Статья 13.11 КоАП РФ. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)
1. Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.
3. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
4. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
5. Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей.
6. Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
7. Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.
Комментарии к ст. 13.11 КОАП РФ
1. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» информация о гражданах (персональные данные) определяется как любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (ч. 1 ст. 3 указанного Закона). Свойства данной информации — обеспечивать идентификацию конкретного лица — предопределяют отнесение ее к категории конфиденциальной, т.е. информации с ограниченным доступом. Обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется в случае обезличивания персональных данных (для статистических или иных научных целей), а также в отношении общедоступных персональных данных (ч. 3 ст. 6, ст. 7). Указанный режим персональной информации обусловливает необходимость правовой защиты ее конфиденциальной части.
Такая защита обеспечивается в первую очередь путем установления конституционного запрета осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, а также требованием судебного решения для ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. ст. 23 и 24 Конституции РФ). Статьей 19 Конституции РФ запрещаются также любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Федеральный закон » О персональных данных» рассматривает согласие субъекта персональных данных на обработку сведений о его частной жизни в числе одного из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, включая информацию персонального характера.
Из данного основополагающего принципа согласия могут иметь место исключения, предусмотренные в законодательном порядке, в том числе в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ о безопасности, оперативно-розыскной деятельности, государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством РФ, законодательством РФ о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, а также в случаях, связанных с медицинскими и медико-профилактическими целями (п. п. 2 — 7 ч. 2 и ч. 3 ст. 10, ч. 2 ст. 11, п. п. 2 — 5 ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О персональных данных»).
2. Комментируемая статья закрепляет в качестве основания применения административной ответственности нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Упомянутый Федеральный закон регулирует данный порядок, устанавливая принципы и условия обработки персональных данных (ст. 5, ч. 1 ст. 6; ст. ст. 9 — 13), обеспечивающие, в том числе порядок реализации права субъекта данных на согласие; порядок осуществления иных прав субъекта персональных данных, включая право на доступ субъекта к своим персональным данным (ст. 14); права субъекта данных при обработке его персональных данных (ст. ст. 15 — 16); право на обжалование действий или бездействия оператора (ст. 17); обязанности оператора по обработке персональных данных (ст. ст. 18 — 22).
3. Объектами административных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).
4. Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные, юридические лица, умышленно или по неосторожности допускающие указанные нарушения.
Законодательство РФ устанавливает обязанности представителей определенных профессий (врачей, адвокатов, нотариусов и др.) по сохранению в тайне полученной информации и указывает на уголовную, гражданскую и административную ответственность за разглашение таких сведений. УК РФ и ГК РФ предусматривают такую ответственность (см. ст. ст. 137, 138, 155 УК РФ, ст. 152 ГК РФ).
Помимо комментируемой статьи, КоАП РФ предусматривает также ответственность граждан и должностных лиц за нарушение правил защиты информации (ст. 13.12), за разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), а также ответственность должностных лиц за отказ в предоставлении информации (ст. 5.39).
5. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, возбуждаются прокурорами (ч. 1 ст. 28.4) и рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).
Можно ваш номерок
Без режима «он-лайн» современную жизнь представить сложно. Мы делаем покупки в интернет-магазинах, пользуемся мобильными банкингом, делимся планами в соцсетях, берем дистанционные консультации у врачей. Нас очень волнует, кто и как может воспользоваться оставленными в сети персональными данными… Что предусмотрено для тех, кто несанкционированно распространяет нашу личную информацию?
Единственная работающая в России норма в этом направлении – статья 13.11 КоАП “Нарушение законодательства РФ в области персональных данных”. В редакции 2019 года она включает аж 7 возможных нарушений в области персональных данных. Но является ли она эффективной и соразмерной совершенному проступку? Создает ли необходимый эффект?
Цена вопроса
До середины 2017 года максимум, что грозило нарушителю по статье 13.11 КоАП, — 500 р. штрафа. Это, конечно, мало мотивировало потенциальных нарушителей на соблюдение закона.
