Сроки регистрации постройки на земле населенных пунктов

Сроки регистрации постройки на земле населенных пунктов

Строительство на землях населённых пунктов

Объясняем нюансы земельного законодательства простым языком: особенности купли-продажи, аренды участков, перевода земель из одной категории в другую, выдела доли, межевания и многое другое. Поможем избежать финансовых потерь и объясним порядок оформления документов.

Согласно ст. 83 ЗК РФ, земли населенных пунктов (поселений) – это предназначенные для застройки территории, входящие в границы городов, сельских поселений и поселков городского типа. Такие земли могут перейти в другую категорию только при изменении границ поселения. Ст. 85 ЗК РФ и градостроительные регламенты определяют в населенных пунктах девять территориальных зон. Использование земли для жилищной застройки разрешено только в зоне жилой застройки и на землях сельскохозяйственного использования.

Жилищная застройка разрешена только на определенных законом землях. Но и в этом случае существуют ограничения, которые следует учитывать во избежание проблем с признанием законности построек. Для возведения индивидуального жилого дома необходимо получить разрешение на строительство.

Для возведения вспомогательных построек, в том числе, гаражей, разрешения на строительство не требуется. Обращаться нужно в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Жилой дом, построенный незаконно, не может быть зарегистрирован и признан собственностью. По решению суда владелец самостроя заплатит административный штраф, а самовольную постройку придется снести. Если же дом возведён в соответствии с требованиями, то необходимо зарегистрировать на него право собственности в территориальном отделении Росреестра.

Мы рассмотрим категории земли, на которых разрешено строительство, а также возможные виды построек на этих участках.

Вид разрешённого использования – определяет способ возможного использования земельного участка. Возможное использование участка земли собственником или арендатором определяется видами разрешенного использования (ВРИ).

Основные виды разрешенного использования (ВРИ) земли населенных пунктов:

  • индивидуальное жилищное строительство;
  • личное подсобное хозяйство;
  • дачное строительство;
  • дачное хозяйство;
  • крестьянско-фермерское хозяйство;
  • сельскохозяйственное производство;
  • сельское хозяйство;
  • малоэтажное строительство жилья;
  • жилищное строительство;
  • застройка коммерческая и жилая.

Возможность строительства на земле отдельных категорий следует дополнительно уточнять. ВРИ «сельское хозяйство» может означать огородничество без права строительства. Есть виды деятельности с правом застройки с некоторыми ограничениями — садоводство, дачное строительство, фермерское хозяйство.

Индивидуальное жилищное строительство

К этому виду застройки относятся жилые дома до трех этажей для проживания одной семьи с правом регистрации. Возможно размещение индивидуальных гаражей и подсобных помещений. На участке может быть построен только один дом. Проект жилого дома на участках ИЖС должен быть выполнен лицензированной проектной организацией и согласован во всех инстанциях. Участки под ИЖС дороже других видов земли.

Малоэтажное строительство, жилищное строительство

Подразумевает различные виды жилищной застройки: малоэтажная смешанная жилая застройка, среднеэтажная смешанная жилая застройка и многоэтажная жилая застройка, а также дома до трех этажей с общими стенами в один ряд (таунхаусы), многоквартирные дома (две квартиры и более). Конкретные виды застройки и ограничения определяются местной администрацией.

Крестьянское (фермерское) хозяйство

Большие земельные участки, могут быть использованы для строительства усадьбы, но хозяину придется зарегистрироваться в налоговой и вести сельскохозяйственную деятельность. На практике целевое использование участка можно подтвердить наличием фруктового сада или собственной конюшни.

Садоводство

Земли под садоводческие некоммерческие организации различных форм часто застраивают коттеджными поселками. К недостаткам нужно отнести ограничения габаритов построек, возможность прописки в коттедже на такой земле только через суд, сложности с регистрацией права собственности на землю. Застройка участков таких земель также может быть регламентирована.

Дачное строительство

Дачные земельные участки предоставляются для отдыха. Жилье на них строить разрешается только без права регистрации. Возможна постройка дома высотой не выше 3-х надземных этажей и размещение хозяйственных строений и сооружений. Если участок входит в границы населенного пункта, то регистрация возможна через суд. Приобретение земли в дачном некоммерческом объединении подразумевает застройку согласно принятому проекту. В остальном преимущество строительства на такой земле заключается в отсутствии ограничений по габаритам строений и их назначению.

Личное подсобное хозяйство

Землепользование при ведении ЛПХ во многом похоже на садоводство, но в отдельных случаях строительство на таких участках запрещено,хотя возможно размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей) и размещение гаража и иных вспомогательных сооружений. Решение принимает местная администрация. Если запретов нет, то и ограничений не существует. Разрешение на прописку в доме на земле под ЛПХ получается через суд.

