С какого возраста можно обратиться в суд

С какого возраста можно обратиться в суд

Статья 56 СК РФ. Право ребенка на защиту (действующая редакция)

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 56 СК РФ

1. В комментируемой статье предусмотрено право ребенка на защиту своих прав и законных интересов, в том числе от злоупотреблений со стороны родителей. В ней не уточняется, о каких именно правах и законных интересах идет речь. Следует учитывать, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством все права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией РФ. Кроме того, ему принадлежат права, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка и СК РФ. Таким образом, речь может идти о защите любого из этих прав.

В комментируемой статье говорится о родственниках вообще (дан только примерный перечень), а не только о близких родственниках. Из этого можно сделать вывод о том, что такое право есть у любого лица, которое может доказать наличие кровной связи с ребенком.

Использование термина «защита» говорит о том, что речь идет о ситуациях, когда права ребенка уже были нарушены.

Указанное право на защиту предусмотрено и международными соглашениями. Так, в Конвенции о правах ребенка предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. ст. 16, 19, 32 — 34, 37 Конвенции о правах ребенка).

Согласно ст. 19 данной Конвенции, Российская Федерация обязана принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими, к числу которых относят опекунов, усыновителей), органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Права и обязанности родителей закреплены в главе 12 Семейного кодекса (см. комментарий к ней), ст. ст. 32, 48 ГПК РФ.

Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Вместе с тем они должны представить суду доказательства, подтверждающие их родство с ребенком. Такими доказательствами являются свидетельство о рождении ребенка и документ, подтверждающий личность родителей. Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними.

Как уже было отмечено, несовершеннолетний признается полностью дееспособным в результате эмансипации или заключения брака. В таких случаях, как следует из п. 1 комментируемой статьи, несовершеннолетний имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Как следует из п. 2 комментируемой статьи, ребенок может обратиться в суд с иском (заявлением, жалобой) самостоятельно по достижении им возраста 14 лет при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении либо ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами (ст. 56 СК РФ), а также с иском об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ), и с требованием об объявлении эмансипированным (ст. 27 ГК РФ). Надо полагать, что ребенок в этом случае наделяется не только правом на обращение в суд с иском (заявлением, жалобой), но и всеми гражданскими процессуальными правами и обязанностями: знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства и др. (ст. 30 ГПК).

Право на защиту находит свое конкретное выражение в том, что ребенок может обращаться для защиты своих интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд. Но даже достигшему возраста 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность должностных лиц и граждан которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Комментируемая статья не указывает, какая именно ответственность наступает в случае неисполнения этой обязанности, поэтому она по существу носит декларативный характер.

Должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления (Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Верховный Суд РФ разъяснил, что суды не должны оставлять без внимания факты несвоевременного принятия органами опеки и попечительства мер к защите прав и охраняемых законом интересов детей, неправильного отношения к ним со стороны работников детских воспитательных учреждений, школ и других учебных заведений, а также родителей; на подобные факты, выявляемые при разбирательстве споров о детских судьбах, следует реагировать частным определением (п. 21 Постановления Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»).

Проблемы участия несовершеннолетних в гражданском процессе

Ульянова Алена

При расторжении брака между родителями детей и разрешении сопутствующих вопросов в судебном порядке весьма актуальной является проблема участия несовершеннолетних в гражданском процессе – точнее, сложности, которые при этом возникают.

С одной стороны, государство предусматривает охрану и защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего, а также заботу о его здоровье. Конвенция о правах ребенка гарантирует ему право быть заслушанным в ходе любого судебного заседания, которое затрагивает его интересы. Семейный кодекс РФ также содержит положения, наделяющие ребенка правом быть заслушанным в ходе судебного разбирательства.

С другой – на практике ребенку, как правило, предоставляется право высказать его мнение по вопросам, затрагивающим его интересы. Но действительно ли в заседании ребенок озвучивает именно свое мнение по интересующему суд вопросу?

