Идентификация личности при оплате ЖКХ

Идентификация личности при оплате ЖКХ

Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2006, N 31, ст. 3446, 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, 4011; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776; 2010, N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4166; 2011, N 27, ст. 3873; N 46, ст. 6406; 2012, N 30, ст. 4172; 2013, N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; N 52, ст. 6968) следующие изменения:

1) статью 3 дополнить абзацами следующего содержания:

«упрощенная идентификация клиента — физического лица (далее также — упрощенная идентификация) — осуществляемая в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента — физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов:

с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации;

с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.»;

2) пункт 1.2 статьи 6 изложить в следующей редакции:

«1.2. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.»;

а) абзац второй подпункта 1 пункта 1 дополнить словами «, а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения»;

б) пункт 1.4 изложить в следующей редакции:

«1.4. Идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также упрощенная идентификация клиента — физического лица не проводится при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также при предоставлении клиентом — физическим лицом кредитной организации денежных средств в целях увеличения остатка электронных денежных средств, если сумма денежных средств не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, за исключением случаев, если получателем переводимых денежных средств является физическое лицо, некоммерческая организация (кроме религиозных и благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном порядке) либо организация, созданная за пределами территории Российской Федерации, а также если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), определенный Правительством Российской Федерации, в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента — физического лица проводится независимо от суммы перевода.»;

в) пункт 1.5 изложить в следующей редакции:

«1.5. Кредитная организация вправе поручать на основании договора, в том числе многостороннего (включая правила платежной системы), другой кредитной организации, организации федеральной почтовой связи, банковскому платежному агенту, оператору связи, имеющему право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, удостоверяющему центру, аккредитованному в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи», проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента — физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту — физическому лицу электронного средства платежа.»;

г) пункт 1.6 после слова «идентификации» дополнить словами «или упрощенной идентификации»;

д) пункт 1.7 изложить в следующей редакции:

«1.7. Кредитные организации, организации федеральной почтовой связи, операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, удостоверяющий центр, аккредитованный в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи», которым поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Банковские платежные агенты несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации в соответствии с договором, заключенным с кредитной организацией.»;

е) пункт 1.8 после слова «идентификации» дополнить словами «или упрощенной идентификации»;

ж) пункт 1.9 после слова «идентификации» дополнить словами «или упрощенной идентификации»;

з) пункт 1.10 дополнить словами «или упрощенной идентификации»;

и) дополнить пунктами 1.11 — 1.13 следующего содержания:

«1.11. Упрощенная идентификация клиента — физического лица может быть проведена при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента — физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту — физическому лицу электронного средства платежа.

Упрощенная идентификация клиента — физического лица проводится только при одновременном наличии следующих условий:

операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона и в отношении клиента — физического лица отсутствуют полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента — физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае возникновения сомнений в достоверности сведений, представленных клиентом — физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, а равно в случае возникновения подозрений в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана провести идентификацию указанного клиента в порядке, определенном пунктом 1 настоящей статьи.

1.12. При предоставлении клиенту — физическому лицу электронного средства платежа упрощенная идентификация клиента — физического лица проводится одним из следующих способов:

1) посредством личного представления клиентом — физическим лицом оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

2) посредством направления клиентом — физическим лицом кредитной организации, в том числе в электронном виде, следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) идентификационного номера налогоплательщика, и (или) номера полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица, а также абонентского номера клиента — физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи;

3) посредством прохождения клиентом — физическим лицом авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме, с указанием следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации.

1.13. В случае получения, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации, подтверждения совпадения сведений, указанных в подпункте 2 пункта 1.12 настоящей статьи, со сведениями в указанных информационных системах, а также при подтверждении клиентом — физическим лицом получения на указанный им абонентский номер подвижной радиотелефонной связи информации, обеспечивающей использование электронного средства платежа, клиент — физическое лицо считается прошедшим процедуру упрощенной идентификации в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту — физическому лицу электронного средства платежа.».

Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ

Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.

В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 31.12.2015 № 683 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.

Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.

Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:

  • установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
  • наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
  • ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:

  • но и участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • поставщики почтовых услуг;
  • ломбарды;
  • букмекеры
  • и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.

Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».

Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции

Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:

  • у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность, а также берут биометрические сведения;
  • у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).

Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:

  • получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
  • фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
  • периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.

О том, как полученные сведения используются банком при оценке кредитоспособности клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».

Вправе ли банк взимать комиссию за нарушение закона № 115-ФЗ? Арбитражную практику по этому вопросу подобрал и проанализировал Государственный советник РФ 3-го класса Ю. Лермонтов. Получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс и переходите к комментариям чиновника.

Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки

Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:

  • представителей (доверенных лиц) клиента;

Кто подпадает под понятие «представитель клиента — юридического лица» в целях его идентификации банком? Ответ на этот вопрос вы найдете в К+. Получите пробный доступ к системе и переходите к разъяснениям экспертов.

  • выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);
  • бенефициарных владельцев юридических лиц.

Об оформлении документа, в котором представляются сведения о бенефициарных владельцах, читайте в статье «Справка о бенефициарах — образец заполнения».

Что такое полная и упрощенная идентификация

Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.

Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.

Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

О том, какие сведения о клиенте будут отнесены к не подлежащим разглашению, читайте в материале «Что относится к банковской тайне?».

Какие операции не требуют идентификации

Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:

  • Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
  • Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
  • Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.

Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации

Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.

Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.

Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.

Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:

  • Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
  • Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
  • Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
  • все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.

Обращаем ваше внимание на то, что с 30.11.2021 банки обязали объяснять отказы в проведении транзакций.

Итоги

Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру. Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов. В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.

Как проводить идентификацию клиентов по 115-ФЗ

С 1 сентября вступают в силу поправки в «антиотмывочный» закон. Новая норма обяжет компании — субъекты 115-ФЗ отказывать в обслуживании клиентам, которые не предоставили идентификационные сведения.

Разбираемся в изменениях законодательства и анализируем ошибки, которые допускают при проведении идентификации чаще всего.

В чем суть поправок

С 1 сентября вступает в силу норма, внесенная Федеральным законом от 30.12.2020 № 536-ФЗ. Если клиент не предоставил необходимые сведения, то компании — субъекты 115-ФЗ обязаны отказать ему в обслуживании. Например, если он не согласился раскрыть бенефициарного владельца организации, то банк не имеет права открыть счет такому клиенту.

Перечень сведений, которые нужно установить в отношении клиента, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, достаточно большой. Он установлен Положениями Банка России № 444-П, № 499-П и Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366.

Новая норма еще раз подтверждает, что проводить идентификацию клиента нужно до приема на обслуживание. Смысл процедуры — выяснить, безопасно ли работать с физическим или юридическим лицом. Идентификационные данные вносятся в анкету клиента. Вопросы лучше располагать в той же последовательности, как в нормативном акте, а также сохранить дословные формулировки из нормативного правового акта (НПА).

Читайте также  Как отказаться от поручительства, если срок прошел?

Ошибки при идентификации клиентов

Некоторые организации нарушают последовательность проведения идентификации, собирают неполный объем информации или не хранят анкеты клиентов — все это серьезные нарушения требований 115-ФЗ, которые могут привести к штрафам. Разберем типовые ошибки при идентификации клиентов подробнее.

Путают клиентов и контрагентов

Важно учитывать, что клиент и контрагент — не тождественные понятия. 115-ФЗ обязывает идентифицировать клиентов — юридических и физических лиц, иностранные структуры без образования юридического лица, но не контрагентов.

Клиент — это лицо, которое находится на обслуживании у организации, то есть ему оказывают услугу. А контрагент — это то лицо, с которым организация осуществляет хозяйственную деятельность, например, арендует у него офис, покупает канцтовары или оргтехнику.

Если клиент — юридическое лицо, значит, у него есть представитель — директор компании и бенефициар — это всегда физическое лицо, которое влияет на деятельность организации. Его тоже нужно идентифицировать.

