Унифицированная форма № ИНВ-3 — бланк и образец
Форма ИНВ-3 задействуется российскими экономическими субъектами как инструмент для оформления результатов инвентаризации — процедуры, в ходе которой выявляется фактическое наличие в установленных местах их хранения каких-либо ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении конкретного субъекта (товарно-материальных ценностей, запасов, документов и т. д.).
Подробнее о процедуре инвентаризации товарно-материальных ценностей читайте в статье «Инвентаризация материально-производственных запасов».
Унифицированная форма ИНВ-3 составляется в 2 экземплярах. Она должна быть подписана сотрудниками, входящими в состав инвентаризационной комиссии. Данные для внесения в рассматриваемую форму определяются исходя из результатов пересчета, процедур взвешивания, измерения тех или иных ресурсов по каждому установленному месту их хранения. Также необходимо заполнять отдельную форму для каждого материально ответственного лица (МОЛ) либо группы таковых, которые отвечают за сохранность ценностей.
О нюансах проведения инвентаризации при смене МОЛ, а также в других предусмотренных законом случаях вы можете узнать в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Путеводитель по бухотчетности.
Первый экземпляр формы ИНВ-3 должен быть направлен в бухгалтерию, второй остается в распоряжении МОЛ.
Скачать бланк формы ИНВ-3 вы можете на нашем сайте:
На нашем сайте для вас также доступен образец заполнения формы ИНВ-3.
Кто должен использовать форму ИНВ-3
Форма ИНВ-3 была утверждена как унифицированный (подлежащий использованию всеми юрлицами вне зависимости от их организационно-правовой формы и вида осуществляемой ими экономической деятельности) документ постановлением Госкомстата РФ № 88, принятым 18.08.1998.
Однако с 01.01.2013 законодательно закреплено право использовать собственные формы для оформления результатов инвентаризаций (информация Минфина РФ № ПЗ-10/2012). Исключение установлено для тех организаций, которым законодатель прямо предписывает задействование унифицированных документов. Т. е. для бюджетных структур (п. 1.1 приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).
Вместе с тем многие коммерческие субъекты предпочитают не отказываться от использования формы ИНВ-3 — в силу делового обычая, а также по той причине, что ее структура удобна и привычна.
Итоги
Оформлять результаты инвентаризации можно на бланке, разработанном организацией. Но многие по-прежнему используют привычную унифицированную форму ИНВ-3, т.к. бланк содержит все обязательные элементы первичного документа.
Пример протокола инвентаризации имущества
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 12 ноября 2020 г. N 02-07-05/98751 О возможности оформления инвентаризационных описей с использованием средств вычислительной техники
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение о возможности оформления инвентаризационных описей с использованием средств вычислительной техники и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы граждан — просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Содержащийся в обращении запрос не соответствует приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что суть вопроса в обращении сводится к особенностям ведения организациями государственного сектора бухгалтерского учета, обращаем внимание, что подобные вопросы следует направлять в виде запроса организации (бюджетного учреждения), оформленного надлежащим образом (на бланке организации (бюджетного учреждения), подписанного уполномоченным лицом.
Вместе с тем Департамент полагает необходимым сообщить следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 402-ФЗ) случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности для организаций бюджетной сферы (государственных (муниципальных) учреждений) определены положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 (далее — Стандарт «Концептуальные основы»).
Обращаем внимание, что приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее — Приказ N 49) не является нормативным правовым документом, требования которого обязательны при определении порядка проведения инвентаризации организациями государственного сектора. Положения Приказа 49, не противоречащие нормативным правовым актам, регламентирующим проведение инвентаризации в организациях бюджетной сферы, могут быть предусмотрены порядком проведения инвентаризаций, установленным правовым актом (приказом, распоряжением) учреждения, принятым в рамках формирования его учетной политики.
Одновременно сообщаем, что согласно пунктам 5-6 статьи 9 и пунктам 6-7 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, первичный учетный документ и регистр бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой учреждения могут быть составлены на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Согласно пункту 4 статьи 9 и пункту 5 статьи 10 формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Формы инвентаризационных описей и указания по их применению установлены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ N 52н, Методические указания).
Результаты инвентаризации, независимо от применяемых программных комплексов, должны быть оформлены на основе установленных Приказом N 52н форм документов.
Согласно Методическим указаниям унифицированные формы документов, установленным Приказом N 52н, разработаны в целях создания условий для автоматизированной обработки и обмена содержащейся в них информацией и содержат в своем составе наряду с наименованиями реквизитов и показателей соответствующие им коды по общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации.
Методические указания содержат некоторые особенности формирования бухгалтерских документов в электронном виде. Так, например, отметки бухгалтерии о принятии объекта к учету или о его выбытии в случае передачи лицом, ответственным за оформление фактов хозяйственной жизни, первичных учетных документов в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, в оформленном первичном учетном документе не проставляются. В этом случае отметки бухгалтерии об отражении в учете указанных операций, а также бухгалтерские записи, оформляются в Бухгалтерской справке (ф. 0504833). Указанный порядок также применяется при передаче полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию бюджетной (финансовой) отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии).
Копии электронных документов на бумажном носителе заверяются в порядке, установленном субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики.
При ведении регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе листы регистров должны быть прошнурованы и пронумерованы, количество листов должно быть заверено руководителем и главным бухгалтером субъекта учета и скреплено печатью субъекта учета.
При условии автоматизированного ведения бухгалтерских регистров нумерация листов регистра осуществляется автоматически в порядке возрастания с момента его открытия. Выведенные на бумажные носители листы сформированных документов брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера субъекта учета или лицами ими уполномоченными, скрепляется печатью субъекта учета.
Для отражения аналитических показателей, формируемых согласно учетной политике, субъект учета вправе ввести в регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты и показатели.
Удаление субъектами учета отдельных реквизитов из форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, утвержденных Приказом N 52н, не допускается.
Форматы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета носят рекомендательный характер и, при необходимости, могут быть изменены.
8 правил инвентаризации для бухгалтера учреждения: как действовать в условиях пандемии
Инвентаризация активов и обязательств перед годовой отчетностью — обязательное мероприятие в организациях бюджетной сферы. Ее проводят в порядке, который установили в рамках формирования учетной политики каждого субъекта. Это может быть как раздел учетной политики, так и отдельный документ, утвержденный руководителем учреждения. Подтверждение — в пп. 79–81 СГС «Концептуальные основы учета», п. 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», п. 7 Инструкции № 191н, п. 9 Инструкции № 33н.
Роль инвентаризации в учете — выявить соответствия или несоответствия между данными бухучета и фактическим состоянием дел по объектам имущества и обязательствам. То есть инвентаризация должна отвечать на вопросы не только экономического характера, но и соответствовать процессуальным законодательным процедурам.
Читайте про восемь основных правил, которые помогут упростить и систематизировать процесс инвентаризации в условиях пандемии.
Правило 1. Минимизировать риски и не нарушить правила учета из-за кризиса
В условиях повышенной опасности распространения коронавирусной инфекции провести обязательную инвентаризацию перед годовой отчетностью не так просто. Ведь Россия и мир в целом впервые сталкиваются с такой ситуацией. Со стороны Минфина комментариев о том, как действовать бухгалтеру и комиссии учреждения в сложившихся условиях, не поступало. Поэтому нужно обеспечить максимальную безопасность и минимизировать риски заражения сотрудников.
План действий:
- Классифицировать объекты учета, которые можно проинвентаризировать:
- дистанционно (дебиторская и кредиторская задолженности, расчеты с бюджетом, земельные участки и пр.);
- только очно (основные средства, материальные запасы, наличные деньги и пр.).
- Если позволяют технические возможности учреждения, предусмотреть проверки в дистанционном формате с видео- и фотофиксацией процесса. То есть один человек находится по местонахождению имущества. Остальные члены комиссии — в режиме реального времени проводят визуальный осмотр объектов. Такой процесс не препятствует достижению целей инвентаризации. Об этом Минфин сообщил в Письме от 23.12.2016 № 02-07-10/77499.
- Если учреждение не может провести инвентаризацию, нужно определить объем и стоимостную оценку непроинвентаризированного имущества и признать его как «оценочное значение».
- В следующем году, после ослабления ограничительных мер по борьбе с распространением инфекции Covid-19, провести внеплановую инвентаризацию имущества. При необходимости в 2021 году отразить корректировку оценочного значения, если комиссия выявит излишки или недостачи.
Оценочное значение — это когда показатели для бухучета и отчетности рассчитывают приблизительно на основе прогнозов, экспертных заключений и профессиональных суждений, так как определить его точное стоимостное выражение невозможно (п. 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Если оценочное значение меняется, его результаты в бухгалтерском учете и отчетности признают в том отчетном периоде, когда произошло изменение, а также в будущих отчетных периодах, на которые оно может повлиять.
Правило 2. Составить план-график инвентаризации
Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.
Возможные основания для дифференциации:
- Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
- Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.
Правило 3. Создать реальную комиссию, а не фиктивную
Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 № 09АП-14783/2018, 09АП-18865/2018 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.
Чтобы быстрее провести инвентаризацию:
- сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
- оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.
Правило 4. Провести инструктаж комиссии и ответственных лиц
Инвентаризация — мероприятие внутреннего контроля учреждения. Поэтому возможны конфликты интересов между ее участниками:
- например, если комиссия выявила недостачи имущества или ущерб учреждению, нужно предъявить виновной стороне требования их возместить. Чтобы обратиться в правоохранительные органы или подать гражданский иск в суд, нужно соблюсти условия процессуального характера.
Поэтому комиссию, а также материально ответственных лиц нужно ознакомить со своими полномочиями и обязанностями — так не будет спорных ситуаций и нарушений регламента.
Правило 5. Проинвентаризировать все объекты учета
Задача годовой инвентаризации — подтвердить остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности.
Проанализируйте баланс (ф. 0503130 или ф. 0503730) и установите, какие счета и объекты учета есть в наличии у учреждения или могут быть потенциально, но работники не сообщили о произошедших фактах:
- например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.
В конце статьи есть шпаргалка
Правило 6. Оформить данные инвентаризации регламентными документами
Для организаций бюджетной сферы формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) утверждены Приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н. Часто учреждения ошибочно принимают в свой оборот формы из Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, например инвентаризационную опись основных средств (ф. ИНВ-1) или товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3). Эти описи аналогичные, но не могут заменить формы, подготовленные Минфином именно для учреждений госсектора.
- В конце статьи есть готовый перечень нужных форм инвентаризационных описей с подробными пояснениями.
Если для результатов инвентаризации недостаточно описей из Приказа № 52н, можете разработать свои формы или взять их из Постановления № 88. Главное, закрепить это в учетной политике учреждения:
- например, для инвентаризации драгметаллов можно использовать Инвентаризационную опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (ф. ИНВ-8а). А для расходов будущих периодов — Акт инвентаризации расходов будущих периодов(ф. ИНВ-11).
Правило 7. Инвентаризация — это не только подсчет, но и экспертиза
По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019.
Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:
- статус объекта: в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т.д.;
- целевую функцию: эксплуатируется, нужен ремонт или восстановление.
Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.
В конце статьи есть шпаргалка
Если объект не отвечает критериям актива, его переводят на забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении», чтобы определиться, как с ним поступить дальше (п. 35 Инструкции № 157н). Представители Минфина многократно обращали внимание, что на забалансовых счетах учитывают объекты НФА, которые не приносят экономической выгоды или не имеют полезного потенциала, в том числе если активы полностью или частично утратили свои потребительские свойства из-за физического или морального износа.
Самое главное после перевода на забалансовый счет 02 этих объектов в пояснительной записке раскрыть информацию о них.
Члены инвентаризационной комиссии также должны дать экспертную оценку дебиторской и кредиторской задолженности. Ее нужно проверить и классифицировать:
- долгосрочная и краткосрочная задолженность;
- просроченная, сомнительная и невостребованная задолженность;
- задолженность, которую необходимо списать с балансового и забалансового учета.
Правило 8. Отразить результаты инвентаризации
Итоговые результаты инвентаризации комиссия отражает в акте (ф. 0504835). Данные и информацию для акта берут из всех оформленных инвентаризационных описей:
- акт (ф. 0504835) подписывают все члены инвентаризационной комиссии, утверждает его руководитель учреждения.
Если по итогам инвентаризации активов и обязательств комиссия найдет излишки или недостачи, к акту (ф. 0504835) оформляют ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092):
Пример протокола инвентаризации имущества
ФОРМЫ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО УЧЕТУ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Инвентаризационная опись основных средств (Унифицированная форма N ИНВ-1) (ОКУД 0317001) >>>
Инвентаризационная опись нематериальных активов (Унифицированная форма N ИНВ-1а) (ОКУД 0317002) >>>
Инвентаризационный ярлык (Унифицированная форма N ИНВ-2) (ОКУД 0317003) >>>
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (Унифицированная форма N ИНВ-3) (ОКУД 0317004) >>>
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (Унифицированная форма N ИНВ-4) (ОКУД 0317005) >>>
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (Унифицированная форма N ИНВ-5) (ОКУД 0317006) >>>
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (Унифицированная форма N ИНВ-6) (ОКУД 0317007) >>>
Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них (Унифицированная форма N ИНВ-8) (ОКУД 0317008) >>>
Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (Унифицированная форма N ИНВ-8а) (ОКУД 0317009) >>>
Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (Унифицированная форма N ИНВ-9) (ОКУД 0317010) >>>
Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (Унифицированная форма N ИНВ-10) (ОКУД 0317011) >>>
Акт инвентаризации расходов будущих периодов (Унифицированная форма N ИНВ-11) (ОКУД 0317012) >>>
Акт инвентаризации наличных денежных средств (Унифицированная форма N ИНВ-15) (ОКУД 0317013) >>>
Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (Унифицированная форма N ИНВ-16) (ОКУД 0317014) >>>
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (Унифицированная форма N ИНВ-17) (ОКУД 0317015) >>>
Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (Приложение к унифицированной форме N ИНВ-17) >>>
Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (Унифицированная форма N ИНВ-18) (ОКУД 0317016) >>>
Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (Унифицированная форма N ИНВ-19) (ОКУД 0317017) >>>
Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (Унифицированная форма N ИНВ-22) (ОКУД 0317018) >>>
Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (Унифицированная форма N ИНВ-23) (ОКУД 0317019) >>>
Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей (Унифицированная форма N ИНВ-24) (ОКУД 0317020) >>>
Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (Унифицированная форма N ИНВ-25) (ОКУД 0317021) >>>
Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (Унифицированная форма N ИНВ-26) (ОКУД 0317022) >>>
Общий порядок проведения инвентаризации активов и обязательств
Для этого оформите приказ (постановление, распоряжение) руководителя организации в произвольной форме либо используйте унифицированную форму N ИНВ-22.
В нем установите перечень проверяемых активов и обязательств, даты начала и окончания инвентаризации (п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации). Так, например, при смене материально ответственного лица инвентаризация назначается на день приемки-передачи дел исключительно в отношении имущества, находящегося на ответственном хранении у работника, сдающего имущество (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации).
Проведение инвентаризации может быть поручено постоянно действующей инвентаризационной комиссии или рабочей инвентаризационной комиссии (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации). Если приказ о проведении инвентаризации вы оформляете по унифицированной форме N ИНВ-22, то назначить рабочую инвентаризационную комиссию можно этим же документом без оформления дополнительного распоряжения руководителя.
Если отсутствует хотя бы один член комиссии, инвентаризацию не проводите. Отсутствие члена инвентаризационной комиссии является основанием для признания ее результатов недействительными (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).
2. Что надо сделать до начала инвентаризации
Если объектом инвентаризации являются материальные ценности или денежные средства, то до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия должна получить от материально ответственных лиц (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации):
- не переданные в бухгалтерию приходные и расходные документы (отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств). Председатель комиссии визирует их с указанием «до инвентаризации на «__» __________ 20__ г.». Это является основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным;
- расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество, фактическое наличие которого проверяется, сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на ответственность материально ответственного лица, оприходованы, а выбывшие — списаны.
Подготовьте бланки инвентаризационных описей (актов) инвентаризируемых объектов как минимум в двух экземплярах (п. 2.5 Методических указаний по инвентаризации). Вы можете использовать самостоятельно разработанные формы или применять унифицированные (например, формы N N ИНВ-1, ИНВ-3, ИНВ-4 и т.д.).
В зависимости от порядка, принятого в организации, подготовить бланки может бухгалтерия либо непосредственно инвентаризационная комиссия. При автоматизированной форме ведения бухгалтерского учета бланки описей (актов) могут быть предоставлены комиссии с заполненными графами, содержащими информацию об объектах проверки по данным бухгалтерского учета (п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации, Указания по применению и заполнению форм).
Описи (акты) по имуществу составляйте по материально ответственным лицам и местам хранения. Указывайте в них объекты, подлежащие инвентаризации, следующим образом (п. п. 1.3, 2.9 Методических указаний по инвентаризации):
- наименования — по номенклатуре, принятой в учете;
- количество — в единицах измерения, принятых в учете.
3. В чем состоит процедура инвентаризации
В ходе инвентаризации проверяют наличие, состояние и оценку активов и обязательств организации (ч. 2 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности). В частности, инвентаризационная комиссия определяет:
- фактическое наличие имущества (основных средств, запасов, наличных денежных средств и пр.) при обязательном участии материально ответственных лиц — путем натурального подсчета, взвешивания, обмера (п. п. 2.7, 2.8 Методических указаний по инвентаризации);
- наличие активов, не имеющих материально-вещественной формы (нематериальные активы, финансовые вложения и пр.), — путем сверки документов, подтверждающих права организации на эти активы, с данными учета (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);
- правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности — путем проведения сверки с контрагентами и проверки документов, подтверждающих существование обязательства или требования (п. п. 3.44, 3.48 Методических указаний по инвентаризации).
4. Какими документами оформить результаты инвентаризации
Данные о фактическом наличии проверяемых объектов инвентаризационная комиссия заносит в описи (акты). В них же материально ответственные лица дают расписку о том, что проверка проведена в их присутствии (п. п. 2.5, 2.10 Методических указаний по инвентаризации).
Сличительную ведомость оформите по имуществу, при инвентаризации которого комиссия выявила отклонения от учетных данных (п. 4.1 Методических указаний по инвентаризации).
Можно использовать унифицированные формы сличительных ведомостей (формы N N ИНВ-18, ИНВ-19) или инвентаризационных описей (актов), объединяющих показатели описей (актов) и сличительных ведомостей (формы N N ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15, ИНВ-16), либо разработать необходимые формы самостоятельно.
По итогам инвентаризации проведите заседание инвентаризационной комиссии.
Оформите протокол заседания инвентаризационной комиссии. Утвержденной формы протокола нет, поэтому составьте его в произвольной форме. Помимо процедурных моментов (время проведения, состав присутствующих и т.д.) зафиксируйте в нем, в частности:
- предложения по зачету излишков и недостач в результате пересортицы — на основании подробного объяснения материально ответственного лица о причинах ее возникновения;
- исчерпывающие объяснения о причинах, по которым выявленные недостачи не отнесены на виновных лиц;
- сведения об имуществе, подлежащем списанию или уценке, с указанием причин порчи и виновных лиц;
- выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей;
- суммы оценочных резервов (по сомнительным долгам, под снижение стоимости запасов и т.д.) либо указание на то, что резерв не создается ввиду отсутствия признаков снижения стоимости актива (в протоколе по итогам годовой инвентаризации).
Протокол подписывается членами инвентаризационной комиссии — участниками заседания и передается на рассмотрение руководителю организации.
По итогам заседания обобщите результаты проведенной проверки в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией, например, по форме N ИНВ-26. В ведомости отразите все выявленные излишки и недостачи, а также укажите способ их урегулирования (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации). Ведомость вместе с протоколом заседания инвентаризационной комиссии передайте на рассмотрение руководителю для принятия окончательного решения.
Окончательное решение руководителя по итогам рассмотрения документов, предоставленных инвентаризационной комиссией, оформите приказом об утверждении результатов инвентаризации (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации). Составьте его в произвольной форме с обязательным включением предписания о порядке устранения расхождений, выявленных инвентаризацией. После этого все документы по результатам инвентаризации передайте в бухгалтерию.
5. В каком периоде сделать бухгалтерские записи по результатам инвентаризации
Отразите результаты инвентаризации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации):
- зачтите пересортицу;
- спишите недостачи;
- учтите излишки;
- спишите морально устаревшее или испорченное имущество, непригодное к дальнейшему использованию;
- спишите задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Результаты годовой инвентаризации должны сформировать показатели годовой бухгалтерской отчетности.