Правомерны ли действия Роспотребнадзора в данной ситуации?

Правомерны ли действия Роспотребнадзора в данной ситуации?

Дата публикации 14.12.2020

Организации и предприниматели, которые нарушают обязательные требования Роспотребнадзора и адресные предписания, выданные санитарными врачами, могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

В статье приведены судебные решения с привлечением организаций и предпринимателей к административной ответственности и указаны конкретные действия, которые судьи признали нарушающими меры, направленные на борьбу с коронавирусной инфекцией.

Персонал частично не использует средства защиты, часть работников используют неправильно (открыт нос). Отсутствует график текущей дезинфекции, не проводится обеззараживание поверхностей, уборка проводится некачественно (в помещениях пыль). Не во всех подразделениях проводится термометрия (отсутствуют журналы). Не ограничены перемещения сотрудников.

Не проведен инструктаж по усилению дезинфекционного режима. Сотрудники применяют дезинфицирующие средства в концентрации ниже требуемой. Не разработана инструкция кратности смены перчаток и многоразовых масок в течение рабочей смены. Антисептики используются без дозаторов. Не ведется контроль за частотой смены перчаток, многоразовых масок. Недостаточное количество уборочного инвентаря (2 ведра, 2 швабры), который не имеет маркировки с указанием, для каких помещений он используется.

Не соблюдается режим проветривания, приточно-вытяжная вентиляция отключена, а бактерицидные лампы применяются без фиксации часов работы.

Продавец был без перчаток.

Недостаточный запас масок и перчаток.

Отсутствие термометрии. Неупорядоченное хранение уборочного инвентаря, маркировка инвентаря в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ отсутствует, уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов не имеет сигнальной маркировки (красного цвета); хранение дезинфицирующих средств осуществляется в месте, которое для этого не приспособлено. Нет разрешительных документов на моющие, чистящие и дезинфицирующие средства и оборудование.

Решение Московского городского суда от 20.11.2020 по делу № 7-13423/2020

В магазине не было приказа о назначении ответственного за осуществление санитарно-противоэпидемических мероприятий и не было плана таких мероприятий. Отсутствовали документы, подтверждающие:

  • проведение работ по оценке эффективности работы, очистке и дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования,
  • закупку средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств,
  • качество и безопасность продукции (дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты, УФ-оборудования для обеззараживания воздуха, кожных антисептиков).
  • инструкции по осуществлению входного контроля с термометрией,
  • журнала расхода дезинфицирующих средств,
  • бесконтактного термометра,
  • журнала термометрии,
  • бактерицидного облучателя.

Кроме того, дезинфицирующие средства хранились вместе с моющими средствами и пищевыми продуктами.

Решение Московского городского суда от 22.10.2020 по делу № 7-13323/2020

У персонала не было масок и перчаток, не представлена информация о пятидневном запасе этих средств. Отсутствовала дистанционная разметка и приборы для обеззараживания воздуха.

Кафе не представило график текущих и генеральных уборок, который подтверждает кратность дезинфекции с использованием допустимых средств, а сами дезинфицирующие средства отсутствуют.

В части системы вентиляции:

  • не представлены сведения по оценке эффективности работы (в том числе по проведению очистки и дезинфекции силами аккредитованной компании);
  • отсутствуют паспорта на используемые фильтры, не представлен проект вентиляции.

Нет информации по обучению и инструктажу персонала по вопросам предупреждения и профилактики коронавируса (в т. ч. по использованию СИЗ и проведению дезинфекции).

На дезинфицирующие средства нет документов, подтверждающих вирулицидные свойства.

Отсутствует неснижаемый запас дезинфицирующих средств, нарушается инструкция и требования по приготовлению рабочего раствора.

Не осуществляется обязательная дезинфекция уборочного инвентаря после проведения уборки.

Нет доказательств оценки эффективности системы вентиляции, не проветриваются помещения.

Не контролируется наличие масок и перчаток у посетителей, отсутствуют кожные антисептики в помещениях.

