Подмена застрахованного груза в транспортной компании

Страхование грузов

Это максимальная страховая защита от убытков и непредвиденных расходов при транспортировке любых видов грузов в случае их утраты/гибели, недостачи, повреждения/порчи.

СК «Согласие» предлагает условия страхования грузов, при которых товар будет надежно защищен на всех этапах перевозки.

Страховая защита действует по всему миру при перевозках автомобильным, железнодорожным, авиационным, водным (в т.ч. морским) транспортом, а также в любой комбинации этих видов транспорта (мультимодальные перевозки).

Условия договора формируются исходя из особенностей ваших грузоперевозок и выбора объема защиты от возможных рисков.

Что может быть застраховано?

Любые виды товаров, перевозимые любыми видами транспорта (автомобильный, железнодорожный, водный, авиа, мультимодальные перевозки).

Дополнительно можно включить страхование транспортных расходов; таможенных платежей и других расходов, связанных с доставкой грузов.

Территория покрытия

Весь мир, в том числе внутрироссийские и внутригородские перевозки. Кроме территорий, где ведутся военные действия, и территорий, которые находятся под действием санкций ООН.

От каких рисков можно застраховать?

Страховая защита предоставляется на случай утраты (гибели), недостачи, повреждения (порчи) всего или части застрахованного груза. Не платите за страхование неактуальных для вас рисков. Выберите наиболее оптимальный набор страховых рисков:

  • «С ответственностью за все риски»;
  • «С ответственностью только за поименованные риски»;
  • «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения»;
  • «С ответственностью за согласованные риски».

В стандартные условия покрытия входят убытки, полученные в результате пожара, взрыва, удара молнии, дорожно-транспортного происшествия, проведения погрузочно-разгрузочных работ, стихийных бедствий и природных явлений, хищения путем кражи, грабежа или разбойного нападения и других рисков.

В страховое покрытие также могут быть дополнительно включены:

  • риски хищения всего или части товара в результате мошеннических действий;
  • военные риски;
  • забастовочные риски;
  • иные риски по согласованию сторон.

Период и форма договора страхования

Договор может покрывать различный период страхования.

  • На период с момента начала погрузки до момента окончания разгрузки в пункте назначения или любой другой период страхования.
  • Может включаться период временного хранения груза до, после и между этапами перевозки.

Стоимость полиса и тарифы

  • разовый полис или страховой сертификат при разовой отправке;
  • генеральный полис (договор) при систематических перевозках грузов на сходных условиях.

Стоимость полиса страхования будет зависеть от следующих факторов:

  • набора рисков;
  • вида, стоимости, упаковки и объема перевозимых товаров;
  • вида транспорта, способов, маршрута, расстояния и количества перевозок, а также наличия охраны и отсутствия перегрузок;
  • использования франшизы, когда мелкие убытки вы возьмете на себя.

Тарифы устанавливаются в зависимости от условий конкретной перевозки и находятся в интервале от 0,01% до 1% от страховой суммы.

При работе по генеральному полису тарифы ниже, чем по разовым полисам, и зависят от вашего грузооборота.

Страховая сумма

Размер страховой суммы по договору устанавливается на основании определения страховой стоимости грузов — действительной стоимости и дополнительных расходов.

Генеральный договор страхования грузов онлайн

Страховая компания «Согласие» первой на рынке предложила корпоративным клиентам, заключившим генеральный договор страхования грузов, продукт по страхованию грузоперевозок онлайн. Каждый клиент получает доступ в личный кабинет на сайте компании, где он может оформить страховой сертификат для отдельной грузовой перевозки самостоятельно.

Преимущества нового продукта:

  • оформление страховых сертификатов онлайн доступно в режиме 24/7;
  • вы получаете моментальное подтверждение принятия груза на страхование;
  • страховой сертификат автоматически отправляется по электронной почте;
  • личный кабинет доступен в многопользовательском режиме для участников логистической цепочки;
  • автоматическое формирование счетов;
  • вся статистика страхования за любой выбранный период по максимальному набору критериев доступна онлайн;
  • у страхователя есть возможность отслеживать статусы урегулирования страховых случаев;
  • предусмотрена возможность интеграции по средствам API в любую систему страхователя.