С 1 июля 2017 года вступила в силу новая редакция статьи. Список нарушений, подотчетных статье, расширили до 7 штук. А максимальный штраф увеличили в 10 раз. По современной логике закона, именно такое наказание можно считать соразмерным нанесенному ущербу от разглашения персональных данных.
Итоговая дифференциация наказаний и ответственности за них по 13.11 КоАП выглядит так:
Норма | Состав | Санкция |
ч. 1 ст. 13.11 КоАП | — обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законом; — обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных | предупреждение или штраф: — на граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.; — на должлиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — на юрлиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. |
ч. 2 ст. 13.11 КоАП | — обработка персональных данных без письменного согласия субъекта, когда это необходимо; — обработка данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в такое согласие | штраф: — на граждан – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; — на должлиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; — на юрлиц – от 15 тыс. до 75 тыс. руб. |
ч. 3 ст. 13.11 КоАП | — невыполнение оператором обязанности по опубликованию и иному обеспечению неограниченного доступа к политике обработки персональных данных | — предупреждение или штраф: — на граждан – от 700 до 1 тыс. руб.; — на должлиц – от 3 тыс. до 6 тыс. руб.; — на ИП – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; — на юрлиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб. |
ч. 4 ст. 13.11 КоАП | — невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных | — предупреждение или штраф: — на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.; — на должлиц – от 4 тыс. до 6 тыс. руб.; — на ИП – от 10 тыс. до 15 тыс. руб.; — на юрлиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб. |
ч. 5 ст. 13.11 КоАП | — невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных или его представителя либо Роскомнадзора об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении | — предупреждение или штраф: — на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.; — на должлиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.; — на ИП – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; — на юрлиц – от 25 тыс. до 45 тыс. руб. |
ч. 6 ст. 13.11 КоАП | — невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих их сохранность и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении них | штраф: — на граждан – от 700 до 2 тыс. руб.; — на должлиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.; — на ИП – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; — на юрлиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб. |
ч. 7 ст. 13.11 КоАП | — невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных для этого требований или методов. | штраф: — на граждан – от 100 до 300 руб.; — на должлиц – от 300 до 500 руб.; — на юрлиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб. |
Спасение утопающих — дело рук.
Цифровые сервисы заполонили наш быт. Это заставляет россиян внимательнее относиться к безопасности личных сведений. Тенденцию заметил Роскомнадзор в отчете за I полугодие 2019 года.
За отчетный период в РКН поступило 25,7 тыс. обращений от граждан. 22,5 тыс. из которых – жалобы на действия операторов персональных данных. Это на 44% больше, чем количество обращений за аналогичный период 2018 года (17,8 тыс. обращений). Такая динамика наблюдается уже не первое время. Согласно докладу о деятельности РКН за 2018 год, количество обращений выросло на 12,8% в сравнении с показателями 2017 года.
Но вряд ли такая активность граждан вызвана только последними изменениями в статье 13.11 КоАП. Главная “боль” пользователей — это навязчивые звонки с предложениями от компаний, которым они никогда не оставляли личные номера. “Толкать” свои услуги по телефону может кто угодно: банки, телемагазины, бьюти-салоны, мошенники… Откуда у них контакты — вопрос риторический.
Вспомните, когда последний раз вы изучали политику конфиденциальности используемых сайтов и мобильных приложений? То-то же! А ведь именно они, наряду с кредитными организациями и коллекторами, сталкиваются с обработкой ваших персональных данных. На это в докладе обращает внимание и Роскомнадзор.
Но подтверждать опасения никто не спешит. Даже если вы выявите нарушение использования своей личной информации, с высокой долей вероятности Роскомнадзор посчитает опасения преувеличенными.
Есть перспективы
На основе данных мы рассчитали средний размер штрафа за первые 6 месяцев 2019 года: 1362200 руб. ÷ 2691 протокол = 506 руб. Явная несоразмерность этой суммы с допущенными нарушениями объяснима.