Например, рассматривается вопрос об определении места жительства ребенка или о лишении отца родительских прав. Если ребенок достиг возраста 10 лет, то в обязательном порядке он приглашается в суд, который спрашивает его мнение по тому или иному вопросу. Хочет ли ребенок давать какие-либо пояснения в заседании, суд в принципе не интересует.

Здесь, конечно, сложно разграничить нежелание ребенка включаться в конфликт и нежелание одного из родителей, чтобы мнение ребенка было услышано, если оно не совпадает с мнением (желанием) этого родителя.

Не первый год занимаясь семейными спорами, я обратила внимание, что чаще всего страдает именно ребенок. Когда взрослые пытаются решить свои разногласия в судебном порядке, обвиняя друг друга «во всех смертных грехах», они забывают, что втягивают в «войну» ребенка. В таких спорах взрослые нередко не стесняются в приемах, а ребенок зачастую становится «разменной монетой»: родители и другие взрослые члены семьи забывают, что должны любить ребенка, заботиться о нем, не вмешивать его в подобные конфликты, чтобы не навредить формирующейся детской психике. По факту же получается, что «на войне все средства хороши».

Допрос в суде становится для несовершеннолетнего дополнительным стрессом. Даже взрослый человек, приходя в суд, ощущает волнение и тревогу. Что же в таком случае чувствует ребенок, оказавшись в незнакомом «пафосном» месте с большим числом незнакомых людей, которые задают ему вопросы и вообще – непонятно чего от него хотят? Ребенок начинает волноваться, теряется, не понимает сути происходящего и мечтает лишь об одном: чтобы все скорее закончилось и его оставили в покое. О каком четко сформулированном мнении именно самого ребенка в такой ситуации может идти речь?

С точки зрения психологов, ребенок уже в 10 лет может выразить свою позицию, дать оценку. Именно поэтому при регламентации допроса несовершеннолетнего законодатель использует данный возрастной критерий. Но, полагаю, не принято во внимание, что достижение ребенком определенного возраста еще не гарантирует его способность действительно сформулировать мнение по конкретному вопросу. Не учтены и второстепенные факторы, имеющие значение: это и психологические особенности развития ребенка, его социальная адаптация, восприимчивость к окружающим и множество других аспектов, влияющих на формирование волеизъявления. Может быть, у ребенка плохое настроение, он переволновался, заболел, а может – у него переходный возраст и он назло всем противопоставляет себя окружающим… Чье мнение в итоге слышит суд и насколько оно объективно? Нередко в итоге это фактически мнение одного из родителей, имеющего большее влияние на ребенка, либо мнение «всем наперекор», если речь идет о подростке. Насколько реализовано в таком случае право ребенка быть услышанным?

Когда решается вопрос об определении места жительства ребенка, то, как правило, суд назначает психолого-педагогическую экспертизу, чтобы выяснить, с кем из родителей с психологической точки зрения предпочтительнее остаться ребенку. Идея экспертизы, на мой взгляд, очень хорошая, но и здесь существует ряд недостатков, на которые обращают внимание и сами эксперты.

Во-первых, эксперт чаще всего проводит психологическое исследование ребенка, не прибегая к изучению иных педагогических аспектов, связанных с его обучением и воспитанием. Также им не запрашиваются и не исследуются характеристики с места учебы ребенка и иная медицинская документация, что, безусловно, влияет на итоговые выводы.

Во-вторых, встреча ребенка с экспертом, как правило, всего одна, в ее ходе проводится ряд тестов, помогающих определить уровень развития ребенка, его отношение к окружающему миру, семье, родителям и пр. Одна встреча и ряд тестов, с моей точки зрения, не могут дать объективную оценку психологических особенностей несовершеннолетнего, определить уровень его тревожности, характер взаимоотношений в семье, отношение к каждому из родителей. Не все дети сразу могут раскрыться перед незнакомым человеком, даже профессиональным психологом. В результате это может привести к необъективности полученных данных.

