Пути разрешения конфликтных ситуаций в процессе контроля за безопасностью дорожного движения
Подразделениям ДПС приходится оперативно выполнять многие функции, свойственные другим специализированным службам ГАИ. При этом слабо аргументированные и непрофессиональные действия сотрудников данной службы сами по себе раздражают водителей и пешеходов, вызывают у них стремление к противодействию или сугубо формальному выполнению предъявляемых к ним требований, порождают эмоциональные стрессы и, в конечном итоге, негативно сказываются на безопасности дорожного движения.
Из-за устоявшегося негативного отношения значительной части населения к сотрудникам ДПС, последние нередко вынуждены действовать без соответствующей общественной поддержки и, зачастую, в условиях открытого противодействия со стороны правонарушителей и других участников дорожного движения. Стремление скрыть достоверную информацию, повлиять на решение, принимаемое должностными лицами, и спровоцировать их на незаконные действия стали обычным делом. При общении с участниками дорожного движения сотрудникам ДПС приходится сталкиваться с резко негативной оценкой своих действий, в том числе грубостью, угрозами, попытками унизить их достоинство, в основе которых нередко лежит стремление добиться проявлений ответной грубости, использовать это, как повод для обвинения инспекторов в предвзятости и добиться отмены принятых ими решений. Чаще всего это выражается в следующих действиях:
- проезд мимо инспектора на 40-70 метров после подачи сигнала остановки при наличии реальной возможности остановиться в указанном месте
- отказ от передачи документов в руки инспектора
- демонстрация документов через боковое стекло двери кабины и салона автомобиля
- общение с инспектором через слегка опущенное стекло двери автомобиля, даже в том случае, когда водителю было предъявлено удостоверение личности инспектора
- вызывающий тон разговора, нецензурная брань, оскорбительные реплики и неоправданные претензии («Почему остановили именно меня?», «Кто ты такой, чтобы меня останавливать?», «Что, не хватает на сегодня?», «Не с твоим умом это решать!» и т.п.)
- попытки вовлечь в конфликт пассажиров ТС или окружающих
- выбрасывание документов, денежных купюр и ключей зажигания в направлении инспектора
- обвинение инспектора в утере предъявленных ему документов
- угрозы обратиться к хорошо знакомым руководителям ОВД, органов местного самоуправления и другим влиятельным лицам
- выхватывание из рук инспектора изъятых документов, протоколов, ключей зажигания, а также другие насильственные действия
- заявление об исчезновении денег, документов и вещей из задержанного сотрудником транспортного средства
Условиями, сопутствующими обострению конфликтов и вспышкам агрессивности правонарушителей, чаще всего выступают следующие действия сотрудников ДПС:
- обращение к участникам движения на «ты»
- несвоевременная подача сигнала остановки ТС
- снисходительный и ироничный тон разговора
- критика действий водителей в присутствии детей и других членов семьи
- замечания по поводу одежды, прически, других элементов внешнего вида и, особенно, национальности
- неуместный смех
- нецензурные выражения
- требование остановиться или выполнить какой-либо маневр в зоне действия дорожного знака или разметки, запрещающей это
- жевание резинки, курение в процессе разговора, ношение очков с темными стеклами
- отсутствие у инспектора установленных атрибутов униформы и специального снаряжения
- требование «дыхнуть»
- самостоятельное открывание двери остановленного ТС
- требование назвать номер и содержание конкретного пункта ПДД
- продолжительная остановка общественного транспорта вне оборудованных остановочных пунктов
- попытка использовать остановленное ТС в служебных целях без сообщения причин и оснований для этого
- изменение принятых решений под воздействием просьб и угроз
Общие принципы и приемы общения, позволяющие избегать напряженности в процессе диалога с правонарушителями:
1. Реагируя на какие-либо негативные проявления, сотруднику ДПС необходимо:
- максимально сконцентрироваться на своем собственном поведении
- постараться понять сущность и взаимосвязь происходящих событий, не поддаваясь настроению окружающих
- не принимать поспешных решений
- принимаемые им меры должны быть адекватны серьезности и обстоятельствам обнаруженных им неправомерных действий, а также личности правонарушителей
