Осуждение главы органа местного самоуправления за получение взятки

Судебный департамент ВС опубликовал статистику по коррупции

Судебный департамент Верховного Суда опубликовал статистику по делам коррупционной направленности за 2019 год. Согласно данным статистики, за прошлый год было вынесено 15 562 обвинительных приговора по основной и дополнительной квалификациям по составам преступлений коррупционной направленности.

1 463 человек были осуждены на лишение свободы различного срока. Из них 190 — на срок до одного года, 252 — от одного до двух лет, 344 человека — от двух до трёх лет, 383 лица получили срок от трёх до пяти лет включительно, 261 человека осудили на срок от пяти до восьми лет, 31 получили от восьми до десяти, и двух человек лишили свободы на срок от 10 до 15 лет. Для 43 лиц основным наказанием стало ограничение свободы, 164 были отправлены на исправительные работы, 13 — на обязательные, четверо — на принудительные. 3 746 человек отделались штрафом в качестве основного наказания. 2 656 лиц были осуждены условно, при этом 400 — на срок свыше трёх лет.

76 человек потеряли право занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью в качестве основного наказания, а для 1 465 оно стало дополнительным. 122 лиц лишили специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. У 305 конфисковали имущество. 2 225 человек судили за неоконченное преступление: приготовление или покушение на его совершение.

При этом, среди осуждённых один один был обвинён за злоупотребление полномочиями при выполнении гособоронзаказа, пятеро совершили преступление по предварительному сговору. Восемь человек осудили за коммерческий подкуп, при этом такой же показатель по осуждённым за коммерческий подкуп, совершённый в значительном размере. Коммерческий подкуп за по предварительному сговору, организованной группой, либо за заведомо незаконные действия или бездействие совершили 26 человек. При этом, за мелкий коммерческий подкуп, не превышающий 10 000 руб., наказание получили 286 человек.

Кроме того, согласно статистике, незаконное участие в предпринимательской деятельности принимали 16 человек. Двое получивших взятку занимали государственный должности федерального уровня, уровня субъекта, или должность главы местного органа самоуправления.

149 человек было осуждено по ч. 1 ст. 290 УК («Получение взятки должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации»), а 301 человек — по ч. 2 этой же статьи («Получение взятки в значительном размере»). По ч. 3 этой статьи («Получение взятки за незаконные действия») осуждено 1 021 лицо. 17 человек занимали государственную должность РФ, субъекта РФ или пост главы местного самоуправления. 1 023 человек осудили получение взятки группой лиц по предварительному сговору, с вымогательством, в крупном размере.

1 742 человека были осуждены за получение взятки, 418 — за посредничество. Кроме того, 2 671 человек осудили за мелкое взяточничество, а шестеро сделали это, уже имея судимость по той же самой статье.

Кроме того, согласно статистике, 32 лишённых свободы человека были амнистированы, 21 получили амнистию от иных видов наказания.

Ранее, Судебный департамент Верховного суда публиковал статистику по судимости в 2019 году. Из неё следовало, что по сравнением с предшествующим годом увеличилось количество осуждённых за преступления в сфере экономической деятельности, и уменьшилось за оскорбление представителей власти.

Уголовные преступления и ответственность должностных лиц местного самоуправления за их совершение

Ответственность — один из важнейших институтов организации общественной жизнедеятельности. Существует ряд форм ответственности должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицам, среди которых уголовная ответственность является самой высшей мерой наказания.

Основанием уголовной ответственности должностного лица местного самоуправления может являться только совершение им деяния, содержащего признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ)[1]. Их перечень содержится в гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Особенностью этой категории преступлений является то, что их субъектом выступает должностное лицо. Эта глава включает в себя статьи, содержащие составы преступлений, наличие которых в деяниях должностных лиц местного самоуправления влечет наступление уголовной ответственности. К ним относятся злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, неправомерный отказ в предоставлении информации, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, халатность [2, с. 151].

В законодательстве Российской Федерации нет общего понятия должностного преступления. Данное понятие разрабатывалось в доктрине уголовного права. Среди различных признаков должностного преступления наибольшее число ученых выделяли два общих признака: 1) совершение общественно опасных действий должностным лицом вопреки интересам службы, и 2) причинение вреда охраняемым законом интересам государства, общества или отдельных граждан.

Должностное преступление следует отличать от должностного проступка, влекущего дисциплинарную и материальную ответственность, но не уголовную. Дисциплинарным проступком является нарушение должностным лицом порядка исполнения своих служебных обязанностей, не повлекшее существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства[3]. Понятие должностного лица определяется в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [4, с. 723]. Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Она не исключает одновременного привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности. Специального нормативного правового акта о материальной ответственности муниципальных служащих нет. Они несут материальную ответственность в таком же порядке, как и лица, не относящиеся к служащим.

Глава 30 УК РФ включает семь статей, содержащих составы преступлений, наличие которых в деяниях, совершенных должностными лицами местного самоуправления, влечет наступление уголовной ответственности.

Так, в соответствии со ст. 285 УК РФ уголовной ответственности подлежит должностное лицо местного самоуправления, виновное в злоупотреблении должностными полномочиями. Под злоупотреблением должностными полномочиями понимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 285 УК РФ) [1]. Квалифицирующими признаками данного деяния, отягчающими ответственность за это преступление, являются совершение его главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285) или наступление тяжких последствий (ч. 3 ст. 285).

Состав данного преступления предполагает наличие следующих признаков, характеризующих его объективную и субъективную стороны:

  1. использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;
  2. совершение деяния из корыстной или иной личной заинтересованности;
  3. наступление конкретных последствий деяния, а именно: существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
  4. наличие причинной связи между действием либо бездействием должностного лица и указанными выше последствиями [4, c. 745].

Отсутствие хотя бы одного из этих признаков исключает ответственность по ст. 285 УК.

В соответствии со ст. 286 преступлением является превышение должностных полномочий должностным лицом местного самоуправления, то есть совершение им действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Более строгую ответственность влекут те же действия, совершенные главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК РФ) [1], а также при наличии иных отягчающих обстоятельств: с применением насилия или с угрозой его применения, специальных средств или оружия, с причинением тяжких последствий (ч. 3 ст. 286).

Статья 287 устанавливает уголовную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию.

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, преследуется по ст. 289 УК РФ.

В соответствии со ст. 290 преступлением является получение должностным лицом местного самоуправления взятки, отягчающими признаками которого являются получение взятки за незаконные действия или бездействие (ч. 2 ст. 290 УК РФ), получение взятки главой органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290), а также получение взятки группой лиц по предварительному сговору, или неоднократно, или с вымогательством взятки, или в крупном размере (ч. 4 ст. 290).

Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, преследуется по ст. 292 УК РФ.

Должностным преступлением согласно ст. 293 Уголовного кодекса Российской Федерации является халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства [5].

За совершение указанных преступлений наступает ответственность: наименьшая – в виде штрафа в среднем от 80 тысяч рублей, наибольшая – до 4 лет лишения свободы; а за совершение преступления с применением отягчающих обстоятельств – от 100 тысяч рублей до 10 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет или без такового.

Наряду с названными преступлениями должностными лицами местного самоуправления также могут быть совершены деяния, субъектами которых в уголовном законодательстве являются не должностные лица, но должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию.

В частности речь идет, например, о ст. 136 УК РФ, в соответствии с которой преступлением является дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Данное преступление наказывается от штрафа от 100 тысяч рублей до лишения свободы сроком до 5 лет.

Так же, к таким преступлениям можно отнести незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, лицом с использованием своего служебного положения, наказание за которое наступает от штрафа от 100 тысяч рублей до лишения свободы на срок до 3 лет.

УК РФ предусматривает и другие преступления такого рода.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает особенности привлечения к уголовной ответственности выборных должностных лиц местного самоуправления. Так, в частности, решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается прокурором субъекта РФ (ст. 448 УПК РФ) [6].

Таким образом, в уголовном законодательстве России имеется обширный перечень преступлений, которые могут быть совершены должностными лицами местного самоуправления. Мера ответственности за такие преступления достаточно велика и устрашающа. Но тем не менее озвученные преступления совершались, совершаются и будут совершаться. Так, за 2009 год было расследовано почти 25 тысяч преступлений против государственной власти и интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, совершенных должностными лицами местного самоуправления [7]. Трудно назвать причины и условия совершения указанных преступлений. Но возможно, что ужесточение санкций за эти преступления хоть в какой-то степени снизит совершение данной категории преступлений.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 мая 1996 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 5 июня 1996 г.: введен Федеральным законом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ: в ред. Федерального закона Российской Федерации от 21 октября 2013 г. // Российская газета. – 1996. – 18 июня. – № 113.
  2. Белоусова Е.В. Муниципальное право Российской Федерации: Курс лекций. – СПб., 2004. – 215 с.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2001 г.: введен Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ: в ред. Федерального закона Российской Федерации от 02 ноября 2013 г. // Российская газета. – 2001. – 30 декабря. – № 256.
  4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. 3-е изд., перераб. и доп. М., Норма. – 2005. – 915 с.
  5. Лютцер В.Л. Муниципальная служба // Законодательство. – 1998. – № 1. – С. 35-39.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2001 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 5 декабря 2001 г.: введен Федеральным законом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ: в ред. Федерального закона Российской Федерации от 21 октября 2013 г. // Российская газета. – 2001. – 22 декабря. – № 249.
  7. Российская газета. – 2010. – 10 февраля / Электронный ресурс [http://www.rg.ru/2010/02/10/bastrykin-dz.html], дата обращения: 05.11.2013.
  • 23 ноября 2020
  • 29 октября 2020

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

3. Получение взятки

Объект преступления — установленный порядок функционирования органов государственной власти и управления, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований.

Взятка — это незаконное вознаграждение, получаемое должностным лицом за совершение действий, входящих в его компетенцию (ч. 1 ст. 290), либо заведомо незаконных действий.

Общественная опасность взяточничества состоит в том, что незаконное вознаграждение влияет на порядок принятия должностными лицами решений. Взяточничество является наиболее распространенным видом коррупции, получение взяток должностными лицами способствует внедрению и сращиванию организованной преступности с государственным аппаратом.

Предмет преступления — деньги, ценные бумаги, имущество или выгоды имущественного характера.

Деньги — это российская и иностранная валюта, денежные знаки, находящиеся в финансовом обороте на момент совершения преступления.

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 142–143 ГК РФ).

Иное имущество — любые материальные ценности, обладающие нарицательной стоимостью (объекты недвижимости, предметы антиквариата, драгоценные металлы, ювелирные изделия и пр.).

Выгоды имущественного характера — это безвозмездное предоставление услуг или выполнение работ: ремонт автомобиля, дачи, квартиры, оплата туристической путевки, оснащение служебного кабинета офисной мебелью или оргтехникой и пр.

Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 290 состоит в получении должностным лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Получение взятки подразумевает принятие должностным лицом денег, ценных бумаг, иного имущества либо выгод имущественного характера лично или через посредника. В качестве посредника может выступать любое лицо, в том числе родственник взяткополучателя. Ответственность посредника наступает по ст. 290 со ссылкой на ст. 33 (в форме пособничества).

Действия (бездействие), которые должен совершить взяткополучатель, могут входить в его компетенцию (снятие ареста с имущества, прекращение уголовного дела и т. д.). Действия (бездействие), за совершение которых получается взятка, могут не входить в компетенцию виновного, но в силу своего должностного положения он может способствовать их совершению.

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.

К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

Преступление считается оконченным с момента принятия взяткополучателем хотя бы части передаваемых ценностей.

В судебно-следственной практике различаются два вида взяток: взятка-подкуп (при получении взятки действия должностного лица оговариваются с взяткодателем) и взятка-вознаграждение (материальные ценности вручаются после совершения должностным лицом действий, предварительно не обговариваемых с взяткодателем).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и, как правило, корыстной целью (противоправное обогащение).

Субъект преступления — только должностное лицо. Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Часть 2 ст. 290 устанавливает ответственность за получение взятки за незаконные действия (бездействие).

Под действиями (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями, а под незаконными действиями должностного лица — неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

Умыслом виновного при совершении этого преступления охватывается осознание того факта, что им получается взятка за заведомо незаконные действия (например, прекращение уголовного дела при отсутствии оснований, предусмотренных уголовным и уголовно-процессуальным законом).

Часть 3 ст. 290 устанавливает ответственность за получение взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или ее субъекта, а равно главой органа местного самоуправления. В сфере действия ч. 3 ст. 290 находятся деяния, предусмотренные как ч. 1, так и ч. 2 этой статьи.

Особо квалифицированные виды получения взятки указаны в ч. 4 ст. 290:

• получение взятки, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а» ч. 4 ст. 290);

• получение взятки, сопряженное с ее вымогательством (п. «в» ч. 4 ст. 290);

• получение взятки в крупном размере (п. «г» ч. 4 ст. 290).

Взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц.

Организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений.

Вымогательство означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

В соответствии с Примечанием к ст. 290 крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. руб.

Читайте также

106. Халатность; получение и дача взятки

106. Халатность; получение и дача взятки 1. Халатность. Объект – нормальная деятельность органов государственной власти.Объективная сторона: неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного

Статья 290. Получение взятки

Статья 290. Получение взятки 1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия

Читайте также  Приказ об отпуске антибиотиков по рецепту 2019

Статья 291. Дача взятки

Статья 291. Дача взятки 1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника -наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок

Статья 290. Получение взятки

Статья 290. Получение взятки 1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия

Статья 291. Дача взятки

Статья 291. Дача взятки 1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника –наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на

3. Получение взятки

3. Получение взятки Объект преступления — установленный порядок функционирования органов государственной власти и управления, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований.Взятка — это

4. Дача взятки

4. Дача взятки Объект преступления — установленный порядок функционирования органов государственной власти и управления, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований.Предмет преступления

СТАТЬЯ 290. Получение взятки

СТАТЬЯ 290. Получение взятки 1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия

СТАТЬЯ 291. Дача взятки

СТАТЬЯ 291. Дача взятки 1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника -наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок

Статья 368. Получение взятки

Статья 368. Получение взятки 1. Получение служебным лицом в каком бы то ни было виде взятки за исполнение или неисполнение в интересах дающего взятку либо в интересах третьего лица какого-либо действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения

Статья 369. Дача взятки

Статья 369. Дача взятки 1. Дача взятки — наказывается штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет.2. Дача взятки, совершенная повторно, — наказывается лишением свободы на срок от трех до

Статья 370. Провокация взятки

Статья 370. Провокация взятки 1. Провокация взятки, т. е. заведомое создание служебным лицом обстоятельств и условий, вызывающих предложение или получение взятки, в целях последующего изобличения давшего или получившего взятку, — наказывается ограничением свободы на

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 1031-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Терентьева Олега Игоревича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 4 примечаний к статье 285, частью первой статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьей 87 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина О.И. Терентьева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин О.И. Терентьев, осужденный за совершение преступлений, выразившихся, по оценке судов первой и апелляционной инстанций, в получении взяток в крупном и особо крупном размерах, оспаривает конституционность пунктов 1 и 4 примечаний к статье 285 УК Российской Федерации, которые определяют понятие должностных лиц как субъектов преступлений, предусмотренных в статьях главы 30 данного Кодекса, и случаи привлечения к ответственности по ее статьям государственных и муниципальных служащих, а также конституционность части первой статьи 290 данного Кодекса, устанавливающей уголовную ответственность за получение взятки. Кроме того, заявитель считает неконституционной статью 87 УПК Российской Федерации о проверке доказательств.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 18, 19, 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 49 (части 2 и 3), 52 и 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они допускают привлечение граждан, назначенных на должность в государственных образовательных учреждениях с нарушением установленного порядка и не являющихся вследствие этого должностными лицами, к уголовной ответственности за получение взятки, а также позволяют судам оставлять без оценки доказательства, представленные стороной защиты.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В статье 290 УК Российской Федерации установлена уголовная ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Понятие должностного лица применительно к этому преступлению определено в пункте 1 примечаний к статье 285 УК Российской Федерации, согласно которому должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Признаки того, что лицо выполняет соответствующие функции должностного лица, а также конкретное содержание этих функций должны устанавливаться в каждом случае привлечения к ответственности за получение взятки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2013 года N 1031-О).

Не придается иное значение оспариваемым законоположениям и в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», которое в пункте 1 распространяет разъяснения о признаках субъектов преступлений, данные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», на дела о взяточничестве.

Соответственно, взаимосвязанные положения пункта 1 примечаний к статье 285 и части первой статьи 290 УК Российской Федерации не содержат неопределенности, позволяющей произвольно устанавливать круг субъектов, подлежащих ответственности за получение взятки, и предполагает анализ должностных полномочий лица в каждом конкретном случае привлечения его к такой ответственности. При этом представленными О.И. Терентьевым материалами не подтверждается применение судом в его деле пункта 4 примечаний к статье 285 УК Российской Федерации, который определяет, что государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 данного Кодекса в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Закрепленный же Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядок доказывания по уголовным делам предусматривает, что обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в надлежащем порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (часть первая статьи 14); все доказательства подлежат проверке и оценке с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а в их совокупности — достаточности для разрешения дела (статья 87 и часть первая статьи 88); доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального закона, являются недопустимыми, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения и использоваться при доказывании (часть первая статьи 75); приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым (часть первая статьи 297); обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств (часть четвертая статьи 302), а описательно-мотивировочная часть такого приговора должна кроме прочего содержать доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении подсудимого, и мотивы, по которым суд отверг другие доказательства (пункт 2 статьи 307) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1810-О, от 24 декабря 2013 года N 1997-О, от 24 марта 2015 года N 484-О, от 29 сентября 2015 года N 1978-О, от 26 мая 2016 года N 1101-О и др.).

Тем самым положения статьи 87 УПК Российской Федерации, действующей в системе уголовно-процессуального регулирования порядка доказывания, направлены на защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов участников уголовного процесса и не предполагают произвольного применения.

Таким образом, оспариваемые О.И. Терентьевым законоположения не могут расцениваться в качестве нарушающих его конституционные права, а потому данная жалоба, как не отвечающая критерию допустимости, закрепленному Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Терентьева Олега Игоревича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Взятка 290 УК РФ (Часть 3 — ст. 290 ч. 4 «получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления»).

Сегодня рассмотрим квалифицирующий признак, предусмотренный ч. 4 ст. 290 УК РФ, — «получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления».

Законодательство о государственной службе различает государственную должность Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) и государственные должности государственной службы.

Пунктом 2 примечания к статье 285 УК РФ определено, что под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнений полномочий государственных органов.

При отнесении к числу лиц, занимающих государственные должности России или субъектов РФ, нужно руководствоваться:

1. Статьей 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями в редакции от 05.10.15.), где указано, что государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также — государственные должности) — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;

2. Сводным перечнем государственных должностей РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 11.01.1995 года (с дальнейшими изменениями и дополнениями). Согласно вышеназванному Перечню к государственным должностям РФ относятся: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Федеральные министры и другие, указанные в перечне, должностные лица, а также все федеральные судьи. Перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Единого перечня государственных должностей субъектов Федерации не существует, поскольку решение этого вопроса относится к компетенции каждого из субъектов РФ.

В соответствие с п. 3 примечания к ст. 285 УК РФ под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Например у нас, в соответствии с Уставом Архангельской области система органов государственной власти Архангельской области устанавливается Архангельской областью самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Также государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области устанавливаются Областным законом «О статусе лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области», к которым относятся Губернатор Архангельской области, заместитель Губернатора Архангельской области, министр Архангельской области и уполномоченный при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган и иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Под муниципальным образованием согласно положениям указанного ФЗ следует понимать городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения, а главой муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное Уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В этой связи главами органов местного самоуправления являются мэры, главы муниципальных образований (в том числе и сельских поселений).

К главам органов местного самоуправления следует относить и глав сельских поселений.

К такому выводу пришел ВС РФ, признав, что глава сельского поселения является главой органа местного самоуправления, а не должностным лицом, которое наделено функцией управления территорией, входившей в подразделение района.

Так например, по приговору Самарского областного суда В. признан виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ (в редакции ФЗ от 13.06.1996г.), поскольку, являясь главой сельского поселения Красная Поляна муниципального района Пестравский Самарской области, т.е. главой органа местного самоуправления, получил взятку в сумме 3 тыс. рублей за то, что выдал К. две незаконные справки о якобы проживавших на территории поселения Красная Поляна лицах, чтобы последние получили право на торговлю сельскохозяйственной продукцией на территории этого поселения, а также право на незаконное освобождение от налогообложения доходов от торговли.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ оставила приговор без изменения, указав, что согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу п. 1 ст. 23 устава сельского поселения Красная Поляна глава поселения является высшим выборным должностным лицом поселения, возглавляющим администрацию поселения и исполняющим полномочия председателя собрания представителей поселения, входящим в состав собрания представителей поселения с правом решающего голоса.
Поэтому считать поселение, которым руководил В., лишь территорией, входившей в подразделение района, нет оснований (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, №10).

Глава административного округа ВС РФ также признан главой органа местного самоуправления, а его право на обращение с ходатайством в государственные органы по вопросу перевода земли из одной категории в другую признаны входящими в его служебные полномочия.

Так например, по приговору Челябинского областного суда Д., являющийся главой органа местного самоуправления (администрации округа), признан виновным по п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ в получении им как должностным лицом лично взятки в виде денег в крупном размере в сумме 1 028 047 руб. за действия, которые входили в служебные полномочия должностного лица.

В кассационных жалобах адвокаты К. и П. в защиту Д. просили приговор отменить и дело прекратить, в частности, ввиду того, что Д. являлся ненадлежащим субъектом взятки, поскольку как глава органа местного самоуправления не был наделен полномочиями по вопросу перевода земель из одной категории в другую, а лишь вправе был ставить об этом вопрос, его соглашение о намерениях от 30 сентября 2009г. по передаче земельного участка являлось ничтожным, его выполнение невозможным.

Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ приговор областного суда оставила без изменения, указав, что суд обоснованно признал, что полученные Д. денежные средства в сумме 1 028 047 руб. являются незаконным вознаграждением за совершение им как должностным лицом действий, в результате которых часть земельного участка, занимаемого детским лагерем, должна была перейти к ООО «О. Инвестментс» в собственность или в аренду.Согласно показаниям свидетелей П. и Р. осужденный был осведомлен о том, что земельный участок, передачей части которого в собственность или аренду должен был быть произведен расчет за реконструкцию ООО «О. Инвестментс» детского лагеря, находится в составе земель лесного фонда. Для этого сначала необходимо было осуществить перевод данного участка в другую категорию земель, решить вопрос о передаче его в муниципальную собственность. В соглашении о намерениях от 30 сентября 2009 г. предусмотрено, что администрация Карабашского городского округа в лице Д. обязуется «способствовать действиям по передаче земельного участка», а договор отчуждения земельного участка площадью 4 га будет заключен «после получения всех правоустанавливающих документов на земельный участок… и проведения отмежевания от него площади в 4 га».Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изменениями и дополнениями), Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. N 48 (с изменениями и дополнениями), устанавливают основания и порядок перевода земель или земельных участков из одной категории в другую, но не содержат категоричного запрета на принятие подобного решения. При этом названные нормативные акты предусматривают право органов местного самоуправления на обращение с ходатайством о переводе земли из одной категории в другую.
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что по делу отсутствуют какие-либо основания, которые позволяли бы говорить о ненадлежащем субъекте получения взятки (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2011, №3).

В соответствии с п. 4 примечания к ст. 285 УК РФ государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям специально предусмотренных соответствующими статьями ( в ред. ФЗ от 05.05.2014).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]