Ндс в грузии 2019
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 мая 2019 г. N 03-07-13/1/36673 О применении НДС в отношении услуг по перевозке грузов с территории Германии на территорию Республики Узбекистан, оказываемых российской организацией по договору с хозяйствующим субъектом Республики Беларусь
Вопрос: АО просит дать письменные разъяснения по вопросу определения ставки НДС при оказании услуг по международному транзиту иностранных товаров через территорию РФ:
Основным видом деятельности Российской организации являются международные автоперевозки грузов.
Российская организация — исполнитель оказывает белорусской организации — заказчику услуги по перевозке иностранных товаров, помещенных в РФ под таможенную процедуру таможенного транзита, с территории Германии на территорию Узбекистана через территорию РФ.
В соответствии с п. 28 Протокола Договора о Евразийском экономическом союзе взимание косвенных налогов при оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Правила определения места реализации работ изложены в п. 29 Протокола Договора о Евразийском экономическом союзе, согласно которому оно зависит от вида выполненных работ, оказанных услуг. В соответствии с пп. 5 п. 29 Протокола если услуги не поименованы в пп. 1-4 п. 29 Протокола, то место реализации таких услуг нужно определять в соответствии с тем, налогоплательщиком какого государства-члена такие услуги оказываются. Так как транспортные услуги не поименованы в пп. 1-4 п. 29 Протокола, место реализации транспортных услуг для целей исчисления НДС определяется по территории государства — исполнителя услуг (пп. 5 п. 29 Протокола).
Таким образом, операции по реализации услуг по перевозке с применением таможенной процедуры таможенного транзита подлежат налогообложению НДС в РФ по ставкам налога, установленным ст. 164 НК РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации, налогообложение НДС производится по ставке в размере 0%.
Нормами законодательства РФ о налогах и сборах критерии отнесения услуг к услугам, непосредственно связанным с перевозкой и (или) транспортировкой, не конкретизированы. На это указано в письме Минфина РФ от 17.04.2017 N 03-07-08/22750.
Статьей 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Состав услуг, непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, устанавливается законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом.
Таким образом, с одной стороны, любые определенные договором услуги, «связанные с перевозкой груза», экспедитор может или организовать, или выполнить сам, а, с другой — в числе организуемых услуг называются услуги по организации перевозки груза. Тем самым услуги по перевозке, во-первых, отнесены к «связанным с перевозкой грузов», и, во-вторых, могут выполняться экспедитором самостоятельно. Следовательно, услуги по перевозке (транспортировке) груза, выполняемые организацией-перевозчиком, относятся к услугам, связанным с перевозкой груза, и это толкование может применяться и для целей подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Подкрепляется данный вывод и анализом терминологии «ГОСТ Р 52298-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст, далее — Стандарт).
Так, согласно п. 3.1 Стандарта в состав транспортно-экспедиционных услуг входят организация и выполнение перевозки грузов, причем в примечании к п. 3.1.12, в котором раскрывается состав указанной группы услуг, сказано, что в тех случаях, когда в соответствии с договором транспортной экспедиции обязанности экспедитора выполняет перевозчик, услуги, указанные в данном пункте, исполняет перевозчик.
В п. 1 ст. 801 ГК РФ все транспортно-экспедиционные услуги именуются связанными с перевозкой груза.
Согласно Стандарту услуги по перевозке (транспортировке), оказываемые непосредственно организацией-перевозчиком, считаются связанными с перевозкой или транспортировкой товаров.
Таким образом, по мнению АО, указанные в Стандарте определения попадают под формулировку подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ. В письмах Минфин РФ от 03.05.2012 N 03-07-08/127, от 25.09.2012 N 03-07-15/125, от 15.11.2010 N 03-07-08/311 указано на возможность применения ставки 0% в отношении услуг по перевозке в рамках международного транзита иностранных товаров через территорию РФ
Может ли Российская организация-исполнитель применить ставку НДС 0% (подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ) в отношении услуги по международному транзиту иностранных товаров через территорию РФ, оказанную заказчику-резиденту Республики Беларусь по договору перевозки товаров?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке грузов с территории Германии на территорию Республики Узбекистан, оказываемых российской организацией по договору с хозяйствующим субъектом Республики Беларусь, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Порядок применения налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) в торговых отношениях хозяйствующих субъектов государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) определяется в соответствии с разделом IV «Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Согласно данному разделу Протокола место реализации услуг по перевозке определяется по месту нахождения исполнителя услуг на основании подпункта 5 пункта 29 Протокола.
