Пп рф о вылате дмо лауреатам премий

Пп рф о вылате дмо лауреатам премий

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 марта 2018 г. № 172н “Об утверждении перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией”

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 г. № 390 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 23, ст. 2188; 2004, № 9, ст. 782; 2005, № 7, ст. 560; 2013, № 13, ст. 1559; 2016, № 12, ст. 1663) приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. № 53 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2002 г., регистрационный № 3725);

постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. № 81 «О внесении дополнения в Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. № 53» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2003 г., регистрационный №5321);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. № 93н «О внесении изменений в Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. № 53» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2015 г., регистрационный № 37288).

МинистрМ.А. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 апреля 2018 г.

Приложение
к приказу Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 20 марта 2018 г. № 172н

Перечень
документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией

1. Заявление о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (далее — заявление, дополнительное материальное обеспечение).

2. Паспорт гражданина Российской Федерации;

3. Удостоверение (книжка) Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда, Героя Российской Федерации, Героя Труда Российской Федерации либо грамота о присвоении звания Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда, Героя Российской Федерации, Героя Труда Российской Федерации — представляется гражданами Российской Федерации, удостоенными соответствующего звания Героя.

4. Удостоверение (орденская книжка) к государственной награде СССР, государственной награде Российской Федерации — представляется гражданами Российской Федерации, награжденными орденом Святого апостола Андрея Первозванного, орденом Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Славы трех степеней, орденом Трудовой Славы трех степеней, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней.

5. Диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации — представляется гражданами Российской Федерации, являющимися лауреатом Ленинской премии, лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации.

6. Документ, подтверждающий, что гражданин Российской Федерации является чемпионом Олимпийских игр, чемпионом Паралимпийских игр, чемпионом Сурдлимпийских игр — представляется гражданами Российской Федерации, являющимися чемпионом Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр.

7. Справка о награждении соответствующей государственной наградой СССР, государственной наградой Российской Федерации, выданная в соответствии с пунктом 51 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 37, ст. 4643; 2018, № 10, ст. 1478), либо иные документы, подтверждающие факт награждения указанными государственными наградами либо факт присвоения почетного звания лауреата, выданные в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 43, ст. 4169; 2018, № 1 (Часть I), ст. 19), в случае отсутствия документов, указанных в пунктах 3-5 настоящего перечня.

8. Документ, удостоверяющий личность представителя, и документ, подтверждающий его полномочия, оформленный в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, представляются при подаче заявления законным или уполномоченным представителем.

Обзор документа

Утвержден новый перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения россиянам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством.

Так, всеми гражданами предоставляются заявление о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения, копия паспорта. Чемпионами Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр направляется в т. ч. справка, подтверждающая статус чемпиона.

Лицами, удостоенными почетного звания лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации, предоставляется в т. ч. копия диплома лауреата.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ № АПЛ19-113 от 16 апреля 2019 года

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Зайцева В.Ю., членов коллегии Горчаковой Е.В., Попова В.В., при секретаре Горбачевой Е.А., с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зворыгина Николая Михайловича о признании недействующим пункта 5 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. № 172н,

по апелляционной жалобе Зворыгина Н.М. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 31 января 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя административного истца Черновой Д.С., поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения представителя Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Ерохиной Ю.В., представителя Министерства финансов Российской Федерации Шиляева А.П., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также — Минтруд России) приказом от 20 марта 2018 г. № 172н (далее — Приказ) утвердило Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (далее — Перечень).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) 27 апреля 2018 г. № 50936 и опубликован 28 апреля 2018 г. на «Официальном интернет-портале правовой информации» pravo.gov.ru.

Согласно пункту 5 Перечня для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданами Российской Федерации, являющимися лауреатом Ленинской премии, лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации, представляется диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации.

Зворыгин Н.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим пункт 5 Перечня, ссылаясь на его противоречие подпункту 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее — Закон о дополнительном ежемесячном материальном обеспечении).

В заявлении указано, что постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. № 177 «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 1996 года в области науки и техники» Зворыгину Н.М. была присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники. 6 августа 2018 г. Зворыгин Н.М. обратился в управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения (далее также — ДМО) в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 Закона о дополнительном ежемесячном материальном обеспечении, однако ему в этом было отказано по мотивам того, что премия Правительства Российской Федерации не предусмотрена указанной нормой федерального закона в качестве основания для назначения такого обеспечения. По мнению административного истца, Перечень в оспариваемой части влечет нарушение его прав в области социального обеспечения, поскольку, будучи награжденным премией Правительства Российской Федерации в 1997 г., он не имеет возможности реализовать свое право на ДМО ввиду издания Приказа.

Минтруд России, Министерство финансов Российской Федерации (далее также — Минфин России), Минюст России административный иск не признали, указав в письменных возражениях, что Приказ утвержден федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 января 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Зворыгину Н.М. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец, не согласившись с таким решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Минтруд России, Минфин России просят в ее удовлетворении отказать, полагая, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции.

Минюст России в письме от 13 марта 2019 г. поддержал позицию, высказанную в суде первой инстанции, и просил рассмотреть апелляционную жалобу без участия его представителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

Условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации, определены Законом о дополнительном ежемесячном материальном обеспечении.

В силу подпункта 8 пункта 2 статьи 1 этого закона дополнительное материальное обеспечение назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).

Статьей 7 названного закона закреплено, что порядок обращения за дополнительным материальным обеспечением и рассмотрения вопросов, связанных с его назначением, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пункте 2 постановления от 7 июня 2002 г. № 390 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» установило, что перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Реализуя указанные полномочия и в соответствии с подпунктом 5.2.162 пункта 5.2 и подпунктом 10.20 пункта 10 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России по согласованию с Минфином России издал Приказ, утвердивший Перечень.

С учетом содержания приведенных положений нормативных правовых актов суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Приказ принят Минтрудом России в пределах имеющихся у него полномочий. Порядок издания нормативного правового акта, требования, установленные для его государственной регистрации и опубликования, также были соблюдены.

Субъектами правоотношений, названных в подпункте 8 пункта 2 статьи 1 Закона о дополнительном ежемесячном материальном обеспечении, являются лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР, лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР).

Пункт 5 Перечня в полной мере согласуется с указанной нормой федерального закона, устанавливая, что для назначения ДМО гражданами Российской Федерации, являющимися лауреатом Ленинской премии, лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации, представляется диплом: лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности оспариваемой нормы Перечня фактически сводятся к тому, что лауреатами Государственной премии Российской Федерации должны признаваться лауреаты иных премий, присужденных от имени государственных органов, включая премии Правительства Российской Федерации.

Между тем с такими доводами нельзя согласиться, поскольку по смыслу Закона о дополнительном ежемесячном материальном обеспечении к числу граждан, имеющих право на ДМО, относятся лауреаты лишь тех премий, которые присуждались за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. Такими премиями являются государственные премии Российской Федерации, учрежденные (учреждавшиеся) от имени Российской Федерации в системе государственного премирования и имеющие (имевшие) статус «Государственная премия» в соответствии с актом, учредившим соответствующую премию, и положением о ней (ранее — государственные премии РСФСР).

Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», который не предусматривает компетенции по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации.

В обжалуемом решении приведен список некоторых государственных премий Российской Федерации, присуждаемых за выдающиеся достижения в соответствующих областях деятельности.

В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации к указанным премиям не относятся, поскольку учреждаются от имени Правительства Российской Федерации.

Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. № 785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» Правительству Российской Федерации было поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, печатных средств массовой информации, предусматривавшихся актами Президента Российской Федерации.

Из пункта 3 названного Указа следует, что «Государственные премии Российской Федерации» и «иные премии в области науки и техники, образования и культуры, ранее учрежденные актами Президента Российской Федерации» различны по своему статусу, т.е. не все премии Президента Российской Федерации (несмотря на то что учреждены соответствующими указами) обладают статусом «Государственная премия».

Утверждение административного истца о том, что употребление в подпункте 8 пункта 2 статьи 1 Закона о дополнительном ежемесячном материальном обеспечении слова «государственной» со строчной буквы свидетельствует о присуждении премии государственным органом, и не означает награждение Государственной премией Российской Федерации, обоснованно признано судом первой инстанции ошибочным.

В указанной норме словосочетание «государственные премии» употреблено во множественном числе, в связи с чем написано со строчной буквы. В оспариваемой норме Перечня словосочетание «Государственная премия» излагается в единственном числе и указывает на статус премии, учрежденной в соответствии с действующим законодательством и предоставляющей ее лауреату право на назначение и выплату установленного законом ДМО.

Следует также отметить, что Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 г. № 1424, действовавшее в 1997 г., когда административный истец был награжден премией Правительства Российской Федерации, не относило премии Правительства Российской Федерации к государственным премиям Российской Федерации.

Установив, что пункт 5 Перечня не противоречит федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд первой инстанции правомерно, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Зворыгина Н.М.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решение Верховного Суда Российской Федерации от 31 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Зворыгина Николая Михайловича — без удовлетворения.

Дополнительное материальное обеспечение в размере 330% социальной выплаты

ДМО – это денежное обеспечение, которое выплачивается исключительно лицам, обладающим специфическим званием или особыми заслугами перед государством. Оно выплачивается ежемесячно, а размер пособия зависит от пенсии гражданина.

Назначается выплата исключительно пенсионерам, которые не обладают официальным местом трудоустройства. Для разных категорий получателей устанавливается разная ставка, поэтому граждане могут самостоятельно произвести расчеты, чтобы определить правильность начисления пособия.

Бесплатно по России

Кто может получать ДМО

Круг лиц, которые становятся получателями ДМО, строго ограничен, а также определен положениями ФЗ №21. К ним относятся следующие граждане:

  1. судьи в отставке, но они должны доказать, что действительно обладают особыми заслугами;
  2. герои РФ и СССР, а также герои труда;
  3. лица, обладающие орденами или уникальными званиями;
  4. лауреаты крупных государственных премий, причем сюда относятся не только премии РФ, но и СССР;
  5. чемпионы Олимпийских и других видов игр;
  6. лица, которые обладают специальными наградами за работу в различных областях науки, искусства или образования.

Кто получает 330%

Такая ставка считается средней среди получателей. Она предназначена для следующих категорий населения:

  1. лица, имеющие орден Ленина;
  2. россияне, получившие орден «За заслуги перед Отечеством» 2, 3 или 4 степени;
  3. лауреаты государственных премий РФ или СССР.

Для получения пособия необходимо подготовить документацию, которая выступает подтверждением права человека на данную выплату. Требуются соответствующие удостоверения или книжки, которые выдавались при получении наград или званий. Пенсионеры должны самостоятельно заниматься оформлением пособия, но они могут доверить процесс представителям, для чего у нотариуса составляется и заверяется доверенность.

Размер выплаты для других получателей

ДМО может составлять не только 330% от ежемесячной пенсии гражданина, но и 415 или 250 процентов. Выплата в размере 415% полагается героям РФ и СССР, а также героям Труда. Такая ставка назначается для людей, получивших ордена:

  1. Святого апостола Андрея Первозванного;
  2. Трудовой Славы трех степеней;
  3. «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Ставка в размере 250% применяется для следующих лиц:

  • чемпионы Олимпийских и иных аналогичных игр;
  • лица, награжденные орденом Трудовой Славы 1, 2 или 3 степени;
  • россияне, получившие орден «За службу Родине в ВВС СССР» трех степеней.

Правила и этапы оформления ДМО

Выплата назначается исключительно в заявительном порядке, поэтому гражданин должен самостоятельно обратиться в ПФ или иную организацию, выплачивающую ему пенсию. Обычно приходится обращаться к работникам ПФ, а также допускается пользоваться услугами МФЦ или подавать электронное обращение через портал Госуслуг.

При отправке электронного заявления через портал нужно обладать не только идентифицированной учетной записью, но и ЭЦП.

Если за выплатой обращается судья, то ему придется передавать документацию в соответствующий Департамент Минюста. В качестве основания для назначения пособия выступает грамотно составленное заявление, к которому прикладываются доказательства права на поддержку.

ДМО не назначается, если заявитель обладает официальной работой. Поэтому средства выплачиваются исключительно пенсионерам, у которых единственным источником дохода представлена пенсия. Выплата прекращается, если гражданин по разным причинам лишается звания или награды. Такое же решение принимается властями, если обнаруживается, что во время заполнения заявления или подготовки документов использовались подделки или недостоверные данные.

Перечень документов

Для получения ДМО необходимо подготовить следующую документацию:

  1. заявление, составленное по унифицированному образцу, причем бланк можно получить у работников ПФ или МФЦ, а также скачать из интернета;
  2. копия паспорта гражданина;
  3. доказательства права на пособие, для чего подготавливается соответствующее удостоверение, книжка или диплом лауреата; .

Работники ПФ самостоятельно проверяют информацию о том, что гражданин получает пенсию по старости, а также запрашивают сведения из ФНС относительно официального трудоустройства заявителя.

Полный список документов, которые требуются от потенциального получателя ДМО, приводится в Приказе Минтруда РФ №172н.

Куда передается документация

Пособие выплачивается тем же учреждением, в котором оформлялась пенсия. Многие граждане оформляют пособие от государства в ПФ, поэтому туда же передаются документы на получение ДМО. Допускается воспользоваться услугами МФЦ. Данные центры располагаются в каждом крупном городе, а также предлагают упрощенное и ускоренное получение государственных услуг.

Лица с оформленной ЭЦП могут воспользоваться электронным способом подачи документов. Для этого достаточно только грамотно заполнить заявление, причем многие сведения вносятся автоматически, поскольку они уже зафиксированы в личном кабинете на портале. Не приходится даже прикладывать к такой заявке копию паспорта и СНИЛС.

Сроки рассмотрения заявления

Документация изучается в течение 10 дней, после чего заявитель оповещается о принятом решении. Если оно является положительным, то уже с момента подачи документации начисляется пособие. Если же приходит отказ, то первоначально рекомендуется узнать о причинах такого решения. Нередко приходится донести те или иные бумаги.

Читайте также  Какую сумму запрашивать пострадавшей в ДТП?

Если пенсионер уверен, что отрицательное решение принято без законных оснований, то целесообразно подать жалобу в вышестоящую инстанцию или прокуратуру. Иногда такие спорные вопросы решаются в судебном порядке.

Как выплачивается пособие

Оно не выдается отдельной суммой, поэтому предоставляется одновременно с пенсией. Способ перечисления средств зависит от того, как именно получает пенсию гражданин. Если деньги перечисляются на карту, то и ДМО будет приходить на этот счет. Если же гражданин получает деньги от почтальона, то пособие выдается в наличном виде.

Полезное видео

Также существует понятие ДЕМО. Что это за выплата можно узнать из видео:

Заключение

ДМО в размере 330% выплачивается только некоторым категориям граждан, которые обладают соответствующими наградами или званиями. Для получения пособия необходимо самостоятельно обратиться в отделение ПФ или МФЦ с нужной документацией. Деньги выплачиваются ежемесячно совместно с пенсией. Если гражданин лишается награды, то он теряет право на получение данной материальной помощи.

Лауреаты премии Правительства РФ и премии Совета Министров СССР продолжают добиваться законной надбавки к пенсии

ТрВ-Наука уже рассказывал, что в 2017 году текст федерального закона в одночасье стали трактовать иначе, и о том, как отстаивали свои права Татьяна Алексеевна Иванкова, ст. науч. сотр. ГосНИИгенетики НИЦ «Курчатовский институт» [1], и Владислав Николаевич Борисов, вышедший на пенсию после многих лет работы в отделе мощных лазеров Троицкого института инновационных и термоядерных исследований [2].

Несколько лет назад ущемленные в правах лауреаты объединились в инициативную группу; сейчас она насчитывает более 50 человек из разных регионов России. Однако, к сожалению, власть до сих пор ограничивалась формальными ответами на обращения пенсионеров.

Напомним коротко предысторию. Неработающие пенсионеры, лауреаты премии Правительства РФ и премии Совета Министров СССР, более полутора десятилетий получали дополнительное материальное обеспечение (ДМО) в соответствии c Федеральным законом № 21-ФЗ от 4 марта 2002 года. Однако с середины 2017 года лауреаты, обращаясь в Пенсионный фонд, стали получать систематические отказы в назначении ДМО. Текст закона оставался неизменным, но его трактовка внезапно изменилась: все официальные инстанции стали в один голос утверждать, что словосочетание «государственные премии» понималось необоснованно расширительно — якобы правительственные премии попросту не входят в эту категорию. В итоге создалась ситуация, когда даже лауреаты одного и того же авторского коллектива оказались в неравном положении: одни продолжают получать доплату к пенсии, другим прекратили выплачивать назначенную бессрочно выплату, а третьим систематически отказывают на этапе оформления доплаты в органах Пенсионного фонда.

Ущемленные в своих правах лауреаты неоднократно подавали судебные иски. Вначале многие суды первой инстанции признавали право лауреатов на ДМО. Однако после апелляций Пенсионного фонда эти решения пересматривались. Вскоре Министерство труда и социальной защиты отменило подзаконные акты, утверждающие перечень документов, необходимых для назначения ДМО, где напрямую шла речь о дипломе лауреата премии Правительства. В конце концов Верховный суд Российской Федерации постановил, что лауреатам премии Правительства Российской Федерации назначение дополнительного материального обеспечения законодательством не предусмотрено (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 29.07.2019 № 78-КГ19-12).

О том, что лауреаты премии Правительства и премии Совета Министров СССР имеют право на ДМО, прямо сказано в телетайпограмме Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 12 апреля 2002 года. Однако, строго говоря, она не является нормативным правовым актом.Диплом лауреата премии Правительства РФ был упомянут в перечне представляемых для назначения ДМО документов в Постановлении Министерства труда и социального развития РФ от 06.08.2002 № 53 (утратило силу в соответствии с Приказом Минтруда от 20.03.2018 № 172н) и Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.06.2017 № 520 (в свою очередь, утратил силу в соответствии с Приказом Минтруда от 01.08.2019 № 552н). В Приказе Минтруда от 20 марта 2018 года № 172н диплом лауреата премии Правительства РФ больше не упомянут.

Кроме того, лауреаты обращались с письмами в Пенсионный фонд, Минтруд, Государственную Думу и Совет Федерации, к Президенту Российской Федерации — гаранту Конституции. Примечательно, что все письма переправлялись в Минтруд, откуда приходили формальные ответы.

Постепенно лауреаты, лишенные пенсионных надбавок, начали объединять усилия. Одной из предпосылок стало общение на сайте ТрВ-Наука после публикации в июле 2018 года. Вскоре образовалась инициативная группа — сейчас она насчитывает более пятидесяти человек из разных регионов России. О достижениях лауреатов в области науки, медицины, военной промышленности, образования и культуры можно прочитать в специально созданном альбоме [3]. Координаты группы есть в редакции ТрВ-Наука. Если вы хотите присоединиться к группе, напишите, пожалуйста, нашему корреспонденту Алексею Огнёву, который следит за этой темой: [email protected].

1 марта инициативная группа отправила аргументированное коллективное письмо председателю Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека В. А. Фадееву [4].

В нем отмечается, что концепция назначать ДМО лауреатам правительственного уровня была заложена в Федеральный закон №21-ФЗ изначально — это следует из стенограммы обсуждения законопроекта в Госдуме. Кроме того, инициативная группа подчеркивает: «Вплоть до выпуска приказа №552н от 01.08.2019, Минтруд РФ не подготовил в окончательном виде законодательную базу для лишения права на ДМО лауреатов премии Правительства РФ и Совета Министров СССР. Создалась ситуация, когда органы государственной власти прекратили исполнение своих же нормативно-правовых актов и лишь спустя 2 года юридически оформили отказы в назначении и выплате ДМО. Но отказ, обоснованный на нормативно-правовых актах более позднего происхождения, неправомерен, т.к. по Конституции Российской Федерации закон, ухудшающий положение человека, обратной силы не имеет».

Вкратце изложим хронику предыдущих коллективных обращений.

Первое из них, в августе 2019 года, было адресовано президенту РФ как гаранту конституционных прав граждан [5]. Под письмом стояло 18 подписей. Но ко всеобщему удивлению, в ответ на это письмо лауреаты получили стандартный текст из Минтруда [6]. Суть сводилась к тому, что вопросы назначения и выплаты ДМО, контроль за деятельностью Пенсионного фонда РФ, а также оценка или отмена его решений не относятся к компетенции министерства.

В сентябре 2019 года инициативная группа начала отправлять коллективные обращения в Государственную Думу. Первое из них было адресовано председателю Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярославу Нилову [7]. В ответном письме депутат указал, что Госдума «не вправе вмешиваться в компетенцию органов государственной власти» [8], и, в свою очередь, перенаправил обращение в Минтруд. На сей раз в ответе властей было прямо сказано, что в течение 15 лет надбавки к пенсии, по сути дела, выплачивались по ошибке: круг лиц, имеющих право на ДМО, был необоснованно расширен, и одни пенсионные органы «руководствовались исключительно нормой Закона», а другие — телетайпограммой Минтруда и ПФР (примечательно, что о постановлении и приказе с перечнями документов речь не шла). При этом «гражданам, которым пенсионными органами ДМО было назначено без законных на то оснований, выплата ДМО продолжена в виду отсутствия какой-либо вины с их стороны» [9].

Осенью 2019 года по просьбе лауреатов фракция КПРФ инициировала законопроект № 792111-7 о внесении поправок в Федеральный закон № 21-ФЗ с целью законодательно закрепить право на ДМО для лауреатов премий правительственного уровня. Однако его рассмотрение даже в первом чтении многократно откладывалось и не состоялось до сих пор.

В ноябре 2020 года инициативная группа направила коллективное обращение председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину [10]. Под ним стояло уже более 50 подписей. Сославшись на основной закон страны, лауреаты подчеркнули, что в соответствии с Конституцией «Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону». Ответ вновь пришел из Минтруда. Там было сказано, что «начиная с 2017 года практика применения Федерального закона № 21-ФЗ органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, приведена к единообразию» [11].

К сожалению, за время этой переписки с официальными инстанциями ушли из жизни двое лауреатов, состоявших в инициативной группе: Валентин Алексеевич Носкин, лауреат премии Правительства РФ в области образования, и Вячеслав Васильевич Белоусов, лауреат премии Правительства РФ в области печатных СМИ. Светлая им память.

ДМО граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией

Федеральный закон от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее по тексту Закон от 04.03.2002 № 21-ФЗ). Вступил в силу с 1 января 2002 года, а в отношении граждан, награжденных орденом Ленина – с 1 января 2003 года.

Круг лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение

Право на дополнительное материальное обеспечение имеют:

  • Граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье (далее — пожизненное содержание судьи), и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

Дополнительное материальное обеспечение назначается:

  1. Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации;
  2. гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного;
  3. гражданам, награжденным орденом Ленина;
  4. гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени;
  5. гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней;
  6. Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации;
  7. гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней;
  8. лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР);
  9. гражданам, награжденным орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней;
  10. чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдлимпийских игр.

Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Законом от 04.03.2002 № 21-ФЗ, на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными актами, на предусмотренную законодательством Российской Федерации ежемесячную доплату к пенсии, устанавливаемую лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации или должностей муниципальной службы, на оклады за звания действительного члена и члена — корреспондента Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук, назначается либо дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Законом от 04.03.2002 № 21-ФЗ, либо одна из иных указанных выплат по их выбору.

Гражданам, имеющим одновременно право на получение дополнительного материального обеспечения по нескольким основаниям, предусмотренным в пункте 2 статьи 1 Закона от 04.03.2002 № 21-ФЗ, дополнительное материальное обеспечение устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер, вне зависимости от количества званий и наград.

Размер дополнительного материального обеспечения

При определении размера дополнительного материального обеспечения применяется размер социальной пенсии, указанный в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ на день установления дополнительного материального обеспечения.

При изменении (индексации) в соответствии с законодательством Российской Федерации размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ, одновременно повышается размер выплачиваемого дополнительного материального обеспечения исходя из этого увеличения.

Категории граждан, имеющие право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся заслуги перед Российской ФедерациейРазмеры ДМО в % от размера социальной пенсии
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации415%
Граждане, награждённые орденом Святого апостола Андрея Первозванного415%
Граждане, награжденные орденом Славы трёх степеней415%
Граждане, награждённые орденом «За заслуги перед Отечеством» 1 степени415%
Граждане, награжденные орденом Ленина330%
Граждане, награждённые орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, граждане, награждённые орденом «За заслуги перед Отечеством» 3 и 4 степени330%
Лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР)330%
Граждане, награждённые орденом Трудовой Славы трёх степеней250%
Граждане, награждённые орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» трёх степеней250%
Чемпионы Олимпийских игр, чемпионы Паралимпийских игр, чемпионы Сурдлимпийских игр250%

Порядок назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения

Дополнительное материальное обеспечение назначается и выплачивается органом, осуществляющим назначение и выплату соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи.

Дополнительное материальное обеспечение назначается со дня обращения за ним, но не ранее дня, с которого назначается соответствующая пенсия или пожизненное содержание судьи.

Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи.

Дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы.

Выплата дополнительного материального обеспечения прекращается в случаях лишения получателя государственных наград и званий, предоставляющих право на такое обеспечение, а также установления недостоверных или необоснованных данных, на основании которых было назначено дополнительное материальное обеспечение.

Выплата дополнительного материального обеспечения возобновляется в случае восстановления гражданина в правах на государственные награды и звания.

Получателю дополнительного материального обеспечения, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, дополнительное материальное обеспечение выплачивается в полном размере.

Суммы дополнительного материального обеспечения, причитающиеся его получателю и недополученные им в связи со смертью, выплачиваются его наследникам на общих основаниях.

Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного материального обеспечения

Граждане, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения представляют следующие документы:

  • удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда — книжку и грамоту к соответствующей государственной награде;
  • награжденные орденом Ленина, орденом Святого апостола Андрея Первозванного, орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Славы 1, 2 и 3 степени, орденом Трудовой Славы 1, 2 и 3 степени, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» 1, 2 и 3 степени — соответствующее удостоверение к государственной награде Российской Федерации или орденскую книжку;
  • лауреаты Ленинской премии, государственной премии СССР, государственной премии Российской Федерации (РСФСР) — диплом лауреата, постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата, Указ Президента Российской Федерации о присуждении премии;
  • чемпионы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр — справку Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту (либо его правопреемника).

В случаях отсутствия перечисленных выше документов принимаются справки архивных учреждений.

Сведения о личности гражданина Российской Федерации, о возрасте, месте жительства и принадлежности к гражданству Российской Федерации устанавливаются по его паспорту и иным документам, удостоверяющим личность.

Факт получения гражданином Российской Федерации пенсии (ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого пребывающему в отставке судье) устанавливается по пенсионному делу пенсионера (документам о назначении ежемесячного пожизненного содержания судье).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]