Суд определил виновника аварии на перекрестке
Зимним вечером 2018 года Олег Иващенко* на своем Hyundai GK двигался по улице Юбилейной города Березники Пермского края. На нерегулируемом перекрестке водитель поворачивал налево на улицу Комсомольскую. Занял крайний левый ряд, включил поворотный сигнал. Когда все встречные автомобили остановились на светофоре, он начал маневр. Но вдруг на перекресток выехал Renault Sandero Дмитрия Иванова*, и машины столкнулись.
В результате разбора виновником ДТП признали Иващенко. Его привлекли к административной ответственности за то, что он нарушил правила проезда перекрестка и не уступил дорогу автомобилю, который ехал прямо (ч.2 ст 12.13 КоАП). Назначили штраф в 1 000 руб.
Обжаловать не удалось
Иващенко пытался обжаловать постановление инспектора. Он настаивал, что второй участник аварии, Иванов, не имел приоритета в движении, поскольку ехал на «красный». Перед перекрестком улиц Юбилейной и Комсомольской находился регулируемый пешеходный переход. Иванов, как утверждает истец, проигнорировал запрещающий сигнал светофора. По словам Иващенко, он не мог предвидеть, что Иванов нарушит правила, а значит, не имел возможности предотвратить ДТП.
Перекресток, где произошло ДТП. Направление движения Иващенко
Ответчик парировал, что двигался еще на желтый сигнал светофора. Выехав на перекресток, он имел преимущество, так как ехал прямо. Иванов рассказал, что слишком поздно заметил поворачивающий автомобиль. Пытался затормозить, но не успел остановиться.
Эти доводы суд принял во внимание, проигнорировав аргументы истца. Что в ДТП виновен именно Иващенко, согласились Березниковский городской суд, Пермский краевой суд и его зампреда. Как указали суды, согласно п.13.12 Правил дорожного движения, при повороте налево или развороте водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.
ВС: у второго водителя не было преимущества
В жалобе в ВС Иващенко приводил те же доводы, что и в нижестоящих инстанциях — что второй участник аварии двигался в нарушение ПДД. Ответчик с доводами не соглашался и просил оставить постановление без изменений.
Но судья ВС Сергей Никифоров встал на сторону заявителя. То, что Иванов нарушил правила, подтвердило и составленное в отношении него постановление. Вечером 19 декабря 2018 года (именно тогда произошло ДТП) Иванову выписали штраф за нарушение п. 6.13 Правил дорожного движения, который требует остановиться перед стоп-линией при запрещающем («красном») сигнале светофора. Постановление Иванов не обжаловал. Правда, в суде он утверждал, что двигался на «желтый». Но судья Никифоров написал, что согласно п. 6.2 Правил дорожного движения, желтый сигнал запрещает движение, помимо предусмотренных случаев, которые в материалах дела не установлены.
ВС посчитал, что важную позицию для рассмотрения дела содержит п. 14 постановления Пленума ВС от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»:
Водитель, который двигается в нарушение правил, не имеет преимущества.
Следовательно, Иващенко не обязан был уступать дорогу Иванову. Исходя из этого Верховный суд отменил постановления инспектора и судебных инстанций(№ 44-АФ19-1489).
Далеко не первое дело
Суды нижестоящих инстанций пренебрегли своей обязанностью по полному и всестороннему исследованию фактических обстоятельств дела, считает адвокат АБ S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал 3 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10 место По выручке 24 место По количеству юристов × Александра Стирманова. По ее словам, неточное определение судами предмета доказывания является одной из самых распространенных ошибок, которые приводят к неправильным решениям.
В этом году Верховный суд уже рассматривал аналогичное дело — №11-АД20-5. Истцу пришлось дойти до ВС, чтобы доказать свою правоту. Суды нижестоящей инстанции не исследовали все обстоятельства дела – то, что ДТП произошло по вине другого участника аварии, который двигался задним ходом и не убедился в безопасности своего маневра. В производстве ВС было и еще одно похожее дело (№46-АД19-27), на этот раз водитель двигался по обочине.
В каждом из этих случаев ВС констатировал: водитель, который нарушает правила не имеет преимущества. Следовательно, в случае аварии других участников движения нельзя признать виновниками ДТП.
Произошло ДТП при повороте налево по рядам – кто виноват по ПДД?
