Почему призыв в армию противоречит конституции РФ?

Статья 59 Конституции России

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Комментарий к Ст. 59 Конституции Российской Федерации

Гражданин РФ в соответствии с федеральным законом обязан защищать Отечество — Российскую Федерацию. Статья 12 Закона РФ «Об обороне» от 24 сентября 1992 года гласит, что комплектование Вооруженных Сил РФ осуществляется в добровольном порядке — по контракту, а также на основе призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу.

Реализация воинской обязанности граждан Российской Федерации предусматривает организацию воинского учета, подготовку к военной службе, поступление на нее и ее прохождение, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в военное время.

Исполнение воинской обязанности гражданами обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами предприятий, учреждений, организаций в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает обязанности местной администрации и ее органов, судов, должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, связанные с исполнением гражданами воинской обязанности.

Этим Законом предусматривается обеспечение мероприятий, связанных с исполнением воинской обязанности гражданами, не являющимися военнослужащими, материальное обеспечение таких граждан, связанное с исполнением воинской обязанности.

Статья 6 Закона от 11 февраля 1993 года установила ответственность гражданина, не являющегося военнослужащим, и должностного лица за нарушение законодательства Российской Федерации о воинской обязанности.

Законодательство об обороне регламентирует порядок призыва граждан на военную службу, условия прохождения военной службы по контракту, а также устанавливает сроки военной службы военнослужащих.

Гражданин в соответствии с Законом имеет право вместо прохождения военной службы по призыву поступить на военную службу по контракту.

Порядок исполнения гражданами обязанности по защите Отечества, возложенной на них в соответствии с комментируемой статьей, определяется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

  • воинский учет;
  • обязательную подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами РФ, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ, а также:

  • во внутренних войсках МВД России,
  • в войсках гражданской обороны (другие войска),
  • инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (воинские формирования),
  • Службе внешней разведки РФ,
  • органах федеральной службы безопасности,
  • федеральном органе специальной связи и информации,
  • федеральных органах государственной охраны,
  • федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ,
  • воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях,

а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

В соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Гражданин, окончивший государственный ВУЗ профессионального образования и прошедший обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом ВУЗе и не прошедший военную службу, привлекается на учебные сборы, предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, в период прохождения военной службы по призыву.

Гражданин, проходящий обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре государственного ВУЗа профессионального образования, прошедший военную службу, привлекается на учебные сборы (стажировки), предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, в период обучения в этом ВУЗе.

Гражданин, заключивший контракт о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», призывается на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ и проходит ее в порядке, установленном для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

В данной сфере правового регулирования произошли существенные изменения. В настоящее время сроки военной службы военнослужащих устанавливаются:

  • для проходящих военную службу по призыву — 24 месяца;
  • для имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву — 12 месяцев;
  • для проходящих военную службу в соответствии с условиями контракта о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса — 24 месяца (для заключивших такие контракты до вступления в силу названного Федерального закона);
  • для проходящих военную службу по контракту — на срок контракта.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан» от 29 апреля 1995 года данная отсрочка предоставляется:

  • гражданам, получающим послевузовское профессиональное образование при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях на базе высшего профессионального образования, — на период их учебы и защиты квалификационной работы;
  • гражданам, поступившим непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на работу на условиях полного рабочего дня по специальности в государственные учреждения, организации и на предприятия, — на период такой работы.

Эта мера принята с целью сохранения кадров талантливых молодых представителей науки и привлечения молодых специалистов с высшим профессиональным образованием на работу в государственные учреждения и предприятия приоритетных направлений науки и промышленности, обеспечивающих защиту национальных интересов Российской Федерации.

Законодательство об обороне предусматривает широкий круг гарантий для граждан, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет.

В соответствии со ст. 30 Закона от 11 февраля 1993 года контракт о прохождении военной службы заключается в письменной форме между гражданином и Минобороны России в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Военная служба — особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и Федеральной службе безопасности. Лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, не может проходить указанную службу.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое федеральным законом.

Содержание и порядок прохождения военной службы в мирное время определяются Законом от 11 февраля 1993 года, Положением о порядке прохождения военной службы и воинскими уставами.

С целью регулирования правоотношений, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности и прохождением военной службы, Закон от 11 февраля 1993 года определил перечень обязанностей военнослужащих.

