Возможна ли продажа чистого никотина физ.лицам?
Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 19
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции или никотинсодержащей продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Розничная торговля сигаретами в количестве более чем двадцать штук в упаковке (пачке), произведенными в РФ или импортированными в РФ до 01.07.2016, допускается до их полной реализации (ФЗ от 26.04.2016 N 115-ФЗ).
6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией без потребительской тары, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в следующих местах:
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;
3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.
8. Запрещается оптовая и розничная торговля насваем, табаком сосательным (снюсом), пищевой никотинсодержащей продукцией, а также никотинсодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания, нюханья.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Запрещается розничная торговля никотином (в том числе полученным путем синтеза) или его производными, включая соли никотина, а также никотинсодержащей жидкостью и раствором никотина (в том числе жидкостями для электронных средств доставки никотина), если концентрация никотина в никотинсодержащей жидкости или растворе никотина превышает 20 мг/мл.
Как изменились правила продажи никотинсодержащей продукции в 2021 году
С 28 января 2021 года в силу вступил ряд ограничений, связанных с распространением никотинсодержащей продукции. Согласно последним нововведениям, получить штраф можно не только за курение сигарет или кальянов, но и вейпов и айкосов.
Новый закон
Новые ограничения для курильщиков опираются на положения Федерального закона №303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции» от 31 июля 2020 года.
Закон ввел понятие никотинсодержащей продукции и распространил на нее все запреты, которые действуют в отношении сигарет.
Указанный Федеральный закон внес соответствующие изменения сразу в несколько нормативно-правовых актов: №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 1998 года, №38-ФЗ «О рекламе» от 2006 года, №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 2013 года и др. Взаимосвязанные поправки появились также в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП).
Что теперь относят к никотинсодержащей продукции
Согласно принятым поправкам, под никотинсодержащей продукцией понимаются изделия, которые содержат никотин (включая синтезированный) или его производные. К ним относятся изделия с содержанием никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл:
- с нагреваемым табаком;
- растворы;
- жидкости;
- гели;
- никотинсодержащая жидкость;
- порошки;
- смеси для сосания, нюханья, жевания, не предназначенные для употребления в пищу.
В понятие никотинсодержащей продукции не входят медицинские изделия и лекарственные препараты, а также пищевая продукция, которая содержит никотин в натуральной форме.
Закон установил требования к составу никотинсодежащей продукции: концентрация никотина в жидкости не должна превышать 20 мг/мл. Также производителя обязали раскрывать состав. По статистике Профессионального альянса участников русского рынка электронных никотиновых систем (ПАУРРЭНС), свыше 80% реализуемых жидкостей для вейпов до принятия нового закона имели концентрацию никотина 55-60 мг/мл.
В результате вейпы и айкосы (системы нагревания табака типа IQOS) окончательно приравняли к сигаретам.
Ограничения и запреты, вводимые законом
С 28 января 2021 года вводится запрет на онлайн-продажу никотинсодержащей продукции и устройств для ее потребления. Ужесточение правил распространяется на продажу:
- кальянов;
- стиков;
- жидкостей для электронных сигарет.
Ранее запрет, согласно статьям 19, 20 №15-ФЗ, действовал только в отношении табачной продукции и табачных изделий. Их можно продавать только в розничных торговых точках – магазинах и павильонах; теперь аналогичные ограничения введены и в отношении никотинсодержащей продукции и устройств для ее потребления.
Онлайн-магазины, которые продавали вейпы, электронные сигареты и системы нагревания табака, уже отреагировали на изменения и предлагают купить дистанционно только комплектующие, зарядные устройства и аккумуляторы. За всем остальным придется лично прийти в стационарный магазин и предъявить паспорт, подтверждающий достижение возраста 18 лет.
Продажа никотинсодержащей продукции в стационарных торговых точках так же претерпела изменения. Теперь запрещена ее выкладка на витрине. При желании купить подобный товар (например, жидкость для вейпа) нужно сказать об этом продавцу – и тогда он продаст имеющуюся в продаже продукцию.
Также торговые точки по продаже вейпов нельзя размещать рядом с образовательными и медицинскими учреждениями.
Под запрет попала и реклама никотинсодержащей продукции. При демонстрации таких товаров в произведениях для детей и взрослых нужно учитывать дополнительные требования по нормам №15-ФЗ. Допустимой для транслирования считается информация, которая содержит указание на вред курения.
Запрещены различные акции, лотереи, бесплатная раздача, которые могут стимулировать потребление этой продукции. Теперь нельзя предлагать попробовать систему нагревания табака, обещая, что она поможет бросить курить.
Ответственность за нарушение правил
За нарушение запрета на курение сигарет, вейпов и айкосов теперь действует одинаковое административное наказание. Ответственность наступает не только для курильщиков, но и для торговых точек и ресторанов за нарушение правил торговли или рекламы подобной продукции.