В подавляющем большинстве случаев Роскомнадзор назначает наказание в виде предупреждения, отказываясь от применения денежных взысканий к нарушителям.
И даже если к оператору применяется штраф, лишь в редких случаях его сумма превышает минимальный размер санкции.
Даже в максимальном размере штраф по ст. 13.11 КоАП едва ли станет мотиватором для операторов-нарушителей. Прибыль от продажи персональных данных куда больше, чем наказание. А потому ст. 13.11 КоАП, даже в новой редакции, сложно рассматривать как действительно эффективную норму закону. Особенно на фоне вступившего в силу Европейского регламента по защите персональных данных (GDPR).
Европейский регламент декларирует общий подход к защите личной информации, отраженный в российском Законе № 152 от 27.07.2006 «О персональных данных». Но выявить какие-либо пересечения GDPR и статьи 13.11 КоАП сложно. Ключевое отличие – это санкция. Размер штрафа для нарушителя зависит от конкретного нанесенного субъектам ущерба, а «потолок», согласно п. 5 ст. 83 GDPR, составляет до €20 млн либо 4% от общего годового оборота предприятия. Согласитесь, куда более серьезный аргумент.
На фоне таких космических штрафов российские законодатели уже предприняли попытки внесения изменений и в наш КоАП. В июне 2019 года в Госдуму внесен законопроект № 729516-7, которым статью 13.11 КоАП предлагается дополнить новым составом – операторов данных предлагается штрафовать за несоблюдение порядка систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения информации с серверов, размещенных на территории РФ. Штраф существенный. Для юрлиц он составит от 2 до 6 млн руб., а при повторном нарушении – от 6 до 18 млн руб.
Резюме
Один лишь размер штрафа проблему не решает. В российских условиях куда более важной представляется неотвратимость наказания для нарушителей. А как раз ее чиновники обеспечивать не спешат.
Снисхождение распространителям личной информации со стороны Роскомнадзора в совокупности со смешными штрафами дают операторам персональных данных картбланш. Ничто в масштабе не мешает продолжать торговать данными пользователей. И решить этот вопрос посредством внесения очередных правок в КоАП уже невозможно — кардинальных изменений требует политика конфиденциальности и методика работы надзорных органов.
За что, как и когда могут привлечь работодателя к административной ответственности
За нарушения в сфере трудового законодательства для работодателей и должностных лиц организации установлена административная ответственность. Одной из основных статей, по которым чаще всего к такой ответственности привлекают, является ст. 5.27 КоАП РФ – ею предусмотрено наказание именно за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. А поскольку те или иные нарушения наверняка есть в каждой организации, расскажем, за какие из них могут привлечь к ответственности и кого, каков размер штрафов и можно ли их снизить и в какие сроки применение санкций будет законным.
Состав правонарушений по ст. 5.27 КоАП РФ.
Этой статьей установлено несколько специальных и один общий состав правонарушений в области трудового законодательства. К специальным относятся:
- фактическое допущение к работе лица, не уполномоченного на это работодателем (ч. 3);
- уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4);
- невыплата или неполная выплата в установленный срок зарплаты, других сумм в рамках трудовых отношений (ч. 5).
За все остальные нарушения трудового законодательства к ответственности привлекают по ч. 1.
К сведению:
Ответственность для работодателей установлена и другими статьями КоАП РФ. Например, за нарушения государственных нормативных требований охраны труда работодателей привлекут по ст. 5.27.1, за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению – по ст. 5.31, за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки – по ст. 5.34.
В качестве мер ответственности ст. 5.27 КоАП РФ установлены:
- Предупреждение.
- Штраф, налагаемый на должностное лицо.
- Штраф на ИП.
- Штраф на юридическое лицо.
- Дисквалификация должностного лица – лишение физического лица права замещать определенные должности. Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет (ст. 3.11 КоАП РФ).
