, повреждённых в результате таких действий водителя, а также если пешеход в результате такого «наезда» понёс материальные убытки (минус день на работе и т.д.), водитель также обязан будет их возместить. Гражданская ответственность может сочетаться с любой другой.
- Если водитель сбил человека на пешеходном переходе и тот в результате получил травмы лёгкой или средней степени тяжести, то ответственность наступает уже административная. И грозит водителю штрафами и изъятием прав. Так, при ущербе лёгкой степени тяжести, полученном сбитым пешеходом, водителя оштрафуют на 2 500-5 000 рублей и лишат прав на полтора года. Если же сбитый пешеход получил травмы средней степени тяжести, то штраф увеличивается до 10 000-20 000 рублей, а прав лишат на два года. При этом гражданская ответственность также наступает: водитель, который сбил человека на пешеходном переходе, должен будет оплатить всё лечение пострадавшего, а также потерю им трудоспособности на период выздоровления.
- Ну и наконец, самая суровая ответственность – уголовная. Она предусмотрена в тех случаях, когда водитель сбил человека на пешеходном переходе и тот получил тяжёлые травмы или скончался. Причём, не важно, умер пострадавший на месте или уже в больнице – наказания не избежать. Так, если пострадавший получил тяжёлые повреждения, водителя могут направить на принудительные работы сроком на два года или же посадить на срок до трёх лет. Права в обоих случаях изымаются на 3 года. Если же пешеход в результате наезда скончался, то водителю грозит до семи лет заключения. Права изымаются на максимальный срок, а то и вообще, пожизненно.
Какие обстоятельства могут повлиять на меру ответственности
Усугубить вину водителя и ужесточить ответственность за то, что водитель сбил человека на пешеходном переходе, могут такие факторы:
- Если водитель сразу после наезда скрылся с места ДТП. Этого делать ни в коем случае нельзя – это автоматическое признание вины и максимальное наказание. Бывает, что пешеход «отделался лёгким испугом» и ГИБДД решили не вызывать (водитель сразу оплатил требуемую пострадавшим компенсацию). В этом случае водителю надо взять расписку с пострадавшего, что конфликт исчерпан, компенсация в размере… получена и пострадавший претензий не имеет. Если этого не сделать, в дальнейшем могут быть проблемы.
- Водитель был пьян. За это тоже грозит максимальное наказание, причём, как при административной, так и при уголовной ответственности.
Но есть и действия, которые могут смягчить вину водителя, который сбил человека на пешеходном переходе:
- Это прежде всего, попытки оказания первой помощи до приезда скорой.
- Ведение записей видеорегистратором. Эти записи могут показать вину самого пешехода в наезде и смягчить наказание, а то и полностью снять вину, если выяснится, что пешеход сам бросился под машину.
- Водитель, который сбил человека на пешеходном переходе, должен следить, чтоб в протокол сотрудником ГИБДД не было добавлено ничего лишнего. И чтобы там были отражены все обстоятельства, вроде плохой видимости, резкого поворота, отсутствия знака.
Как мы видим из данного текста, если водитель сбил человека на пешеходном переходе, ответственность наступит в любом случае. Изменится лишь её вид и степень тяжести.
Появились вопросы, на которые вы не нашли ответы в наших статьях? Задайте их нашим специалистам в форме обратной связи.
Все про ответственность за наезд на пешехода
Автомобиль – это не только удобное передвижение, престиж и любимый друг семьи. На дороге едущая машина – источник повышенной опасности. И в главной группе риска находятся пешеходы. Человек беззащитен и хрупок перед движущимися тоннами стали. Именно поэтому ДТП с участием пешеходов приводят к страшным последствиям. В случаях наезда на пешехода почти всегда виноват водитель и нужно очень постараться, чтобы доказать обратное.
Виды наказаний
В результате столкновения с транспортным средством пешеход получает травмы, которые разделяют на:
- Легкие – когда временная нетрудоспособность длилась меньше трех недель или вовсе обошлось без больничного листа;
- Средние – если срок лечения больше 21 дня, но потерпевший утратил менее 1/3 общей трудоспособности;
- Тяжелые или несовместимые с жизнью.
Характер и степень тяжести повреждений устанавливает медицинская экспертиза. От ее результата напрямую зависит – по которому из трех кодексов будет отвечать виновник аварии.
Гражданская ответственность
Наступает в случае легкого вреда здоровью потерпевшего, либо вообще без повреждений. Мера гражданской ответственности по ст. 1079 ГК РФ – компенсация затрат на лечение и морального вреда. Суд может освободить от ответственности владельца автомобиля, если он сумеет доказать, что ДТП произошло по вине пострадавшего.
В статье 1082 ГК РФ предусмотрена возможность уменьшения компенсационной выплаты. Основание – сложное материальное положение виновника аварии или в случае провокации ДТП самим потерпевшим.
Административная ответственность
Наезд на пешехода, в результате которого причинены легкие и средние травмы подлежит административной ответственности. Рамки наказания регламентирует ст. 12.24 КоАП РФ:
- Штраф 2500-5000 руб., в случае легких повреждений;
- Штраф 10000-25000 руб., в случае вреда средней тяжести;
- Лишение водительского удостоверения сроком 1-2 года.
Уголовная ответственность
Если в результате ДТП пострадавший умер или стал инвалидом, наступает уголовная ответственность. По ст. 264 УК РФ виновнику грозит:
- Лишение свободы на срок до 2 лет, ограничение свободы до 3 лет – если жертвой стал один человек;
- Срок заключения до 7 лет, условно-исправительный срок до 5 лет – если пострадали два пешехода и более.
Максимальный срок наказания по ст. 264 УК РФ – 9 лет лишения свободы, если водитель был пьян, а пострадавших пешеходов несколько.
Также, виновника аварии с тяжелыми последствиями лишают водительских прав на 3 года.
Дополнительная ответственность
В рамках дела о наезде на пешехода или отдельным гражданским иском потерпевшая сторона имеет право подать на взыскание с виновного:
- Стоимости лечения;
- Размера недополученного дохода в связи с утратой здоровья;
- Стоимости поврежденного при ДТП имущества (сумка, наручные часы, телефон и т.п.);
- Ежемесячного возмещения, если в результате ДТП погиб кормилец семьи;
- Затрат, связанных с погребением;
- Компенсации морального вреда.
Действия на месте ДТП и их влияние на дальнейший исход
Если автомобиль сбил пешехода или пешеход сам натолкнулся на транспортное средство, водитель должен действовать примерно так:
- Остановить машину, включить аварийную сигнализацию и выставить знак;
- Определить, как сильно пострадал потерпевший, оказать первую помощь;
- Вызвать бригаду скорой и сообщить в ГИБДД;
- Если имеются свидетели ДТП – записать номера телефонов;
- Не передвигать предметы, имеющие отношение к происшествию, не трогать вещи потерпевшего;
- Оставаться на месте ДТП до прибытия автоинспекторов.
Бывает, что вред здоровью пешехода был легким или его не было вообще и пострадавший намеревается идти дальше по своим делам. Водитель не должен его отпускать. Без применения силы, конечно же. Человек может находиться в шоковом состоянии, боль он почувствует позже.
А на другой день напишет заявление, что водитель скрылся с места ДТП. При таком раскладе водителю грозит лишение прав до 1,5 лет по ст. 12.27 КоАП РФ.
Если водитель не предпринимает мер, чтобы помочь пострадавшему или покидает место ДТП, он тем самым отягчает свою вину. Игнорирование состояния потерпевшего суд классифицирует как преступное бездействие. По ст. 124 УК РФ наказанием может стать лишение свободы сроком до 4 лет.
Уезд с места аварии, чтобы избежать правосудия, карается лишением прав на 1,5 года. Дополнительно такие действия могут расценить как оставление потерпевшего в опасности по ст. 125 УК РФ.
Наезд со смертельным исходом
Если при столкновении пешеход погиб, наступает уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ. Решение выносит суд с учетом всех обстоятельств, наличия смягчающих факторов или отягчающих обстоятельств.
Чтобы избежать судимости, можно договориться с семьей погибшего о сумме материальной компенсации. Размер выплаты достигает 1 млн.руб.
Но такой исход дела возможен только, если у водителя в прошлом не было рецидивов по нарушению ПДД и других судимостей.
Что может помочь избежать наказания?
Избежать ответственности при наезде на пешехода водитель может только в случае, если подтвердит свою невиновность или умысел самого потерпевшего. Подойдут доказательства:
- Четкого следования ПДД;
- Показания свидетелей аварии;
- Съемка видеорегистратора, камерой, телефоном;
- Материалы камер наружного наблюдения;
- Состояние и действия пострадавшего в момент ДТП;
- Форс-мажорные обстоятельства.
Что такое «отсутствие вреда»?