В каких случаях следует менять вид разрешенного использования земельного участка и как это сделать?

Нередко у владельцев земельных участков возникает неразбериха, к какому виду разрешенного использования (ВРИ) относится их участок, какую деятельность на нём можно осуществлять, а какую нет, и в каких случаях ВРИ следует менять. Вопросы крайне серьезные, так как ВРИ является главным фактором при определении кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, за использование земельного участка не по целевому назначению полагается административное наказание в виде штрафа.

В этом материале подробно расскажем, какие бывают виды разрешенного использования земельных участков, что стоит учитывать, если вы собрались строить на участке дом или разводить сельскохозяйственных животных, и как можно поменять ВРИ, если это все-таки необходимо.

Классификатор видов разрешенного использования

Разрешенное использование земельного участка – это характеристика, отвечающая на вопрос как именно можно использовать земельный участок, в частности, что на нем можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определеннойкатегории земель и виду разрешенного использования.

Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты. Для каждой такой территориальной зоны местные власти устанавливают: виды разрешенного использования земельных участков, какие объекты недвижимости можно строить, их параметры по высоте и т.д.

ВАЖНО! Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны исходя из исторически сложившихся условий использования территории, а также исходя из результатов публичных слушания. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, какие — после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы. Данные разграничения устанавливаются для обеспечения защиты населения и обеспечения комфортных условий проживания.

Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года П/0412. На основании этого классификатора муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.

Классификатор содержит 13 ВРИ:

  1. Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство и т.д.);
  2. Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка и т.д.);
  3. Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение и т.д.)
  4. Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины и т.д.)
  5. Отдых (рекреация) (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка и т.д.)
  6. Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь и т.д.)
  7. Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт и т.д.)
  8. Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы РФ и т.д.)
  9. Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность и т.д.)
  10. Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации и т.д.)
  11. Водные объекты (гидротехнические сооружение и т.д.)
  12. Земельные участки (территории) общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории и т.д.)
  13. Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).

Основные виды разрешенного использования характеризуют основной вид деятельности, для целей ведения которой приобретается и используется земельный участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование)

Условно разрешенные виды использования земельных участков применяются при необходимости расширить способы использования земли — к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, вы планируете построить автомобильную заправку. Порядок получения разрешения на условно разрешённый ВРИ установлен Градостроительным кодексом РФ.

Вспомогательные ВРИ применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка. К примеру, такой дополнительный вид разрешенного использования может понадобиться, если собственник захочет построить на участке забор, гараж, хозяйственную постройку.

Как узнать, какой ВРИ у вашего земельного участка

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка.

Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках объекта недвижимости. Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, в офисах МФЦ, на портале Госуслуг, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра».

В этом случае информация будет указана в разделе «Виды разрешенного использования».

Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо знать адрес участка или его кадастровый номер.

Какой ВРИ подходит для строительства на участке индивидуального жилого дома

В данном случае подойдут следующие виды разрешенного использования:

  • 1 — «Для индивидуального жилого строительства». На таких участках разрешено также строить гаражи и вспомогательные постройки, выращивать сельскохозяйственные культуры;
  • 2 — «Для ведения личного подсобного хозяйства». Здесь можно не только строить жилой или садовый дом, но и производить сельхозпродукцию и разводить сельскохозяйственных животных;
  • 2 — «Ведение садоводства». Такие участки предусмотрены для отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Также здесь можно строить дома — жилые и садовые.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если у вашего участка основной ВРИ 13.1 «Ведение огородничества», то строительство жилого и садового дома на нем запрещено. Разрешено лишь возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. Не стоит путать данный вид с 13.2 «Ведение садоводства», где строительство жилого дома допускается.

Аналогичная ситуация с ВРИ 1.16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ВРИ 2.2 «Для ведения личного подсобного хозяйства» такое строительство разрешает.

ВАЖНО! Если вид разрешенного использования вашего земельного участка не соответствует обозначенным выше, то для того, чтобы построить на нем жилой или садовый дом, вам потребуется изменить ВРИ.

Как поменять основной ВРИ земельного участка: порядок действий

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Эти правила оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Для начала необходимо уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте.

В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.

В данном случае собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра от 19.08.2020 № П/0310.

Обратите внимание: Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

ВАЖНО! Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости, а также величины земельного налога.

Получение разрешения для строительства дома на землях ЛПХ в 2021 году

Если у человека есть в собственности земля, начало строительства на ней жилого дома или технического объекта – вопрос времени. Земли в нашей стране делятся на категории по назначению. Одной из таких категорий является ЛПХ, или личное подсобное хозяйство.

Подразумевается, что человек будет использовать земельный надел в целях ведения сельскохозяйственной, животноводческой или прочей предпринимательской деятельности, однако постоянно возникают дополнительные потребности в тех или иных помещениях. Требуется ли разрешение на строительство дома в ЛПХ в 2021 году?