Не осуществляется контроль за ношением масок посетителями (50 % посетителей без СИЗ).

Не организован контроль за соблюдением требований социального дистанцирования среди посетителей экспозиции (у некоторых экспозиций массовое скопление посетителей от 10 до 20 человек).

  • оборудование по обеззараживанию воздуха,
  • дистанционная разметка.

Не проводится анкетирование сотрудников (по состоянию и о контактах). На входе кожные антисептики перелиты в обыкновенную пластиковую бутылку. Умывальники для мытья рук без дозаторов для обработки рук кожными антисептиками.

Обработка рук производится косметическим средством с антибактериальным эффектом, который не зарегистрирован в качестве антисептического средства с вирулицидным действием. Не все сотрудники при ношении защитных средств органов дыхания (масок) полностью не закрывают органы дыхания, у некоторых нет перчаток, у многих нет запаса СИЗ на смену. Не ведется журнал контроля за состоянием здоровья персонала либо иной документ, подтверждающий выполнение мероприятий по измерению температуры тела работников.

Отсутствует оборудование для обеззараживания воздуха. Отсутствуют дозаторы с кожными антисептиками на территории работодателя.

Меры, принимаемые должностными лицами Роспотребнадзора в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки

Меры, принимаемые должностными лицами Роспотребнадзора в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица Роспотребнадзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

1) выдать предписание лицу, в отношении которого проведена проверка, об устранении выявленных нарушений;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований лицу, в отношении которого проведена проверка, с указанием сроков их устранения.

В предписании должно быть указано:

— дата и место выдачи предписания;

— фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) и должность должностного лица Роспотребнадзора, выдавшего предписание;

— сведения о лице, которому выдается предписание, в том числе наименование и место нахождения (адрес) юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) и адрес места жительства индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации и зарегистрировавшем органе;

— нормы законодательства (в том числе технических регламентов, санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил продажи отдельных видов товаров, правил оказания отдельных видов услуг), предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке;

— требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения;

— срок, в течение которого лицо, которому выдано предписание, должно известить должностное лицо Роспотребнадзора, выдавшее предписание, о выполнении предписания, с указанием способа такого извещения;

— порядок и сроки обжалования предписания;

— предупреждение лица, в отношении которого выдается предписание, об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту невыполнения в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.

Предписание об устранении выявленных нарушений направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, не позднее трех рабочих дней с момента его подписания уполномоченным должностным лицом.

Должностное лицо, выдавшее предписание, обязано принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений и с этой целью организовать проведение внеплановой проверки на основании истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Проверка по указанному основанию для ее проведения должна быть проведена не позднее одного месяца со дня окончания срока, в течение которого лицо, которому выдано предписание, должно было известить должностное лицо Роспотребнадзора, выдавшее предписание, о выполнении предписания.

В случае если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, должностное лицо Роспотребнадзора, проводившее проверку, обязано незамедлительно принять меры по:

— недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

— отзыву продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота;

— доведению до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении в установленной сфере деятельности производится в порядке, установленным главами 24 — 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При обнаружении в ходе проведения проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих виды деятельности, лицензирование которых уполномочен осуществлять Роспотребнадзор, нарушений лицензионных требований и условий, должен быть разрешен вопрос о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Территориальные органы Роспотребнадзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей в связи с выявленными в результате проверки нарушениями прав потребителей в соответствии с порядком, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Приостановление производства и (или) реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, а также отзыв с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, применяются в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

При проведении административных процедур уполномоченным должностным лицам Службы, ее территориального органа в каждом случае необходимо:

— определить характер допущенного нарушения (нарушений), нормы законов и иных нормативных правовых актов, обязательные требования которых к товарам (работам, услугам) были нарушены;

— определить круг лиц, имеющих отношение к установленному нарушению, в том числе наличие пострадавших, свидетелей;

— определить юридически значимые факты, подтверждающие неисполнение нарушителем обязательных требований к товарам (работам, услугам);

— определить причинно-следственную связь между допущенным нарушением и угрозой жизни и здоровью людей, доказательства угрозы жизни и здоровья людей, последствия, которые может повлечь (повлекло) допущенное нарушение.

