Как в России защищают права и свободы гражданина
В главе 2 прописано, что человеку в России гарантированы право на жизнь, достоинство, безопасность, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, неприкосновенность жилища, определение и указание своей национальной принадлежности, пользование родным языком, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться. Гарантированы свобода совести и вероисповедания, мысли и слова, право на информацию.
Также граждане РФ имеют право на объединение (гарантированы свобода союзов, партий), на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, а также право обращаться в государственные органы.
Кроме того, Конституцией гарантированы социальные, экономические, культурные права — полный список прав и свобод есть в соответствующей главе Основного закона.
Отдельно права и свободы защищены кодексами и отдельными законами.
Так, в частности, трудовые права граждан защищает Трудовой кодекс РФ. В статье 3 прописано: «каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав». Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах.
Семейный кодекс защищает права детей и семьи: «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».
В Гражданском кодексе указано, что «гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого‑либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты».
Закон «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителей на приобретение товаров, работ и услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о них и об их изготовителях, исполнителях и продавцах, о владельцах агрегаторов информации о товарах и услугах, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов.
Уполномоченный по правам человека
В России существует Уполномоченный по правам человека. Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный, в частности, рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства и принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты. В случае необходимости можно обратиться к Уполномоченному — вот ссылка.
10 ваших прав в наземном городском транспорте
Что делать, если нужно провезти санки, могут ли дети ездить без билета, как получить компенсацию в случае форс-мажора – ответы на эти и другие вопросы дают эксперты Роскачества.
В этом материале мы рассмотрим только права потребителей в городском общественном наземном транспорте, то есть, в автобусах, трамваях, троллейбусах. Ими пользуется большинство, и казалось бы, никаких сложностей тут быть не может. Однако спорные и непонятные ситуации могут возникнуть в любой момент. И в этом случае необходимо понимать, как действовать, чтобы не нарушить закон, но и не ущемить свои права.
Покупка билетов и право проезда
Пассажир имеет право:
1. Уехать на транспорте, если есть свободные места
Это право закреплено в ст. 24 Устава автомобильного транспорта. На практике это означает, что водитель не может препятствовать поездке пассажира, если в салоне есть свободные места, а пассажир не нарушает правила перевозки (например, на нем нет пачкающей одежды, он не отказывается платить, и так далее). Под «свободными местами» понимаются как сидячие, так и стоячие. Если возникают спорные ситуации, необходимо обратиться к техническим характеристикам автобуса, в них должно быть указано количество тех и других мест.
Это правило особенно актуально для регионов, есть работают маршрутные такси, так как некоторые водители могут весьма вольно распоряжаться местами, придерживать их для определенных людей или в принципе не сажать пассажиров, например, рядом с собой.
2. Проехать до нужной остановки и выйти на ней без дополнительных напоминаний
Водитель должен провозить пассажиров по всему маршруту. Если остановка присутствует в списке, пассажир должен иметь возможность до нее добраться и на ней выйти. Любые изменения в маршруте или его сокращения незаконны, и можно жаловаться в администрацию перевозчика, если такое происходит.
Что касается выхода из транспорта, водитель должен останавливаться на каждой остановке без дополнительных упоминаний. Особенно это касается «маршруток», которые зачастую работают только «по запросу», в результате чего пассажиры, оказавшиеся на этом маршруте впервые, легко могут пропустить, когда им выходить.
Из этого правила, впрочем, есть исключение – остановки по требованию (это должно быть указано в маршруте). Однако обратите внимание, что если на этой остановке есть люди, водитель в любом случае должен остановиться, даже если в салоне никто не просил об этом.
3. Проехать до своей остановки, даже если нет билета – для детей до 16 лет, путешествующих без сопровождения взрослых
Это нововведение действует с марта 2021 года (ч. 22 ст. 20 Устава автомобильного транспорта). Теперь ребенок до 16 лет может проехать в городском транспорте даже в том случае, если он потерял проездной или родители не продлили его действие. Высадить или оштрафовать за отсутствие билета и отказ его купить нельзя, но только в том случае, если ребенок едет без сопровождения взрослых. Если подростку 16 лет и больше, а также если нарушает взрослый, контролер может либо потребовать оплатить проезд, либо высадить «зайца» на ближайшей остановке. Также на нарушителя может быть наложен штраф.
Проезд (в том числе, с детьми) и провоз багажа
Здесь пассажир вправе:
4. Бесплатно провозить детей до 7 лет при условии, что они не занимают отдельного места
В городском и пригородном транспорте так можно перевозить детей до 7 лет. В междугородных автобусах, как правило, можно не покупать отдельный билет на ребенка до 5 лет. Если же автобус оборудован ремнями (то есть, предполагается, что пассажир пристегивается, а сделать это с ребенком на коленях нельзя), то это правило не действует, зато ребенку можно купить билет с существенной скидкой.
Еще один интересный нюанс заключается в том, что в автобусах с ремнями детей до 7 лет (до 12, если не подходят ремни безопасности) следует перевозить в автомобильных креслах, иначе это будет нарушением правил ПДД. Обычно не уточняется, кто именно обеспечивает наличие кресел, но так как именно перевозчик отвечает за безопасность пассажиров, по идее, предоставлять кресла должен он.
5. Провозить ручную кладь, а также лыжи, санки, детские коляски бесплатно
Длина, ширина и высота ручной клади не должны превышать 120 см. Перевозчик может установить дополнительные правила, в которых будут указаны более масштабные габариты (но не менее, потому что такие величины указаны в правилах, действующих на федеральном уровне). Также перевозчик может расширить перечень предметов, которые разрешено взять с собой в салон (например, включить в него чемоданы, велосипеды, и так далее). В любом случае каждый перевозчик обязан разрешить бесплатно провозить одну пару лыж в чехле (на пассажира), санки, детскую коляску, инвалидное кресло. При этом ручная кладь должна не только отвечать требованиям по габаритам или виду, но и быть провозима так, чтобы не мешать другим пассажирам (не перегораживать никакие проходы, и так далее), она не должна пачкать других людей в салоне, иметь неприятные запахи, и так далее.
6. Провозить животных и даже птиц, если последние в клетках с глухим дном
Важно при этом то, что любое животное должно по правилам быть в клетке с глухим дном. Без клетки можно взять с собой в салон только собаку-поводыря. Однако перевозчики в регионах могут устанавливать более мягкие требования и правила. Так, например, в Московской области можно провозить собак в автобусах – маленьких на руках, крупных в салоне, но при этом собака должна быть в наморднике и на поводке.
7. Получить компенсацию за утерю багажа
Чаще всего багаж провозится вместе с пассажиром, но возможны и другие варианты. Если что-то произошло в пути и багаж утерян или по вине перевозчика пришел в негодность, перевозчик обязан компенсировать убытки. За каждые сутки в просрочке в возврате багажа пострадавшему выплачивается 3% от платы за багаж за каждый день просрочки. Для получения выплат необходимо проследить, чтобы был составлен акт о просрочке.
8. Получить компенсацию, если во время поездки произошло ДТП
Как мы уже упоминали выше, перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и багажа. В случае ДТП во время поездки пассажирам положена компенсация, причем, это гарантируется обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).
Соответственно, страховая компания перевозчика должна обеспечить выплаты пострадавшим в случае аварии. Информацию о страховой перевозчика можно найти в справочной информации в салоне или интернете.
Если вдруг перевозчик находится в состоянии банкротства или у него отозвана лицензия, компенсация все равно будет выплачена, за это отвечает Национальный союз страховщиков ответственности.
В случае причинения вреда здоровью можно требовать компенсационную выплату, компенсацию лечения, а также моральный ущерб.
Если поездка не состоялась, прервалась, возникли сложности в процессе
В данном случае права пассажира таковы:
9. Если транспорт сломался, можно бесплатно пересесть в другой от того же перевозчика
Это правило актуально для всех видов городского транспорта, в том числе, для маршруток. Если мест в следующем автобусе или трамвае нет, эту проблему решает перевозчик. Если по какой-то причине пассажир все же не может уехать в разумное время, он может требовать компенсацию за проезд.
10. Вернуть деньги (или часть денег) за проезд в случае форс-мажора
Если пассажир не мог завершить поездку по вине перевозчика (например, если транспорт сломался), стоимость билета должна быть уменьшена пропорционально проеханному расстоянию. Это актуально в том случае, если перевозчик не может предоставить другой вид транспорта по не зависящим от него причинам (форс-мажор, например, погодные условия).
Кстати, если автобус сломался, то можно вернуть все деньги, так как за сохранность транспорта отвечает перевозчик. Но только при условии, что перевозчик не сможет в конечном итоге доставить до нужного места (то есть, предоставить другое транспортное средство для перемещения).
Как быть, если ваши права нарушены?
Если перевозчик нарушил ваши права и не собирается исправляться, можно подать претензию в адрес руководства или обратиться в суд. Обратите внимание, что если сначала подавать претензию, а потом идти в суд (естественно, при условии, что претензия не удовлетворена), можно получить больше денег за счет штрафа, который присуждается за отказ добровольно компенсировать убытки.
Подавать претензию необходимо в двух экземплярах, один останется у вас, на нем должны поставить подпись и дату. Оформить претензию можно в течение года после происшествия, ответить перевозчик должен в течение 30 дней. Если вам не отвечают или ответ вас не удовлетворяет, можно обращаться в суд.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Ваши права
классный час (3 класс) по теме
Ребята познакомились с Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, познакомились с правами взрослых и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_-_ya_i_moi_prava.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23 им. С.В. Добрина г. Липецка
Учитель: Голубкова Н.Е.
Цели: познакомить с основным законом – Конституцией России; дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника;
с пособствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства;
развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию.
Оборудование: таблички с новыми словами, стихами, иллюстрации к сказкам, адаптированный текст Конвенции и Декларации; книга Е. С. Шабельника «Ваши права», Конституция России , презентация.
Ход классного часа
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Всех приветствую я вас!
Начинаем классный час!
Приглашаю в гости в замок
В распрекрасный город Прав!
Кто хозяйка в этом замке
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу….
— Золушка – главная героиня сказки… («Золушка»), которую написал…
— Послушайте фрагмент из этой сказки:
«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой.
Сами они жили в неге и довольстве.
Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры.
Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.
В конце концов, приготовления закончились, и сестры с матерью отправились на бал.
Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье…»
— Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке? (Выслушиваются ответы детей).
— С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство.
- Обзорное знакомство с «Конвенцией о правах ребенка».
20 ноября 1989 года правительства 170 стран подписали специальный документ, который назвали «Конвенция о правах ребенка». Конвенция – это договор, который должен неукоснительное исполняться теми, кто его подписал.
Теперь эти страны должны помогать детям и спасать их от жестокости, обязаны думать о наилучшем соблюдении прав всех детей мира. Специальная международная организация ЮНИСЕФ – Детский фонд Организации Объединенных наций, помогает детям во всем мире и следит, чтобы их права соблюдались. А 20 ноября ежегодно празднуется как «Всемирный день ребенка».
— Ребята, о чём же мы будем сегодня говорить на классном часе.
III. Знакомство с правами детей.
Ученица. Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
— Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ).
(Слайд 4) (показывает брошюру)
— Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает «установление».
Ученик. В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. У вас, как у школьников, есть право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.
Ученица. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.
Учитель. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. А что же такое – право?
Ученик. Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова). (слайд 19)
Есть у вас обязанности в семье? Какие?
Существуют ли обязанности у учеников? Какие?
Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.
Где могут быть записаны обязанности учеников? (слайд 19, щелчок).
Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся. Давайте их озвучим. (см. Приложение 3). Права и обязанности учащихся можно увидеть внизу в вестибюле школы.
Чем же права отличаются от обязанностей?
Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!
— В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из прав.
— Право на имя при рождении.
— Право на медицинскую помощь.
— Право на образование.
— Право на отдых и досуг.
— Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
— Право свободно выражать свои взгляды.
— Право на свободное перемещение.
— Право на заботу и воспитание родителями.
— Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
— Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
— Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
— Скажите, какие из этих прав были нарушены в сказке «Золушка»?
— А вот жители города Прав и Золушка с великим уважением относятся друг к другу, добры, трудолюбивы, готовы помочь всем в трудную минуту и очень любят песенку Смешариков «Я имею право». Давайте и мы послушаем эту песню и ответим на вопрос: «О каких правах поется в песне?»
(Просмотр видеоклипа с песней «Я имею право»)
— О каких правах вы услышали в песенке Смешариков?
( О праве на имя, на развитие, на равенство, на заботу, на любовь).
— Ребята, а кто еще проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Только ли государство?
— Конечно, это ваши родители. Семья – важная часть общества. Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.
(3 подготовленных ученика читают стихотворение):
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители — во всем мудрей,
Любимый папа — друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
— Вот какие замечательные стихи о семье. Берегите ваших родителей, любите свою семью!
IV. Конкурсная программа “Права и мы»
— А сейчас жители города Прав и Золушка приглашают нас на на конкурсную программу «Я и мои права», в ходе которой мы закрепим полученные знания.
1 конкурс «Они нарушили права»
— Разгадав ребусы, вы прочитаете имена сказочных героев, которые нарушали права.
Вопросы и ответы о правах человека
Права человека – это то, чем, согласно нормам морали, наделен каждый живущий в мире просто в силу того, что он — человек. Добиваясь реализации наших прав, мы обращаемся, как правило, к собственному правительству с позиций морали: так поступать нельзя, потому что это – вторжение в сферу моей морали и оскорбление моего личного достоинства. Никто, ни человек, ни правительство, никогда не может отобрать у нас наших прав человека.
Откуда они взялись?
Они возникли потому, что человек помимо физической, имеет также моральную и духовную сущность. Права человека нужны для того, чтобы защитить и сохранить человеческую сущность каждого, чтобы обеспечить каждому человеку достойную жизнь – жизнь, которую человек заслуживает.
Почему кто-то «должен» их уважать?
Прежде всего потому, что человеческая сущность включает и нравственную составляющую. Большинство людей, если им указать на то, что они ущемляют чье-то личное достоинство, постараются этого не делать. Как правило, люди не хотят причинять зла другим. Однако теперь помимо моральных санкций собственной или чужой совести в большинстве стран мира существуют законы, которые обязывают правительства уважать основные права своих граждан, даже если им этого, может быть, и не хочется.
Кто обладает правами человека?
Абсолютно все. Преступники, главы государств, дети, мужчины, женщины, африканцы, американцы, европейцы, беженцы, лица без гражданства, безработные, работающие, банкиры, лица, обвиняемые в совершении террористических актов, работники благотворительных учреждений, учителя, танцоры балета, астронавты.
Даже преступники и главы государств?
Абсолютно все. Преступники и главы государств — тоже люди. Сила прав человека заключается в том, что они признают всех равными с точки зрения обладания человеческим достоинства. Кто-то порой может нарушить чьи-либо права или стать угрозой для общества, и поэтому может возникнуть необходимость тем или иным образом ограничить права таких людей, чтобы защитить права других, но только в определенных пределах. Эти пределы определяются как минимум, необходимый для сохранения человеческого достоинства.
Почему некоторым группам требуются особые права человека? Означает ли это, что у них больше прав, чем у других людей?
Нет, не означает, но некоторые группы, такие как цыгане-рома в Европе, далиты и определенные касты в Индии так долго подвергались дискриминации в том или ином обществе, что потребовались специальные меры, чтобы обеспечить им равный с другими людьми стандарт прав человека. Было бы смешно полагать, что после долгих лет укоренившейся дискриминации и стереотипов, откровенной ненависти и социальных барьеров будет достаточно просто предоставить им общеприменимые права, полагая, что этого будет достаточно для соблюдения равенства.
Почему речь идет о правах людей, а не об их ответственности?
Несмотря на то, что некоторые философы и НПО выдвинули веские аргументы в пользу необходимости определить меру ответственности людей и даже представили в защиту этого довода свои «кодексы» и «декларации», сообщество правозащитников в целом хранит молчание по поводу этого спора. Причина в том, что многие правительства ставят «дарование» прав в зависимость от определенных обязанностей, налагаемых на людей правительством или правителем, отчего сама идея прав человека изначально теряет смысл. И все же, разумеется, все мы ‒ отдельные люди и группы людей ‒ должны со всей ответственностью относиться к правам других, не злоупотреблять ими, но уважать, как свои собственные права. И в этом свете статья 29 Всеобщей Декларации прав человека признает, что: «1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. 2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Кто следит за соблюдением прав человека?
Все мы должны за этим следить. Существуют законы, как национальные, так и международные, которые ограничивают свободу действий правительств в отношении своих граждан, но если никто им не укажет на то, что своими действиями они нарушают международные нормы, правительства могут безнаказанно продолжать нарушения. Каждый из нас, как личность, должен в повседневной жизни не только уважать права других, но и внимательно следить за действиями наших и не наших правительств. Системы защиты прав существуют для того, чтобы все мы могли ими воспользоваться.
Как я могу защитить свои права?
Постарайтесь обратить внимание других на то, что ваши права были нарушены; потребуйте их соблюдения. Дайте противоположной стороне понять: вам известно, что она не имеет права обращаться с вами подобным образом. Выделить соответствующие статьи во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах человека или других международных документах. Если соответствующие законы есть в вашей собственной стране, сошлитесь и на них. Сообщите другим о случившемся: дайте сообщение в печать, напишите вашему депутату парламента и главе государства, проинформируйте об этом неправительственные организации, занимающиеся правами человека. Спросите у них совета. Если есть возможность, поговорите с адвокатом. Постарайтесь, чтобы правительству стало известно о ваших действиях. Дайте ему понять, что вы не собираетесь отступать. Продемонстрируйте поддержку, на которую вы можете рассчитывать. Наконец, если все остальное не помогло, вы можете обратиться в суд.
Как мне обратиться в Европейский Суд?
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод определяет процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб. Однако принятие дел к рассмотрению регламентируется строгими требованиями. Например, до подачи дела в Европейский суд вы должны подтвердить, что ваша жалоба уже подавалась в национальные суды вашей страны (вплоть до самой высшей инстанции!). Если вы хотите попытаться, и полагаете, что ваша жалоба отвечает установленным требованиям, ее можно представить на официальном бланке, который можно получить в Секретариате. Однако вам настоятельно рекомендуется обратиться за советом к юристу или неправительственным организациям, действующим в этой области, и убедиться, действительно ли у вас есть реальный шанс на успех. Имейте в виду, что вынесению окончательного решения может предшествовать длительный и сложный процесс.
У кого мне требовать соблюдения моих прав?
Соблюдения почти всех основных прав человека, перечисленных в международных соглашениях, вы должны требовать от правительства вашей страны, или от официальных должностных лиц государства. Права человека защищают ваши интересы от посягательств государства, поэтому вы должны требовать их соблюдения от государства или от его представителей. Если вы считаете, что ваши права нарушаются, например, вашим работодателем или соседом, вы не можете напрямую ссылаться на международные законы о правах человека, за исключением тех случаев, когда правительство вашей страны было обязано принять меры, чтобы не допустить таких действий работодателей или соседей.
А лежит ли на ком-нибудь обязанность защищать мои права?
Да. Право не имеет смысла, если на кого-то не возложена соответствующая ответственность и обязанность. Моральная обязанность не посягать на ваше личное достоинство возложена на каждого человека, но правительство вашей страны, подписав международные соглашения, несет не только моральную, но и юридическую ответственность.
Права человека – это проблема только недемократических стран?
Даже сегодня в мире нет такой страны, где бы полностью были соблюдены все права человека. В одних странах нарушения могут происходить чаще, чем в других, затрагивать бóльшую или меньшую часть населения, но всякое, даже единичное нарушение представляет проблему, которая не должна возникать и которой надо заниматься. Человеку, чьи права были нарушены в стране с устоявшейся демократией, вряд ли будет легче от того, что в целом в его стране положение с соблюдением прав человека лучше, чем в других странах мира.
Добились ли мы прогресса в борьбе с нарушениями прав человека?
Большого прогресса — даже если порой он и кажется каплей в море. Вспомните об уничтожении рабства, о предоставлении женщинам права голоса, о странах, которые отменили смертную казнь, об освобождении узников совести в результате международного нажима, о крахе режима апартеида в Южной Африке, о делах, рассмотренных в Европейском суде и законах, измененных в результате этого. Задумайтесь над тем, что постепенное развитие культуры международного общения означает, что даже наиболее авторитарным режимам приходится сегодня считаться с правами человека, если они хотят быть принятыми на международной арене. Положительных результатов было достигнуто много, особенно за последние 50 лет, но гораздо больше еще предстоит сделать.
Права и свободы человека и гражданина
На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.
Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.
Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.
К основным обязанностям человека Конституция относит:
- соблюдение Конституции и законов РФ;
- осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
- сохранение окружающей среды;
- защита Отечества, несение военной службы;
- забота о детях;
- забота о нетрудоспособных родителях;
- получение основного общего образования;
- сохранение исторического и культурного наследия.
Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.
Категории прав человека
Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:
- естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
- права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
- гражданские (личные)
- политические
- экономические
- социальные
- культурные
Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.
Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.
Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.
Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.
Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.
Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.
Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.