Материальная ответственность водителей при перевозке грузов
Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Водители, работающие на организацию-перевозчика, несут материальную ответственность за груз при перевозке. Каков объем этой ответственности, может ли перевозчик взыскать ущерб с водителя полностью?
Договор и мера ответственности
Очевидно, что перевозчик заинтересован в возмещении нанесенного ему вреда полностью. Заключая трудовой договор и договор о материальной ответственности с водителем, работодатель, как правило, стремится сформулировать его положения соответствующим образом. Однако вопрос этот в правовом поле до конца не отрегулирован.
Вначале определим, что сама по себе должность водителя не подразумевает полной материальной ответственности. Правительственным постановлением № 823 от 14/11/02, постановлением Минтруда № 85 от 31/12/02 установлен перечень должностей и работ, при которых законно заключение договоров о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности, установлены их типовые формы. В перечне водители не упомянуты. Следовательно, речь по общему правилу идет о возмещении ущерба в ограниченном размере.
В то же время перечень позволяет заключать такие договоры с экспедиторами (инкассаторами), лицами, занимающимися перевозкой ценностей, груза. Этим часто пользуются наниматели, заключая договор с одним и тем же работником, как с экспедитором, так и с водителем.
Может иметь место договор «перевозчик-водитель», с учетом положений ст. 241 ТК РФ, где средний заработок водителя за месяц указывается как граница материальной ответственности работника по умолчанию.
Находят применение и договоры о коллективной ответственности водителей. Они действуют, если ущерб нанимателю налицо, а определить вину одного из работников достоверно нельзя. Такой документ имеет смысл, например, если два водителя трудятся на одном автомобиле в одну смену. Здесь возникает уже общая ответственность, вступают в действие положения ТК РФ о коллективной ответственности, что учитывается судом. В ст. 245 ТК РФ говорится о группе лиц, на которую ложится материальная ответственность в полном объеме за недостачу ценностей, принадлежавших нанимателю.
Содержание договора
В договор материальной ответственности с водителем включается обычно не только обязанность доставить груз от точки до точки, но и ремонт при необходимости, заправка, контроль загрузки и выгрузки ценностей, товара.
Кроме того, могут включаться такие условия:
- обязанность следить за распределением груза при погрузке (но это условие не снимает полностью ответственность с грузоотправителя, производящего погрузку, согласно ст. 37 Устава автомобильного транспорта ФЗ № 259 от 08/11/07);
- обязанность следить за грузом в кузове с точки зрения соблюдения ПДД;
- обязанность принимать груз по накладной, пересчитывать его, проверять качество и целостность тары, упаковки;
- обязанность оформления недостачи и порчи при их обнаружении;
- наличие униформы (халата) и медицинской книжки.
Здесь речь идет об элементах договора транспортной экспедиции перевозчика, а водитель принимает на себя обязанности экспедитора, так как является представителем перевозчика. Именно такие контракты чаще всего имеют место.
Важно! Указание в договоре о материальной ответственности с работником конкретной должности обязательно, иначе привлечь его к ответственности проблематично.
Особенно сомнительным, с точки зрения сложившейся судебной практики, выглядит пункт договора с водителем о его полной материальной ответственности за груз. Однако взыскать с работника штрафы, убытки, понесенные в результате нарушения корректно составленного договора, перевозчик может. Ограничение суммой среднемесячного заработка при этом сохраняется.
Правовая практика
Основной вопрос при утрате или порче груза и для перевозчика, и для водителя состоит в объеме материальной ответственности. Ее наличие определяется договором, но величину, как правило, определяет суд. Поскольку профессия в соответствующих документах Правительства и Минтруда отсутствует, полностью отвечать водитель за груз не может. Многие суды придерживаются такой точки зрения.
К примеру, Омский областной суд (аппеляционное определение судебной коллегии по гражданским делам, д. № 33-897/2019 от 28/02/019 г.) при рассмотрении вопроса о привлечении водителя, допустившего аварию служебного автомобиля, к материальной ответственности в полном объеме такую возможность исключил.
При этом отмечено, что:
- договоры о полной материальной ответственности за автомобили сами по себе незаконны, поскольку автомобиль — это средство для перевозки груза, не являющееся транспортируемой материальной ценностью;
- привлечение водителя к полной материальной ответственности как работника, осуществляющего транспортировку материальных ценностей, незаконно.
