Куда можно пожаловаться на рыбзавод за загрязнение воды?

Что делать, если из крана течет ржавая вода?

Кто отвечает за подачу воды в московские квартиры?

Зону ответственности делят между собой управляющие компании города и АО «Мосводоканал».

«Мосводоканал» в границах своей ответственности осуществляет изъятие воды из природных источников, очистку ее на сооружениях водоподготовки до питьевого качества по технологии, включающей реагентную обработку, отстаивание, фильтрование, озоносорбцию, дезинфекцию гипохлоритом натрия.

Чистую питьевую воду «Мосводоканал» по магистральным трубопроводам доставляет до внутриквартальных коммуникаций, находящихся в зоне ответственности управляющих компаний. Таким образом, после попадания воды в трубопровод жилого дома за ее состояние и качество отвечает соответствующая УК.

Качество воды как-то отслеживается после ее передачи потребителю?

Государственный надзор за качеством питьевой воды осуществляет Управление Федеральной службы Роспотребнадзора по городу Москве. АО «Мосводоканал» в порядке производственного контроля регулярно отбирает пробы холодной воды в детских садах, школах, больницах, магазинах и других социально значимых объектах города по 61 физико-химическому и микробиологическому показателю. По обращениям жителей в Единую приемную на изменение качества воды в квартирах Мосводоканалом берутся пробы воды в присутствии представителей управляющей компании.

За контроль качества горячего водоснабжения отвечают специалисты ПАО «МОЭК». Ежегодно по специально разработанному графику проверяется качество горячей воды, поступающей потребителям. Пробы берутся на выходе из центральных тепловых пунктов или на входе в жилые дома. Коммерческая аккредитованная лаборатория проверяет воду по 17 физико-химическим и микробиологическим показателям. Кроме того, МОЭК проводит внеплановый контроль по заявкам потребителей на горячую линию.

А сами потребители могут получить данные о качестве воды по своему адресу?

Да, для этого можно воспользоваться онлайн-сервисом «Качество воды в районах Москвы» на официальном сайте Мосводоканала. Для получения информации необходимо вбить название улицы (выбрать из выпадающего списка) и номер дома в поисковую строку.

Почему из-под крана может течь ржавая вода?

На качество воды могут повлиять последствия перекладки и ремонта труб в доме. Также среди причин — промывка теплообменного оборудования и слив воды до ее раздачи по внутриквартирным стоякам. Своевременность и качественное проведение этих мероприятий — зона ответственности УК, которая и оказывает услугу по подаче холодной и горячей воды в дом.

Что делать, если из-под крана льется ржавая вода?

Если нарушено качество коммунальной услуги, то в таком случае собственникам и пользователям помещения рекомендуется обратиться в аварийно-диспетчерскую службу своей управляющей организации, ТСЖ или ЖСК. Заявку можно оставить как в письменной, так и в устной форме по телефону. Потребитель должен сообщить свои ФИО, точный адрес, вид коммунальной услуги.

После регистрации заявления о некачественной воде диспетчер, принявший заявку, обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения. Кроме того, данные о проверке должны быть переданы в «Мосводоканал» как ресурсоснабжающую организацию.

Собственники и наниматели жилых помещений также могут обратиться с заявкой по телефону единой справочной службы Москвы: +7 (495) 777-77-77.

<Письмо> Минприроды России от 10.12.2018 N 03-14-29/31164

Минприроды России рассмотрело письмо по вопросу порядка финансирования мероприятий по очистке от мусора акваторий водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных в границах муниципальных образований, и сообщает.

В силу статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации (далее — Водный кодекс) полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей (предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка), находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация переданных Российской Федерацией отдельных полномочий в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, при этом уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно формирует перечень необходимых мероприятий и согласовывает его с главным распорядителем бюджетных средств в области водных отношений — Росводресурсами, подведомственными Минприроды России.

При недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 N 629 имеют возможность обратиться до 15 сентября текущего финансового года в Росводресурсы с просьбой о предоставлении средств нераспределенного резерва.

Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 79, предусмотрено, что мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем регулярная очистка акваторий водных объектов от бытового мусора, поступающего с прилегающих к водным объектам селитебных территорий, к таковым относиться не может.

Создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; вопросы благоустройства территорий поселений, а также мероприятия по охране окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся к ведению органов местного самоуправления. Ненадлежащая реализация указанных полномочий приводит к засорению и загрязнению водных объектов.

В этой связи регулярную очистку берегов и акватории водных объектов от мусора надлежит осуществлять органам местного самоуправления за счет собственных средств и средств лиц, виновных в нарушении водного законодательства.

В решении вопроса оформления договора водопользования при использовании участка акватории водного объекта для размещения плавучих сцен и иного оборудования необходимо руководствоваться статьями 11 и 16 Водного кодекса.

Согласно указанным статьям использование акватории водных объектов осуществляется на основании договоров водопользования, заключаемых по результатам аукциона, за исключением случаев, установленных статьями 47, 49, 50 Водного кодекса.

Минимальный срок предоставления водных объектов в пользование водным законодательством не определен.

Вместе с тем, учитывая предусмотренные законодательством процедуры заключения договоров водопользования и потребность в периодическом проведении массовых мероприятий, полагаем целесообразным рекомендовать заключение с организатором таких мероприятий договора водопользования на длительный срок.

Как пожаловаться на плохую водопроводную воду?

Водопроводная вода зачастую оставляет желать лучшего, за рубежом в том числе. Куда жаловаться, если качество воды вас не устраивает, и как доказать свою правоту? Рассказываем в этой статье!

Какой должна быть вода?

То, какой именно должна быть питьевая вода, описывается в ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества».

Для оценки качества воды рассматривается ряд показателей: микробиологические и паразитологические показатели, водородный показатель, общая минерализация (сухой остаток), жесткость общая, окисляемость перманганатная, нефтепродукты (суммарно), поверхностно-активные вещества (ПАВ) анионоактивные, фенольный индекс.

В Постановлении от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 “Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий”» говорится, что питьевая вода признается качественной, если в ней НЕ выявлены:

  • Превышения гигиенических нормативов по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям.
  • Превышения уровней гигиенических нормативов общего микробного числа, общие колиформные бактерии и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год.
  • Превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более чем на величину ошибки метода определений.

Естественно, определить просто «на вкус» эти и многие другие показатели нельзя. Но если качество воды существенно ухудшается, потребители могут ощутить это. Если меняется привкус воды, накипь в чайнике начинает образовываться быстрее, в жидкости появляется взвесь, то это повод для того, чтобы задуматься о внеочередной проверке качества воды.

В некоторых ситуациях сомнений вообще не возникает – например, если из крана постоянно льется ржавая или грязная вода. Это может быть временное явление. Но если это происходит регулярно, необходимо требовать проверить воду и исправить ситуацию.

Почему вода может испортиться?

Есть множество причин, по которым вода в кране внезапно может поменять качество в худшую сторону. Вот лишь некоторые из них:

  • Ремонтные работы. Часто из крана идет ржавая или грязная вода после запланированного отключения горячей воды или экстренного ремонта. Если это наблюдается в течение нескольких минут после открывания крана – ничего страшного. Если ситуация сохраняется несколько дней – пора жаловаться и требовать это исправить.
  • Плохая очистка воды. Тут виновата компания, в ведомстве которой находится снабжение водой жилых домов. Если она экономит на фильтрах или не обращает внимания на то, что оборудование выходит из строя, качество воды со временем падает.
  • Ненадлежащее обслуживание системы водопровода. Трубы со временем ржавеют, забиваются, выходят из строя. В тупиковых ответвлениях скапливается мусор, а потом попадает в воду, которая подается в дома. Возможно ситуативное загрязнение воды из-за паводков или состояния внешних источников, которые используются для забора воды (на него ответственные организации, естественно, должны своевременно реагировать).
  • Недостаточная очистка воды от примесей или иных загрязнений (в том числе микробиологических). Чаще всего это незаметно невооруженным глазом, но потребители чувствуют, что качество воды изменилось (появился привкус, муть, от нее образовывается накипь, в самых крайних случаях возможны отравления).