Простая ситуация: вы поворачиваете налево на перекрёстке или вне его, как вдруг (чаще всего внезапно) происходит столкновение с другим автомобилем. Что делать в таких случаях, кто виноват и какими пунктами Правил оперировать? Последствия и виновность в ДТП при повороте налево прямо зависят от объяснений его участников на самом первом этапе – при оформлении. Сотрудникам ГИБДД нужно правильно составить схему с ваших слов, а вам – правильно указать траекторию движения, наличие поворотников и другие обстоятельства. В статье мы проведём разбор различных ситуаций со схемами, ссылками на пункты ПДД, актуальными на 2021 год.
Законодательная база – что говорят ПДД?
Итак, в вопросе левых поворотов нам требуются, в основном 2 важных раздела Правил дорожного движения:
- раздел 8 ПДД, регламентирующий общий порядок маневрирования и траекторий движения при повороте налево,
- раздел 13, регулирующий правила проезда перекрёстков – как регулируемых со светофорами, так и нерегулируемых.
Итак, в Правилах есть правило помехи справа (пункт 8.9), но действует оно только тогда, когда траектории движения автомобилей пересекаются, а порядок проезда этих траекторий ПДД чётко не указывают.
Кроме того, есть и правила поворотов (в порядке важности):
- обязанность занять крайнее положение при повороте налево (пункт 8.5 ПДД),
- правило помехи справа (п. 8.9),
- и исключение из этой обязанности, когда из-за габаритов или по иным причинам этого сделать невозможно (п. 8.7),
- обязанность уступить дорогу встречному транспорту (п. 13.4),
- но при этом возможность завершить манёвр на красный светофор на перекрёстке, если он начат на зелёный (п. 13.7 и 13.8),
- обязанность поворачивающему направо двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части (п. 8.6)
- обязанность уступить дорогу при перестроении (а оно может быть неочевидным даже при левом повороте) – п. 8.4,
- прямой запрет Правилами выезжать на встречку при завершении поворота (п. 8.6),
- обязанность включать поворотники (п. 8.1),
- необходимость уступать дорогу всем при движении по стрелке (п. 13.5).
Это не все нужные пункты – при разборе ДТП каждое дело рассматривается сотрудниками ГИБДД или судом в комплексе со всеми другими. Также мы не осветили наиболее очевидные пункты, обязывающие поворачивающему по второстепенной дороге налево уступить тем, кто движется по главной и другие.
Итак, давайте теперь выясним в различных схемах дорожного движения, кто будет виноват при повороте налево касаемо рядности и обязанности уступить дорогу, на перекрёстках и вне их.
Разбор ДТП №1: повернул налево с правого ряда на перекрёстке
Довольно типичная ситуация, схема ДТП при которой выглядит следующим образом:
Кто здесь виноват, очевидно не всем! Увы, но многие водители пытаются увидеть здесь правило помехи справа, следуя которому, синий обязан уступить дорогу красному. На самом же деле здесь действует пункт 8.5 (8.7 при наличии «иных причин») для красного.
Красному в данной ситуации будет выписан штраф за то, что тот не занял крайнее положение перед поворотом налево. Это же станет причиной ДТП. Наличие или отсутствие светофора роли не играет.
Если нет полос
Тогда нужно просто занять крайнее левое положение. Напомним, что по ПДД при наличии двустороннего движения и отсутствии разметки дорога делится пополам. Следовательно, вам необходимо встать так, чтобы окажись кто-либо левее вас, он был бы уже на встречном направлении.
Вот неочевидная ситуация ДТП, когда водитель не занял крайнее левое положение перед поворотом в отсутствие полос для движения.
А если с левой полосы можно налево?
Но вышеприведённая схема организации дорожного движения бывает редко. Чаще всего установлены знаки движения по полосам или аналогичная разметка. Если из правой полосы повернуть налево запрещено ПДД, то здесь всё понятно. Но что, если можно, вот так:
Здесь ситуация уже более спорная – с одной стороны, нигде ничего в Правилах не указывает, что знаки особых предписаний отменяют действие пункта 8.5, обязывающее занять крайнее левое положение. С другой, оба транспортных средства совершают поворот по разрешённой траектории.
И здесь есть 2 лагеря сторонников противоположных мнений (в их числе и инспекторы ГИБДД, проводящие разборы ДТП):
- первые утрвеждают, что знаки движения по полосам нисколько не отменяют предписание пункта 8.5 ПДД занять крайнее левое положение перед поворотом,
- вторые – что оба автомобиля движутся по разрешённой для каждого траектории и ничего не нарушают, а, значит, для водителя синей машины здесь действует правило помехи справа (пункт 8.9).