В случае если при проверке будут установлены признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, должностное лицо Роспотребнадзора обязано направить в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Делопроизводство в связи с проведением проверок осуществляется в соответствии с регламентами Роспотребнадзора и его территориальных органов.

Порядок осуществления делопроизводства должен предусматривать ведение:

— учета юридических лиц (включая сведения об их обособленных (представительства, филиалы) и структурных подразделениях по месту осуществления деятельности) и индивидуальных предпринимателей (включая сведения о местах осуществления ими предпринимательской деятельности), в отношении которых осуществляется государственный надзор;

— надзорных дел в отношении каждого юридического лица или его обособленного подразделения, каждого индивидуального предпринимателя;

— материалы проверок, проведенных в отношении граждан.

Учет сведений о лицах, в отношении которых проведена проверка, должен осуществляться с применением электронного способа учета. Форма и способы учета утверждаются руководителем территориального органа Роспотребнадзора.

Надзорное дело должно содержать распоряжения, акты по результатам проверок со всеми приложениями, а также копии документов о принятии к лицу, в отношении которого проводилась проверка, соответствующих мер в связи с выявленными правонарушениями.

Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором в 2020 году

Когда Роспотребнадзор проводит внеплановую проверку

Основания для внеплановой проверки Роспотребнадзора приведены в п. 26 Административного регламента, утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764. Проверка проводится, если:

  • поступила жалоба от гражданина, организации или органа государственной власти;
  • истек срок, отведенный для устранения нарушений, выявленных в ходе проведенной ранее проверки;
  • поступило требование из прокуратуры.

Причина, по которой инспекторы пришли с проверкой, обязательно должна быть зафиксирована в распоряжении Роспотребнадзора о ее назначении.

Порядок проведения внеплановой проверки

Роспотребнадзор проводит аудиты вне установленного графика в следующей последовательности:

  1. В адрес проверяемой организации направляется уведомление о предстоящей проверке. Обратите внимание, что уведомление не направляют в ситуациях, о которых мы расскажем ниже.
  2. В назначенный день в организацию направляется запрос о предоставлении определенных документов (при документарной проверке) или выезжают инспекторы (при выездном визите).
  3. Инспекторы проводят проверку, по итогам которой составляется акт. В нем фиксируются результаты аудита, выявленные нарушения (при наличии) и сроки для их ликвидации. Если нарушения имеются, инспектор:
  • выносит предупреждение должностному лицу, ответственному за ту часть деятельности предприятия, в которой нашли несоответствия;
  • налагает на организацию штраф; или
  • приостанавливает деятельность организации на определенный срок.

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе статья «Порядок проведения проверок Роспотребнадзором». Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

Форма проверки: документарная, выездная

Внеплановые проверки Роспотребнадзора в 2020 году делятся:

  • на документарные;
  • выездные.

Документарная проверка проводится на территории Роспотребнадзора (ч. 2 ст. 11 федерального закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Проверяемая организация должна представить копии запрошенных документов, заверенные подписью руководителя и печатью (если она есть). Можно предъявить электронные образы документов, но в этом случае их придется заверить усиленной квалицированной электронной подписью руководителя (ч. 6 ст. 11 ФЗ № 294). На передачу документов отводится 10 рабочих дней (ч. 5 ст. 11 ФЗ № 294).

Выездная проверка проводится на территории проверяемой организации (ч. 2 ст. 12 ФЗ № 294). Необходимость в ее проведении возникает, если без выезда не получится:

  • проверить, насколько правдивы данные, указанные в представленных организацией документах;
  • установить соответствие процессов, протекающих внутри компании, законодательным требованиям.