- действовать энергично, решительно, но спокойно, не допуская угроз и предоставив возможность правонарушителю выговориться, своевременно пресекая высказывания и действия, унижающие достоинство инспектора, проявляя при этом сдержанность
- предупредить правонарушителя об административной и уголовной ответственности за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, оскорбление его или оказание ему сопротивления, за угрозу насилием, убийством или посягательством на его жизнь, сославшись на конкретные статьи КоАП и VK
2. Сдерживающее воздействие на предупреждение конфликтов оказывает:
- опрос свидетелей (очевидцев) по обстоятельству дела в присутствии правонарушителя
- предложение участнику дорожного движения самому проанализировать свои действия и сопоставить их с принятыми предписаниями
- доброжелательная демонстрация важности правомерного поведения в той или иной ситуации для сохранения их собственной жизни, здоровья и принадлежащего им имущества
- организация работы нарядов ДПС в составе двух инспекторов
- обращение к кому-либо из участников дорожного движения с просьбой о присутствии во время реализации мер пресечения в отношении правонарушителя и при составлении протокола
- демонстративное включение перед началом беседы портативного диктофона
3. Если правонарушитель считает решение инспектора ДПС неоправданным или незаконным, рекомендуется:
- обратиться к помощи другого сотрудника ДПС, старшего по должности, званию, возрасту
- предложить участнику дорожного движения проехать в дежурную часть подразделения ДПС или отделения ГАИ ближайшего ОВД для получения разъяснений по поводу действий инспектора или подачи жалобы
4. Если водитель остановленного ТС обвиняет инспектора в том, что тот утерял предъявленные ему документы, необходимо:
- уточнить, какие именно документы утеряны
- в какой последовательности они передавались
- совместно с водителем осмотреть места, где проводилась беседа, салон или кабину ТС, попросить проверить карманы одежды, а также осмотреть собственные карманы и планшет. Если поиски оказались безрезультатными, следует разъяснить водителю порядок обжалования проверки документов и представить руководству подразделения подробный рапорт о происшедшем
5. Сотрудники ДПС, дислоцированные на дорогах с интенсивным движением иностранных ТС, должны обеспечиваться специальными справочниками-разговорниками.
Агрессивное вождение: Как избежать конфликта на дороге?
Если вы эксплуатируете автомобиль каждый день, то наверняка сталкиваетесь часто с агрессивным поведением других водителей на дороге, которые провоцируют других участников дорожного движения на неадекватные действия. Часто это приводит к дракам и конфликтам на дороге. Если вы столкнулись с подобными действиями во время движения, то конечно нужно сделать все возможное, чтобы избежать конфликта. Правда, иногда это просто не возможно.
Иногда бывает что обстоятельства или дорожная ситуация сложилась так, что кажется что конфликт на дороге неизбежен и агрессивный водитель начинает проявлять агрессию несмотря на то, что вы сначала не отреагировали на его провокации. Если вам кажется что конфликта не избежать, то лучшее решение вызвать полицию или экипаж ДПС. Ведь ввязываться в драку не самое умное решение. Главное помните, что времена, когда можно было дать физический отпор, прошли.
В последние годы, как правило, сложилась практика, что агрессивные водители, провоцируя дорожный конфликт, получив физический отпор, затем обращаются в правоохранительные органы с заявлением о нападение. И к сожалению потом вам будет тяжело доказать что вы защищались, а это чревато уголовным делом. Именно поэтому ни в коем случае при любых обстоятельствах старайтесь разрешить любой конфликт цивилизованным образом в соответствии с действующим законодательством.
Также в случае агрессии другого водителя вы должны не выключать свой видео регистратор (если его нет, то советуем включить камеру телефона чтобы записать видео). Запись поведения водителя может потом доказать что вы не являетесь виновным в конфликте.
Наше интернет издание предлагает посмотреть подборку видео роликов, на которых снято агрессивное поведение водителей. Видео публикуется не с целью развлечения, а для того чтобы любой водитель мог посмотреть и сделать вывод о том как не нужно или что нужно делать если водитель другой машины провоцирует конфликт. Учитесь лучше на чужих ошибках, чем на своих.
В заключение мы публикуем несколько советов о том, что необходимо сделать, чтобы не стать участником дорожного конфликта из-за агрессивного поведения водителя.
