Прекращение выплаты денежноко пособия

Прекращение выплаты денежноко пособия

1. Осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка прекращается:

О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно см. Указ Президента РФ от 20.03.2020 N 199, Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 N 384.

1) при достижении ребенком возраста трех лет — со дня, следующего за днем исполнения ребенку трех лет;

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в случае переезда гражданина, получающего указанную выплату, на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и (или) территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации извещены об изменении места жительства;

3) в случае отказа от получения указанной выплаты — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором назначившими указанную выплату органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, и (или) территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации получено соответствующее заявление;

4) в случае смерти ребенка, с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение указанной выплаты, — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть ребенка;

5) в случае смерти гражданина, получающего указанную выплату, объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим, а также в случае лишения гражданина, получающего указанную выплату, родительских прав — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть данного гражданина либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим, или о признании его безвестно отсутствующим, или о лишении его родительских прав;

6) в случае использования средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

2. Возобновление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в случае:

1) отмены решения суда об объявлении гражданина, получающего указанную выплату, умершим, или о признании его безвестно отсутствующим, или о лишении его родительских прав — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу решение суда;

2) подачи заявления о возобновлении указанной выплаты гражданином, отказавшимся от ее получения, — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором в осуществляющие назначение указанной выплаты орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, и (или) территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации поступило соответствующее заявление.

Разъяснение обстоятельств, влекущих прекращения выплаты государственного пособия семьям, воспитывающим детей либо изменение размера выплачиваемого пособия

Вопрос: Я получаю пособие по уходу за ребенком до 3-х лет. Муж турок, и я периодически выезжаю в Турцию с ребенком. И я и ребенок прописаны в Беларуси, и паспорта у нас белорусские. В Турции у меня вид на жительство на 1 год. Потом продлят еще на год. Почему пособие не выплачивается при отсутствии меня в стране более 2-х месяцев? Я выезжаю за границу на 4−6 месяцев, потом возвращаюсь к маме в Беларусь вместе с ребенком. Ведь мой муж далеко не олигарх, и дополнительные средства помогают мне растить ребенка независимо от того, на территории какого государства я нахожусь. Гражданство менять не собираюсь. Я ращу гражданина Беларуси. Почему же меня лишают социальной помощи за временный выезд за пределы Беларуси?

Ответ: Выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет прекращается в случае выезда ребенка за пределы Беларуси на срок более 2 месяцев (за исключением детей, родители которых работают в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь). Данная норма определена Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» от 29 декабря 2012 года № 7-З.

При выезде за пределы нашей страны на срок, не превышающий 2 месяца, право на получение пособия сохраняется.

Вопрос: Дети родились за границей. Пособие нам не дают, ссылаясь на то, что это ребенок из другой страны. Имею ли я право на пособие?

Ответ: В соответствие со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» от 29 декабря 2012 года № 7-З, право на государственные пособия семьям, воспитывающим детей, имеют: постоянно проживающие в нашей стране граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь; временно проживающие в Беларуси граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование.

Государственные пособия, предусмотренные настоящим Законом, не назначаются на детей, проживающих за пределами Республики Беларусь.

Следовательно, если ваши дети зарегистрированы по месту жительства одного из родителей в Республике Беларусь (являются постоянно проживающими) и фактически проживают на территории Республики Беларусь, вы имеете право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет при представлении необходимых документов для его назначения.

Вопрос: В мае 2015 года я родила ребенка, а в августе этого же года вышла на работу. Могу ли я оформить на своего мужа пособие на ребенка до 3-х лет, если он из Тбилиси и только в мае 2015-го получил вид на жительство? Сейчас муж нигде не работает.

Ответ: Статьей 185 Трудового кодекса закреплено, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет предоставляется работающему отцу ребенка в случае выхода матери на работу.

Право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет отец будет иметь только при условии нахождения в отпуске по уходу за этим ребенком до достижения им возраста 3-х лет.

Таким образом, передать право отпуска неработающему супругу вы не можете, а соответственно, и право на пособие вы можете реализовать только по месту своей работы. Если вы работаете на условиях более 0,5 ставки, пособие выплачивается в размере 50% от установленного размера.

Вместе с тем пунктом 28 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 года № 569 определено: если мать в полной семье работает, а уход за ребенком осуществляет отец, который при этом не работает (не служит), не учится в дневной форме получения образования, не проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме, не осуществляет иные виды деятельности (выполняет работы по гражданско-правовым договорам, осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, является индивидуальным предпринимателем, адвокатом, нотариусом, ремесленником и не приостановил деятельность в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3-х лет), пособие назначается по месту работы матери в полном размере.

Вопрос: Дочке 1 год 4 месяца. В каком размере мне будут выплачивать пособие на ребенка до 3-х лет, если я выйду на работу?

Ответ: Если лицо, осуществляющее уход за ребенком в возрасте до 3-х лет, работает на условиях полного рабочего времени, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет назначается и выплачивается в размере 50% от установленного (ч. 6 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2012 года № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»).

Таким образом, если вы приступите к работе на условиях более половины месячной нормы (0,5 ставки), пособие будет выплачиваться вам в размере 50% от установленного с первого числа месяца, следующего за месяцем выхода на работу. Если вы приступите к работе на 0,5 ставки и менее, пособие будет выплачиваться в полном размере.

Вопрос: Кто имеет право получать пособие на детей старше 3-х лет?

Ответ: Право на пособие на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка, не находящегося на государственном обеспечении, если в семье: воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет; воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека; отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) являются военнослужащими, проходящими срочную военную службу; оба родителя (мать или мачеха, отец или отчим) в полной семье либо единственный родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством (статья 14 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» от 29 декабря 2012 года № 7-З).

С 1 января 2015 года назначаются и выплачиваются пособия семьям, воспитывающим одновременно детей в возрасте до 3-х лет и от 3-х до 18 лет, при условии, что ребенок (дети) в возрасте от 3-х до 18 лет не находится (не находятся) на государственном обеспечении. Это предусмотрено указом президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 года № 572. Размер пособия — 50% бюджета прожиточного минимума.

При воспитании двоих и более детей от 3-х до 18 лет назначается и выплачивается одно пособие на семью.

Лицам, одновременно имеющим право на пособие, предусмотренное указом президента № 572, и на пособие на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей, назначается и выплачивается один вид пособия по их выбору.

Вопрос: Как платиться пособие в период работы по гражданско-правовым договорам?

Ответ: Лицам, выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается в размере 50% только на период действия таких договоров.

При определении права на размер выплачиваемого пособия лицам, работающим по гражданско-правовым договорам, следует исходить из содержания данных договоров. Если они заключены на выполнение работы, оказание услуги или создание объекта интеллектуальной собственности, пособие выплачивается в размере 50%. Такие договоры стороны обязаны заключать в письменной форме и в них оговариваются сроки, в течение которых они должны быть исполнены (начало и окончание их выполнения).

Если гражданско-правовой договор иного рода – пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет полагается в полном размере.

Например, авторский договор не предполагает создание объекта интеллектуальной собственности или выполнение какой-либо работы, а уточняет лишь передачу прав на использование уже готового результата интеллектуальной деятельности. Следовательно, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет лицам, заключившим такой договор, полагается в размере 100%. Авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме (статья 45 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»).

Если предметом гражданско-правового договора является создание объектов интеллектуальной собственности, то он предполагает обязательство автора создать в будущем произведение, изобретение или иной результат интеллектуальной деятельности и предоставить заказчику, не являющемуся его работодателем, исключительные права на использование этого результата (статья 986 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Пособие в таком случае выплачивается в размере 50%.

Вопросы назначения пособий на детей, контроля и ответственности за правильность их назначения и выплаты регулируются Законом и Положением о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 569

Так, в соответствии с частью тринадцатой ст.20 Закона при выезде ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев (за исключением детей, родители которых работают в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь) выплата государственного пособия прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выезда.

Согласно ст.6 Закона получатели государственных пособий обязаны сообщать о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера государственного пособия или прекращение его выплаты, в пятидневный срок со дня их наступления.

В свою очередь, государственные органы, иные организации, назначающие и выплачивающие государственные пособия, имеют право:

• осуществлять контроль за достоверностью представленных гражданами документов и (или) сведений, необходимых для назначения и выплаты государственных пособий;

• запрашивать и безвозмездно получать у государственных органов, иных организаций независимо от их организационно-правовых форм информацию, необходимую для назначения и выплаты государственных пособий, а также для проверки представленных гражданами документов и (или) сведений;

• получать при необходимости подтверждение нахождения ребенка на территории Республики Беларусь, проживания его в семье, осуществления ухода за ним на основании дополнительных сведений, в т.ч. акта обследования;

• получать при необходимости подтверждение неполучения государственных пособий в государстве, с которым у Республики Беларусь заключены международные договоры, двусторонние соглашения о сотрудничестве в области социальной защиты (ст.5 Закона, п.7 Положения).

Излишне выплаченные суммы государственных пособий (вследствие представления документов с заведомо недостоверными сведениями, непредставления либо несвоевременного представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты государственного пособия, других изменений, влияющих на право получения государственного пособия или на его размер, а также вследствие иных переплат) подлежат возврату получателем государственного пособия в порядке, установленном ст.24 Закона.

При этом в случае отказа получателя государственного пособия от возврата излишне выплаченных сумм государственных пособий в добровольном порядке их удержание производится из сумм государственных пособий, заработной платы, денежного довольствия, стипендии или иного дохода на основании решения комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, в размере не более 20 % от действующего размера государственного пособия ежемесячно до полного погашения задолженности. При прекращении выплаты государственного пособия, заработной платы, денежного довольствия, стипендии или иного дохода оставшаяся задолженность взыскивается с получателя государственного пособия в судебном порядке.

Суммы государственных пособий, назначенные органами по труду, занятости и социальной защите и перечисленные в банки после наступления обстоятельств, указанных в ст.23 Закона (в т.ч. при выезде ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев, за исключением детей, родители которых работают в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь), подлежат возврату органам по труду, занятости и социальной защите на основании их распоряжений. Если на момент поступления в банк распоряжения суммы государственных пособий выданы, их взыскание осуществляется в вышеуказанном порядке.

О прекращении компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами

Вопросы установления компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, урегулированы Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами 1 группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшими возраста 80 лет».

Указанные нормативные правовые акты предоставляют право на ежемесячную компенсационную выплату (далее компенсационная выплата) неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами 1 группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшими возраста 80 лет.

Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.

Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии.

Размер компенсационной выплаты в настоящее время составляет 1200 руб.

Необходимыми условиями для назначения компенсационной выплаты являются отсутствие у трудоспособного лица, осуществляющего уход, оплачиваемой работы, а также неполучение им какой-либо пенсии и пособия по безработице.

Если впоследствии лицу, осуществляющему уход, будет назначена пенсия, пособие по безработице либо лицо, осуществляющее уход, или сам пенсионер поступит на работу, то право на компенсационную выплату утрачивается.

Кроме того, действующим законодательством предусмотрены и другие обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения компенсационной выплаты. К ним относятся:

  • помещение пенсионера в стационарную организацию социального обслуживания;прекращение осуществления ухода;
  • смерть пенсионера или лица, осуществляющего уход, в том числе, в случае признания их в судебном порядке умершими или безвестно отсутствующими;
  • истечение срока, на который нетрудоспособному гражданину была установлена 1 группа инвалидности;
  • признание инвалидом с детства I группы.

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, выплачивающий пенсию, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты компенсации. В случае, если лицо, осуществляющее уход, не сообщило об указанных обстоятельствах излишне выплаченные суммы компенсации подлежат возмещению, в том числе, в судебном порядке.

Прекращение компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные выше обстоятельства.

В случае перемены пенсионером места жительства и продолжения осуществления за ним ухода тем же лицом в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по новому месту жительства пенсионера необходимо подать заявление о продолжении ухода. Компенсационная выплата будет возобновлена с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором она была приостановлена.

Начисленные суммы компенсационной выплаты, причитавшиеся лицу, осуществлявшему уход, в текущем месяце и оставшиеся неполученными им в связи со смертью лица, за которым осуществлялся уход, выплачиваются лицу, осуществлявшему уход, в порядке, предусмотренном для выплаты пенсии, на основании соответствующего заявления лица.

Основания прекращения выплат, удержания (возмещения) излишне выплаченных мер социальной поддержки 9

Основания прекращения выплат, удержания (возмещения) излишне выплаченных мер социальной поддержки

Получатели пособий, выплат, компенсаций, субсидий обязаны своевременно сообщать в Центр социальных выплат и его филиалы о наступлении событий, влекущих за собой изменение условий предоставления или прекращения выплат в сроки, установленные нормативно-правовыми актами:

— в течение 5 дней – для получателей мер социальной поддержки за счет бюджета автономного округа, предусмотренных для семей с детьми;

— в течение 15 дней – для получателей компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

— в течение 30 дней – для получателей мер социальной поддержки, предусмотренных семьям с детьми, за счет бюджета Российской Федерации и получателей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

2. Возмещение (удержание) излишне выплаченных сумм.

Суммы компенсаций, пособий излишне выплаченные получателю (вследствие непредставления или несвоевременного представления необходимых сведений, а также представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения и т.п.), удерживает Центр социальных выплат из сумм последующих выплат в размере не свыше 20 процентов в месяц или в полном размере по заявлению получателя выплаты, поданному непосредственно в многофункциональный центр либо почтовым отправлением в Центр социальных выплат по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания).

При прекращении выплаты мер социальной поддержки излишне выплаченные суммы получатель выплачивает добровольно в срок, не превышающий 1 месяц с даты получения уведомления о прекращении выплаты.

Срок добровольного возврата излишне выплаченных пособий и выплат, предусмотренных Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.07.2004 № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» может быть продлен по заявлению гражданина до 12 месяцев, при наличии задолженности, превышающей величину прожиточного минимума в среднем на душу населения, устанавливаемую Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В случае отказа получателя от добровольного возврата излишне выплаченных сумм, в том числе невозврата в течение предусмотренного срока, излишне выплаченные суммы взыскиваются в судебном порядке.

3. Наиболее частые причины, которые приводят к неправомерному получению гражданами выплат мер социальной поддержки:

— смена места жительства, в том числе выезд на постоянное место жительства за пределы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

— возобновление (начало) трудовой деятельности гражданином, в том числе на условиях неполного рабочего времени, окончания обучения гражданином, предоставление ребенку места в дошкольной образовательной организации, отказ родителя (законного представителя) от выделенного ребенку места в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования (для ежемесячного пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет);

— прекращение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на которого назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет, в том числе в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам;

— превышение среднедушевого дохода семьи, установленной величины прожиточного минимума;

— обучение ребенка в общеобразовательных организациях, расположенных за пределами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (для ежемесячного пособия на ребенка (детей), ежемесячного социального пособия на детей, потерявших кормильца, ежемесячного социального пособия на детей-инвалидов, ежемесячного пособия многодетным семьям);

Читайте также  Совместно построеное имущество в браке

— изменение оснований проживания в жилом помещении, состава семьи;

— расторжение трудового договора либо выезд из сельского населенного пункта, поселка городского типа на постоянное место жительства в город (для жителей сельской местности, в т.ч. работников образования).

Заявление о прекращении (приостановлении, изменении размера компенсации и т.д.) и документы, подтверждающие наступление событий, влекущих за собой изменение условий предоставления мер социальной поддержки представляются непосредственно в многофункциональный центр по месту жительства либо направляются почтовым отправлением в Центр социальных выплат по адресу: 628181, г. Нягань, 2 микр., д. 41.

Для получения подробной информации обращаться по телефону:
8-800-201-90-51.

И.о. начальника
Е.Ю.Гончаренко

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХМАО – ЮГРЫ
«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ НЯГАНЬ

ВС: за незаконное прекращение соцвыплат полагается компенсация

ВС: за незаконное прекращение соцвыплат полагается компенсация

Николай Наводкин*, инвалид 3-й группы, получал соцподдержку — власти компенсировали ему половину оплаты на жилье и коммунальные услуги. Но после трех лет выплат компенсации приостановили. Об этом Наводкин узнал из СМС-сообщения от соцзащиты. Прекращение выплат объяснили более чем трехмесячной задолженностью за коммунальные услуги — в том числе, за капремонт. Сумма долга за четыре месяца, по данным управляющей компании, составила чуть более 3000 руб. При этом фактически весь долг приходился на один месяц, а долги за три других месяца исчислялась несколькими рублями.

Наводкин решил, что такие меры незаконны — он настаивал, что долга за 4 месяца у него не было, соответствующую справку он представил в суд. Кроме того, в соцзащите не проверили, были ли основания для прекращения выплаты — хотя должны были. Что касается неоплаты за капремонт, то это вообще не имеет к нему отношения: взнос платит собственник жилья, а он не владеет помещением, настаивал Наводкин. Эти аргументы пострадавший изложил в иске, в котором попросил суд признать незаконным приостановление выплаты и взыскать с чиновников 3000 руб. морального вреда — ведь незаконное решение заставило его переживать.

Когда долги лишают льгот

Две инстанции частично удовлетворили иск. Прекращение выплат признали незаконным в той части, в какой оно касалось долга за капремонт. Зато прекращение выплат на основании долга за ЖКХ суд счел законным. Суд решил, что незначительность задолженности, на которую ссылался истец, неважна: имеет значение период, за который образовалась просрочка по оплате жилищно-коммунальных услуг, а не её размер. Поводов компенсировать моральный вред у суда тоже не нашлось. Решение устояло в апелляции. Но Верховный суд нашел ошибки в судебных актах нижестоящих инстанций.

Коллегия по гражданским спорам под председательством Людмилы Пчелинцевой рассмотрела дело № 16-КГ19-2 и сделала сразу несколько выводов.

Действительно, при наличии задолженности по ЖКХ за более чем три месяца соцподдержка приостанавливается — но для этого есть целый ряд условий.

1. Сама по себе информация о задолженности у получателя компенсации — не безусловное основание для приостановления выплаты.

2. Нельзя произвольно прекратить выплаты — надо соблюсти процедуру. Например, проверить поступившую информацию о долге и причины его возникновения.

3. Приостановить выплату можно только тогда, когда для задолженности нет уважительных причин или не выполнено соглашение по погашению долга. Если по поводу долга возник спор, бремя доказывания — на уполномоченном органе.

4. Если причина долга уважительная, отказать в выплате гражданину нельзя.

5. Если долга нет, приостанавливать соцподдержку незаконно.

В деле Наводкина соцзащита не проверила, соответствует ли информация о долге реальному положению дел, указал ВС. А значит судам нельзя было говорить о долге как об основании для прекращения выплаты. ВС также уделил внимание вопросу о компенсации морального вреда, посчитав неправомерным отказ в ее выплате.

Если в законе не указано прямо о необходимости компенсировать моральный вред, это еще не повод для отказа потерпевшему в таких выплатах, говорится в определении ВС.

Меры соцподдержки должны создавать достойные условия жизни гражданам, сохранять их здоровье и уровень жизни — а значит обеспечивать достоинство личности, обратили внимание в ВС. Гражданская коллегия сослалась на ст. 22 Всеобщей декларации прав человека ООН. По ней каждый член общества имеет право на соцобеспечение и необходимость соблюдения его прав, необходимых для поддержания достоинства и для развития личности. А по ст. 25 того же документа предусматривает право на необходимый для поддержания здоровья жизненный уровень. То же говорится и в ст. 39 Конституции России, указал ВС- она гарантирует право каждого на соцобеспечение по возрасту и в случае болезни.

Если госорганы не соблюдают права граждан на соцобеспечение — в том числе на пособия и компенсации, пострадавшие от этого могут получить право на компенсацию морального вреда, делает вывод Верховный суд. Ведь соцобеспечение неразрывно связано с их личными неимущественными правами и благами.

Компенсация расходов на ЖКХ и является одной из мер, которая должна защищать граждан и обеспечивать достойный уровень их жизни, указал ВС и сделал вывод, что право на компенсацию морального вреда было у заявителя. Дело отправлено на новое рассмотрение в первую инстанцию. Там иск удовлетворили частично, снизив только компенсацию судрасходов (дело № 2-2926/2019).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]