Срок проведения проверки

Максимальная продолжительность проверки — 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 ФЗ № 294). Правительство РФ может уменьшить этот срок для организаций, которые ведут деятельность, сопряженную с риском (например, несущую потенциальную опасность для природы или жизни работников предприятия).

Полномочия Роспотребнадзора

В ходе аудита Роспотребнадзор обязан соблюдать ограничения, установленные ст. 15 ФЗ № 294. Это значит, что инспектор:

  • проверяет только те источники информации, которые имеют отношение к предмету проверки;
  • отбирает образцы для исследования в количестве, соответствующем нормативам, при условии составления протоколов отбора;
  • изучает документацию, содержащую охраняемую законом тайну (коммерческую, служебную и пр.);
  • проводит проверку с соблюдением установленных сроков.

Уведомляет ли Роспотребнадзор о внеплановой проверке

Ответ на вопрос о том, должен ли Роспотребнадзор предупреждать о внеплановой проверке, зависит от ее направленности.

Предварительное информирование необязательно, если проверяется:

  • информация о возможном причинении вреда человеку, природе или объектам культурного наследия (ч. 16 ст. 10 ФЗ № 294);
  • деятельность предприятий, связанная с продуктами, в том числе и с общепитом (ч. 2 ст. 13 закона «О качестве…» от 02.01.2000 № 29-ФЗ).

При других обстоятельствах Роспотребнадзор обязан сообщить о проведении проверки не позднее чем за сутки до того, как придут проверяющие (ч. 16 ст. 10 ФЗ № 294).

Как часто Роспотребнадзор может приходить с проверкой

Количество аудитов законом не ограничено. Это значит, что проверяющие могут приходить хоть каждый месяц. Главное, чтобы продолжительность каждой такой проверки не превышала 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 ФЗ № 294).

Сокращенные сроки проведения проверок для предприятий с малым оборотом и численностью (50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия), установленные ч. 2 ст. 13 ФЗ № 294, при внеплановых мероприятиях не действуют. Их проводят в обычном порядке.

Итоги

Роспотребнадзор проводит внеплановые проверки вне графика, если на организацию поступила жалоба или требование из прокуратуры. Проверка может быть документарной (инспекторы запрашивают нужную информацию и самостоятельно ее изучают) или выездной (инспекторы приезжают в проверяемую организацию и работают на месте).

Проверки Роспотребнадзора: причины, порядок, последствия

Не меньший интерес для предпринимателей представляют проверки, осуществляемые Роспотребнадзором. Роспотребнадзор – это государственный орган, которому на сегодняшний день переданы полномочия СанЭпидемСтанции. Он контролирует, чтобы продажа товаров, оказание услуг и выполнение работ на территории Российской Федерации осуществлялись максимально качественно и безопасно для потребителей.

Роспотребнадзор стал лидером по количеству проверок в 2015 году, не считая МЧС – им было проверено 266 тыс. организаций.

  • Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и норм (проверяются наличие контрольно-кассовых аппаратов, прейскурантов на товар, правильность оформления ценников, наличие медкнижек у работников, соответствие закону торговой точки (метраж, размеры дверных и оконных проемов, освещение, вентиляция, наличие предусмотренных выходов), качество товаров, соблюдение правил товарного соседства, маркировка и температура хранения товаров, выполнение требований по фасовке товара, наличие договоров на вывоз мусора и дезинфекцию и многое другое).
  • Соблюдение законодательства о защите прав потребителей.
  • Соблюдение правил продажи определенных видов товаров, оказания услуг, выполнения работ (проверяется наличие санитарно-эпидемиологических заключений в отношении товаров, реализация которых требует получения таких заключений (пищевые продукты, детские товары, косметика и парфюм, текстильные изделия, издательская продукция и пр.), наличие сертификатов и деклараций о соответствии в отношении отдельных категорий товаров (топливо, некоторые приборы, оборудование, инструменты).
  • Соблюдение иных нормативных требований (правильность размещения рекламных вывесок, наличие знаков информационной продукции, обеспечивающих информационную безопасности детей и др.).

