<Письмо> Минобрнауки России от 30.03.2020 N МН-17/645-АС
В связи с обращениями образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (далее — организации), по вопросам совмещения, внутреннего и внешнего совместительства руководителей организаций информирую о следующем.
1. Совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы регламентируется статьей 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). Руководитель организации вправе выполнять в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительную работу в возглавляемой организации по другой профессии (должности) за дополнительную оплату, которая может осуществляется путем совмещения профессий (должностей), либо по такой же профессии (должности), которая может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем, а также размер доплаты устанавливаются работодателем с письменного согласия работника, путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору с руководителем учреждения.
В связи с тем, что дополнительная работа в рамках совмещения осуществляется в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, представляется, что возникает риск неэффективного исполнения руководителем организации должностных обязанностей. С целью минимизации обозначенного риска Минобрнауки России предполагается осуществление согласования совмещений руководителей организаций по функционалу должностей научных работников и (или) должностей профессорско-преподавательского состава.
Размер доплаты за совмещение должности научного работника и (или) должности профессорско-преподавательского состава устанавливается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) руководителя организации в абсолютном размере, который ежемесячно выплачивается руководителю организации в период выполнения дополнительной работы и не может превышать половины должностного оклада по совмещаемой должности, установленного в штатном расписании организации.
Для организаций, включенных в перечень федеральных учреждений, в которых условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров могут быть установлены без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2627-р (далее — Перечень), предельный размер доплаты за совмещение может составлять до двух среднемесячных заработных плат работников (без учета среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителей и главного бухгалтера) этих организаций.
Рассмотрение Минобрнауки России заявлений руководителей организаций, включенных в Перечень, на совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема работы, будет осуществляться с учетом следующего:
— оценка по итогам мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения;
— уровень средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике», в организации;
— статус организации (научно-исследовательский университет, федеральный университет);
— соблюдение соотношения среднемесячной заработной платы руководителя и среднемесячной заработной платы работников возглавляемой организации (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), установленного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 64н.
Рекомендуемый образец заявления руководителя организации на совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема работы прилагается к письму Минобрнауки России от 1 февраля 2019 г. N МН-201/АС (копия прилагается).
2. Работа руководителя организации по совместительству регламентирована статьей 276 ТК РФ, согласно которой руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя (внешнее совместительство в силу статьи 60.1 ТК РФ) только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) (Минобрнауки России).
Рекомендуемый образец заявления руководителя организации на внешнее совместительство прилагается к письму Минобрнауки России от 1 февраля 2019 г. N МН-201/АС.
Возможность заключения с руководителем организации трудового договора по внутреннему совместительству (выполнение в свободное от основной работы время другой регулярно оплачиваемой работы в возглавляемой организации), по мнению Минтруда России, трудовым законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
3. В соответствии с абзацами седьмым и десятым пункта 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 (далее — Положение), приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 64н «Об установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера)» (далее — Приказ 64н) установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и средней заработной платы работников этих учреждений соответствующей кратности.
В соответствии с абзацем восьмым пункта 9 Положения соотношение среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, рассчитывается за календарный год. Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера федерального учреждения и среднемесячной заработной платы работников федерального учреждения определяется путем деления среднемесячной заработной платы соответствующего руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера на среднемесячную заработную плату работников этого учреждения. Определение среднемесячной заработной платы в указанных целях осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
В соответствии с пунктом 1 приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. N 40н «О размещении информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» руководители, их заместители и главные бухгалтеры федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, представляют в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, информацию о рассчитываемой за календарный год своей среднемесячной заработной плате.
4. Также в связи с поступлением обращений от организаций о согласовании выплат руководителям организаций по гражданско-правовым договорам (далее — договоры ГПХ) отмечаю, что в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договоров. Договоры возмездного оказания услуг и договоры подряда являются гражданско-правовыми договорами (далее — договоры ГПХ) и регулируются положениями ГК РФ.
Трудовое законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих по договорам ГПХ.
За исполнение своих должностных обязанностей руководитель организации получает заработную плату, размер которой определяется трудовым договором.
По договору ГПХ исполнитель получает вознаграждение за выполнение работ (оказание услуг).
С учетом изложенного сообщаем, что вознаграждения по договорам ГПХ, получаемые руководителем организации, непосредственно участвующим в выполнении этих работ (оказании услуг), осуществляются по условиям заключенных договоров ГПХ, не требуют согласования с Минобрнауки России, и не учитываются при расчете предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей организаций и среднемесячной заработной платы работников этих организаций (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), установленного Приказом 64н.
Согласно Положению о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682, Минобрнауки России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации. В связи с этим данное письмо не является официальным разъяснением положений законодательства Российской Федерации.
Калькулятор расчёта средней дневной зарплаты
Калькулятор расчета средней заработной платы окажется полезным для самостоятельных подсчетов, а также с целью проверки правильности расчетов, сделанных бухгалтерией. Расчет заработной платы по показателям среднего заработка может потребоваться для начисления зарплаты на периоды:
- приостановления деятельности предприятия;
- длительного простоя;
- нахождения работника в командировке;
- простоя во время забастовки (письмо Минфина РФ №149КВ от 23.01.1996 года).
Помимо этого по показателям среднего заработка начисляются выходные пособия работникам при их увольнении в результате ликвидации предприятия или сокращения штатов.
К сведению! Любое событие, повлекшее за собой необходимость применения средних показателей для начисления заработной платы, будет называться моментом возникновения права на сохранение среднего заработка.
Калькулятор не применяется для расчета выплат и пособий по отпускам, листам нетрудоспособности и периодам декрета. Данные выплаты, хотя и осуществляются исходя из среднего заработка, на самом деле исчисляются по другой методике, включающей в себя подсчет выплат, не входящих в оплату труда.
Правовая регламентация
Все бухгалтерские операции, так или иначе связанные с расчетами средних показателей заработка, регламентируются одноименным Постановлением Правительства РФ №922 в редакции от 10 декабря 2016 года.
Так, при расчете принимаются во внимание все виды выплат в рамках оплаты труда. Уточним, что именно труда, поскольку любые надбавки на питание, проезд, материальная помощь любого вида, различные компенсации будут исключены из общего дохода, полученного в результате трудовой деятельности.
За расчетный период принимаются последние 12 месяцев до фиксации начала периода появления прав на средний заработок.
Из 12-месячного срока исключаются временные промежутки, в течение которых работник фактически не исполнял своих трудовых обязанностей. Так, подлежит исключению время:
- подтвержденной нетрудоспособности работника;
- отпуска работницы по беременности и родам;
- простоя предприятия по вине самого предприятия, либо по причинам, не зависящим от его воли, например в случае забастовки, в которой работник хотя и не принимал участия, но и не имел возможности исполнять свои трудовые функции;
- предоставляемое в качестве дополнительных выходных для осуществления ухода за детьми-инвалидами;
Соответственно, из расчета среднего заработка исключаются и суммы, полученные работниками в вышеуказанные периоды.
Учет премиальных
В ходе калькуляции средних значений заработка премиальные и другие виды дополнительных вознаграждений принимаются во внимание по особому алгоритму.
Так, берется в расчет одна премия по какому-либо одному показателю за каждый месяц из рассчитываемых. То есть если предположить, что работник получил два дополнительных вознаграждения за один месяц, но по разным показателям, например, одну за перевыполнение плана, другую – за рацпредложение, то в расчет возьмется только одна из них.
Таким же образом в расчет принимаются:
- премии и любые другие вознаграждения, выданные по итогам двух и более (до 12) месяцев;
- премии и иные виды вознаграждений, выданные по годовым итогам в период исчисляемых 12 месяцев. Время начисления годовых премий при этом значения иметь не будет, главное, чтобы период, за который выдавалась премия, входил в последние 12 месяцев;
- единовременные выплаты за выслугу лет.
Отсутствие зарплаты
При отсутствии у работника каких-либо выплат в течение периода калькуляции (12 мес.) или за временной промежуток, превышающий этот период, бухгалтерия должна взять за основу ежемесячные зарплаты работника за предшествующий период. Таким образом, если с 1.06.2017 года по 1.06. 2018 года работник не получал зарплату или вообще не работал, то за калькуляционный будет взят временной промежуток с 1.06.2016 года по 1.06. 2017 года.
Если у работника не было выплат до начала расчетного периода, то за основу бухгалтерия возьмет зарплату в том месяце, с которого у работника появилось право на сохранение средней заработной платы.
В случае же, когда выплаты не имели место и на период возникновения случая, дающего право на сохранение среднемесячного заработка, калькуляция будет осуществляться исходя из назначенного работнику оклада.
Расчеты в случае повышения заработной платы
Калькуляция средней заработной платы в случае увеличения оклада, осуществленного работодателем или в результате принятия рамочных законодательных актов, будет производиться с учетом того, когда именно имело место повышение зарплаты.
- Если зарплата была увеличена в срок расчетного периода, то среднемесячный заработок будет рассчитываться с учетом повышающего коэффициента, исчисляемого по схеме: должностной оклад в месяц повышения делится на должностной оклад до повышения. Разница и будет являться коэффициентом, расчет которого заложен в систему калькулятора.
- Если зарплата была увеличена после окончания расчетного периода, но до наступления случая, дающего право на сохранение среднемесячной зарплаты, то будет повышен средний заработок за расчетное время.
- Если заработная плата была повышена после наступления события, дающего право на сохранение средней заработной платы, то средний заработок будет повышен со дня повышения заработной платы по день окончания права на сохранение среднего заработка.
Сам факт повышения зарплаты повлечет за собой и увеличение не только должностных окладов, но и других видов вознаграждений, напрямую проистекающих из размера оклада.
Расчет среднемесячной заработной платы руководителей их заместителей
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
О расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников (направлено письмом Министерства образования и науки РФ от 31 октября 2017 г. № 12-1066)
Соотношение среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, рассчитывается за календарный год (поквартально, с нарастающим итогом для расчета выплат стимулирующего характера руководителю учреждения).
Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера федерального учреждения и среднемесячной заработной платы работников федерального учреждения определяется путем деления среднемесячной заработной платы соответствующего руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера на среднемесячную заработную плату работников этого учреждения.
Определение среднемесячной заработной платы в указанных целях осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, по решению Минобрнауки России, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений, включенных в перечень федеральных учреждений, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2627-р, федеральных университетов, федеральных государственных автономных образовательных учреждений высшего образования «Российский университет дружбы народов», «Московский физико-технический институт (государственный университет)», «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».
Расчет среднемесячной заработной платы работников учреждения осуществляется без учета заработной платы руководителя (заместителей руководителя, проректоров, главного бухгалтера, президента вуза).
Среднесписочная численность работников учреждения для целей определения среднемесячной заработной платы работников принимается без руководителя, его заместителей (проректоров) и главного бухгалтера.
Внутренние совместители учитываются полностью. Соответственно, если руководитель работает по совместительству научно-педагогическим работником, при расчете средней зарплаты сотрудников учреждения его зарплата по совместительству учитывается в фонде оплаты труда работников учреждения.
В случае, если научно-педагогический работник по совместительству работает в должности заместителя руководителя, фонд его заработной платы по руководящей должности изымается из фонда для расчета среднемесячной заработной платы работников учреждения.
Порядок расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя (проректоров, президента вуза), главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя [проректоров, президента вуза], главного бухгалтера) установлен пунктами 9, 10.1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583, пунктом 20 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922.
Определение среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера)
Среднемесячная заработная плата работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) | = | Начисленная зарплата работников учреждения за определяемый период (квартал, полугодие, год) (без руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, президента вуза, и.о. руководителя, заместителей руководителей [и.о. заместителей руководителя из числа НПР, ППС и др.]) |
---|---|---|
Среднесписочная численность работников в определяемый период (без руководящих работников) |
Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода (пункт 79 указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения [форма П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»], утвержденных приказом Росстата от 26 октября 2015 г. № 498 [введен в действие приказом Федеральной службы государственной статистики от 27 октября 2016 г. № 686, вступил в силу с 1 января 2017 г.]).
Определение среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера
Среднемесячная заработная плата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера | = | Начисленная зарплата руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) за определяемый период (квартал, полугодие, год) |
---|---|---|
3, 6, 9, 12 месяцев |
Расчет ведется отдельно по каждой должности руководителя, его заместителей, главного бухгалтера.
Если руководитель (заместитель руководителя, главный бухгалтер) работает неполный календарный год (неполный период), его среднемесячная заработная плата определяется с учетом количества полных отработанных месяцев.
В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 (далее — Положение) для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
Не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (пункт 3 Положения).
Расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя (проректоров, президента вуза), главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы заместителей руководителя [проректоров, президента вуза], главного бухгалтера)
Уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) | Среднемесячная заработная плата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера |
---|---|
= | Среднемесячная заработная плата работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) |
Внимание! В случае, если по результатам расчетов уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) окажется выше предельного, установленного по учреждениям, находящимся в ведении Минобрнауки России, необходимо принять меры по приведению заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера (проректоров, президента вуза, исполняющих обязанности руководителя, заместителей руководителя из числа научно-педагогических работников, профессорско-преподавательского состава, иных работников) в соответствие с уровнем, в кратности установленной по учреждениям.
Несоблюдение установленного предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного учреждения и среднемесячной заработной платы работников данного учреждения помимо иных оснований, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, также может служить основанием для прекращения трудового договора с руководителем учреждения (часть вторая статьи 278 Трудового Кодекса Российской Федерации, введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ).
Обзор документа
Сообщается, что в системе Минобрнауки России соотношение среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главбухов федеральных учреждений и среднемесячной зарплаты работников этих учреждений рассчитывается за календарный год (поквартально, с нарастающим итогом для расчета выплат стимулирующего характера руководителю).
Это делается путем деления среднемесячной зарплаты соответствующего руководителя, заместителя, главбуха на среднемесячную зарплату работников.
В некоторых случаях условия оплаты труда руководителей, заместителей, главбухов могут быть по решению Министерства установлены без учета предельного уровня соотношения. Это касается федеральных учреждений, определенных Правительством РФ, федеральных университетов, РУДН, МФТИ, Белгородского ГНИИ.
Среднемесячная зарплата работников рассчитывается без учета зарплаты руководителя (его заместителей, проректоров, главбуха, президента вуза).
Среднесписочная численность работников принимается без руководителя, его заместителей (проректоров) и главбуха. Она рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату (например, на последнее число отчетного периода).
Внутренние совместители учитываются полностью.
Если по результатам расчетов уровень соотношения окажется выше предельного, то необходимо принять меры по приведению зарплаты руководителя, его заместителей, главбуха (проректоров, президента вуза, и. о. руководителя, заместителей руководителя из числа научно-педагогических работников, профессорско-преподавательского состава, иных работников) в соответствие с уровнем в кратности, установленной по учреждениям.
Несоблюдение установленного предельного уровня соотношения может служить основанием для прекращения трудового договора с руководителем учреждения.
Соблюдаем предельные соотношения зарплат руководства АУ
Руководители автономных учреждений уже третий год подряд должны сравнивать свою зарплату со среднемесячной зарплатой остального персонала, а затем сверять это соотношение с порогом, установленным органом-учредителем. Если порог превышен – руководителя АУ могут привлечь к ответственности. Как рассчитать соотношение зарплат? В каких нормативных актах искать предельные значения? И что делать после того, как все расчеты произведены?
На какие документы опираться?
Обязанность руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений выдерживать соотношение зарплат установлена ст. 145 ТК РФ. Согласно ее нормам предельные границы утверждаются правовыми актами Правительства РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления, действующими в отношении учреждений соответствующего уровня, а индивидуальные значения, укладывающиеся в данный диапазон и распространяющиеся на конкретное учреждение, определяет орган-учредитель.
На федеральном уровне действует такая конструкция. Положение № 583[1] установило предельное соотношение зарплат — диапазон в кратности от 1 до 8, а органы‑учредители утверждают в этих рамках индивидуальные пороги. В частности, Минспорт и Минпросвещения сохранили для своих подведомственных учреждений кратность 8 (соответственно приказы от 25.06.2018 № 591 и от 17.07.2019 № 380).
В отношении региональных и муниципальных учреждений используется похожая схема. Например, в Калужской области предельное соотношение зарплат (в кратности 6) задано Постановлением правительства Калужской области от 23.03.2017 № 159, а органы‑учредители в своих сферах регулирования установили аналогичный диапазон (см., например, приказы министерства культуры и туризма Калужской области от 20.04.2017 № 151, министерства труда и социальной защиты Калужской области от 07.02.2018 № 132-П).
На предельные соотношения, заданные органом‑учредителем, и надо ориентироваться при сопоставлении средних зарплат руководящего состава автономного учреждения и остального персонала.
Отметим, что некоторые учредители снижают для подведомственных учреждений предельное соотношение зарплат по сравнению с максимальным диапазоном, утвержденным на уровне публично‑правового образования. А кто‑то еще и дифференцирует значения по должностям управленческого персонала, группам руководителей или даже отдельным учреждениям. Так, руководители учреждений здравоохранения Московской области[2] разделены на пять групп, для которых установлены разные соотношения зарплат (от 5 до 7), в то время как для заместителей руководителей и главных бухгалтеров названных учреждений действует одно общее значение – 4,5.
Вот еще несколько примеров.
* Отдельное значение установлено для каждого учреждения.
Как рассчитать соотношение зарплат?
Согласно ст. 145 ТК РФ величина среднемесячной зарплаты рассчитывается за календарный год, при этом учитываются выплаты за счет всех источников финансового обеспечения. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера. Порядок расчета установлен п. 20 Положения № 922[3]. Приведем алгоритм, общий для всех учреждений.
1. Определить выплаты, учитываемые при расчете. Здесь действует следующее правило: если начисление связано с оплатой труда, оно входит в расчеты, а если имеет социальный характер – не учитывается. Что именно относится к тому или иному виду выплат – указано в п. 2 и 3 Положения № 922. Так, оклад, оплата за работу по сдельным расценкам, гонорары и авторские вознаграждения, надбавки за профессиональное мастерство, стаж работы, расширение зон обслуживания, отпускные, стимулирующие и компенсационные выплаты в расчет включаются, а оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг – нет.
Несколько сложнее с совмещением профессий (должностей) и совместительством. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер совмещает должности либо исполняет обязанности временно отсутствующего сотрудника без освобождения от основной работы, этот заработок учитывается в фактически начисленной зарплате по руководящей должности. Но если руководитель работает по совместительству (например, как научно‑педагогический работник), его зарплата по совместительству учитывается в фонде оплаты труда работников учреждения, а не руководящего состава (Письмо Минобрнауки РФ от 31.10.2017 № 12-1066).
2. Определить среднесписочную численность работников учреждения. В этот показатель не включаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер. Внутренние совместители учитываются полностью.
3. Рассчитать среднемесячную зарплату работников (без учета руководящего состава учреждения). Сумма фактически начисленных выплат, относящихся к оплате труда, делится на среднесписочную численность работников за соответствующий календарный год, а потом на 12 (количество месяцев в году).
4. Рассчитать среднемесячную зарплату отдельно по каждой руководящей должности. Сумма выплат, фактически начисленных по каждой должности за календарный год, делится на 12. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер отработал неполный календарный год, вместо 12 месяцев берется фактически отработанное количество полных календарных месяцев.
5. Определить по каждой должности руководящего состава соотношение зарплат. Для этого среднемесячная зарплата руководителя (заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату остального персонала.
Покажем на примере, как ведется расчет соотношения зарплаты руководителя.
Штатная численность работников автономного учреждения составляет 70 человек, из них четверо — это руководитель, два его заместителя и главный бухгалтер. Фактически начисленная за 2019 год зарплата основных работников – 28,5 млн руб., руководителя – 1,5 млн руб. (из них 100 тыс. руб. – плата за работу по совместительству преподавателем). Рассчитаем соотношение зарплаты руководителя и основного персонала.
Сначала определим, какая часть зарплаты руководителя учитывается по руководящей должности: 1 500 000 — 100 000 = 1 400 000 (руб.). Соответственно в фонд оплаты труда основного персонала войдет зарплата руководителя за работу по совместительству: 28 500 000 + 100 000 = 28 600 000 (руб.).
Численность сотрудников составит 67 чел. (66 чел. основного персонала + 1 совместитель).
Вычислим среднюю зарплату основных сотрудников: 28 600 000 руб. / 67 чел. / 12 мес. = 35 572 (руб.).
Затем определим среднюю зарплату руководителя учреждения: 1 400 000 руб. / 12 мес. = 116 667 (руб.).
Рассчитаем соотношение зарплат: 116 667 руб. / 35 572 руб. = 3,28.
Если орган-учредитель утвердил предельный порог кратностью 5, 4 или даже 3,5, требование к соотношению зарплат автономное учреждение выполнило, если же необходимо соблюдать кратность 3, зарплата руководителя АУ не укладывается в установленные границы.
Что грозит за превышение порога?
За несоблюдение предельных значений предусмотрена ответственность. Превышение соотношений, утвержденных для заместителя руководителя и главного бухгалтера, включено в число оснований для расторжения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ). Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя учреждения возложена на учредителя. В частности, учредители федерального уровня должны учитывать этот факт при определении условий труда руководителей ФГУ: не превышение порога должно обеспечиваться при выполнении всех показателей эффективности деятельности учреждения и работы его руководителя и получении последним стимулирующих выплат в максимальном размере (п. 9 Положения № 583). Кроме того, органы-учредители могут сами контролировать соблюдение в учреждениях предельного соотношения зарплат. Скажем, в Нижегородской области[4] проводят мониторинг соотношения зарплат – в срок до 20‑го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Однако некоторым учреждениям не нужно соблюдать общие нормы. В силу ст. 145 ТК РФ Правительство РФ, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут утвердить перечни организаций госсектора, для которых не действуют установленные пороги. На федеральном уровне такой перечень существует (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р), утверждены подобные списки и в некоторых регионах и муниципальных образованиях (например, в Калужской области – см. Постановление правительства Калужской области от 23.03.2017 № 159).
Какую информацию публиковать?
После того, как рассчитаны соотношения зарплат, руководящему составу АУ нужно исполнить еще одну обязанность – раскрыть сведения о своей среднемесячной зарплате. Согласно ст. 349.5 ТК РФ информация (полное наименование учреждения, занимаемая должность, Ф. И. О. руководящего работника и размер его средней зарплаты) размещается на официальном сайте органа‑учредителя, а если он примет соответствующее решение – еще и на сайте учреждения.
Порядок и сроки представления и размещения информации о зарплатах определяются нормативными актами Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления. В отношении федеральных учреждений действует Постановление Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521 – согласно ему сведения должны быть размещены в Интернете до 15 мая года, следующего за отчетным. На региональном и муниципальном уровнях сроки зачастую меньше. К примеру, в Самаре (реквизиты нормативного акта даны в таблице) муниципальным учреждениям необходимо до 15 марта направить информацию в отраслевой орган и до 10 апреля она должна быть опубликована на сайте городской администрации.
В начале 2020 года руководящему составу автономных учреждений предстоит отчитаться перед органами‑учредителями по соблюдению предельного соотношения зарплат и подать соответствующие сведения для публикации на сайтах органов власти. Кстати, в будущем законодатели намерены еще сократить разрыв между заработком управленческого персонала организаций госсектора (в том числе учреждений) и рядовыми сотрудниками. Предельное соотношение зарплат планируется прописать в ст. 145 ТК РФ, установив для всех случаев кратность 8. Такой законопроект (№ 746454‑7) внесен в Госдуму.
[1] Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.
[2] Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области, утв. Постановлением правительства Московской области от 03.07.2007 № 483/23 (с последующими изменениями).
[3] Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.
Расчет среднемесячной заработной платы по учреждению
Полагаем, что для расчета средней заработной платы целесообразно воспользоваться Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения <2> (далее — Указания) (в частности, формы П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»). В целях обеспечения сопоставимости данных о заработной плате по видам экономической деятельности в фонд заработной платы включаются (п. 83.1 Указаний):
- начисленные организациями суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное время;
- начисленные суммы оплаты труда за неотработанное время (в частности, оплата труда за период очередного, дополнительного, учебного отпусков, средний заработок на период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку (курсы повышения квалификации и т.д.), за время исполнения государственных или общественных обязанностей, время медицинского обследования, время простоя по вине работодателя либо причинам, не зависящим от работодателя и работника, доплаты до среднего заработка, начисленные сверх сумм пособий по временной нетрудоспособности, и пр.);
- компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы;
- доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты
- оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.
Фонд оплаты труда рассчитывается путем суммирования за выбранный период расчета (месяц, квартал, год либо иной период) всех выплат, имеющих отношение к оплате труда в организации.
Формула расчета средней заработной платы следующая:
СЗП = ФОТ / ССЧ / КМ,
где СЗП — средняя зарплата организации на одного работника;
ФОТ — фонд оплаты труда за период;
ССЧ — среднесписочная численность работников за период;
КМ — количество месяцев, за которые учитывается заработная плата.
Таким образом, средняя заработная плата по организации рассчитывается путем деления фонда заработной платы работников, начисленной за рассчитываемый период, на среднесписочную численность работников организации за данный период и число месяцев в периоде, за который учитывается заработная плата.
Среднесписочная численность работников также рассчитывается в зависимости от выбранного периода, она может быть среднемесячной, среднеквартальной или среднегодовой. Среднесписочная численность работников определяется на основании списочной численности работников, которая приводится на определенную дату, например на последнее число отчетного периода (п. 77 Указаний).
Пример 1. Среднесписочная численность работников учреждения за 2018 год составила 100 человек, годовой фонд оплаты труда — 38 680 000 руб.
Среднемесячная заработная плата по учреждению за 2018 год — 32 233 руб. (38 680 000 руб. / 100 чел. / 12 мес.).
Если в учреждении есть сотрудники, работающие неполное рабочее время, среднесписочная численность работников определяется в соответствии с п. 79.3 Указаний. Так, работники, которым согласно законодательству РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (работники в возрасте до 18 лет, работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, женщины, которым предоставлены дополнительные перерывы в работе для кормления ребенка, работники, являющиеся инвалидами I и II групп), а также лица, работавшие неполное рабочее время по инициативе работодателя, учитываются в среднесписочной численности работников как целые единицы.
В остальных случаях лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с их письменного согласия на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному ими времени. Расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке.
Шаг 1. Исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, путем деления общего числа отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего дня исходя из продолжительности рабочей недели, например:
— 40 часов — на 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);
— 36 часов — на 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);
— 24 часа — на 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или 4 часа (при шестидневной рабочей неделе).
Шаг 2. Определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней по календарю в отчетном месяце. При этом за дни болезни, отпуска, неявок на работу, приходящиеся на рабочие дни по календарю, в число отработанных человеко-часов условно включаются часы по предыдущему рабочему дню (в отличие от методологии, принятой для учета количества отработанных человеко-часов).
Пример 2. В учреждении 5 работников в августе 2019 года были заняты на работе неполное рабочее время: 2 работника отработали по 4 часа в день (каждый из них — по 22 рабочих дня), 3 работника — по 3,2 часа в день (22, 10 и 5 рабочих дней соответственно).
Первые из названных сотрудников, работающих неполное рабочее время, учитываются за каждый рабочий день как 0,5 человека (4 ч / 8 ч), вторые — как 0,4 человека (3,2 ч / 8 ч).
Средняя численность не полностью занятых работников — 1,7 человека ((0,5 чел. x 22 раб. дн. + 0,5 чел. x 22 раб. дн. + 0,4 чел. x 22 раб. дн. + 0,4 чел. x 10 раб. дн. + 0,4 чел. x 5 раб. дн.) / 22 раб. дн. в августе). Они учитываются при определении среднесписочной численности работников.
Соответственно, если в учреждении есть сотрудники, работающие неполный рабочий день, для исчисления среднесписочной численности работников суммируются среднесписочная численность работников с полным рабочим днем и среднесписочная численность работников с неполным рабочим временем.
Стоит отметить, что в таблице, которой руководствуются налоговики для анализа показателей уровня заработной платы, используются показатели численности работников по данным форм 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам. Поскольку в этих формах нет информации о том, работают ли сотрудники в учреждении полный рабочий день или неполное рабочее время, результат о среднемесячной заработной плате по подсчетам учреждения и налоговых инспекторов может быть различным. При необходимости учреждение может представить в налоговую инспекцию пояснения.