Соответственно и судебная практика 2021 года пестрит прямо противоположными решениями при таких ДТП с поворотом налево по разным рядам на перекрёстке. Поэтому, если такая авария произошла и в вашем случае, то здесь какой инспектор или судья попадутся.
Аналогичная ситуация происходит и при других схемах движения:
- если полос больше 2,
- если это односторонняя дорога.
Если поворот всем авто разрешён только налево
Здесь ситуация аналогична самой первой – то, что на данном участке дороги поворот вообще разрешён только налево, ещё не означает, что не нужно соблюдать тот же пункт 8.5 Правил. Виноват будет водитель красного автомобиля.
Важное замечание!
Разбор ДТП №2: из левого ряда в правый
Ещё одна типичная ситуация – вы поворачивали налево с крайнего левого положения, но повернули сразу в правый ряд. Вот по такой схеме:
Данную ситуацию многие автолюбители также трактуют неверно, опираясь на то, что каждый должен двигаться из своей полосы в свою полосу. Но здесь ничего не запрещает водителю синей машины повернуть из крайнего левого ряда в правый ряд на выходе с перекрёстка.
Аналогичную обязанность предписывает только пункт 8.6 при повороте направо, но это уже совсем другая история!
А вот при ответе на вопрос, кто виноват в ДТП при таком повороте налево, возможны 2 варианта:
- в отсутствие разметки красный нарушил 8.5 ПДД, поэтому виновен в любом случае он,
- если разметка и/или знаки разрешают поворот из правого ряда налево, то снова видим 2 лагеря оппонентов практики ПДД:
- с одной стороны, 8.5 не делает исключение для красного занять крайнее положение, даже если левый поворот ему разрешён по его траектории,
- с другой – практика ДТП показывает, что «виноватят» синего за нарушение движения по полосам (хотя данного нарушения здесь нет, так как не размечены полосы).
Если на перекрёстке есть разметка движения по полосам
А вот синий виновен будет только в том случае, если на перекрёстке нанесена разметка траектории движения: левому в левый ряд, правому – в правый, так как синий пересечёт разметку:
Как видим, при таком манёвре поворота налево совершается пересечение разметки 1.7 движения по полосам на перекрёстке, поэтому в ДТП виноват уже водитель синего авто.
Разбор ДТП №3: уступить встречному транспорту
Ещё одна типичная ситуация, когда вы не пропустили встречную машину (машины) при левом повороте:
Здесь виновность в ДТП при повороте налево должна быть также очевидна для любого водителя в зависимости от наличия светофора и знаков приоритета:
- если перекрёсток регулируемый (есть светофор или регулировщик) и обоим горит зелёный, то виноват красный (нарушение п. 13.4 ПДД), аналогично, если обоим горит красный сигнал, и, соответственно, оба нарушают,
- если перекрёсток нерегулируемый и главная проходит прямо для синего, то виноват красный; если главная поворачивает налево по траектории красного авто, то синий виноват.
Если встречный едет на жёлтый или красный
То всё будет зависеть уже от разрешённости движения для синего по последней схеме. Так, если он выехал на перекрёсток уже на красный, то обязанность уступить ему дорогу у красного пропадает (уступать можно только тому, кто имеет приоритетное право движения, если синий не имеет права на движение, то и приоритета у него нет по определению пункта 1.2 ПДД).
А вот если на жёлтый, то всё будет зависеть от разбора ДТП. Отметим лишь, что на практике ДТП в ГИБДД и судебной всё будет зависеть от доказанности участниками аварии своей позиции, ведь водитель синего может указать на то, что двигался на зелёный (чаще всего все так и делают). И от наличия видеорегистратора и свидетелей будет завиесть реальный исход по определению виновника.
Вот, к примеру, в данном случае в случившемся ДТП был бы винован водитель, проехавший на жёлтый.
Если встречный поворачивает направо на в свою полосу
Ещё одна типичная ситуация: синий обязан при повороте направо двигаться возможно правее, но он лезет в левую полосу – туда, куда движется и красный:
В случае, если красному нужно на выезде с перекрёстка в правый ряд, то обязанность уступить синему для него регулируется пунктом 13.4 Правил дорожного движения. Но что, если наоборот – синий хочет в левую полосу, а красный – тоже в левую, кто будет виноват в таком ДТП?
