Какой штраф за посадку и высадку пассажиров в неположенном месте?
Высадку пассажиров в неположенном месте наиболее часто производят не водители легковых машин, а водители общественного транспорта. К таким сотрудникам можно отнести водителей троллейбусов и автобусов. Но наиболее часто нарушают водители именно маршруток, поскольку пассажиры часто просят остановить там, где нет остановки. Действует так называемое правило «остановка по требованию». И далее, как раз о том, какие штрафы предусмотрены за такие нарушения.
Размер штрафа за посадку или высадку людей в неустановленном месте
Нужно понимать, что штрафы установлены не только для конкретного вида транспорта, а для всех типов – от троллейбуса до рейсового автобуса. Регламентирует такие нарушения КоАП, следовательно, последствия для водителя также лежат в плоскости административных взысканий. Самый распространённый вариант – это штраф.
- Штраф за повтор данного нарушения для водителей маршрутного автотранспорта — 3000 рублей.
- Штраф для водителей маршрутного автотранспорта — 5000 рублей.
- Штраф для владельцев частного автотранспорта — 500-3000 рублей, в зависимости от нарушения.
Штраф за посадку или высадку пассажиров в неустановленном месте
Административным правом за незаконную посадку и высадку пассажиров в местах, которые официально не являются местами посадки/ высадки, предусмотрен штраф. Размер штрафа в 2019 году составляет три тысячи рублей.
Штраф за повторную высадку пассажиров в неположенном месте
Если водитель общественного транспорта будет замечен в совершении такого преступления повторно, то размер штрафа увеличится на 2 тысячи. Придется заплатить уже пять тысяч рублей.
И здесь возникает вопрос о том, в течение какого периода нарушение считается повторным. Для этого установлен период в 1 год. Если же год после первичного нарушения прошел, то зафиксированная остановка в неустановленном месте опять будет наказана штрафом в три тысячи рублей. Выписать штраф на 5 тысяч рублей не имеют права.
Кто может оказаться нарушителем
Нарушителем может оказаться любой водитель общественного транспорта, который осуществляет пассажирские перевозки, и высадил или посадил людей в месте, в котором этого делать было нельзя. Это могут быть водители маршрутки, автобуса, троллейбуса, трамвая. Практика показывает, что с трамваями и троллейбусами такие ситуации редкость. Наиболее часто нарушают водители маршрутного такси.
Ответственность для водителей маршрутного автотранспорта
Ответственность для водителей, в первую очередь, заключается в административной ответственности, то есть в уплате штрафа. Нужно понимать, что и остановки по требованию в некоторых регионах «допустимы», а поэтому у водителей таких регионов ответственность в разы ниже, чем ответственность водителей в других населенных пунктах.
Ответственность для владельцев частного автотранспорта
Для водителей частного транспорта также существует ответственность за высадку людей в месте, которое для этого не оборудовано. Но размер штрафа меньше. Он может составлять и 500 рублей. Максимальная сумма – до 3000 рублей. Здесь главное знать, какие места могут считаться таковыми, где не разрешена посадка/высадка:
- на пешеходном переходе;
- недалеко от пешеходного перехода – остановка до 5 метров от указанного места;
- на трамвайных путях;
- железнодорожных переездах;
- на перекрестках.
Кто может оштрафовать
Особенность в том, что штрафовать таких нарушителей не могут сотрудники ГИБДД. Это не в их компетенции. Общественный транспорт подконтролен государственному транспортному надзору. Следовательно, и выписывать штрафы водителям общественного транспорта могут сотрудники данного надзора. Если же остановку осуществил водитель не общественного транспорта, а водитель легкового транспорта, то штраф выписывают сотрудники ГИБДД.
Защита прав при перевозках на городском автомобильном транспорте
Транспортное обслуживание населения осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей», Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ФЗ от 08.11.2007 № 259), Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112).
Решение об открытии, изменении, закрытии, определении вида маршрута регулярных перевозок принимает администрация города, и данную информацию доводит до сведения населения посредством публикации ее в средствах массовой информации и размещения на сайте администрации муниципального образования. Перевозки пассажиров по маршрутам осуществляются с использованием городских автобусов различных типов и категорий, на основании договора об организации перевозок пассажиров и багажа, заключаемым МУ «Транспортное управление» с перевозчиком. Движение транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок производится по расписанию, которое составляется для каждого остановочного пункта маршрута, где предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.
Нередко пассажиры сталкиваются с ситуацией, когда по причине транспортных коллапсов, ставших в последнее время частым явлением на дорогах, водители транспортных средств самовольно меняют маршруты, объезжая «пробки» по другим улицам, вынуждая пассажиров пешком (либо пересаживаясь на другой транспорт) добираться до места назначения. Таким образом, нарушаются права пассажиров (потребителей) на получение оказываемой услуги надлежащего качества, предусмотренной ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.
Основными принципами организации и осуществления транспортного обслуживания населения являются: безопасность выполнения пассажирских перевозок, качество транспортного обслуживания населения, доступность транспортных услуг для населения, контроль за соблюдением установленных условий выполнения регулярных перевозок и др.
В последнее время, по причинам тех же транспортных коллапсов, участились случаи остановок транспортных средств на середине дороги, устраивания водителями автобусов гонок, долгих стоянок на остановках в мороз с открытыми дверями, что подвергает опасности жизнь и здоровье пассажиров и нарушает права пассажира на получение оказываемой услуги надлежащего качества, а также и безопасной для его жизни и здоровья.
Обязанности перевозчика в отношении пассажиров возникают еще до посадки их в транспортное средство. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажира только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки. Посадка и высадка пассажиров производится только на остановках, остановка по требованию пассажира (в маршрутных такси), должна производиться без нарушения правил дорожного движения. В том числе, перевозчик обязан:
- обеспечивать перевозку пассажиров по установленному маршруту и расписанию, и не имеет права отменять установленные по маршруту регулярных перевозок рейсы или изменять расписание движения без предварительного согласования с МУ «Транспортное управление»,
- обеспечивать соответствие количества пассажиров вместимости транспортного средства,
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и др.
Ответственность перевозчиков за вред, причиненный жизни или здоровью (или имуществу) пассажира, определяется по правилам главы 59 ГК РФ и ст. 14 Закона о «Защите прав потребителей», если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Для того, чтобы определить период перевозки пассажира, в течении которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира и (или) его имуществу, перевозка пассажира включает в себя период посадки и высадки пассажира в (из) транспортного средства и период в течении которого пассажир находится в транспортном средстве.
На основании Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору (ст.4 вышеуказанного Закона), а потребитель, в свою очередь, имеет право на получение оказываемой услуги надлежащего качества и безопасной для его жизни, здоровья и имущества (ст.7 Закона).
К примеру: Вы воспользовались услугами перевозки в маршрутном такси, данная услуга оказалась ненадлежащего качества, факт заключения договора подтверждается приобретением билета на проезд, следовательно, Вы можете требовать соблюдения Ваших потребительских прав при выполнении услуги. А именно: Вы вправе обратиться в МУ «Транспортное управление» с претензией, где укажете дату, время, номер маршрута (автобуса) и факт некачественной услуги (гонка по улице с опасностью для жизни и здоровья пассажиров, холод в салоне, изменение маршрута (и как следствие причинение убытков в связи с потерей времени, средств), и т.д.
Если же, при оказании услуги причинен вред Вашему здоровью или имуществу, либо вред Вашим близким, то Вы имеете право требования полного возмещения вреда, причиненного вследствие недостатка услуги (ст.14 Закона о защите прав потребителей, параграф 3 гл.59 ГК РФ), а также компенсации морального вреда (ст.15 Закона ОЗПП, параграф 4 гл.59 ГК РФ). Перед подачей иска в суд пострадавший может написать претензию в адрес компании перевозчика для урегулирования вопроса в досудебном порядке (ст. 39 гл. 7 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 ФЗ № 259). Перевозчик обязан рассмотреть предъявленную претензию и о результатах рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в тридцатидневный срок.
Посадка, высадка пассажиров в неположенном месте
Поговорим о правильности посадки и высадки пассажиров. Над этим вопросом задумываются не часто, скорее всего только тогда, когда их за несоблюдение ПДД штрафует. Бывает и так, что водитель высаживает пассажира на светофоре, пренебрегая его безопасностью.
Раз на раз конечно не приходится, но всё-таки случаи, в которых из-за этого пренебрежения страдают люди, есть. Общественный транспорт должен останавливаться и высаживать людей только на специально оборудованных остановках. Помните, кстати, маршрутки, которые останавливались по просьбе практически везде, где было необходимо. Сейчас конечно так делать нельзя, придётся ждать своей остановки.
Чаще всего грешат частники, которые в погоне за наживой, напрочь забывают о человеческой безопасности. Давайте разберёмся где останавливаться категорически нельзя. Под запрет попадают:
— дистанция 5 метров до и после пешеходного перехода
— полосы, предназначенные для общественного транспорта
— путепровода, эстакады, мосты и остановки, находящиеся под ними
— 100 метров до поворота на автомагистралях
— 5 метров до и после перекрёстка
Так, ну а теперь нужно понять, что будет тому, кого поймают. Кстати, сейчас камеры подобной функции не имеют, они пока только на скорости специализируются. Водители автобусов, трамваев, а так же троллейбусов попадают под статью 11.33 КоАП, а водители легкового транспорта под статью 12.19 КоАП. Если водитель нарушит всего лишь раз, то отделается штрафом в размере 3 тысяч рублей, тот, кого поймают второй раз, будет оштрафован на 5 тысяч рублей.
Интересно, а кто может выписать штраф? Водителя троллейбуса не может оштрафовать сотрудник ГИБДД. Дело в том, что общественный транспорт вообще не относится к ГИБДД, наказывать они могут только частных водителей. А вот уже водителей общественного транспорта наказать может либо сотрудник транспортного государственного надзора по статье 23.36 КоАП РФ, либо государственный контролёр в области пассажирских и багажных перевозок.
Представим, что вас наказали штрафом, но вы с ним не согласны. Административный штраф можно обжаловать по закону. Конечно, если из-за водителя пострадает пассажир, либо другой автомобилист, то его будут судить по-другому, возможно дело дойдёт и до уголовной ответственности. Многие сейчас удивятся, как из-за остановки в неположенном месте может пострадать другой автомобилист? Всё просто, вы можете создать препятствие, загородить обзор и т.д.
В общем, лучше не рисковать и потратить 3 тысячи на нужные вещи. В конце концов, желающих пополнить государственную казну итак много.
Правила перевозки пассажиров в автобусе
В России существует много компаний, осуществляющих перевозку пассажиров автобусами. В сферу их деятельности входят городские, пригородные и междугородние перевозки. Имеется возможность совершать на автобусе туристические поездки в другие страны. Законодательство России содержит нормативы, в которых содержатся требования к автобусным пассажирским перевозкам.
Основные моменты :
Законодательной базой, регламентирующей правовую деятельность всех компаний, занимающихся этим бизнесом, является:
2.Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г. № 7.
3.ФЗ от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ.
4. ФЗ от 15 ноября 1995 г. № 196-ФЗ.
Выполнение этих правил является обязательным для всех юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в этой области.
Правила утверждаются, вводятся в действие, отменяются Министерством транспорта РФ. Оно также обладает правом вносить изменения и дополнять их.
Кто попадает под категорию
В первую очередь должен быть гарантирован профессионализм водителей, осуществляющих перевозку пассажиров наземным путем. Это регулируется законом «О безопасности дорожного движения» .
Предъявляются требования и к поведению пассажиров автобуса.
Во время поездки они становятся участниками дорожного движения, и их правильное поведение также обеспечивает безопасность.
Координированность действий транспортных работников и их клиентов, которые являются пассажирами, обеспечивает нормальную перевозку в автобусном транспортном средстве.
Соблюдение правил перевозок гарантирует не только сохранение здоровья и жизни пассажиров, но и отсутствие причинения вреда их имуществу.
Что сказано в законодательной базе
Постановлением Правительства РФ № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. В частности они определяют правила, которыми следует руководствоваться при пассажирских перевозках автобусом.
Главные требования предъявляются к профессиональным качествам водителя автобуса. Соответствие указанным требованиям контролируется законом «О безопасности дорожного движения». Определены требования, которые относятся к самому транспортному средству – его техническому состоянию.
Новые правила перевозки пассажиров автобусами
Основа закона, определяющего безопасность пассажиров, осуществляющих поездку в автобусе, остается неизменной. Но регулярно в него вносятся изменения и дополнения. Они являются результатами анализа, статистики происшествий с участием пассажирских автобусов и пожеланий пассажиров и водителей.
Изменения и дополнения, вносимые в законодательство, относятся к различным видам маршрута, назначения поездки, правил поведения пассажиров и должностных лиц в этом виде транспортного средства.
Автобус, предназначенный для перевозки пассажиров, должен соответствовать следующим требованиям:
техническое состояние должно быть исправным;
в наличии должен иметься сертификат о соответствии;
путевой талон должен содержать разрешение на осуществление дорожного движения;
соответствие нормам экологии;
в наличии должна иметься аптечка, содержащая необходимый перечень медицинских средств для оказания первой помощи;
должны иметься два огнетушителя, один из которых находится около водителя, а второй – в пассажирском салоне;
в наличии должны иметься противооткатный упор и устройство для открытия доступа к аварийному выходу;
наличие знака аварийной остановки;
в автобусах междугородного сообщения должны иметься отсеки, в которые помещают крупногабаритный багаж;
снаружи должны быть размещены знаки о том, что совершаются рейсовые пассажирские перевозки;
наличие указания маршрута следования;
внутри салона должна иметься хорошо различимая надпись «Запасной выход»;
наличие валидаторов для считывания с карточек информации;
в кабине водителя должны иметься навигатор и видеорегистратор;
правила перевозки должны быть размечены на видном месте.
Водитель автобуса должен обладать способностью концентрации внимания и быстрого принятия решений при наступлении нестандартных ситуаций. Помимо профессиональных качеств предъявляются требования к его самочувствию в день поездки.
Требования к водителю автобуса включают:
наличие в водительском удостоверении необходимой категории;
соблюдение маршрута следования и расписания остановок;
предъявлять инспектору ГИБДД необходимые документы;
при длительных поездках участвовать в грамотном размещении багажа пассажиров в предназначенных для этого отсеках;
следить за необходимым запасом топлива;
около железнодорожных путей при необходимости производить незапланированную остановку;
остановку автобуса для посадки и высадки производить на расстоянии не ближе, чем 50 см от края дороги или тротуара;
объявлять название очередной остановки;
продавать билеты на совершение поездки только во время остановки;
по возможности помогать при посадке пассажиров с ограниченными возможностями и женщинам с колясками.
Требования предъявляются также к самому водителю .
Перед началом рейса он должен пройти предрейсовый контроль и медицинский осмотр.
При наличии высокого давления и плохого самочувствия водитель к рейсу не допускается. Не должны быть признаки состояния в нетрезвом виде. При общении с пассажирами водитель должен проявлять вежливость.
Пассажир, во время поездки ставший участником дорожного движения, должен также подчиняться определенным правилам:
Приобретать билет в начале осуществления перевозки.
При длительной поездке занимать место, указанное в билете.
Находясь в салоне соблюдать порядок – не курить и не беспокоить остальных пассажиров.
Не перевозить опасные вещества.
Не высовываться в открытое окно.
Устанавливать багаж, взятый с собой в салон, таким образом, чтобы он не мешал другим пассажирам.
Правила перевозок пассажиров автобусом отличаются в зависимости от того, где они осуществляются и в какое время. Правила перевозки пассажиров в автобусах в ночное время предполагают небольшую скорость.
Посадка и высадка
Пассажиры автобусов осуществляют посадку и высадку через служебные двери. Кроме них имеются запасные выходы и аварийные люки. Они могут использоваться только при возникновении опасности, например, пожара.
Все двери должны иметь возможность открываться изнутри с легкостью. Над запасным выходом должна иметься надпись «Запасной выход», а над аварийным – «Аварийный выход».
В маломестных автобусах должны иметься как минимум две двери. Их необходимое количество определяется наличием пассажирских мест. В автомобилях большой вместимости выходных дверей должно быть больше.
При необходимости контроля со стороны водителя оплаты за проезд высадка пассажиров на остановке осуществляется через переднюю дверь. Посадка и высадка возможна только при полной остановке автобуса.
Междугороднего сообщения
Междугородние перевозки, осуществляемые с помощью автобусов , предполагают расстояние от десятков до нескольких тысяч километров. Ввиду длительности поездок сидения в салоне имеют повышенную комфортабельность.
Билеты на такие поездки следует приобретать заранее в специальных кассах.
Пригородного направления
С 1 июля 2018 года ведены новые правила установки тахометра в пригородные автобусы. Этот прибор позволяет осуществлять контроль соблюдения водителем автобуса режима труда и отдыха.
Нововведение касается не только больших автобусов, но микроавтобусов типа «Газели», имеющих 8 пассажирских мест или более.
Регулярные рейсы по пригородным маршрутам осуществляются согласно расписанию, которое может быть различным в зависимости от времени года.
Особые требования предъявляются, когда осуществляется организованная перевозка групп детей. Это могут быть загородные экскурсии, перевозка групп детей в летний лагерь. Такие перевозки осуществляются только при наличии официальных сопровождающих.
При количестве автобусов в количестве более трех, колонна автобусов с детьми должна сопровождаться машинами, принадлежащими Госавтоинспекции. Снаружи на автобусе должен быть знак «Перевозка детей».
Перед тем, как осуществлять перевозку детей по пригородному маршруту большим количеством автобусов, в ГИБДД должно быть получено разрешение. Если перевозка осуществляется одним или двумя автобусами, то подается уведомление.
Экскурсионного назначения
При использовании автобусов не для регулярных рейсов, а для экскурсий, к конструкции транспортного средства и водителю предъявляются такие же требования. Пассажиры экскурсионного автобуса являются организованной группой.
Правила перевозки пассажиров в автобусах по заказу указываются в договоре.
Их прибытие должно закончиться не позднее 15 минут до начала поездки в назначенном месте. Экскурсовод или сопровождающий должен иметь список участников экскурсии.
Движение экскурсионных автобусов по согласованным предварительно маршрутам, имеющим большую протяженность, возможно в период с 6 до 22 часов.
Договора на экскурсионные перевозки оформляют при получении заявки .
Высадка пассажиров в неположенном месте: в каких ситуациях можно избежать штрафа?
Водители часто нарушают правила, и останавливают транспортное средство в местах, не предназначенных для стоянки. Существуют административные наказания за подобное правонарушение. В основном это штрафы, сумма которых колеблется от 500 до 5 тысяч рублей. В каких случаях можно избежать штрафов?
Правила остановки
Остановкой называется прекращение движения автотранспортного средства на непродолжительное время до 5 минут.
Согласно существующим правилам движения, автомобиль или автобус можно остановить:
В специальных, предназначенных для остановки местах. Если это обычная дорога с однополосным движением в одну и другую стороны, и на ней нет специально отведенных для остановки мест, тогда автомобиль может остановиться на обочине.
При отсутствии обочины, остановить автомобиль можно с правой стороны проезжей части, так чтобы не было препятствия для проезда других машин.
Останавливаться на проезжей части под углом возможно только в тех местах, где это не будет препятствовать проезду других автомобилей. Если рядом с местом остановки находится тротуар для пешеходов, тогда под углом передней частью транспортного средства. На подъемах — задней частью машины.
Останавливать автомобили в два и больше ряда запрещается.
Нельзя останавливаться:
- на подъемах и спусках,
- на железнодорожном переезде,
- эстакадах, мостах, путепроводах,
- меньше чем за 100 метров до поворота,
- в местах, где установлены пешеходные переходы, за 10 метров до и 10 метров после перехода.
В этих же местах запрещается стоянка автомобилей.
Исключительные случаи
За которые водитель не будет наказан, и к нему не имеют право применить административное взыскание.
К ним относятся случаи вынужденной остановки, также предусмотренные в правилах.
- Автотранспортное средство останавливается из-за непредвиденной поломки, движение с которой невозможно.
- Возникла опасность от перевозимого груза или багажа.
- Водитель не может управлять автомобилем из-за своего плохого самочувствия или потери сознания, или ухудшения здоровья пассажиров.
- Впереди по пути движения возникло непредвиденное препятствие, мешающее свободному проезду. На проезжей части образовался затор из-за падения дерева, или других стоящих на проезжей части машин.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! После совершения вынужденной остановки, водитель обязан обозначить место стоянки аварийной сигнализацией, и выставить знак аварийной остановки. В городе на расстоянии 15 метров от авто, вне города на расстоянии 30 метров.
После остановки, следует максимально быстро переместить транспортное средство с проезжей части. Особенно если это касается остановки на железнодорожном переезде или трамвайных путях. В случае большой поломки, когда машина сама не может двигаться, вызвать на помощь эвакуатор или воспользоваться помощью другого транспорта.
Кто имеет право наложить штраф
Водителей собственного транспорта за совершенное подобное правонарушение может наказать инспектор ГИБДД. Что касается водителей общественного транспорта, применить к ним штрафные санкции за остановку в неположенном месте может только Государственный транспортный надзор или госконтроль за перевозками пассажиров и багажа.