1. Сохраняйте спокойствие
Если нарушитель ПДД к примеру повредил вашу машину, из-за того что проехал на красный свет на перекрестке, и теперь обвиняет вас что в аварии виноваты именно вы, а также пытается завязать с вами драку, то в первую очередь сохраняйте спокойствие и самообладание. Ни в коем случае не паникуйте. Если нарушитель правил дорожного движения агрессивен, то лучше не выходите из машины (закрыв двери) и вызовите сразу полицию. Обязательно запишите государственный номерной знак агрессивного водителя, на тот случай если он решит скрыться с места ДТП или места конфликта.
Помните, что если вы выйдете из машины, агрессору будет проще вас ударить или причинить любой другой вред.
2. Покажите свою уверенность
Предположим, что вы совершили ошибку и вышли из машины. Теперь от вашего поведения будет зависеть, поедите вы домой или в больницу. В таком случае вы должны показать агрессору, что вы уверенны в себе и ничего не боитесь. Это простая психология. В 90 процентов случаев агрессивные водители сбавляют свой пыл, видя вашу уверенность. Вы не должны показать своего страха и не уверенность. Разговаривая с нарушителем, не опускайте низко голову. Смотрите агрессору прямо в глаза.
3. Размер не имеет значение
Несмотря на то, что эта фраза стала своего рода клише и применима ко многим жизненным ситуациям, в случае дорожного конфликта она также действует. Помните неважно, на чем ездит агрессивный водитель. Или какого он роста и комплекции. По результату исследования, которое проводили Американские ученые, в 85 процентов случаев агрессивные водители большой комплекции не представляют серьезной опасности. Психологически подобные люди, привыкли подавлять волю людей своим внешним видом и громких криком. Но на самом деле большинство таких людей трусливы и не представляют особой опасности. Блефует водитель или нет определить очень легко.
Если в результате конфликта агрессор постоянно угрожает вам, оскорбляет вам и т.п. но не предпринимает ни каких действий, то в 90 процентов случаев он вас просто пугает, рассчитывая подавить вас психологически. Так что не поддавайтесь на провокацию. Вполне возможно, что вас провоцируют на то, что вы первый ввяжетесь в драку.
Помните что самые опасные люди, которые мало говорят. Как правило, они сразу действуют.
4. Неважно, каким автомобилем управляет агрессивный водитель
Как мы уже написали выше, неважно на каком автомобиле едет агрессивный водитель, который пытается спровоцировать вас на конфликт. Даже если эта машина стоит несколько миллионов долларов. Мы живем в цивилизованном обществе и поэтому если вы ни в чем не виноваты, то вам нечего бояться. Если вы ничего не нарушали, то закон на вашей стороне.
Некоторые утверждают, что в России законы не действуют. Но это не так. На самом деле в законодательстве за последние годы многое изменилось. Постепенно наши законы начинают работать должным образом. Именно поэтому мы часто слышим, что начали привлекать различных высокопоставленных лиц к ответственности за нарушение законодательства. Это значит, что правовое поле в нашем государстве становится лучше.
Если вам не удается избежать драки, то никогда не нападайте. Вам необходимо просто защищаться и при первой же возможности обезвредить агрессора или подавить его нападение. Главная задача чтобы на место происшествие как можно быстрее приехали силовые органы. И не выключайте видеорегистратор.
Конфликты на дорогах. А надо ли?
Сегодня неожиданно на ровном месте попал в неприятную ситуацию с выяснением отношений на дороге. Поводом послужило опускание солнцезащитного козырька. Впрочем, по порядку.
Есть на улице Скрябина недавно организованный дебиловатый проезд под мостом Волгоградки. Там от встречки забрали крайний левый ряд и отдали его под поворот налево встречникам. Повесили знаки над каждой полосой, указав всё стрелками. В итоге, чтобы проехать прямо, надо, по идее, не занимать левую полосу, а перестроится вправо и проехать прямо. Что я сегодня и сделал. А перед следующим светофором меня обгоняет Х5, оттормаживаясь передо мной, ибо красный горел. В этот момент я и опустил этот свой козырек… средним пальцем, почему-то. Моментально из бумера выскочил юноша лет 25-и, подскочил к моей двери и, распахнув ее, начал вежливо в угрожающей манере высказывать мне претензии, что я его сначала оттер на предыдущем светофоре под мостом, а потом еще и средний палец показал. Парень тот позади меня летел, оказывается. Подумал, что я его пропускаю под мостом, сместившись чуть вправо, а я его подрезал. Положа руку на сердце, признаюсь: я его видел, но не видел оснований потакать его амбициям хозяина дороги. В общем, юноша начал пытаться мне насувать аргументов прям сидячему. Я прикрыл дверь, резко ее оттолкнул от себя, чем отбросил оскорбленного в лучших чувствах юношу от своей машины, вышел и стал ждать его действий. Слова здесь уже были бесполезны, парень завелся. Парень решил пробить с ноги. Видимо, в кино видел. Резко сделав шаг к нему навстречу, чтобы погасить энергию его удара, нежно ногу поймал, одновременно правой рукой основанием ладони натягивая нос юноши ему на лоб, этой же рукой обхватил его за шею и, пожалев пасхальный набор парня, пробил коленом в живот, сбив дыхание…
Схватил его зашиворот и потащил ему показывать знаки и разметку. Добрые 100 метров тащил. За это время завязался разговор. Поначалу, естественно, с обещаниями меня найти и наказать по полной. Потом, когда я его дотащил-таки до моста и объяснил и показал, почему я ехал именно так и почему он, следовательно, попал в такое положение, разговор пошел уже нормально. Парень на этом БМВ месяц катается, упивается машиной и ее возможностями, адреналин из крови не уходит, вот и не глядит по сторонам — нахера оно ему. Расставались уже приятелями, я ему даже влажную салфетку подарил, чтоб кровь из носа утереть.
Думаете, я хочу показать, какой я чемпион? Посмотрите на фото. Год назад я ходил с разбитой бровью, сломанной челюстью, носом и с синяками, как следствие, под обоими глазами, аки очковая кобра. Тоже решил доказать чуваку, что он не прав, что пихнул мою девушку в очереди. В Макдональдсе. Включил рыцаря, вышли. Четыре удара. 3 боковых и один прямой в переносицу. И все — в меня. И потом мы тоже чудесно поговорили. Но былой красоты уже не вернешь)
Мораль: держите эмоции в узде. Везде. Всегда. Это может сохранить вам здоровье, а то и жизнь. Неспокойно сейчас, стреляют…
Дорожные понты: как вести себя с агрессивными водителями
Агрессия стала настоящим бичом российских водителей, многие из которых садятся за руль только для того, чтобы продемонстрировать окружающим свою крутость.
Фото: © arsheffield/flickr
» />
Правительство взялось за борьбу с опасным вождением, которое всё чаще становится причиной тяжёлых ДТП. Впрочем, не менее редко опасное вождение порождает волну агрессии, которая выливается в дорожные разборки. В ход идут газовые баллончики с перцовкой, бейсбольные биты, ножи, травматическое оружие, домкраты монтировки и, кончено же, тренированные кулаки. Лайф попросил экспертов рассказать, как избежать конфликта с неадекватными водителями.
Психологи утверждают, что любым агрессивным водителем движут внутренние комплексы и желание самоутвердиться за счёт других. Неважно, шныряет хулиган из ряда в ряд, желая ехать быстрее потока, или пытается «учить» более спокойного водителя — всё дело в желании показать своё преимущество за счёт более слабого и неуверенного в себе человека.
— Люди, которые пытаются выяснять отношения на дорогах, агрессивны не только за рулём, но и в обычной жизни. Они вычисляют жертву по внешности, классу автомобиля и стилю вождения. Им важно сразу же понять, что противник не окажет сопротивления. Причина такого поведения — низкая самооценка, — рассказывает психолог Ольга Скорова, преподающая курсы адаптации за рулём новичкам.
Если вы кого-то подрезали или не пропустили при перестроении, необходимо найти в себе силы (для некоторых это большая проблема) и извиниться. Это мгновенно снимает условия для эскалации жестоких побуждений агрессора. Он будет ждать, чтобы ему дали шанс раскачать ситуацию. Возможны даже провокации, но именно настойчивое желание подавить конфликт мирным путём обязательно сработает.
— Когда человек проявляет агрессию, то он подсознательно ждёт ответных эмоций. А если он слышит извинения, то теряется весь запал, — рассказала Скорова.
Многое зависит от статуса автомобиля. Владельцу таких массовых автомобилей как Renault Logan, Lada Granta, Hyundai Solaris куда проще попасть в неприятный конфликт с агрессивным водителем, нежели обладателю, к примеру, Mercedes-Benz G-class. Хуже всего, когда на дороге появляется так называемый учитель.