Как работает страховая защита?

Если в пути что-то произойдет:

  • оператор Круглосуточного пульта 8 900 555-11-55 подскажет, что делать при страховом случае;
  • сотрудники компании окажут помощь в организации осмотра представителями сюрвейерских организаций поврежденного груза и в последующем урегулировании претензий.

От вас потребуется заявление, а также подтверждающие документы на груз и произошедшее событие.

После установления причин аварии и оценки ущерба по потерянному или поврежденному грузу «Согласие» осуществит страховое возмещение.

Только страхование конкретного груза позволяет полностью восполнить убытки, связанные с его повреждением или утратой при перевозке по России и при международных перевозках. Стабильность вашего бизнеса не будет зависеть от внешних факторов.

Остались вопросы? Вы можете рассчитать стоимость полиса онлайн, позвонить по номеру 8 900 555-11-55 или оставить заявку, используя форму ниже.

Порядок оформления транспортной накладной, когда на маршруте перевозки производится перегруз оборудования на другой автомобиль

Организация (заказчик) перевозит оборудование с помощью транспортной компании (подрядчика) с месторождения заказчика на другую базу заказчика. Подрядчик принимает оборудование для перевозки по транспортной накладной, где грузоотправитель наша компания, а грузополучатель тоже наша компания на базе. В транспортной накладной указаны данные путевого листа и автомобиля, которые участвуют в момент погрузки оборудования на месторождении. Но в маршруте перевозки происходит перегруз оборудования на другой автомобиль.

Вопрос

Как в данном случае оформлять транспортную накладную. Выписывать новую с указанием другого путевого листа и другого автомобиля? Кто в таком случае выписывает транспортную накладную, кто будет являться грузоотправителем и чья подпись должна стоять в графе «прием груза» от лица грузоотправителя?

Ответ специалиста

18. В случае перегрузки груза в пути следования на другой автомобиль, в строках «Автопредприятие», «Водитель» и «Автомобиль» прежние реквизиты зачеркиваются (так, чтобы их можно было прочитать) и записываются новые данные. Это исправление должно быть заверено подписью работника, руководящего перегрузкой. Наряду с этим факт передачи груза от одного водителя — экспедитора другому водителю — экспедитору удостоверяется актом установленной формы, о чем делается соответствующая отметка в строке «Отметки о составленных актах».

При составлении актов, относящихся к данной отправке, в графе «Отметки о составленных актах» записываются номер акта, дата составления и о чем составлен акт (например, «О недостаче мест», «О нарушении пломбы» и т.п.).

Инструкция Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 (ред. от 28.11.1997) «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом»

Названная Инструкция, несмотря на свой солидный возраст и определенную архаичность в отношении реалий рыночной экономики, пока продолжает действовать в основной части (см. Определение ВАС РФ от 25.04.2012 N ВАС-4429/12 по делу N А51-4620/2011).

Статья: Подтверждение расходов на перевозку грузов (Казаков Е.С.) («Бухгалтер Крыма», 2018, N 11)

В транспортную накладную можно вносить исправления. Если при заполнении транспортной накладной допущена ошибка, ее исправляют следующим образом (ч. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. п. 4.2, 4.3 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, п. 16 Положения N 34н, п. 9 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом):

1) ошибочную запись зачеркивают одной чертой так, чтобы ее можно было прочитать;

2) вносят верную запись;

3) делают оговорку «исправлено» и указывают дату исправления;

4) заверяют исправления подписями представителей грузоотправителя (грузополучателя) и перевозчика.

Готовое решение: Как заполнить транспортную накладную (КонсультантПлюс, 2020)

Из выше сказанного следует, что в момент перегруза на другой автомобиль нужно внести исправления в транспортную накладную и составить акт.