Здесь кроется неоднозначность 8.6 ПДД. Дело в том, что он указывает синему двигаться как можно правее лишь по возмножности:
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Таким образом, видим, что если у синего была возможность двигаться правее, а он ей не воспользовался, то он и нарушил и виновен в ДТП. Обязанности красного здесь уступать дорогу не было, так как синий не имел права на движение в намеченном направлении, а, значит, и не имел приоритета.
Что такое «возможность» в контексте пункта 8.6? Этого неизвестно никому. Является ли, например, пешеход на правой полосе причиной отсутствия такой возможности? Или тот факт, что на следующем перекрёстке синему нужно будет повернуть налево, поэтому он сразу решил занять крайнее левое положение уже при повороте на эту дорогу направо.
Но ясно одно: практика разборов ДТП в ГИБДД здесь ведёт в сторону виновности водителя красного автомобиля, потому что синий может указать на то, что возможности не было (препятствие, остановившийся другой автомобиль и тому подобное). Поэтому при отсутствии записи видеорегистратора у красного доказать иное будет сложно.
Важные тонкости любого ДТП
Первую тонкость, которую необходимо запомнить – не всегда нарушение именно пунктов маневрирования или движения по перекрёсткам становится причиной ДТП. Важно помнить про пункт 10.1 ПДД, когда при превышении скорости можно стать виновником, вне зависимости от обязанности уступить дорогу другим участником движения.
Второй нюанс заключается в динамике ДТП – ведь именно в динамике его рассматривают сотрудники ГАИ и судьи (при наличии видеорегистраторов особенно). Например, если нарушающий правила уже проехал первый, и вы в него въехали сзади, то далеко не всегда виновным признают именно его, так как если он уже проехал, то не его нарушение привело к аварии, а то, что вы его догнали, когда тот был в своей полосе. Но речь идёт, конечно же, о случаях, когда вы успели бы затормозить и избежать столкновения. Например, в ситуации как на видео ниже (это не поворот налево, но описанный случай в нём ярко выражен).
Произошло дтп на перекрестке
До перекреста установлен знак 3.24 (40 км/ч) на перекрестке произошло ДТП. Вопрос действует ли знак 40 км/ч на перекрестке или его действие заканчивается до начала перекрестка?
12.08 произошло ДТП с моим участием на перекрестке. Двигался по главной дороге, с второстепенной дороги с лева от меня выйхол УАЗ (тоблетка) в следствии чего произошло ДТП. Но уходя от удара я взял провее и столкновение произошло как говорят гаишники вне перекрестка. Вопрос где проходит гроница перекрестка и кто виноват?
Нужна помощь произошло ДТП На перекрестке водитель второго ттранспортной с совершал поворот на лево я а как водитель первого ты совершал поворот на право за метр до окончания перекрестка произошло само дтп водитель второго ты отказывается от своей виновстипа.
У меня произошло дтп. Авария произошла возле регулируемого перекрестка. Я выезжал со стоянки рядом с перекрестком авто которое в меня врезалось привысило скорость и проехал на красный или мигающий сигнал светофора зимой. Когда я выезжал помех не было горел красный я должен был подъехать к перекрёстку. Но при выезде он задел меня. Авария произошла в 20 метрах от перекрестка. Кто виноват?
У меня произошло дтп на регулируемой перекрестке как да я подъехал к перекрестку горел уже желтый сигнал светофора я медленно продолжил движения в сторону перекрестка призагорание зеленого сигнал я продолжил движениями в этот момент произошло столкновение с автомобилем несущим я славой стороны перекрестка в момент удара у него горел уже красный дпсник в начале ма мент оформления говорил что обоюдное по приезду в гаи стали обьяснять что я не прав вместе с камисаром от ками ара я отказался.
Я ехал в крайнем правом ряде подьезжая к перекрёстка, нна перекрестке неожиданно из левого ряда повернул автомобиль на право, в результате чего произошло ДТП. Могут ли вынести обоюдное решение если я ехал с привышением скорости?
Я ехал с сторону нерегулируемого перекрестка, за мной ехала машина, на перекрестке я включил поворотник на лево и начал совершать поворот, машина едущая за мной в этот момент на скорости выехала на обгон и произошло дтп.
Произошло ДТП на перекрестке. Камера видеонаблюдения зафиксировала ДТП. Как приобщить эту запись к делу?
Произошло ДТП на перекрёстке знаков приоритета нет, дорога на рабочем объекте. Кто виноват?