Что делать, если внеплановая проверка в отношении компании инициирована по анонимной жалобе? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право» .

Закон предписывает Роспотребнадзору осуществлять проверку всех субъектов предпринимательской деятельности каждые три года. Также отдельным поводом для проверки может стать начало ведения организацией новых видов деятельности (к примеру, фирма начинает торговать алкогольной продукцией).

Исключение составляют организации социальной, образовательной сфер и сферы здравоохранения, которые проверяются гораздо чаще.

Роспотребнадзор может проверить общество и во внеплановом порядке (например, по жалобе гражданина, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, истечения срока на устранение организацией нарушений, выявленных ранее).

О проведении плановой проверки надзорный орган обязан уведомить проверяемого за три дня до начала проверки, о внеплановой – за 24 часа. С 23 января 2015 года организации, занимающиеся продажей продуктов питания или оказывающие услуги общественного питания, о проведении внеплановой проверки не уведомляются (ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок»).

Это значит, что по жалобе потребителя на нарушение его прав проверяющий из Роспотребнадзора может выехать в течение 24 часов.

Сама проверка не может длиться более 20 рабочих дней (в исключительных случаях этот срок может быть продлен).

В ходе проверки проверяющий производит внешний осмотр объекта, на котором осуществляется предпринимательская деятельность, анализирует документы организации, проводит различные исследования испытания, экспертизы (например, исследование продукции).

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из Роспотребнадзора в вашем офисе:

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) о проведении проверки.
  • Внимательно изучите приказ (распоряжение), а именно каковы цели, задачи, предмет проверки, срок проведения проверки, перечень мероприятий по контролю, список документов, которые требуются от проверяемого.
  • Воспользуйтесь журналом проверок (журнал учета контрольных мероприятий должен быть в каждой организации) и внесите в него данные о проводимой проверке, обязательно предоставьте его проводящему для простановки подписи.
  • По окончании контрольных мероприятий ознакомьтесь с актом проверки, особенно с ее результатами и выявленными нарушениями.

Проверяющий не имеет права:

  • проверять выполнение требований, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции Роспотребнадзора;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки;
  • проводить отбор образцов (пробы) продукции для проведения их исследований без оформления соответствующего акта отбора;
  • отбирать образцы (пробы) продукции в количестве, превышающем установленные нормы;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки, составляющую охраняемую законом тайну;
  • превышать сроки проведения мероприятий по контролю.

Руководитель организации, в отношении которой проводится проверка, имеет право:

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки;
  • получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем несогласии с ним;
  • обжаловать действия проверяющих.

Последствия проверки

По итогам проверки организация получает акт, содержащий результаты проверки, с приложениями (итоги исследований, испытаний, экспертиз и иные документы, составленные в ходе проверки).

Также вы можете получить протокол об административном правонарушении, если таковое будет выявлено, например, в случае следующих нарушений.

  • Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
  • Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям закона.
  • Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством.
  • Неприменение контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка ее регистрации и применения.
  • Отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
  • Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей.
  • Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).
  • Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Читайте также  Правомерно ли начальство сократило рабочее время?

В результате Вы можете быть подвергнуты административному штрафу или наказанию в виде приостановления деятельности на определенный срок с конфискацией товаров, не соответствующих требованиям, предъявляемым законом. Размер штрафов за подобные нарушения может достигать 500 тыс. рублей (статьи 6.3, 14.4, 14.5, 14.7, 14.8 КоАП РФ).

Обжаловать привлечение к административной ответственности можно в течение 10 календарных дней с момента получения копии постановления по делу об административном правонарушении.

Акт Роспотребнадзора обжалуется в порядке главы 22 КАС РФ в течение трех месяцев с момента получения копии предписаний государственного органа.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой ФНС России, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры, читайте в моей предыдущей авторской колонке.