образец разрешения

Соответствие проектной документации

Право на строительство и реконструкцию дает только соответствующее разрешение. Оно представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом. В проекте рассматриваются разделы по планировке строения и межеванию территории, если иное не установлено Гражданским кодексом РФ.

На оформленной верно бумаге будут присутствовать:

  1. Справа в верхнем углу должна стоять пометка «Утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 года №698».
  2. Затем идет информация о получателе разрешения – указывается его фамилия, имя и отчество, адрес проживания, место прописки. Если получатель – юридическое лицо, ставится его название.
  3. В середине листа крупными буквами пропечатывается «Разрешение на строительство».
  4. Из дополнительной информации проставляются: наименование уполномоченного органа, выдавшего разрешение; номер бумаги; адрес участка ЛПХ; объект капитального строительства.
  5. В нижней части указывается срок действия разрешения, а также срок продления, если таковое имело место быть.

Без разрешения стройку лучше не затевать, так как здание будет признано незаконно построенным.

Нужно ли разрешение на строительство ЛПХ

Не все горят желанием ходить по инстанциям, и начинают стройку без получения соответствующего разрешения. Чем грозит подобный подход, допустим ли он? Согласно указанной выше статье разрешение нужно в обязательном порядке. Его получают, начиная строительство или реконструкцию капитальных построек на землях ЛПХ.

Под этим термином понимаются любые объекты, находящиеся на земле и под ней, возведенные для постоянного долговременного пользования.

курятник с выгулом

В случае возведения построек вспомогательного типа, разрешение может не потребоваться, но в законе есть оговорка по этому счету. Если строение будет иметь больше одного этажа или к нему будут подведены коммуникации (электричество, газ, вода, отопление, канализация), то в независимости от его назначения строительство разрешается только после получения документов. Это же касается и пристроек к капитальным строениям.

Все земли ЛПХ делятся на два типа – приусадебные и полевые. К первым относятся участки, находящиеся на территории населенных пунктов, а ко вторым – за их пределами.

категории земли

На приусадебных участках помимо ведения сельскохозяйственной деятельности и занятия предпринимательством, допускается содержание животных и строительство вспомогательных построек. Для полевых земель, возведение объектов капитального строительства запрещено. Запрещается любая деятельность кроме сельскохозяйственной. По этой причине перед началом строительства необходимо узнать, к какой категории относится ваш участок.

Для полевых участков допускается возведение любых временных сооружений – тех, что не имеют под собой капитального фундамента. Исключения составляю земли, которые числятся за крестьянско-фермерским хозяйством – тут допускается строительство зданий любой категории.

По назначению ЛПХ приусадебного типа практически не отличается от ИЖС. Допускается получение постоянной регистрации в доме, построенном на такой территории.

Нормы, которым должно соответствовать здание

сараи и хозблок

Разрешение будет выдано, если постройки будут соответствовать следующим требованиям:

Как узаконить хозяйственные постройки, возведенные на участке (ЛПХ)?

В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства (далее – ЛПХ) граждане могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (статья 4 пункт 1).

ЛПХ в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (пункт 2 статьи 4).

Таким образом, постройки, которые можно возводить на земельном участке под ЛПХ в границах населенного пункта, определяются местным градостроительным регламентом и правилами застройки и землепользования. Как правило, это: жилой дом; хозяйственные (подсобные, бытовые) помещения; некапитальные строения.

Упрощенный порядок оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества позволяет оформить права на: земельные участки, которые предоставлены гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительств; объекты недвижимости, построенные на таких земельных участках — это объекты индивидуального жилищного строительства (жилые дома) и другие объекты недвижимости (хозяйственные постройки, например, бани, сараи). В связи с чем, на земельном участке, выделенном для ведения личного подсобного хозяйства возможно зарегистрировать право собственности на объекты недвижимости (хозяйственные постройки) в упрощенном порядке.

Для этого в территориальное отделение Росреестра нужно представить следующие документы:

заявление на государственную регистрацию прав;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества;

технический план строения, который должен быть заказан у кадастрового инженера.

квитанция об оплате государственной пошлины.

Граждане, арендуя земельные участки (ЛПХ), имеют возможность в дальнейшем оформить указанные наделы в собственность.

В соответствии с пунктом 36 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», собственники строений приобретают земельные участки, на которых расположены строения этих собственников, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации для приобретения земельных участков собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Из содержания указанного положения статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что заявленное в ней право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приобретение земельного участка, занятого соответствующим объектом недвижимости.

По смыслу указанных норм, возникновение исключительного права зависит от достижения той цели, для которой земельный участок предоставлялся лицу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Исходя из положений части 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для возложения на орган местного самоуправления обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка (ЛПХ) является существование спорного земельного участка как объекта земельных отношений.