Среди них — участие в боевых действиях, исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с воинскими уставами, несение боевого дежурства (боевой службы), участие в учениях и походах кораблей, выполнение приказа, распоряжения или задачи, отданных или поставленных командиром (начальником), и др.

В Законе от 11 февраля 1993 года содержится перечень деяний военнослужащих, которые не относятся к действиям, составляющим обязанности: военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона.

Особенность правового регулирования в рассматриваемой сфере состоит в том, что общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ, распространенные на военнослужащих других министерств и ведомств Российской Федерации, закрепили изменения, которые произошли в войсках, требования по повышению их боевой готовности, усилению ответственности военнослужащих при выполнении служебного долга.

В уставах содержатся положения, расширяющие социальные гарантии прав военнослужащих.

Особенности прохождения военной службы в других войсках, органах внешней разведки, Федеральной службе безопасности определяются федеральными законами, регулирующими их деятельность.

Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» закрепляет право за военнослужащими на участие в управлении делами общества и государства. Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме в соответствии с Конституцией.

Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

В служебное время военнослужащие принимают участие в собраниях и иных общественных мероприятиях в порядке, предусмотренном общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

Участие военнослужащих в забастовках запрещается.

Часть 3 комментируемой статьи Конституции РФ с поправками 2020 предусматривает право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

Альтернативная служба в большинстве стран — это обязательная служба по выполнению оборонных гражданских обязанностей в общественных учреждениях, перечень которых устанавливается законами или постановлениями.

Порядок реализации данного права регулируется Федеральным законом от 5 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Статья 1 указанного Федерального закона определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Поскольку, согласно данной статье, требуется принятие федерального закона об альтернативной службе, вопрос о порядке ее прохождения, правах, обязанностях и ответственности лиц, несущих ее, должен быть урегулирован в законодательном порядке.

Следует иметь в виду, что альтернативная служба регулируется законодательством об обороне, она связана с выполнением оборонных гражданских обязанностей в области общеполезных работ, в частности в лечебных и других учреждениях.

В России защита Отечества всегда являлась долгом и обязанностью гражданина. Поэтому значительный интерес имеют практика применения в России альтернативной гражданской службы по выполнению оборонных обязанностей, мотивы ее введения только по религиозным соображениям и правила, которые должны были соблюдать лица, определенные к такой службе.

Российское законодательство специальными правилами регулировало вопросы обязательного прохождения другой, альтернативной гражданской службы, т.е. службы без ношения и применения оружия.

В настоящее время, когда разрабатывается проект федерального закона об альтернативной гражданской службе, порядке поступления на нее, сроках и правилах ее прохождения, правах и ответственности лиц, выполняющих оборонные обязанности и призываемых на службу, но только без ношения и применения оружия, необходимо использование накопленного опыта.

В России хотят ужесточить правила призыва в армию

РИАМО – 27 мая. Процедуру прохождения медкомиссии в военкоматах России намерены серьезно изменить, перепроверять здоровье призывников, ранее получивших отсрочку, врачи смогут дважды в год: во время весенней и осенней призывной кампании, сообщает в понедельник газета «Известия».

Озвученные Минобороны поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе» позволят комиссиям ставить под сомнение заключения гражданских медиков и направлять призывников на обследование в госпитали.

«Эта мера усложнит жизнь тем, кто продает и покупает справки», – отмечается в сообщении.

При этом эксперты опасаются, что усложнится и жизнь молодых людей с серьезными диагнозами вплоть до инвалидности.

«Поправки в закон Минобороны планирует окончательно доработать уже к концу месяца. После их принятия Госдумой уточнения будут внесены и в «Положение о призыве на военную службу граждан РФ». Они существенно расширяют полномочия призывных комиссий – у них появляется возможность контролировать ранее вынесенные медицинские заключения», – заявил изданию учредитель российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев.

По его словам, в случае принятия поправок военкомат будет наделен правом при наличии сомнений направить потенциального призывника на контрольно-медицинское освидетельствование.

Кроме того, законопроект привнесет еще одно важное изменение: понятие «осмотр» меняется на «освидетельствование».

«Медосмотр – это поверхностное изучение состояния здоровья, а освидетельствование – это обследование с заключением о степени годности к военной службе», – уточнил эксперт.