— Этот типаж водителя зависим от адреналина. Он не может контролировать своё состояние. Если вы видите подобного персонажа, который пытается задирать вас, — просто уступите ему дорогу или отпустите педаль газа и досчитайте до пяти. Взъерошенные нервы такого человека просто не позволят ему ехать рядом с вами в таком неторопливом темпе. Он уйдёт вперёд, — рассказывает Алексей Колонтай, руководитель Центра контраварийной подготовки водителей «Мастер-класс».
Быстро моргающий свет фар в заднем зеркале — верный признак, что за рулём едет человек с расшатанной неровной системой. И тут важно не кормить его эмоциональный голод.
— Для так называемых учителей, которые обгоняют не пропустившего их водителя и резко тормозят, существует своя методика. При первой же возможности такой человек стремится обогнать своего «обидчика», именно в этот момент нужно слегка нажать на педаль тормоза. Обгоняющий уже рассчитал свой манёвр, он намерен перестроиться и резко затормозить, чтобы «проучить» неторопливого водителя. В зеркала заднего вида такой хулиган, как правило, не смотрит. Поэтому нужно, слегка притормозив, перестроиться правее и дальше продолжать движение в спокойном режиме. Агрессивный водитель поймет, что за ним никого нет, только когда будет тормозить. Скорее всего, после этого он уедет вперёд, — делится опытом Колонтай.
Эксперт советует всегда помнить о том, что закон всегда на стороне водителя, соблюдающего ПДД. Более того, агрессивные водители также понимают, что их действия по прессингу неугодных участников движения противоречат правилам и могут обернуться аварией. А это означает, что хулигану придётся ждать экипаж ДПС, платить штраф и ремонтировать свой автомобиль. Если виновник ДТП уедет, то его ждёт лишение прав на срок до 1,5 года и административный арест на 15 суток. Поэтому ни в коем случае нельзя реагировать на провокации, которые сделают вас виновником ДТП.
— Бывает, когда «быкующие» люди пытаются выдавить вас из ряда или прижать к обочине, чтобы «поговорить» — помните о правилах дорожного движения и том, что, согласно им, в случае аварии вы будете правы. Сами дорожные хамы тоже прекрасно это знают, поэтому вряд ли будут в открытую таранить ваш автомобиль. Попугать они могут, а вот сознательно портить свою машину и платить штраф за ДТП вряд ли захотят. Такие люди играют на психологической неустойчивости некоторых водителей, — говорит руководитель.
Если же агрессивному водителю удалось заблокировать ваш автомобиль, то не нужно пытаться уехать, главное — не паниковать.
— Если вы начнёте удирать, то тем самым спровоцируете погоню, показав себя жертвой. Дорожный хам заведётся от чужого страха. Необходимо остановиться и просто заблокировать двери. В дневное время суток на конфликт непременно обратит внимание кто-то из проезжающих мимо водителей или сотрудников полиции, — считает Виктор Тишаков, инструктор школы повышения водительского мастерства Extrim Drive.
Хуже всего, когда конфликта не избежать. В таком случае нужно действовать оперативно.
— Есть категория натурально больных людей с водительскими правами, у них эмоциональная разрядка происходит только после того, как они выплеснут свой гнев на жертву. Тут уже ничего не поможет. Самая большая проблема людей, непривычных к стрессам, решиться на превентивные действия. Ждать, когда тебя ударят первого в такой ситуации — провал, потому что после сильного удара человек может потерять физические и эмоциональные силы для сопротивления, — говорит тренер по рукопашному бою Мусса Мурадов.
Чаще всего в таких ситуациях водители предпочитают отбиваться от драчунов с помощью крайне эффективных газовых баллончиков.
— Водители чаще всего покупают у нас газовые баллончики. Электрошокеры приобретают намного реже, так как в условиях дорожного конфликта их сложнее применить. Баллончик выбрасывает струю газа на расстояние от двух до четырёх метров, поэтому им можно без проблем остановить агрессивного гражданина, даже не выходя из машины. Также баллончик очень эффективен, если направить струю в салон автомобиля, находясь при этом на улице. В этом случае все люди, находящиеся в замкнутом пространстве, будут поражены газом, — рассказал Лайфу продавец магазина средств самообороны.
В руках агрессора перцовый баллончик будет бесполезен, если его оппоненты заблокируют двери автомобиля и закроют окна. Есть вероятность, что злоумышленник распылит газ на воздуховоды вентиляции, но тут спасёт функция перекрытия забора воздуха с улицы. Об этом нужно позаботься сразу.