Курить электронные устройства запрещено в тех местах, где действует запрет на курение, а также в помещениях, которые составляют общее имущество собственников. За нарушение запрета курильщику грозит привлечение к административной ответственности по статье 6.24 КоАП в виде штрафа 500-1500 р. За курение на детской площадке штраф возрастает до 2000-3000 р.
За вовлечение несовершеннолетних в употребление никотинсодержащей продукции, а также несоблюдение действующих правил торговли электронными сигаретами, вейпами, кальянами нарушителю грозит штраф по статье 14.53 КоАП в размере до 300 тыс. р.
Рестораны и прочие общественные места будут штрафовать за кальяны, поданные не в отдельной комнате, а также за прочие нарушения при организации мест для курения (включая электронные сигареты), за отсутствие контроля за потреблением никотинсодержащей продукции и пр. На основании статьи 6.25 КоАП штрафы составляют от 20 до 90 тыс. р.
Маркировка никотиносодержащей продукции
В России идет третья волна маркировки табака. На этот раз — никотиносодержащей продукции. До 28 февраля 2022 года продлится эксперимент, а с 1 марта ее маркировка станет обязательной.
Разберемся, какие товары подлежат маркировке, как она затронет розницу, какое оборудование потребуется.
В МоемСкладе все готово к маркировке никотиносодержащей продукции: ведение учета товаров с кодами, приемка от поставщика с подтверждением через ЭДО, продажа оптом и через кассу, оформление возвратов в соответствии с законодательством.
Что относится к никотиносодержащей продукции
Маркировку никотиносодержащей продукции регулирует Постановление Правительства РФ № 2273 от 25 декабря 2020 года. К ней относятся товары с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2403 99 900 9.
Маркировке подлежит продукция с кодом ОКПД 2:
- 12.00.19.100 и 12.00.19.900 — стики для Iqos, Glo, Ploom и прочие. Это изделия с содержанием никотина и табака, употребляемые путем нагревания в специальных устройствах;
- 12.00.19.900 — курительные смеси для кальяна, не содержащие табак. Это специальные смеси из чайных листьев, а также крем-пасты для кальянных устройств с содержанием никотина.
Этапы и сроки маркировки никотиносодержащей продукции
Пока идет эксперимент до 28 февраля 2022 года , участие в нем добровольное.
С 1 марта 2022 года производители, импортеры и розничные продавцы никотиносодержащей продукции обязаны зарегистрироваться в национальной системе маркировки Честный Знак.
С 15 марта 2022 года все операции с никотиносодержащей продукцией необходимо отправлять в Честный Знак — ввод продукции в оборот, продажу, передачу другим лицам для реализации, вывод из оборота.
Ввести в оборот продукты без маркировки производители смогут до 15 марта, а продавать их в розницу можно до 1 октября 2023 года. Если же продукция сделана после 15 марта 2022, торговля возможна только при условии передачи всей информации в Честный Знак.
За несоблюдение этих правил нарушителей ждут штрафы, поэтому подготовиться лучше заранее.
Штрафы
Итак, что ждет участников оборота за несоблюдение правил маркировки нагревательного табака и кальянных смесей?
За производство никотиносодержащей продукции без нанесения специальных кодов грозят штрафы:
- Юридическим лицам от 50 000 до 100 000 рублей;
- Должностным лицам и ИП от 5 000 до 10 000 рублей.
За нарушение оптовыми и розничными продавцами правил закупки, реализации и хранения никотиносодержащей продукции:
- Юридическим лицам от 50 000 до 300 000 рублей;
- Должностным лицам и ИП от 5 000 до 10 000 рублей;
- Физическим лицам от 2 000 до 4 000 рублей.
Нарушителей ждут не только штрафы, но и конфискация немаркированной продукции.
Чтобы избежать наказания, приобретите необходимое оборудование и подготовьтесь к правильному учету.
Если хотите торговать стиками и кальянными смесями по всем правилам, регистрируйтесь в системе маркировки и используйте МойСклад. Это удобная программа для продажи табачных изделий, где можно вести учет товаров с цифровыми кодами, продавать их через кассу или оптом.
Как работает маркировка стиков и кальянных смесей с содержанием никотина
На каждую отдельную пачку или общую тару с товаром нанесут специальные знаки с цифровым кодом, формат которого определяет Честный Знак. Код маркировки — это последовательность из букв и чисел, преобразованная в двухмерный формат Data Matrix.
Код маркировки содержит:
- Код продукта из 14 цифр;
- Ключ проверки из 4 символов, который предоставляет оператор системы маркировки;
- Индивидуальный серийный номер товара из 13 символов, его генерирует оператор или производитель.