Отметим, что данной статьей установлена ответственность за повторное правонарушение: повтор является отягчающим обстоятельствам, и санкции за такое нарушение более весомые.
Повторное правонарушение – это аналогичное ранее совершенному нарушение, которое было совершено в течение года со дня вступления в силу постановления о назначении административного наказания за первое нарушение (ст. 4.3, 4.6 КоАП РФ).
Привлекают к административной ответственности за нарушение трудового законодательства инспекторы ГИТ по результатам плановых или внеплановых проверок.
Общие нарушения трудового законодательства.
Итак, по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ работодателей привлекают за любое нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. 3 – 5 ст. 5.27.
К наиболее частым нарушениям трудового законодательства можно отнести:
- отсутствие приказа о приеме на работу или о расторжении трудового договора (ч. 1 ст. 68 и ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ);
- нарушение правил ведения и хранения трудовых книжек (ст. 66 ТК РФ и Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225);
- отсутствие письменных согласий работников на расширение зон обслуживания (ст. 60.2 ТК РФ);
- неизвещение в письменной форме каждого сотрудника о выплате заработной платы (ч. 1 ст. 136 ТК РФ);
- выплата заработной платы один раз в месяц или с нарушением срока (ч. 6 ст. 136);
- отсутствие табеля учета рабочего времени (ч. 4 ст. 91 ТК РФ) и графика отпусков (ч. 2 ст. 123 ТК РФ);
- неознакомление работников с приказом о предоставлении отпуска (ч. 3 ст. 123 ТК РФ);
- отсутствие письменных согласий на привлечение к работе в выходные дни (ст. 113, 153 ТК РФ);
- нарушение продолжительности работы при работе по совместительству (ч. 1 ст. 284 ТК РФ).
Санкции за такие нарушения представим в таблице.
Любое нарушение, не предусмотренное ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1)
Предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб.
Штраф от 30 000 до 50 000 руб.
Повторное нарушение, аналогичное нарушению, предусмотренному ч. 1 (ч. 2)
Штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Штраф от 50 000 до 70 000 руб.
Ответственность за фактическое допущение к работе.
В силу ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ работодателей могут привлечь к ответственности за фактическое допущение к работе человека лицом, которое не уполномочено на это работодателем, если работодатель (или его уполномоченный представитель) не заключил с допущенным к работе трудовой договор.
По общему правилу основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор, заключенный между работником и работодателем в соответствии с Трудовым кодексом (ч. 1 ст. 16 ТК РФ). Но если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен, а работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя (его представителя, уполномоченного допускать лиц к работе), то трудовые отношения возникают на основании фактического допущения к работе (ч. 3 ст. 16). В этом случае трудовой договор, не оформленный письменно, считается заключенным и вступает в силу со дня фактического допущения человека к работе (ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 67 ТК РФ). Тогда работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3 рабочих дней со дня фактического допущения к работе.
Если лицо допущено к работе сотрудником, не имеющим на это полномочий, а работодатель (его представитель, уполномоченный на допуск к работе) отказывается заключить трудовой договор с данным лицом, отработанное им время (выполненную работу) необходимо оплатить. Сотрудник, который допустил лицо к работе, не имея на это полномочий, привлекается к административной и материальной ответственности (ч. 1, 2 ст. 67.1 ТК РФ).
То есть привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ могут только сотрудника (должностное лицо), допустившего лицо к работе. Его могут оштрафовать на сумму в размере от 10 000 до 20 000 руб. За повторное нарушение по данной статье должностное лицо может быть уже дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет (ч. 5 ст. 5.27).
Какая статья регламентирует данное нарушение?
За нарушения по ст. 13.11 КоАП РФ в области перс. данных теперь могут оштрафовать в течение 1 года. Отметим, что до 27.03.2021 срок давности составлял лишь 3 месяца.
Изменения в составах нарушений и санкциях
Незаконная или нецелевая обработка перс. данных
За обработку персональных данных незаконно, а также с нарушением целей с 27.03.2021 штраф такой (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ):
- на должностных лиц и ИП – от 10 000 до 20 000 рублей;
- компании – от 60 000 до 100 000 рублей.
