За какой долг отключают горячую воду
Статья 21. Временное прекращение или ограничение водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 21
1. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:
1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;
2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;
4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.
2. В случае временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение одного дня со дня такого прекращения или ограничения уведомляет абонентов, орган местного самоуправления, а также:
(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения;
3) организации, с которыми заключены договоры по транспортировке воды, договоры по транспортировке сточных вод, в случае прекращения или ограничения транспортировки воды и (или) сточных вод.
3. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:
(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации;
2) самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения в три и более раза нормативов состава сточных вод (далее — неоднократное грубое превышение нормативов состава сточных вод) или превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения показателей требований к составу и свойствам сточных вод, являющегося в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, грубым превышением (далее — неоднократное грубое превышение требований к составу и свойствам сточных вод);
(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) отсутствия у абонента плана снижения сбросов, предусмотренного частью 4 статьи 30.1 настоящего Федерального закона, или неисполнения абонентом плана снижения сбросов либо отсутствия у абонента плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод или неисполнения абонентом указанного плана в случаях, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей;
6) проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) проведения планово-предупредительного ремонта;
наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более;
9) воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к узлам учета абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений.
4. В случаях, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения.
5. В случаях, предусмотренных пунктом 5 части 1, пунктами 2 — 4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения.
6. В случае, если в течение 60 дней со дня прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения по причинам, предусмотренным пунктом 5 части 1, пунктами 4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, абонент не устранил указанных причин, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоснабжения и (или) водоотведения в одностороннем порядке.
7. Организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоотведения в одностороннем порядке в случае неоднократного грубого превышения нормативов состава сточных вод или неоднократного грубого превышения требований к составу и свойствам сточных вод.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, заключенных с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, жилых домов, устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.
9. Порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
10. В случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в пунктах 1 — 3 части 1, пунктах 1, 5 — 7 части 3 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды.
Запрещено ли отключение горячей и холодной воды за неуплату
Главная обязанность потребителя коммунальных услуг – их своевременная оплата.
При ее неисполнении самый действенный метод — прекращение подачи ресурса.
Если речь идет о горячей воде, имеются некоторые особенности.
Законодательство
- регулирует отношения в области прав, договорных обязательств, в том числе со стороны коммунальных служб. устанавливает критерии качества предоставления услуг ЖКХ. содержит критерии качества водоснабжения, порядок оплаты, практику перерасчета. Пункт 122 прописывает, что должны учитывать коммунальщики при прекращении подачи ГВС. Глава 11 содержит механизм ограничения и отключения ресурса. устанавливает нормативные характеристики подачи воды в многоквартирный дом.
Законно ли лишать водоснабжения за долги
Ограничение отдельных коммунальных услуг за неуплату регулируется Постановлением правительства № 354 и является законным.
Отключение горячей воды, электроэнергии, газа и домофона возможно в случае задолженности, равной двум месячным платежам.
Выключение других ресурсов (канализации, холодной воды, теплоснабжения) неправомерно, так как создает ненадлежащие жилищные условия в квартире, а также может навредить всему подъезду.
ВАЖНО! Прекращение холодного водоснабжения незаконно.
Управляющей компании, которая отключает воду у должника, следует удостовериться, что такие меры:
- не навредят общедомовому имуществу;
- не повлияют на обеспечение ресурсом добросовестных плательщиков;
- не нарушат санитарные нормы.
Если эти условия не выполняются, отключение горячей воды недопустимо.
Когда могут перекрыть горячую воду в квартире
Закон определяет несколько оснований:
- Авария или стихийное бедствие. Это основная причина отключения без предупреждения.
- Необходимость плановых ремонтных работ. Если речь идет о выключении на несколько часов, то предупреждать об этом должны за сутки. Если о более длительном сроке – за несколько дней.
- Потребитель пошел на преступление и самовольно подключился к водоснабжению. Для такого действия необходимо предписание органа власти.
- Выявлен факт эксплуатации жильцами квартиры приборов, мощность которых превышает допустимые пределы. Границу можно узнать из технического паспорта жилого дома.
- Комиссией установлен факт ненадлежащего содержания труб в жилом помещении. Закон устанавливает ответственность собственников за ремонт и содержание коммуникаций внутри квартиры. Когда плохое состояние труб угрожает обеспечению ресурсом всего дома, службы отключают безответственных владельцев.
- Неоплаченные платежи.
ВАЖНО! Размер задолженности для отключения равен сумме платы за два месяца. Причем она исчисляется по нормативу потребления независимо от того, установлены приборы учета ГВС или нет.
Жильцы, которые в силу разных жизненных ситуаций могли задолжать за гор. воду, вправе обратиться к руководству ресурсоснабжающей организации для составления графика погашения задолженности.
Коммунальные службы обычно не отказывают в рассрочках, так как это выгодно обеим сторонам. Если график будет соблюдаться, а деньги — ежемесячно вноситься на счет РСО, санкций не последует.
Правомерно ли выключать без решения суда
Процедура отключения воды нечестным или недобросовестным потребителям коммунальных услуг без решения суда абсолютно законна. Но только по строго определенным основаниям, перечисленным в Постановлении правительства № 354 (п. 119, пп а, б, в): при наличии задолженности в размере двух месячных платежей по нормативу и его непогашении, ненадлежащем содержании коммуникаций ГВС в квартире, незаконном подключении.
Отключение холодной воды недопустимо ни при каких обстоятельствах. Это объясняется тем, что будут нарушены конституционные права гражданина, а также подвергнется опасности санитарное благополучие подъезда или дома.
Смягчающие факторы
С коммунальной службой всегда можно договориться, если у потребителя есть объективные основания для задержки платежей и он не отказывается вернуть долг. Смягчающими обстоятельствами будут считаться:
- Все трудоспособные граждане, зарегистрированные на жилплощади, зарабатывают суммы меньше прожиточного минимума. Тогда они могут претендовать на статус малообеспеченных и воспользоваться субсидией от государства. Оно возьмет на себя часть квартплаты, которая превышает установленный законодательством максимум.
ВАЖНО! Закон не имеет обратной силы, то есть субсидия будет действовать с момента оформления, но перерасчета за предыдущие начисления не будет. Долг придется оплатить в полном размере.
- Задержка зарплаты на рабочем месте должника. Для этого в РСО необходимо подать соответствующую справку. Тогда ему предоставят отсрочку платежа и не отключат воду.
- Проживание в квартире несовершеннолетнего ребенка, инвалида. Закон запрещает перекрытие воды в этом случае.
- Временные сложности с трудоустройством граждан при условии, что они принимают меры для решения проблем.
- Затруднительное материальное положение по объективным причинам.
При желании избежать карательных мер, необходимо оплачивать предоставленную услугу частично, хотя бы раз в три месяца.
Индивидуальный подход к потребителю в виде отсрочки, рассрочки платежей, отмены решения об отключении ГВС возможен только в заявительном порядке. То есть граждане должны быть инициаторами общения с руководством РСО или УК и доказать временный характер материальных сложностей, продемонстрировать попытки их устранения и готовность нести обязательства.
Порядок отключения в многоквартирном доме
Если взносы за горячую воду не поступают в коммунальную службу, накопился неплатеж в размере двухмесячной платы по нормативу, а потребитель не пытается мирно урегулировать конфликт, возможно решение об отключении ГВС.
Об этом управляющая компания обязана предупредить собственника за двадцать дней до исполнения. Таким образом, ему дается время для погашения долга или составления графика выплаты задолженности. Причем уведомить должника нужно надлежащим образом, то есть УК должно иметь экземпляр уведомления с его подписью о вручении.
Отключение без уведомления запрещается, кроме экстренных ситуаций.
Через 20 дней вводится режим ограничения подачи горячей воды. Если ситуация с неоплаченным долгом не изменилась в течение 10 дней- оказание услуги горячего водоснабжения прекращается.
В назначенный день представитель УК явится в квартиру и заварит трубу. Это возможно, если собственник добровольно откроет дверь и впустит его. Часто хитрые должники не открывают дверь. Тогда возможен вариант перекрытия стояка в подвале. Общему имуществу дома таким образом будет нанесен некий ущерб, который взыскивается с должника через суд в числе прочих штрафов и пеней.
Что делать, если незаконно отключили
Если законных оснований для отключения ГВС нет, у потребителя имеется маленький долг за месяц, но воду перекрыли, необходимо предпринять ряд действий для восстановления подачи и наказания должностных лиц, превысивших свои полномочия.
Куда жаловаться
Для начала нужно попытаться решить конфликт мирно и написать жалобу руководству управляющей компании с требованием восстановить подачу воды и сделать перерасчет за период ее отсутствия. Если воду не дали, ответ обязаны направить в течение 30 дней и обосновать отключение. В этом случае нужно привлекать государственные органы:
- Государственную жилищную инспекцию – орган власти, контролирующий работу и законность действий коммунальных служб.