Если в результате столкновения автомобиля и пешехода касание незначительно и у последнего нет травм, не повреждена одежда и личные вещи, это трактуют как отсутствие вреда. В таком случае водителя могут обязать компенсировать моральный ущерб потерпевшему. А также, привлечь к административной ответственности, если были нарушены статьи ПДД.
Как влияет место наезда?
При расследовании ДТП особое внимание обращают на то, где именно был совершен наезд. Ответственность регламентирует статья 12 КоАП РФ.
Жилая зона
На прилегающей к домам территории преимущество движения по проезжей части всегда у пешеходов по п. 17 ПДД. Скорость машин во дворах не должна превышать 20 км/ч. Кроме ответственности по результатам наезда, предусмотрен штраф за превышение скорости от 500 до 5000 руб. или лишение права управления автомобилем на срок до 6 мес.
Тротуар
Движение на автомобиле по тротуарам запрещено.
Если наезд случился на пешеходной дорожке, к мерам наказания прибавляют штраф 2000 руб. за езду в не предназначенном для нее месте.
Пешеход в неположенном месте
Если пешеход оказался на проезжей части в неположенном месте, при расследовании ДТП принимают во внимание, что сделал или не сделал водитель для избежания столкновения. Водителя могут признать невиновным, если он не нарушал ПДД и не успел заметить пешехода:
- Человек на дороге появился внезапно из-за препятствий обзорности;
- Ночью у пешехода на загородной дороге не было светоотражающих элементов;
- ДТП произошло в условиях плохой видимости из-за погоды.
На пешеходном переходе
В случае ДТП на пешеходном переходе всегда виноват водитель. ПДД в ст. 14 предписывают при подъезде к «зебре» снижать скорость вплоть до остановки автомобиля. Недопустимы маневры обгона и выезда на встречную полосу. Если пешеход вступил на дорогу при разрешающем сигнале светофора и не успел закончить маневр, автомобили его обязаны пропустить.
Помимо наказания, предусмотренного административным и уголовным кодексом, за непредоставление преимущества пешеходу налагают штраф 1500-2500 руб. Ответственность в случае наезда на пешеходном переходе сопровождается лишением водительского удостоверения.
Примеры из практики
Порой сложно разобраться в нагромождении статей кодексов и ПДД, которые тесно связаны между собой и применяются при вынесении судебных решений. Вот такими бывают наказания за ДТП с участием пешеходов на реальных примерах из судебной практики:
- Двигаясь на автомобиле со скоростью 50 км/ч, водитель сбил пешехода на нерегулируемом переходе. Пострадавший получил тяжелые повреждения в виде переломов. В ходе следственной экспертизы установили, что при соблюдении водителем правил проезда пешеходных переходов, он мог аварию предотвратить. Водителя признали виновным в нарушении п. 10.1, 14.1 ПДД и по ст. 264.1 УК РФ приговорили к 1,5 годам ограничения свободы с лишением прав на 2 года. Отдельным гражданским иском с виновника аварии взыскали стоимость лечения и компенсацию морального вреда в размере 200 тыс.руб.
- Ночью на загородной дороге посреди проезжей части нетрезвый пешеход искал свою зажигалку. Дорожное покрытие было покрыто льдом, шел дождь. Его сбила машина, водитель которой пешехода не видел и объективно не мог предотвратить ДТП. В результате столкновения потерпевший получил тяжелые травмы различных органов, которые привели к инвалидности. Водитель был признан невиновным, уголовное дело закрыто. Гражданский иск о компенсации вреда с владельца, управляющего источником повышенной опасности, удовлетворили частично. Вместо требуемой суммы в 250 тыс.руб., с водителя взыскали 20 тыс.руб. в пользу потерпевшего.
- В жилой зоне автомобиль двигался задним ходом и задел пешехода. Пострадавший получил травму средней тяжести. Водитель не убедился в безопасности своего маневра до его начала и был признан виновным в нарушении п.8.12 ПДД. В ходе разбирательства по делу об административном правонарушении приняли к сведению смягчающие обстоятельства: чистосердечное раскаяние, неработающая жена по причине ухода за грудным ребенком, профессия водителя автобуса. Семья останется без средств к существованию в случае утраты виновником ДТП водительских прав. Стоимость лечения и моральный вред потерпевшей стороне были компенсированы добровольно, о чем имеется расписка. По совокупности всех фактов суд вынес мягкое решение и постановил по ст. 12.24 КоАП РФ взыскать с виновника штраф в размере 2500 руб.
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.