Суд установил, что водитель обязан компенсировать ущерб только в размере среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Такое положение дел сохраняется, даже если работник ранее взял на себя обязательства полностью возместить ущерб (ст. 248 ТК РФ), а затем изменил свое решение. Подобный подход определяется тем, что работник считается более слабой стороной в трудовых отношениях, по сравнению с работодателем.
Кроме того, водитель может отвечать лишь за реальный ущерб, а не за упущенную выгоду работодателя.
Существенный вопрос – время, за которое определяется средний заработок водителя (момент причинения ущерба, обнаружения или взыскания). Поскольку в законодательстве и разъяснительных документах четких указаний нет, суды принимают различные точки зрения, например:
- на день судебного решения (Суд. уч. № 1 г. Северодвинск, д. № 2-1512);
- на день причинения ущерба (Архангельский облсуд, суд. уч. № 2 Холмогорского района д. № 2-450).
В некоторых случаях материальный ущерб может взыскиваться по суду с водителей полностью:
- Водитель не находился на работе, но причинил ущерб нанимателю, например, похитив автомобиль (ст. 243 ТК РФ, ч. 1-8).
- Водитель совершил административный проступок и причинил ущерб (ст. 243 ТК РФ ч. 1-6).
- Водителем причинен ущерб как результат преступных действий. Данное обстоятельство установлено судебным приговором (ст. 243 ТК РФ ч. 1-5).
- Водитель был пьян, когда причинил ущерб. Речь идет об алкогольном и любом ином виде опьянения (ст. 243 ТК РФ ч. 1-4).
- Вред имуществу со стороны водителя умышленный, и работодатель доказал этот факт. Если доказательств умысла нет, полностью взыскивать ущерб нельзя (ст. 243 ТК РФ ч. 1-3).
- Ценности были переданы водителю по разовому документу, который он подписал. Установлен факт недостачи таких ценностей. Подобные случаи бывают, если водителю, а не другому работнику, сопровождающему груз, по доверенности передается имущество. Существенный нюанс: передача должна быть разовой и срочной (ст. 243 ТК РФ ч. 1-2).
По каждому приведенному случаю в РФ существует обширная судебная практика. В одних случаях судьи принимают сторону водителя, а в других – нанимателя.
Ветер дунул, дерево упало: кто ответит за ущерб машине
Антон Сергеев* припарковался у беседки рядом с лесополосой в районе одного из хуторов Старооскольского городского округа. Как только мужчина вышел из машины, из-за порыва ветра на нее упало дерево.
Непредвиденный случай
Сергеев обратился к оценщику, установил размер ущерба и через суд потребовал возместить его. Если бы власти вовремя вырубали сухие деревья, такой ситуации не произошло бы, объяснял истец. Старооскольское лесничество не смогло доказать, что упавшее дерево было здоровым. Не принял Старооскольский городской суд Белгородской области и ссылку на сильный ветер: максимальные порывы в тот день были до 16 м/с, а по нормам МЧС для чрезвычайных ситуаций сильный ветер начинается с 25 м/с. В итоге первая инстанция назначила свою экспертизу и взыскала в пользу Сергеева 116 000 руб. ущерба (дело № 2-1024/2019).
Белгородский областной суд отменил это решение и в иске отказал. Во-первых, пояснил он, непонятно, было дерево сухим или больным. Во-вторых, не доказано, что машина пострадала именно потому, что лесничество вовремя не убирало сухостой. Наконец, такой сильный ветер – это обстоятельство непреодолимой силы, на которое ответчик никак не мог повлиять. Риск случайного повреждения имущества в этом случае несет собственник, указала апелляция (дело № 33-4955/2019).
Первый кассационный суд общей юрисдикции, как и городской, обратил внимание на то, что по нормативам МЧС источником чрезвычайной ситуации природного характера может быть ветер от 25 м/с. То есть ссылаться на непреодолимую силу как на основание освобождения лесничества от ответственности в рассматриваемом случае нельзя. При этом апелляция не оценила, имела ли место грубая неосторожность автомобилиста. Если она была, то лесничество не обязано возмещать ущерб полностью, напомнила кассация и вернула дело в облсуд (дело № 88-978/2019).