Используют копии документов

По закону проводить идентификацию нужно по оригиналам документов или их заверенным копиям. Иногда организации считают, что достаточно получить скан документа, который клиент отправил по электронной почте, или найти информацию в свободном доступе. Однако это нарушение.

Не хранят анкеты клиентов

Некоторые организации хранят анкеты клиентов год-два или в пределах срока исковой давности. Однако по закону необходимо хранить анкеты минимум пять после окончания работы. Потеря анкеты клиента, с которым прекращены отношения менее пяти лет назад, будет считаться длящимся нарушением, и, соответственно, компанию могут привлечь к ответственности.

Анкета клиента в Контур.Призме соответствует необходимым требованиям нормативно-правовых актов о ПОД/ФТ и автоматически сохраняется в сервисе. Документ можно легко скачать и предъявить регулятору в случае проверки.

Не выявляют публичных должностных лиц

Бывает, что при идентификации не уточняют, является ли клиент или его родственниками публичными должностными лицами. Достаточно распространенная ситуация, когда в строке «Является ли клиент публичным должностным лицом», стоит прочерк или пустое место.

Золотое правило — анкета клиента должна быть полностью заполнена, на каждый поставленный вопрос в анкете должен быть дан четкий однозначный ответ: да или нет, относится либо не относится к публичным должностным лицам, является или не является родственником.

Проводят сверку с перечнями не в полном объеме

Встречаются организации, которые проверяют своих клиентов только по двум перечням Росфинмониторинга. Например, по списку террористов и экстремистов либо распространителей оружия массового уничтожения. О том, что необходимо проводить сверку по Решению межведомственного координационного органа, часто забывают. Всего перечней Росфинмониторинга — три.

При этом клиентов нужно проверять не только по перечням Росфинмониторинга. Достаточно распространенное нарушение, когда организации забывают делать проверку по санкционным перечням Совета Безопасности ООН. В Контур.Призме автоматически проводится проверка клиентов по всем необходимым перечням и критериям.

Не обосновывают уровень риска

Многие организации забывают писать обоснование оценки риска. Написано в анкете: уровень риска клиента — высокий. Почему так, непонятно. Высокий уровень риска можно обосновать наличием у клиента определенных факторов. А низкий — их отсутствием. Если все поля в анкете заполнены, уровень риска проставлен, но обоснований нет, это будет считаться нарушением.

На проведение полной идентификации клиентов уходит много времени. Контур.Призма позволяет снизить риски штрафов и освободить себя от рутинных проверок. Сервис за секунды собирает данные, проводит сверку с перечнями и формирует анкеты клиентов. Остается только скачать документ и предоставить регулятору во время проверки.

Авторы: Павел Смыслов, учредитель Межрегионального учебного и консультационно-правового центра финансового мониторинга

Светлана Кирланова, эксперт Контур.Призмы по законодательству в сфере ПОД/ФТ и комплаенс-рискам

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Лжекоммунальщики и ложные долги: как обманывают людей на услугах ЖКХ

Фото: TsibaevAlex/shutterstock.com

Мошенничество в сфере услуг ЖКХ — достаточно распространенное явление. Обычно преступники под видом сотрудников коммунальных служб приходят в квартиры и предлагают заменить счетчик, проверить плиту или установить газоанализатор. Нередко такие лжекоммунальщики работают группами, а их жертвами становятся десятки людей, в основном пожилые люди.

Недавно в Москве задержали мошенников, которые под видом сотрудников государственных и муниципальных организаций предлагали прочистить вентиляцию. Взяв за «услуги» 7,5-12 тыс. руб., они имитировали работу, а затем скрывались. От рук мошенников пострадали как минимум 50 человек. И такие случаи происходят по всей стране.

Люди становятся более информированными

По наблюдениям экспертов, с начала пандемии COVID-19 мошенников, которые ходят по квартирам стало меньше, так как в сфере управления многоквартирными домами за последние годы появилось множество доступных интернет-ресурсов и приложений, позволяющих оперативно связаться с ответственными лицами. «Именно такие ресурсы самые «главные враги» мошенников, так как можно до впускания в квартиру представителя проверить кто он», — отметила эксперт Общественного совета при Минстрое России, директор партнерства АНП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая.

По данным «Мосгаза», число мошенничеств снизилось в 30 раз. «Еще один-два года назад количество зарегистрированных мошеннических действий составляло около трехсот в месяц. Однако благодаря обширной информационной кампании, проводимой АО «Мосгаз» в СМИ, на сегодняшний день фиксируется в среднем до десяти обращений в месяц», — рассказали в пресс-службе организации.

Тем не менее лжекоммунальщики продолжают обманывать людей. Активность мошенников, выдающих себя за сотрудников коммунальных служб, обычно совпадает с периодом проверки газового оборудования и счетчиков, а также приходится на новогодние праздники.

Чаще всего жертвами лжекоммунальщиков становятся самые уязвимые категории граждан — пожилые люди и люди с ограниченными возможностями. Вслед за ними идут получатели субсидий. «Чтобы не лишиться своих субсидий, им необходимо вовремя вносить платежи. Этой слабостью и пользуются мошенники», — пояснил адвокат Шон Бетрозов. Вернуть потраченные деньги при таких мошенничествах сложно, особенно, если речь идет не о крупной сумме ущерба, и большинство пострадавших не обращается в правоохранительные органы, добавил он.

Чаще всего жертвами лжекоммунальщиков становятся самые уязвимые категории граждан — пожилые люди и люди с ограниченными возможностями. В след за ними идут получатели субсидий. 

Мошеннические схемы

1. Поддельные платежки

Наиболее активно мошенники используют рассылку поддельных квитанций об оплате услуг ЖКХ, отметил адвокат Шон Бетрозов. Чаще всего такие квитанции практически полностью копируют платежные документы управляющих компаний и их сложно отличить от оригинала. В них даже встречается QR-код и возможность быстрой оплаты. «Единственный способ распознать фальшивку — проверить расчетный счет организации», — отмечает юрист.

Пресс-служба Мосэнергосбыта:

— Недобросовестные организации обычно оставляют на дверях квартир и в почтовых ящиках москвичей уведомления, в которых говорится о необходимости замены счетчика или автомата. Лжеэлектрики заставляют менять автоматы под предлогом того, что в противном случае Мосэнергосбыт не заменит прибор учета.

Пресс-служба «Мосгаза»:

— Во всех округах столицы были случаи выявления мошенников, вследствие чего жители обращались в правоохранительные органы. Как правило, под видом АО «Мосгаз» навязывают услуги по замене газовых плит, установке газовых счетчиков и газоанализаторов. Зачастую, стоимость подобного рода «услуг» кратно завышена и страдают, к сожалению, от этого люди преклонного возраста. Граждан, заподозривших, что перед ними «лжегазовик», просят позвонить в «Мосгаз» по телефону 104 или 8-495-660-60-80. Оператор общества проинформирует жителя о том, проводится ли в настоящий момент по данному адресу проверка внутридомового газового оборудования.

Замена счетчиков, труб и продажа оборудования

Второе место среди мошеннических схем занимают услуги по замене, проверке или установке коммунальных счетчиков, детекторов газа, водоочистительных фильтров. Обычно к доверчивым гражданам приходят мошенники, представляясь сотрудником управляющей компании или коммунальной службы. «В ходе обмана злоумышленники навязывают услуги, цена на которые превышает рыночную в пять, а то и в десять раз», — отметил адвокат Шон Бетрозов.

Например, в начале 2021 года в Москве задержали мошенников, которые ходили по квартирам и убеждали хозяев заменить трубы, сантехнику и счетчики. Собственников они пугали тем, что в случае протечки старых труб им будут выставлены иски на крупные суммы от компаний и придется оплачивать ремонт соседям. Лжекоммунальщики составляли поддельные договора, имитировали проведение работ и исчезали. В итоге от действий злоумышленников пострадали 11 москвичей в возрасте от 62 до 97 лет. Материальный ущерб составил около 1,8 млн руб.

Еще одна схема — лжекоммунальщики устанавливают старые приборы учета, в том числе у которых окончился срок эксплуатации или приборы от «гаражного производителя», добавила Татьяна Вепрецкая. «В таких случаях самый верный способ проконсультироваться в управляющей организации, нужно ли менять прибор учета и насколько можно доверять установщикам данных приборов учета. Сам прибор учета можно проверить через государственную информационный ресурс «Аршин», — рекомендовала эксперт.

Что касается установки газоанализаторов, которые часто используют в своих схемах мошенники, то такие приборы должны устанавливаться только специализированной организацией, с которой у жителя имеется договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования через подачу заявки на установку такого оборудования.

Пьедестал способов мошенничеств занимает рассылка поддельных квитанций об оплате услуг ЖКХ и замена и проверка оборудования лжекоммунальщиками.

Несуществующие долги

Еще одна схема обмана — требования мошенников оплатить задолженность за услуги ЖКХ. Злоумышленники отправляют на электронную почту ссылки на поддельный единый платежный документ (ЕПД) с несуществующими коммунальными долгами и просьбой срочно погасить их. Если потребитель приступает к оплате, вводя реквизиты своей банковской карты, мошенники получают доступ к его счету и могут снять деньги в любой удобный момент.

Похожую схему обмана вскрыл банк ВТБ. Мошенники рассылали сообщения с требованиям оплатить возникшие долги по ЖКХ и ссылкой для проведения транзакции. Сумма долга варьировалась от 10 до 20 тыс. руб. Если человек игнорировал сообщения, аферисты звонили ему якобы от имени управляющей компании для проверки совершенных ранее в этом году платежей и убеждали в наличии долга. Выяснив способ оплаты и реквизиты карты, по которой проходил платеж, мошенники предлагали совершить «тестовую транзакцию для проверки» и сообщить им код из направленного СМС. После чего они получали доступ к банковским счетам клиента.

Поэтому прежде чем совершать подобные действия следует убедиться в подлинности самой платежки. В случае обнаружения подозрительной платежки лучше сразу обратиться в управляющую организацию (ее адрес указан в ЕПД) или зайдя в личный кабинет на сайте поставщиков коммунальных услуг.

Еще одна схема обмана в сфере коммунальных услуг — требования мошенников оплатить задолженность за ЖК. Злоумышленники отправляют на почту поддельный единый платежный документ (ЕПД) с несуществующими коммунальными долгами. 

Кражи

Мошенники могут также использовать коммунальные услуги просто как предлог для того, чтобы просто попасть в квартиру и вынести из нее ценные вещи. Например, в Петербурге в полицию обратился 94-летний местный житель, который стал жертвой таких мошенников. Они проникли в квартиру к пенсионеру, чтобы якобы проверить счетчик и похитили деньги из шкафа. Злоумышленников задержала полиция. По данным правоохранителей, они могут быть причастны к десяткам аналогичных преступлений.

Читайте также

Ложные начисления

Использовать уловки и обман могут не только лжекоммунальщики, но и управляющие компании. По словам Татьяны Вепрецкой, в рейтинге самых больших хитростей со стороны исполнителей коммунальных услуг остаются нарушения правил расчета за коммунальные услуги в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. Например, житель подает показания прибора учета в установленное время. А исполнитель такое показание учитывает в расчетах не в следующем месяце, а гораздо позже, чтобы выставить другую сумму по нормативу потребления коммунальной услуги или по среднему размеру по показаниям прибора учета. «Несмотря на небольшую разницу в суммах, при регулярном подобном расчете исполнитель коммунальной услуги имеет дополнительное авансирование на постоянной основе. Цепочку ложных начислений можно остановить, если житель контролирует каждое начисление за коммунальные услуги», — отметила эксперт.

Использовать уловки и обман могут не только лжекоммунальщики, но и управляющие компании. Например, использовать махинации при расчете коммуналки. 

Для ложных начислений используется также объем коммунального ресурса на содержание и использования общего имущества многоквартирного дома предъявляемый ресурсоснабжающими организациями (РСО) для оплаты в управляющую организацию. Объем коммунального ресурса в данном случае определяется как разница между общим объемом и объемом индивидуального потребления коммунального ресурса. «Хитрость заключается в том, что что объем индивидуального потребления всех жильцов на прямых договорах сложно проверить, поэтому РСО его при расчетах не боится занижать, указав вместо поданных показаний приборов учета «ноль», по нормативу или по среднему объему. При такой схеме получается житель переплачивает за коммунальные ресурсы», — рассказал директор партнерства АНП «Национальный жилищный конгресс». Подобные нарушения практически невозможны, если в многоквартирном доме стоит автоматизированная система учета коммунальных услуг, заключила она.

Идентификация личности при оплате ЖКХ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 июля 2018 года N 820

(с изменениями на 24 июня 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2021 года N 982 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.06.2021, N 0001202106280030).

УТВЕРЖДЕНЫ

от 14 июля 2018 года N 820

Требования к проведению идентификации физического лица государственными органами и организациями, осуществляющими размещение в электронной форме в единой системе идентификации и аутентификации сведений, необходимых для регистрации физического лица в указанной системе, и иных сведений, предусмотренных федеральными законами, а также размещающими сведения в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица*

(с изменениями на 24 июня 2021 года)

1. Настоящие требования применяются при проведении идентификации физического лица при его личном присутствии государственными органами и организациями, осуществляющими размещение в электронной форме в единой системе идентификации и аутентификации сведений, необходимых для регистрации физического лица в указанной системе, и иных сведений, предусмотренных федеральными законами, а также размещающими сведения в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица, проводимой в целях регистрации физического лица в единой системе идентификации и аутентификации, а также при размещении данных сведений в указанных системах.

2. Идентификация — совокупность мероприятий по установлению определенных настоящими требованиями сведений о физических лицах (далее — заявитель) и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) их надлежащим образом заверенных копий и (или) надлежащим образом заверенных выписок из оригиналов документов, а также информационных систем государственных органов и организаций посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

3. Идентификация заявителя должна проводиться государственными органами и организациями самостоятельно.

4. При идентификации заявителя государственными органами и организациями заявитель лично представляет сотруднику государственного органа и организации следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии);

б) дата рождения;

в) место рождения;

г) реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения);

д) адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

е) идентификационный номер налогоплательщика;

ж) информация о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования;

з) контактная информация (номер абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи и адрес электронной почты (при его наличии).

5. В соответствии с законодательством Российской Федерации для идентификации заявителя представляется один из следующих документов, являющихся документом, удостоверяющим личность:

а) паспорт гражданина Российской Федерации;

б) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащий электронный носитель информации;

в) паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

г) документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

6. Документы и сведения, на основании которых осуществляется идентификация заявителя, должны быть действительными на дату их представления.

Для целей идентификации представляются оригиналы документов и (или) их надлежащим образом заверенные копии. Если к идентификации заявителя имеет отношение только часть сведений из документа, может быть представлена надлежащим образом заверенная выписка из него.

7. Государственные органы и организации при проведении идентификации физического лица при его личном присутствии в соответствии с настоящими требованиями обязаны:

подтверждать достоверность сведений, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г», «е» и «ж» пункта 4 настоящих требований, с использованием информационных систем государственных органов и организаций, которые уполномочены в соответствии с федеральными законами на ведение указанных сведений;

осуществлять проверку на предмет, не является ли физическое лицо лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

8. В случае если на основании проверки, проведенной в соответствии с абзацем третьим пункта 7 настоящих требований, получены сведения о причастности физического лица к экстремистской деятельности или терроризму, а также не подтверждена достоверность сведений, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г», «е» и «ж» пункта 4 настоящих требований, размещение сведений в единой биометрической системе не осуществляется.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]