Пока идет эксперимент, до 28 февраля 2022 участники оборота получают коды маркировки бесплатно. С 1 марта 2022 каждый код будет стоить 50 копеек без НДС.
Процесс выглядит так:
- Производитель получает коды в Честном Знаке и размещает их на товаре.
- При отгрузке товара производитель отправляет тому, кто его закупает, электронный УПД со всеми кодами.
- Покупатель при получении товара сверяет коды, утверждает УПД и передает информацию в Честный Знак по ЭДО.
- При отгрузке товара розничному магазину тоже формируется УПД с кодами.
- Розничная точка сверяет коды и подтверждает приемку товара.
- При продаже покупателю кассир сканирует код, онлайн-касса отправляет запрос на его проверку в Честном Знаке, выводит полученную информацию в чеке и через ОФД сообщает в Честный Знак, что товар выбыл.
Как внедрить маркировку никотиносодержащей продукции в рознице
Если вы уже продаете сигареты и альтернативную табачную продукцию, дополнительно ничего делать не нужно. Торгуйте стиками и кальянными смесями так же, как табаком.
Если вы продаете только никотиносодержащую продукцию, например, стики, то к 1 марта 2022 года необходимо подготовиться:
- Получите квалифицированную электронную подпись. в Честном Знаке с помощью электронной подписи.
- Подключитесь к системе электронного документооборота (ЭДО). Там можно обмениваться документами с кодами маркировки. Если вы только получаете товар от поставщика, чтобы продавать его в розницу, то вам, скорее всего, подойдет ЭДО Лайт — бесплатная система от Честного Знака.
- Заключите договор с ОФД. Для некоторых операторов передача данных в Честный Знак активируется автоматически, для других необходимо заключить дополнительное соглашение. Уточните информацию у своего оператора.
- Касса и фискальный накопитель должны соответствовать ФФД 1.2. Если нет, обновите прошивку оборудования.
- Проверьте, что система учета товаров и кассовая программа поддерживают работу с маркировкой.
Оборудование для работы с маркированной продукцией
- 2D-сканер штрихкодов для продажи маркированного товара;
- Онлайн-касса с поддержкой ФФД 1.2.
Касса МойСклад — бесплатное приложение для Windows, Android, Linux и iOS — полностью соответствует закону о маркировке, в частности, совместима с ФФД 1.2.
Маркировка электронных сигарет
Маркировки электронных сигарет и жидкостей для них в 2022 году не будет. Наносить коды нужно только на стики. Устройства для нагревания маркировке не подлежат.
О реализации табачной продукции и табачных изделиях (ограничения и запреты в сфере торговли)
Оборот табачных изделий в России строго регулируется действующим законодательством, в том числе и порядок их продажи. Поэтому как при производстве, так и при реализации подобной продукции есть целый ряд нюансов, незнание которых может привести к ответственности, как административного, так и уголовного характера.
Порядок демонстрации и размещения сигарет и табачной продукции.
Действующее законодательство запрещает открытую демонстрацию любой табачной продукции покупателям любым образом. Это касается как рекламных изображений сигарет, сигаретных пачек или иной табачной продукции, так и непосредственной выкладки табачных изделий на витрине. Покупатели могут ознакомляться с ассортиментом табачных изделий только посредством таблиц с указанием наименования и цены сигарет, выполненных одинаковым шрифтом в алфавитном порядке.
Количество сигарет в одной розничной продажной пачке.
Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией без потребительской тары, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции.
Цена на сигареты.
Действующим законодательством на акцизных марках устанавливается минимальная и максимальная цена для розничной продажи сигарет, выход за рамки которой является недопустимым для продавцов, обеспечивающих реализацию сигарет их конечным потребителям.
С 1 апреля 2021 года применяется единая минимальная цена табачной продукции, рассчитанная на основании минимального значения ставки акциза на табачную продукцию, установленного Налогового Кодекса Российской Федерации с 1 января 2021 года. В 2021 году ЕМРЦ на пачку сигарет из 20 штук составляет 108 рублей.
Место продажи.
Розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами осуществляется в магазинах и павильонах.
В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами.
Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами.
Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах.
Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.
Запреты на продажу сигарет.
Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в следующих местах:
— на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
— на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;
— на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.
Продажа никотиносодержащей продукции.
Изменениями предусмотрен запрет оптовой и розничной торговли пищевой никотиносодержащей продукции (за исключением пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде) и никотиносодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания, нюханья, а также розничной торговли никотином и его производными, никотиносодержащими жидкостями с концентрацией более 20мг/мл.
Никотиносодержащей продукцией признаются изделия, не предназначенные для употребления в пищу, которые содержат никотин или его производные, включая соли никотина, и предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания (например, изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотиносодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья).
Ограничения торговли, которые были предусмотрены для торговли табачной продукцией и табачными изделиями также коснулись и торговли кальянами, никотиносодержащей продукции и устройствами для ее потребления.