При повторном рассмотрении апелляция установила, что лесничество не обязано проводить «лесопатологический мониторинг» и вырубать сухостой. Более того, состояние деревьев в тот момент, когда одно из них упало на автомобиль истца, было удовлетворительным. Областной суд решил, что ответчик не виноват в произошедшем. Это непредвиденный случай: дело в погоде и неосмотрительности водителя. Не нужно в сильный ветер парковаться около деревьев (дело № 33-380/2020).
Отменить это решение в первой кассации не удалось, поэтому Сергеев пошел в Верховный суд.
ВС не смог понять, правомерно ли припарковался водитель
Компенсировать ущерб должен тот, кто организовал площадку, на которой стояла машина, указала коллегия под председательством Сергея Асташова.
Первая инстанция и апелляция решили, что истец припарковался на асфальтированном месте для сбора твердых бытовых отходов рядом с беседкой для отдыха. Но в деле оказалась противоречивая информация, поэтому ВС не смог понять, что это за участок – парковка для отдыхающих в лесу, где можно оставлять мусор, или все-таки площадка для твердых коммунальных отходов. Важно определиться, можно ли там оставлять машины, подчеркнули судьи.
На третьем круге областному суду снова придется сравнить реальную скорость ветра в тот день с нормативами МЧС. А кроме того, проверить, предупреждали ли граждан о возможных неблагоприятных природных последствиях и пытались ли соответствующие службы эти последствия предотвратить (дело №57-КГ20-17-К1). Судебное заседание в апелляции назначено на 20 мая.
На что еще можно сослаться в таких делах
Если истец оставил автомобиль в месте, которое не предназначено для стоянки, шансов на возмещение ущерба у него нет, говорит Вячеслав Климов, помощник адвоката Адвокатское бюро Asterisk Адвокатское бюро Asterisk Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 5 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 30 место По выручке × .Что касается погодных условий, то они не были чрезвычайными, считает юрист.
Ольга Рогачева, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × , отмечает, что по общему правилу ущерб от падения дерева на авто возмещается управляющей компанией, если дерево было в зоне ее ответственности, или страховой, если машина от этого застрахована.
Если падение дерева или его части произошло под воздействием дополнительной природной нагрузки (ветра, снега и т.п.) и судебная экспертиза это подтвердит, требование о возмещении вреда не удовлетворят.
Ольга Рогачева, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции ×
Как доказательства в таких спорах можно использовать акт обследования территории на предмет выявления «аварийных» деревьев (его составляет комиссия при управляющей компании), информацию из журнала работ по уходу за зелеными насаждениями и предупреждение с сайта МЧС, рассказывает адвокат.
Ответственность работника за ущерб причиненный ДТП. Виды ответственности и особенности применения.
Совершение ДТП – не редкость. Но как быть, если в результате аварии был нанесен ущерб третьим лицам и при этом ДТП имело место быть на служебном автомобиле? Для начала необходимо изучить все обстоятельства происшедшего и воспользоваться материалом, предложенным в статье. При этом от работника должно быть истребовано объяснение в письменной форме. В случае его отказа составлять документ, об этом должен быть написан акт.
○ Возмещение ущерба после ДТП.
После того, как произошло ДТП и были оформлены все необходимые бумаги, возникает закономерный вопрос: кто будет оплачивать ущерб от аварии?
Если речь идет об ущербе третьим лицам по вине работника компании в результате ДТП, то ответчиком по делу всегда будет организация-работодатель. Например, речь идет о ситуации, когда автомобиль был застрахован по ОСАГО, но выплаты не покрыли всю сумму ущерба и потерпевший подал в суд. Безусловно, водитель – работник будет участвовать в судебных заседаниях, но только в качестве третьего лица.
Далее работодатель должен выяснить все обстоятельства дела и для этого, согласно положениям ст. 247 ТК РФ, необходимо создать комиссию по расследованию данного случая на предприятии.
После того, как была выяснена сумма ущерба, комиссия составляет акт и представляет его для ознакомления работодателю. Не позже месяца с момента подписания акта у руководителя предприятия имеется возможность взыскать ущерб с работника, если он не превышает среднемесячный заработок последнего. В случае пропуска данного срока, выплаты может назначить только суд. В судебный орган следует обращаться и в том случае, если сумма ущерба превышает среднемесячный заработок. Законодатель дает на это ровно 1 год с момента, когда работодателю стали известны обстоятельства причинения ущерба.