Из общего смысла вышеприведенных норм земельного законодательства следует, что гражданин, владеющий земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства на праве аренды, вправе приобрести такой участок в собственность на возмездной основе только если земельный участок определен как объект земельных отношений, используется по назначению земельного участка и в собственности на указанном земельном участке находится строение, которое подпадает под характеристики объекта недвижимого имущества.

Неотъемлемым признаком здания, сооружения в соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации как объекта недвижимого имущества является то, что перемещение таких объектов, включая здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, без соразмерного ущерба их назначению невозможно.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей.

Поэтому при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

Генеральный план меняет правовой режим только тех участков, в отношении которых установлен градостроительный регламент

Согласно ч. 12. ст. 9 Градостроительного кодекса РФ “утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон” (введена Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ).

Читайте также  Свидетельство о праве собственности

На практике суды толкуют эту норму следующим образом: сносить существующее не нужно, новое строительство (смена разрешенного использование участка) запрещено. По сути применяются п.п. 8,9 ст. 36 ГрК РФ, согласно которым земельные участки, которые не соответствуют градостроительному регламенту, могут застраиваться (в том числе через реконструкцию существующих объектов капитального строительства) только путем приведения в соответствие с градостроительным регламентом. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства на них также может осуществляться только путем приведения в соответствие с градостроительным регламентом.

Таким образом, в случае если генеральный план поселения реализован через Правила землепользования и застройки, и, например, территория индивидуальной застройки отнесена к зоне многоэтажной многоквартирной застройки, то должен быть запрет на строительство нового индивидуального дома, а даже на его реконструкцию, путем надстройки второго этажа, например.

Однако, действие градостроительного регламента не распространяется на территории общего пользования (ч.4 ст. 36 ГрК РФ).

Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Их границы отображаются красными линиями на проектах планировки территорий.

Территории общего пользования также могут быть застроены, например, инженерными сооружениями: дорогами, дамбами, мостами, причалами, эстакадами, туннелями и др. При этом если на участке на генеральном плане отображена такая планируемая дорога, то ни о каком приведении к такому положению при использовании участка речи быть не может. Означает ли это, что участок уже ничем нельзя застраивать или его использование не ограничивается до момента изъятия такого участка для публичных нужд?

Казалось бы, какой смысл застраивать такой участок, если все равно здесь будет дорога и все надо будет сносить. С другой стороны, совершенно непонятно, будет ли это дорога на самом деле и когда выкупят участок под нее. При этом строить нельзя уже сейчас. C другой стороны, нет никакого смысла строить, если дорога все-таки будет.

Судебная практика часто не видит разницы, идет речь об изменении документом территориального планирования градостроительного регламента или же о планировании в этом месте территории общего пользования. Во всех случаях, суды склонны говорить о запрете нового строительства.

Однако, в этом случае законодательство содержит все ответы. Во-первых, любое ограничение права собственности на землю должно быть прямо предусмотрено законом. И запрета на новое строительство в случае с территориями пользования законодательством не предусмотрено. Зато есть другие положения.

Согласно ч. 12.6 ст. 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов, для размещения которых допускается изъятие земельных участков, не действует в этой части, если в течение трех лет не принято решение об изъятии.

Однако данное положение не применяется в отношении проектов планировки территории, утвержденных до 1 апреля 2015 года, и в России много городов, где нарисованные с 2004 года планируемые дороги таким образом ограничивают право частной собственности.

Как быть с ними?

В законодательстве решение об изъятии напрямую связано именно с проектом планировки территории и может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов. ( ч. 3 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Правило это введено в 2015 году, но нет оговорки, что оно не применяется к проектам планировки прошлого периода. Получается, после 2018 году такие решения уже не могут быть приняты.

Возможно ли в таком случае, что генеральный план, который не может быть реализован без проекта планировки, все равно будет ограничивать права землевладельца?

Очевидно, к этому нет никаких оснований.

Более того, ст. 280 ГК РФ вообще не связывает утверждение в документах территориального планирования функциональных зон с возникновением каких-либо ограничений гражданских права владельца участка. Единственное ограничения возникает уже после принятия решения об изъятии участка и выражено оно в том, что после этого момента лицо, чей участок изымается, несет риск отнесения на него затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений. То есть стоимость такого нового строительства не возмещается после изъятия.

Из этой же нормы можно сделать вывод, что новое строительство после принятия генерального плана и до принятия решения об изъятия не только возможно, но и стоимость его должна быть возмещена при изъятии. И это справедливо, так как с точки зрения баланса публично-частных интересов решения об утверждении документа территориального планирования и об изъятии участка принимает одна сторона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector