Пересмотр протокола, отмена пункта нарушения

ВС разобрался, когда исправления в протоколе не спасут от наказания

ВС разобрался, когда исправления в протоколе не спасут от наказания

Вопросы по порядку и основаниям возвращения административного материала часто доходят до Верховного суда. Разъяснения касаются совсем точечных тем, которые, на первый взгляд, не очень значимы, но для такого пристального внимания есть все основания, считают юристы. С одной стороны, вопрос действительно важный: решение о возврате документов имеет определяющее значение для движения дела и существенно влияет на срок давности привлечения к ответственности, отмечает Юлия Курмамбаева, партнер INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 15 место По количеству юристов 24 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 40 место По выручке Профайл компании × . С другой стороны, скудное регулирование процессуальных вопросов в КоАП просто вынуждает ВС постоянно устранять законодательные пробелы в ручном режиме.

В очередной раз вопрос оказался в поле внимания суда в деле Игоря Свечникова*. Его привлекли к административной ответственности за побои. В протоколе говорилось, что он из личной неприязни избил Светлану Колобаеву*. Районный суд вынес постановление о привлечении Свечникова к ответственности, но во второй инстанции (Кировский областной суд) постановление отменили и прекратили производство по делу, заключив, что обстоятельства правонарушения не были доказаны. Проблема оказалась в протоколе: в облсуде обратили внимание на то, что райсуд возвращал протокол от 1 ноября 2018 года составителю для устранения недостатков. А когда исправленный протокол вернули, его дата не поменялась, то есть на новом документе значился день первоначального составления.

В облсуде указали, что устранение недостатков в протоколе об административном правонарушении было возможно только путем составления нового протокола с иной датой. Но Верховный суд не согласился с таким подходом. В определении судьи Сергея Никифорова отмечено, что изменения в протокол вносились в присутствии Свечникова, как и требует закон, а также свидетелей – их подписи указаны в документе. Свечников получил копию документа. ВС указал на п. 4 Постановления Пленума ВС № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП», согласно которому «несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу», а также нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье – «эти сроки не являются пресекательными».

«Судья областного суда в случае необходимости не лишен был возможности самостоятельно установить дату внесения в протокол об административном правонарушении изменений, в том числе посредством допроса должностного лица, его составившего, и уточнить дату составления документа», – говорится в определении ВС.

Также в определении указано, что дело может быть рассмотрено повторно, если есть новые обстоятельства или в ходе предыдущего разбирательства было допущено «имеющее фундаментальный и принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела».

«Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела», – из определения ВС.

Именно таким было нарушение, допущенное облсудом. Срок давности привлечения Свечникова к административной ответственности не истек, сделал вывод ВС и вернул дело на новое рассмотрение в облсуд (№ 10-АД19-4).

Вернуть административный материал: основания

Условно все основания для возврата административного материала можно разделить на две категории. Первая – неполнота представленных материалов и доказательств. Здесь вариантов масса, поскольку каждая статья КоАП имеет свой предмет регулирования и квалифицирующие признаки, а материалы административного производства должны исчерпывающим образом доказывать все элементы правонарушения, говорит Курмамбаева. Так, основанием для возврата является отсутствие доказательств существенности ущерба для заказчика при привлечении к ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП (неисполнение обязательств, предусмотренных госконтрактом), где этот признак является квалифицирующим. Другой пример: согласно ч. 2 ст. 3.8 КоАП, физическое лицо может быть лишено только того права, которым оно обладало на момент совершения административного правонарушения. Соответственно, протокол по статьям гл. 12 КоАП, предусматривающим лишение водительских прав, должен содержать сведения о наличии соответствующих прав у привлекаемого лица. В противном случае материал возвратят. Частным основанием для возврата протокола по причине неполноты также является отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, когда его присутствие обязательно должен обеспечить инициатор производства в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 25.1 КоАП (административный арест, административное задержание). Или отсутствие доказательств, что конкретное лицо владеет орудием совершения правонарушения, когда административный орган требует конфисковать этот предмет.

Вторая категория причин возврата – некорректное составление протокола об административном правонарушении и процессуальные нарушения. Как уточняет Алексей Шадрин, юрист ФБК Право ФБК Право Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Антимонопольное право (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) Профайл компании × , к ошибкам при составлении протокола, которые нельзя исправить, сложившаяся судебная практика относит такие ситуации:

  • должностные лица, составившие протокол, произвольно вносят туда изменения без штампов и печатей и указания «исправленному верить», а также в отсутствие лица, в отношении которого такой протокол составлен**;
  • в протоколе нет информации, указанной в ч. 2 ст. 28.2 КоАП, если из-за ее отсутствия или искажения суд не может установить фактические обстоятельства дела, или такая информация дана искаженно. Например, если протокол противоречит иным составленным процессуальным документам. Сюда же можно отнести противоречия в самом протоколе;
  • нет данных, идентифицирующих привлекаемое к ответственности лицо;
  • нет данных о том, владеет ли фигурант дела языком, на котором ведется производство, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола. Такой недостаток актуален для протоколов, составленных в отношении незаконных трудовых мигрантов;
  • протокол составлен неуполномоченным органом (пример привела Юлия Курмамбаева).

Несущественные нарушения: что это

Несущественными признаются такие недостатки протокола, как нарушение сроков его составления и направления для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными. Дата составления нового протокола при его доработке после возвращения материала также не имеет решающего значения для рассмотрения дела, как указал ВС. Это обстоятельство вполне можно выяснить при рассмотрении дела по существу.

Также необходимо помнить, что возвращение административного материала возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу. «Если же суд, который рассматривал дело, пропустил неточности в протоколе и принял его как допустимое доказательство по делу, то оплошность судьи является основанием обжаловать судебный акт и прекратить производство по делу, соответственно, исключить привлечение к административной ответственности», – уточняет Шадрин. По его словам, в этом случае важно, чтобы ошибку, допущенную в протоколе относительно фактических обстоятельств дела, нельзя было признать технической. Например, как явную описку в фамилиях, в датах; ошибку, которая касалась нарушения процедуры составления протокола.

* – имена и фамилии участников процесса изменены редакцией.

** – Постановление Верховного суда № 18-АД19-64 от 8 ноября 2019 года.

Статья 30.7 КОАП РФ. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

2. Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.

3. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.

Комментарии к ст. 30.7 КОАП РФ

Комментируемая ст. 30.7 КоАП РФ устанавливает порядок вынесения решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, рассматривающий жалобу, может изменить назначенное административное наказание при условии, что при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу (решение Московского городского суда от 14.04.2017 по делу N 7-4257/2017).

Суд не может ухудшить положение лица, в отношении которого вынесено решение по жалобе должностного лица административного органа на постановление по делу об административном правонарушении.

По смыслу ст. 30.7 КоАП РФ назначение более строгого наказания при повторном рассмотрении дела после отмены постановления возможно лишь в случае, если основанием для такой отмены послужила жалоба потерпевшего на мягкость примененного административного наказания (Постановление Саратовского областного суда от 14.03.2017 по делу N 4А-212/2017; Постановление Самарского областного суда от 12.05.2017 N 4а-437/2017; Постановление Верховного суда Республики Мордовия от 03.12.2015 N 4А-197/2015).

Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ (ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ), а именно:

1) должность, фамилию, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших решение, их адрес;

2) дату и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статью КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающую административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

Помимо указанных сведений в установочной части решения по жалобе рекомендуется указывать сведения, отражающие процедуру подготовки и рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: дату поступления жалобы, материалов дела, рассматривалось ли дело в присутствии привлекаемого к ответственности лица, если нет, было ли оно надлежащим образом уведомлено, процессуальные действия, проводимые на стадии подготовки к рассмотрению и рассмотрения жалобы, имеющие значение для принятия решения.

В мотивировочной части решения дается оценка приведенным в жалобе доводам, имеющим юридический характер, а также указываются основания для принятия решения по жалобе.

В резолютивной части решения об отмене постановления и прекращении производства по делу, а в необходимых случаях также решения об изменении постановления по делу дополнительно должен быть решен вопрос о судьбе изъятых вещей и документов, товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест, об издержках по делу.

В решении по жалобе должен быть также решен вопрос об издержках, возникших в связи с рассмотрением жалобы (если таковые имеются), в соответствии со ст. 24.7 КоАП РФ (письмо ГТК РФ от 27.03.2003 N 27-14/13306 «О применении главы 30 КоАП РФ»).

При оставлении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении без удовлетворения решение суда вышестоящей инстанции должно содержать мотивы, по которым доводы жалобы были отклонены (Постановление Московского городского суда от 08.06.2018 N 4а-1555/2018).

Что нужно писать в протоколе, чтобы легко отменить постановление инспектора ДПС и легко развалить любое административное дело

Что нужно писать в протоколе, чтобы легко отменить постановление инспектора ДПС и легко развалить любое административное дело 20.05.2020 01:36

Что нужно писать в протоколе, чтобы легко отменить постановление инспектора ДПС и легко развалить любое административное дело

Данная статья будет очень полезна водителю, которого остановил полицейский инспектор. Дадим несколько практических советов, что нужно обязательно указать в проколе, чтобы впоследствии легко отменить постановление и вообще развалить административное дело в принципе. Некоторые приёмы даже вызовут кислое выражение лица инспектора.

Допустим, вас остановил инспектор, и дело дошло до составления протокола. Итак, с чего нужно вообще всегда начинать?
Нужно включить видеофиксацию, т.е. вы должны включить смартфон и начать снимать всё на видео. Потому что потом в суде понадобятся чёткие доказательства вашей правоты и неправоты полицейского инспектора. Видео снятое на смартфон отлично подойдёт для этих целей. Поэтому включайте смартфон или хотя бы диктофон, чтобы была возможность предоставить аудиозапись.
Не волнуйтесь снимать инспектора можно. Не нужно только снимать его документы. Потому что по этому поводу есть некоторые разногласия в законе. Поэтому вам нужно немножечко отвести камеру, и чётко прочитать содержание удостоверения инспектора для того, чтобы сохранить эти данные.

Далее следует знать, что по многим нарушениям ППД полицейский инспектор может оштрафовать вас на месте. И для этого ему не нужно будет составлять протокол, а можно будет сразу составить постановление. Но лишь в том случае, если не будете ничего отрицать, и будете со всем согласны. И полицейские часто этим пользуются. Они сразу приносят вам на подпись постановление. Водитель в стрессе. Не знает, что делать. Подмахивает это постановление и дело в шляпе. Штраф готов. Или водитель отказывается от подписи, что в сущности одно и тоже. Полицейский просто ставит отметку, что нарушитель от подписи отказался. И в этом случае он вообще может написать любой протокол. Поэтому обращаем ваше внимание на этот момент.

Вам нужно добиться составления протокола. Для этого вам нужно выразить своё несогласие и просите составить протокол. Почему? Потому что ваши пояснения, ходатайства и объяснение, которое внесёте в протокол будут критичны важны, чтобы потом легко отменить постановление. Если вы не будете ничего этого делать, то вам вручат это постановление. Далее штраф, который потом будет очень трудно отменить.
Поэтому снимая всё на смартфон, вы спокойно говорите: — «С нарушением вы не согласны» — и просите составить протокол. И в этом случае полицейский будет обязан это сделать.
Если нарушение предусматривает лишение прав или очень большой штраф, то, как правило, на месте постановление выносить полиция не имеет права. И в этом случае будет составляться именно протокол, а не постановление. Для этих случаев наши советы также подходят.

Далее составляя протокол, полицейский обязан заполнить все графы. И одна из них это «телефон и согласие на получение уведомления через SMS». Так вот вам нужно обязательно указать: «Телефона у меня нет. И на получение уведомлений через SMS я не согласен». Если там будет слово «Согласен», то вы его зачёркиваете и пишите «Несогласен». Полицейский скажет: — «Вы же снимаете на смартфон, у вас есть телефон». Утверждайте что угодно. К примеру, это телефон моего друга, жены, ребёнка. У меня телефона нет. Даже если где-то в интернете или базе полицейский найдёт какой-то номер, например, служебный или домашний, то вы должны сказать: «Этот номер мне не принадлежит». И не только сказать, вы должны вписать это в протоколе: «Указанный номер телефона мне не принадлежит». Это вынудит полицию и суд уведомить вас о рассмотрении дела исключительно по почте. Почтовый пробег имеет время. И очень часто при отправлении этих всех уведомлений допускается много ошибок. И это даёт вам лишние поводы для обжалования. Если согласитесь на SMS, то в нём никаких нарушений не будет. Также из-за почтового пробега может истечь срок давности привлечения к административной ответственности. Иногда в отдельных случаях это может сыграть решающую роль. Поэтому обязательно сделайте это.

Далее протоколе есть такая графа «Права и обязанности статьи 51 Конституции и 25.1 КоАП разъяснены». Так вот вы должны написать «Не разъяснены». Слово «Разъяснены» зачеркнуть. И ставите подпись. Не волнуйтесь никакой неправды вы не пишите. Вы должны понимать разницу между перечислением прав и разъяснением прав. Если вам сказали: «Вы имеете права в соответствии со статьёй 51 и 25.1», это вам перечислили статьи. И даже если вам назовут права, то это не является разъяснением, поэтому никакой неправды вы не пишите. Но этот пункт также является очень важным для последующей отмены постановления. Просить разъяснить вам права не нужно. Это должен сделать инспектор согласно требованию закона. Если он его не знает или умышленно нарушает, то это его проблемы. Вам нужно этим воспользоваться.

Далее вам нужно заполнить раздел «»Объяснения и пояснения». Каждый из последующих пунктов очень важен.

Первое, что нужно указать: «Правонарушения не совершал, прошу предоставить возможность воспользоваться помощью защитника». Этой фразой вы фиксируете своё несогласие с правонарушением, и лишаете возможности оштрафовать вас быстро без проблем на месте. А также вбиваете «гвоздик», так сказать, в крышку постановления из-за нарушения ваших конституционных прав на защиту. В случаях когда полицейский инспектор имеет право рассмотреть дело на месте, то вы имеете право на использование услуг защитника. И в 99% случаев это право граждан нарушается. А это влечёт однозначную отмену постановления.

Далее нужно заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства. Для этого пишите: «Прошу рассмотреть дело по моему месту жительства». Пишите это в графе «Объяснения» коротко. Верховный суд разъяснил, что право выбора рассмотрения дела есть у лица, которое привлекается к административной ответственности. Ни у инспектора, а у лица, т.е. вы можете выбрать, где рассматривать дело, а не инспектор. А инспектор при отсутствии вашего ходатайства, должен делать свою работу и привлекать вас на месте. Поэтому это ещё один «гвоздик» для последующей отмены постановления.

Далее пишите такую фразу: «В связи с тем, что права и обязанности согласно ст.51 Конституции и ст. 25.1 КоАП не разъяснены мне, понятым и свидетелям, я заявляю инспектору отвод». Естественно, о свидетелях и понятых вы пишите если они есть. Почему важно это написать? Фактически вы заявляете два ходатайства, которые полицейский инспектор должен рассмотреть и по каждому вынести письменное определение. Если ваши ходатайства просто проигнорируют, то это нарушение процессуальное закона. И это будет точная отмена постановления. Если ходатайство о переносе места рассмотрения дела вам удовлетворят, то на месте вас не оштрафуют. А передадут в районный суд по месту вашего жительства. За это время вы сможете подготовиться, привлечь адвоката и выиграть спокойно это дело. А если откажут, то это постановление будет отменено, так как инспектор нарушит закон. Он не имеет право выбирать место рассмотрения. А если полицейские просто его не заметят и проигнорируют (потому что они часто не читают то, что пишут люди, и говорят пишите что хотите), то это будет жёсткое нарушение и отмена постановления.

Читайте также  Служебное жилье предоставлено в плохом состоянии

Далее вам нужно получить точную копию протокола. Очень часто полицейский просит расписаться, что копию протокола получил, и говорит «сейчас в машине я сделаю копию и вам принесу». И человек подписывает, думая, что полиция не может его обмануть. А в результате ему дают заготовленную копию протокола, где нет ваших пояснений и ходатайств. И вам начинают вешать «лапшу на уши», что оригинал протокола вы составили правильно, и он пойдёт в суд. Не верьте этому! Если вам вручили копию протокола не соответствующую оригиналу, то это значит, что они перепишут этот оригинал. Поэтому получив копию, сверьте её с оригиналом. И если вы видите, что есть несоответствия, то так и пишите в оригинале: «Получил копию не соответствующую оригиналу».

Итак, прежде чем отдать подписанный вами протокол инспектору, нужно его обязательно сфотографировать или снять на видео. Снимите именно оригинал протокола, а не копию, которую вам отдал инспектор.
Многие считают что нужно отказаться от подписи протокола. Это не так. Протокол обязательно нужно подписать. Потому что без вашей подписи, все ваши пояснения и ходатайства абсолютно не играют никакой роли. Не считается, что это вы их заявили, т.е. полицейский инспектор просто потом перепишет протокол и напишет: «От подписи отказался». Поэтому если вы используете наши советы, то в конце обязательно подпишите протокол.

Ещё при подписании протокола вы можете применить хитрый приём, который вызовет кислую мину на лице инспектора. После подписания протокола нужно написать: «Пояснения и ходатайства прилагаются на 2-х листах». Эту фразу можно также вписать в графу «Пояснения и возражения». Так вот согласно требованию КоАП все письменные приложения, пояснения, ходатайства обязательно прикладываются к протоколу для того, чтобы отправлять в суд или рассматривать постановление. Так вот без ваших пояснений и возражений на двух листах, протокол считается незаконным. И поэтому инспектор будет вынужден предоставить вам эти два листа (если их у вас нет) и ждать пока вы их составите.

А вы можете удобно расположиться, открыть интернет в смартфоне, почитать пояснения или шпаргалку которую заготовите заранее. И составлять несколько ходатайств, объяснений, уточнений к протоколу для того, чтобы потом их отдать инспектору. И пока вы их не составите, протокол не имеет силы. Если у полицейского нет времени, то можете его с миром отпустить без этих пояснений. И тогда такое постановление точно отменят. Ограничений времени на составление этих ходатайств и постановлений не существует. Кто понял, тот может пользоваться этим советом.

Если вы не разобрались с данной статьей, рекомендуем обратиться в нашу юридическую компанию для решения вашего юридического вопроса номеру: 8-499-991-11-91 ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ!

Оспаривание протокола об административном правонарушении

Согласно российскому законодательству, гражданин имеет право обжаловать составленный на него документ или протокол только в том случае, если он ущемляет права и интересы гражданина, а также возлагает га гражданина дополнительные обязанности, которые никто не имеет права на него возлагать, или же лишает гражданина каких-либо прав, положенных ему по закону. Поскольку административный протокол является доказательством вины гражданина в совершении какого-либо административного проступка, процедуры его оспаривания в российском законодательстве нет, но гражданин может превратить составленный на него административный протокол из неоспоримого доказательства его вины в простую бумажку, не таящую в себе для него никаких плохих последствий. О том, как это сделать, мы и поговорим в данной статье.

1. Чтобы впоследствии протокол об административном правонарушении не был использован против гражданина, при его составлении необходимо проследить, чтобы в документ было вписано как можно меньше обстоятельств, доказывающих вину гражданина в содеянном, и как можно больше доказательств невиновности задержанного.

2. При начале составления административного протокола уполномоченным лицом необходимо включить камеру, продемонстрировав её составителю протокола, и отдать ему все требуемые документы, назвав при этом перечень изымаемых документов и точное время их изъятия. По российскому законодательству протокол должен быть составлен немедленно после изъятия документов, и если уполномоченное лицо намеренно будет затягивать с составлением документа, впоследствии этот факт можно будет использовать как защиту в суде.

3. После того, как уполномоченное лицо завершит оформление протокола, необходимо громко (так, чтобы было слышно на камере или диктофоне) спросить у него, точно ли завершено оформление документа, и если будет получен утвердительный ответ, гражданину будет необходимо внимательно ознакомиться с текстом протокола и попытаться выявить несоответствия и неточности, допущенные при составлении документа. Не лишним будет также и фиксировать все действия уполномоченного лица на видеокамеру – вполне возможно, при составлении протокола им будут допущены грубые процессуальные нарушения, которые впоследствии можно будет использовать как доказательство невиновности гражданина.

4. При обнаружении неточностей и несоответствий в документе гражданин имеет право потребовать от уполномоченного лица немедленного их исправления. Если погрешности всё-таки не обнаружатся, можно попробовать обратить внимание на пункт «Свидетели» — если у гражданина есть свидетели, которых он сможет впоследствии привлечь на свою сторону и которые по законодательству не являются заинтересованными в споре лицами, их необходимо обязательно включить в протокол, если же свидетелей правонарушения не было, нужно не забыть поставить в этом разделе протокола прочерк.

5. Если уполномоченное лицо при составлении протокола не потрудилось объяснить гражданину его права и обязанности, гражданин имеет право поставить в графе «Разъяснение прав и обязанностей» отметку «Не согласен». Как правило, даже этой отметки бывает вполне достаточно, чтобы успешно оспорить правильность составления протокола об административном нарушении.

6. В поле для объяснений гражданину, обвиняемому в совершении правонарушения, нужно написать следующее: «Правонарушения не было, с обвинением не согласен». Данная отметка гарантирует, что впоследствии в протокол уполномоченным лицом не будут внесены изменения, утяжеляющие вину обвиняемого гражданина. Поскольку протокол об административном правонарушении является не самостоятельным документом, а всего лишь доказательством по делу, порядка обжалования протокола об административном правонарушении в российском законодательстве нет (можно обжаловать только факты включения в протокол пунктов, которые, по мнению гражданина, не могут являться доказательствами его вины), вместо этого гражданин имеет право обжаловать постановление суда или отрицательное решение суда по жалобе на ранее вынесенное постановление.

Протокол об административном правонарушении признаётся недействительным в следующих случаях:

— если уполномоченное лицо, составлявшее протокол, производило заполнение документа на своём рабочем месте, без выезда на место совершения правонарушения;

— если уполномоченное лицо при составлении протокола нарушает права гражданина, в отношении которого составляется протокол;

— если уполномоченное лицо при составлении протокола допускает грубые фактические ошибки, факт которых можно легко доказать в суде.

Если гражданин при составлении уполномоченным лицом протокола заметил, что заполняющий документ человек допустил какие-либо ошибки или нарушил права гражданина, в отношении которого составляется документ, он не должен обращать на это внимание уполномоченного лица, а должен зафиксировать факт этих ошибок на диктофон или видеокамеру — съёмка видеокамерой или запись на диктофон может быть принята судом в качестве доказательства недействительности протокола об административном правонарушении.

Что делать при получении предписания ФАС

Решение контрольного органа в сфере госзакупок по рассмотренным жалобам может сопровождаться предписанием участникам торгов. Рассказываем, что представляет собой этот документ, когда ФАС его оформляет и что делать после получения.

Когда выдается

Предписание ФАС — это распоряжение антимонопольной службы, понуждающее к выполнению определенных действий участников контрактной системы. В таком документе, как «Решение», ФАС лишь указывает, выявлены ли нарушения или нет. В «Предписании» же антимонопольная служба указывает, какие действия необходимо сделать, чтобы устранить нарушения (не выдается только в том случае, когда нарушения не повлияли или не могут повлиять на результаты определения победителя).

Согласно Административному регламенту ФАС, утвержденному Приказом от 19.11.2014 № 727/14, действиями, направленными на устранение нарушений в рамках проведенного заказа, могут быть:

  • внесение изменений в извещение и документацию с продлением сроков подачи заявок (исправить некорректное техническое задание, установить требование о наличии у потенциальных участников лицензий, свидетельств и др.);
  • отмена протоколов, составленных в ходе выявления победителя;
  • осуществление закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ ( установление корректных сроков окончания подачи заявок, даты проведения аукциона и др.).

Форма документа

В документе должна содержаться следующая информация:

  • дата и место выдачи;
  • состав комиссии;
  • сведения о сопутствующем решении;
  • наименование, адрес заказчика, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии, оператора электронной площадки;
  • указание действий, которые необходимо осуществить с целью устранения нарушений;
  • сроки, в течение которых должно быть исполнено требование;
  • сроки, в течение которых в контрольный орган должны поступить копии документов и сведения об исполнении.

ФАС направляет документ всем участникам разбирательства, а также публикует его на сайте ЕИС.

Образец предписания

Действия по исполнению

После выдачи документа орган, которому его выдали, обязан не только выполнить установленные требования, но и отчитаться в контрольную службу об исполнении. В сроки, установленные антимонопольным органом, виновная организация должна направить уведомление об исполнении предписания ФАС.

Письмо в ФАС об исполнении предписания, образец

Как отменить протоколы по предписанию ФАС

Наиболее часто по указанию антимонопольной службы заказчикам предписывается отменить протоколы, составленные в ходе проведения процедуры, или же внести изменения в закупочную документацию согласно выданным заключениям контрольного органа. Приведем инструкции по этим операциям.

Как внести изменения в документацию

На главной странице торгов заказчик выбирает пункт «Изменения по решению контролирующего или судебного органа либо по результатам обязательного общественного обсуждения». Система отобразит страницу с активной вкладкой «Основание».

Далее необходимо выделить пункт «Предписание органа контроля».

Необходимо выбрать указание из реестра результатов контроля. Если же ФАС не опубликовало документ в ЕИС, то заказчик вручную вбивает реквизиты предписания.

Далее заказчику будет доступен функционал, аналогичный при публикации заказа, где необходимо внести соответствующие изменения и прикрепить новые файлы документации.

Как отменить протоколы

На вкладке «Документы закупки» в выпадающем меню протокола выбрать пункт «Отмена по решению контролирующего или судебного органа».

При нажатии на кнопку «Продолжить» отображается форма сведений об отмене протокола.

В общей информации заказа вносятся коррективы и прикрепляется новый экземпляр протокола.

Также немаловажно, что предписание Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия, а неисполнение в срок требований ФАС, в том числе уклонение от выполнения, частичное или несвоевременное исполнение пунктов, влечет за собой административную ответственность и дальнейшее обращение антимонопольной службы в суд с иском о понуждении исправления нарушений. Штраф, согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, на должностных лиц составляет в размере 50 000 руб.; на юридических лиц — 500 000 руб., а повторное совершение данного правонарушения влечет дисквалификацию сроком на один год.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]