Что можно сделать, если есть сомнения в качестве воды? Куда жаловаться?

В ГОСТе указывается, что «производственный контроль качества питьевой воды организуют и (или) осуществляют организации, эксплуатирующие системы водоснабжения и отвечающие за качество подаваемой потребителю питьевой воды». Поэтому в первую очередь выясните, какая именно организация отвечает за водоснабжение в вашем районе. В Москве, например, за горячую воду отвечает ПАО «МОЭК», а за холодную – водоканалы районов.

Далее вы можете предпринять следующие шаги.

  1. Позвонить на горячую линию аварийных служб и оставить жалобу (запомните ее номер). Оператор либо сразу подскажет вам пути решения проблемы, либо передаст ваше обращение в соответствующие службы, которые уже проведут проверку.
  2. Обратиться в управляющую компанию или ЖЭК. Причиной плохой воды могут быть коммуникации в вашем доме или установленные фильтры. Обслуживать их должна управляющая компания. Обратиться с требованием проверки вы можете при личном визите или письменно. В любом случае просите уточнить, когда именно проверка будет проведена. В течение двух недель специалист должен проверить коммуникации дома и вынести решение.
  3. Если управляющая компания не реагирует на ваши жалобы, а ситуация сохраняется длительное время, нужно обратиться непосредственно в водоканал, если вас не устраивает качество холодной воды. Вы также можете потребовать провести проверку и предоставить вам отчет.
  4. Обратиться в Роспотребнадзор, составив заявление о проведении проверки качества воды. Если ваши предположения о том, что вода не соответствует требованиям, подтвердятся, Роспотребнадзор сам направит требование по устранению неисправностей в компанию, которая отвечает за коммуникации.
  5. Обратиться в органы прокуратуры, особенно если проблема системная (неэффективно работают очистные сооружения, не реагируют надзорные органы и пр.). Итогом прокурорской проверки могут стать меры реагирования (предостережение, представление), которые обязательны для исполнения.
  6. Одновременно можно обратиться в суд с вопросами «понуждения. » и далее от предмета такого понуждения, например, обязать органы муниципалитета или муниципальные организации (МУП) привести очистные сооружения или трубопроводную систему в соответствие с нормативами или обязать надзорные органы провести проверку. В этом случае вам придется вложить дополнительные средства (на независимую экспертизу воды, например), но если вы выиграете дело, расходы будут вам компенсированы за счет проигравшей стороны.

Как заказать экспертизу воды?

Если у вас есть сомнения в качестве воды, вы можете самостоятельно заказать ее анализ по ряду показателей (химические, микробиологические, бактериологические). С полученными результатами вы можете обращаться с жалобой или идти в суд. В последнем случае вам будут компенсированы расходы, если удастся доказать свою правоту.

Выбирая лабораторию, обратите внимание на наличие у нее аккредитации. Специалисты проконсультируют вас, как правильно брать пробы, чтобы результат был максимально объективным. Но желательно, чтобы это делал сотрудник лаборатории, так как он может соблюсти все необходимые требования и не загрязнить воду дополнительно во время забора проб.

Можно заказать анализ водопроводной воды, а также из скважины или колодца. Помните! Состав и качество воды могут меняться, они зависят от множества факторов, в том числе случайных, ситуативных и сезонных. Полученный результат будет актуален в течение определенного времени, но ситуация может измениться (например, если пройдет паводок или поменяют фильтры, которые очищают воду).

На Карте воды России вы можете посмотреть, какова ситуация с питьевой водой в вашем регионе (качество воды, возможные риски от ее употребления). Там же можно найти список лабораторий, которые проводят исследования воды, если вам это необходимо.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Наиболее частые проблемные вопросы с ответами в части, касающейся водоснабжения и водоотведения, поступающих от граждан Московской области в обращениях.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения населения в границах муниципального образования относится к полномочиям органа местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения. В этой связи орган местного самоуправления обязан рассматривать и принимать решения по всем вопросам, связанным с организацией водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования.

