Земли особоохраняемых территорий

Земли особоохраняемых территорий

ЗК РФ Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 95 (в ред. ФЗ от 30.12.2020 N 505-ФЗ) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в ЕГРН.

2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 505-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 21.07.2014 N 234-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 95 (в ред. ФЗ от 30.12.2020 N 505-ФЗ) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в ЕГРН.

6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников не подлежат приватизации. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 21.07.2014 N 234-ФЗ, от 30.12.2020 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий;

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 30.12.2020 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории — в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

8. Территории природных парков располагаются на землях, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

Понятие и общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов

Возрастающие темпы вовлечения природных ресурсов в сферу производства, усиление использования природной среды для удовлетворения различных потребностей общества и обеспечения жизнедеятельности человека вызывают необходимость сохранения отдельных участков природы в их первозданном виде. Эти участки являются особо охраняемыми территориями.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (ст. 94 ЗК РФ, Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). Это земли:

  • – особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • – природоохранного назначения;
  • – рекреационного назначения;
  • – историко-культурного назначения;
  • – иные особо ценные земли в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами.

Земли особо охраняемых территорий могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия РФ, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами.

В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, нс допускается.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками.

Пребывание на территориях заповедных и особо охраняемых зон национальных парков граждан, не являющихся работниками данных национальных парков, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные национальные парки, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций национальных парков.

Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Для всех видов этих земель характерен особый режим. Если на этих территориях часть земель до их создания принадлежала иным собственникам, эти земли могут быть изъяты для государственных (или муниципальных) нужд на условиях предварительного и равноценного возмещения. Если же изъятия не производится, то эти собственники не могут осуществлять деятельность, которая противоречит целям и задачам особо охраняемых территорий.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

  • – предоставление садоводческих и дачных участков;
  • – строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
  • – движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
  • – иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

В местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей в случаях, предусмотренных законами РФ и субъектов РФ, на землях особо охраняемых природных территориях допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов.

Для оценки состояния особо охраняемых природных территорий ведется государственный кадастр этих территорий (приказ Минприроды России от 19.03.2012 № 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий»).

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природнозаповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Этим землям присущи общие и специфические признаки. Земли особо охраняемых природных территорий обладают общими признаками, как и любые земельные участки: являются неотъемлемой частью природы, находящиеся в сфере эколого-правового регулирования; играют определенную экономическую и экологическую роль, которая закреплена нормами земельного законодательства; имеют границы, установленные в порядке землеустроительных действий на местности, и др.

Специфические признаки присущи определенным категориям и видам земель, а также земельным угодьям, что обусловливает их дифференцированный правовой режим. Так, курорты обладают природными лечебными ресурсами и климатом, используемыми для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха, что требует соответствующего правового регулирования использования и охраны их земель.

Несмотря на специфику каждой из разновидностей названных земель, они объединены в одном разделе (гл. 17) ЗК РФ ввиду определенной общности их правового режима. Эта общность выражается в особой правовой охране данных земель и находящихся на них природных объектов (разд. IX «Организация охраны особо охраняемых природных территорий», ст. 33–35 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях») и в особом правовом режиме использования. Общность правового режима данных земель порождена типичными для них причинами:

  • 1) отнесением к объектам общенационального достояния в силу особой ценности для государства и общества;
  • 2) необходимостью исключения из активной хозяйственной деятельности в силу особой ценности природноисторических объектов. Например, деятельность предприятий, осуществляющих разработку полезных ископаемых, в отдельных случаях может быть несовместима с сохранением уникального природного ландшафта и режима особо охраняемой природной территории. Устранение данного экономико-экологического противоречия, когда экономические интересы осуществляются в ущерб экологическим интересам общества, возможно путем прекращения деятельности данного предприятия;
  • 3) наличием перспективной цели – исключения земель, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение из активной хозяйственной деятельности в интересах не только настоящего, но и будущих поколений (ст. 58–62 Закона об охране окружающей среды). Изменение окружающей среды пол воздействием человеческой деятельности неизбежно, но необходимо сохранить для потомков нетронутыми отдельные уголки природы;
  • 4) необходимостью правового регулирования исключения данных земель из активной хозяйственной деятельности.

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать и иные формы особо охраняемых природных территорий (в том числе зеленые зоны, городские леса, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.) в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменениями ее состояния, экологического воспитания населения.

Состав и правовой режим использования земель особо охраняемых территорий и объектов

Обширность территории Российской Федерации является причиной расположения в ее пределах завидного разнообразия земель, отличия которых обуславливают необходимость установления дифференцированного режима эксплуатации и обеспечения их сохранности.

Исходя из этого, земельное законодательство нашего государства хоть и условно, но исходя из существующих специфических характеристик того или иного земельного массива, выделяет так называемые «категории земель».

Среди них особое место занимают земли особо охраняемых государством территорий и объектов, которые благодаря присущим им преимуществам (в силу наличия, к примеру, уникальных природных ресурсов или археологической ценности) требуют от государства повышенной степени охраны и, соответственно, ужесточения правового режима пользования.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Понятие и состав объектов

Определение охраняемых территорий и объектов может быть сформулировано исходя из анализа п.1 ст.94 ЗК РФ: это земли, обладающие природным, государственным, региональным, социальным значением в силу особенностей территориального и геологического характера и которые способны служить удовлетворению природоохранных, научных, историко-культурных, эстетических, рекреационных, оздоровительных потребностей государства и населения.

Состоянием на 2018 год к вышеупомянутой категории земель отнесены (п.2 ст.94 ЗК РФ):

  • особо охраняемые природные территории;
  • природоохранного назначения; ;
  • историко-культурного назначения;
  • особо ценные.

О том, что такое категория земельного участка и как происходит её установление, читайте здесь.

Категории и правовой режим

Природные

Земельные участки получают подобное правовое положение в случаях, перечисленных в ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» №33-ФЗ от 14 марта 1995 г. (к примеру, важность для сохранения биологического разнообразия или наличие уникальных природных ландшафтов и комплексов).

Определение тех или иных земель особо охраняемыми природными территориями происходит на основании п.1 ст. 95 ЗК РФ (среди прочих: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады и т.п.).

Вышеперечисленные территории исходя из ст.95 ЗК РФ признаны общенациональным достоянием, по причине чего, как правило, пребывают исключительно в государственной или муниципальной собственности (при формировании или расширении существующих земель этой категории земельные участки у частных собственников изымаются).

Изменение целевого назначения упомянутых земель запрещено, как и прекращение прав на них для нужд, противоречащих их целевому назначению (о том, как определить целевое назначение участка, как узнать категорию и ВРИ земли по кадастровому номеру, читайте в нашем материале).

Кроме вышеуказанных общих признаков, для каждой разновидности установлены отдельные особенности правового режима (ст.95 ЗК РФ).

К примеру, на природных землях федерального значения запрещается прогон скота, выделение участков для садоводства или дачной застройки. На прилегающих к территориям заповедников и национальных парков земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны как превентивная мера от пагубного антропологического воздействия.

Земли государственных природных заказников могут формироваться как с изъятием у собственников, пользователей и владельцев, так и без такового.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Целевую направленность данной категории земель, обладающих природными лечебными ресурсами и необходимой для их использования инфраструктурой, обобщенно можно описать как лечение и отдых граждан (п.1 ст.96 ЗК РФ).

П.1 ст.9 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» №26-ФЗ от 23.02.1995 устанавливает, что упомянутые земли пребывают исключительно в государственной собственности и могут лишь передаваться в пользование юридическим и физическим лицам компетентными органами государственной власти.

Ст. 16 этого ФЗ устанавливает, что охрана таких земель осуществляется посредством установления до трех округов санитарной (горно-санитарной) охраны:

  • в первой зоне запрещено проживание граждан, осуществление хозяйственной деятельности;
  • во второй зоне установлен запрет на размещение недвижимого имущества или других объектов, не способствующих развитию сферы туризма и оказанию лечебно-оздоровительных услуг, а также на проведение пагубно влияющих на природные ресурсы работ;
  • в третьей зоне введен лимит на застройку территории промышленными и сельскохозяйственными сооружениями, осуществление хозяйственной деятельности, загрязняющей окружающей среды.

Обеспечение режима пользования и охраны таких земель – прямая обязанность собственников и землепользователей.

В случае загрязнения округов санитарной (горно-санитарной) охраны соответствующие мероприятия санитарно-оздоровительного характера и ликвидация очагов осуществляются за счет пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

Природоохранного назначения

В соответствии с п.1 ст.97 ЗК РФ, к территориям природоохранного назначения относятся природные места, занятые защитными лесами, перечень которых закреплен в лесном законодательстве, либо иные земли, выполняющие природоохранные функции.

Согласно п. 2-5 ст.97 ЗК РФ, на территории земель упомянутой категории запрещена или ограничена не соответствующая целевому назначению хозяйственная деятельность. Имеется возможность образования территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов в местах их проживания и осуществления основных видов деятельности.

Земельные участки этой категории не подлежат обязательному изъятию либо выкупу (то есть лишь ограничены в гражданском обороте).

Рекреационные

П. 1 ст. 98 ЗК РФ относит к этой категории территории, предназначенные для:

  1. отдыха граждан;
  2. туризма;
  3. проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

На них, согласно п.2 той же статьи, размещены:

  • лагеря;
  • пансионаты;
  • дома отдыха;
  • туристические станции;
  • тропы трассы и другие подобные объекты.

Деятельность, не способствующая достижению вышеупомянутых целей, запрещена (п.5 ст.98 ЗК РФ).

Земли рекреационного назначения могут пребывать как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности. Физические лица могут свободно пребывать на землях рекреационного назначения, если они не закрыты для доступа, при условии соблюдения режима их использования. Доступ к земельным участкам рекреационного назначения частной формы собственности возможен лишь с согласия собственника (ст.98 ЗК РФ и ст.262 ГК РФ).

Историко-культурные

К этой категории п.1 ст.99 ЗК РФ относит:

  1. объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
  2. достопримечательные места (например, территории размещения древних ремесел);
  3. места военных и гражданских захоронений.

Согласно п.2 ст.99 ЗК РФ такие земельные участки используются строго в соответствии с их целевым назначением, изменение которого без веских причин не допускается. Зачастую земли данной категории, особенно в случае формирования новых или расширения существующих участков, подлежат соответствующим исследованиям и консервации, а то есть исключается возможность осуществление какой-либо хозяйственной деятельности на них.

Читайте также  Должна ли я заменить водосчетчики по требованию ЖКХ?

В пределах земель историко-культурного назначения, не относящихся к территориям населенных пунктов в соответствии с градостроительной документацией, вводится дифференцированный правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с целевым назначением (п.3 ст.99 ЗК РФ).

По общему правилу, земли историко-культурного назначения не исключены из гражданского оборота, то есть не подлежат обязательному изъятию у собственников, пользователей или владельцев. (п.3 ст.99 ЗК РФ).

Для сохранности исторической, ландшафтной и градостроительной среды создаются зоны охраны объектов культурного наследия. Порядок эксплуатации участков прочих категорий земель, которые находятся в пределах этих зон охраны, устанавливается правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (п.4 ст.99 ЗК РФ).

Более подробно режим допустимого использования земель данной категории определяется Градостроительным кодексом, строительными нормами и правилами (СНиП 2.07.01-89) и решениями соответствующих органов в пределах их компетенции об объявлении объектов памятниками истории и культуры, достопримечательными местами.

Ценные

Условиями для отнесения той или иной территории к категории особо ценных земель, согласно п.1 ст.100 ЗК РФ, служат:

  • наличие на них природных объектов и объектов культурного наследия, обладающих научной и историко-культурной ценностью соответственно;
  • размещение типичных или редких природных, культурных ландшафтов;
  • наличие сообществ (групп) растительных, животных организмов или редких геологических образований;
  • земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций.

К примеру, при осуществлении градостроительной деятельности запрещена деятельность, которая негативно влияет на природную среду и ландшафты, а также памятники истории, культуры и природы (ст.20 Градостроительного кодекса РФ).

Полезное видео

Из видео узнаете, что такое особо охраняемые природные территории:

Заключение

Таким образом, статус общенационального достояния земель подкреплен законодательно установленным ужесточенным правовым режимом пользования и обеспечения их охраны, который варьируется в зависимости от принадлежности конкретного земельного участка к той или иной разновидности вышеупомянутой категории.

Основополагающим критерием является:

  1. именно целевое назначения, которое определяет возможность пребывания таких земель в ограниченном гражданском обороте, их отчуждения и установление ряда условий для заключения таких сделок (как правило, отчуждение происходит лишь в пользу субъекта, который намерен осуществлять деятельность, прямо соответствующую целевому назначению и лишь с разрешения компетентных органов);
  2. наличие или отсутствие разрешения на осуществление хозяйственной или иной деятельности;
  3. прямо не соответствующей целевой направленности таких земель и спектр обязанностей, которые возлагаются на собственников, землепользователей, пользователей или арендаторов (например, по сохранению объектов культурного наследия).

Соответствующие государственные органы исполнительной власти ответственны за осуществление контроля и надзора за соблюдением допустимого режима использования и охраны данных земель, что всячески способствует реализации того потенциала, который присущ подобного типа землям, как обладателям целого спектра специфических особенностей, обуславливающих их особую ценность государственного и социального характера.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Постановление от 30.11.2020 № 123 «Об утверждении Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, их использования и охраны»

В соответствии со статей 94 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация Ильинского сельского поселения ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, их использования и охраны согласно приложению.

2. Контроль за выполнением настоящего решения оставляю за собой.

Ильинского сельского поселения Я.В. Злобин

Ильинского сельского поселения

от 30.11.2020 №123

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий

местного значения, их использования и охраны

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, их использования и охраны (далее — Порядок) разработан в целях обеспечения сохранности земель особо охраняемых территорий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Уставом муниципального образования Ильинское сельское поселение Советского района Кировской области .

Настоящий Порядок регулирует отношения в области отнесения земель, расположенных на территории Ильинского сельского поселения, к землям особо охраняемых территорий местного значения, создания особо охраняемых территорий местного значения, использования и охраны земель данной категории.

2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

3. К землям особо охраняемых территорий местного значения (далее) – земли особо охраняемых территорий) относятся:

а)земли особо охраняемых природных территорий;
б) земли природоохранного назначения;

в) земли рекреационного назначения;

г) земли историко-культурного назначения;

д) особо ценные земли.

4. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

5. К землям природоохранного назначения относятся земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий), иные земли, выполняющие природоохранные функции.

6. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

7. К землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятники истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, военных и гражданских захоронений.

8. К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность.

9. Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

Глава 2. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий

1. Инициатива отнесения земель к землям особо охраняемых территорий и создания на них особо охраняемой территории (далее — инициатива) может исходить от:

а) граждан, а также юридических лиц, в том числе общественных и религиозных объединений;

б) органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также органов государственной власти и их должностных лиц.

2. Инициатива оформляется субъектами, указанными в пункте 1 настоящего Порядка, в виде письменного обращения в администрацию Ильинского сельского поселения (далее — обращение), которое направляется на имя главы Ильинского сельского поселения (далее — Глава).

3.К обращению прилагаются:

а) пояснительная записка о возможности создания особо охраняемой территории, содержащая обоснование природоохранной, научной, историко-культурной, рекреационной либо иной, в зависимости от планируемого назначения, ценности территории, на которой планируется создание особо охраняемой территории;

б) схема размещения планируемой особо охраняемой территории с указанием ее планируемой площади, кадастровых номеров земельных участков, входящих в состав планируемой особо охраняемой территории;
в) положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы (в случае если земельные участки расположены в границах зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения).
4. В случае необходимости получения дополнительной информации и документов для рассмотрения обращения администрация Ильинского сельского поселения (далее — администрация) осуществляет межведомственное информационное взаимодействие и направляет соответствующие межведомственные запросы в уполномоченные органы и организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
5. Администрация рассматривает поступившее обращение в порядке и в сроки, установленные федеральными законами и законами Кировской области для рассмотрения обращений.

6. В целях рассмотрения обращений администрацией создается постоянная комиссия по рассмотрению обращений об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий и создания на них особо охраняемой территории (далее — комиссия). Комиссия образуется постановлением администрации в составе не менее 7 человек. Положение о комиссии утверждается администрацией поселения.

В состав комиссии включаются представители администрации (1/3 от состава комиссии), депутаты Ильинской сельской Думы (1/3 от состава комиссии), а также специалисты иных организаций в области землепользования, охраны окружающей среды и природопользования, архитектуры и градостроительства (1/3 от состава комиссии).
7. Комиссия рассматривает поступившее обращение с учетом документов территориального планирования Ильинского сельского поселения, с учетом фактического использования земель, на территории которых планируется создание особо охраняемой территории, а также с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования земель и земельных участков, на которых планируется создание особо охраняемой территории.

8. Комиссия по результатам рассмотрения обращения принимает одно из следующих решений:

а) рекомендовать главе отнести земли (земельный участок) к землям особо охраняемых территорий и создать особо охраняемую территорию;
б) рекомендовать главе отказать в отнесении земель (земельного участка) к землям особо охраняемых территорий и создании особо охраняемой территории.

9. С учетом решения, принятого комиссией, администрация поселения готовит издает постановление об:

а) отнесении земель (земельного участка) к землям особо охраняемых территорий и создании на них особо охраняемой территории;
б) отказе в отнесении земель (земельного участка) к землям особо охраняемых территорий и создании на них особо охраняемой территории.
В случае отказа в отнесении земель (земельного участка) к землям особо охраняемых территорий и создании на них особо охраняемой территории администрацией направляется мотивированное обоснование отказа инициатору обращения.

10. Основаниями для отказа в отнесении земель (земельного участка) к землям особо охраняемых территорий и создании на них особо охраняемой территории являются случаи, когда:

а) отнесение земель (земельного участка) к землям особо охраняемых территорий и создание на них особо охраняемой территории противоречит действующему законодательству, в том числе документам территориального планирования Ильинского сельского поселения, экологическим, градостроительным условиям использования земель и земельных участков, на которых планируется создание особо охраняемой территории;

б) представлены недостоверные или неполные сведения в обращении или документах.

11. Правовой режим особо охраняемой территории устанавливается Положением об особо охраняемой территории, которое утверждается постановлением администрации Ильинского сельского поселения и содержит следующие сведения:

а) наименование особо охраняемой территории, ее назначение, цели и задачи ее образования;

б) характеристики местоположения особо охраняемой территории (расположение относительно естественных и искусственных объектов, рельеф территории);

в)площадь особо охраняемой территории;

г) кадастровые номера земельных участков, входящих в состав особо охраняемой территории;

д) ограничения хозяйственной деятельности в соответствии с назначением особо охраняемой территории;

е) режим особой охраны с учетом требований действующего законодательства;

ж) допустимые виды использования земельных участков на особо охраняемой территории в соответствии с действующим законодательством;

з) порядок управления, финансирования и функционирования особо охраняемой территории.

12. Постановление администрации Ильинского сельского поселения об отнесении земель (земельного участка) к землям особо охраняемых территорий и создания на них особо охраняемой территории подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном Уставом Ильинского сельского поселения.

13. В случае создания в сельском поселении особо охраняемой природной территории копия постановления администрации Ильинского сельского поселения об отнесении земель (земельного участка) к землям особо охраняемых территорий и создания на них особо охраняемой природной территории, а также копия Положения о данной территории в течение 10 рабочих дней со дня принятия направляются ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Глава 3. Порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий

1. В границах созданной особо охраняемой территории могут предоставляться земельные участки в соответствии с ее назначением гражданам и юридическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование в соответствии с действующим земельным законодательством.

Предоставление земельных участков в границах особо охраняемых территорий гражданам и юридическим лицам в собственность не допускается.
2. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
3. Охрана земель особо охраняемых территорий осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и включает:

а) соблюдение правового режима использования особо охраняемой территории;

б) наблюдение за состоянием земель особо охраняемых территорий (мониторинг);

в) контроль за использованием земель особо охраняемых территорий, в том числе муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль;

г) поддержание земель особо охраняемых территорий в состоянии, соответствующем их назначению;

д) осуществление природоохранных мероприятий;

е) принятие и реализацию муниципальных программ использования и охраны земель особо охраняемых территорий;

ж) санитарную охрану земель особо охраняемых территорий от загрязнения и захламления отходами производства и потребления;

4. Управление, организацию охраны земель особо охраняемых территорий, включая контроль за состоянием земель особо охраняемых территорий, а также контроль за осуществлением всех видов деятельности, оказывающих или способных оказать воздействие на природные объекты и комплексы земель особо охраняемых территорий, осуществляет администрация.

Земли особо охраняемых территорий и объектов: понятие, состав категории и правовой режим

В данной статье рассматривается понятие, состав, правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

Понятие категории земель особо охраняемых территорий и объектов

Земли особо охраняемых территорий – это земли, имеющие особенную природоохранную, научную, историко-культурную, эстетическую, рекреационную, оздоровительную и иную ценность, в полном объеме или частично изъятые из хозяйственного использования и оборота согласно постановлениям федеральных органов госвласти, органов власти субъектов России или решениям органов местного управления, для которых установлен особый правовой режим.

Данная категория земель возникла в связи с необходимостью охраны уникальных природных объектов и комплексов, правовое положение которых определяется в экологическом законодательстве.

Выделяют 3 направления охраны окружающей среды:

  • установление экологических требований для отдельных видов хозяйственной и другой деятельности;
  • закрепление правил охраны отдельных природных объектов (воды, леса и пр.);
  • придача особенного эколого-правового статуса охраняемым территориям.

Суть последнего направления состоит в установлении особенного порядка применения и охраны конкретной территории, тонкостей управления ею, финансирования и осуществления специальных экологических мероприятий. Особенный эколого-правовой режим охраны закрепляется при создании 2-х разновидностей территорий:

  • особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ);
  • зоны экологического бедствия.

По отношению к территориям с особенным эколого-правовым статусом в федеральном законе имеется пробел, так как предусмотренное статьей 57 Закона об охране окружающей среды законодательство касаемо зон экологического бедствия пока что отсутствует.

Цель установления особенных стимулов и ограничений по применению и охране данных территорий – это создание дополнительных гарантий достижения ключевой задачи в экологическом законодательстве (обеспечить благоприятное качество окружающей среды).

Иначе говоря, установление особенного эколого-правового режима является обязательным, если общие экологические требования (лимитирование, нормирование) не позволяют успешно разрешить вопрос о сохранении и восстановлении определенных природных объектов в хорошем состоянии.

Соответствующие стимулы и ограничения содержатся в федеральном и региональном законодательстве, а также законах касаемо экологической, земельной, водной и лесной отрасли, о культурном наследии и т.д. Конкретные меры в данном направлении принимаются также и на муниципальном уровне.

Рассматриваемая категория земель возникла из главного принципа земельного законодательства (статья 1 ЗК России), где провозглашается приоритет сохранения особенных ценных земель, земель особо охраняемых территорий и, в соответствии с которым, изменение целевого назначения ценных земель сельхозназначения, земель из лесного фонда, занимаемых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занимаемых объектами культурного наследия, иных особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий для остальных целей, ограничивается либо запрещается в законодательном порядке.

Субкатегории земель особо охраняемых территорий и объектов

Понятие земель особо охраняемых территорий и объектов неоднородно и включает в себя несколько субкатегорий:

  • ООПТ (включая лечебные оздоровительные местности и курорты);
  • территории природного, рекреационного, исторического, культурного назначения;
  • другие земли, представляющие особую ценность (пункт 2 статьи 94 ЗК России).

Под последним пунктом подразумевается, что перечень не исчерпывающий. А по этой причине в силу пункта 5 статьи 94 ЗК России Правительство России, органы исполнительной власти субъектов России, органы местного управления могут устанавливать другие разновидности земель особо охраняемых территорий (земли с охраняемыми береговыми линиями, природно-охраняемые ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и пр.).

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

В постановлении Правительства России от 26 декабря 2001-го г., посвященном особо охраняемым геологическим объектам с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением, устанавливается, что геологические объекты с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением относятся к особо охраняемым геологическим объектам в порядке и на условиях, установленных законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Помимо этого, во множестве субъектов России действуют региональные законы об ООПТ, воспроизводящие вышеназванные и вводящие дополнительные разновидности особо охраняемых территорий. Сюда относятся:

  • территории с охраняемым ландшафтом;
  • памятники ландшафтного искусства;
  • природно-охраняемые объекты городских комплексов (к примеру, городские леса, парки, зеленые зоны в населенных пунктах, памятники садового и паркового искусства и пр.);
  • природные резерваты;
  • геолого-охраняемые объекты;
  • лесные парки;
  • природные эко-тропы;
  • резервные территории;
  • зоны покоя и пр.

Земельные участки из этой категории земель могут изыматься или ограничиваться в гражданском обороте или находиться в свободном обороте при условии соблюдения общих требований, предусматриваемых земельным законодательством.

Земли, признаваемые государственными природными заповедниками, изъяты из оборота, а земли природных парков, памятников, государственных природных заказников, дендрариев, ботанических садов и некоторые другие категории ООПТ в обороте ограничены.

Если учитывать, что ЗК России распространяет ограничения в обороте как раз на земельные участки в пределах ООПТ, то предположим, что земельные участки, к примеру, рекреационного либо исторического и культурного значения могут отчуждаться и передаваться одним лицом другому, за исключением случаев, указанных в законодательстве. Таким образом, не отчуждаются в частную собственность из государственной собственности земли, на которых находятся особо ценные объекты культурного наследия народов России, объекты, относящиеся к Списку Всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия (статья 27 ЗК России).

Кроме того, названные объекты составляют только малую долю категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Согласно пункту 2 статьи 98 ЗК России, к землям рекреационного назначения относятся земельные участки с домами отдыха, пансионатами, кемпингами, объектами физической культуры и спорта, туристическими базами, стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями, домами рыболова и охотника, детскими туристическими станциями, детскими и спортивными лагерями, другими аналогичными объектами. ЗК России не изымает и не ограничивает эти земли в обороте, а также не противостоит приватизации земельных участков, к примеру, с кемпингами или домами отдыха.

Аналогичный вывод можно сделать, проанализировав статью 99 ЗК России, которая регламентирует правовой режим земель с историко-культурным назначением. Если находящиеся в составе данной субкатегории земли объектов культурного наследия российского народа (исторических и культурных памятников), включая объекты археологического наследия, ограничиваются в обороте, а земли, отведенные под военные и гражданские захоронения даже изъяты из оборота, тогда по отношению к третьей разновидности земель этой субкатегории (достопримечательные места, включая места бытования исторических промыслов, производства и ремесел) никаких ограничений и изъятий из оборота не предусматривается.

Если перевести внимание с анализа субкатегорий на анализ оборотоспособности конкретных земельных участков, то становится ясно, что могут отчуждаться по договорам купли-продажи, к примеру, земельные участки, в границах которых расположены природные памятники, но с соблюдением новыми собственниками режима ограничений/обременении по их хозяйственному применению, закрепленному в экологическом законодательстве.

Земли особо охраняемых территорий и объектов, находящихся в публичной собственности, могут состоять в любой категории ООПТ земельных участков, которые принадлежат на праве собственности гражданам и юрлицам (пункт 2 статьи 95 ЗК России). Последнее возникает при экономии бюджетных средств на выкуп подобных земельных участков для муниципальных и гос. нужд. Но собственники этих участков ограничены в собственных правомочиях, что обуславливается сохранением режима особой охраны данных территорий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]