Проверки Роспотребнадзора

Михаил Носков

Роспотребнадзор — государство на службе у потребителей. Налоговую интересуют всего пара чисел о доходах-налогах, а Роспотребнадзору важно всё: вид ценников, устройство вентиляции, подсказки в турпутёвках и запах в такси. Правил столько, что предприниматели чувствуют себя в опасности, а слухи о проверках её усиливают. Статья поможет оценить реальную вероятность проверки и на всякий случай подготовится к ней.

Зачем вообще нужен Роспотребнадзор?

Роспотребнадзор — одна из самых больших российских структур, в которой работает больше 100 000 человек. Это служба заботы о людях, которая предотвращает эпидемии, уменьшает риски товаров и услуг и требует от бизнеса качества (и иногда перегибает, например, с санпинами).

Полный список обязанностей ведомства читайте в Постановлении Правительства № 322 от 30.06.2004, а здесь перескажем только самое главное.

Чем занимается Роспотребнадзор

Нормативка

Примеры обязанностей ИП

Учёт бизнеса, который работает с потребителями

Постановление Правительства РФ № 584

Предупредить Роспотребнадзор о начале бизнеса с потребителями

Защита прав потребителей

Закон о защите прав потребителей

Работать качественно, не обманывать, завести уголок потребителя

Бороться с грязью, грызунами и инфекциями

Обеспечение безопасности продукции

Закон о техрегулировании, технические регламенты, перечень продукции с обязательной сертификацией

Оформить сертификаты на продукты питания, одежду и игрушки, нанести маркировку ЕАС и РСТ

Защита детей от вредной информации

Закон о защите детей

Указывать в рекламных материалах, какого возраста должна быть аудитория, например, 18+

Это нормы для всех, а бывают ещё — для конкретных видов бизнеса. Например:

— Для торговли — правила продажи товаров.

— Для такси — правила перевозок пассажиров.

— Для автомастерских — правила ремонта машин.

— Для общепита — правила общепита.

— Для туристических компаний — правила туризма.

— Для всех услуг и работ — правила бытового обслуживания.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Ко мне придут с проверкой?

Бухгалтерские СМИ пугают, а мы честно скажем: вероятность маленькая, особенно, если вы не занимаетесь общепитом и медициной и не продаёте маркированные товары. Давайте разберёмся, почему.

Малый бизнес не проверяют по плану

Проверки раз в три года — это не про вас. В 2016 году контролирующие органы отказались от плановых визитов к малому и среднему бизнесу — и освобождение действует до конца 2021 года — см. п. 7 Постановления правительства № 1969. Практика заново регистрировать компании, чтобы избежать проверок, осталась в прошлом. Переживать стоит только крупному бизнесу, а это другая весовая категория, где сотрудников больше 250, а годовой доход — больше 2 млрд в год (по Постановлению Правительства № 265 от 04.04.2016).

— Лицензированные виды деятельности. Например, военка, медицина, частная охрана и пожарка, шифрование.

— Компании с высоким классом опасности.

— Компании, которые уже проверяли меньше 3 лет назад и нашли нарушения.

Внепланово не проверяют без веской причины

Для внеплановой проверки необходимо основание — например, жалоба покупателя. Не всякая жалоба подойдёт. Допустим, конкурент напишет в Роспотребнадзор: «Я анонимный Вася, в магазине меня обманули. » У такого письма не будет последствий: оно анонимное, без доказательств нарушения и без попытки поговорить с продавцом.

Всех проверить невозможно

Роспотребнадзор не обладает безграничными ресурсами. Любая проверка — большое дело и в плане организации, и в плане бюрократии. Чтобы не тратить время зря и приносить максимальную пользу людям, выбирают самые опасные случаи. Опасность зависит от количества потребителей, степени возможного вреда для здоровья и окружающей среды и количества предыдущих нарушений. Первые три класса опасности из шести получили 2 % бизнеса, и он почти всегда — средний и крупный.

К малому бизнесу приходят по остаточному принципу. Чаще ограничиваются проверкой документов по правилам ст. 11 294-ФЗ. Спрашивают декларации о соответствии, медкнижки и прививочные сертификаты, договоры на дезинфекцию и вывоз мусора. Срок предоставления документов в местное отделение Роспотребнадзора — 10 дней. Если инспекторы находят нарушение, предпринимателю дают ещё 10 дней на пояснения.

Невозможно дать гарантию 100%, что выездной проверки не будет. С внеплановой проверкой приходят внезапно: о ней сообщают за сутки, а если есть угроза здоровью людей, приходят вообще без предупреждения. Чтобы не растеряться при встрече с инспекторами, прочитайте следующие разделы.

Может, никого не впускать?

Ненастоящие инспекторы

Репутация Роспотребнадзора кормит мошенников. Заходят «проверяющие» — и у паникующего предпринимателя выключается критический разум. Инспекторы с порога замечают нарушения, озвучивают возможную сумму штрафа, предлагают неформально решить вопрос суммой поменьше. Предприниматель распознаёт обман, когда уже отдал деньги.

Вариант популярнее и проще. Предприниматель берёт трубку и слышит: вас беспокоит Роспотребнадзор, на вас поступают многочисленные жалобы, планируется проверка. Чтобы она прошла хорошо, приобретите документы для вашего вида бизнеса. Это тоже развод: инспекторы ничего не продают.

У инспекторов должны быть служебные удостоверения и распоряжение о проведении проверки. В распоряжении — ФИО проверяющих и причина выезда. При ошибке в документах чиновников дружелюбно разворачивают. Совсем проверка не исчезает, только переносится, зато появляется время исправить нарушения.

Образец служебного удостоверения работника Роспотребнадзора из приказа № 737

Руководитель отсутствует

Без руководителя компании проверку проводить запрещено — ч. 2 ст. 15 294-ФЗ. Отсюда возникает идея: сообщить, что руководитель в отпуске и спокойно работать дальше. Но явиться на проверку — обязанность руководителя по п. 1. ст. 25 294-ФЗ. Бесконечные отмазки приведут только к дополнительным проблемам по 19.4.1 КоАП РФ — вплоть до дисквалификации.

Если проверяющих не пускают в помещение, они приходят снова в течение трёх месяцев. Все последующие визиты — внезапные, не важно, предупреждали ли предпринимателя перед первой встречей — п. 7 ст. 12 294-ФЗ.

Когда предприниматель уже проверил документы контролёров, лучше пригласить их внутрь и вести себя дружелюбно. Людей, качающих права, никто не любит. Заявляем, как юристы:)

Если уж пришли — проверят всё?

Нет-нет, все ваши тайны раскрывать не будут. Вы же впускаете в помещение чиновников, которые должны действовать по закону. У любых проверок есть ограничения, и они прописаны в ст. 15 294-ФЗ.

Инспекторы не должны:

— Превышать полномочия. Роспотребнадзор не проверяет трудовые отношения и уплату налогов. Про медкнижки спросят, а про зарплату меньше МРОТ — нет.

— Выходить за рамки предмета проверки. В распоряжении прописано, что проверяют состояние помещения и производственные процессы, значит, про возвраты денег потребителям речи не будет.

— Нарушать сроки проверки. Максимум — 20 дней по п. 1 ст 13 294-ФЗ (для проверки небольшого бизнеса столько и не нужно).

— Забирать оригиналы документов и компьютеры. При административных проверках это возможно, только если инспекторы пришли с полицией — ст. 13 и п.1. ст. 15 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Во время проверки следите, чтобы инспекторы не нарушали закон. По возможности фиксируйте процесс на видеокамеру: всякое бывает, вдруг будут искать доказательства нарушений в ваших личных вещах. Если будут просить взятку — можете обратиться в управление экономической безопасности и противодействия коррупции или в прокуратуру.

Какие бывают штрафы от Роспотребнадзора?

Самое страшное — не штрафы. Роспотребнадзор вправе заменить штраф на приостановку деятельности компании до 90 суток. Такая кара бывает за нарушение санитарных норм и правил защиты детей от вредной информации.

А основные штрафы вот.

Нарушение санитарных норм. 1000 ₽ для ИП, 10 000-20 000 ₽ для ООО по 6.3. КоАП РФ.

Неправильная эксплуатация помещений. 1000-2000 ₽ для ИП, 10 000-20 000 ₽ для ООО по 6.4 КоАП РФ.

Нарушение законодательства о защите детей. 5000-10 000 ₽ для ИП, 20 000-50 000 ₽ для ООО по 6.17 КоАП РФП.

Некачественные товары или услуги, нарушения техрегламентов: ИП — 10 000-20 000. ₽, ООО — 20-30 тыс. ₽ по ст. 14.4 КоАП РФ

Продажа товаров без маркировки. 5000-10 000 ₽ для ИП, 50 000-300 000 ₽ для ООО по ч. 2 ст. 15.2 КоАП РФ.

Продажа товаров без декларации о соответствии. 20 000-40 000 ₽ для ИП, 100 000-300 000 ₽ для ООО по 14.45 КоАП РФ.

Обман клиента. 3000-5000 для ИП, 100-500 тыс. для ООО по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ.

Плохое информирование потребителей. 500-1000 ₽ для ИП, 5000-10 000 ₽ для ООО по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Что делать, если проверяющие ошиблись?

Последствия проверки будут, только если она правильно проведена. При грубых нарушениях результаты отменит вышестоящий орган — ст. 20 294 ФЗ. Проверку придётся проводить заново, если:

— Предпринимателя не предупредили о внеплановой проверке за сутки, хотя компания не навредила здоровью людей и основания приходить без предупреждения нет.

— Проверка пришла без согласия прокуратуры, хотя компания не навредила здоровью людей.

— Проверяли права потребителей, а жалоба — анонимная или от человека, который не пытался сам договориться с предпринимателем.

— Роспотребнадзор обращался к экспертам, а они не аккредитованы.

— Проверка проведена не на основании приказа руководителя и заместителя местного Роспотребнадзора.

— Проверяли что-то не роспотребнадзорское.

— Предпринимателю не выдали акт по результатам проверки и не дали шанса не согласиться с результатами.

В акте инспекторы прописывают, какие нашли нарушения. К нему прикладывают все доказательства и вручают копию предпринимателю. В течение 15 дней пришлите чиновникам возражения, если они есть — как всегда, заказным письмом с описью вложения. Подтвердите слова документами или видеозаписями — и будет шанс пересмотра результатов.

Допустим, предприниматель написал возражения в местный Роспотребнадзор или заявление на отмену результатов в вышестоящий орган — и получил несправедливый отказ. Тогда остаётся последний вариант: обратиться в суд. Реально ли оспорить результаты проверки через суд — мы спросили у юристов.

Ирина Макаревич, судебный юрист, в прошлом — главный специалист-эксперт в Управлении Роспотребнадзора по Новгородской области:

«Я состою в Союзе предпринимателей и помогаю им в спорах с органами власти. Скажу, что самые трудные дела — это споры об административных правонарушениях. Суды очень редко отменяют такие постановления. У них чисто формальный подход к данным делам: нарушение установлено — и всё. Положительный исход дела сильно зависит от собранных доказательств и знаний административного производства».

Дмитрий Першин, юрист юридической службы «Единый центр защиты»:

«Обжаловать результаты проверки реально. Из личной практики отмечу работу с медицинским центром. Сотрудник Роспотребнадзора предъявил 17 нарушений и потребовал приостановить деятельность на 90 суток. Материалы дела передали в суд. Я ознакомился с ними и пришёл к выводу, что проверка проведена безосновательно. На судебном заседании я дал пояснения, а вслед за мной судья вызвал для дачи показания проверяющего из Роспотребнадзора и сотрудника прокуратуры, якобы по инициативе которого проводилась проверка. В результате приняли постановление: за отсутствием события административного правонарушения производство по делу прекратить».

Если пойдёте в суд — сначала проконсультируйтесь с юристом. К бизнес-обмудсмену тоже можно заглянуть, это бесплатно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]