В связи с этим в целях применения налога на добавленную стоимость местом реализации услуг по перевозке грузов с территории Германии на территорию Республики Узбекистан, оказываемых российской организацией по договору с хозяйствующим субъектом Республики Беларусь, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации по ставке 20 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | Н.А. Кузьмина |
Обзор документа
Российская организация по договору с хозяйствующим субъектом Беларуси оказывает услуги по перевозке грузов из Германии в Узбекистан.
Как пояснил Минфин, местом реализации услуг признается территория России. Они облагаются НДС по ставке 20%.
Применение новых ставок НДС: не все так просто
Федеральный закон от 02.08.2019 № 268-ФЗ внес коррективы в НК РФ, благодаря которым изменены налоговые ставки НДС: при продаже фруктов и ягод (включая виноград) теперь (с 01.10.2019) применяется пониженная (10 % вместо 20 %) ставка налога, а при реализации пальмового масла, напротив, повышенная (20 % вместо 10 %). Однако для 10 %-й ставки есть обязательное условие: конкретные коды должны быть включены в правительственный перечень, но с его обновлением и случилась заминка. В итоге возникли многочисленные вопросы. Вправе ли таможенники проводить таможенное оформление фруктов по прежней ставке? Могут ли при таких обстоятельствах торговцы применять пониженную налоговую ставку НДС? На что еще обратить внимание? Ответы – в статье.
Реализация пальмового масла.
С 01.10.2019 применяется повышенная ставка НДС.
В пункте 2 ст. 164 НК РФ перечислены товары и услуги, реализация которых подлежит льготному налогообложению.
В этом же пункте сказано, что коды видов продукции, перечисленных здесь, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2),
а также Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) определяются Правительством РФ. Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 утверждены:
Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД, облагаемых НДС по ставке 10 % при реализации (далее – Перечень ОКПД 2);
Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по ставке 10 % при ввозе на территорию РФ (далее – Перечень ТН ВЭД).
До недавнего времени реализация пальмового масла облагалась по налоговой ставке НДС 10 %.
Федеральный закон № 268-ФЗ исключил этот продукт из абз. 6 пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ, соответственно, с 01.10.2019 к его реализации применяется ставка НДС базовая — 20 %.
Предварительная оплата.
Если продукт оплачен предварительно до указанной даты, «авансовый» НДС с полученной суммы рассчитывается по ставке 10/110 (абз. 2 п. 1 ст. 154, пп. 2 п. 1 ст. 167, п. 8 ст. 171 НК РФ). Соответствующие данные продавец заносит в книгу продаж (п. 3 и 17 Правил ведения книги продаж).
Предъявленный продавцом налог (абз. 2 п. 1, 3 ст. 168, п. 5.1, 6 ст. 169 НК РФ) покупатель вправе заявить к вычету (п. 12 ст. 171 НК РФ).
В момент отгрузки (с октября 2019 года и далее) продавец исчислит НДС по ставке 20 % (п. 3 ст. 164, п. 14 ст. 167 НК РФ), при этом заявит к вычету «авансовый» НДС по ставке 10/110 (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ, п. 22 Правил ведения книги покупок). Покупатель, в свою очередь, учтет в составе вычетов «входной» НДС по ставке 20 % и восстановит «авансовый» НДС по ставке 10/110 (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Но поскольку сумма налога по сделке из-за изменения ставки меняется, стороны могут договориться о доплате налоговой разницы. Во всяком случае именно такие рекомендации давала ФНС в Письме от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ для схожей ситуации: повышения с 01.01.2019 базовой ставки.
Важный момент: если между сторонами возникают разногласия, обязательно нужно обращать внимание на то, как установлена цена договора. Если она установлена с указанием:
«цена, кроме того НДС» – дополнительные затраты несет покупатель. Компенсировать доплату он сможет при наличии права на вычет;
«цена, в том числе НДС» (или просто «цена») – повышение ставки оплачивает продавец, если не договорится с покупателем об увеличении цены.
Вопросы импортеров.
Итак, в пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ пальмовое масло с 01.10.2019 не числится, вместе с тем в Перечне ТН ВЭД оно осталось (соответствующие коррективы на 01.12.2019 еще не внесены).