Однако работник может изъявить желание выплатить сумму ущерба, равно как и предложить заменить вещи на аналогичную, или произвести ремонт.
Обращаем ваше внимание на то, что возмещение ущерба будет производиться вне зависимости от того, был ли он привлечен к какой-либо ответственности (уголовная, административная и т.д.).
○ Ответственность работника.
Для того, чтобы привлечь работника к ответственности, необходимо выяснить, имели ли место быть следующие составляющие:
- Вина служащего.
- Последствия его проступка.
- Причинно-следственная связь между действиями гражданина и ущербом.
При отсутствии этих 3 компонентов, привлечение к ответственности будет незаконным.
✔ Дисциплинарная ответственность.
Согласно ст. 192 ТК РФ, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, которая выражается в следующих формах:
- Выговор.
- Замечание.
- Увольнение.
Напоминаем, что лишение премии законодатель к разновидностям дисциплинарных наказаний не относит.
Для того, чтобы этот вид ответственности мог быть применен к работнику, представителю работодателя необходимо доказать, что он ненадлежащим образом выполнил свои обязанности, нарушил требования локальных актов организации и т.д. Иными словами, работник, во-первых, должен быть ознакомлен со всеми документами, нарушение положений которых ему вменяется. Во-вторых, должно быть проведено соответствующее расследование, по результатам которого составляется акт.
✔ Материальная ответственность.
Несмотря на то, что работник несет ответственность перед работодателем за то, что он причинил вред его имуществу, совершение дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) само по себе не может повлечь наступления полной материальной ответственности служащего.
Ст. 242 ТК РФ уточняет, что материальная ответственность в полном объеме может иметь место быть только в случаях, которые установлены законодателем. Обратимся к ст. 243, которая такие случаи перечисляет:
- Совершение работником административного проступка.
- Умышленное причинение ущерба.
- Нанесение вреда имуществу работодателя при нахождении в состоянии опьянения (токсического, алкогольного и т.д.).
- Совершение преступных действий, которые были установлены в приговоре суда.
Ну и, конечно же, в том случае, если между работником и работодателем заключен договор (соглашение) о полной материальной ответственности. Данное соглашение можно подписывать только с теми категориями сотрудников, которые указаны в постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». В противном случае документ не будет иметь правовых последствий.
При это материальная ответственность в полном объеме будет распространяться только на груз или иные вверенные ценности работнику. На автомобиль, который пострадал в результат аварии ее действие не распространяется (ст. 243 ТК РФ).
В остальных случаях пределы материальной ответственности ограничиваются средним месячным заработком гражданина.
✔ Гражданско-правовая ответственность.
Гражданско-правовая ответственность имеет место быть только в том случае, если между водителем, виновным в ДТП и руководителем организации, которой принадлежит автомобиль, был заключен гражданско-правовой договор.
В иных случаях работника к гражданско-правовой ответственности привлечь нельзя. Даже если возникает ситуация, когда пострадавший от ДТП подает в суд на возмещение ему ущерба, ответчиком по делу будет работодатель. И уже впоследствии он сможет взыскать с работника ущерб, но в другом судебном разбирательстве ли в добровольном порядке.
✔ Административная и уголовная ответственность.
Если в результате совершения ДТП уполномоченными органами было выяснено, что работник, например, находился в состоянии алкогольного опьянения, управляя при этом автомобилем или обнаружен иной состав административного правонарушения или уголовного преступления, то гражданин будет привлечен к одному из видов ответственности.
Для этого необходимо соблюсти следующие условия:
- Должен быть акт уполномоченного органа.
- Отсутствуют обстоятельства, которые исключают ответственность.
Материальная и административная/уголовная ответственность связаны между собой. Речь идет о том, что при установлении факта привлечение работника к одному из последних видов ответственности, «автоматически» он должен полностью выплатить ущерб, нанесенный работодателю; то есть ограниченная материальная ответственность переходит в полную.
○ Возмещение ущерба работником, который продолжает работать.
Если работник все еще трудится на предприятии, но, по результатам проведенной проверки был выяснен размер ущерба, то события могут развиваться по одному из следующих сценариев:
- Сумма ущерба не больше среднемесячного оклада и работодатель издал приказ о привлечении служащего к материальной ответственности не позже месяца, когда был составлен акт комиссии. В этом случае удержание производится из зарплаты работника.