Новые поправки также позволят вести борьбу с недобросовестными медиками, которые за вознаграждение освобождали призывников от прохождения военной службы. Юридически доказать ложный диагноз сложно, однако теперь у комиссии появится инструмент, позволяющий проверить его и отменить.

«По новому закону получается, что медицинское освидетельствование можно проводить неограниченное количество раз. Поэтому важно соблюсти баланс – не задергать потенциальных призывников, это не должно превратиться в охоту на ведьм», – рассказал Жердев.

Правило о регулярном переосвидетельствовании распространится только на тех призывников, у которых есть надежда на выздоровление, добавил доцент РЭУ имени Плеханова, член экспертного совета «Офицеров России» полковник Александр Перенджиев.

«Молодые люди с серьезной инвалидностью или неизлечимой болезнью освобождаются от службы раз и навсегда, но не исключено, что где-то бюрократы будут игнорировать и это правило», – предположил он.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

Статья 59 Конституции России

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Комментарий к Ст. 59 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи устанавливает обязанность по защите Российской Федерации. Формулировка указанной нормы характерна двумя особенностями. Во-первых, Конституция РФ указывает на «долг и обязанность», имея в виду не только юридический, но и моральный аспект рассматриваемой обязанности. Во-вторых, Конституция РФ говорит об обязанности гражданина РФ защищать Отечество, опять-таки подчеркивая особый моральный характер данной юридической обязанности. При этом, в отличие от иных конституционных норм, данная норма обращена только к гражданам России.

Законодательство РФ вместо термина «защита» использует термин «оборона», понимая под ней систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории*(279).

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает обязанность гражданина России нести военную службу. Порядок несения службы определяется федеральным законом. Таким образом, Конституции России не противоречит ни существующие положения об обязательной службе по призыву, ни введение добровольной военной службы по контракту с последующей отменой службы по призыву.

Федеральный закон, о котором упоминает Конституция РФ, — это Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»*(280). Помимо непосредственно военной службы закон включает в содержание воинской обязанности воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Закон определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Срок военной службы устанавливается в зависимости от статуса призывника: с 1 января 2008 г. — 12 месяцев.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Военная служба по призыву осуществляется по экстерриториальному принципу — в ином субъекте РФ по отношению к тому, где проживает призывник. Это еще более усложняет прохождение такого вида военной службы.

Таким образом, в России установлена обязательная военная служба по призыву мужчин — граждан Российской Федерации. При этом граждане РФ (включая женщин) и иностранные граждане вправе добровольно проходить военную службу по контракту. При этом военная служба по призыву является основным способом комплектования Вооруженных Сил РФ, хотя в последние время предпринимаются меры у увеличению числа военнослужащих по контракту и сокращению продолжительности военной службы по призыву.

3. Часть третья комментируемой статьи устанавливает исключения из круга лиц, на которых может быть возложена обязанность несения военной службы.

Перечень таких возможных исключений уставлен Конституцией РФ открытым. Прямо упомянуты только граждане РФ, для которых несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию. Иные случаи могут предусматриваться в федеральных законах. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» закрепляет, что право на замену военной службы альтернативной предоставляется также, если гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами*(281).

Отметим, что норма, установленная частью третьей комментируемой статьи, имеет смысл только в случае наличия в законодательстве России обязанности несения военной службы по призыву. Если поступление на военную службу будет когда-либо осуществляться исключительно в добровольном порядке по контракту, необходимость в альтернативной гражданской службе отпадет.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Данный Закон, прямо предусмотренный частью третьей комментируемой статьи, принимался с большим трудом и вступил в силу только с 1 января 2004 г. Многие недостатки этого Закона обусловлены именно сложностями его принятия.

Призывной возраст в России: особенности призыва, статья 59 Конституции Российской Федерации и ответственность за уклонение

Призывной возраст в России активно и постоянно обсуждается. Тем не менее он четко определен законодательством нашей страны. Каждый гражданин РФ должен разбираться в особенностях военного призыва. Чего и когда бояться? Что будет за уклонение от армии? И можно ли на законных основаниях избежать санкций? Ответы на все эти вопросы будут представлены вниманию далее. Достаточно хорошо изучить действующее законодательство, чтобы досконально разобраться с поставленной задачей.

Выдача военного билета

Служба и запас

Призывной возраст в России можно условно разделить на 2 категории. Первая так и называется — «призывная». Под данным термином принято понимать период времени, когда военнообязанного должны забрать в армию на срочную службу.

Вторая категория условно зовется пребыванием в запасе. Дело все в том, что военнообязанные в России даже после увольнения со службы будут состоять на учете в военкомате. Их отправляют в запас. И до определенного возраста в мирное время граждан собирают на военные сборы. А в военное — отправляют защищать Родину.

Далее рассмотрим оба варианта. Акцент сделаем на первом — он вызывает у населения больше вопросов.

Законодательство РФ

В статье 59 Конституции Российской Федерации указано, что граждане должны нести воинскую обязанность согласно установленным Федеральным законам. Кроме того, защита Родины является не правом, а обязанностью.

Согласно Конституции, каждый гражданин несет долг по защите своей страны. Но по закону в обязательном порядке в армию призывают только мужчин. Женщин к военнообязанным не относят.

Несмотря на это, в военное время прекрасная половина населения тоже будет вовлечена в защиту. Например, в качестве медиков.

Конституция придумана для того, чтобы защищать права каждого человека. В ней указана свобода вероисповедания. И она вместе с религиозными убеждениями гражданина иногда может запрещать военную службу. При подобных обстоятельствах военнообязанному будет назначена альтернативная гражданская служба.

Во сколько забирают в армию

Когда начинают призывать

Призывной возраст в РФ четко прописан в законодательстве страны. В армию могут забрать только совершеннолетнего человека. Ребенка на срочную службу не отправляют. Это противоречит действующим законам России.

Отсюда следует, что начинается призывной возраст с 18 лет. Даже при эмансипации несовершеннолетнего не призовут в Вооруженные силы для отдачи долга Родине.

Когда встают на учет

Тем не менее, подросткам придется пообщаться с военкоматом до наступления совершеннолетия. Речь идет о получении приписного свидетельства и постановке на военный учет.

Впервые сходить в военкомат мальчикам предстоит в 10 классе. Если точнее — в 16 лет. Это некая подготовка к исполнению воинской обязанности в будущем. Бояться подобных сборов и военкомата не стоит.

Время наступления свободы

До какого возраста призывают в армию? Подобный вопрос начинает беспокоить не только мальчиков, но и их родителей. По закону каждый военнообязанный должен пройти срочную, контрактную или альтернативную службу в Вооруженных силах РФ. Но можно попросту не успеть. В этом случае человеку выдадут справку установленной формы, а не военный билет.

Читайте также  Как оплатить перехватывающую парковку картой тройка

Возраст призыва в армию в России заканчивается в 27 лет. Как только человеку исполняется 28, призвать на срочную службу его не смогут. А вот в военное время придется все равно защищать страну наравне с остальными.

Нахождение в запасе

Какой призывной возраст в России, выяснили. А сколько времени ждать увольнения из запаса ВС?

Ответ зависит от звания военнообязанного. Ниже можно увидеть таблицу, помогающую понять, когда происходит полное увольнение из запаса. При достижении соответствующих возрастных планок, человека даже в военное время не смогут призвать в обязательном порядке для защиты страны.

Увольнение из запаса - возраст

Соответственно, максимально можно пребывать в запасе до 65 лет. И помнить, что раз в 3 года гражданина имеют право призвать на военные сборы. После указанного возраста даже к ним не привлекают.

Отсрочка от армии

Стоит обратить внимание на то, что российское законодательство является весьма гибким. И в нем можно найти исключения из правил. В области воинской обязанности в том числе.

При определенных обстоятельствах гражданину могут дать отсрочку от армии. Например, если:

  • он поступил в вуз;
  • у него есть беременная жена на большом сроке (от 26 недель);
  • призывник один растит маленького ребенка;
  • гражданин ухаживает за больным и нуждающимся родственником, а других помощников нет;
  • в ходе медицинского осмотра выявились заболевания, мешающие призыву.

Один и тот же человек может получать несколько отсрочек. И может получиться так, что возврат призыва в армию закончится. В этом случае в военкомате либо выдадут справку, либо оформят военный билет с соответствующей пометкой.

Освобождение по закону

Призывного возраста в России могут не бояться определенные категории граждан. Дело все в том, что отдельные лица не привлекаются в Вооруженные силы РФ. О ком идет речь?

До какого возраста призывают в армию

Как правило, это:

  • лица, имеющие инвалидность или серьезные заболевания;
  • многодетные семьи;
  • граждане, имеющих детей до 3 лет;
  • депутатов и государственных служащих;
  • опекунов братьев или сестер;
  • ученые;
  • творческие деятели.

Наличие соответствующих полномочий нужно подтверждать документально. В противном случае гражданина могут призвать в армию в установленном порядке.

Важно: лица с судимостью, нетрадиционной сексуальной ориентацией, а также заключенные не призываются в ВС РФ.

Какой призывной возраст в России

Ответственность за уклонение

С призывным возрастом в России разобрались. Некоторые призывники стараются всеми силами уклониться от воинской обязанности. Например, скрываясь. На практике «бегать» до 28 лет от государственных органов невозможно. Уклониста рано или поздно привлекут к ответственности.

На данный момент за уклонение от службы в армии по срочному призыву предусмотрена уголовная ответственность. За соответствующее деяние могут быть назначены следующие санкции:

  • штраф (200-300 тысяч рублей);
  • арест (от 3 до 6 месяцев);
  • лишение свободы (до 24 месяцев).

Уклонением будет считаться намеренное сокрытие от государственных органов и военкомата. Если умысел не доказан, можно не бояться уголовной ответственности.

За уклонение от военных сборов полагается административная ответственность в виде штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Больше уволенному в запас бояться нечего. Только об уклонении от военных сборов обязательно сообщат работодателю нерадивого гражданина.

Заключение

Призывной возраст в России строго определен действующим законодательством. Он не меняется уже много лет.

На данный момент в армии служат 12 месяцев. Кроме того, иногда в правительстве предлагают повысить возраст призыва до 30 лет. Это нововведение не принято, поэтому пока что беспокоиться не о чем.

Возраст призыва в армию РФ

Важно: если в вузе, где учится человек, есть военная кафедра, ему не нужно будет служить в армии в срочном порядке.

Обязательная служба в армии: пережиток прошлого или условие существования будущего?

Наумова, Н. В. Обязательная служба в армии: пережиток прошлого или условие существования будущего? / Н. В. Наумова, Я. А. Комиссарова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 7 (14). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/148/4618/ (дата обращения: 20.12.2021).

В статье представлен обзор современных тенденций, отражающих проблему — обязательна ли служба в армии? Рассмотрены преимущества и недостатки обязательной службы. Приведены аргументы в пользу контрактной военной службы.

Ключевые слова: Вооруженные Силы Российской Федерации, воинская обязанность, военная служба, контрактная служба, срочная служба.

Институт военной службы в России подвергся многочисленным трансформациям на протяжении последних десятилетий. Вопрос военной службы напрямую связан с политической обстановкой в стране и в мире.

Современные реалии, научно-технический прогресс, который породил прорыв в технологиях вооружения, новые формы войны, такие как информационная или психологическая, трансформация внешних угроз, вызовы, бросаемые цивилизованному миру террористическими организациями — требуют особых, повышенных запросов к лицам, проходящим военную службу.

В данных обстоятельствах ведущую роль принимает качественный показатель, а не количественный. Отражением всех изменений и одновременно их проводником выступает законодательство, регулирующее прохождение военной службы в Российской Федерации.

Проанализировав статью 2 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019), можно утверждать, что «военная служба — особый вид федеральной государственной службы».

Однако Конституция разделяет обязанность защиты Отечества с обязанностью прохождения военной службы (в ст. 59 ч.1) [1].

Конституция не регламентирует прохождение военной службы. В этих целях принят Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О воинской обязанности и военной службе» [2].

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает призыв на военную службу, что согласно законодательству, представляет собой обязательное направление граждан на военную службу.

Факт призыва на службу здоровых и физически, и психически, но, тем не менее, немотивированных, неподготовленных призывников, является крайне неэффективным действием.

Более того, исследователи считают, что институт призыва не соответствует Конституции РФ. Например, по мнению П. С. Шалаева, противоречат Конституции следующие статьи Федерального закона от 28 марта 1998 г. N53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О воинской обязанности и военной службе»:

− призыву на военную службу подлежат только граждане мужского пола в ст. 22, п. 1

− призыв ограничивает на срок, равный сроку прохождения военной службы, свободу и личную неприкосновенность призванных граждан, ст. 22, ч. 1 [5, с. 228].

Институт призыва нарушает права и свободы гражданина, обеспеченные Конституцией РФ, такие как «свобода передвижения», «свобода выбора места жительства» [4, с. 32].

Таким образом, институт призыва, отождествленный с обязательной военной службой, представляется малоэффективным, и, более того, противоречащим положениям Конституции РФ.

Очевидные недостатки института призыва вызвали общемировую тенденцию, когда срок обязательной военной службы стал сокращаться, а удельный вес граждан, проходящих военную службу на контрактной основе, значительно вырос. За последние 12 лет срок военной службы в Российской Федерации сократился с 2 лет до 12 месяцев (Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N53-ФЗ»), тем не менее, значительно сократив количество оснований для отсрочки [2].

Данные изменения исходят из цели привлечь как можно большее количество граждан на меньший срок, то есть, в сущности «ознакомить» их с прохождением военной службы без углублённого познания военного искусства, без развития необходимых качеств и умений, то есть призыв, таким образом, стремится за «количеством», а не «качеством».

Качество военной службы должно обеспечиваться посредству контрактной военной службы.

Схожие изменения, как мы упомянули выше, являются мировой тенденцией. Так, в США военный призыв отменён и замещён постановкой на военный учёт. В Италии с 2005 года осуществлён переход на профессиональную армию. К числу стран, в которых армия полностью состоит из профессиональных военных, относятся и Китай, и Франция, и Испания, и др. [3, с.87].

В чем же польза обязательной военной службы для Российской Федерации?

На сегодняшний день в России срок военной службы составляет 12 месяцев. Призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе [5, с.230].

Стоит отметить, что, несмотря на значительно сокращённый срок военной службы, многие призывники уклоняются от службы в армии, являясь абсолютно годными.

Основная причина такого явления — это страх из-за сложной криминогенной ситуации в армии, тому свидетельствует пропорциональное снижение уклонистов, относительно преступных посягательств и конфликтных ситуаций в армии, большее число которых составляют факты неуставного отношения или «дедовщины» [4, с. 33].

Следующая причина — «потерянный год». Данную проблему армия решает достаточно эффективно. Во-первых, отслужившим гражданами предоставляется льготы при поступлении в вуз; во-вторых, прежде чем отслужить, призывнику даётся шанс поступить в учебное заведение, и в случае, если он им не воспользовался, с точки зрения государства, он будет более полезным в армии.

Если на возможные возражения о том, что не поступление в вуз может быть связанно со сложными семейными обстоятельствами, не являющимся основанием для освобождения от военной службы, то в этом случае армия так же предоставляет некоторые льготы — «тяжёлое семейное положение». Прежде всего, приоритетное право проходить службу максимально близко к дому, а также, денежные выплаты, например, жене, оставшейся с малолетним ребенком. Однако это не устраняет проблему, а лишь смягчает её.

Преимуществом обязательной службы в армии является обеспечение стабильности на фоне экономических потрясений, особенно если рассматривать службу в армии как дальнейшую перспективу. Но и в данной ситуации срочная служба проигрывает контрактной.

Таким образом, ответ на вопрос «Обязательная служба в армии: пережиток прошлого или условие существования будущего?» является дискуссионным.

Любые преимущества срочной армии сохраняют свою актуальность и в условиях прохождения военной службы по контракту, более того, в случае с контрактной службой они приумножаются.

Гражданин, который поступил на контрактную военную службу, принял ответственное решение; он не только прошёл более строгий отбор, но и готов к прохождению службы, он мотивирован и идейно, и материально, и будущими перспективами.

В данных условиях обязательная военная служба представляется пережитком прошлого, неэффективным институтом, однако отказ от него, на данный момент, невозможен, в связи с тем, что контрактная служба, будучи более качественной, всё ещё является малочисленной, тогда как обязательная военная служба, обеспечивает количественный показатель, и учитывая положение нашей страны на мировой арене, количество интересов и зон влияния (Ближний Восток, Средняя Азия и т. д.), вызовы внешних угроз и протяженность нашей границы — отказ от обязательной военной службы, это то, к чему мы должны уверенно стремиться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]