Вероятнее всего, данный факт не станет препятствием для взимания таможенниками «ввозного» НДС по ставке 20 % (ведь нормы Налогового кодекса на основании п. 1 ст. 4 имеют приоритет над подзаконными актами, в том числе над постановлениями Правительства РФ). Начисление этого налога в отчетности не отражается; вычет будет произведен в сумме уплаченного (20 %-го) налога и отражен в декларации по НДС в строке 150 «Сумма налога, уплаченная налогоплательщиком таможенным органам при ввозе товаров…» разд. 3.
Но не станет ли это при формальном подходе поводом для снижения вычета?
Надеемся, что нет. Чтобы заявить вычет по НДС, в книге покупок нужно зарегистрировать документы, которые подтверждают уплату «ввозного» НДС на таможне (Письмо ФНС России от 22.02.2019 № СД-4-3/3108). И если НДС при ввозе пальмового масла уплачен по базовой ставке, эту сумму можно легко подтвердить, значит, и проблем с вычетом быть не должно.
Реализация фруктов и ягод: пониженная ставка под вопросом.
О проекте перечней
Федеральным законом № 268-ФЗ не предусмотрено специальных правил применения ставки НДС пониженной в отношении фруктов и ягод (включая виноград). Следовательно, по факту отгрузки после 01.10.2019 НДС исчисляется по ставке 10 %, а при получении предоплаты (также после 01.10.2019) – по ставке 10/110.
Однако для применения пониженной налоговой ставки НДС нужно, чтобы код продукции соответствовал тому, что указан в правительственном перечне.
К сведению
Для применения ставки НДС 10 % достаточно, чтобы реализуемый в России товар был поименован хотя бы в одном из перечней (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, письма Минфина России от 06.05.2019 № 03-07-14/32743, ФНС России от 15.05.2017 № СД-4-3/8999@). Например, если код ввезенного товара не приведен в Перечне ОКПД 2, однако соответствует коду из Перечня ТН ВЭД, импортер вправе реализовать товар на территории РФ с применением ставки НДС 10 %.
Однако если в Перечне ТН ВЭД импортируемый товар отсутствует, но он есть в Перечне ОКПД 2, применять льготную ставку нельзя. Специалисты финансового ведомства в Письме от 11.04.2019 № 03-07-07/25566 делают на этом акцент, подкрепляя свой вывод Определением ВС РФ от 14.03.2019 № 305-КГ18-19119 по делу № А41-88886/2017.
В перечнях ОКПД 2 и ТН ВЭД коды видов фруктов и ягод (включая виноград) не приведены, а соответствующие коррективы, как было указано выше, еще не внесены.
Вместе с тем Минсельхоз совместно с финансовым ведомством (в целях реализации Федерального закона № 268-ФЗ) разработал проект изменений в Постановление Правительства РФ № 908: Перечень ОКПД 2 планируется дополнить разделом «Фрукты и ягоды (включая виноград)», включающим следующие позиции.
Код
Наименование
Фрукты тропические и субтропические (кроме бананов, включая плантайны, свежие)
Плоды цитрусовых культур
Плоды семечковых и косточковых культур
Семена плодовых культур
Ягоды и плоды растений вида Vaccinium
Плоды деревьев и кустарников прочие, не включенные в другие группировки
Рассада ягодных культур
Культуры плодовые и ягодные, включая черенки и отводки
Культуры плодовые семечковые
Культуры плодовые косточковые
Виноград (культура ягодная)
Культуры плодовые и ягодные прочие
* Для целей применения настоящей позиции следует руководствоваться как кодом ОК 034-2014, так и наименованием товара.
Перечень ТН ВЭД планируется дополнить разделом того же наименования «Фрукты и ягоды (включая виноград)».
Финики, инжир, ананасы, авокадо, куайява, манго и мангостан, или гарциния свежие
из 0804 10 000 0
из 0804 40 000 0
Цитрусовые плоды свежие
из 0805 10 800 0
апельсины прочие свежие
из 0805 21 000 0
мандарины (включая танжерины и сатсума) свежие
из 0805 22 000 0
из 0805 29 000 0
вилкинги и аналогичные гибриды цитрусовых свежие
из 0805 40 000 0
грейпфруты, включая помело свежие
лимоны (Citrus limon, Citrus limonum) и лаймы (Citrus aurantifolia, Citrus latifolia) свежие
из 0805 90 000 0
цитрусовые плоды прочие свежие
Арбузы, дыни и папайя свежие
Яблоки, груши и айва свежие
Абрикосы, вишня и черешня, персики (включая нектарины), сливы, терн, алыча (ткемали, вишнеслива) свежие
Земляника (клубника), малина, ежевика, смородина черная, белая или красная, крыжовник, клюква, черника и прочие ягоды рода Vaccinium, киви, хурма, барбарис, кизил, гранат, фейхоа, мушмула, прочие фрукты, ягоды дикорастущие свежие
из 0810 90 750 0
барбарис, кизил, гранат, фейхоа, мушмула, прочие фрукты свежие
ягоды дикорастущие свежие
Семена, рассада, корни, черенки и отводки фруктовых и ягодных культур (включая виноград)
корни, черенки и отводки плодовых деревьев (включая виноград), кустарников, кустарничков, семена и рассада ягодных культур
семена плодовых деревьев
Причем, как подчеркивает Минфин в письмах от 05.11.2019 № 03-07-14/85038, от 31.10.2019 № 03-07-14/84073[1], проектом предусмотрено, что обновленные перечни распространяются на правоотношения, возникшие с 01.10.2019.
Предполагаем, что пониженную ставку можно применять до того момента, когда появятся соответствующие изменения в перечнях. Однако руководствоваться проектом, который еще может быть изменен, – неправильно. Иными словами, пока точно не известно, в отношении каких наименований и кодов фруктов и ягод (включая виноград) можно применять ставку НДС 10 %, безопаснее применять общую налоговую ставку НДС.
Предварительная оплата
Не исключено, что у налогоплательщика-продавца может сложиться следующая ситуация: аванс (условно 120 руб.) получен им, например, в сентябре, начислен «авансовый» НДС (в сумме 20 руб.), а отгрузка произведена в тот момент, когда точно известно, что в отношении этого товара применяется пониженная ставка НДС (110 руб., в том числе НДС – 10 руб.). Тогда возникает вопрос: какую сумму «авансового» налога заявить к вычету?
«Авансовый» НДС подлежит вычету в размере налога, исчисленного со стоимости отгрузки, с даты отгрузки соответствующих товаров, в оплату которых засчитывается ранее полученная оплата (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).
Следуя нормам НК РФ (в рамках предложенного примера), налогоплательщик сможет заявить к вычету с даты отгрузки товаров НДС в сумме 10,9 руб. (120 руб. х 10 / 110).
Вместе с тем известно, что применять вычеты по НДС, исчисленному с полученной предоплаты, в сумме, превышающей сумму налога, исчисленную в момент реализации товаров, можно на основании п. 5 ст. 171 НК РФ только в случае изменения условий соответствующего договора, согласно которым стоимость товаров уменьшается на сумму НДС, относящуюся к величине снижения ставки налога, и в случае возврата соответствующих сумм авансовых платежей покупателю.
Таким образом, возникшую разницу в сумме 9,1 руб. (20 — 10,9) можно заявить к вычету в случае, если стороны договора изменят условия, по которым стоимость товаров уменьшается на разницу в части НДС и эта разница возвращается покупателю.
Обратите внимание
Специалисты финансового ведомства неоднократно разъясняли порядок применения вычетов по суммам НДС, исчисленным с авансовых платежей, в случаях изменения в последующих периодах условий налогообложения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Так, при получении с учетом НДС предварительной оплаты в счет расчетов за поставку товаров, стоимость которых в момент их отгрузки не подлежит налогообложению или освобождена от налогообложения, у налогоплательщика-продавца право на вычет по НДС, исчисленному и уплаченному с полученных авансовых платежей, возникает, только если в договор купли-продажи вносятся изменения, уменьшающие стоимость товаров на сумму НДС, а сумма излишне полученного налога в составе оплаты (частичной оплаты) возвращена покупателю (см., например, письма от 19.03.2015 № 03-07-14/14963, от 21.10.2013 № 03-07-07/43824, от 15.05.2012 № 03-07-07/51).
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога по возвращенным авансовым платежам могут производиться в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке, но не позднее одного года с момента возврата.
Если же после внесения в договор изменений стоимость товаров без учета НДС соответствует ранее установленной сторонами стоимости товаров с учетом налога, то сумма НДС, исчисленная при получении оплаты (частичной оплаты), вычету не подлежит.