Я из города калуги
дтп произошло на Т образном перекрестке знаков ни каких нет.
Произошло ДТП без пострадавших, участники расходятся во мнении относительно вины, возбуждено дело об административном правонарушении. По факту на перекрёстке, где произошло ДТП, отсутствует знак 4.3 «Круговое движение», а по схеме, полученной по запросу из СПб ГКУ «ДОДД», знак 4.3 «Круговое движение» на перекрёстке есть. Соответственно при отсутствии/наличии знака зеркально меняется очерёдность проезда перекрёстка и вина уастников. Скорее всего, в ГИБДД решение будет принято на основании схемы СПб ГКУ «ДОДД». Можно ли оспорить такое решение на основании фактического отсутствия дорожного знака? Как юридически грамотно зафиксировать фактическое отсутствие знака?
Я ехала на автомобиле по движению трамвая, на перекрестке, при повороте произошло дтп, кто виноват.
ДТП на равнозначном перекрёстке, европртокол. Я на ВАЗ 2114 подьезжая к перекрёстку убедился, что перекрёсток свободен для движения прямо, нет ТС,справа есть ТС ВАЗ 21099, но оно далеко от перекрёстка, я успеваю проехать, так я решил. Я продолжил движение, выехал на перекрёсток, почти его проехал, скорость моя была 40-50 км/час, в это время ВАЗ 21099 ударяет в заднюю правую часть моей машины. Произошли повреждения моего ТС ВАЗ 2114: задняя правая часть, ВАЗ 21099 передняя правая часть. На место ДТП прибыл аварийный комесар. Я был расстроен и был в растерянности от произошедшего и при составления европротокола взял всю вину за ДТП на себя, ведь я не пропустил помеху справа. Позже, успокоившись, я понял, что совершил ошибку, взяв всю вину на себя. Водитель ВАЗ 21099 мог затормозить и избежать ДТП и у него было время оценить обстановку на перекрёстке, когда я проезжал по перекрёстку. Каких-либо данных торможения ВАЗ 21099 нет. Вопрос: могу-ли я обжаловать европротокол и определить виновность в ДТП каждого водителя?
Добрый день. В г. Нижний Новгород на перекрестке произошло ДТП, где можно взять запись с наружных городских видиокамер?
Произошло дтп на равнозначном т-перекрёстке преддомовой территории! Движение затруднено припаркованными на обочине тс! Пока не выедешь на перекрёсток не увидишь есть ли помеха справа! Припересечении на середине перекрёстка выехало тс,путая тормоз, нажимает на газ, протаранивает и продолжает движение, виновным признали меня (у водителя др.тс просрочено ВУ! Можно ли оспорить?
Какое наказание понесет виновник ДТП, если пострадавший он один средней степени сложности. ДТП произошло на перекрестке, виновник отвлекся и въехал под большой грузовик.
Завершал поворот налево на регулируемом перекрёстке уже на красный сигнал светофора. На встречу на красный выехал автомобиль. Произошло ДТП.
Произошло ДТП при повороте налево со второстепенной дороги. На нерегул. Перекрестке. Момент ДТП я не помню. У меня тяжкие телесные повреждения. По схеме машина, ехавшая по главной стоит на встречной полосе, а моя прямо. Я предполагаю, что дтп произошло по вине автомобиля, двигающегося по главной, потому что он вышел на обгон на перекрестке, где есть пешеходный переход. Как доказать свою правоту?
Пожалуйста где можно просмотреть запись с камер видео наблюдения за пекрестками. Произошло дтп на перекрестке семафорная-матросова. Хотелось бы востановить картинку дтп в памяти.
20.12.2019 произошло ДТП, на перекрёстке в меня вьехал другой автомобиль, на руках определение о возбуждении, как долго будет разбирательство.
На т образном перекрестке с главной дороги я поварачивал налево а встречная машина поварачивало на право дтп произошло произошло 29 метрах от разделяющего треугольника меня ударили в заднее правое крыло. Сотрудники дпс сказали что помеха справа и я виноват. Я говорил что если я не уступил бы то удар пришелся бы в правую дверь а так как мы находились далеко от перекрестка удар пришелся в правое крыло.
При проезде им перекрестка на красный сигнал светофора с маяками и сиреной произошло дтп. столкноение произошло в водительскую дверь скорой. Кто виноват?
Дтп на не регулируемом перекрестке двигался по главной дороге включил поворотник и начал обгонять автомобиль, заканчивал маневр на не обозначенном знаком перекрестке но разметка присутствовала тот автомобиль которого я обгонял без указателя поворота повернул на лево и тем самым произошло дтп.
Сегодня произошло дтп, на перекрестке налево я начал поворачивать впереди меня прямо ехал автомобиль без сигнала поворота, и уже наперекреске включил сигнал поворота и резко повернул налево в следствии чего произошло дтп повреждены у моей машины правое крыло а у него две левых двери. Кто будет виновен в этой ситуации. Заранее благодарю.
ДТП на перекрестке при повороте налево
В данной статье рассматривается дорожно-транспортное происшествие, которое является одним из самых популярных на территории населенных пунктов. Речь идет о столкновении автомобилей при выполнении поворота налево на перекрестке.
Рассмотрим, кто из водителей виноват в ДТП при повороте налево в том или ином случае, а также пункты правил, которые мог нарушить второй участник аварии.
Примечание. В данной статье рассматриваются только дорожно транспортные происшествия, при которых автомобиль, поворачивающий налево, сталкивается с автомобилем, едущим со встречного направления.
На практике можно встретить и другие дорожно транспортные происшествия, при которых один из автомобилей поворачивает. Однако причиной таких ДТП является не сам поворот налево, а нарушение иных пунктов правил. Например, ДТП может произойти при обгоне на перекрестке.
Поворачивающий автомобиль в ДТП на перекрестке
Поворот автомобиля налево на перекрестке регламентируется двумя пунктами правил дорожного движения:
13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
Пункты 13.4 и 13.12 ПДД говорят о том, что практически во всех ситуациях поворачивающий налево автомобиль (на рисунке — белый автомобиль) является виновником дорожно транспортного происшествия:
- на регулируемых перекрестках;
- на нерегулируемых перекрестках равнозначных дорог;
- на нерегулируемых перекрестках неравнозначных дорог, если главная дорога не меняет направление;
- на нерегулируемых перекрестках неравнозначных дорог, где главная дорога меняет направление, если поворачивающий автомобиль выезжает на перекресток со второстепенной дороги.
Примечание. При этом важно понимать, что виновником ДТП является либо только водитель поворачивающего автомобиля, либо оба водителя одновременно. То есть водитель поворачивающего автомобиля является виновником ДТП, но не всегда единственным.
Однако есть и ситуация, когда поворачивающий автомобиль не является виновником ДТП — это поворот налево на нерегулируемом перекрестке, где главная дорога меняет направление, а поворачивающий (белый) автомобиль въезжает на перекресток по главной:
Таким образом, решить вопрос с виновностью водителя поворачивающего автомобиля довольно просто. Если автомобиль поворачивал с главной дороги на нерегулируемом перекрестке, а встречный автомобиль ехал со второстепенной, то поворачивающий не виноват. В иных случаях водитель поворачивающего автомобиля является виновником ДТП и остается лишь разобраться с виновностью второго участника аварии.
Автомобиль, проезжающий прямо, в ДТП на перекрестке
Рассмотрим ситуации, в которых виновником ДТП может оказаться водитель автомобиля, который едет прямо через перекресток (на рисунках — красный автомобиль). Самые распространенные случаи:
1. Красный автомобиль въезжает на перекресток по второстепенной дороге, а поворачивающий автомобиль едет по главной.
2. Водитель красного автомобиля въезжает на регулируемый перекресток на запрещающий сигнал светофора (красный или желтый), либо на зеленую стрелку, включенную одновременно с основным красным сигналом светофора.
3. Водитель красного автомобиля превышает скорость хотя бы на 1 км/ч.
4. Водитель красного автомобиля, также как водитель белого, выполняет поворот налево или разворот.
5. Водитель красного автомобиля нарушает требования дорожных знаков или разметки, запрещающих движение. Например, едет прямо по полосе, из которой допускается только поворот налево.
Разбор ДТП при повороте на перекрестке
Выше в данной статье речь шла о том, кто из участников ДТП может оказаться его виновником. При этом важно понимать, что вина одного участника ДТП не снимает вину с другого участника.
Перейдем к разбору практических ситуаций:
Андрей управляет белым автомобилем и поворачивает налево на зеленый сигнал светофора. Происходит столкновение со встречным автомобилем.
В данном ДТП Андрей нарушил требования пункта 13.4 ПДД, то есть он в любом случае является виновником аварии.
Однако нужно разобраться с тем, виноват ли в аварии и второй участник. Для этого нужно узнать следующее:
- на какой сигнал светофора ехал встречный автомобиль;
- с какой скорость ехал встречный автомобиль;
- в каком направлении хотел проехать встречный автомобиль (прямо, направо, налево);
- нарушил ли встречный автомобиль требования дорожных знаков или разметки.
Если хотя бы по одному пункту удалось найти подтверждение того, что водитель встречного автомобиля нарушил правила, то этот водитель также может быть признан виновником ДТП.
Подводя итоги данной статьи нужно еще раз сказать о том, что в случае аварии при повороте налево на перекрестке водитель поворачивающей машины становится виновником ДТП почти во всех случаях. Поэтому при повороте налево внимательно следите за автомобилями, движущимися со встречного направления. И если Вы не уверены, что успеете завершить поворот, то подождите еще немного и пропустите встречных.
Если же ДТП все-таки произошло, то внимательно изучите обстоятельства ДТП и попытайтесь найти нарушения в действиях второго водителя. Это поможет хотя бы частично компенсировать стоимость ремонта за счет страховой компании.
Удачи на дорогах!
Рекомендуем также прочитать: Выполнение обгона по правилам дорожного движения Знаки обгон запрещен, подача звукового сигнала запрещена, ограничение максимальной скорости Знаки дополнительной информации: расстояние до объекта, зона действия Почему не имеет смысла превышать скорость? Новые штрафы за установку диодных и ксеноновых лампочек ДТП — лобовое столкновение автомобилей
Разберите, пожалуйста, следующие ситуации на перекрестке с 2 полосами в каждом направлении (на самом деле полос больше, но это не принципиально):
1. На основной зеленый авто-1 совершает разворот.
В поперечном направлении на зеленый в доп.секции при основном красном авто-2 поворачивает направо.
Кто кому должен уступить? Кто виноват при ДТП в зависимости от места, в котором произошло столкновение?
2. На основной зеленый авто-1 поворачивает налево. Навстречу ему также на основной зеленый авто-2 поворачивает направо, но ему необходимо попасть в левую полосу. Кто кому должен уступить при пересечении траекторий движения? Соответственно, кто виноват при возникновении ДТП?
PS В первой ситуации коллизия п.13.4 и п.13.5.
Во второй ситуации многие водители авто-2 почему-то уверены в своем преимуществе во всех случаях.
Георгий-38, здравствуйте!
1. На основной зеленый авто-1 совершает разворот.
В поперечном направлении на зеленый в доп.секции при основном красном авто-2 поворачивает направо.
2. На основной зеленый авто-1 поворачивает налево. Навстречу ему также на основной зеленый авто-2 поворачивает направо, но ему необходимо попасть в левую полосу. Кто кому должен уступить при пересечении траекторий движения? Соответственно, кто виноват при возникновении ДТП?
Георгий-38, здравствуйте.
1. Авто-2 должно уступить дорогу по пункту 13.5, авто-1 уступать дорогу не обязано.
2. Авто-1 обязано уступить дорогу по пункту 13.4, авто-2 нарушает требования пункта 8.6. То есть в случае столкновения виновником ДТП может быть признан любой из водителей, либо оба водителя одновременно.
Удачи на дорогах!
Максим, здравствуйте. Помогите разобраться. Ситуация такая. Федеральная трасса. Тёмное время суток. Неосвещенная дорога. Водитель грузовика (1) без включенных габаритов ( а в объяснении с залепленными грязью), но включенным поворотником, находится на полосе движения, пытается совершить маневр: поворот налево. Вывернул колеса налево и пропускает встречный идущий транспорт. Водитель легкового автомобиля (2), двигаясь со скоростью 80 км /час на ближнем свете ( так как встречный транспорт) поздно увидел стоящий грузовик, пытаясь избежать столкновения, совершает экстренное торможение и отворачивает вправо на обочину. Избежать столкновения не удаётся. Водитель 2 совершает наезд в правую сторону стоящего грузовика. Грузовик, по инерции (вывернуты колеса, плюс удар пришелся больше справа) вылетает на сторону встречного движения и совершает столкновение с автомобилем, двигавшимуся по полосе встречного движения.
Кто в данном случае виноват?
Жанна-16, здравствуйте.
1. Водитель грузовика должен был в темное время суток включить дальний или ближний свет фар (пункт 19.1 ПДД). Этот пункт сам по себе не требует, чтобы габаритные огни были включены. Поэтому в дополнение обратимся к Приложению N 3 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)
1.9. Функциональная электрическая схема должна быть такой, чтобы передний и задний габаритные огни и фонарь освещения заднего регистрационного знака могли включаться и выключаться одновременно.
1.10. Функциональная электрическая схема должна быть такой, чтобы огни дальнего и ближнего света и передний противотуманный огонь могли включаться только в том случае, если включены также огни, указанные в пункте 1.9. Однако это условие не является обязательным для огней дальнего или ближнего света, если их световые сигналы предназначены для многократного и кратковременного включения и выключения дальнего или ближнего света или для кратковременного попеременного включения ближнего и дальнего света.
Этот пункт говорит о том, что технически ближний свет фар может быть включен только одновременно с габаритами. И, если у грузовика габариты не горели, то это либо нарушение пункта 19.1 (у него не были включены фары), либо внесение изменений в конструкцию автомобиля (изменение электрических схем подключения.
2. Водитель легкового автомобиля. Пункт 10.1 ПДД:
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
В итоге степень вины каждого из участников должен определить суд.
Удачи на дорогах!
Максим, Спасибо за ответ. Можно в суде сослаться на пункт 3.3 главы lV Федерального закона о безопасности дорожного движения? Там вроде сказано о загрязнении осветительных приборов, что в случае возникновения ДТП водитель может быть признан виновным. И про вывернутые колеса. В ПДД такого правила нет, но я чётко помню, что выворачивать нельзя, пока все машины не пропустишь. Нас так учили инструктора. Что, если вдруг взади кто-то врежется, то по инерции надо вперед улететь, а не на встречную полосу. Может это где-то регламентировано? Заранее благодарю
Жанна-16, пожалуйста, процитируйте пункт закона «О БДД», который Вы имеете в виду. В Главе IV довольно много статей, но ни в одной из них пункта 3.3 нет.
Правила не требуют, чтобы автомобили перед поворотом стояли с колесами, направленными прямо. В автошколах этому учат как раз на случай подобных ДТП и это, действительно, полезный навык. Однако нарушением повернутые колеса не являются.
ДТП при перестроении: кто всегда виноват и как избежать проблем
Аварии при маневрировании, в том числе перестроении, стабильно набирают свой процент в общем числе ДТП за год. При этом виновник в случае с перестроением всегда определяется легко, поэтому нужно помнить об этом, собираясь менять полосу. Давайте выясним, кто всегда виноват в случае ДТП при перестроении и как этого избежать.
Для начала, как обычно, вкратце обозначим основные понятия. Согласно ПДД, перестроение – это «выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения». То есть неважно, пересекаете ли вы одну или две полосы либо съезжаете на обочину – выезжая из своей полосы без намерения повернуть, вы совершаете перестроение.
Пункты 8.1 и 8.2 ПДД описывают подготовку к перестроению. Планируя его, водитель заблаговременно до начала выполнения маневра должен подать сигнал поворотником (при его отсутствии или неисправности – рукой), а при выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. Здесь же содержится еще одно важное замечание: подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.
Порядок выполнения перестроения регламентируется пунктом 8.4 ПДД: «при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».
Правило «помехи справа» иногда становится основным, что помнят начинающие водители при маневрировании и проезде перекрестков, и это провоцирует ошибки. В случае, если дорога сужается со стороны крайней правой полосы, водители, едущие по ней, совершают маневр перестроения, даже если движутся вдоль линии разметки справа, обозначающей границу обочины, а значит, обязаны уступить тем, кто движется по левой от них полосе.
То же самое касается ситуаций, когда водитель перестраивается с разгонной полосы. Пункт 8.10 отдельно указывает, что «при наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге».
Исходя из правил, главным наказанием можно считать то, что нарушитель правил перестроения будет признан виновником ДТП. Однако это еще не все: за нарушение ПДД виновник будет наказан согласно части 3 статьи 12.14 КоАП: «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».
Термин «опасное вождение» появился в ПДД еще в 2016 году, и пусть наказание за него за эти четыре года так и не ввели, следует помнить о том, что официально запрещено правилами. Пункт 2.7 в том числе указывает, что водителю запрещается «опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия». Проще говоря, правила запрещают подрезать и устраивать «шашки» на дороге. Ну а введение наказания за эти действия – все же вопрос времени.