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в апреле 2020 г.

Дополнительные услуги: страхование

В рамках оказания услуг транспортной экспедиции Деловые Линии помогают клиентам на выгодных условиях застраховать грузы на все время перевозки, независимо от используемого вида транспорта, а также сроки доставки. Страхование грузов и сроков доставки осуществляют: АО «Группа Ренессанс Страхование», СПАО «Ингосстрах» и АО «АльфаСтрахование».

Это означает, что вам не придется самостоятельно обращаться в страховую компанию и подписывать лишние документы ― этот этап мы взяли на себя.

Быстрые выплаты по страховке

Получайте компенсации по страховке без долгих ожиданий и поиска документов. Для наших клиентов действуют специальные условия.

Страхование сроков. Не нужно отправлять претензию: она сформируется автоматически после получения груза. Вы получите компенсацию стоимости услуг по перевозке*.
Ответ от страховой компании — 2 дня**.

Страхование грузов. Минимум документов для претензии. Выплата — до 110% от стоимости груза + компенсация услуг по накладной, кроме стоимости услуги по организации страхования.

Ответ от страховой компании: в случае утраты — 5 дней**, в случае повреждения — 2 дня**.

Выплата: в течение 2–7 дней после положительного решения.

* При заказе услуги по организации страхования сроков при наступлении страхового случая страховая компания возместит стоимость междугородней автоперевозки, доставки от/до адреса (экспедирования), доставки и возврата документов, в том числе сопроводительных.

** После поступления претензии в страховую. Если потребуется дополнительная информация от клиента или экспертиза, срок рассмотрения может увеличиться.

Условия страхования груза

  • Для новых или б/у грузов не старше пяти лет

Вариант страхования «С ответственностью за все риски» гарантирует возмещение убытков, которые могут возникнуть в результате повреждения, недостачи или утраты груза.

При расчёте суммы страховой выплаты для б/у груза будет учтена амортизация.

Страхование покроет риски «Частной аварии» и противоправных действий третьих лиц, а при расчете суммы страховой выплаты будет учтена амортизация б/у груза.

Страхование покроет риски утраты груза независимо от причин. Страхованию подлежат документы, отправленные отдельной накладной, для такой отправки предусмотрен специальный тариф по страхованию. Документы, вложенные в груз, страхованию не подлежат.

Условия страхования срока доставки

Вы можете застраховать:

  • Срок перевозки до терминала Деловых Линий
  • Срок доставки груза до адреса получателя

Услуга по организации страхования срока доставки предоставляется только для междугородних перевозок сборных грузов автомобильным транспортом.

Чтобы воспользоваться услугой по организации страхования срока доставки груза, необходимо заказать услугу по организации страхования груза и убедиться, что организация страхования срока по данному направлению возможна. Для этого, пожалуйста, воспользуйтесь формой расчета-заказа.

При заказе услуги по организации страхования срок доставки груза будет рассчитываться индивидуально для каждой перевозки и фиксироваться в экспедиторской расписке.

Факт наступления страхового случая определяется при выдаче груза. При задержке прибытия груза на терминал получения страховая компания выплатит клиенту компенсацию, равную стоимости услуг по перевозке (без учета стоимости услуг по страхованию).

Стоимость страхования

0,155% от 110% объявленной стоимости груза

Услуга не оказывается

11 рублей — при перевозке документов

От 11 до 165 рублей — в остальных случаях***

* Стоимость страхования груза зависит от весогабаритных характеристик и вида груза, а также от сложности маршрута перевозки. При отправке из Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечни и в обратном направлении стоимость страхования грузов без объявленной стоимости и грузов с объявленной стоимостью до 1 млн. руб. включительно составит от 15 до 5 616 руб. Для некоторых грузов стоимость страхования составляет 10 руб.

** При заказе услуги по организации страхования сроков при наступлении страхового случая страховая компания возместит стоимость междугородней автоперевозки, доставки от/до адреса (экспедирования), доставки и возврата документов, в том числе сопроводительных.

*** Стоимость страхования срока зависит от весогабаритных характеристик, вида груза и сложности маршрута перевозки

Объявленная стоимость груза должна быть подтверждена документально.

При объявлении стоимости части груза мы оформим две отдельные накладные: на часть груза с заявленной стоимостью и на часть груза без заявленной стоимости.

Отправка и оказание услуги по организации страхования грузов с объявленной стоимостью от 50 млн рублей и более осуществляется по предварительному согласованию. Срок согласования — 1 сутки. Для согласования, пожалуйста, предоставьте копии документов, подтверждающих стоимость груза.

Ограничения на характер груза

Услуга по организации страхования грузов не оказывается в отношении следующих категорий грузов:

  • денежные знаки, монеты, дорожные чеки, ценные бумаги, кредитные карты;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни, а также изделия из них;
  • оружие (огнестрельное, газовое, пневматическое и холодное) и боеприпасы;
  • предметы, которые могут представлять опасность для сохранности других грузов (их упаковки), транспорта и оборудования, либо для жизни и здоровья окружающих;
  • мех и ювелирные украшения;
  • предметы (вещи, вещества, товары, материалы и т. п.) классифицируемые как опасные грузы в соответствии с «Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» от 08.08.1995 г.;
  • сильнодействующие психотропные и наркотические вещества, требующие особых условий перевозки, установленные Министерством здравоохранения и социального развития и иными государственными органами;
  • произведения искусства, различные коллекции;
  • предметы (вещи, вещества, товары, материалы и т. п.), перевозка которых автомобильным транспортом запрещена действующим законодательством;

Информация о страховых компаниях

АО «Группа Ренессанс Страхование»
ОГРН 1027739506233
Юридический адрес: 115114, г. Москва, Набережная Дербеневская, 7

Более подробную информацию о страховой компании и услуге страхования можно получить на сайте renins.com или по телефону 8-800-555-98-40.

СПАО «Ингосстрах»
ОГРН 1027739362474
Юридический адрес: 117997, г. Москва, Пятницкая, 12 стр. 2.

Более подробную информацию о страховой компании и услуге страхования можно получить на сайте ingos.ru или по телефону 8-495-234-36-12.

АО «АльфаСтрахование»
ОГРН 1027739362474
Юридический адрес: 115162, г. Москва, Шаболовка 31, стр. Б

Более подробную информацию о страховой компании и услуге страхования можно получить на сайте alfastrah.ru или по телефону 8-495-788-09-99.

Урегулирование претензий

За подробной информацией о страховых услугах обращайтесь к личному менеджеру или онлайн-консультанту.

Быстрая доставка на большие расстояния. Действуют специальные тарифы на груз до 30 кг.

Хищение грузов при перевозке: какой этап поставки товаров является самым слабым звеном и как минимизировать риски?

С мая 2012 года по октябрь 2020 года сумма исковых требований, заявленных в арбитражных судах Российской Федерации по спорам, связанным с полной утратой груза в результате мошеннических действий, по данным, опубликованным на сайте arbitr.ru, составила почти 9 млрд руб. Что происходит на практике, можно увидеть в решениях судов:

«Из постановления о возбуждении уголовного дела следует, что в неустановленное время, не установленное следствием лицо, путем обмана и злоупотреблением доверием, находясь на заводе, расположенном в городе Москва, похитило груз на общую сумму 2 565 029 рублей».

«Неустановленное лицо, находясь на территории по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, предъявив подложные документы, мошенническим способом похитило груз бытовой химии на сумму 2 922 338 рублей».

«Не установленное следствием лицо, в не установленное следствием время, находясь по адресу: г. Москва, путем обмана и злоупотребления доверием, завладело грузом, после чего с места совершения преступления скрылось, причинив своими действиями компании материальный ущерб в особо крупном размере на общую сумму 7 000 000 рублей».

И так до бесконечности…

Бесконечная череда хищений грузов по всей территории Российской Федерации говорит о том, что проблема носит ярко выраженный системный характер. Это далеко не случайные единичные эпизоды, а заранее спланированные и организованные действия, очень часто серийные и практически ежедневные. Однако после случившегося события объяснения наемных сотрудников компаний на протяжении последних нескольких лет всегда стандартны: человеческий фактор, цейтнот по времени, срочный заказ, плохо проверили и т. п.

После проведенного анализа нескольких тысяч судебных решений необходимо задать один вопрос: КТО ВИНОВАТ, что груз был добровольно передан неизвестно кому, и кто из своего кармана заплатит за ошибки в бизнесе? Кто? Что делать, чтобы этого не произошло или минимизировать размеры хищений?

Законодательство, императивно установив круг сведений, не оставило ничего на усмотрение грузоотправителя, грузоперевозчика или других лиц. Жесткие рамки обеспечивают точность и оперативность перевозки, а также защиту интересов сторон, документальное подтверждение оказания услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации. Главное в данных отношениях – точно и неукоснительно следовать требованиям законодательства, предъявляемым к оформлению перевозок грузов. Соблюдение закона – путь к снижению рисков. А что же происходит на практике?

Рассмотрим одну из популярнейших ошибок службой бухгалтерии очень многих организаций.

При осуществлении любой закупки бухгалтер принимает непосредственное участие и осуществляет контроль над действиями структурных подразделений, исходя из своих должностных обязанностей. Огромные затруднения начинаются, когда необходимо осуществить закупку товара в другом регионе, так называемый «самовывоз», и с помощью транспортной компании осуществить доставку к себе на склад, так как момент исполнения обязательств продавцом происходит на складе отправителя – и вот тут начинается самое интересное и увлекательное…

На практике при самовывозе цепочка поставки товара из пункта «А» в пункт «Б» состоит в 99% случаев из 4 основных этапов:

  1. Заключение договора купли-продажи. Взаимоотношения сторон в рамках договора купли продажи любой бухгалтер будет рассматривать в рамках главы 30 Гражданского кодекса «Купля-продажа»;
  2. Заключение покупателем договора транспортной экспедиции с транспортной компанией, в котором он дает право привлекать третьих лиц. Действия бухгалтера здесь полностью будут соответствовать требованиям главы 41 ГК РФ;
  3. Отправление покупателем поручения экспедитору (заявки) на перевозку груза из пункта «А» в пункт «Б» в транспортную компанию и получение данных по транспортному средству и водителю. Действия бухгалтера здесь полностью будут соответствовать требованиям главы 41 ГК РФ;
  4. Выдача покупателем доверенности на водителя продавцу.

Тут нужно рассказать подробнее, в чем именно заключается проблема с доверенностью, которая приводит к этой статистике. Выдача доверенности на получение товарно-материальных ценностей в рамках договора купли-продажи (поставки) на неизвестное физическое лицо, имеющее с чьих-то слов должность «водителя», от покупателя к продавцу товара закономерно привело к хищению грузов путем мошенничества, с дальнейшими закономерными судебными разбирательствами и поиска ответа на вопрос – кто будет платить за убытки? Увы, на протяжении 13 лет никаких выводов никто не делает!

В своей работе главный бухгалтер в числе прочих НПА руководствуется Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 года № 119Н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».

Из приказа, п. 45:

«Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации (организации) уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов. Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации (при наличии печати). Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей – должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, – ничтожна».

Вот именно это требование и пытается выполнить бухгалтер покупателя. Только одно маленькое, совсем незначительное и почти незаметное уточнение: выдачей доверенности «уполномоченным лицом» для приема товарно-материальных ценностей бухгалтер назначает водителя транспортного средства.

Бухгалтер своим волевым решением доверяет получить несколько миллионов рублей лицу, которое не имеет никакого отношения к договору купли-продажи между продавцом и покупателем, путем подписания этой самой доверенности. Данное решение очень удобно как для бухгалтерии (только в целях упрощения бухучета), так и для мошенников, специализирующихся на хищении грузов. А имеет ли право главный бухгалтер принимать такое решение?

Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к цепочке взаимоотношений всех участников сделки и определиться, чьим представителем является водитель:

  • водитель – представитель покупателя;
  • водитель – представитель экспедитора;
  • водитель – представитель перевозчика?

Цепочка взаимоотношений, как правило, выглядит так:

Продавец (поставщик) – покупатель – транспортная компания (экспедитор) – (третьи лица, «перевозчик») – водитель.

Заключение договора перевозки определено в главе 40 ГК РФ «Перевозка», также в статье 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее –УАТ иГНЭТ) и в разделе 2 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200.

В соответствии с п. 1. ст. 10 УАТ иГНЭТ при приеме груза водитель предъявляет грузоотправителю путевой лист и документ, удостоверяющий личность. Согласно п. 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. № 152, путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, ИП для осуществления перевозок.

Путевой лист является документом, дающим право водителю действовать от имени перевозчика. Требования подтверждения полномочий путевым листом установлены федеральным законом, который является специальной нормой и имеет приоритетное значение.

Одновременное представительство водителем перевозчика организации «покупателя» и организации «экспедитора» противоречит действующему законодательству. Согласно п. 2 ст. 182 ГК РФ не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, лишь передающие выраженную в надлежащей форме волю другого лица, а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок.

Перевозчик действует от собственного имени путем выдачи водителю путевого листа.

Продавец (поставщик) – покупатель – транспортная компания (экспедитор) – (третьи лица,»перевозчик») – водитель (представитель перевозчика).

В п. 2 ст. 802 ГК РФ указано, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. Выдавая доверенность на водителя, бухгалтер глубоко убежден, что именно водитель и является представителем экспедитора. Данная позиция является глубоко ошибочной и противоречит ГК РФ. Непонимание главным бухгалтером данного вопроса ведет к разрыву цепи поставки товара, чем с успехом пользуются организованные преступные группы, специализирующиеся на хищении грузов путем мошеннических действий. С легкостью внедряясь в цепь поставок, захватывая управление процессом доставки, мошенники, прекрасно зная все вышеперечисленные этапы по закупу товара, без особых сложностей, на основании доверенности, любезно предоставленной и подписанной главным бухгалтером организации покупателя, закономерно похищают многомиллионный груз.

Читайте также  Выплата ущерба после ДТП страховой компанией

Что делать, чтобы не стать участником печальной статистики?

Ничего сложного – пересмотреть взаимоотношения с транспортной компанией, с которой заключен договор транспортной экспедиции, в рамках главы 41 ГК РФ и заставить ее выполнять требования Постановления Правительства от 8 сентября 2006 года № 554 «Об утверждении Правил транспортно экспедиционной деятельности», то есть принимать груз в месте нахождения продавца товара и подтверждать это документально. Обязательно отказаться от выдачи доверенности на неизвестное физическое лицо.

Обратить внимание, что в случае, когда покупатель дает экспедитору право привлекать третьих лиц, экспедитор обязан действовать в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», то есть являться грузоотправителем. Осуществлять выдачу груза представителю перевозчика только в строгом соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В этом случае внедрение в цепь поставки мошенников будет сведено к минимуму.

Страховые споры в грузоперевозках

Экспедиторы и перевозчики все чаще пользуются услугами страховых компаний и страхуют свои риски для снижения и регулирования рисков, связанных с их профессиональной деятельностью. Подобная положительная тенденция прослеживается и в страховании грузовладельцами своих грузов. Страхование — отличный способ управлять рисками утраты, повреждения и хищения груза; но “отличный” не означает, что страховая компания оплатит стоимость утраченного или поврежденного груза моментально, по одному лишь письменному заявлению страхователя. Такие случаи конечно же бывают, но часто за получение страховой выплаты приходится сражаться и требовать от страховщика страховое возмещение.

Путь от подачи заявления о наступлении страхового события до фактического получения денег может занять несколько лет. Это обусловлено следующими факторами:

  • договор страхования всегда практически безупречен;
  • у страховых компаний отлично обученные юристы, которые специализируются именно на таких делах;
  • судебные споры по договорам страхования проходят (в подавляющем большинстве случаев) по месту регистрации страховой компании;
  • арбитражные суды отдельно выделяют споры, по которым ответчиком (должником) является страховая компания (подробнее здесь);
  • у страховщиков огромная, наработанная в их пользу, судебная практика, на которую они ссылаются.

Этот список далеко не полный, но по нему уже можно понять, что без участия опытного юриста, специализирующегося на делах, связанных с получением страхового возмещения перевозчиком, экспедитором или грузовладельцем, шансы на успех весьма низкие.

Когда надо обращаться к юристу?

В идеале — до заключения договора страхования. Юрист проанализирует договор и правила страхования, укажет на тонкие места в документах и, возможно, вы предпочтете выбрать другую страховую компанию, в которой договор и правила страхования соответствуют целям, которые вы преследуете при страховании своей ответственности.

Если вы не обратились к юристу на стадии заключения страхового договора, а страховой случай уже наступил (допустим, сгорел перевозимый груз) — обязательно проконсультируйтесь с юристом до подачи заявления о наступлении события, подпадающего под застрахованный риск. Сведения, которые вы укажете в заявлении о случившемся страховом событии в дальнейшем будут играть огромную роль. Именно от этих сведений потом, в суде, будет зависеть удастся ли вам получить со страховщика выплату. Ни в коем случае не консультируйтесь с сотрудником страховой компании по поводу того, что вам указать в заявлении — сотрудник играет не в вашей команде, он никак не заинтересован в том, чтобы у его работодателя возникли крупные финансовые потери .

Часто застрахованное лицо обращается к юристу после получения отказа о выплате страхового возмещения. В таком случае необходимо предоставить все документы, относящиеся и к перевозке, и к договору страхования. В ходе консультации юрист определит перечень документов, которые ему необходимы для работы со страховым случаем и решения вашего вопроса.

Обращение к юристу во время длящейся судебной тяжбы со страховщиком наименее эффективное, но не безнадежное. Хотя, конечно, до этого лучше не доводить. Все надо делать вовремя, только тогда вы обеспечиваете надежную юридическую защиту собственных бизнес-интересов.

Мошенничество, грабеж или кража груза?

Страховая компания, выплачивая страховое возмещение, не просто дарит деньги застрахованному лицу, а взыскивает свои убытки (сумму выплаченного возмещения) с виновного лица. Это называется переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба или, если сказать одним словом, суброгация. Общий порядок суброгации установлен ст. 965 Гражданского кодекса РФ.

Многие страховые компании неохотно включают в страхуемые риски утрату груза в результате мошенничества. Чаще всего страхуются риски кражи груза и грабежа водителя, перевозящего груз.

При утрате груза по вине третьих лиц страховщик может воспользоваться правом на предъявление суброгационного требования только в том случае, если однозначно установлен виновник — вор, грабитель или мошенник. В отсутствие лица, виновного в утрате груза, страховая компания вынуждена относить выплаченное возмещение на свои убытки.

Криминальная статистика свидетельствует о том, что чаще всего утрата груза происходит вследствие кражи или мошенничества. Разбой и грабеж случаются, но происходят не настолько часто. Именно это часто является краеугольным камнем всех страховых дел. Проблема в том, что грань между мошенничеством и кражей груза нередко очень тонка, поэтому от юриста страхователя требуются знания не только гражданского, но и уголовного и уголовно-процессуального права, чтобы при рассмотрении дела в суде убедить суд в том, что случившееся является страховым случаем и страховая компания обязана выплатить положенное по договору возмещение.

Взыскание страхового возмещения за утрату, повреждение, порчу груза.

Предположим, страховой случай наступил. Какова вероятность того, что страховщик добровольно выплатит страховое возмещение да еще и в полном объеме? Вероятность варьируется в зависимости от обстоятельств и выбранной вами страховой компании, но в среднем она равна примерно 20%. Если вы попали в остальные 80%, то необходимо взыскивать страховое возмещение в судебном порядке.

До обращения в суд обязательно соблюсти досудебный этап — это установлено частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ. После 30 дней с момента отправки претензии вы вправе обратиться в суд с иском.

Этапы работы юриста по делам, связанным со страховыми спорами.

Так как споры со страховыми компаниями относятся к одной из самых сложных категорий судебных дел, юристу необходимо внимательно ознакомиться и изучить все имеющиеся материалы. Главные документы для юридического анализа:

  • договор страхования;
  • правила страхования;
  • договор перевозки или экспедирования;
  • заявка на перевозку или оказание экспедиционных услуг;
  • товарно-транспортная или транспортная накладная, экспедиторская расписка или иной документ, подтверждающий прием груза для перевозки у грузовладельца;
  • документы, подтверждающие наступление страхового случая (протоколы, определения, постановления компетентных государственных органов — МВД, МЧС и т. п.).

В ходе анализа необходимо увязать событие, в результате которого возникли убытки, с договором страхования; выяснить, является ли произошедшее страховым случаем, рассчитать сумму страховой выплаты с учетом всех обстоятельств, разработать тактику взыскания со страховщика возмещения.

После того как юрист сформирует и определит порядок действий для получения выплаты со страховой компании возмещения, он направляет письменное требование — претензию. Соблюдение претензионного порядка по делам, связанным с получением перевозчиком, экспедитором или грузовладельцем страхового возмещения, обязательно в силу ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При отказе от удовлетворения претензии юрист готовит исковое заявление и направляет его в суд. На этом этапе начинается плотная работа по взысканию страховой выплаты — суды очень строго относятся к таким заявлениям, въедливо вчитываются в содержание договора и правил страхования. В свою очередь страховая компания не ведет себя пассивно, наоборот, страховщик активно защищает свою позицию, представляя в суд мотивированные отзывы, возражения и пояснения на иск.

Как долго длятся дела по страховым спорам?

Бывает, что по нескольку лет. Однозначно гарантировать быстрое и приятное получение денег по суду со страховой организации не может ни один добросовестный юрист. Страховая компания располагает значительными ресурсами — человеческими, финансовыми, юридическими — позволяющими затягивать процесс выплаты страхователю. Страховщики, как и любые юридические лица, ведут деятельность для получения прибыли. Каждая страховая выплата уменьшает размер этой прибыли, поэтому вполне естественно, что страховая компания будет всеми способами стремиться уменьшить процент страховых дел, по которым застрахованные лица будут получать возмещение.

Страховые компании содержат большие штаты юристов, что позволяет вырабатывать новые тактики и схемы защиты. Например, некоторое время у страховщиков в судах проходили доводы о том, что Уставом автомобильного транспорта и Законом о транспортно-экспедиторской деятельности прямо не предусмотрена возможность перевозчиков и экспедиторов страховать свои риски, вследствие чего заключенный договор страхования рисков перевозчика является недействительным. Исправлять юридически абсурдную ситуацию пришлось Верховному Суду РФ (п. 12 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции).

Подытожим.

Страхование груза или ответственности за груз — не самое дешевое удовольствие. Если вы решили застраховать свою ответственность экспедитора или перевозчика (либо вы грузовладелец и застраховали перевозимый груз), обратитесь к юристу, предоставьте ему договор страхования для анализа. На этом этапе вы сможете понять, “сработает” ли страховка при хищении, утрате или порче груза. Если страховой случай произошел — обращайтесь к юристу для составления заявления о получении страхового возмещения и дальнейшего ведения дела, вплоть до получения подлежащих выплате сумм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]