В главе 21 НК РФ произошли изменения в отношении налоговых ставок НДС при реализации пальмового масла, а также фруктов и ягод (включая виноград). Однако возникли сложности с применением новых, в частности пониженных, ставок, так как соответствующие правительственные перечни своевременно не скорректированы. Надеемся, в ближайшее время этот вопрос будет решен.
[1] Аналогичные разъяснения представлены в письмах Минфина России от 30.10.2019 № 03-07-14/83477, № 03-07-14/83679, от 29.08.2019 № 03-07-07/83320.
Налоги в Грузии. Подробная информация про подоходный, налог на прибыль и НДС в Грузии
С принятием нового Налогового кодекса в Грузии количество налогов было снижено практически в 5 раз. Сейчас в Грузии взымается 6 налогов – подоходный, НДС, налог на прибыль, имущество, импорт и акциз. В данной статье мы подробнее рассмотрим три национальных налога – подоходный, на прибыль и НДС. Информация позволит узнать, как происходит их начисления в Грузии и в каких случаях возможны исключения для уплаты.
Подоходный налог в Грузии: кто является плательщиком, основная информация, в каких случаях не взымается
Подоходный налог в Грузии взымается с физических лиц-резидентов и нерезидентов по ставке 20%.
Отметим, что походный налог может взыматься по ставке 5%:
- От дохода, полученного физическими лицами от сдачи с целью проживания жилой недвижимости, не производя вычеты из него.
- Избыточный доход от предоставления автотранспортных средств, жилой недвижимости и земельных участков.
В каких случаях происходит освобождение от уплаты подоходного налога в Грузии?
В Грузии существуют льготы, предусматривающие неуплату подоходного налога. В случае, если у физического лица возникает право на несколько льгот, то применяется наивысшая из них.
Если доход не превышает 3000 лари в год, его могут не уплачивать следующий круг лиц:
- Участники боевых действий за территориальную целостность Грузии и Второй мировой войны.
- Лица, которые имеют звание «Мать Грузии».
- Лица, усыновившие или взявшие на воспитание ребенка.
- Матери-одиночки.
Также воспользоваться льготой по неуплате этого налога в Грузии могут лица с ограниченными возможностями, если их годовой доход не превышает 6000 лари.
Также, Налоговым кодексом предусмотрено освобождение от подоходного налога:
- Доходы нерезидентов, полученные от работы в иностранных дипломатических учреждениях на территории Грузии.
- Гранты и государственные академические стипендии.
- Государственные, накопительные и возвратные пенсии и компенсации.
- Прибыль некоммерческой организации, полученная для благотворительной деятельности.
- Алименты.
- Денежные призы, полученные спортсменами.
- Доход, полученный впоследствии развода.
- Излишек за продажу жилой недвижимости, которая находилась в собственности не более 2 лет.
- Излишек за продажу автотранспорта, находившегося в собственности не более полугода.
- Компенсация за сдачу крови.
- Имущество, полученное при приватизации.
- Имущество, полученное безвозмездно как компенсация в случае стихийных бедствий.
- Компенсация лицам с гуманитарным статусом или беженцам, временно перемещенным лицам.
- Доход от предоставления имущества в лизинг нерезидентами.
- Доходы, полученные от не находящихся на территории Грузии источников.
- Военные пособия получившим увечья, или в случае гибели лица.
- Доходы нерезидентов в виде заработной платы за наемную работу, выполняемую менее 30 календарных дней на территории Грузии.
Налог на прибыль в Грузии и все что нужно про него знать
Плетельщиками налога на прибыль в Грузии являются предприятия резиденты и нерезиденты, которые:
- Получают доход от коммерческой деятельности, постоянно находясь в Грузии.
- Получают доход от коммерческой деятельности с источника, находящегося в Грузии без постоянного пребывания в стране.
Объектом данного налога является прибыль предприятия, которая является разницей между совокупным доходом и сумой вычетов. Если предприятие-нерезидент не имеет постоянного учреждения, налог на прибыль облагается у источника уплаты без вычетов.
Налог на прибыль в Грузии уплачивается по ставке 15%. Но в Налоговом кодексе предусмотрено исключение – предприятия, получающие прибыль от операций с нефтью и газом, уплачивают налог по ставке 10% (в случае, если договоры были заключены до 1 января 1998 года).
В Грузии есть исключения, по которым прибыль предприятия может быть освобождена от налога. В этот перечень входит прибыль:
- Бюджетных, благотворительных и международных предприятий, полученная не от экономической деятельности.
- Пожертвования.
- Членские взносы.
- Гранты.
- Национального банка Грузии.
- От реализации предметов религиозного назначения.
- Международных финансовых компаний от предоставления услуг, выполнения финансовых операций, продажи ценных бумаг нерезидентов Грузии и международных финансовых компаний.
- От предоставления имущества, не связанного постоянным учреждением в Грузии, в лизинг нерезидентом.
- Международных инвестиционных фондов.
- Компенсация за возмездное предоставление услуг поручительства.
Также, сроком на 15 лет от налога на прибыль освобождены компании, зарегистрированные в Свободных туристических зонах.
Отметим, что в Грузии действует так называемая «эстонская модель» налогообложения. Суть заключается в том, что прибыль компании, которая реинвестируется обратно в компанию, не облагается налогом в Грузии.
Если вы планируете начать вести коммерческую деятельность на территории Грузии и хотите узнать подробнее про налог на прибыль и возможности исключения его уплаты для вашего вида деятельности, рекомендуем воспользоваться услугой: «Консультация по налоговому кодексу Грузии для регистрации компани».
Налог на добавленную стоимость в Грузии – узнайте подробную информацию
НДС в Грузии уплачивается по ставке 18% от итоговой суммы операций, экспорта и реэкспорта товаров, выполненных в отчетный период. Плательщиками налога на добавленную стоимость в Грузии являются лица:
- Зарегистрированные и обязанные зарегистрироваться как плательщик НДС.
- Производящие постоянный или временный ввоз товаров в страну без обязательства регистрации.
- Нерезиденты (без регистрации в качестве плательщика НДС и имеющие статус постоянного нерезидента), предоставляющие услуги на территории страны.
- Товары, которые реализуются на аукционе в счет уплаты налоговой или другой финансовой задолженности.
В Грузии налогом на добавленную стоимость облагается:
- Экспорт.
- Временный ввоз.
- Импорт.
- Реэкспорт.
- Поставки товаров и услуг в рамках коммерческой деятельности.
- Использованные для некоммерческой деятельности товары и услуги, приобретенные по НДС, если плательщик получил по нему зачет.
- Остаток товара в случае отмены регистрации в качестве плательщика НДС в Грузии.
- Получение бартером на долю в предприятии товаров и услуг в индивидуальную собственность.
- Основные средства, возвращаемые арендодателю по истечению или досрочному разрыванию договора аренды.
- Операции по обмену товарами и услугами.
В Грузии возможно освобождение от НДС товаров и услуг с правом и без права на зачет.
Без права на зачет от уплаты НДС в Грузии освобождается импорт/поставка:
- Ценных бумаг, иностранной и/или национальной валюты.
- Золота и слитков из него, которые передаются Национальному банку.
- Недвижимого, движимого имущества и драгоценностей с дальнейшим признанием их государственной собственностью.
- Имущество, принадлежащее государству по приватизационной программе.
- Природного газа для производства электроэнергии и теплоэнергии.
- Товаров религиозного назначения.
- Акцизных марок Службой доходов.
- Пестициды, химикаты, посадочные и посевочные культуры согласно утвержденному перечню правительством, предназначенные для сельского хозяйства.
- Предназначенных для маркировки подакцизных и не подакцизных товаров.
- Горючего в баке (стандартном) въезжающего на территорию Грузии транспорта.
- Товары, представленные в таблице ниже.
Также не облагается НДС без права на зачет предоставление земельного участка, доли в товариществе.
Без права на зачет от уплаты НДС в Грузии освобождаются услуги:
- Медицинские.
- Финансовые.
- Строительство, роспись и реставрация храмов и памятников, заказанные грузинской Патриархией и Министерством культуры и охраны памятников.
- Ритуальные.
- Сервитута.
- Ухода и опеки за детьми образовательными учреждениями.
- Уход за больными и лицами старше 60 лет.
- В сфере искусства и спорта, предоставленные несовершеннолетним лицам.
- Пассажирского транспорта по регулируемым ценам.
- Образовательные.
- Маркировки не подакцизных и акцизных товаров.
- Уборки населенной территории.
- Для ликвидации аварий, стихийных бедствий и катастроф.
С правом на зачет от уплаты НДС в Грузии освобождаются:
- Товары и услуги для пользования иностранными дипломатическими представительствами.
- Услуги отправления и получения груза, оказываемые ж/д и автовокзалами, аэро- и морскими портами.