- Роспотребнадзор, который осуществляет надзор над выполнением договорных обязательств коммерческими организациями, в том числе УК, и соблюдением прав потребителей;
- Прокуратура – госструктура, которая инициирует проверку деятельности УК и действий (бездействий) должностных лиц государственных органов. Обращаться туда имеет смысл только после прохождения предыдущих этапов.
- Суд. Если другие органы власти не смогли решить проблему, единственный выход – подача искового заявления и судебный процесс.
Что писать
Жалобы в УК и органы власти составляются по одному образцу:
- В шапке указывается Ф. И. О. руководителя, наименование адресата, данные инициатора жалобы, его адрес.
- В основной части необходимо подробно рассказать, с какого момента отсутствует горячая вода, что предпринимали для решения конфликта и чего добиваетесь.
- В конце ставится дата составления и подпись.
Если горячая вода отключена, а квитанции продолжают поступать за непредоставленные услуги, обращаться нужно в прокуратуру.
К жалобе прилагают копию свидетельства о собственности на квартиру, справка об отсутствии задолженности за ресурс, предшествующая переписка.
Более эффективным способом является написание жалобы сразу в несколько инстанций. Такой документ оформляется путем написания в правом верхнем углу сразу нескольких адресатов: Жилинспекция, Роспотребнадзор. Тогда каждая из структур будет видеть активную позицию заявителя и не оставит жалобу без ответа.
Что будет
При незаконном отключении ГВС возможна ответственность:
- Административная. Штраф для должностных лиц составляет до 1000 рублей, для юридических лиц – до 100 000 рублей. Его имеют право наложить органы государственной власти.
- Уголовная. Штраф от 80 до 200 тысяч рублей, лишение свободы до 5 лет. Такие меры может назначить только суд.
Когда включат обратно
Срок зависит от причин прекращения подачи.
Если действия были незаконными
УК обязаны устранить нарушение в срок, указанный в предписании органа власти, или сразу после вступления в силу решения суда.
Если была задолженность
Подача воды будет восстановлена через два дня после полной оплаты долга и услуг по подключению.
Кто платит
Если отключение произошло из-за задолженности, то есть потребитель виноват в этом, повторное подключение проводится за его счет. Оплата рассчитывается по тарифам УК.
В случае, когда действия коммунальщиков были незаконными, подключение для жильцов будет бесплатным.
Могут ли отключить воду за неуплату?
Предлагаю рассмотреть проблему с причинами отключения водоснабжения в квартире за неуплату. У многих встает вопрос, могут ли вообще полностью отключить подачу воды в квартиру при наличии долга, должны ли уведомлять, прежде чем отключить и при какой сумме или периоде долга происходит отключение? На все эти и многие другие вопросы Вы получите ответ в статье.
Могут ли отключить воду за неуплату?
Ситуация когда коммунальные службы прекращают подачу воды по причине наличия задолженности весьма распространенная на основании пункта 117 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, прекращение подачи водоснабжения происходит только по предварительному уведомлению собственника или нанимателя жилого помещения, в следующих случаях:
- При наличии факта образовавшейся задолженности, то есть неполной оплаты коммунальной услуги по подаче воды;
- При проведении планово-профилактических работ по ремонту и обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу МКД. Предупреждение должно производиться за 10 дней до начала проведения таких работ.
То есть просто так прийти и отключить Вам подачу воды в квартиру никто не может, прежде чем отключить воды в квартире должника, в первую очередь управляющая компания с которой заключен договор собственника жилого помещения или ресурсоснабжающая организация, должны уведомить собственника жилого помещения о наличии долга и только после надлежащего уведомления происходит отключение воды.
Скажу сразу, не все так просто и должен быть соблюден определенный порядок перед отключением воды, без соблюдения порядка, отключение будет считаться незаконным.
И так мы точно поняли, что за долги воду отключают, а вот какого размера должен быть долг и каков процесс отключения, мы разберемся далее.
Как происходит отключение воды за неуплату?
И так, сначала о сроках задолженности. Неполная оплата коммунальной услуги по подаче воды, считается наличие задолженности за 2 месяца, повторюсь за одну коммунальную услугу, в нашем случае за воду, на основании пункта 118 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
То есть если у Вас долг за 1 месяц, это, конечно же, фактически долг, но долг за 1 месяц не дает права применять к должнику санкции в виде полного прекращения подачи воды в квартиру. Право полного отключения воды возникает у ЖКХ только при наличии долга за 2 месяца.
Только при наличии долга за 2 месяца как я говорил у ЖКХ появляется повод предъявить потребителю требования о погашении долга (это еще не отключение). Уведомление о погашении образовавшейся задолженности направляется потребителю в письменной форме одним из следующих способов:
- Вручение потребителю лично в руки под роспись;
- Почтой России заказным письмом с уведомлением о вручении;
- Включением текста уведомления в квитанцию (платежный документ) ЖКХ.
Это самые эффективные способы, которые используют для уведомления ЖКХ.
С момента получения уведомления у потребителя (должника) есть 20 дней на погашение долга. На основании пп. «в», пункта 119 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в случае если потребитель не оплачивает долг в течение 20 дней с момента направления ему предупреждения, то происходит отключение коммунальной услуги.
То есть если у Вас есть долг по воде за 2 месяца, все будет происходить следующим образом:
- Вам направят предупреждение;
- С момента получения предупреждения у потребителя есть 20 дней на погашение долга;
- Если в течение 20 дней с момента получения уведомления потребитель не погасит долг, то происходит отключение воды.
Обращаю Ваше внимание, что на основании пп. «в», пункта 119 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ЖКХ не может отключить за неуплату холодное водоснабжение даже при наличии долга. То есть горячую воду должнику могут отключить, а вот холодную не имеют права по закону.
Как восстановить подачу водоснабжения?
- Самый логичный способ возобновить подачу воды, это погашение образовавшегося долга. После полного погашения долга подача воды должна быть возобновлена в течение 2 дней с момента оплаты на основании пункта 120 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354;
- Второй способ, это заключить с поставщиком коммунальной услуги соглашение, согласно которому должник будет гасить задолженность в течение определенного промежутка времени, скажем, долг будет разбит на равные части в течение 6 месяцев. После заключение такого соглашения подача воды по договоренности может быть восстановлена, так же в течение 2 дней.
Обратите внимание, что дополнительно оплачиваются услуги как за проведение работ по отключению воды, так и за подключение воды на основании пункта 121 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В целом основные выводы следующие:
- Отключить подачу холодного водоснабжения за долги не могут на основании пп. «в», пункта 119 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354;
- Поводом для отключения воды является долг за 2 месяца;
- Прежде чем произвести отключение воды, должника уведомляют за 20 дней до отключения.
То есть с момента прекращения оплаты у должника есть 60 дней и 20 дней на погашение долга, это 80 дней.
Так же помните, что помимо погашения долга по соглашению, не стоит копить новые долги и вносить очередную плату за воду, что бы далее не возникало подобных проблем.
Если у Вас остались вопросы, то Вы можете задать их нашему юристу по ЖКХ и получить необходимые ответы и квалифицированную юридическую помощь.
Ростовцева Ирина. Преимущественно занимается решением вопросов в сфере защиты прав потребителей, возмещение ущерба, работа с банками, спорами по недвижимости и ЖКХ. Общий юридический стаж составляет более 8 лет. В 2004 году закончила ПГНИУ – Пермский государственный национальный исследовательский университет. Обучалась на факультете юриспруденции.
Предупредить и обесточить
alt=»Даже если вы задолжали за электроэнергию, никто не может просто так взять и отключить у вас свет. Фото: Сергей Михеев/РГ» />
Злостному неплательщику за коммуналку отрезали подачу электроэнергии. Он пожаловался, что его об этой неприятности не поставили в известность, и энергетикам велели возобновить подачу света. И все из-за того, что они неправильно уведомили должника. А как правильно это сделать? На этот вопрос и ответил Верховный суд РФ. Проблема долгов по ЖКХ — одна из самых тяжелых, и это признается уже на государственном уровне. По данным министерства строительства и ЖКХ, на начало этого года общий размер долга перед ресурсоснабжающими организациями составляет 1,238 триллиона рублей. Из них 750 миллиардов — это долги населения. Остальное накопили управляющие компании. И должникам, как и тем, кто поставляет услуги ЖКХ, надо четко знать свои законные не только обязанности, но и права.
Просто так, без предварительного предупреждения отключить гражданину- неплательщику коммунальную услугу не так просто, как это кажется на первый взгляд. Существует в такой ситуации некий законный алгоритм действий для организаций, которые поставляют коммунальные услуги и которым человек задолжал. Несоблюдение всех необходимых пунктов предупреждения чреваты тем, что коммунальную услугу заставят поставлять, несмотря на имеющийся долг.
Обычно должнику по почте отправляется заказным письмом предупреждение, что если он не погасит образовавшийся долг, то останется, как в нашем случае, без света. Предупреждение идет по почте и с обязательным уведомлением о вручении гражданину-должнику.
В нашем случае такое письмо «счастья» адресатом получено не было. И письмо, пролежав на почте положенный срок, было возвращено отправителю. Так вот главное — по мнению Верховного суда РФ, это «не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги».
Проще говоря, если человек такого предупреждения не получил, то и отключать ему коммунальную услугу нельзя. Подчеркнем — неполученным считается письмо независимо от причин, по которым корреспонденцию получатель не забрал.
Именно к такому выводу пришел Верховный суд РФ, рассматривая жалобу некой ресурсоснабжающей организации. Она ограничила своему должнику неоплаченную коммунальную услугу. А должник нажаловался в местный орган жилнадзора, который предписал возобновить потребителю подачу коммунальной услуги по электроснабжению, потому что свет ему выключили «без надлежащего уведомления потребителя за 20 суток».
Поставщики электроэнергии пыталась обжаловать такое, незаконное, на его взгляд, предписание в местном суде.
Там энергетики объясняли, что должнику заказным письмом было отправлено уведомление о задолженности и о возможном «ограничении режима потребления электрической энергии». Это они подтвердили, предъявив суду реестр почтовых отправлений с отметкой почтового отделения.
Судя по отчету об отслеживании отправления, письмо прибыло в место вручения. И 1 сентября была сделана неудачная попытка вручения, почтовое отправление выслано отправителю.
«Ограничение режима потребления электрической энергии» — проще говоря, отключение света — произошло12 сентября .
Районный суд признал предписание жилнадзора незаконным, так как энергетики «не обеспечили получение потребителем соответствующего предупреждения» о предстоящем ограничении подачи коммунальной услуги. Как подчеркнул местный суд, доказательства, подтверждающие факт получения потребителем предупреждения, в материалах дела отсутствуют.
А отсюда вывод — значит, ограничение потребления электрической энергии проведено без соблюдения прописанного в соответствующем законе 20-дневного срока, который начинает отсчитываться с момента получения потребителем предупреждения.
Следующая же инстанция — апелляционный суд, — напротив, сочла предписание энергетикам незаконным, так как, по данным Почты России, уведомление было доставлено 31 июля, но не было ему вручено. А в соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса РФ, уведомления или «иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю».
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило гражданину, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Следовательно, сделал вывод Верховный суд, двадцатидневный срок на отключение коммунальной услуги, надо считать именно с даты доставки почтой уведомления потребителю. А отсюда вытекает, что срок соблюден, предписание энергетикам включить свет — незаконное.
Окружной суд посчитал, что применять статью 165.1 Гражданского кодекса РФ в нашем случае нельзя, так как правоотношения по обеспечению коммунальными услугами находятся в сфере регулирования жилищного законодательства и Закона «О защите прав потребителей». А вот нормы гражданского законодательства в части защиты потребителей и в части жилищных правоотношений носят общий характер.
Еще один важный момент — пункт 119 Правил N 354 содержит специальный порядок уведомления должника и требует факта личного вручения почтового уведомления. Сам по себе факт направления в адрес потребителя предупреждения заказным письмом с уведомлением о вручении, которое адресатом не получено, причем независимо от причин неполучения, и возвращено отправителю, не свидетельствует, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.
Значит, 20-дневный срок не соблюден, а предписание включить свет соответствует закону.
ВС пояснил порядок приостановки предоставления коммунальных услуг неплательщикам
5 марта Верховный Суд РФ вынес Постановление № 47-АД19-2 по делу о привлечении к административной ответственности руководителя управляющей компании, распорядившегося поставить заглушку на канализацию должника за коммунальные услуги.
В июле 2017 г. ООО «Управляющая компания «Северо-Восточная» направило оренбуржцу извещение о наличии просроченной задолженности за содержание жилого помещения на сумму около 50 тыс. руб. В октябре того же года должнику было приостановлено оказание коммунальной услуги по водоотведению путем установки заглушки в систему квартирной канализации.
Указанный факт вынудил собственника квартиры обратиться в прокуратуру Оренбургской области. Против руководителя УК в лице Сергея Безрукова было возбуждено дело об административном правонарушении. Впоследствии мировой судья оштрафовал генерального директора общества на 50 тыс. руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП. Решение судьи устояло в апелляции и кассации.