- Сумма ущерба равна или меньше среднемесячного оклада, но работодатель пропустил все сроки и вынужден обратиться в суд.
- Сумма ущерба больше среднемесячного оклада и работодатель готовит документы для судебного иска.
Второй и третий случай аналогичны по порядку выплаты ущерба. После того, как решение суда о возмещении ущерба вступит в законную силу, истцу – работодателю выдается исполнительный лист, с которым ему необходимо посетить службу судебных приставов. После этого возбуждается исполнительное производство и приставы взыскивают ущерб с гражданина. Это может быть осуществлено посредством изъятия и последующей продажи имущества, принадлежащего виновному или вычетами из заработной платы.
○ Возмещение ущерба работником, который уволился.
Работника никто не может заставить трудиться на предприятии, даже если он не выплатил всю сумму причиненного ущерба. Но и паниковать работодателю тоже не стоит, так как у него на руках имеется исполнительный лист. Взыскания как продолжали осуществляться, так и будут продолжаться из зарплаты на новом месте службы.
Однако имеются недобросовестные граждане, которые не устраиваются работать официально и скрывают свой доход. В этом случае рекомендуем руководителю организации «держать руку на пульсе» и отслеживать перемещения бывшего работника с целью предоставления информации судебным приставам, если переводы денег прекратятся.
Вне зависимости от того, прекращён ли трудовой договор с виновным сотрудником на момент вынесения решения суда или после возбуждения исполнительного производства, если ДТП было совершено в то время, когда он трудился у работодателя, он будет обязан возместить нанесенный ущерб.
○ Советы юриста:
✔ Уволился с работы, на которой остался должен возместить ущерб.
Может, но только в судебном порядке. На это ему дается 1 год с момента обнаружения ущерба и установления вины работника. Вне зависимости от суммы ущерба, решить этот вопрос может только суд.
Если у работодателя имеется на руках исполнительный лист, то взыскание будет продолжаться в том же порядке, который существовал в момент службы у работодателя.
✔ Могут ли уволить после ДТП?
Уволить за сам факт совершения ДТП, даже если был нанесен ущерб работодателю не могут. Однако если созданная работодателем комиссия найдет основания для привлечения работника к дисциплинарной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением позеленим должностных обязанностей, то уволить гражданина могут, т.к. ст. 192 ТК РФ предусматривает одним из видов дисциплинарных наказаний увольнение.
Второй случай, когда увольнение вполне реально – вынесение в отношении работника приговора суда или составление постановления о привлечении к административной ответственности, если в его трудовом контракте было предусмотрено, что имеются подобного рода основания для увольнения (например, речь может идти о государственных гражданских служащих).
Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ
Автомобиль поврежден хулиганами или по неосторожности: подробная инструкция
Повреждение машины во время парковки хулиганами или просто третьими лицами по неосторожности – распространенная проблема, с которой часто сталкиваются автомобилисты. Практика показывает, что многие автовладельцы в таких ситуациях совершают ошибки. Это значительно затрудняет получение компенсации или делает ее невозможной. Избежать таких ошибок поможет информация в нашем материале.
Правовое определение происшествия
Умышленные или неумышленные повреждения автомобилю могут причинить хулиганы или просто неосторожные прохожие, например, дети во время игры или человек, выходящий из строительного магазина с покупками. Характер причиненного машине вреда может быть самым разным. Чаще всего приходится иметь дело с такими повреждениями:
- царапины и вмятины;
- разбитые стекла, фары, зеркала заднего вида;
- проколы колес;
- разрисованный или облитый краской кузов и т.д.
Чтобы сохранить возможность получения компенсации за причиненный ущерб, важно понять, куда обратиться, и кому предъявлять претензии. Для этого в первую очередь нужно правильно классифицировать происшествие.
В соответствии с пп. 1.2 п. 1 Правил дорожного движения ДТП определяется как происшествие, возникающее с участием хотя бы одного транспортного средства и обязательно во время движения. Таким образом, наш случай не подпадает под это определение.
При повреждении авто на стоянке людьми мы имеем дело с противоправными действиями третьих лиц. Подобные случаи находятся в ведении не ГИБДД, а обычной полиции. Поэтому для оформления происшествия необходимо обращаться в местный ОВД.