— Если носите что-то для защиты, будь то баллончик, травмат или шокер. Важно, чтобы это же оружие не повернулось против вас. Поэтому перед применением надо потренироваться. К примеру, понять на каком расстоянии от себя лучше держать руку с «перцовкой», как доставать, чтобы не спалиться. И конечно же, лучшая драка — эта та, которая не состоялась, — резюмирует Мурадов.
Как погасить конфликт на дороге?
Что отличает нашего водителя от его западного коллеги? Ответ известен: «Культура вождения». У нас водители почему-то изначально настроены агрессивно по отношению друг к другу. Мат, неприличные жесты, бита в багажнике — привычная картинка для нашего образа жизни. Неужели этого нельзя избежать? Можно. Главное, вовремя погасить любой конфликт.
Начнем с первопричины. Психологи знают, что наше общество фрустрировано. У большинства людей не реализованы основные потребности — в безопасности, материальном благополучии Кому-то задерживают зарплату, для кого-то проблема — получение качественной медицинской услуги, над кем-то как дамоклов меч висит бешеный кредит. Уверенности в завтрашнем дне нет ни у кого — ни у чиновника, ни у его подчиненного, ни у бизнесмена, ни у его любовницы. Как следствие — агрессивное поведение на всех уровнях.
Замечено, что при вождении автомобиля человек становится более агрессивным. Американские психологи проводили эксперимент. На «зебре» вели себя не очень корректно — останавливались, поворачивали обратно, а сами наблюдали за поведением водителей и записывали номера их машин. Через некоторое время ни о чем не подозревающим участникам эксперимента звонили домой и провоцировали их на конфликт. В результате выяснили, что из 200 водителей, агрессивно ведущих себя на пешеходном переходе, только один из пяти испытуемых был агрессивен и в быту.
Почему так меняется наше поведение? Потому что у нас появляется цель и мы хотим быстрее до нее добраться (доехать до дома, офиса, забрать ребенка из школы). Любое препятствие (пробка, другая машина, задержка сотрудником ГИБДД) невольно увеличивает нашу напряженность, соответственно, поднимает индекс нашей агрессивности. Во-вторых, мы часто ведем машину в состоянии повышенной усталости (невыспавшиеся, голодные, уставшие от свалившихся на нас проблем). Как известно, плохое самочувствие не улучшает нашего настроения, а это значит, любой инцидент может легко вывести нас из себя.
Как же мирно разрешить дорожный конфликт? Для начала нужно успокоиться. Задержите дыхание — насколько сможете. Это заставит ваш организм вернуться с небес на землю. Прежде чем выйти из машины, посмотрите на фотографию с дорогими, любимыми для вас людьми. Она напомнит вам, что мир не держится на одной только силе. Дальше действуем по правилам…
Правило первое — при общении с другим водителем стараемся не использовать так называемые «конфликтогены». То есть никаких обвинительных жестов, слов, оскорбительных выражений. На любой словесный выпад собеседника отвечаем общей фразой, типа: «Да, я понимаю». Руки держите открытыми. Не пытайтесь свернуть диалог, только хуже будет. Человек попытается вас задержать, догнать, причинить вред вам или вашему автомобилю. Ему нужно выпустить пар, он чего-то испугался, отсюда истоки такого странного поведения.
Правило второе — узнайте имя вашего собеседника. Так невзначай: «А как Вас зовут?» «А отчество какое?» Доказано, что вовремя произнесенное имя человека позволяет переключить его внимание на другой объект, наладить с ним отношения, создать определенный настрой. Наше имя — это ворота в наш внутренний мир. Не случайно переговорщики во время проведения операций первым делом стараются познакомиться с нарушителем спокойствия.
Правило третье — совершите совместные действия. Например, перейдите с водителем на другое место — чуть в сторону, на несколько шагов, еще немного… Это успокоит его, настроит на более примирительный лад. Можно задать какой-нибудь неожиданный вопрос: «А сколько сейчас времени?» Это тоже отвлечет его от происходящего и немного успокоит.
Главное, понизить общее негативное настроение в случившемся конфликте. Этому будут способствовать ваши открытые руки, контролируемое дыхание, общие фразы и разумный подход. Которого нам всем так часто не хватает…