Отметим, что ранее вместо штрафа можно было отделаться предупреждением. Но теперь такой нормы нет. А сами размеры штрафов с 27 марта 2021 года увеличены в 2 раза.
Также введена административная ответственность за повторное аналогичное нарушение. Она предусматривает штраф (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ):
- для должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей;
- ИП – от 50 000 до 100 000 рублей;
- компаний – от 100 000 до 300 000 рублей.
Если нет письменного согласия человека
С 27.03.2021 в два раза увеличены штрафы за обработку персональных данных без письменного согласия гражданина, если оно обязательно, а также за игнорирование требований субъекта перс. данных. За это санкции теперь такие (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ):
- должностные лица и ИП – от 20 000 до 40 000 рублей;
- компании – от 30 000 до 150 000 рублей.
Также введена административная ответственность за повторное подобное нарушение. Она предусматривает штраф (новая ч. 2.1 ст. 13.11 КоАП РФ):
- для должностных лиц – от 40 000 до 100 000 рублей;
- ИП – от 100 000 до 300 000 рублей;
- компаний – от 300 000 до 500 000 рублей.
Когда нет доступа к правилам обработки перс. данных
Если не обеспечить неограниченный доступ к политике обработки персональных данных или к информации о выполняемых требованиях по их защите, штраф с 27.03.2021 такой (ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ):
- для должностных лиц – от 6000 до 12 000 рублей;
- ИП – от 10 000 до 20 000 рублей;
- компаний – от 30 000 до 60 000 рублей.
Отметим, что ранее вместо штрафа можно было отделаться предупреждением. Но теперь такой нормы нет. А сами размеры штрафов с 27 марта 2021 года увеличены в 2 раза.
Другие штрафы
Также Закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ ввёл в КоАП РФ санкции для интернет-провайдеров за несоблюдение правил безопасности Рунета. Это новая ст. 13.42 и другие. В частности, за невыполнение порядка установки, эксплуатации и модернизации технических средств борьбы с угрозами российскому сегменту Интернета.
По размерам штрафы по ст. 13.42 тоже не маленькие – от 15 000 до 500 000 рублей.
Также введена новая ст. 19.7.10-3, которая предусматривает штрафы до 3-х млн рублей за неисполнение владельцем информационного ресурса, причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ, предупреждения о необходимости прекращения противоправных действий.
Штрафы в области персональных данных в 2021 году
С 27 марта 2021 года вступили в силу новые штрафные санкции за нарушения в области персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. № 19-ФЗ. Суммы штрафов увеличены в 2 раза и более. Кроме этого, по некоторым статьям введено увеличенное наказание за повторное нарушение.
Также увеличился и срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области персональных данных. Вместо трех месяцев теперь он составляет один год.
Административная ответственность по статье 13.11 предусматривает дифференциацию в зависимости от последствий нарушения. Так ответственность для юридического лица предусматривает наложение штрафа в размере от 30 тысяч до 6 миллионов рублей, а при повторном нарушении — до 18 миллионов рублей.
Максимальный совокупный штраф для должностного лица составляет 336 тысяч рублей, а при повторном нарушении может превышать 1 миллион рублей.
КоАП РФ не возлагает на организации, осуществляющие обработку персональных данных, дополнительных обязанностей и не изменяет содержание существующих требований, которые предусмотрены законодательством в области персональных данных (152-ФЗ).
Стоит отметить, что КоАП наделяет должностных лиц органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в области персональных данных, которым является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях.
Представляем вашему вниманию сводную таблицу штрафов за нарушения законодательства в области персональных данных (в редакции, действующей с 27.03.2021):
Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи
Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством РФ в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи
Невыполнение оператором предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Невыполнение оператором предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных
Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством РФ в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 настоящей статьи
Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния
Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных
Невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 настоящей статьи