- Навигационные, информационные и диспетчерские услуги, оказываемые аэро- и морскими портами.
- Услуги экспедиторов.
- Услуги агентирования в портах.
- Реализация (услуги) билетов на международные пассажирские перевозки.
- Услуги таможенного контроля, входящие в стоимость международного пассажирского билета.
- Передача товаров и оказание услуг государству безвозмездно.
- Поставка активов в виде взноса в капитал или при реорганизации организации.
- Поставка Национальному банку золота.
- Ввоз иностранных туристов и оказание им туристических услуг.
Льготные налоговые режимы Грузии, в которых не удерживается налог на прибыль и НДС
Включить свою компанию в Грузию выгодно из-за специально созданных налоговых режимов. Такие налоги, как НДС и на прибыль в Грузии не взымаются с компаний, зарегистрированных в одной из Свободных Индустриальных Зон (Поти, Тбилиси и Кутаиси) или Виртуальной зоне Грузии. Отметим, что в этих зонах исключены не только эти налоги. С подробной информацией можете ознакомиться в статьях: «Регистрация компании в Грузии. Все, что нужно знать про свободные индустриальные зоны страны» и «Виртуальные зоны в Грузии и все что про них стоит знать».
Для желающих воспользоваться преимуществами льготных зон предлагаем услуги, которые позволят быстро и без проволочек зарегистрировать компанию в них:
В Грузии есть возможность воспользоваться налоговыми льготами по уплате НДС и налога на прибыль, если зарегистрировать компанию еще в одном налоговом режиме – Свободное складское предприятие. В этом случае организация выступает как логистическая единица для международных транзитных компаний и не уплачивает корпоративный подоходный налог с прибыли от реэкспорта через Свободное складское предприятие и НДС за поставку товаров.
Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:
Грузинская юрисдикция очень интересна с точки зрения добычи криптовалюты. Правительство Грузии хоть и не признает ее законным платежным средством, но не мешает развитию расчетов фиатными…
Россияне не только любят отдыхать в Грузии, они лидеры среди граждан, которые регистрируют здесь свои компании и ведут бизнес, а еще они первые среди покупателей…
Открыть счет в банке Грузии в 2020 году иностранцам интересно по многим причинам. Во-первых, это необходимо, чтобы облегчить и ускорить расчеты внутри страны. Во-вторых, снизить…
Хотите начать бизнес в Грузии? Сейчас самое время — в конце ноября 2019 года в Грузии стартовал масштабный проект приватизации государственных объектов «100 инвестиционных предложений…
Нерезидентам важно открыть личный счет в банке в Грузии с высоким уровнем ликвидности и надежности, положительной репутацией, качественным обслуживанием, где есть полный спектр банковских услуг.…
Грузинская юрисдикция привлекает многих иностранных инвесторов со всего мира, а в особенности из соседних стран: России, Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Турции. Здесь действует очень выгодная…
Услуги, которые предоставляет наша компания, позволяют клиентам оптимизировать бизнес-процессы, связанные с банковским обслуживанием, работой в конкретных юрисдикциях, снижением налоговой нагрузки, дальнейшим развитием компании и многим…
Мы предоставляем клиентам только проверенные на практике решения для ведения бизнеса, которые однозначно доказали свою состоятельность и высокую надёжность в долгосрочной перспективе. Но, к сожалению,…
Налоги в Грузии
Налоговая система в Грузии считается одной из самых либеральных и привлекающих среди стран Европы. Налоги в Грузии действительно весьма низкие, поэтому эта страна отлично подходит для ведения предпринимательской деятельности. Согласно данным рейтинга на сегодняшний день Грузия является 16 республикой в мире по простоте ведения бизнеса.
Грузия – очень привлекательная для инвестиций страна
Налоговая система
Полезные сервисы:
Оформление страховки за 5 минут на сервисе Cherehapa
Дешевые авиабилеты: сравнение цены от всех авиакомпаний на сервисе Aviasales
Карта Тинькофф Блэк — открытие онлайн счета в 20 валютах, карта для поездок за границу
Новый Налоговый Кодекс Грузии был принят в 2005 году. Он насчитывает всего 6 видов налоговых платежей, а именно:
- Подоходный налоговый платёж.
- Налоговый взнос на прибыль.
- НДС.
- Акциз.
- Таможенный сбор.
- Налог на имущество.
Напомним, в старой версии НК был 21 налог, но правительство решило упростить систему налогообложения и тем самым поспособствовать развитию бизнеса в этой стране.