При вынесении решений суды руководствовались тем, что вина правонарушителя была полностью доказана материалами дела, согласно которым коммунальная услуга по водоотведению была приостановлена УК безосновательно. При этом суды назначили административное наказание в минимальном размере, предусмотренном вышеуказанной статьей КоАП РФ.
Руководитель УК обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, указав на незаконный характер вынесенных в отношении него судебных решений, однако судья высшей судебной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Со ссылкой на подп. «а» п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) ВС пояснил, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя при неполной ее оплате последним.
В свою очередь под неполной оплатой услуги потребителем понимается наличие у него задолженности по оплате 1 коммунальной услуги, превышающей сумму двух месячных размеров ее платы, исчисленных исходя из норматива ее потребления независимо от наличия/отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса. При этом между исполнителем и потребителем-должником отсутствует соглашение о погашении задолженности или последний не выполняет его условия.
Вышеуказанные Правила детализируют порядок введения ограничительных мер в отношении должника. Так, исполнитель предупреждает должника, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня его уведомления коммунальная услуга может быть сначала ограничена, а затем приостановлена либо сразу же приостановлена в отсутствие технической возможности ее ограничения. Введение ограничительных мер в отношении должника возможно только при непогашении им задолженности в течение установленного в предупреждении срока.
Как пояснил ВС, из материалов дела следует, что УК не доказала факт направления собственнику квартиры извещения о задолженности по коммунальной услуге водоотведения, поскольку задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги рассчитывается отдельно, а ограничению либо приостановлению в случае неполной оплаты потребителем подлежит конкретная (не полностью оплаченная) коммунальная услуга. При этом Суд отметил, что в направляемом должнику извещении общество не отразило наличие или отсутствие технической возможности введения ограничения коммунальной услуги. Сведений о том, что потребителю был временно уменьшен объем подачи коммунального ресурса, в материалах дела не имеется. В связи с этим ВС указал на недопустимость приостановления коммунальной услуги, минуя стадию ее ограничения, если для последней имеется техническая возможность.
Со ссылкой на Постановление Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22 Суд пояснил, что что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для ее приостановления или ограничения, которые должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих. Указанные ограничительные меры не должны нарушать установленные требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
С учетом изложенного Суд пришел к выводу о том, что управление многоквартирным домом осуществлялось с нарушением лицензионных требований, а спорная коммунальная услуга была приостановлена незаконно. Из-за действий УК были нарушены санитарно-гигиенические условия проживания в квартире и установленные требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан. Таким образом, Верховный Суд оставил в силе судебные акты нижестоящих инстанций.
Адвокат АП г. Москвы Алина Емельянова отметила актуальность постановления ВС для судебной практики по спорам, связанным с предоставлением жилищно-коммунальных услуг: «Суд обратил внимание на ряд принципиальных обстоятельств, которые должны учитываться при рассмотрении таких дел». Эксперт предположила, что документ будет способствовать формированию единообразной судебной практики и снизит количество нарушений закона со стороны управляющих компаний.
В свою очередь руководитель проектов Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» Виктор Спесивов не согласился с выводами Суда, постановление которого «производит удручающее впечатление».
«У УК и так немного практических рычагов для борьбы со злостными неплательщиками коммунальных услуг. Судебная практика достаточно часто признает приостановление коммунальных услуг незаконным при несоблюдении процедурных моментов. И в этой части (неуказание управляющей компанией конкретной суммы задолженности неплательщика за водоотведение) постановление ВС РФ подтвердило сложившуюся позицию, – отметил Виктор Спесивов. – Суды нередко прибегают и к понятию соразмерности приостановления коммунальной услуги имеющейся задолженности (хотя такой подход судов чрезмерно расширительный и необоснован)».
Эксперт отметил, что, исходя из постановления ВС, любое приостановление коммунальной услуги, по сути, нарушает установленные требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан. «Следовательно, теперь судебная практика может пойти по пути закрытия последних лазеек для УК в целях приостановления коммунальных услуг злостным неплательщикам, что может привести к усугублению и без того близкой к катастрофической ситуации в ЖКХ. И пострадают из-за этого добросовестные плательщики, которые не будут получать качественные услуги из-за злостных неплательщиков и отсутствия реальных механизмов для призвания их к ответу благодаря такой судебной практике», – заключил Виктор Спесивов.