Возмещения ущерба нужно будет добиваться у непосредственных виновников происшествия в судебном или досудебном порядке. В случае, если виновниками являются несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, ответственность за ущерб автомобилю будут нести родители или усыновители. Если авто застраховано по программе КАСКО, возмещение должна выплатить страховая компания, которая в дальнейшем будет добиваться компенсации от виновных.
Что делать в случае повреждения авто
Часто автовладельцы, заметив повреждения машины на стоянке, пытаются самостоятельно устранить их или, по крайней мере, минимизировать последствия. Эта вполне понятная первая реакция является категорически неправильной. Ни в коем случае не следует ничего трогать на месте происшествия.
В первую очередь нужно выполнить следующие действия:
- Вызывать полицию. Для этого необходимо позвонить по телефону 112 и точно назвать адрес, по которому случилось происшествие. По вызову приедет наряд из местного ОВД.
- Предпринять меры, чтобы до приезда полиции место происшествия оставалось нетронутым.
- Зафиксировать обстоятельства происшествия и повреждения авто на фото или видео.
- Если машина застрахована по КАСКО, то нужно связаться со страховой компанией и уведомить о наступлении страхового случая. Также следует соблюдать инструкции страховщика, предусмотренные для таких ситуаций.
- Постараться найти свидетелей происшествия и взять у них контактные данные.
- Постараться найти камеры видеонаблюдения в фокус которых попал ваш автомобиль на стоянке. Также полезно иметь в машине видеорегистратор, который зафиксирует обстоятельства происшествия.
Вызывать полицию рекомендуется даже, если повреждения авто кажутся вам незначительными. Реальный ущерб может оказаться намного больше. Также рекомендуется осматривать машину на предмет повреждений каждый раз, когда вы возвращаетесь к ней на стоянке. Если упустить из виду царапину или другой дефект, то в дальнейшем добиться компенсации за его причинение будет практически невозможно.
После прибытия полиции на место происшествия
Чтобы можно было уверенно рассчитывать на возмещение ущерба, очень важно не допустить ошибок в общении с прибывшим нарядом. Полицейские зачастую не заинтересованы в открытии нового дела. Поэтому автовладельцу нужно быть бдительным и строго следить за соблюдением своих интересов.
Даже при наличии страховки КАСКО ни в коем случае не следует соглашаться с тем, что вы не имеете ни к кому претензий, и признавать размер ущерба незначительным для вас. Весьма вероятно, что сотрудники полиции будут склонять вас к подписанию таких бумаг, чтобы избываться от лишних хлопот, аргументируя это тем, что машина застрахована. Однако в дальнейшем признание незначительности ущерба и отсутствия претензий может стать непреодолимой преградой для получения компенсации.
Сотрудники полиции должны запротоколировать все ключевые обстоятельства происшествия. При наличии к делу приобщаются фото- и видеоматериалы автомобилиста. Владельцу авто вручается талон-уведомление, которым подтверждается прием заявления потерпевшего.
После этого в ОВД нужно будет получить справку, которой подтверждается факт совершения третьими лицами противоправных действий. В этом документе должны быть зафиксированы дата, время происшествия и все его основные обстоятельства. В справке обязательно приводится перечень повреждений транспортного средства и указывается, установлены или нет лица, причинившие ущерб. Проследите, чтобы в справке не было указано, что ущерб нанесен при «неизвестных обстоятельствах».
Также в полиции нужно получить копию постановления о возбуждении уголовного или административного дела по факту происшествия или об отказе в его возбуждении. Документ должен быть скреплен подписью дознавателя или следователя и печатью. Постановление выписывается не позднее 10 суток после регистрации заявления. Если документом отказывается в возбуждении дела по причине отсутствия признаков противоправных действий, необходимо обжаловать постановление в прокуратуре.
Дальнейшие действия
С полученными в полиции документами нужно обратиться в страховую компанию для получения возмещения. Если автомобиль не застрахован по КАСКО, остается требовать выплаты с виновных.
После установление лиц, повредивших машину, необходимо подать на них в суд гражданский иск. При сумме ущерба до 50 тысяч рублей дело рассматривает мировой суд, при большем размере ущерба – районный или городской суд.
В исковом заявлении обязательно должен быть указан размер ущерба, нанесенного транспортному средству. Помимо этого, потерпевшему возмещаются все судебные издержки и другие расходы, которые он вынужден был понести в рамках дела. Практика показывает, что в большинстве подобных случаев виновные предпочитают пойти на мировое соглашение и возместить ущерб, не дожидаясь уголовной ответственности за хулиганство.
Проведение независимой экспертизы
При составлении искового заявления очень важно точно определить размер ущерба, нанесенного поврежденному автомобилю. Для этого необходимо провести независимую экспертизу. Отчет об экспертной оценке авто, оформленный в соответствии с действующим законодательством, суд обязательно принимает в рассмотрение.
Квалифицированная оценка позволит получить полное возмещение ущерба с виновника происшествия. Также отчет эксперта поможет добиться справедливого размера страховой выплаты, если машина застрахована по КАСКО. Расходы на проведение независимой экспертизы включаются в состав выплаты по исковому заявлению или возмещаются страховой компанией. Поэтому они не ложатся на владельца поврежденного транспортного средства.
Выполнять оценку может только специализированная экспертная организация, прошедшая сертификацию. К оценщикам предъявляются высокие квалификационные требования. Они должны иметь соответствующее образование и регулярно проходить повышение квалификации. Также от них требуется членство в Обществе профессиональных экспертов и оценщиков и регистрация в реестре Минюста.
Грамотные действия автовладельца при повреждении авто хулиганами позволят ему получить полную компенсацию ущерба.
Ответственность водителя
“Водитель обязан”, “водитель должен”, “водитель несет ответственность” и “это сфера ответственности водителя” — часто употребляемые экспедиторами и грузовладельцами словосочетания. Безусловно, профессия водителя нужная и ответственная, но так ли много должен водитель (за исключением случаев, когда он же является перевозчиком)? Давайте разбираться, чтобы не делать ошибки, пытаясь взыскать убытки с ненадлежащего лица.
Повторюсь — в рамках этой статьи не рассматриваются случаи, когда водитель является одновременно перевозчиком, который заключает договор на перевозку груза. Принимаем, что водителем является работник перевозчика, который управляет грузовым автомобилем (пусть даже ему принадлежащим).
Для удобства эта статья оформлена в стиле “вопрос — ответ”. Это позволит не растекаться мыслью по древу, но при этом давать краткие и ёмкие ответы.
Ответственность за сохранность груза лежит на водителе?
Например, в этом договоре сделана попытка переложить ответственность перевозчика на иное лицо.
Сделать это не получится по трем причинам:
- 1. Ответственность за груз несет перевозчик — это предусмотрено статьей 796 Гражданского кодекса РФ, а также частью 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта.
- 2. Договор перевозки или транспортной экспедиции в абсолютном большинстве случаев является двухсторонним. Водитель не является стороной договора, следовательно, в соответствии с ч. 3 ст. 308 ГК РФ, на него не распространяются обязательства сторон договора, который он не заключал.
- 3. Даже если водитель является стороной договора, все равно ответственность перевозчика устранить не удастся в силу ст. 37 Устава автомобильного транспорта, признающей недействительными любые соглашения сторон договора перевозки, целью которых является устранение их ответственности.
Установлено, что груз своровал водитель. Требование предъявлять к нему или к перевозчику?
Если вина водителя в хищении груза установлена приговором суда, грузовладелец или экспедитор вправе заявить самостоятельное требование к водителю о возмещении стоимости утраченного груза (это называется гражданский иск в уголовном процессе). Однако, делать это не обязательно. Например, в деле № А32-7958/2019 суды первой и апелляционной инстанций указали перевозчику на то, что ответственность за сохранность груза перед экспедитором несет именно он, а не водитель.
Перевозчик может регрессом взыскать с водителя стоимость поврежденного или утраченного груза?
Водители большегрузных автомобилей могут причинять значительный материальный вред своим работодателям. Иногда размер этого вреда достигает нескольких миллионов рублей. Например, водитель попал в аварию и разбил груз, или заболел и доставил груз с опозданием.
Правоотношения сторон трудового договора регулируются Трудовым кодексом РФ. Действительно, перевозчик вправе взыскать с водителя прямой действительный ущерб (ст. 238 Трудового кодекса РФ). Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 16 ноября 2006 года № 52 раскрыл понятие прямого действительного ущерба — это реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Однако, в соответствии со ст. 241 ТК РФ, ответственность работника за причиненный ущерб ограничена средним месячным заработком.
Случаи, в которых работник обязан возместить ущерб полностью, перечислены в ст. 243 ТК РФ. Кроме того, работодатель вправе заключить с работниками, работающими по определенным профессиям, договоры о полной материальной ответственности. Перечень таких профессий приведен в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85. В перечне отсутствует профессия “водитель”, однако, присутствует профессия “экспедитор”.
Водитель опоздал на выгрузку, и перевозчик получил солидный штраф. Может ли работодатель взыскать его с водителя?
Да, если сможет доказать факт нарушения водителем должностной инструкции и причинно-следственную связь между действиями работника и полученным штрафом. В этом случае полученный перевозчиком штраф является его убытком. Разумеется, в этом случае к водителю также применяется законодательное ограничение среднемесячным заработком материальной ответственности за ущерб.
Можно ли взыскать с водителя уплаченный административный штраф?
Аналогично предыдущему пункту — да, если есть доказательства нарушения водителем своих обязанностей и имеется прямая причинно-следственная связь между нарушением и штрафом. И здесь необходимо понимать, что невозможно вменить в обязанности водителя контролировать всё, например, нагрузки на оси транспортного средства (и уж тем более, если работодатель не предоставил работнику средства измерения этих параметров). В то же время, обязанность водителя соблюдать скоростной режим установлена Правилами дорожного движения, поэтому уплаченные штрафы с камер можно смело требовать с водителя.
Особенно актуально это станет с 1 ноября 2019 года, когда будет введена ответственность перевозчика (юридического лица или индивидуального предпринимателя) за нарушение водителем режима труда и отдыха.
Водитель должен размещать груз внутри кузова при погрузке?
Нет, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено договором. Ответственность за соблюдение осевых нагрузок и общей массы автомобиля с грузом всегда несет тот, кто производил погрузку — об этом говорится в ч. 12 ст. 11 Устава автомобильного транспорта.
Даже если в договоре предусмотрено, что водитель следит за распределением груза на предмет соблюдения весовых параметров, это не снимает ответственности с грузоотправителя (чаще всего погрузку производит именно он) — статья 37 Устава автомобильного транспорта именно об этом.
При этом водитель обязан следить за соблюдением весогабаритных параметров груза и его размещением в кузове транспортного средства на предмет соблюдения ПДД.
Должен ли водитель пересчитывать груз и проверять целостность упаковки?
Водитель обязан это делать. Дело в том, что перевозчик в лице водителя принимает груз по транспортной накладной. Графа 3 накладной содержит всю информацию о грузе, включая его наименование, массу и количество грузовых мест. Следует отметить, что если водитель принимает груз попаллетно, то в транспортной накладной должно быть указано количество паллет, а не количество коробов на них. Необходимо требовать заменить транспортную накладную, а в случае отказа грузоотправителя — сделать соответствующие отметки в 12-ой графе накладной.
Аналогично водитель обязан принимать груз по внешнему виду упаковки (паллет, коробов), так как при сдаче груза именно перевозчик обязан доказывать, что повреждение, бой, подмочка и т. п. произошли не по его вине. Сделать это в отсутствие записи в 12-ой графе транспортной накладной проблематично.
Должна ли у водителя быть медицинская книжка?
Если это предусмотрено договором с перевозчиком, то должна быть. Дело в том, что в чистом виде договор перевозки встречается крайне редко, чаще всего договор квалифицируется как договор транспортной экспедиции со всеми вытекающими последствиями. Говоря очень упрощенно, если договором перевозчик обязуется оказывать хотя бы одну дополнительную услугу, то он автоматически превращается в смешанный договор, содержащий элементы договора перевозки и договора транспортной экспедиции.
Это же относится и к условию договора о необходимости наличия медицинской книжки (а иногда и белого халата) у водителя. В этом случае перевозчик превращается в экспедитора, который обязан оказывать дополнительные услуги, связанные с перевозкой груза, предусмотренные договором.
Если же договором не предусмотрена необходимость наличия у водителя медицинской книжки, а грузополучатель отказывается принимать груз на этом основании, перевозчик может взыскать убытки (см., например, дело № А76-10824/2017).