Реформа налоговой системы Грузии
Налог на прибыль и подоходный налог
Налог на прибыль и подоходный налог – это один вид налогового платежа, который обязаны платить граждане Грузии. Различие их заключается в том, что налог на прибыль оплачивается частными предпринимателями, компаниями и фирмами, то есть юридическими лицами. Подоходный налог выплачивается трудоустроенным населением, людьми, которые работают по найму. Налог на прибыль также выплачивается теми людьми, которые получают прибыль с продажи или аренды недвижимого или движимого имущества.
Налог на доходы физических лиц в 2021 году равен 20% от суммы заработной платы. Налоговый взнос на прибыль сегодня равен 15%.
Обязанность выплаты налогов возлагается не только на граждан этого государства, но и на её резидентов. Согласно действующему законодательству резидентом человек признаётся только в том случае, если он прожил на территории Грузии более 183 дней. То есть, гражданин Грузии или иностранец, проживший в этой стране более указанного срока, обязан вносить в бюджет 20% своей заработной платы при условии официального трудоустройства.
Как исчисляется подоходный налог в Грузии и других странах
Стоит также заметить, что налог высчитывается только с прибыли или дохода из местных источников. Если гражданин Грузии трудится в другом государстве, то он не обязан своей стране отчислять налоговые взносы, так как ставка дохода из иностранных источников равна 0%.
Физические лица могут не уплачивать налог только в том случае, если их суммарный годовой доход ниже 3 000 лари, и человек подпадает под одну из льготных категорий.
Подоходный налог при доходе меньше 3 000 лари не уплачивается:
- Лицами, принимавшими участие во Второй мировой войне.
- Лицами, которые являлись участниками боевых действий за сохранность территории Грузии.
- Особами, воспитывающих приёмных детей.
- Матерями-одиночками.
Лица с ограниченными физическими возможностями могут не платить подоходный налоговый взнос только в том случае, если их суммарный годовой доход не более 6 000 лари.
Сравнение систем налогообложения в странах СНГ
Относительно налога на прибыль можно отметить, что люди, которые вследствие продажи или сдачи в аренду получают какой — доход обязаны от этой прибыли в государственный бюджет отчислить 5%. При этом данный налог в личную налоговую базу не вносится.
Вышеуказанный налог в размере 5% люди уплачивают из прибыли, полученной вследствие:
- Получение авторского гонорара (роялти).
- Получение дивидендов.
- Сдачи в аренду жилой или нежилой недвижимости.
- Продажи жилой недвижимости с земельным участком.
- Сдачи в аренду движимого имущества.
Юридические лица уплачивают налог в размере 15%. Но есть исключения. Если годовая прибыль не достигает 40 000 лари (больше 1 млн рублей), то налог не платится вовсе. При годовой прибыли от 40 до 100 тысяч лари в год, налоговая ставка равна 0.05%-0.2%.
Как создать успешный бизнес в Грузии. Личный опыт на видео.
Компании, которые получают доход от реализации нефти и газа, уплачивают налоговый взнос в размере 10%. Но данная налоговая ставка применяется только по отношению к тем компаниям, которые заключили договор до 1.01.1998 года.Налог на прибыль не распространяется на прибыль, полученную вследствие:
- Сдачи крови.
- Получения грантов.
- Получения алиментов.
- Присвоения денежных призов.
- Получение прибыли от развода.
- Получения имущества при процессе приватизации и другое.
Сегодня Грузия активно развивает налоговую систему. Подтверждением этого стало введение «эстонской модели» налогообложения в 2017 году. Суть этой модели заключается в том, что прибыль, полученная от ведения предпринимательской деятельности, возвращается обратно в компанию, то есть реинвестируется. Если компания работает по такой модели налогообложения, то она автоматически освобождается от уплаты налоговых взносов на прибыль.
Общая налоговая нагрузка в разных странах
НДС в 2021 году равен 18%. До 2005 года налог на добавленную стоимость был равен 20%.
Как облагаются НДС электронные услуги иностранных компаний?
Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.
Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.
Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].
В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.
Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].
Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.
Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).
Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.
В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).
Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета
Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.
Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.
Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].
Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.
При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).
Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).
Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.
Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.
В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.
Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).
О применении льготы
Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.
С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Интересные примеры по электронным услугам
К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.
В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:
- предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
- оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].
Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.
С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.
Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.
И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.
Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.