Статья 70 ЖК РФ. Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи
1. Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя — других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
2. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
Комментарии к ст. 70 ЖК РФ
1. Право на вселение в занимаемое жилое помещение иных граждан всегда рассматривалось как одно из наиболее важных и ценных для нанимателя правомочий. Вместе с тем это правомочие нанимателя никогда не было свободно от различного рода административных ограничений. Длительное время ЖК РСФСР в качестве одного из условий вселения в жилое помещение называл необходимость соблюдения установленного порядка вселения, под которым понималась необходимость соблюдения правил о прописке (регистрации). Поэтому зачастую на практике именно с фактом прописки или ее отсутствия связывалось решение вопроса о приобретении вселившимся лицом права на то или иное жилое помещение.
Несмотря на то что цивилисты всегда выступали за отмену административных барьеров в регулировании жилищных отношений и еще заключением Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г. нормативные акты о прописке были признаны недействующими, положение ЖК РСФСР о необходимости соблюдения этих правил оставалось действующим до 25 апреля 1995 г. — до дня принятия Конституционным Судом РФ Постановления по делу о проверке конституционности ч. ч. 1 и 2 ст. 54 ЖК РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой . В этом Постановлении Конституционный Суд РФ отметил, что неопределенность юридического содержания понятия «в установленном порядке» не позволяла ответить на вопрос, какой орган и какие акты должны устанавливать этот порядок, что порождало произвольное понимание того, что оно означает по своему существу: отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен «устанавливать порядок» вселения в жилое помещение, позволял законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать его по собственному усмотрению. Правоприменительные же органы при решении вопросов вселения в жилое помещение нередко руководствовались отмененными нормативными актами.
См.: Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992 — 1996 гг. М.: Новый юрист, 1997. С. 319.
В итоге Конституционный Суд РФ признал, что содержавшееся в ст. 54 ЖК РСФСР положение об «установленном порядке» как процедуре вселения в жилое помещение при условии соблюдения режима прописки не соответствует по содержанию ст. ст. 18, 19 (ч. 1), 27 (ч. 1), 40 (ч. 1) и 55 (ч. ч. 2 и 3) Конституции РФ.
Развивая эту правовую позицию, Конституционный Суд РФ в Постановлении по делу о проверке конституционности п. п. 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, отметил, что представление гражданином такого документа, как паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), либо его надлежаще заверенной копии, порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства .
См.: Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1997 — 1998 гг. М.: Юристъ, 2000. С. 186.
2. Жилищный кодекс РФ внес изменения в регулирование отношений по вселению в жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, других граждан в качестве членов семьи нанимателя, максимально приблизив его к тому, что предусмотрено для найма (коммерческого найма) жилого помещения гл. 35 ГК РФ (о круге членов семьи нанимателя социального жилья см. комментарий к ст. 69 ЖК).
3. Одним из условий вселения новых членов семьи нанимателя в социальное жилье помимо желания нанимателя является согласие проживающих в жилом помещении граждан. Такое согласие должно быть дано в письменной форме. Введение письменной формы согласия на вселение не следует рассматривать как ужесточение правил вселения: во избежание споров между «старыми» и «новыми» членами семьи такая форма согласия не исключалась и ЖК РСФСР. Прямое указание ЖК РФ на необходимость получения письменного согласия всех проживающих на вселение нового жилья призвано предотвратить возможные конфликтные ситуации, связанные с приобретением права на жилое помещение вселившегося лица. Само по себе несоблюдение письменной формы дачи согласия на вселение нового члена семьи в жилое помещение в случае спора не должно приводить к безусловному отказу в признании права на жилое помещение за этим лицом. Комментируемый Кодекс об этом не говорит. Поэтому заинтересованное лицо вправе ссылаться на любые иные письменные доказательства того, что такое согласие давалось. В противном случае в приобретении права на жилое помещение путем вселения в него может быть отказано.
Для вселения в жилое помещение нового члена семьи требуется письменное согласие также временно отсутствующих членов семьи (см. комментарий к ст. 71 ЖК).
Согласие сонанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, требуется на вселение определенных лиц. К их числу относятся супруг, дети и родители нанимателя. Вселение указанной категории граждан допускается вне зависимости от того, будет наниматель признаваться после их вселения нуждающимся в получении социального жилья вследствие уменьшения его площади до учетной нормы, дающей право постановки на учет нуждающихся в получении социального жилья, или не будет.
4. Для вселения в жилое помещение в качестве членов семьи других граждан (родственников любой степени родства, фактического супруга и т.д.) наниматель социального жилья должен получить не только согласие проживающих с ним в жилом помещении членов семьи (включая временно отсутствующих), но и согласие наймодателя. Требование согласия наймодателя для вселения в жилое помещение этой категории граждан направлено, по-видимому, на предотвращение возникновения у нанимателя одного из оснований нуждаемости в получении другого жилого помещения по договору социального найма, т.е. уменьшения общей площади занимаемого жилого помещения до учетной нормы (см. комментарий к ст. 50 ЖК), что, как исключение, допустимо лишь в отношении его супруга, детей и родителей. В связи с этим ЖК РФ прямо указывает на то, что наймодатель может запретить вселение некоторых граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь занимаемого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы, которая устанавливается органом местного самоуправления, а в ряде случаев — законом субъекта Федерации или федеральным законом .
Типовой договор социального найма, как представляется, необоснованно позволяет наймодателю запрещать вселение к нанимателю любых членов его семьи, если после такого вселения общая площадь на одного члена семьи станет меньше учетной нормы.
Такое ограничение для вселения новых членов семьи ранее не было известно ЖК РСФСР. Представляется, однако, что в том случае, когда вселение к нанимателю социального жилья, например, дальнего родственника действительно вызвано необходимостью и какими-либо заслуживающими внимания обстоятельствами (болезнью нанимателя, за которым требуется уход, и т.д.), наймодатель вправе разрешить такое вселение независимо от допустимого уменьшения размера общей жилой площади. Этот вывод может быть сделан как из формулировки ст. 70 ЖК РФ, которая говорит фактически о праве, а не об обязанности наймодателя запретить такое вселение, так и на основании здравого смысла. Вместе с тем следует иметь в виду, что понуждение наймодателя к даче такого согласия на вселение в судебном порядке невозможно.
В том случае, если член семьи нанимателя жилого помещения все-таки вселился в него без согласия наймодателя, такое вселение следует рассматривать как самоуправное и не порождающее права члена семьи на жилое помещение. Выселение самоуправно вселившегося лица ЖК РФ не предусматривает. Вместе с тем это не лишает наймодателя права поставить вопрос о выселении самоуправно вселившегося лица по правилам ГК РФ (см. комментарий к ст. 91 ЖК).
5. В ЖК РФ неизменным осталось правило, согласно которому на вселение к родителям их несовершеннолетних детей (т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста) не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя. Это правило распространяется и на вселение несовершеннолетних детей к бывшим членам семьи нанимателя социального жилья, если они остались проживать в этом же помещении. Представляется, однако, что целесообразнее было бы говорить об упрощенном порядке вселения в жилое помещение недееспособных детей нанимателя, учитывая, что они могут вступить в брак до 18 лет, и т.д.
6. Вселившиеся члены семьи нанимателя приобретают наравне с ним права и обязанности, определенные договором социального найма жилого помещения. Равный объем этих прав и обязанностей вытекает из положений ст. 69 (ч. 2) ЖК РФ.
В отличие от ЖК РСФСР ЖК РФ не предусматривает возможности ограничения прав вселившегося члена семьи нанимателя по пользованию жилым помещением соглашением сторон. Поэтому в настоящее время недопустимо ограничивать право пользования жилой площадью нового члена семьи нанимателя соглашением, по которому вселившееся лицо приобретало бы право пользования, к примеру, только одной комнатой в трехкомнатной квартире.
7. Факт вселения в жилое помещение нового члена семьи нанимателя должен быть отражен в договоре социального найма в целях определенности возникших отношений, осведомленности о правах и обязанностях сторон. Именно в таком контексте следует рассматривать положение ч. 2 комментируемой статьи. Вместе с тем изменение договора социального найма жилого помещения при вселении нового члена семьи нанимателя может касаться многих его условий, связанных в т.ч. с размером вносимой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, появлением новых правомочий, например на замену жилого помещения по состоянию здоровья, и т.д.
Какие документы являются основанием для вселения в жилое помещение?
Основаниями для вселения в жилое помещение могут выступать договоры (договор социального найма, договор купли-продажи и др.), заявление собственника (нанимателя) жилого помещения о предоставлении его другому лицу, решения суда и др.
Граждане, законно находящиеся на территории РФ, вправе свободно выбирать жилые помещения для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных предусмотренных законодательством основаниях (ч. 2, 4 ст. 1 ЖК РФ).
Основания возникновения жилищных прав и обязанностей
Жилищные права и обязанности возникают (ст. 10 ЖК РФ):
из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение
К документам, являющимся основанием для вселения лица в жилое помещение, относятся (фасет 207 ОК 018-2014. Общероссийский классификатор информации о населении (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст)):
1.Ордер.
Указанный документ до 01.03.2005 являлся единственным основанием для вселения в предоставленное гражданину жилое помещение в доме государственного или общественного жилищного фонда, на основании которого с гражданином заключался договор найма. В настоящее время ордер на жилое помещение не выдается (ст. ст. 47, 51 ЖК РСФСР; ч. 1 ст. 2 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
2.Договор.
К договорам, на основании которых возникает право на вселение граждан в жилое помещение, в частности, можно отнести (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 549, п. 1 ст. 567, п. 1 ст. 572, п. 1 ст. 671, п. 1 ст. 672 ГК РФ; п. 1 ч. 3 ст. 19, ч. 1 ст. 60, ч. 1 ст. 76, ч. 1, 2 ст. 77, ч. 1 ст. 91.1, ч. 1 ст. 92, ч. 1 ст. 100 ЖК РФ):
договор, на основании которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение (например, договор купли-продажи, дарения, мены);
договор социального найма, в соответствии с которым гражданам предоставляются для проживания жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда;
договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, в соответствии с которым гражданам предоставляются для проживания жилые помещения жилищного фонда социального использования;
договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, в соответствии с которым наниматель жилого помещения по договору социального найма при определенных условиях передает часть занимаемого им жилого помещения, а в случае временного выезда все жилое помещение в поднаем;
договор найма специализированного жилого помещения, в соответствии с которым гражданам для временного проживания предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда (например, служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда);
договор найма жилого помещения, в соответствии с которым собственник жилого помещения предоставляет это помещение гражданину за плату во владение и пользование для проживания в нем.
3.Заявление лица, предоставившего другому лицу жилое помещение.
В частности, для регистрации гражданина по месту жительства или по месту пребывания, в органы регистрационного учета представляется соответствующее заявление, которое подписывается в том числе собственником или нанимателем жилого помещения (п. п. 40, 48 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984).
4.Иной документ, являющийся основанием для вселения лица в жилое помещение.
К таким документам, в частности, можно отнести (п. 1 ст. 209, п. 4 ст. 218, п. 1 ст. 1162 ГК РФ; ч. 1, 2 ст. 124, ч. 1 ст. 129 ЖК РФ; ч. 2 ст. 13 ГПК РФ; Апелляционные определения Московского городского суда от 04.12.2019 по делу N 33-54369/2019, от 28.02.2020 по делу N 33-8409/2020, от 18.09.2020 по делу N 33-35227/2020):
свидетельство о праве на наследство;
решение общего собрания членов жилищно-строительного или жилищного кооператива;
справку о выплате пая в жилищном или жилищно-строительном кооперативе;
решение суда (в частности, о признании права собственности на жилое помещение, об устранении препятствий в пользовании жилым помещением и т.д.).
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Получение согласия нанимателем на вселение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи в жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма
2.1. Лицами, имеющими право на получение Муниципальной услуги, могут выступать граждане Российской Федерации, являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма муниципального жилищного фонда социального использования Городского округа Подольск (далее – Заявитель), изъявившие желание вселить в занимаемое ими жилое помещение по договору социального найма членов своей семьи (за исключением супругов, детей и родителей Заявителя).
2.2. Интересы лиц, указанных в пункте 2.1 настоящего Административного регламента, могут представлять иные лица, действующие в интересах Заявителя на основании документа, удостоверяющего его полномочия, либо в соответствии с действующим законодательством – законные представители (далее – представитель Заявителя).
Органы и организации, участвующие в предоставлении услуги:
5.1. Органом, ответственным за предоставление Муниципальной услуги, является Администрация.
5.2. Непосредственное предоставление Муниципальной услуги осуществляет структурное подразделение Администрации – отдел учета и распределения жилья Администрации Городского округа Подольск (далее – Отдел).
Основания для обращения и результаты предоставления услуги:
6.1. Результатом предоставления Муниципальной услуги является:
- 6.1.1. уведомление о получении согласия на вселение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи в жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма по форме согласно Приложению № 3 к настоящему Административному регламенту.
- 6.1.2. уведомление об отказе в предоставлении Муниципальной услуги, при наличии оснований для отказа в предоставлении Муниципальной услуги, указанных в подразделе 13 настоящего Административного регламента, которое оформляется в соответствии с Приложением № 4 к настоящему Административному регламенту.
6.2. Результат предоставления Муниципальной услуги оформляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью начальника Отдела, который направляется Заявителю способом, указанным в заявлении на оказание Муниципальной услуги, посредством Модуля оказания услуг единой информационной системы оказания государственных и муниципальных услуг Московской области (далее – Модуль оказания услуг ЕИС ОУ). Оригинал результата предоставления Муниципальной услуги хранится в Отделе.
Срок предоставления услуги:
8.1. Срок предоставления Муниципальной услуги не превышает 30 (тридцати) календарных дней с даты регистрации Заявления и документов о предоставлении Муниципальной услуги в Администрации.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги:
10.1. Перечень документов, необходимых для предоставления Муниципальной услуги, подлежащих обязательному предоставлению Заявителем:
- 10.1.1. Заявление о предоставлении Муниципальной услуги по форме, приведенной в Приложении № 6 к настоящему Административному регламенту;
- 10.1.2. копии документов, удостоверяющих личность Заявителя (ответственного нанимателя) и личность гражданина, изъявившего желание на вселение в качестве проживающего совместно с ним члена семьи (паспорт или иной документ, его заменяющий);
- 10.1.3. копии документов, удостоверяющих личность представителя Заявителя, в случае обращения за предоставлением Муниципальной услуги представителя Заявителя;
- 10.1.4. документ, подтверждающий полномочия представителя Заявителя, в случае обращения за предоставлением Муниципальной услуги представителя Заявителя;
- 10.1.5. копии документов, подтверждающих семейные отношения нанимателя и гражданина, вселяемого в качестве проживающего совместно с ним члена семьи нанимателя: свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака и др.;
- 10.1.6. согласие членов семьи нанимателя, в том числе временно отсутствующих членов семьи, на вселение гражданина в качестве проживающего совместно с ним члена семьи нанимателя согласно Приложению № 6 настоящего Административного регламента;
- 10.1.7. копия документа, подтверждающего право вселения нанимателя в жилое помещение (Ордер на жилое помещение), в случае его заключения до 01.03.2005.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги, которые находятся в распоряжении Органов власти:
11.1. Документы, необходимые для предоставления Муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, и которые орган местного самоуправления (далее – ОМСУ) запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия:
- 11.1.1. Выписка из финансового лицевого счета.
- 11.1.2. Выписка из домовой книги.
- 11.1.3. Выписка из карточки регистрации и поквартирной карточки.
- 11.1.4. Договор социального найма жилого помещения (в случае его заключения Администрацией после 01.03.2005).
- 11.2. Документы, указанные в пункте 11.1 настоящего Административного регламента, могут быть представлены Заявителем по собственной инициативе. Непредставление Заявителем указанных документов не является основанием для отказа Заявителю в предоставлении Муниципальной услуги.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления услуги:
12.1. Основаниями для отказа в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления Муниципальной услуги, являются:
- 12.1.1. обращение за Муниципальной услугой, предоставление которой не предусматривается настоящим Административным регламентом;
- 12.1.2. представление Заявления, подписанного неуполномоченным лицом;
- 12.1.3. представление Заявления, оформленного не в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента;
- 12.1.4. представление документов, содержащих исправления, не заверенные в установленном законодательством порядке, подчистки, исправления текста.
- 12.1.5. представление документов, текст которых не позволяет однозначно истолковать содержание;
- 12.1.6. представление документов, утративших силу.
12.2. Дополнительными основаниями для отказа в приеме (регистрации) документов, необходимых для предоставления Муниципальной услуги, при направлении обращения через РПГУ является:
- 12.2.1. некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса РПГУ (отсутствие заполнения, недостоверное, неполное либо неправильное заполнение, не соответствующее требованиям, установленным настоящим Административным регламентом);
- 12.2.2. представление электронных копий (электронных образов) документов, не позволяющих в полном объеме прочитать текст документа и / или распознать реквизиты документа;
- 12.2.3. несоблюдение требований, предусмотренных пунктами 21.2 и 21.3 настоящего Административного регламента.
12.3. Письменное решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления Муниципальной услуги, оформляется по форме согласно Приложение № 8 к настоящему Административному регламенту, подписывается уполномоченным должностным лицом и выдается (направляется) Заявителю с указанием причин отказа не позднее следующего рабочего дня после получения Администрацией документов.
Решение об отказе в приеме электронного заявления и документов подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица Администрации и направляется в Личный кабинет Заявителя не позднее следующего рабочего дня после получения Заявления.
Условия получения временной прописки и образец заявления о согласии собственника на регистрацию
Регистрация по месту пребывания требуется, если человек намерен проживать по конкретному адресу более девяноста дней. Обязательным условием оформления временной прописки является получение согласия собственника жилья. В противном случае оформить регистрацию нельзя. Собственник вправе доверить представление своих интересов законному представителю.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !
Нужно ли разрешение всех владельцев для прописки на время по месту пребывания?
По правилам статьи 288 Гражданского кодекса РФ собственник имеет полное право единолично распоряжаться своим имуществом, в том числе и недвижимостью. Он может дарить, продавать, завещать, обменивать, сдавать его в аренду и наем. Такое право регистрируется в Росреестре. У собственника есть соответствующее свидетельство, подтверждающее данный факт.
По этой причине согласие собственника является обязательным условием при оформлении временной регистрации. Если недвижимость принадлежит нескольким людям на правах долевого владения, то потребуется получить согласие каждого.
О нюансах и порядке временной регистрации по месту пребывания читайте тут.
Когда можно прописаться без разрешения?
Временная регистрация без согласия невозможна, поскольку оно является обязательным условием. То есть прописаться в чужое жилье без положительного ответа владельца нельзя. В то же время законом предусмотрены некоторые исключения.
- Первое относится к несовершеннолетним детям. Они могут быть зарегистрированы по одному со своими законными представителями адресу, даже без согласия собственника.
Это возможно с соблюдением следующих условий:
- Дети должны быть зарегистрированы именно вместе со своими родителями или опекунами.
- Законные представители несовершеннолетних должны уже иметь прописку на момент регистрации детей.
Требования к заявлению лица, предоставляющего место для проживания
Формы согласия собственника, обязательной к использованию, законом не определено. Приказ МВД России от 31 декабря 2017 года № 984 указывает только на то, что документ должен быть оформлен. Данный нормативный акт предусматривает две формы согласия – письменную и электронную. В обоих случаях на документе должна стоять подпись собственника.
В тексте нельзя использовать фразы и слова, оскорбляющие человеческое достоинство, а также ненормативную лексику. Не допускаются также помарки и исправления..
Правила составления заявления
В согласии собственника должна быть указана следующая информация:
- Название регистрирующего органа, в который направляется обращение.
- Информация о собственнике жилья – фамилия, имя, отчество полностью, адрес проживания и электронной почты, контактный телефон, серия, номер и дата выдачи паспорта, число, месяц и год рождения.
- Место оформления согласия.
- Адрес регистрации самого собственника.
- Данные регистрирующегося лица – фамилия, имя, отчество полностью, серия, номер и дата выдачи паспорта, число, месяц и год рождения.
- Согласие собственника.
- Адрес квартиры, в которой будет зарегистрирован человек.
- Дата оформления документа.
- Подпись собственника.
В завершении должна стоять заверительная надпись нотариуса или специалиста, принявшего обращение.
- Скачать бланк согласия на временную регистрацию от собственника
- Скачать образец согласия на временную регистрацию от собственника
Про оформление заявления на временную регистрацию узнайте здесь.
Способы передачи документа
Согласие должно быть передано в орган регистрационного учета. Это можно сделать несколькими способами. К ним отнесены:
- Личное представление.
- Почтовая пересылка.
- Обращение в паспортный стол или МФЦ.
- Пересылка через интернет.
О том, можно ли сделать временную регистрацию в МФЦ и как оформить, читайте тут.
Нужно ли личное присутствие владельцев при оформлении?
Собственники должны присутствовать в процессе оформления временной регистрации. Это является обязательным условием. В таком случае специалист, который принимает документы, сможет убедиться, что на владельцев имущества не было оказано психологического или физического давления. Такой подход позволит избежать фактом мошенничества.
В каком случае кто-то из них может отсутствовать?
Закон позволяет осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания и в случае личного отсутствия одного из собственников. Причины могут быть различными – заболевание, командировка, нахождение на отдыхе. Законом перечень обстоятельств не установлен. Но любой может поручить выполнять действия в своих интересах законному представителю. В некоторых случаях это является даже обязательным условием, например, в отношении несовершеннолетних или недееспособных.
Требованиями, которые предъявляются к законному представителю, являются его возраст и полноценность. Такой человек должен достичь возраста восемнадцати лет и быть полностью дееспособным. Следует отметить, что это право человека, а не его обязанность. То есть он может отказаться. В процессе регистрации законный представитель подтверждает свои полномочия предъявляя паспорт и доверенность, оформленную собственником.
Требования к доверенности
Доверенность должна отвечать определенным требованиям. Она оформляется в письменном виде и вручается под роспись законному представителю.
В тексте документа должно быть указано следующее:
- Дата составления. Она указывается прописью.
- Место оформления документа.
- Сведения о собственнике и его законном представителе – фамилия, имя, отчество, дата рождения и паспорта, каждого.
- Круг полномочий законного представителя. В данном случае это будет подтверждение согласия на регистрацию человека по месту пребывания.
- Подпись инициатора.
- Заверительная надпись нотариуса. Она должна содержать все данные о специалисте.
- Регистрационный номер.
Собственник может оформить несколько видов доверенности:
- Разовая. Оформляется для совершения одного действия. Прекрасно подойдет для временной регистрации.
- Специальная. Она может быть выдана для совершения ряда аналогичных действий, на протяжении определенного срока. Актуальна в случае если человек предоставляет жилье постоянно, например, осуществляя предпринимательскую деятельность по сдаче квартиры в наем.
- Генеральная. Используется в случаях, когда человек доверяет своему представителю совершать от своего имени действия разного характера. Для временной регистрации не подойдет, поскольку возникает риск того, что законный представитель воспользуется такой возможностью в корыстных целях.
Доверенность утрачивает свою силу в случаях:
- Смерти собственника.
- Истечения срока действия доверенности.
- Признание инициатора или законного представителя, ограниченным в дееспособности и также отсутствующим без вести.
Для этого нужно обратиться к нотариусу. Если срок действия не указан, то доверенность будет действительной в течение одного фактического года с момента её выдачи. Такое правило указано в статье 186 Гражданского кодекса РФ. Максимальный срок действия доверенности законодательством не ограничен.
Статья 186 ГК РФ. Срок доверенности
- Если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.
Для того, чтобы оформить временную регистрацию, необходимо выполнить обязательные условия. К ним отнесены согласия собственников, личное присутствие владельцев или их законных представителей. Согласия не будет требоваться только в случае, если вопрос касается регистрации несовершеннолетних вместе со своими родителями, либо человек владеет долей недвижимости, в которой он намерен зарегистрироваться.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Согласие собственника на регистрацию по месту жительства
В каких случаях закон требует получения согласия собственника на регистрацию по месту жительства
Для регистрации физлица по месту жительства необходимо представить в паспортную службу МВД следующий комплект документации (п. 49 административного регламента. утв. приказом МВД России от 31.12.2017 № 984, далее — регламент № 984):
- Удостоверяющий личность документ.
- Заявление о регистрации (более подробно о нем рассказывается в нашей статье по ссылке Заявление о регистрации по месту жительства — образец).
- Документ, являющийся основанием для вселения на данную жилплощадь. К такой документации, например, относятся правоподтверждающий документ на соответствующий объект недвижимости (свидетельство на право собственности или выписка из ЕГРН), решение суда и др.
- Согласие лица/лиц, предоставивших данное жилое помещение заявителю (т. е. разрешение собственника такой жилплощади).
Таким образом, согласие собственника относится к обязательной документации, без которой процедура регистрации лица в жилом помещении не может быть проведена. Хотя и из данного правила имеются свои исключения, о которых мы расскажем в следующем подразделе нашей статьи.
Подробно о порядке регистрации по месту жительства гражданина РФ читайте материал, подготовленный экспертами КонсультантПлюс. Оформить бесплатный полный доступ к системе КонсультантПлюс на 2 дня можно по ссылке.
Когда получать согласие от собственника квартиры не нужно
Получение согласия от собственника квартиры на регистрацию в ней гражданина не требуется в перечисленных ниже ситуациях:
- Осуществляется регистрация лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, ведущим кочевой/полукочевой образ жизни. Процедура производится без получения согласия собственника квартиры в силу особенностей образа жизни данных граждан (п. 26(1) правил регистрации. утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, далее — правила № 713, п. 51 регламента 84).
- Регистрация по месту проживания лиц, не достигших возраста 14 лет и проживающих вместе с родителями или иными законными представителями (п. 28 правил № 713). Более подробно об этом рассказывается в статье Регистрация несовершеннолетних детей по месту жительства родителей. Регистрировать по месту жительства несовершеннолетнего гражданина, уже достигшего возраста 14 лет, отдельно от законных представителей нужно в общем порядке (в т. ч. при наличии согласия собственника соответствующего жилого помещения).
Важно! Согласно разъяснениям правоприменителя член семьи нанимателя/собственника жилого помещения имеет право вселить в данное помещение своих несовершеннолетних детей даже без согласия на то нанимателя/собственника такого помещения (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14).
На практике под вселением в данном случае понимается не только фактическое вселение, но и регистрация по месту жительства (например, решение Алуштинского горсуда Респ. Крым от 15.06.2017 по делу № 2-606/2017).
Кто может получить согласие от собственника на регистрацию по месту жительства
Собственник жилого помещения имеет право распоряжаться им по своему усмотрению (с учетом некоторых ограничений, предусмотренных законодателем). При этом ограничений в отношении его правомочий давать согласие на регистрацию в нем иных лиц закон не устанавливает.
Обратите внимание! Собственник квартиры может разрешить регистрацию по месту жительства в ней не только членам своей семьи, но и прочим лицам, включая граждан иных государств и лиц без гражданства.
При этом регистрация лиц, не являющихся гражданами РФ, производится в соответствии с законом «О миграционном учете. » от 18.07.2006 № 109-ФЗ.
Указывается, что основания для регистрации такого лица в жилом помещении определены жилищным законодательством (п. 1 ст. 15 закона «О миграционном учете. »). Среди них, как мы уже выяснили, — согласие собственника помещения на регистрацию в нем такого лица, если иностранное лицо / лицо без гражданства планирует зарегистрироваться по месту жительства в помещении, принадлежащем на праве собственности иному лицу на территории РФ.
Дополнительную информацию по данному вопросу можно получить из других материалов нашего сайта, например статьи Штраф за проживание без регистрации по месту жительства.
Важно! Собственник может давать согласие не только на регистрацию в его собственности иных лиц, но и другие виды согласия, например на регистрацию по этому адресу ООО (более подробно об этом — в статье Что нужно для регистрации ООО в квартире?) и т. д.
Образец согласия на регистрацию по месту жительства
Унифицированного образца такого документа не утверждено, поэтому он может составляться в свободной форме. Регламент № 984 устанавливает только требование о том, что такое согласие обязательно должно быть выражено письменно и заверено нотариусом или лицом, осуществляющим прием документов (п. 49.4 регламента № 984). Согласие, представляемое электронно, должно быть подписано электронной подписью собственника либо содержать электронные образы согласия, удостоверенного лицом, ответственным за прием документов либо нотариусом (п. 52.3 регламента № 984).
В целом структура согласия может быть следующей:
- сведения о соответствующем регистрирующем органе т. е. тероргане МВД РФ, п. 2 правил № 713;
- сведения о собственнике жилого помещения, предоставляющем рассматриваемое согласие: ФИО, паспортные реквизиты, дата и место рождения, адрес регистрации;
- сведения о жилом помещении: тип (квартира, дом, комната), адрес;
- сведения о документах, удостоверяющих право собственности на такое помещение;
- сведения о лице, которому дается согласие на регистрацию в данном помещении: ФИО, паспортные данные, дата и место рождения;
- выраженное согласие собственника жилого помещения на регистрацию в нем указанного лица;
- дата составления согласия;
- подпись собственника.
Обратите внимание! Если квартира находится в собственности нескольких лиц, согласие необходимо получить от каждого из них. Подобное согласие требуется при вселении лиц в квартиру, предоставленную по договору найма (п. 94.4 регламента № 984).
Итак, согласие от собственника жилплощади на регистрацию иного лица по адресу проживания входит в комплект документов, обязательных к представлению в регорган при осуществлении данной процедуры. Этот документ не требуется только при регистрации в одном жилом помещении проживающих совместно с кем-либо из законных представителей новорожденного или иных не достигших совершеннолетия лиц младше 14 лет.