Федеральным законом внесены изменения, предусматривающие установление запрета на:
— вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления никотинсодержащей продукции;
— продажу пищевой, жевательной, сосательной и нюхательной никотиносодержащей продукции,
— продажу несовершеннолетнему кальянов, никотиносодержащей продукции и устройств для её потребления,
— потребление никотиносодержащей продукции или использование кальянов в помещениях, составляющих общее имущество собственников комнат в коммунальных квартирах, а также помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания.
Информация, способная вызывать у детей желание употребить никотиносодержащую продукцию отнесена к запрещенной для распространения среди них. Допускаемой к обороту информационной продукцией для детей от 12 лет может быть признана продукция, содержащая оправданное жанром или сюжетом эпизодическое упоминание (без демонстрации) никотиносодержащей продукции, если содержится указание на опасность ее потребления.
Маркировка табачной продукции средствами идентификации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 N 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции» с 1 июля 2021 года не допускается оборот не маркированной средствами идентификации табачной продукции:
— табак для кальяна,
— сигары, сигары с обрезанными концами (черуты)
— сигариллы (сигары тонкие)
Административная ответственность.
За нарушение продажи никотиносодержащей продукции предусмотрена административная ответственность указанных требований в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях частями 1,2 ст.6.24, частями 1-3 ст.6.24, частями 1,3 ст.14.6, частями 1-3 ст.14.53
Административная ответственность за розничную торговлю табачной продукцией или никотисодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами предусмотрена ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Ответственность за продажу табачной продукции по цене ниже минимальной цены табачной продукции предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (на граждан штраф в размере 5 000 рублей, на должностных лиц – 50 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет, на юридических лиц – 100 000 рублей).
Ответственность за продажу табачной продукции, не маркированной средствами идентификации, предусмотрена ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ (на граждан штраф в размере от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения, на должностных лиц от 10 000 до 15 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения, на юридических лиц – 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения).
Продажа табака по стоимости ниже максимальной, но не ниже минимальной: нарушение или нет?
Как известно на табачную продукцию устанавливаются минимальные розничные цены на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»).
Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком (производителем – прим. ДРВ) самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий (пункт 2 статьи 187.1 НК РФ).
Казалось бы, всё предельно понятно: производитель установил максимальную розничную стоимость на табачное изделие, а розничный продавец обязан не продавать такое изделие по стоимости ниже 75 процентов от максимальной. Если же продавец продает ниже минимальной стоимости, то рискует быть привлеченным к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.6 КоАП РФ за занижение регулируемых цен.
Однако, как показывает административная и судебная практика продажа табака ниже максимальной розничной стоимости, но не ниже минимальной также является нарушением, как и продажа ниже минимальной стоимости, и признаётся стимулированием продажи табака, что влечёт ответственности на основании части 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ.
В частности, указанная позиция была поддержана в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 03.11.2016 №Ф05-16061/2016 по делу №А40-17530/2016. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2017 №305-АД17-6 по указанному делу отказано в передаче жалобы на указанное постановление на рассмотрение судебной коллегии. При этом судья Тютин Д.В. попутно отметил в тексте определения: «Ссылка общества на положения статьи 187.1 Налогового кодекса Российской Федерации о максимальной розничной цене также правомерно не принята апелляционным судом. Названные положения относятся к исчислению акциза по подакцизному товару (табачные изделия) и не применяются при рассмотрении споров о привлечении лица к ответственности за совершение указанного административного правонарушения.»
Приведенная правовая позиция нашла подтверждение и в других судебных актах, например:
- Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2018 №06АП-4843/2018 по делу №А73-7904/2018: «Установление цены на табачные изделия ниже максимальной розничной цены, указанной на пачках табачных изделий уже является стимулированием продажи, курения табака.»
- Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019 №16АП-2097/2019 по делу №А63-1661/2019: «Довод Общества о недоказанности Управлением обстоятельств того, что продажа табачных изделий ниже максимальной розничной цены стимулирует потребителей на покупку табачных изделий, также подлежит отклонению. В рассматриваемом случае действия Общества, направленные на привлечение интереса потребителя к курению или покупке табачной продукции, являются стимулированием курения (продажи) табака, табачной продукции или табачных изделий, и следовательно, нарушением требований Закона №15-ФЗ. Соответственно и дело об административном правонарушении возбуждено в отношении Общества в связи с осуществлением им действий, направленных на спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака»
Таким образом, продавая табачную продукцию по стоимости ниже максимальной, но не ниже минимальной стоимости, указанной на пачке, розничный продавец рискует быть привлеченным к ответственности на основании части 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ за стимулирование продажи табака. Возможное наказание в этом случае для юридических лиц составляет от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.