В-третьих, нередко на таких встречах присутствует мать ребенка, что также влияет на объективность выводов, содержащихся в заключении.

В-четвертых, в некоторых случаях экспертное заключение необъективно. Адвокаты сторон спора, как и суд, не смогут сами оценить выводы эксперта по этому критерию, поскольку у суда не появится оснований для сомнений при наличии у эксперта надлежащих документов, лицензии и пр. Поэтому чаще всего установить необъективность заключения сложно. Но проблема существует, о чем говорят сами специалисты в данной области. Анализируя подобные экспертные заключения, они указывают на их низкий уровень, а порой – на неверную интерпретацию результатов обследования ребенка.

Законодательство также предусматривает необходимость присутствия педагогического работника при допросе несовершеннолетнего свидетеля в гражданском процессе. По моему мнению, педагог, участвующий в судебном заседании, как правило, не выполняет каких-либо функций в плане защиты интересов ребенка. Если говорить о том, что он должен оградить ребенка от агрессии со стороны одного из родителей или обоих, то с этим хорошо справляется суд. Если иметь в виду, что педагог должен помочь ребенку не бояться и сформулировать свое мнение, то на практике это не работает, так как ребенок видит данного человека впервые – непосредственно в судебном заседании – и относится к нему с недоверием. С точки зрения психологии ждать от ребенка обратной реакции непрофессионально. Таким образом, роль педагога в гражданском процессе на практике представляется номинальной.

Таким же номинальным будет и участие адвоката, если обсуждать предложение о предоставлении несовершеннолетним права на бесплатную юридическую помощь адвоката.

Тема внесения изменений в Семейный кодекс РФ, ГПК РФ и Закон об оказании бесплатной юридической помощи в части поправок, предусматривающих предоставление несовершеннолетним адвоката по назначению, периодически обсуждается в СМИ. Однако, на мой взгляд, предоставление адвоката несовершеннолетнему вряд ли достигнет цели, для достижения которой разрабатываются поправки. Что может узнать у ребенка адвокат в судебном заседании, какое мнение выскажет ребенок и действительно ли это его мнение? Те же самые вопросы задает и судья, получает ответы и, исходя из обстоятельств, выносит решение. Адвокат в данном случае будет лишь выполнять функцию наблюдателя и не сможет повлиять на ситуацию, так как не знает ее изнутри. Как в таком случае он будет защищать права и законные интересы ребенка, не представляя его истинного мнения? Адвокат – не профессиональный психолог. К тому же, чтобы ребенок раскрылся, нужно время, которого в судебном процессе нет.

Полагаю, если законодатель действительно беспокоится о здоровье детей, особенно психическом, и желает, чтобы суд, рассматривая подобные споры, услышал именно позицию самого ребенка, необходимо кардинально изменить подход к этому процессу.

В связи с этим представляется более правильным исключить непосредственное участие несовершеннолетнего в судебном заседании, чтобы снизить психологическое воздействие на него. Одновременно необходимо создание экспертных учреждений, которые будут заниматься психологическим обследованием семьи (не только ребенка, а именно семьи: психологической обстановки, отношения каждого из родителей к ребенку, психологического развития ребенка, его отношения к каждому из родителей, насколько развитие ребенка позволяет сделать выводы по поставленным судом вопросам, а также прочих аспектов, которые помогут выявить уровень психологической готовности ребенка оценивать ситуацию и формировать именно собственное, а не навязанное мнение по интересующему суд вопросу). Подобная оценка должна проводиться со всей тщательностью, и приоритетными должны быть интересы ребенка, его психологическое состояние.

Такое обследование должно занимать не меньше месяца – в зависимости от того, как быстро ребенок раскрылся перед экспертом. Эксперт, в свою очередь, должен подходить к этому вопросу не формально, а работать с ребенком, быть заинтересованным в нем, беседовать в игровой форме, а не только проводить тесты, которые покажут уровень развития, социальной адаптивности и прочие психологические характеристики. По итогам обследования эксперт представляет заключение в суд, которое и будет учитываться с точки зрения позиции несовершеннолетнего. Таким образом, уменьшится психологическая нагрузка на неокрепший детский организм.

Проблема создания подобных экспертных учреждений состоит в том, что, во-первых, для этого требуются вложения государства. Во-вторых, необходимо подбирать экспертов, которые будут подходить к этой работе с энтузиазмом, а не просто ставить «галочки» в опроснике, на основании которого будет составлено заключение. Должна быть исключена заинтересованность эксперта при проведении обследования.

Считаю, что создание названной экспертной службы и проведение обследования помогут выявить психологически неблагополучные семьи, а также семьи, в которых может быть применено физическое или психологическое насилие в отношении несовершеннолетнего.

Безусловно, экспертное заключение не должно рассматриваться как основополагающее при решении конкретного вопроса, его следует учитывать в совокупности с другими доказательствами и по возможности исключать непосредственное участие ребенка в судебном заседании.

Определение порядка общения с ребёнком дедушке и бабушке

Споры о порядке общения и места жительства ребёнка между бывшими супругами одни из самых распространённых в российских судах. Но такие споры между дедушками/бабушками и их детьми в опеки над детьми вещь редкая, так как абсурдность ситуации зашкаливает. Но бывает и еще реже ситуации когда родственники не могут поделить ребёнка взятого из приюта.

Так, ко мне обратилась женщина, родители которой подали исковое заявление об определении порядка общения со своей внучкой. Основное требование было, чтобы внучка проживала у них половину месяца, а оставшиеся две недели у своей матери.

Моя доверительница была естественно против, так как в силу возраста своих родителей создавал угрозу ребёнку.

Дело рассматривалось в Тушинском районном суде г.Москвы

В исковом заявлении истцы просили не препятствовать в общении с несовершеннолетней дочерью.

Действительно, согласно ст. 66 Семейного кодекса РФ, определить порядок общения с ребенком возможно когда, родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций.

Такое же правило распространяется и на близких родственников ребёнка. Свою позицию я обосновал в отсутствии доказательств препятствия в общении и не безопасности проживания с пожилыми дедушкой и бабушкой.

Ряд международных норм определяет исключительное право родителя/опекуна сопровождать ребёнка в медицинских учреждений, что позволило мне обосновать невозможность нахождения ребёнка в ночное время у истцов.

Сложность процесса заключалась в том, что ни у меня, ни у адвоката истцов и даже у судьи не было подобного случая в практике. И предстоящий результат никто не мог предвидеть. Действительно, семейным кодексом закреплено право за родственниками беспрепятственно общения с ребёнком, но обоснованность иска отсутствовало. Решением суда было установлено, что официальный родитель (в данном случае мать ребёнка) имеет приоритет в определении распорядка дня ребёнка, где будет удаляться время на общение с родными.

В итоге моя доверительница согласилась на два часа общения в неделю в ее присутствии и на территории матери ребёнка.

Но учитывая конфликтные отношения между сторонами, определённый порядок общения с ребёнком останется только на бумаге.

§ 2. Несовершеннолетний как участник гражданского процесса

Как было установлено ранее, НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ КАК УЧАСТНИК ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССАможет выступать самостоятельно в качестве одной из сторон (истец, ответчик или заявитель), являться участником судебного процесса при защите его прав, свобод и интересов законными представителями или выступать в качестве свидетеля или третьего лица.

Рассматривая участие несовершеннолетнего в гражданском процессе в качестве самостоятельного лица, следует отметить, что он обладает всеми процессуальными правами , закрепленными в ст. 35 ГПК РФ, а именно такими правами, как:

1) знакомиться с материалами дела, делать выписки из них и снимать копии. Фактическое ознакомление с материалами дела может происходить как в ходе судебного разбирательства, так и вне его;

2) заявлять отводы. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 54 ГПК РФ таким же правом обладают и представители;

3) предоставлять доказательства и участвовать в их исследовании;

4) задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам;

Читайте также  Какой кворум нужен для установки домофонов и видеонаблюдения?

5) заявлять ходатайства, что позволяет лицу, участвующему в деле, доводить до суда в установленной процессуальной форме свои процессуальные требования. Ходатайства, заявленные вне судебного разбирательства, также должны рассматриваться судом в порядке, установленном процессуальным законодательством;

6) давать объяснения суду в устной и письменной форме;

7) приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;

8) обжаловать судебные постановления;

9) использовать другие процессуальные права, предоставленные законодательством в гражданском судопроизводстве.

Говоря о процессуальных обязанностях , следует обратить внимание на их неоднородный характер, например если лицо, участвующее в гражданском процессе, приводит в качестве доводов разные обстоятельства как основания своих требований и возражений, то оно обязано представить доказательства существования этих обстоятельств.

На суд возлагается обязанность в полной мере содействовать сторонам, участвующим в гражданском процессе, в реализации их прав, способствовать их осуществлению, разъяснять сторонам последствия совершения или несовершения тех или иных процессуальных действий. Данная обязанность суда конкретизирована в и. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»[246 — ВВС РФ. – 2008. – № 9 (сентябрь).].

Как было отмечено выше, п. 4 ст. 37 ГПК РФ предусматривает право несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно защищать свои интересы в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений. Однако законодатель предусматривает для суда право привлекать для участия в таких делах законных представителей несовершеннолетнего. Необходимо отметить и п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», в котором говорится, что судье следует обсудить вопрос о необходимости привлечения к участию в деле законных представителей несовершеннолетнего.

В связи с этим возникает вопрос о процессуально-правовом значении действий, совершаемых в таких делах законными представителями, а также о действиях суда при возникновении противоречий в процессуальных действиях несовершеннолетнего и его законного представителя. Так, Л.И. Носенко отмечает: «Поскольку в норме п. 4 ст. 37 ГПК РФ четко не обозначено процессуальное положение участников, мы не находим ответа на вопрос, кто в данном случае является стороной в исковом производстве: сам несовершеннолетний или его законный представитель»[247 — Носенко Л.И. Защита имущественных прав несовершеннолетних граждан в судебном порядке. – URL: http://www.to-l.ru/articles/292 (дата обращения: 20.09.2010).]. Проанализировав закон, представляется возможным сделать вывод о том, что именно несовершеннолетних нужно признать стороной в процессе. Законные представители же могут давать согласие на то или иное гражданско-процессуальное заявление или действие.

Таким образом, участие несовершеннолетнего в гражданском процессе по основаниям ч. 4 ст. 37 ГПК РФ мало отличается от участия в процессе «обычного» дееспособного гражданина. Приоритет в судебном процессе имеет волеизъявление несовершеннолетнего, однако при обнаружении противоречий в гражданско-процессуальном заявлении или действиях несовершеннолетнего и его законного представителя суд обязан оценивать данные ими объяснения в совокупности с другими доказательствами по делу[248 — См.: Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.И. Нечаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. – С. 130.].

Наиболее распространено участие несовершеннолетних в гражданском процессе, когда их права, свободы и законные интересы защищают в суде их законные представители – родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Интересы несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет в суде представляют родители, усыновители и опекуны, при этом если несовершеннолетнему от 14 до 18 лет, то его интересы в суде представляют родители, усыновители и попечители.

Процессуальное положение законных представителей определено таким институтом гражданского процессуального права, как представительство , закрепленное в гл. 5 ГПК РФ. Законные представители действуют в процессе от имени несовершеннолетнего и в его интересах, создавая для него права и обязанности (ст. 52 ГПК РФ). Однако, учитывая особый статус несовершеннолетнего лица, законодатель устанавливает определенные ограничения в действиях законного представителя (п. 3 ст. 52 ГПК РФ). К таким ограничениям можно отнести требования ст. 37 «Распоряжение имуществом подопечного» ГК РФ. Исходя из этого суд не вправе принимать отказ законного представителя от иска или признание им иска по имущественному спору, стороной которого является несовершеннолетний, находящийся под опекой или попечительством, если на это в рассматриваемом судом деле нет согласия органа опеки и попечительства.

Законные представители могут поручать ведение дел другому лицу, избранному ими в качестве представителя. В таком случае будет иметь место договорное представительство . Круг полномочий, передаваемых представителю, определяет законный представитель. Он может наделить представителя как общими, так и специальными полномочиями, оговоренными в ст. 54 ГПК РФ.

В законодательном порядке закрепляются и права иных лиц, которые могут представлять интересы несовершеннолетнего. К таким лицам можно отнести администрацию детского дома, органы опеки и попечительства, если возникла необходимость участия законного представителя до назначения опекуна или попечителя. Согласно и. 2 ст. 123 СК РФ до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в соответствующее учреждение, выполнение обязанностей опекуна или попечителя возлагается на органы опеки и попечительства. Детям, находящимся постоянно на полном государственном попечении в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. В этих случаях в соответствии с п. 1 ст. 147 СК РФ выполнение их обязанностей возлагается на администрацию этих учреждений.

Перед началом судебного разбирательства по делам, затрагивающим интересы несовершеннолетних, которые представляют законные представители, судья в ходе подготовки к судебному заседанию проверяет возраст несовершеннолетнего лица, а также полномочия их законных представителей или иных лиц, которым это право предоставлено федеральным законом.

Проверка жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего органами опеки

Согласно Семейному Кодексу РФ, родители и официальные опекуны обязаны обеспечить ребенку благополучные условия для его жизни и развития. Контроль за соблюдением этих норм осуществляет орган опеки и попечительства.

При наличии подозрений, что в семья ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по уходу за ребенком, гражданские и юридические лица могут обратиться в органы опеки и попечительства (далее — ООП) с прошением провести проверку данной семьи.

Когда опека идет проверять семью

Органы опеки имеют право инспектировать семью в следующих случаях:

  • при поступлении жалобы от юридического или физического лица на несоблюдение интересов ребенка;
  • если судом открыта тяжба в отношении родителей или опекунов по вопросу воспитания детей, представители ООП обязаны инспектировать семью для составления акта об условиях жизни ребенка.

Основания обращения

Для написания заявления в органы опеки должны существовать следующие основания:

  • неудовлетворительное содержание детей. Внешними признаками могут служить неопрятный внешний вид, плохая гигиена детей, помещения, где они проживают, непосещение или прогуливание школы, голодание, а также злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость со стороны взрослых;
  • халатное отношение к безопасности ребенка. Поводом для ходатайства будут служить случаи, когда ребенок подвергается опасности при отсутствии внимания со стороны взрослых;
  • нарушение прав ребенка на развитие. Поведение родителей, которые не пускают детей в образовательные учреждения, не дают общаться со сверстниками, родственниками, также должно попадать под внимание уполномоченных органов;
  • отсутствие надзора со стороны родителей или опекунов. Статья 121 СК РФ предписывает сообщать о случаях оставления ребенка без попечительства в органы опеки. Причиной могут быть смерть родителей или опекунов, их длительное отсутствие, а также отказ забирать своего подопечного из образовательных, медицинских и иных организаций;
  • угроза жизни и здоровью. Статья 56 СК РФ обеспечивает ребенка правом на защиту своей жизни и интересов. Подать ходатайство о проверке жилищного помещения необходимо при выявлении факторов, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетнего, которые исходят из семьи или при попустительстве семьи. Внешними признаками физического или морального насилия могут быть полученные травмы без ясных причин, нервозное и агрессивное поведение, негативные отклонения в психологическом состоянии.

Кто имеет право обратиться

Подать прошение о проверке семьи могут как должностные лица, так и обычные граждане, которые выявили признаки нарушения прав ребенка. Чаще всего это бывают люди, которые регулярно наблюдают несовершеннолетнего:

  • один из родителей;
  • работники образовательных и медицинских учреждений;
  • родственники;
  • соседи;
  • сам ребенок.

Ответственность за обращение

Ответственности за подачу заявления в исполнительные органы не предусмотрено законодательством, однако, на заявителя может быть подано ответное ходатайство о привлечении к уголовной ответственности за клевету. Статья 128 УК РФ предусматривает в этом случае наказания в виде штрафа до 5 млн. рублей или обязательных работ до 480 часов. Мера пресечения выбирается исходя из последствий клеветы.

Проверяют ли органы опеки анонимные обращения?

В требованиях к письменному обращению из 7 ст. ФЗ № 59 указано, что граждане обязаны указывать свои фамилию, имя, отчество и адрес для получения ответа по своему заявлению. Однако, это нужно, чтобы заявителю можно было отправить ответ по заявке.

Порядок обращения в органы опеки

Обратиться с жалобой в органы опеки можно тремя способами: передать заявление лично по месту проживания, отправить заказное письмо по почте России, сделать анонимный звонок по телефону. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ подать ходатайство может как индивид, так и группа лиц.

При составлении заявления нужно придерживаться основных требований к оформлению документов:

заявление на отгул в счет отпуска на один день

  • в «шапке» указывается адрес отдела, данные заявителя;
  • в основной части описывается ситуация и излагаются основания для проверки жилищного помещения. Важно указать, в каких отношениях находятся заявитель и несовершеннолетний;
  • в заключение заявления помещается прошение о принятии мер в виде инспекции семьи;
  • в приложении могут быть указаны материалы, подтверждающие необходимость проверить семью. Это могут быть документы (например, характеристика на ребенка из школы), видео- и аудиоматериалы.

Сроки рассмотрения

Заявления граждан рассматриваются по принципам ст. 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

По прошествии срока уполномоченные лица должны оповестить заявителя о вынесенном решении.

Порядок действий после получения жалобы

В течение трех дней после подачи заявления уполномоченные лица должны проверить все приведенные в документе сведения о неподобающем уходе за ребенком.

Далее ООП выносит решение о мерах воздействия на родителей или опекунов. В случае необходимости привлекают родителей к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности: ООП оповещает об этом прокуратуру, после чего дело может быть передано в суд.

Имеют ли право органы опеки забирать детей из-за звонков соседей

Порядок лишения родительских прав описан в ст. 70 «Семейного кодекса Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ. Согласно данному нормативному акту, данная мера пресечения рассматривается с участием прокурора и ООП, а выносить решение может суд.

Но даже в этом случае ООП обязаны соблюсти три условия: акт об отобрании должен быть подписан главой муниципалитета, прокуратура оповещается в течение трех дней, в недельный срок подается заявление в суд на лишение или ограничение родительских прав.

Ответственность родителей

В зависимости от характера нарушения родительских обязанностей и прав ребенка официальные представители или родители ребенка могут быть привлечены к следующим видам ответственности:

Как оспорить отцовство в суде

  1. Лишение родительских прав в соответствии с 69 ст. Семейного кодекса.
  2. Административный штраф за несоответствующее исполнение родительских обязанностей по уходу за ребенком в соответствии со ст. 5.35 КоАП РФ.
  3. Возмещение ущерба, причиненного своим ребенком другому лицу в соответствии со ст. 1073 Гражданского кодекса РФ.
  4. Наложение штрафа либо привлечение к принудительным работам, либо лишение свободы в соответствии со ст. 56 Уголовного кодекса РФ.

Важно понимать, что привлечение к ответственности не освобождает родителей или официальных представителей ребенка от обязанности по уходу за ребенком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector