Размер пособия зависит от статьи увольнения?

Выплата компенсации работнику при увольнении: право или обязанность работодателя?

Климовская Анна

Как показывает судебная практика, трудовые споры во многих случаях связаны с невыплатой работнику предусмотренных трудовым договором компенсаций – особенно связанных с расторжением такого договора. Как правило, это следствие незаинтересованности работодателя в подобных материальных расходах, вытекающих из трудовых отношений, – пока работник выполняет трудовые функции, у работодателя есть стимул платить ему премии и компенсации, поскольку это, в свою очередь, дополнительно мотивирует работника к труду. В случае расторжения трудового договора подобной заинтересованности у работодателя нет.

Кроме того, выплата компенсации при расторжении трудового договора является для компании имущественной потерей, а прекращение трудовых отношений с ключевыми сотрудниками может стать негативным фактором для хозяйственной деятельности и материального положения организации в целом. Как правило, трудовые договоры с такими работниками содержат особые условия оплаты труда в виде повышенных окладов, премий в размере нескольких ежемесячных окладов или определяемых процентом от прибыли компании. К наиболее заманчивым следует отнести условия о «золотом парашюте» – так называемой выплате компенсации ключевому работнику в случае расторжения с ним трудового договора. Отсюда – рост количества подобных споров в суде.

Казалось бы, стороны должны исполнять договоры, в том числе трудовые, однако судебная практика поставила указанный принцип под сомнение. В случае установления условиями трудового договора компенсаций, не предусмотренных действующей у работодателя системой оплаты труда, либо при нарушении условиями трудового договора общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом суд вправе отказать бывшему руководителю в удовлетворении иска о взыскании с работодателя предусмотренных условиями трудового договора выплат в связи с прекращением трудового договора.

На уровне Верховного Суда РФ (определения от 15 октября 2018 г. № 1-КГ18-13; от 4 декабря 2017 г. № 89-КГ17-15 и от 8 апреля 2019 г. № 81-КГ18-27) сложился однозначный подход к оценке данной категории споров: суды отказывают в требовании о выплате компенсации на том основании, что она не предусмотрена трудовым законодательством или действующей в организации системой оплаты труда.

Как указано в Трудовом кодексе РФ, работникам устанавливаются гарантии и компенсации в некоторых случаях прекращения трудовых отношений. В частности, гл. 27 ТК регламентировано предоставление работникам гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора при ликвидации организации, сокращении численности персонала или штата (ст. 178–180), а также гарантии руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора лишь в связи со сменой собственника имущества организации (ст. 181 ТК).

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что установление в трудовом договоре несоразмерно высокой компенсации, носящей произвольный характер (т.е. сверх предусмотренных законами, иными нормативными правовыми актами или действующей в организации системой оплаты труда), расценивается как нарушение общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом.

В качестве примера приведу трудовой спор, в котором мы представляли интересы ответчика – работодателя, к которому работник предъявил иск о взыскании компенсации в размере 10 среднемесячных заработков при увольнении в связи с сокращением штата.

Учитывая высокий размер среднемесячного заработка предъявившего иск работника, сумма исковых требований была внушительной.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее условие о выплате компенсации в размере 10 средних месячных заработков – независимо от оснований прекращения договора.

В удовлетворении исковых требований суд отказал. Помимо того, что установление несоразмерно высокого размера компенсации является злоупотреблением правом, суд заключил, что бесконтрольность и экономически необоснованное определение таких выплат неизбежно приведут к нарушению прав других работников на получение зарплаты и негативно повлияют на деятельность организации.

В рамках данного спора было учтено, что истцу при увольнении по сокращению штата были выплачены выходное пособие и средний месячный заработок за период трудоустройства в соответствии с положениями ст. 178 ТК.

Решение устояло в апелляции. Как указал суд апелляционной инстанции, предусмотренная сторонами в допсоглашении к трудовому договору компенсация в данном случае могла рассматриваться только как единовременная выплата в повышенном размере, предусмотренная ч. 5 ст. 178 ТК, которую работодатель вправе выплатить взамен среднего месячного заработка за период трудоустройства.

Из этого следует, что если предусмотренная договором компенсация, связанная с прекращением трудовых отношений, превышает установленный законодательством или действующей в организации системой оплаты труда размер, взыскать подобную выплату в судебном порядке при отсутствии волеизъявления работодателя работнику будет сложно.

Что касается обязательств по выплатам премий, предусмотренных трудовым договором, на практике также сложился однозначный подход – в зависимости от того, входит спорная премия в состав зарплаты или является поощрением за труд.

Здесь стоит обратить внимание на разъяснения Конституционного Суда РФ, который в Определении от 27 июня 2017 г. № 1272-О указал: «…законодатель включает системы премирования в систему оплаты труда, что предполагает определение размера, условий и периодичности премирования в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и возможность защиты соответствующих прав работника в судебном порядке.

…Абзац четвертый части первой статьи 22 и часть первая статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляют работодателю право поощрять работника за добросовестный и эффективный труд, в том числе путем выдачи премии. Такая премия в соответствии с буквальным смыслом части первой статьи 191 названного Кодекса является одним из видов поощрения, применение которого относится к дискреции работодателя».

Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда в Определении от 27 ноября 2017 г. № 69-КГ17-22 указала: «Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя».

Таким образом, следует различать премию в виде стимулирующих выплат в составе заработной платы и поощрение в порядке ст. 191 ТК.

Премия, входящая в состав заработной платы, предоставляет работнику право на ее получение в безусловном порядке, а премия, не предусмотренная действующей у работодателя системой оплаты труда, не носит обязательный и гарантированный характер.

Общий правовой подход сводится к тому, что решение о выплате премии и определении ее размера в отношении каждого из работников является исключительной компетенцией работодателя. Суд как орган, уполномоченный рассматривать трудовые споры, не вправе вмешиваться в данный процесс, который законодателем отнесен к компетенции именно работодателя.

Как получить пособие на бирже труда при увольнении по собственному желанию

Пособие на бирже труда при увольнении по собственному желанию в 2021 году получать можно, но размер и продолжительность выплат будут зависеть от срока обращения в центр занятости и среднего заработка за последние три месяца трудоустройства. Рассмотрим, кому и когда назначается пособие, в каком размере, сколько месяцев будут платить и когда могут отказать в выплатах.

Елена Плохута

В статье расскажем:

Полагается ли пособие по безработице при увольнении по собственному желанию

Согласно ст. 31 Закона от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пособие полагается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении выплат принимается одновременно с решением о признании человека безработным.

Безработным считается гражданин, не имеющий собственного дохода по трудовому договору, как индивидуальный предприниматель, участник ООО или самозанятый.

Причина увольнения роли не играет. Если трудовой договор расторгнут по собственному желанию, можно сразу обратиться в центр занятости населения (далее – ЦЗН) за выплатами.

Кому пособие не платят

Пособие не назначается только отдельным категориям лиц:

  • работающим по трудовому или гражданско-правовому договору;
  • учредителям юридических лиц;
  • студентам образовательных учреждений, обучающимся очно;
  • предпринимателям;
  • военнослужащим (срочникам, контрактникам);
  • осужденным к лишению свободы или исправительным работам;
  • предпринимателям, нотариусам, адвокатам;
  • фермерам;
  • пенсионерам;
  • людям до 16 лет.

Во всех вышеуказанных случаях граждане получают самостоятельный доход или стипендию, поэтому пособие им не полагается.

Что изменилось с 2020 года

В 2020 году сферу безработицы коснулось много изменений, связанных с пандемией коронавируса и самоизоляцией, карантином на некоторых предприятиях:

  1. Повысили максимальный размер выплат до 12 130 р., приравняв к МРОТ. Потом МРОТ вырос до 12 792 р., но пособие оставили без изменений.
  2. Ограничения по максимальной сумме для предпенсионеров не действуют. Они могут получать ее весь срок.
  3. Отменены доплаты на детей (по 3 000 р.). Вместо этого можно оформить выплаты до трех лет, или от 3 до 7 лет.
  4. С 2020 года встать на учет можно онлайн через Госуслуги.

Без изменений осталось только одно: возврат излишне полученных сумм. Если человек оформил пособие, а потом трудоустроился или стал самозанятым, не оповестив об этом ЦЗН, полученное после этого пособие придется вернуть.

Выплаты при увольнении по собственному желанию

Выплаты при увольнении работника по собственному желанию

Отзыв заявления об увольнении по собственному желанию

Отзыв заявления об увольнении по собственному желанию

Может ли работодатель отказать в увольнении по собственному желанию

Может ли работодатель отказать в увольнении по собственному желанию

Какое пособие платят при увольнении по собственному

Минимальные и максимальные размеры выплат устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2393 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год» вне зависимости от места жительства получателей. Если безработные живут в Москве, Курске, Нижнем Новгороде или любом другом городе, границы будут одинаковы. Для некоторых регионов предусмотрены местные надбавки с учетом повышающего коэффициента.

Максимальный размер выплаты – 12 130 р. в первые три месяца, 5 000 р. – в последующие периоды. Минимальный – 1 500 р.

Для предпенсионеров все иначе – 12 130 р. вне зависимости от периода выплат, как говорилось ранее. Минимально – 1 500 р.

Согласно ст. 33 Закона 1032-1, гражданам, работавшим в последний год не менее 26 недель, в первые три месяца, полагается 75% среднемесячного заработка, с 4 по 6 месяцы – 60%. С 7 по 9 месяцы предпенсионерам платят 45%.

Обратите внимание! Если с момента увольнения прошло более одного года, назначается «минималка» — 1 500 р. То же самое касается и граждан, которые в течение последнего года работали менее 26 недель.

Пример: Человек уволился с работы, средний заработок равен 50 000 р. С момента расторжения договора прошло менее года, работал более 26 недель.
Сколько он будет получать как безработный:

50 000 х 75% = 37 500 р., но максимальный размер равен 12 130 р. – столько ему будут выплачивать первые три месяца.

50 000 х 60% = 30 000 р. Это выше «максималки» для последующих трех месяцев, будут платить 5 000 р.

Сколько месяцев выплачивается

Максимальная продолжительность выплат зависит от конкретной ситуации:

Кому выплачивается пособиеСрок (мес.)
Гражданам, уволившимся менее года назад и проработавшим от 26 недельПолгода в суммарном исчислении в течение 12 месяцев
Ранее не работавшие или уволившиеся более года назад, работавшие менее 26 недель или уволенные за нарушение дисциплиныТри месяца в суммарном исчислении в течение одного года

Пособие выплачивается дважды в месяц. Если человек ранее был снят с учета по причине длительной неявки без уважительных причин, при повторной постановке на учет выплаты не назначаются до истечения 12 месяцев с момента предыдущей регистрации в качестве безработного.

Как оформить пособие на бирже труда после увольнения: пошаговая инструкция

Чтобы зарегистрироваться в качестве безработного и получать пособие, нужно обратиться в МФЦ или напрямую в ЦЗН по месту жительства. Можно обратиться туда и при временной регистрации: как разъяснил Конституционный суд, отсутствие постоянной прописки при наличии временной не может быть препятствием для назначения выплат. Это же подтверждается и судебной практикой.

Порядок действий выглядит так:

  1. Подается заявление вместе с остальными документами.
  2. Обращение рассматривается в течение 11 дней.
  3. Руководителем ЦЗН принимается решение, ответ направляется заявителю.

Проще всего оформить пособие через МФЦ. В небольших городах ЦЗН обычно один, а МФЦ – несколько.

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Содержание и образец заявления

Заявление заполняется по форме, утвержденной Приказом Минтруда и соцзащиты от 26.02.2015 №125н «Об утверждении форм бланков…». Заявителю бланк выдадут на месте.

Какие сведения указываются в заявлении:

  • Ф.И.О.;
  • адрес места жительства;
  • паспортные данные;
  • номер телефона;
  • адрес электронной почты (при наличии);
  • согласие на обработку данных и их передачу потенциальным работодателям;
  • дата составления;
  • подпись заявителя.

Документы

Что понадобится заявителю:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • трудовая книжка и документы об образовании (если есть);
  • справка о среднем заработке за последние три месяца работы.

Если выплаты оформляет инвалид, дополнительно предоставляется программа реабилитации.

Сроки

Согласно п.7 Постановления Правительства РФ от 07.09.2012 №891 «О порядке регистрации…», сотрудник ЦЗН обязан установить следующую дату посещения для подбора подходящей вакансии не позднее 11 дней с момента подачи документов заявителем.

Стоимость

Услуга предоставляется бесплатно.

Как встать на учет в качестве безработного онлайн

Можно обойтись без визитов в МФЦ или ЦЗН, подав заявление онлайн через официальный портал «Работа в России».

Как это делается:

  1. Выберите вверху на главной странице «Встать на учет в качестве безработного» — «Подать заявление».
  2. Кликните по «Оформить пособие».
  3. Авторизуйтесь через Госуслуги.
  4. Проверьте личные данные, они вносятся автоматически.
  5. Выберите резюме.
  6. Внесите сведения о последнем месте работы.
  7. Укажите социальный статус, адрес проживания.
  8. Выберите место получения услуги.
  9. Определитесь со способом получения пособия: почтовым переводом или на банковский счет.
  10. Укажите контактные данные.
  11. Подтвердите согласие на обработку персональных данных.
  12. Отправьте заявление на проверку.

В дальнейшем приказ о признании гражданина безработным направят на электронную почту. Всю информацию можно получить в выбранном ЦЗН, обратившись по электронной почте или по телефону. Понадобится регистрационный номер заявления.

Когда могут отказать в назначении пособия

Основанием для отказа может стать предоставление подложных документов или неверных сведений. Если не хватает каких-либо справок, их попросят донести. Также в выплатах откажут, если заявитель относится к гражданам, которым они не полагаются: работает как ИП или по трудовому договору, учится на очном отделении, и т.д.

Если пособие уже назначено, его прекращают выплачивать в нескольких случаях (ст. 35 Закона 1032-1):

  1. Трудоустройство по договору или начало предпринимательской деятельности.
  2. Неявка в ЦЗН без уважительных причин более одного месяца.
  3. Прохождение профобучения со стипендией по направлению ЦЗН.
  4. Переезд в другую местность.
  5. Назначение пенсии.
  6. Лишение свободы, осуждение к исправительным работам.
  7. Смерть безработного.

Также выплаты прекращаются по письменному заявлению гражданина, отказывающегося от посредничества ЦЗН в поиске работы.

Оспаривание отказа в назначении пособия по безработице: судебная практика

Если ЦЗН отказывает в постановке на учет, можно это оспорить в рамках гражданского производства. Исковое заявление подается в районный или городской суд, ответчиком выступает ЦЗН.

Вот несколько примеров подобных дел:

    ЦЗН отказал в пособии, обосновав это предоставлением подложных сведений заявительницей. Она пыталась оспорить это в суде, но Решением № 2-1089/2015 2-1089/2015

Кому дают пособие по безработице, какой размер после увольнения по собственному желанию, при иных причинах расчета?

Если вас по какой-либо причине уволили или сократили на работе, поиск новой может занять довольно долгий период, в течение которого вы остаетесь без средств к существованию.

Но, государство позаботилось о такой категории лиц, обеспечив поддержку в виде пособия, а вот какие выплаты положены вам в той или иной ситуации рассмотрим в статье более подробно.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Основания и условия для получения

Пособие по безработице является социальной помощью для людей, оставшихся без работы, на которую они имеют право при обращении в государственные учреждения за подбором подходящих вакансий (ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 ). Размер максимальных и минимальных денежных выплат ежегодно устанавливает правительство. Реальный размер пособия по безработице у конкретного человека назначается в индивидуальном порядке.

Денежные выплаты получают только лица, признанные безработными. Именно этот статус считается основанием для начисления государственного пособия (ст. 3 Закона РФ №1032-1).

Претендовать на получение денежной помощи могут такие лица:

  • граждане, потерявшие рабочее место по причине ликвидации предприятия или сокращения персонала;
  • работники, уволившиеся по собственному желанию;
  • лица, не имеющие места работы, которые желают начать трудиться;
  • граждане, имеющие 3-ю рабочую группу инвалидности.

Инвалиды 2-й группы будут поставлены на учет в службу занятости, если в их программе реабилитации имеются указания о возможном трудоустройстве. Подробнее о том, кому положено пособие по безработице, можно узнать тут.

Претендовать на государственную помощь не вправе такие категории граждан:

  • занятые лица и имеющие источник дохода (студенты, обучающиеся на дневном отделении в учебном заведении, индивидуальные предприниматели);
  • пенсионеры, которым начисляется трудовая или пенсия по старости;
  • инвалиды 2-й нерабочей и 1-й группы;
  • лица, получающие дополнительный доход;
  • лица, которые более двух раз отказались от подходящей работы, предложенной в ЦЗН, или переквалификации;
  • приговоренные к лишению свободы на реальный срок.

Главное условие для постановки на учет и получения денежной помощи — это официальное признание человека безработным.

Этапы оформления в центре занятости и размер выплат после увольнения

Безработный для поиска новой работы и получения государственной помощи в период отсутствия заработка может обратиться в центр занятости. Ему необходимо будет пройти следующие этапы:

  1. Присвоение официального статуса безработного. Его могут получить люди, не имеющие трудовых отношений и источника дохода.
  2. Постановка на учет. При первом обращение потребуется написать заявление о постановке на учет. Сотруднику ЦЗ предъявляется ряд документов:
  • паспорт;
  • трудовая книжку с записью о предыдущем месте работы;
  • документ об образовании;
  • справка с работы, подтверждающая размер заработка;
  • свидетельство о присвоении ИНН.

Более детально о том, как встать на биржу труда и получить пособие по безработице, можно узнать тут, а обо всех необходимых бумагах для регистрации в центре занятости и какие документы нужны для получения пособия по безработице, можно узнать в этом материале.

Более детально про размер пособия по безработице можно узнать в этом материале.

Собственное желание

Сотрудник уволившийся с предприятия по собственному желанию, не лишен права стать на учет в службу занятости для поиска подходящих вакансий. Кроме этого, ему будет выплачиваться пособие. Сумма может быть разной, в зависимости от размера предыдущего дохода на предприятии за последние 3 месяца.

Денежную помощь от службы занятости можно получать каждые 12 месяцев, но если подходящая работа не была найдена в течение года, то пособие в последующие 12 месяцев будет уменьшено.

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев (ст. 31 Закона РФ №1032-1).

Денежные выплаты осуществляются каждый месяц. Их размер составит:

  • Первые 3 месяца — 75% от среднемесячного заработка.
  • Следующие 4 месяца — 60 % от этой же суммы.
  • Последующие месяца — уменьшится до 45 %.

Сокращение должности или штата

Лицу, уволенному по сокращению штата (ст. 81 ТК РФ), также положена материальная помощь от государства. Первое обращение в службу занятости должно состояться не позднее 14 дней с момента увольнения.

При постановке на учет денежные выплаты сокращенным будут назначены по истечению периода, на протяжении которого работнику выплачивается заработная плата (3 месяца от даты увольнения) (ст. 31 ФЗ №1032-1).

При расчете пособия по безработице за основу будет браться размер усредненного заработка. Процентное соотношение будет таким же, как и при увольнении работника по собственной инициативе, учитывая его максимальный размер.

В связи с ликвидацией предприятия

Согласно ст. 178 ТК РФ сотруднику, уволенному по причине ликвидации предприятия, выплачивается выходное пособие. Он должен обратиться в службу занятости не позднее 14 дней с момента увольнения.

Если регистрация в центре занятости будет сделана позднее двух недель, то пособие будет начисляться на общих основаниях.

Сумма выплат для такой категории граждан устанавливается в таком же процентом соотношении, как и в вышеперечисленных случаях. Регулируется этот вопрос ст. 33 ФЗ №1032-1. За основу при расчете пособия берется среднемесячный размер заработка.

Полный период выплат, независимо от причины увольнения, прописан в ст. 31 ФЗ №1032-1, и не может превышать в сумме 24 месяца на протяжении 36 месяцев.

При соглашении сторон

Лицо, уволившееся с работы по соглашению сторон, для признания его безработным должно в течение 2-х недель с момента увольнения встать на учет в службу занятости. Для этого понадобится справка о заработке с предприятия (подробнее о том, как оформить справку о среднем заработке для определения пособия по безработице, можно узнать тут).

Размер денежной помощи устанавливается в соответствии со ст. 33 Закона РФ №1032-1. Сумма зависит от размера зарплаты на последнем месте работы. Оплата на бирже труда при увольнении по соглашению сторон не может превышать 12 месяцев подряд.

Если человек уволен на основании статьи

У граждан, увольнение которых связано с нарушением с их стороны трудового законодательства, в трудовой книжке делается соответствующая запись с указанием ссылки на статью ТК РФ. Но, если даже сотрудник был уволен по причине, например, нарушения дисциплины, то он все равно имеет право обратиться в центр занятости для постановки на учет. Причина его увольнения отразится на размере пособия. Лицо, уволенное за какое-либо виновное действие, может претендовать только на пособие минимального размера.

Временной промежуток, на протяжении которого будет оказываться помощь, составит в сумме шесть месяцев на протяжении 12 месяцев. Общий период оказания денежной помощи для лиц, уволенных по статье, не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении за 18 месяцев.

Причины для отказа

Получать денежную помощь по безработице могут только граждане, получившие официальный статус безработного. В присвоении такого статуса будет отказано лицам, которые не достигли 16-летнего возраста, лицам пенсионного возраста (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет).

Также не может быть присвоен официальный статус безработного лицам, которые не пришли на очередной прием в ЦЗ в течение 10 дней с момента подачи документов. Если в ходе проверки выяснится, что гражданин приговорен к лишению свободы или принудительным работам, или предоставил недостоверную информацию о себе, то ему будет отказано в постановке на учет и выплате пособия.

Что делать, если отказали?

Согласно ст. 11 Закона РФ №1032-1 каждый гражданин, если он не согласен с решением ЦЗ, вправе его обжаловать. Он может обратиться в вышестоящий орган службы занятости, прокуратуру, а также подать иск в суд.

Для начала процедуры обжалования действий должностных лиц центра занятости, гражданин подает жалобу. Документ должен содержать следующую информацию:

  • наименование учреждения и данные сотрудника, чьи действия подлежат обжалованию;
  • ФИО, адрес, телефон заявителя;
  • информацию об обжалуемых решениях и действиях;
  • основания, которые выдвигает заявитель для обжалования.

Вышестоящий в порядке подчиненности орган обязан в течение месяца рассмотреть полученную жалобу. Если в удовлетворении жалобы было отказано, заявитель вправе подать иск в суд. Сделать он это должен не позже 3-х месяцев с момента нарушения его прав, или в течение месяца с момента получения отрицательного ответа на жалобу.

Для обращения в суд заявителю необходимо подготовить исковое заявление о признании в качестве безработного и выплате пособия по безработице. В документе необходимо указать такую информацию:

  • ФИО, адрес и телефон истца;
  • наименование Центра занятости (ЦЗ), чьи действия будет обжаловать истец;
  • четкое описание ситуации с указанием принятого в ЦЗ решения;
  • несогласие с вынесенным решением и основания для его опровержения (указание нормативно-правовых актов);
  • просьба о присвоении статуса безработного и выплате пособия;
  • перечень прилагаемых к иску документов;
  • дата и подпись.

При обращении в суд предоставляются следующие документы:

  1. копия справки о заработной плате;
  2. копия отказа в постановке на учет в ЦЗ (если имеется);
  3. копия трудовой книжки;
  4. копия приказа о трудоустройстве;
  5. копия приказа об увольнении;
  6. квитанция об оплате госпошлины.

Альтернативный вариант — это обращение в прокуратуру. Должностные лица организуют проверку, в ходе которой будут выяснены все подробности дела. Если возникнет необходимость, то сотрудники инициируют судебное разбирательство для устранения нарушений, допущенных ЦЗ. Гражданин, права которого нарушены, может обратиться в прокуратуру как лично, так и путем подачи письменной жалобы, отправленной по почте.

  • В каких случаях в стаж не входит период получения пособия по безработице?
  • В случае чего может быть приостановлена или прекращена выплата пособия по безработице? — задержка выплаты, снижение размера и другие проблемы.
  • Информация о выплате пособия по безработице. по безработице. граждан в России.

Центр занятости обязан поставить на учет в качестве безработного и назначить к выплате пособие всем гражданам, которые в соответствии с законодательством имеют на это право. Если лицо, претендующие на такой статус и выплаты получает отказ, что противоречит нормам закона, то такое решение может быть обжаловано выбранным гражданином способом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Как правильно рассчитать выходное пособие уволенному сотруднику

Вы думаете, это очень просто? Оказывается, что нет. Недавно этот вопрос рассматривал Конституционный Суд Российской Федерации. Поводом для рассмотрения послужила жалоба В. С. Кормуш, работницы АО «Интауголь» в городе Инта Республики Коми. С 1 января 2019 года это предприятие было ликвидировано и все сотрудники были уволены. При увольнении им выплатили выходное пособие.

В. С. Кормуш была уволена 28 декабря 2018 года, то есть в предпоследний рабочий день 2018 года. Увольнение было произведено в строгом соответствии с законом, по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, — в связи с ликвидацией организации.

При увольнении работнице было выплачено выходное пособие, рассчитанное следующим образом. Был посчитан её заработок за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года включительно (за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения), он составил 489208 рублей. Затем был рассчитан средний дневной заработок путём деления заработка за 12 месяцев на количество отработанных за этот период дней (216), он составил 2264,85 рублей. Затем была исчислена сумма выходного пособия, которое выплачивается в размере среднего месячного заработка, путём умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней по производственному календарю в месячном периоде, следующим за датой увольнения, — с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (15 рабочих дней). Сумма выходного пособия составила 33 973 руб.

Всё правильно посчитали, скажете вы. Обратимся к утверждённому Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее будем называть его «Положение»), на основании которого рассчитывается средний заработок, и посмотрим, не было ли нарушений расчёта суммы выходного пособия.

Согласно пункту 9 Положения:

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путём деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчётном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Так и было посчитано. Обратите внимание, средний дневной заработок считается за 1 рабочий, а не 1 календарный день.

В том же пункте 9 Положения говорится:

Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработкана количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Понятно, что если мы посчитали средний дневной заработок за 1 рабочий день, то и для расчёта среднего заработка за месяц, подлежащего выплате, нужно умножать этот среднедневной заработок на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате.

Именно так и поступил работодатель. Он умножил сумму среднедневного заработка на 15 рабочих дней, приходящихся на период с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (1 рабочий день в декабре и 14 рабочих дней в январе). Такое малое количество рабочих дней в месячном периоде объясняется тем, что в январе много праздничных дней.

Значит, в соответствии с Положением средний заработок был рассчитан правильно.

Но В. С .Кормуш посчитала такую сумму выплаты недостаточной и несправедливой. Вот как она рассуждала. Её средняя месячная зарплата за последний год составила 46672 рубля, значит, выплатить ей должны были на основании статьи 178 Трудового кодекса РФ среднемесячный заработок, то есть 46 672 рубля, а выплатили почти на 13 тысяч рублей меньше.

Для взыскания разницы между «справедливой» по её мнению и выплаченной суммами В. С. Кормуш обратилась с исковым заявлением в суд, доказывая, что наличие праздничных дней в месяце, за который выплачивается средний заработок (в январе 2019 года), не должно уменьшать сумму среднего заработка. Интинский городской суд Республики Коми отказал истице в удовлетворении её искового требования, обосновав свой отказ статьёй 139 Трудового кодекса РФ и упомянутым выше Положением. В решении суда отмечено:

Часть 4 статьи 112 ТК РФ, предусматривающая, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад), к спорным правоотношениям не применима. Положения указанной нормы применяются при выплате заработной платы в период выполнения работы, а не при определении размера выходного пособия и среднего заработка, сохраняемого за уволенными при ликвидации работниками на период трудоустройства.Данная выплата по своей природе является компенсационной, в связи с чем не может быть рассчитана по правилам, применяемым при определении размера оплаты труда.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик обоснованно принял для расчёта выходного пособия 15 рабочих дней.

В. С. Кормуш не стала обжаловать это решение в Верховный суд Республики Коми, а сразу обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на несоответствие Конституции РФ абзаца 4 пункта 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», состоящего из одного предложения: «Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате». И Конституционный Суд принял к рассмотрению её жалобу!

В своём Постановлении от 13 ноября 2019 года № 34-П КС РФ высказал своё мнение по этому судебному спору. Изложим его очень коротко.

На Российской Федерации лежит обязанность обеспечивать справедливые условия найма и увольнения работника, являющегося экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении, включая надлежащую защиту его прав и законных интересов при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Для реализации этих задач государство устанавливает специальные гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации.

В число указанных гарантий входит выходное пособие, предоставление и порядок определения размера которого согласуются с предписаниями статьи 12 Конвенции МОТ от 22 июня 1982 года № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя».

Часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Из буквального смысла данной нормы следует, что каждому работнику, увольняемому по названным в ней основаниям, наряду с оплатой труда (расчётом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

Размер выходного пособия не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего) и выплачивается работнику при увольнении. Выходное пособие призвано обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Соответственно, размер выходного пособия не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника.

Закрепленные Положением правила определения размера среднего заработка (месячного и дневного) по существу направлены на создание технического инструментария, обеспечивающего подсчёт заработка в установленных законом случаях, не имеют самостоятельного значения для регулирования трудовых отношений и должны применяться в системной связи с положениями Трудового кодекса РФ.

При определении размера выходного пособия на основании Положения необходимо учитывать предписания части первой статьи 178 Трудового кодекса РФ. При этом способ подсчёта среднего месячного заработка в силу своего технического, вспомогательного характера должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать её реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд.

В противном случае допускалась бы не только корректировка положений закона подзаконными нормативными актами, но и ухудшение материального положения уволенного по инициативе работодателя работника.

В пункте 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» закреплено, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

В правоприменительной практике для определения размера выходного пособия работникам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, принимается во внимание месячный период после даты увольнения работника, исходя из количества рабочих дней в котором и осуществляется расчёт.

На основании такого толкования работники, подлежащие увольнению в связи с ликвидацией предприятия, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней.

Кроме того, увольняемые по указанным основаниям работники ставятся в различное положение в зависимости от даты увольнения и наличия в календарном периоде после увольнения нерабочих праздничных дней: размер получаемого ими выходного пособия при сложившемся понимании пункта 9 Положения напрямую зависит от количества рабочих дней в периоде после прекращения трудового договора. Такой подход фактически приводит к определению размера выходного пособия на основе случайного фактора (количества рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением), что недопустимо в социальном правовом государстве.

Конституционный принцип равенства предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Из этого следует, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий, связанных с потерей работы. При этом независимо от способа подсчёта среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности.

Конституционный Суд РФ признал абзац четвертый пункта 9 Положения не противоречащим Конституции РФ, поскольку он не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Выявленный в Постановлении КС РФ конституционно-правовой смысл абзаца четвертого пункта 9 Положения является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Из этого Постановления Конституционного суда следуют важные выводы. Хотя абзац 4 пункта 9 Положения не признан противоречащим Конституции РФ и не отменён, но пользоваться им при выплате выходного пособия в некоторых случаях будет нельзя, потому что при малом количестве дней в месячном периоде после увольнения работника рассчитанная сумма выходного пособия будет отличаться в меньшую сторону от среднего месячного заработка.

В связи с этим можно предложить следующий способ расчёта суммы выходного пособия: умножать сумму среднего дневного заработка на среднее количество рабочих дней в месяце расчётного периода. В случае с В. С. Кормуш среднее число рабочих дней в месяце было бы 247 / 12 = 20.58 дней. Тогда сумма выходного пособия была бы равна 2264.85?20.58 = 46 611 рублей, то есть почти совпадала с её расчётом.

Такой подход будет соответствовать конституционно-правовому смыслу абзаца 4 пункта 9 Положения, выявленному в Постановлении Конституционного Суда РФ, и не будет ущемлять права работников.

Мы продолжим рассматривать самые сложные и интересные случаи расчёта заработной платы в нашем блоге. Не переключайтесь.

Пособие по безработице при увольнении по собственному желанию в 2021 году

Пособие по безработице при увольнении по собственному желанию в 2021 году

Сотрудники увольняются по собственному желанию достаточно часто. Обычно человек уже знает, где будет работать после увольнения. Обычно человек уже знает, где будет работать после увольнения. Но иногда происходит так, что увольнение произошло, а новое место еще не найдено. В этом случае нужно встать на учет в центр занятости.

Что такое пособие по безработице и каков общий порядок его назначения

Одним из законов, который регулируют сферу трудовых отношений, является закон «О занятости населения» №1032-1 от 19.04.1991 года.

Статус безработного можно определить на основе положений этого закона. Пособие представляет собой сумму денежных средств, которая выплачивается для поддержки безработного гражданина. Такое пособие выплачивается на протяжении определенного промежутка времени, в течение которого гражданин активно ищет место работы.

Величина пособия зачастую индивидуальна для каждого гражданина, рассчитывается на основании дохода, который бывший сотрудник получал на последнем месте работы.

Кроме получения пособия, безработные граждане, зарегистрированные на бирже труда, могут получить обучение и переквалифицироваться для более продуктивного поиска работы.

Порядок выплаты пособия по безработице для уволившегося гражданина

После постановки гражданина на учет в службе занятости, ему начинают предлагать вакансии. В период трудоустройства гражданину начисляется пособие по безработице.

Его размер зависит от следующих факторов:

-Величина дохода по последнему месту трудоустройства. При расчете берется заработная плата за последние 3 месяца

-Для тех, кого сократили, разработан специальный порядок

-Если гражданин долгое время не может найти подходящее место работы, то величина пособия снижается до 75%, 60% и 45%.

Порядок расчета пособия закреплен в постановлении Минтруда №6221 от 12.08.2003 года.

Срок выплаты пособия по безработице

По общему правилу пособия безработным гражданам назначаются на срок 12 месяцев с возможным продлением еще на 1 год.

В отношении уволившихся по собственному желанию работников действует другой срок – 6 месяцев.

Такие же нормы применяются и для тех, кто уволился по соглашению сторон.

Регистрация на бирже труда не более полугода без права продления применяется также к следующим категориям безработных:

-Для тех, кто ищет работу первый раз

-У кого длительное время отсутствует официальное трудоустройство (более 12 месяцев)

-Если сотрудник работал на последнем месте менее 6,5 месяцев

-Если увольнение произошло из – за нарушения работником правил, закрепленных в Трудовом кодексе

-Если вследствие нарушения безработный был отчислен с курсов, проводимых службой занятости

Согласно нововведениям 2021 года, выплата пособий продолжается до окончания срока выплат или до момента трудоустройства гражданина.

Что нужно для оформления пособия по безработице

Правила регистрации в центре занятости прописаны в постановлении Правительства №891 от 07.09.2012 года.

В службу занятости необходимо предоставить следующий пакет документов:

-Документы об образовании

-Справку от работодателя, заполненную в соответствии с письмом Минтруда №16-5/В-5 от 10.01.2021 года

Специалисты службы занятости примут документы и по прошествии 10 дней дадут ответ о возможности регистрации гражданина в качестве безработного.

Почему могут отказать в выплате пособия

Есть перечень случаев, при которых в выплате пособия могут отказать, даже если пособие уже назначено.

К таким случаям относятся:

-Попытка незаконной регистрации в центре занятости. Такая ситуация часто случается, когда гражданин работает нелегально и пытается получить статус безработного. В случае обнаружения таких обстоятельств ему грозит штраф до 5000 рублей

-В случае, когда безработный не посещает центр занятости более 30 дней. Для начала, его регистрация в ЦЗН будет приостановлена на срок до 30 дней, а затем может последовать снятие с учета. В случае болезни и невозможности явиться, гражданин должен предупредить об этом своего куратора

-Если гражданин переезжает и попадает под ответственность другого центра занятости, то необходимо перерегистрироваться по месту жительства

-Достижение пенсионного возраста и оформление пенсии

Уважительные причины для увольнения по собственному желанию

Увольнение по собственному желанию может быть по уважительным и неуважительным причинам. От причины зависит порядок выплаты пособия.

К уважительным причинам относятся:

-Увольнение женщины, имеющей ребенка до 14 лет

-Если на месте трудоустройства произошло чрезвычайное происшествие, вследствие которого условия труда больше не соответствуют нормам

-Наличие нарушений со стороны работодателя

-Необходимость ухода за серьезно больными близкими родственниками

-Невозможность трудиться на прежнем месте по состоянию здоровья

Увольнение по всем перечисленным случаям дает гражданину право получать не минимальное пособие, а рассчитанное исходя из заработной платы.

Читайте также  Является ли нарушением авторского права использование чужого дизайна?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]