Функции государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на территории Московской области, в том числе за осуществлением эксплуатации централизованных систем питьевого водоснабжения и качеством питьевой воды, возложены на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Московской области) и его территориальные отделы в муниципальных образованиях. В случае предоставления коммунальных услуг по холодному водоснабжению неудовлетворительного качества граждане должны обращаться в соответствующий Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области для проведения проверки и принятия соответствующих мер административного воздействия к нарушителям действующего законодательства.

При снижении параметров жилищно-коммунальных услуг, а именно – несоответствие качества питьевой воды нормативным требованиям, граждане вправе обратиться в ресурсоснабжающую организацию или управляющую компанию о проведении перерасчёта за недопоставку или некачественную поставку услуг. Граждане, проживающие в многоквартирных домах, по вопросу перерасчета могут также обращаться в Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области».

2. Вопрос установки водоразборной колонки рядом с домом

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения в границах муниципального образования относится к полномочиям органа местного самоуправления.

В связи с этим, соответствующее обращение необходимо направить в адрес администрации муниципального образования для рассмотрения и принятия мер.

Водоразборная колонка закрыта на ключ. Где его получить?

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения в границах муниципального образования относится к полномочиям органа местного самоуправления.

Для получения ключей от запорного устройства на данной водоразборной колонке необходимо обратиться в ресурсоснабжающую организацию («Водоканал») или администрацию муниципального образования за разъяснениями по дальнейшим действиям. Возможно, необходимо будет заключить договор на водоснабжение с ресурсоснабжающей организацией и оплачивать предоставляемую коммунальную услугу через водоразборную колонку.

3. Перебои в подаче воды при оказании услуги централизованного водоснабжения жителям многоквартирных жилых домов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения населения в границах муниципального образования относится к полномочиям органа местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения. В этой связи орган местного самоуправления обязан рассматривать и принимать решения по всем вопросам, связанным с организацией водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, определен механизм снижения платежей за недопоставку и некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим государственный надзор за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от его принадлежности.

Таким образом, при отсутствии или снижении параметров жилищно-коммунальных услуг, в данном случае отклонение величины давления в системе холодного водоснабжения, превышение допустимой продолжительности перерыва подачи воды, граждане вправе обратиться в управляющую компанию о проведении перерасчета за недопоставку или некачественную поставку услуг, администрацию муниципального образования (орган местного самоуправления) или Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области».

4. Отсутствие централизованного водоснабжения на территории поселения.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с устройством муниципальных шахтных колодцев общего пользования и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 644 от 20.07.2013 (статья 7, пункт 9).

5. Утечка из водопроводных, канализационных или других инженерных сетей и связанные с ними подтопления прилегающих территорий, домовладений и т.д.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования относится к полномочиям органа местного самоуправления.

При обнаружении утечки из инженерных систем и подтоплении территории необходимо обращаться в дежурную службу администрации муниципального образования и непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, если известно о том, какая организация эксплуатирует сети, для принятия оперативных мер по ее устранению.

Дополнительно сообщаю, что в соответствии с п. 12.8 Положения «О Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области», утвержденном в редакции Постановления Правительства Московской области 08.06.2012 N 790/19, надзор за сбросом или утечкой воды из инженерных сетей и коммуникаций, исправностью и соблюдением правил обслуживания водоприемных устройств и сооружений поверхностного водоотвода относится к полномочиям Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области. В данный надзорный орган граждане могут обратиться в случае непринятия мер по устранению утечки соответствующими службами для проведения проверки и понуждения принять необходимые меры по устранению утечек.

Советы пострадавшим от загрязнений окружающей среды

Советы пострадавшим от загрязнений окружающей среды

В средствах массовой информации часто сообщают о том, как в США и иных экономически развитых странах граждане обращаются в суды с исками о возмещении компенсаций морального или материального вреда в связи с тем, что, например, произошло задымление воздуха по вине местного предприятия. Суды, согласно этим сообщениям, взыскивают солидные суммы с предприятий в пользу граждан. Возможно ли такое решение суда в России?

Что понадобится для получения компенсации?

Пострадавшему необходимо будет доказать в суде:

  • наличие вреда – к примеру, гибель рыбы в частном пруду, поломка насоса, пищевое отравление человека;
  • противоправность действий причинителя вреда. Например, выброс предприятием вредных веществ превысил предельно допустимые показатели либо был допущен в неположенном месте или время, и это установлено компетентными государственными органами;
  • причинно-следственную связь между вредом и действиями причинителя вреда. Скажем, при пищевом отравлении потребуется медицинское заключение об отравлении конкретным вредным компонентом, при гибели рыбы – заключение эксперта о причинах ее гибели, при выходе из строя техники – заключение технического специалиста/эксперта об установлении конкретной причины поломки техники (например, выход из строя насоса по причине появившихся твердых примесей в грунтовых водах).

Как доказать причинение вреда?

Для установления наличия вреда вам потребуются доказательства его причинения. Эти доказательства являются обязательными даже для обращения в суд, поэтому факт причинения вреда должен быть зафиксирован еще до обращения.

Если речь идет о материальном вреде, технический специалист, например сотрудник сервисного центра, сможет с легкостью установить, что оборудование не работает. Рассмотрим такую ситуацию: из-за деятельности предприятия в подземные воды попали посторонние твердые примеси. В итоге из строя вышли все водяные насосы в скважинах, установленные в населенном пункте. Специалисту будет несложно определить, что насосы вышли из строя, что требуется для восстановления их работы, какова стоимость восстановительных работ.

Если же вред нанесен более серьезный, например загрязнение привело к заболеванию рыбы или животных в хозяйстве, то лучшими способами фиксации будут сообщение о произошедшем в правоохранительные и иные органы государственной власти (Роспотребнадзор, Росприроднадзор), а также обращение к специалистам в области ветеринарии, которые зафиксируют факт отравления животных и выдадут рекомендации для восстановления их здоровья.

Если вред причинен здоровью человека, то первым действием должно быть обращение за медицинской помощью к медикам – визит в приемный покой ближайшей больницы. Врачу обязательно надо сообщить о предполагаемом нанесении вреда, чтобы он отразил это в медицинской карте.

Как установить противоправность действий причинителя вреда?

В данном случае не обойтись без вмешательства государственных органов, наделенных полномочиями по контролю за соблюдением санитарных и природоохранных норм. В первую очередь следует обратиться в Роспотребнадзор по вашему региону или подразделение Росприроднадзора в вашем федеральном округе. Также можно обратиться в местную районную администрацию и прокуратуру.

Советую обращаться только в письменном виде, а не через приемную на сайте органа либо иным способом в электронном виде. Гражданин не обязан знать законодательство, поэтому обращение можно писать в свободной письменной форме. Изложите обстоятельства, укажите, какой вред причинен, просите провести проверку, установить нарушителя, привлечь к ответственности причинителя вреда.

По результатам рассмотрения обращения вы получите ответ о том, допустило ли предприятие нарушения. Общий срок рассмотрения обращений, предусмотренный законодательством, составляет 30 дней, но он может быть продлен до 60 дней, если требуется проведение сложных и трудозатратных исследований. Вы имеете право получать информацию о рассмотрении вашего обращения. Так что можете требовать прямой служебный телефон исполнителя, работающего с вашим обращением, и регулярно напоминать ему о своей ситуации. Во всяком случае, так вы дадите понять чиновнику, что отпиской здесь не отделаться.

Как доказать связь между вредом и действиями его причинителя?

Сложнее всего доказать связь действий причинителя вреда с вредом здоровью человека. Чтобы установить причинную связь между плохой экологией и вредом здоровью, понадобится экспертное исследование. До обращения в суд будет достаточно любой справки специализирующегося врача об установлении причин нарушения здоровья. Можно утверждать практически со стопроцентной вероятностью, что ответчик – причинитель вреда будет спорить именно по данному вопросу в суде и станет требовать назначения судебной экспертизы. Так что не стоит тратить средства на досудебную экспертизу.

Стоит отметить, что очень редко медицинские эксперты берутся утверждать, что человек часто болеет (например, у него диагностировано бронхолегочное заболевание) из-за испарений, которые исходят от предприятия или полигона отходов; либо у человека развилось раковое заболевание из-за излучений от высоковольтных линий электропередачи, которые установлены с нарушением нормативных требований. Такие заключения экспертов практически не встречаются. Именно поэтому главным образом в России не развита практика выплат компенсаций вреда от экологических и санитарных нарушений. Но бороться все же стоит. Так, например, шансы на успех весьма высоки, если вред здоровью нанесен конкретным вредным элементом, выброс которого и произошел.

При причинении вреда имуществу причинно-следственная связь устанавливается экспертами в конкретной области. До обращения в суд нет необходимости получать полноценное заключение эксперта о причинах поломки. Достаточно заключения местного сервисного центра, оценщика и т.п.

Что делать дальше? Идти в суд?

После установления и фиксирования всех вышеизложенных обстоятельств переходим к обращению в суд за возмещением причиненного вреда. Я категорически не советую заниматься этим вопросом в одиночку, без помощи профессионального юриста или адвоката, который вам подскажет, в какой суд обращаться, поможет сформулировать требования и поддержит их в суде, будет правильно реагировать на ситуацию. Мое мнение основывается на том, что обычно ответчиком по таким спорам выступают крупные производственные предприятия, юристы которых не один пуд соли съели на согласованиях экологической безопасности и займут принципиальную позицию в любом случае.

Что такое компенсация морального вреда и как добиться ее выплаты?

Если ущерб был нанесен здоровью, помимо возмещения материального вреда, связанного с покупкой лекарств и иными расходами на лечение, пострадавший имеет право на компенсацию морального вреда, который заключается в нравственных переживаниях или страданиях. Данная возможность является самостоятельным способом защиты прав.

Если противоправность действий со стороны причинителя вреда доказана, то главным вопросом для суда станет следующий: в чем конкретно выражались нравственные страдания человека?

В качестве примера рассмотрим такой случай: человеку причинен вред выбросом вредного вещества в воздух рядом с населенным пунктом. Допускаю, что суд может удовлетворить требования о компенсации морального вреда, если:

  • вы представите доказательства, подтверждающие, что вашему здоровью был причинен вред, – например, в день выброса вы пришли на прием к врачу либо вызывали скорую помощь, и было зафиксировано, что у вас слезились глаза, кружилась голова и т.п.;
  • свидетели-очевидцы подтвердят, что вы жаловались на головокружение и у вас текли слезы из глаз;
  • вы представите суду заключение специалиста о том, что от газа, выброс которого произошел, могут слезиться глаза, а при его вдыхании человек испытывает головокружение.

Существуют и более простые примеры. Скажем, местное предприятие выбросило в питьевую воду химические вещества. Человек выпил ее и отравился. В этом случае доказывать придется то, что пострадавший пил эту воду, и здесь помогут свидетельские показания, а также справка врача о пищевом отравлении.

На какую сумму компенсации морального вреда можно рассчитывать?

Сумма компенсации вряд ли будет высокой и, скорее всего, не будет превышать 10 тыс. руб. Это общая проблема российской правовой действительности: в нашем законодательстве отсутствуют четкие критерии определения компенсации морального вреда.

Можно рассчитывать на увеличение компенсации морального вреда, если пострадавший столкнулся с серьезными последствиями для здоровья или испытал серьезные нравственные страдания, которые подтвердят свидетели.

Резюме: последовательность действий человека, желающего получить компенсацию

Первое: обращение к специалистам (медицинским, техническим, в области зоологии и т.п. – в зависимости от объекта причинения вреда) для установления вреда, его степени и причинно-следственной связи.

Второе: обращение в государственные органы с жалобой на действия причинителя вреда.

Читайте также  Как правильно подать кассационную жалобу в суд?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]